План урока на тему: «быт и нравы «темного царства». молодое поколение в пьесе островского «гроза

Великий русский драматург А.Н. Островский хорошо знал российскую провинциальную жизнь, изображая ее тонко, точно и живо. На примере городка Калинова, в котором происходит действие драмы «Гроза», Островский показал глубокие нравственные изъяны общества, прикрытые внешним лоском и кажущимся благополучием.

Истинная красота жизни остается в стороне, не попадает в поле зрения большинства жителей провинциального городка. «… Вид необыкновенный! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу»,

– восторгается Кулигин, механик-самоучка, мечтающий о вечном двигателе. Однако, к сожалению, другие жители Калинова не замечают этого великолепия.

«Темное царство» – такую точную характеристику дает калиновцам наблюдательный Кулигин. Он критикует жестокие провинциальные нравы, мещанские грубость и духовную ограниченность; переживает о «бедности нагольной», которая бросается в глаза приезжему; в лице Дикого осуждает зависть, косность, невежество. Героя возмущает, как в его городке на гербовых листах кляузы строгают на ближних, как потом судятся, успокаивая себя мыслями: «Я потрачусь, да уж и ему в копейку встанет».

О Кабановой Кулигин отзывается так: «Ханжа! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Он рассказывает о том, что в Калинове ворота запирают на замки, и за этими замками «самодуры» истязают своих домашних. За высокими заборами льются «невидимые и неслышимые» слезы. Купцы-самодуры, не боясь Бога, грабят сирот.

Вчитываясь в произведение, мы забываем о красотах природы этого места и постепенно погружаемся в темный мир власти и грубой силы. «Темное царство» – это царство старых невежественных крепостников, в котором расшатаны все нравственные устои.

Савел Прокофьевич Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно издеваться над всеми, кто беден и материально зависим от него. Люди для него ничто.

Однако влиятельный материально, Дикой слаб духовно. Когда на переправе Дикого обругал гусар, он не посмел вступить в открытую борьбу, а всю злобу выместил дома. Однако, хотя и страшен Дикой своей необузданностью, внутренне это убогий, никчемный человек. Недаром Кабаниха замечает: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами».

В отличие от Дикого, Кабаниха скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетельностью. Она – глава дома и уверена, что на этом основании имеет право распоряжаться чужими судьбами. Больше всего от ее самодурства страдает невестка Катерина. Кабанова придерживается старых семейных традиций и обрядов, по которым семья рассматривается как иерархическая система, в которой младший подчиняется старшему, жена – мужу. Однако для нее важны не суть этих традиций, а внешний образ порядка в семье и мире в целом. Кабанова взяла самое плохое, отжившее, косное из вековых традиций, извлекла самые жестокие формы семейных отношений, оправдывающие деспотизм.

Я думаю, А.Н. Островский драмы хотел подчеркнуть, что обществу угрожает не патриархальность как таковая, а самодурство, скрытое под маской закона. Например, Дикой обогащается, обманывая наемных работников. Однако он не считает это преступлением, заявляя: «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются».

В городе Калинове царят корысть и жестокость, нет места простым чувствам и живому разуму. Население в основном невежественно, мало того – многие калиновцы видят вред в просвещении. Жители всерьез считают, что Литва, например, упала с неба, а «где был какой бой с ней, там для памятки курганы насыпаны».

Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни калиновцев, калечат их души. Ужасен нехитрый жизненный принцип Варвары: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она лишена чувства ответственности за свои поступки. Ей непонятны нравственные искания Катерины. Доброта Тихона не спасает его от трагедии. Безволие этого героя не позволяет ему защитить не только жену, но и себя самого от произвола «самодуров». Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство.

Идеи, заложенные в драме, были вызваны к жизни событиями, происходившими в то время во всей России. Перед обществом стоял вопрос о раскрепощении крестьян и освобождении человеческой личности. Поэтому, чувствуя приближение новой жизни, ощущая конец своей власти, и шумят самодуры в «Грозе».

В драме намечены первые взлеты самосознания простого человека, выражение несогласия со старым укладом и жизненной позицией «сильных мира сего». Самоубийство Катерины является одним из этих порывов: «Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу». И все чаще гремят грозы над «темным царством», предвещая полное его разрушение. И мне, современному человеку, хочется верить, что счастье человека – в его руках, что впереди его ждет высокая любовь, если он ее заслужит!

План урока на тему: « БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА». МОЛОДОЕ
ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»»

Цели: помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль, утверждающую право сильного, право тиранить и «топтать» тех, кто слабее и беспомощнее, кто думает и живет по-другому; показать неизбежность крушения «темного царства»; отметить характерные черты представителей молодого поколения в пьесе Островского.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

БЫТ И НРАВЫ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА»

Критик Н. А. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, «темным царством».

Дикой и Кабаниха – типичные представители «темного царства». Это люди-хищники.

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что подразумевал Добролюбов под «темным царством»? Каковы его основные черты?

2. Что значит слово «самодур»?

3. Как Дикой понимает выражение «выйти в люди»?

4. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

5. Как он относится к Кабанихе, Борису, Кулигину?

6. Марфа Игнатьевна Кабанова. Каково ее отношение к «новым порядкам»?

7. Как относится она к Катерине, Тихону, Варваре?

8. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

9. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

10. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.

Дикой Савёл Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек .

Власть денег – основа самодурства. Цель жизни Дикого – обогащение, а способы обогащения всякие: обсчет работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.

Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи сорвался!» Страсть к ругательству еще сильнее, если у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством. Кабаниха – «блюстительница» и защитница обычаев и порядков патриархальной старины.

Н. А. Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами того не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему все хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой… А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Из статьи «Луч света в темном царстве» . )

Жестокость Кабанихи и самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания: чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения. Главным «орудием» подчинения, подавления оказывается страх. Как норма жизни – страх, возведенный в закон. Закон в «темном царстве» и страх нераздельны, надо бояться , на этом держится порядок.

II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.

Тихон, Борис, Варвара, Кулигин, Кудряш – «жертвы» «темного царства».

Тихон – добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всем покорный матери, Тихон все же открыто обвинил ее (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить…» Страшно, если живые завидуют мертвым.

Борис – мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за свое счастье, Борис выбирает путь смирения.

Кулигин – талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Образ самоучки Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «темного царства».

Варвара понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Д ля Варвары ложь – норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.

Кудряш – отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)

Домашнее задание Рассказ о Катерине (Чем она отличается от других героев пьесы? Круг ее увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном, Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях? Смерть героини – поражение или победа?)

Урок по теме: « Быт и нравы "тёмного царства" по драме Островского «Гроза».

Цели:

1) образовательная – более глубокое знакомство с творчеством А.Н.Островского на примере пьесы «Гроза»; познакомиться с г.Калиновым и его жителями, их нравами, обычаями;

2) развивающая – совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

3) воспитательная – заставить учащихся задуматься над жизненными принципами, которые определяют поведение и поступки героев.

Вид урока – урок усвоения нового материала

Тип урока – урок – анализ

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Слово учителя.

С первых страниц пьесы мы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга.

Обратимся к картине Левитана «Вечер. Золотой плес». Оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где происходило действие драмы, мы бы увидели с вами следующую картину: над рекой поднимается туман. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, золотистые краски воды. Церковь. Тишина и покой…

Роль пейзажа :

    Наслаждение пейзажем может смягчить нравы жителей города Калинова (по мысли Кулигина);

    На контрасте показать жестокие нравы;

    Через отношение к природе показать разное мировосприятие жителей города. (Д. I явл. 1; Д. III явл. 3, монологи Кулигина).

    Давайте теперь обратимся к тексту драмы.

Жестокие нравы города Калинова.

Характеристика Дикого (Д. I.явл. 2,3; Д. III явл. 2; Д. IV явл. 2).

Купец Савел Прокофьевич Дикой слывет в городе грубым и жестоким человеком. Мещанин Шапкин дает ему такую характеристику: « Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет ».

Порой Дикой и сам не рад своему характеру: обругав однажды во время великого поста мужика, который пришел к нему за деньгами, он после на коленях просит у него прощения. Примечательно, что Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по натуре он малодушен и труслив. « А и честь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами », - справедливо говорит Кабаниха. Именно к Дикому из всех героев пьесы больше всего подходит определение «самодур».

Характеристика Кабановой (Д.I явл. 3,5; Д. II явл 3,5)

Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «темного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье: « Ведь от любви родители и строги к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить », - говорит она своим детям.

Кабаниха чувствует, что ее время уходит, и всеми силами старается отдалить конец, заставляя близких формально соблюдать «правила приличия». « Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем », - говорит о ней Кулигин Борису.

Тем не менее в конце пьесы Кабаниха теряет свою власть: Варвара убегает из дома, Катерина кончает жизнь самоубийством, а Тихон прилюдно обвиняет ее в смерти жены.

Анализ монологов Кулигина,

1. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

"Жестокие нравы"; "грубость да бедность нагольная"; "честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба"; "старается бедного закабалить"; "на труды даровые еще больше денег наживать"; "не доплачу копейку"; "торговлю подрывают из зависти"; "враждуют" и др. -- это принципы жизни в городе.

2. Выделите слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в семье.

"Бульвар делали, а не гуляют"; "ворота заперты и собаки спущены"; "чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят"; "слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые"; "за этими замками разврату темного да пьянства" и др. -- это принципы жизни в семье.

Как можно оценить монологи Феклуши (д. 1, явл. 2; д 2, явл. 1; д. 3, явл. )

1). Каким предстает город в ее восприятии? Бла-алепие, красота дивная, обетованная земля, рай и тишина .

2). Какую роль играет этот образ? Каковы жители, обитающие здесь?

(Несёт тьму и невежество, её рассказы внушают страх и искажение представлений о мире. Впервые в её монологах звучит мысль о близком конце этого времени. Жители невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши, которые показывают ее темноту и безграмотность: рассказ об огненном змее; о ком-то с черным лицом; о времени, которое становится короче (д. 3, явл. 1); о других странах (д. 2, явл. 1). Калиновцы верят, что Литва упала с неба (д. 4, явл. 1.), боятся грозы (д. 4, явл. 4).

Обратимся к образу Кудряша. (Д. I, явл. 1). Что можно сказать о нем?

Зеркальное отражение Дикого.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу -- помилую, захочу -- раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках?

Дикой

Кабаниха

О нем:

"ругатель"; "как с цепи сорвался"

О ней:

"все под видом благочестия"; "ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем"; "бранится"; "точит, как ржа железо"

Он сам:

"дармоед"; "проклятый"; "провались ты"; "глупый человек"; "поди ты прочь"; "что я тебе -- ровный что ли"; "с рылом-то и лезет разговаривать"; "разбойник"; "аспид"; "дурак" и др.

Она сама:

"вижу, что вам воли хочется"; "тебя не станет бояться, меня и подавно"; "хочешь своей волей жить"; "дурак"; "приказывай жене"; "должен исполнять, что мать говорит"; "куда воля-то ведет" и др.

Вывод . Дикой -- ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод . Кабаниха -- ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод. Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой -- ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей воле.

В человеческом обществе, в отличие от мира природы, действует произвол, грубость, грабёж, стяжательство, деспотизм, семейный деспотизм, самодурство.

На чём же основано самодурство диких?

На власти;

Материальной зависимости;

На домостроевских, освещённых церковью и стариной, патриархальными традициями семейных законах;

На традиционной покорности и невежестве людей.

Есть ли силы, противостоящие самодурной силе хозяев жизни?

Кулигин, характеристика:

Образованный человек, механик-самоучка, его фамилия напоминает фамилию русского изобретателя Кулибина. Герой тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поет песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом, Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе героя воплощен вечный мотив горя от ума .

Советует «угождать как-нибудь» самодурам.

Он несёт в народ культуру и просвещение, демонстрирует развитость и самостоятельность мышления. Но он мечтатель, а не борец: его проекты неосуществимы. Характерно, что он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя.

Варвара, характеристика:

И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон, характеристика:

Любит Катерину, но является орудием в руках матери, безвольный, бесхарактерный, не может защитить жену.

«Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

Борис, характеристика:

«Уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит, а тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал».

«Не по своей воле еду: дядя посылает».

«Не застали бы нас здесь…время мне, Катя».

«Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

Итог урока:

Город Калинов, в котором разворачиваются события в пьесе «Гроза», является собирательным образом российских провинциальных городов. Грубость, жестокость, насилие, лицемерие, невежество процветают среди его жителей. Чуткость к красоте природы, поэтическое, образное восприятие действительности, желание изменить жизнь в городе к лучшему характерны для немногих. И все же устои «темного царства» постепенно рушатся. Это чувствуют даже его «сторонники»:

Кабанова. И хуже этого, милая будет.

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.

Кабанова. Может, и доживем

Д/з:

Д/з: Характеристика образа Катерины.

1). Эпизоды для анализа: Д II, явл. 2, 3, 4, 5; Д. II, явл. 10, Д. III, явл.6-8; Д.IV, явл. 3, 4, 5; Д. V, явл. 2, 4.

2). Один из монологов Катерины наизусть.

При чтении произведений Островского мы неожиданно попадаем в царящую в обществе атмосферу и становимся невольными участниками событий, происходящих на сцене. Мы соединяемся с толпой и словно со стороны рассматриваем жизнь героев.

Мы оказываемся в приволжском городе Калинове и получаем возможность наблюдать за бытом и нравами его жителей. В основной массе это купечество, жизнь именно этого сословия изображена драматургом с мастерством и глубоким знанием дела.

Мы знакомимся с типичными представителями этого общества. На первых страницах произведения перед нами предстает купец Дикой - “значительное лицо” в городе.

Шапкин так отзывается о нем: такого «ругателя», как «Савел Прокофьич, поискать еще». Мы тут же слышим такие же слова и о Кабанихе. Нам становится ясно, что с Диким они одинаковы.

Кулигин любуется необыкновенным пейзажем, однако на фоне этого самого пейзажа мы наблюдаем безрадостную картину жизни, изображенную автором в «Грозе». Из уст Кулигина мы слышим точную и четкую характеристику того, что происходит в Калинове - быта, нравов и обычаев купечества. Он чувствует безотрадную атмосферу, сложившуюся в городе. Поэтому он заявляет о невежестве и необразованности масс, о том, что честным трудом невозможно заработать деньги, вырваться из кабалы знатных лиц, заправляющих в городе. Они далеки от цивилизации, но она им и не нужна. Сохранение прежних устоев, нежелание нового, отсутствие закона и полная власть силы - вот что является законом и нормой их жизни, этим они живут и довольствуются. Эти люди подчиняют своей воле всех, кто рядом с ними, всякий их протест они подавляют, как и любое проявление личности.

Автор демонстрирует Кабаниху и Дикого - типичных представителей «темного» общества. Они имеют в обществе особое положение, их боятся и поэтому испытывают к ним уважение, у них есть капитал, а это означает, что у них есть власть. Общие законы для них не существуют, они живут по своим законам и всех заставляют жить согласно им. У них одно желание – покорить всех, кто слабее, а тех, кто сильнее - “умаслить”. Они являются деспотами и в семье, и в жизни.

Так, Тихон беспрекословно подчиняется своей матери, Борис - дяде. Брань Кабанихи всегда подается «под видом благочестия», ругань же Дикого говорит о том, что он будто “с цепи сорвался”. Оба они не желают признавать новое, живут по домостроевским порядкам. Они невежественны и скупы, что вызывает у нас смех, а порой и горькую усмешку. Например, о грозе Дикой говорит, что это наказание на род людской, чтобы мы чувствовали это.

Удивительно и бессердечие, с которым эти люди относятся к зависимым от них.

Эти властители имеют и персонажей, помогающих им осуществлять свое господство. Среди них Тихон, способствующий укреплению власти Кабанихи, молчаливый и слабовольный; Феклуша – глупая и необразованная сочинительница небылиц о цивилизованном мире; горожане, проживающие в Калинове и примирившиеся с такими порядками. Все эти персонажи и представляют собой “темное царство”, изображенное автором в пьесе.

Драматург применил разнообразные художественные средства, изобразил типичный провинциальный город, показал его обычаи и нравы, описал произвол, насилие, полнейшее невежество, царящие в Калинове, подавление любого проявления к свободе, в первую очередь, к свободе духа.

» была написана в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость экономических и политических перемен, и в произведении Островского отразилась историческая ситуация. В своей пьесе Островский изобразил общество середины девятнадцатого века, его быт и нравы. Он очень ярко и точно воспроизвел жизнь патриархального купечества, отношения в котором были основаны только на материальных ценностях, а стремление к знаниям, интерес к открытиям в области, науки воспринимались как что-то бесполезное и ненужное. Островский, изображая мир невежд и «самодуров русской жизни», обличал пороки общества. Старый, косный порядок, стражами которого являются Дикой и Кабаниха, господствует в отношениях героев.

Персонажи пьесы оказываются в зловещей среде бессердечности и тупого преклонения перед могуществом старых, давно изживших себя порядков. Так, Кабанова, защитница старых основ жизни, обычаев и обрядов «темного царства», тщетно пытается внушить деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, уважение к старшим, выполнение всех старинных обрядов, а главное - никогда не сметь «свое суждение иметь». Так Кабанова воспитывала своего сына, отбив у него всякое желание самостоятельно мыслить. «Да смеем ли мы... подумать», - подводит Тихон итог «маменькиному» учению. Это общество деградировавших личностей. По выражению Добролюбова, Тихон - «простодушное и пошловатое... существо». Он доверил свои чувства самому близкому человеку, а Кабаниха под прикрытием безграничной «любви» дала ему понять, что он лишь слуга, выполняющий ее прихоти. Она так вошла в роль всемогущей правительницы, что намеревалась сделать из всего своего окружения рабов, «добру научить». Все в этом мире тиранов живут несвободно, «будто из-под неволи». Эта норма жизни утверждается «старшими», которые уверены, что те «глупые», кто «на свою волю хотят». Люди, находящиеся под гнетом таких, как Кабанова, ассоциируются с безвольными крепостными крестьянами. Но и им «хозяева жизни» жить не дают. Ведь свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков, сторонником которых является и Савел Прокофьевич Дикой.

Дикой - главная фигура в Калинове. Его образ - это яркий пример тех нравов, царивших в обществе. Он груб и очень богат. Половину города он держит в кулаке, заставляет работать на себя, а когда приходит время расплаты» то он деньги платит очень неохотно, иногда даже может «обругать» или «прибить». Он либо вообще не платит, либо обсчитывает. «Что ж тут особенного, - объясняет он, - я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Власти поддерживают Дикого, потому что он «свой» человек, он опора городничего и полицмейстера: им невыгодно с ним ссориться. Угодить Дикому невозможно. Кудряш говорит, что у него вся жизнь на ругательстве основана. А ярче всего быт Дикого и всего «темного царства» характеризует Кулигин: «А у кого деньги... тот старается бедного закабалить... Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг нд друга; залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных... А те... злостные кляузы строчат на ближних». Таков быт мира самодуров. Главная черта Дикого - грубость. Он также может делать все, что вздумается, ведь раздавить человека при его деньгах ему ничего не стоит. А его основной смысл жизни - обогащение. Но и не только его, это принципы жизни любого представителя «темного царства», им всем присущи невежественность и суеверность.

Рисуя образы этих героев, Островский совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до человеческого достоинства и внутренних переживаний других. «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие», - характеризует Кулигин быт и нравы города Калинова.