Статуи покорения коня. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт

Каменный Аничков мост – самый любимый и посещаемый романтиками в Санкт-Петербурге. Многие до сих пор уверены, что красивое название мост получил от некой «Анечки». Однако, изучив историю, можно узнать, что он назван в честь инженера Михаила Аничкова, который руководил строительством первой деревянной переправы (прототипом современного моста) в начале далекого XVIII века.

Историческая справка

Первая деревянная переправа на месте нынешнего Аничкова моста была построена по указу Петра I еще в 1716 году. Тогда он стал частью строившегося Невского проспекта и одновременно служил пропускным пунктом, ведь находился на самом краю Санкт-Петербурга.

За несколько десятилетий он неоднократно реставрировался, на нем проводились капитальные работы. Лишь в средине XIX века, когда количество регулярно передвигающихся по мосту телег и экипажей возрастало с огромной скоростью, возникла необходимость расширять и укреплять границы моста.

Что упростить себе работу, управляющий процессом реконструкции генерал-лейтенант А. Д. Готман скомандовал разобрать старые сооружения и построить совершенно новый мост. В короткие сроки, чуть более чем за полгода над Невой появился новый мост. Открытие состоялось зимой 1842 года. Но и на этот раз ошибки, допущенные при строительстве, повлекли за собой деформации. Последней серьезной реконструкцией моста в 1906-1908 годах успешно занялся архитектор П.В. Щусев. С тех пор мост имеет неизменные три пролета разной высоты, облицованные красивым розовым гранитом кирпичные своды и гидроизолированные металлические конструкции.

Интересные факты

Известности и огромному количеству историй, связанных с Аничковым мостом, можно только позавидовать. Самые интересные факты:

  • Когда в 1726 году переправа стала разводной. Ее открывали для прохода судов с высокими мачтами. Но не только для этого. Чтобы волки из ближних лесов не попадали в город, переправу открывали в ночное время.
  • На старых картинах, срисованных с моста. Между пролетами можно увидеть ниши с решетками. Это долговые ямы, в которые попадали злостные неплательщики налогов или картежников. Так было до времен правительства Екатерины II, которая приказала замуровать проемы.
  • Скульптуры коней, которые украшают мост с обеих сторон, во времена войны были закопаны в сквере около Аничкова дворца и только в 1945 году их снова откопали и поставили на прежние места. Таким образом, они сохранили свой вид.

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет притягательную силу. Скульптурные композиции коней на гранитных постаментах по обеим берегам реки Фонтанки способны завораживать взгляд. Об историях и легендах вокруг коней Аничкового моста и поговорим в этой статье. Но для начала напомним,

Почему Аничков мост так называется

Название «Аничков», мост получил благодаря расквартированному за р. Фонтанкой батальона под командованием подполковника М. Аничкова в Аничковой же слободе. Времена тогда были самые «петровские» - царствование Петра I. С тех пор переправа через реку, как продолжение Невского проспекта, называется Аничков мост. Теперь вернемся к теме статьи.

История коней на Аничковом мосту в СПб

Четыре скульптурные композиции «Укрощение коней человеком» работы петербургского скульптора-анималиста Пётра Карловича Клодта являются главным украшением переправы через реку Фонтанку на Невском проспекте. И, одновременно, одним из самых узнаваемых образов Санкт-Петербурга.

Фактов и занимательных историй вокруг творения П.К.Клодта имеет множество. Для того, чтобы не погружать читателя в глубины истории, мы и кратко перечислим основные:

Окончательно был украшен скульптурами из бронзы только в 1851 году. До этого две композиции из металла постоянно снимались для подарков зарубежным монархам от императора Николая I. На время изготовления новых скульптур, на постаменте находились гипсовые копии покрашенные «под бронзу». Они были повторением первой группы.

Окончательный вид скульптуры приобрели именно в 1851 году – четыре разных стадий укрощения коней. Но табличка «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году» на одном из постаментов может ввести в заблуждение.

Бронзовые кони с разворотом в сторону Адмиралтейства с подковами на копытах, а их «соседи» на противоположном берегу Фонтанке – без подков. Говорят, что неподкованные кони смотрят на бывшие мастерские (XVIII век, Литейный проспект), где и подковывали лошадей. А те, что уже «обуты», уже вышли из крепких рук кузнеца.

При отливке своих скульптур, П.К.Клод использовал темное пиво. Это доказал проведенный хим/анализ металла при реставрации коней в 2000 году. Историки знали об этом факте, но подтвердить не могли. Кстати, отливал скульптор свои произведения всегда собственноручно.

И теперь немного забавного. Довольно часто туристы в Санкт-Петербурге спрашивают, как связаны

Отвечаем просто: бытует , что в паху одного из жеребцов скульптурной группы угадывается профиль мужчины. Так ли это на самом деле, каждый может удостовериться сам, подойдя к гранитному постаменту. Мы же прилагаем фотографию для тех, кто не имеет такой возможности. Смотрите, угадывайте и сравнивайте.

Народная молва приписывает лицо «у коня» на Аничковом мосту двум персонажам:

  1. Наполеону Бонапарту.
  2. Любовнику жены скульптора.

Первый вариант, возможно, ассоциируется с тяжелыми временами после Отечественной войны 1812 года, которые еще переживались во времена создания великолепных групп коней и укротителей. Возможно, Петр Карлович хотел навсегда расквитаться за народные страдания.

Второй вариант более прозаичен: говорят, что скульптор знал про увлечение жены высокопоставленным царским чиновником. Но сделать ничего не мог. Уж больно высоко «сидел» чинуша. Поэтому решил отомстить вот таким образом. Месть оказалась на века… Как и творения Клодта.

Нажмите, чтобы не потерять

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых знаменитых и красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт -Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. Я там был, ссылка на пост ниже.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе. О них у меня есть отдельный пост.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных - Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивление всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

И не зря - мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков фашисткого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста))) тогда...

И сейчас... обратите внимания, раньше мост называли не АничКОВ, а АничКИН или АничКОВСКИЙ. На открытках выше в подписях это видно.

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет))) впрочем вру. Не называют его так... шутка.

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

Инфа и ряд картин и гравюр (С) интернет, Википедия и другие места интернета.

С конями, которые создал знаменитейший и своеобразнейший скульптор Петр Карлович Клодт, связано много разных историй, больше похожих на байки. Мы не будем их все пересказывать – только две и еще реальный один случай из жизни. Речь пойдет о конях на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка и служащего частью Невского проспекта в Петербурге.

Любовнику жены не повезло

Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.

Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Анúчковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Если есть конь – на нем можно сидеть

Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.

Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.

Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.

В любое время года, в любое время суток и в любую погоду на Аничковом мосту можно увидеть, как кто-то фотографируется на фоне легендарных бронзовых коней. Привезти домой такой снимок - настолько же обязательная часть туристической программы, как поход в Эрмитаж или подбрасывание монетки над памятником Чижику-Пыжику.

Между тем, мост далеко не сразу обрел свой «открыточный» вид: поначалу он был деревянным, а затем несколько раз перестраивался в камне..

Несуществующая Анечка

«Реставрация» в данном случае - не просто ремонт, а кардинальная перемена облика, которому предшествовала долгая история. Впервые заменить паромное сообщение пешим на этом участке постановил еще Петр I в 1715 году, распорядившись «за Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост».

После деревянной переправы решено было возвести каменную. Фото: Commons.wikimedia.org Деревянное мостостроительство в те годы широко развернулось в Петербурге - переправы появлялись то тут, то там, и никакого сакрального значения их наименованию не придавали. Поскольку наводить мост на Фонтанке подрядили солдат располагавшегося неподалеку адмиралтейского «строительного батальона» под командованием майора Михаила Аничкова, то и мост стали звать «Аничковым» (с ударением на второй слог). Много позже молва породила миф о некой Анечке - безвестной героине туманной любовной истории, связанной не то с архитектором, не то с одним из строителей моста. В народе мост даже какое-то время называли Анечкиным. Но это не более чем красивая легенда. В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось.

Сам Аничков принадлежал к дворянскому роду, корни которого уходят в XIV век. Известно, что после постройки моста он дослужился полковника и владел участком, где сейчас находится Александринский театр. Оттуда к Садовой улице вел Аничков переулок, который сегодня зовется переулком Крылова. А Аничков дворец, построенный здесь в 1740-х годах, был назван просто по близости к одноименному мосту и к роду Аничковых отношения не имел.

Каменный век

На смену деревянной в 1785 году пришла каменная переправа. Прежде нее на реке Фонтанке были построены из камня Прачечный, Пантелеймоновский, Измайловский, Семеновский и Обуховский мосты, мосты Ломоносова и Белинского.

Впрочем, ветшать деревянный мост начал уже в 1720-х годах. Кроме того, он был настолько узким, что два экипажа с трудом могли разъехаться на нем. В 1921 году за его реконструкцию взялся голландец Герман ванн Болес, а воплощал его проект в жизнь Доменико Трезини. «Нынешнего 1721 года в январе месяце повелено отпустить из города архитектору Андрею Тризину к строению подъемного мосту, который строится через фонтаную речку, для ящиков дикого камня, из города четырнадцать саженей...», - говорилось в одном из документов того времени.

Благодаря Болесу мост приобрел разводной пролет, открыть который способны были два человека (раньше для прохода судов один из пролетов приходилось разбирать). В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова Аничков мост был перестроен. Одной из причин, по которым его требовалось укрепить, стал подарок императрице от персидского шаха - слоны, которых должны были торжественно провести по Невскому проспекту.

Так выглядел мост в 1830-х годах. Фото: Commons.wikimedia.org

Пришлось пожертвовать разводным пролетом, зато на въезде появились фонари на деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше современной.

Спустя еще 30 лет всю Фонтанку одели в гранит, а мосты оформили однотипно по проекту француза Перроне. Перестроили и Аничков мост: он стал гранитным, трехпролетным и снова обрел разводной механизм. В начале XIX века каменные парапеты моста были заменены решетками с каменными тумбами в духе оград речных набережных. При въезде на мост установили каменные обелиски с фонарями.

Но к 1839 году стало ясно, что мост хоть и надежен, но слишком узок для разросшегося города. Было принято решение о перестройке, которая и придала мосту его современный вид.

Обретение коней

Проект перестройки моста был составлен инженер-майором Иваном Буттацем при участии инженера Александра Редера и подписан Николаем I в декабре 1840 года, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Работы под надзором директора Путейского института генерал-лейтенанта Андрея Готмана шли споро: уже через три месяца были выложены новые кирпичные арки, своды облицевали розовым гранитом, оставшимся от строительства Исаакиевского собора. Мост соорудили всего за полгода, после чего встал вопрос о его эстетическом оформлении.

Кони Клодта - один из самых известных "открыточных" видов Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org Сначала планировали украсить своды бронзовыми накладками, быки - декоративными вазами, а береговые устои - конными группами. Позже решили ограничиться лишь последними. Петербургский скульптор-анималист Петр Клодт в то время работал над скульптурами ведомых юношами коней, которые должны были украсить пристань на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. В итоге на пристани остались львы и вазы, а коням нашли иное применение: в ноябре 1841 года взвод саперов переместил их из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке. Их установили на западном берегу реки. С восточной стороны разместились гипсовые копии, выкрашенные под бронзу.

Еще год понадобился Клодту, чтобы создать вторую пару конных групп, но оказаться на Фонтанке им была не судьба: по указанию Николая I фигуры подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и перевезли их в Берлин. Тем временем обер-полицмейстер, следивший за состоянием моста, сообщал, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной». Одна из гипсовых копий настолько обветшала, что у нее отвалился хвост.

Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены лишь 9 октября 1843 года и простояли всего три года - на этот раз их подарили королю Сицилии Фердинанду II и увезли в Неаполь. Клодт увидел в этом знак судьбы и вместо очередных копий решил сделать совершенно новую композицию на тему покорения природы человеком.

Мост сегодня находится под охраной государства как памятник. Фото: Commons.wikimedia.org / Potekhin

Эскизы последних двух групп были готовы в 1848 году, а в 1850 скульптурные группы украсили наконец мост. Четыре образа соответствуют этапам укрощения коня: в первой группе изображен человек с кордой в руках, во второй - попытка коня вырваться на свободу, в третьей - постепенное утверждение воли человека, в четвертой - человек, спокойно идущий рядом с укрощенным конем. Кони третьей и четвертой группы, в отличие от первых, подкованы. Легенда гласит, что Николай I на церемонии открытия моста хлопнул художника по плечу и заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!»

Еще три пары таких же скульптурных групп позже были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой. Они стали одним из главных символов Петербурга. Об Аничковом мосту писал Александр Блок.