Художественная культура 17 века портрет. Русская художественная культура XVII века

17 век – бунташный век. Восстание Ивана Болотникова, Степана Разина. Соляной, Медный бунты. «Смутное Время» до 1613 года.

17 век – активная секуляризация искусства (обмервщление). Ослабление религиозного начала.

Признаки обмервщления:

1) Появление парсуны (от персона). Это переходный жанр от иконы к портрету. Портрет, выполненный в иконописной манере.

«Парсуна Иван Грозный»

« Князь Фёдор Иванович»

2) Изменения значения иконы. Согласно новому мировоззрению, икона несёт радостное, позитивное ощущение бытия. Икона теряет свои религиозные функции, приобретая значение эстетической функции.

3) Появление исторической прозы и стихосложения. Первая историческая книга – Синоксис.

4) Появление театра. Театр – бессовское зрелище.

5) Появление кантов, бытовых песен. Пришли к нам из Польши, назывались кантычками, особенно стали распространены в 18 веке.

6) Появление гражданской архитектуры. Нарышкинское барокко. Московское барокко 17 век.

Существуют две художественные школы:

Строгановская

Годуновская

Строгановская школа была инновационная.

Годуновская традиционная. (Творчество Рублёва, Дионисия)

Новации старой школы заключаются в попытке создания реалистичной живописи. В изменении традиций, в отрицании традиций.

В искусствоведении это получило название соединение старого и нового стилей.

17 век завершил искусство Древней Руси. Одновременно он стал началом формирования светского искусства и светского мировоззрения.

На секуляризацию повлиял раскол церкви 17 веке (1653 год).

Самым ярким представителем старой школы был Прокопий Чирин:

а) « Никита Воин»

б) « Богоматерь Владимирская»

в) « Иоанн Предча»

а) Икона, смещение влево, светский щёголь. Нарушение всех традиций.

б) Клеммы и картины из жизни Богоматери.

Особенно был известен мастер оружейной палаты Симон Ушаков:

Прославился как живописец, график, историк живописи. Первый написал теоретический трактат об иконописании, требовал изображения как в жизни. Стоял у истоков реалистической живописи.

- « Архангел Михаил»

- « Спас Великий Архиерей»

- « Троица» (пейзаж на фоне)

- « Тайная Вечеря»

В провинциальных городах формируются новые школы. Особенно известна школа в Ярославле, и мастер Гурий Никитин. Он пытался приблизить иконы к земной жизни.

Церковь Ильи Пророка « Потоп» прообраз Брюллова « Последний день» и «Адам и Ева».

В 17 веке отстраиваются крупные монастыри: Донская и Новодевичий в Москве, Покровский, Спаса - Ефимиевский в Суздале, Алексеевский в Угличе.

В 17 веке были построены шедевры деревянного зодчества. Церковь Преображения в Кижах. Церковь Вознесения в Торжке.

Московское нарышкинское барокко.

В Россию барокко пришло через Польшу, во второй половине 17 века. Барокко стало для Москвы символом европейского мышления.

От западной Европы мы взяли полифоничность мировоздания, его переменчивую сущность, многогранность, музыкальность. Считается что отечественное барокко 17 века больше похоже на западный Ренессанс.

Московское барокко помимо западно - европейских традиций использовало традиции древне - русского деревянного зодчества.

- Московское барокко пышное, монументальное, декоративное. Имеет два цвета, что придаёт постройкам праздничность. Основные: белый, красный.

Колокольня Петровского монастыря в Москве:

1) Два цвета

2) Стилизация колонн

3) Украшение окон (мелкие узоры)

Многоярусная архитектура, каждый следующий ярус меньше преведущего.

Колокольня Новодевечего монастыря.

Церковь, расположенная в Москве на Донской улице:

Используют шатровую архитектуру:

Спасская церковь в Уборах (село)

Петропаловский собор в Казани

Сухарева башня в Москве (Светское здание. При Петре была Навигацкая школа. Была разрушена при Сталине (при спрямлении улиц).

Теремной дворец в Кремле (Как игрушка, крыша ромбики)

Троицкая церковь в Останкино (Театр-музей Шереметьева)

Успенская церковь в Архангельском (Цвет меняется на жёлтый, круглые окна)

Успенская церковь в Новодевичьем монастыре (Перегруз белыми деталями)

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино (Трёхкупольная)

Церковь в Дубровицах (Украина. На нижнем ярусе скульптура)

Церковь Иоана-воина на Якиманке в Москве

Церковь Покрова в Филях (Возрождение)

Церковь Троицы Живоначальной в Москве (Пятиглавая, шатровая, двухцветная)

Художественная культура России 18 века.

Век просвящения . Разделён на периоды правления:

1) Петровское до 1725 года.

2) Анна Иоанновна (10 лет)

3) Елизавета Петровна (17 лет)

4) Екатерина II (34 года)

Развитие стиля барокко => классицизм => начало ампира.

В 18 веке Россия становится Европейской державой. Создаётся национальная музыкальная школа: Бортнянский, Хандошкин, Березовский.

Создаётся первый светский общедоступный театр:

1750г. в Ярославле

1756г. в Петербурге

Строительство светской культуры, появление оркестров, портретной живописи, гражданской архитектуры.

Значение деятельности Петра.

1) Появление газет, журналов, гражданского шрифта.

2) Открытие музеев (Кунсткамера). Пётр был первым гидом.

3) Построил город Европейского масштаба, Россия пошла по новому пути развития.

4) Ввёл обряды, обычаи Западной Европы (за это Петра обвиняли в попирании национальных традиций). 300 - летний опыт Европы Россия освоила за 50 лет. Создался феномен «русской европейскости» (соединение своего и чужого).

5) Пётр придал женщине новый социальный статус.

6) Пётр сделал досуг европейским. Проводил балы, маскарады, танцы: менуэт, полонез.

7) Пётр привёз из заграницы музыкальные инструменты. Ненавидел Москву (его хотели убить в 14 лет, он сбежал).

8) Пётр I ввёл награждения и карьеру вне социального положения.

9) Ввёл систему пенсионерства (обучение талантливых людей за границей, за счёт государства).

Первые здания: Петропаловская крепость, Петропаловский собор (выше шпиля строить было нельзя). Усыпальница Романовых.

Деревянный домик Петра

- Пётр I решил сделать Петербург похожим на европейские города. Для этого была сделана прямая перспектива улиц. Вся жизнь была подчинена порядку, регулярности.

Генеральный план строительства Петербурга разработал Жан Батист Леблон . Всеми работами руководил Доменико Трезини . Помогал Пётр Еропкин - русский архитектор, которого казнили за заговорщескую деятельность.

Работы Трезини:

Летний дворец Петра (скромно)

Петропавловский собор (со шпилем)
- Алекснадро – Невский монастырь

Здание двенадцати коллегий (все чиновники)

Пётр Еропкин . Учился 8 лет за границей. Построил дворец в Стрельне. Принимал участие в строительстве собора Александро – Невской лавры. Издал архитектурный научный труд .

Петровский Собор – скромное украшение окон, закругление. Скромное украшение – раннее барокко.

Простота, скромность, целесообразность, строгость – требование Петра .

В Средние Века начинают работать Карло и Бартоломео Растрелли . Отец – скульптор, любимец Екатерины II. Сын – архитектор.

Работы Карло Растрелли:

Меньшиков – бюст

Пётр I – бюст

Восковая фигура Петра

Памятник Петру

Анна Иоановна с арабчиком

Бартоломео Растрелли работал по заказам Елизаветы Петровны. Ему принадлежит идея переноса усадебного принципа застройки в городскую планировку.

Работы Барталомео Растрелли:

Воронцовский дворец (зрелое барокко)

Большой Екатеринский дворец в царском селе (обилие украшений)

Дворец, парковая зона, скульптура – барочный ансамбль .

Доделал Большой Петербургский дворец. Закончил в стиле раннего барокко

Зимний Дворец (статуи), голубой, золотой, белый

Смольный монастырь

Андреевская церковь в Киеве

Янтарная комната (в Екатеринском дворце)

Большой зал Екатеринского дворца. Окна отражаются в зеркалах. Увеличение пространства.

Танцевальный зал Петербургского дворца.

Вход в Зимний дворец

Строгановский дворец

В первой половине 18 века создалась первая русская национальная художественная школа.

Никитин

Вишняков

Матвеев

Появился первый гравёр – Антон Зубов .

«Панорама Санкт – Петербурга» (центральная работа)

«Петровские ворота»

«Пленные шведские корабли»

Иван Никитин.

Стоял у истоков реалистического портрета. Любимый хужожник Петра. Оставил несколько портретов Петра I.

Самый лучший портрет Петра:

«Портрет в медальоне»

«Пётр I на смертном одре»

Самой известной работой был:

«Портрет Напольного гетмана»

«Парадный портрет» (с орденами на тёном фоне)

«Портрет Анны Петровны»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Наталья Алексеевна» (сестра Петра)

«Портрет Екатерины I» (жена Петра)

«Портрет молодого человека»

Гуманисты Возрождения поставили перед человечеством задачу подчинения всех сил природы и преобразования норм общественной жизни. XVII век сосредоточил внимание умов на первой задаче. XVIII век направил все лучшие интеллектуальные силы на решение социальных проблем. Так XVII век стал периодом научного овладения природой, а XVIII - веком общественного переустройства.

XVII век знаменовал рождение буржуазного строя. Наносятся первые удары по феодализму: революции в Нидерландах (1566- 1609) и Англии (1640-1688), установление абсолютистского государства во Франции, обеспечившего рост буржуазии. Подъем экономики в передовых странах Европы, расцвет мануфактуры, торговли создали почву для прогресса точных и естественных наук. Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и вселенной. Опираясь на эти достижения, мыслители XVII века пришли к целостному системному взгляду на мир.

Подобный процесс происходит и в искусстве: утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности. В XVII веке в связи со стремлением к более широкому отражению действительности в искусстве наблюдается многообразие творческих методов, идейно-художественных течений, жанровых форм. Художественные искания находят воплощение в русле трех направлений: реализма, барокко и классицизма.

Ренессансный реализм продолжает свое развитие, демократические традиции гуманистов Возрождения раскрываются в творчестве значительных писателей, художников, скульпторов. Это испанский драматург Лопе де Вега, итальянский художник Караваджо, великий голландский живописец Рембрандт, испанский гуманист Веласкес и другие. По словам французского писателя Шарля Сореля, реалисты поставили перед собой задачу "показать картину человеческой жизни", рассмотреть различные ее стороны.

Искусство барокко *228 стремилось к раскрытию жизни в движении, в борьбе изменчивых стихийных сил. Оно воздействовало на читателя, зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. Искусство барокко было построено на контрастах, асимметрии, оно тяготело к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами; в живописи стремилось к нарушению прямой линейной перспективы, оно предпочитало линии - пятно, массу, светотеневые контрасты. Основными видами искусства барокко стали парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, натюрморт. Герои произведений искусства барокко изображались в состоянии экстаза, совершения подвига, триумфа или же в сценах мучений, страданий. В крайних проявлениях искусство барокко приходило к мистике, иррационализму.

*228: {Барокко (итал. bаrоссо) - причудливый, странный.}

Наиболее ярко стиль барокко был воплощен в архитектуре и скульптуре, хотя черты этого стиля нашли выражение в творчестве Караваджо, Рубенса; барокко оказало влияние на творчество писателей Корнеля, Расина, Мильтона, немецких поэтов и других. Барокко развивалось в различных странах: в Италии, где этот стиль особенно ярко воплотился в архитектуре (барочный Рим), в Испании, Португалии, Фландрии, позже в Германии, Восточной Европе, Иовом Свете. В XVIII веке барокко получило блестящее развитие в России и в Украине.

Классицизм *229 был порожден эпохой Возрождения, родиной его была Италия. Он возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально был прямым противопоставлением средневековой драматургии. Видя в античной драме образец художественного совершенства, теоретики классицизма сформулировали на ее основе законы театра. Уже в 1526 году итальянский драматург Триссино написал по образцу произведений Софокла и Еврипида трагедию "Софонизба", взяв сюжет из рассказа Тита Ливия, отражавшего события римской истории.

*229: {Классицизм (лат. classicus - образцовый); важнейшая черта этого метода - обращение к образцам и формам античности как идеальному эстетическому эталону}

Но классицизм получил свое развитие не в Италии, а во Франции. Именно там были разработаны каноны классицизма в книге И. Буало "Поэтическое искусство". Классицизм во Франции XVII века стал официальным художественным методом, признанным правительством. Политика абсолютистского государства в период перехода к общенациональному устройству, принцип государственности и гражданской дисциплины требовали и от искусства строжайшей дисциплины формы.

Расцвет классицизма был во многом определен материалистической и рационалистической философией Декарта. Разум становился единственным источником истины; мысль, а не эмоция стала господствующим элементом искусства.

Основные каноны классицизма сводились к следующему:

  • принцип правдивого отражения действительности;
  • правила трех единств: места, времени и действия;
  • характеристика действующего лица по какой-либо одной черте, преобладающей в данном характере; создание типа, отражающего общее, универсальное, вечное;
  • иерархия жанров: высокие - трагедия, эпопея, ода; низкие - комедия, сатира, басня. Строго разграничивалось возвышенное и низменное, трагическое и комическое, героическое и обыденное;
  • резко контрастное изображение персонажей - злодеев и героев;
  • дидактический принцип: учение о воспитательной роли искусства, цель которого - разоблачать и наказывать порок и вознаграждать добродетель.

Основные художественные методы занимали различное место в европейских художественных школах. В Италии XVII века господствующим был метод барокко, одним из главных его центров стал Рим. Мастера барокко стремились к грандиозным размерам, сложным формам, монументальной приподнятости. Наблюдается синтез пластических искусств, в котором скульптура и живопись подчиняются архитектуре.

Истоки барочной архитектуры заложены в позднем творчестве деятелей Возрождения - Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело. Экспрессивность, живописность барокко нашла выражение в творчестве таких архитекторов, как Барромини (1599-1667), Бернини (1598-1680), крупнейшая архитектурная работа которого - окончание строительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним. Тонким мастерством исполнения, верностью жизненных деталей отличается алтарная группа в церкви Санта-Мария делла Виктория - "Экстаз св. Терезы". Образцом барочной скульптуры Бернини является пышный парадный портрет французского "короля-солнца" Людовика XIV.

Наиболее ярким выразителем новых идей в живописи этого периода явился Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо, 1573-1610). Близость к мастерам Высокого Возрождения проявляется в картине "Юноша с лютней". Смело трактует Караваджо религиозные образы. Его живопись отличают резкие контрасты светотени, пластическая моделировка фигур, изображенных в сложных ракурсах, монументальность ("Признание апостола Матфея", "Обращение Савла" и другие). Трагической силой отличается "Положение во гроб", истинностью и глубиной переживаний - "Успение Марии". Воздействие Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было значительным. Следование его традициям получило название караваджизма.

На рубеже XVI-XVII веков в Италии складывается академическое направление в живописи, получившее воплощение в Болонской академии (ее основатели - братья Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи). Обращаясь к традициям Возрождения, сторонники этого направления утверждали незыблемость норм и идеалов красоты Ренессанса, которые в итоге стали штампами.

Продолжателями дела Карраччи стали Гвидо Рени (1575-1642) и Гверчино (Франческо Барбьери, 1591-1666).

В XVII веке происходит становление национальной художественной школы Фландрии, в которой барочные формы переплетаются с реалистическими. Во фламандской живописи нашли выражение такие особенности, как жажда познания мира, народность, жизнерадостность, торжественная праздничность.

Крупнейшим художником, главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577- 1640), в творчестве которого мощный реализм сочетается со своеобразной национальной формой барокко. Его работам присуще чувство динамики, изменчивости жизни. Рубенс создает алтарные композиции, сюжеты которых основаны на эпизодах мученической смерти, на изображении страдания, HO В ТО же время нравственной победы гибнущих героев. Такова композиция "Воздвижение креста", где поднятый ввысь крест с могучей фигурой распятого Христа, освещенного узким снопом света, господствует над группой скорбящих близких и злорадствующих палачей.

Рубенс обращался к мифологической и аллегорической тематике, дававшей возможность воплощения героических чувств. Как и мастера Возрождения, Рубенс воспевал человека, гармоническое единство его духа и тела. Им созданы работы: "Вакханалия", "Похищение дочерей Левкиппа", "Персей и Андромеда", полные экспрессии и напряжения "Охота на кабана" и "Охота на львов", портреты, автопортреты и т. п. Творчество Рубенса имело особое значение для формирования фламандской живописи (Ван Дейк, 1599-1641 и Якоб Иорданс, 1593-1678 и другие).

В XVII веке в живописи Фландрии как самостоятельный жанр утверждается натюрморт. Крупным мастером монументального декоративного натюрморта из "даров природы" и "охотничьих сцен" был Франс Снайдерс (1579-1657). На его натюрмортах, заполняя все живописное пространство, предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и падают на пол. Декоративность достигается своеобразным колоритом: яркие контрастные краски выделяются на нейтральном фоне. Равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и лавок организуют композиции ("Натюрморт с лебедем" и другие).

Искусство Голландии XVII века особенно ярко отразило тенденции эпохи. Ведущее место в живописи заняли бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Основоположником голландского реалистического портрета явился Франс Хальс (1580-1666). Его современником был великий живописец Рембрандт ван Рейн (1606-1666) - одна из вершин мировой живописи. Рембрандта привлекали не отдельные стороны повседневной жизни, а сильные душевные движения человека, драматические коллизии, имеющие общечеловеческий характер. Им созданы групповые портреты (портрет врачей "Урок анатомии доктора Тульна", портрет роты стрелков "Ночной дозор" и другие), где персонажи связаны единым сюжетом и в то же время переданы индивидуальные черты каждого. Рембрандт обращается к библейским темам: он пишет "Жертвоприношение Авраама", "Прощание Давида с Ионафаном", "Святое семейство" и другие, в которых покоряет глубина человеческих чувств. В простых обыденных сценах художник раскрывает всю сложность душевной жизни своих героев.

Талант Рембрандта нашел свое гениальное выражение в портретах ("Портрет Саскии", "Автопортрет с Саскией на коленях", "Портрет Хендрикье Стоффельс" и другие). Выявлению мыслей, чувств, взглядов художника на мир служит его цветовая палитра, самое неповторимое "рембрандтовское" из средств живописи - светотень, позволяющая создавать сияние во мраке. С особой силой это свойство проявилось в автопортретах художника.

Глубиной и красотой образа отличается знаменитая "Даная", образ женщины, преображенной и прекрасной в своем любовном порыве. Наивысшим достижением творчества Рембрандта является картина "Возвращение блудного сына", написанная на сюжет евангельской притчи. В образе оборванного, с бритой головой блудного сына, вернувшегося к покинутому отцу, выражен трагический путь познания жизни, чувство стыда и раскаяния. В образе отца воплощено высшее человеческое счастье, отцовская любовь и всепрощение - тот завет, который оставил великий мастер людям.

В XVII веке складываются принципы голландского реалистического пейзажа (Рейсдаль, 1628/29-1682), значительное распространение получает натюрморт. Выдающимися мастерами натюрморта были Питер Клас (около 1597-1661) и Виллем Хеда (1594- 1680/82). Они писали многочисленные "завтраки", поражающие, казалось бы, беспорядочным нагромождением предметов (окорока, пироги, бокалы и т. д.). Но композиция этих произведений строго продуманна, серовато-золотистая, оливковая тональная гамма

объединяет предметы. К мастерам-натюрмортистам относятся Бейерен, Кальф и другие.

Конец XVI-XVII веков - период расцвета испанской культуры. На искусстве Испании сказалось влияние средневекового наследства (готический стиль), мавританской культуры (в связи с многовековым господством арабов в Испании), влияние католической церкви. Религиозными идеями проникнуто все искусство Испании, но обращено оно к реальной жизни,

Расцвет испанской живописи связан с именем Доменико Теотокопули, прозванным Эль Грско (1541-1614). Творчество художника, сложившегося под влиянием итальянского Возрождения (Тициан, Тинторетто), византийской живописи (иконы и мозаики), отличают глубина философского мышления, гуманистическая направленность и в то же время трагизм, что отразило кризис гуманистических идеалов, чувство одиночества, смятения и тревоги. Драматически экспрессивное искусство Эль Греко трудно отнести к какому-либо направлению. Фигуры в его картинах вытягиваются в длину, причудливо деформируются во имя особой выразительности. Да и все пространство картины деформировано.

Наиболее значительные работы Эль Греко: "Погребение графа Оргаса", "Апостолы Петр и Павел", "Мученичество святого Маврикия", "Портрет рыцаря с рукой на груди" и другие. В своих портретах Эль Греко воплощает различные типы испанцев, раскрывает особенности их духовного облика.

Выдающимися представителями реалистической школы были Хусепе Рибера (1591-1652), Франсиско Сурбаран (1598 - около 1664). Вершины своего развития испанская живопись достигла в творчестве Веласкеса.

Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599- 1660) - один из величайших реалистов. Сила его творчества - в глубине психологического анализа, в колористическом мастерстве художественной манеры. Веласкес, будучи придворным живописцем Филиппа IV, создал множество портретов короля, членов его семьи, приближенных и шутов. Несмотря на сковывающие его рамки, Веласкес своей кистью говорил правду о людях. Знаменательно, что папа Иннокентий X, увидев свой портрет, воскликнул: "Чересчур правдиво!".

Веласкес писал на мифологические сюжеты ("Вакх", "Венера с зеркалом"), на батальные ("Сдача Бреды"). Первый среди художников Западной Европы, он воспел красоту повседневного труда ("Пряхи"). Открытия Веласкеса в области света и цвета, особенности его реализма оказали значительное влияние на живопись XVIII - XIX веков.

Сыном Ренессанса был испанский драматург Лопе де Вега (1562 - 1635). Рамки классицизма были ему тесны, он считал необходимым "смешение трагического с забавным", "смесь возвышенного и смешного". Театр Лопе де Вега имеет жизнеутверждающий характер, его герои - люди энергичные, оптимистически настроенные, конфликт строится на темах чести и подвига. Его комедии - "зеркало жизни". Центральным произведением Лопе де Вега является героическая драма "Овечий источник". Тема пьесы - восстание в местечке Фуэнте Овехуна (в переводе "Овечий источник"). В центре находятся образы простых крестьян Лауренсии и Франдосо, их любовь преодолевает все препятствия.

Во Франции XVII века господствовал классицизм. Славу этому методу принесли три ярких таланта: Корнель, Расин и Мольер.

Пьер Корнель (1606-1684) создал трагедию "Сид", посвященную герою испанского народного эпоса Родриго Диасу, прозванному Сидом. Обращаясь к теме любви Родриго и Химены, Корнель сосредоточивает сценическое действие па конфликте долга и чувства, что было свойственно проблематике классицизма.

Жан Расин (1639-1699) своей трагедией "Андромаха" открыл новое направление во французском театре. Если Корнель был певцом человеческой силы, то Расин - слабости. Картину нравственного разлада личности он раскрывает в трагедии "Федра". Конфликт между страстью и долгом достигает своего предела, приводя к нравственному кризису личности.

Мольер (Жан Батист Поклей, 1622-1673) - создатель национальной французской комедии. Цель своего творчества он видел в том, чтобы "исправлять людей, забавляя их", "обличать в смешных изображениях пороки... века". Мольер не возражал против классицистических правил, но его комедии тяготели к реализму. Мольером создано более тридцати пьес. 11апболсе значительные из них - "Тартюф", "Дон Жуан", "Мизантроп", "Скупой", "Мещанин во дворянстве", "Плутни Скапена" и другие. В них драматург обнажил общечеловеческие пороки, сделал их узнаваемыми в любой среде и во все времена.

Основоположником классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (1594-1665). Его произведения отличают глубокие идеи, мысли и чувства. Он считал, что искусство должно напоминать человеку "о созерцании лоб полетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы". В рамках сюжетов из античной мифологии и Библии Пуссен раскрывал темы современной эпохи. В своих произведениях он стремился к величавому спокойствию, благородной сдержанности, равновесию. Его идеал - герой, сохраняющий в жизненных испытаниях невозмутимое спокойствие духа, способный совершить подвиг. Пуссена вдохновляло искусство античности и Возрождения, что отразилось в работах - "Спящая Венера", "Смерть Германика", "Танкред и Эрминия", "Аркадские пастухи" и других. Одна из характерных черт его таланта - умение раскрыть внутренний мир человека в движении, в жесте, в ритмах.

В 1750-60-х годах Пуссен обращается к пейзажу, являющемуся ареной действия легендарных героев ("Пейзаж с Полифемом" и другие). Призыв к самопознанию и духовному совершенствованию заключен в "Автопортрете" Пуссена.

Классический пейзаж получил свое развитие в творчестве Лоррена (Клода Желле, 1600-1682). Эти пейзажи мечтательны и элегичны. Лоррен обогащает пейзажи свежими наблюдениями, он тонко чувствует световоздушную среду, малейшие изменения в природе. К лучшим пейзажам относятся "Полдень", "Вечер", "Утро", "Ночь". Художник достигал ощущения широты пространства, движения вглубь. Его картины отличают мягкая живописная манера и гармоничный колорит. Впервые во французской живописи Лоррен изобразил гавани Франции и жанровые сцены из жизни рыбаков. Романтичны и эмоциональны рисунки мастера, исполненные тушью. Пейзажи Лоррена оказали значительное влияние на развитие жанра пейзажа в европейской живописи. Тенденции классицизма развивались в живописи Калло (1592- 1635), Латура (1593-1652), Луи Ленена (1593-1648),

Во второй половине XVII века живопись и скульптура во Франции приобрели декоративный характер и подчинились архитектуре. В 1671 году была основана Академия Архитектуры. Формируется новый тип регулярного централизованного города. Применяется ордерная система античности; в построении объемов и композиций зданий утверждаются строгая закономерность, порядок и симметрия. Создаются парадные парковые ансамбли, дворцы нового типа, например, дворец Во ле Виконт.

Наиболее полное воплощение этих тенденций было достигнуто в грандиозном ансамбле Версаля (1668-1689), который был главной резиденцией короля и прославлял безграничную мощь французского абсолютизма. По словам А. Бенуа, Версаль - это "поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой" (архитекторы Луи Лево, Андре Ленотру, Жюль Ардуэн-Монсар).

План Версаля отличается ясностью, симметрией и стройностью. Вытянутый вширь дворец господствует над окружающей местностью и организует ее. Доминирующие прямые линии, гладкие плоскости и геометрические формы партера, водоемов, подстриженных деревьев, клумб объединяли парковый ансамбль. В Версале повсюду проявляется стремление человека подчинить природу разуму и воле.

В оформлении дворцово-паркового ансамбля большую роль играли статуи, скульптурные группы, рельефы, фонтанные композиции. Стремление к пышности сочеталось с чувством меры, началом порядка. Перестраивались города, прежде всего Париж. Его украсили площадь Людовика Святого (ныне Вандомская), площадь Побед, ставшая средоточием сети улиц города, площадь Вогезов. Воздвигается так называемый Дом инвалидов с собором (в подражание собору св. Петра в Риме).

Стиль эпохи ярко представлен в восточном фасаде Лувра (архиепископ Клод Перро), выстроенном в дополнение к основным частям здания, возведенного в XVI веке (архитекторы Леско и Лемерсье). Украшенный колоннадой коринфского ордера, он растянут на 173 метра и рассчитан па восприятие с расстояния. Произведение зрелого французского классицизма, Лувр послужил образцом для многих резиденций правителей Европы. В скульптуре превалировали декоративные формы, в которых классицизм сочетался с элементами барочного пафоса ("Купающиеся нимфы", конные монументы Людовика XIV - автор Франсуа Жирардон; портреты, аллегорические фигуры рек, надгробий - автор Антуан Куазевокс).

Самобытным дарованием отличалось творчество скульптора, архитектора, живописца Пьера Пюже (1620-1694), работавшего в Тулоне и Марселе ("Атланты", "Милом Кротонский" и другие).

XVIII век был назван эпохой Просвещения, проникнутой духом борьбы против всех порождений феодализма, завершившейся французской буржуазной революцией 1789-1794 годов. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев старого общества.

XVIII век - век Разума; развиваются связанные с техникой точные и естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Важным событием явилось издание "Энциклопедического, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780), организатором которого был Д. Дидро, участниками Ж.-Л. Д"Аламбер, Вольтер, Ш.-Л. Монтескье и другие ученые, получившие имя "энциклопедистов". Выдающейся философской работой явилась "Система природы" П. Гольбаха (1723-1789). Д. Дидро (1713-1784) внес в материалистическое учение элементы диалектики.

Но в век разума не подавлялась свежесть и искренность чувства, способного возродить исконные добродетели "естественного человека". Руссо утверждал: "Человек велик только своими чувствами". Эти воззрения нашли выражение в углубленном психологическом анализе, воплотившемся в галерее портретной живописи, в исторических пейзажах (Гсйисборо, Ватто, Берне, Робер), в "лирическом романе", "поэмах в прозе" (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), в музыке (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений стали как "маленькие люди", так и цивилизованный интеллектуальный человек, порожденный просветительской культурой.

Искусство XVIII века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740-1760 годов и характеризовался видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. В этот период наблюдалось сочетание остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности: производился утонченный анализ чувств и настроений, в то же время ощущалось тяготение к. "философии наслаждения", к сказочным образам Востока.

Второй этап (вторая половина XVIII в.) связан с углублением идеологических и художественных противоречий. Королевская Академия во Франции предприняла попытку возродить парадный стиль академического искусства конца XVII века, которое должно было укреплять авторитет "просвещенного абсолютизма". Представители передовой мысли обратились к античному наследию; вновь утвердился классицизм, противопоставивший декоративному барокко чувство меры, благородство мыслей и поступков. Новым в классицизме XVIII века явилась антифеодальная направленность, во Франции - революционный характер, вызванный к жизни идеями борьбы с абсолютизмом.

В то же время в XVIII веке продолжает развиваться реализм. Используя материалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические основы критического реализма, утвердившегося в искусстве уже в XIX веке.

В последней трети XVIII века широкого распространения достигает новое художественное направление - сентиментализм, родиной которого была Англия. Название ему дал Лоренс Стерн своим романом "Сентиментальное путешествие", но истинным его основателем был английский писатель Ричардсон, затем принципы сентиментализма нашли воплощение в творчестве Шиллера, Гете, Руссо, Дидро, в живописи - в полотнах Шардена и Греза. Почетное место в их произведениях заняла природа, созерцание ее красоты. В противовес возвышенному и величественному (классицизм) сентиментализм принес в искусство трогательное; чувство было возведено в культ, а чувствительность - в нравственный принцип.

С сентиментализмом связано формирование предромантического направления.

Порождением своего времени - эпохи буржуазной революции в Англии - явилось творчество Даниеля Дефо (1660-1731), который в романе "Робинзон Крузо" утверждал идею волевой активной личности.

Насмешливым и печальным размышлением о судьбе рода человеческого явился роман Дж. Свифта (1667-745) "Путешествия Гулливера".

Английская школа живописи в XVIII веке выдвигает плеяду талантливых мастеров и занимает одно из первых мест в Европе. Это реалист Уильям Хогарт (1697-1764) - цикл картин "Карьера мота", "Модный брак", "Продавщица креветок", "Автопортрет" и других. Среди портретистов особое место принадлежало Джошуа Рейнольдсу (1723-1792).

Крупнейшим английским живописцем явился Томас Гейнсборо (1727- 1788), мастер портрета и пейзажа. Его колорит, построенный на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией ("Голубой мальчик", "Портрет герцогини де Бофор"). В сельских пейзажах художник передавал различные состояния природы, предвосхищая искусство XIX века ("Водопад"). Обращается он и к жанровым сценам ("Собиратели хвороста").

Вслед за Гейнсборо выступает плеяда английских портретистов: Дж. Ромни (1754-1802), Т. Лоуренс (1769-1830), Г. Ребери (1756-1832) и другие.

Английская архитектура XVIII века продолжает стоять па позициях рационализма и классицизма: Г. Вуд (1705-1754), У. Кент (1684-1748), Дж. Джиббс (1682-1754).

Просветительское движение нашло яркое выражение в науке и искусстве Франции.

Духом Просвещения исполнены произведения Лесажа, Вольтера, Монтескье ("Дух законов"), Руссо ("Исповедь", "Об основах и причинах неравенства среди людей"), Дидро, Д"Аламбера и других писателей и общественных деятелей, явившихся пропагандистами нового мировоззрения.

Главой французских просветителей по праву считается Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). Литературное наследие его жанрово разнообразно: эпические, философские и героико-комические поэмы, оды, сатиры, эпиграммы, лирические стихи: ("Генриада", "Орлеанская девственница", "Брут", "Смерть Цезаря" и другие). Особое значение имеют философские повести и среди них - 4Кандид, или Оптимизм".

В просветительской литературе Франции одно из главных мест принадлежит П. О. Бомарше (1732-1799), автору комедий "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро", "Преступная мать". Известно, что Людовик XVI, прослушав "Женитьбу Фигаро", воскликнул: "Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это па сцену!".

В архитектуре Франции XVIII века утверждается повое направление - красочно-нарядное, изысканное рококо (фр. rococo от rocaille - раковина). Утрачивается тенденция к грандиозным ансамблям. Городской дом, небольшой особняк, залитые светом аристократические салоны и будуары становятся фоном для частной жизни.

Типичный образец рококо - интерьер отеля Субиз, архитектор Жермен Боффран (1667-1754). Овальный зал отеля отличается грацией форм, непринужденным изяществом. Мебель - резные нарядные столики-консоли, уютные мягкие кресла, диваны с гибкими причудливыми очертаниями спинок и ножек.

В середине 1750-х годов внимание архитекторов привлекли строгость и спокойствие античной ордерной архитектуры. Это направление возглавила Академия. Классицизм становился модным при дворе. Ж.-А. Габриэль (1699-1782) проектирует в Париже площадь Людовика XVI (ныне - площадь Согласия), по-новому решает тему загородного дворца (Малый Трианон). Общественные здания сооружает Ж.-Ж. Суфло (1713-1780).

В живописи распространяются тенденции рококо (плафоны, панно, гобелены на мифологические сюжеты, галантные темы, пасторальный жанр, идеализированный портрет). Одновременно усиливается реалистическая направленность.

Создателем галантного жанра, интимной живописи, певцом тонких душевных движении и чувств явился Антуан Ватто (1684-1721). Он утвердил роль современной темы в искусстве. Его искусство часто принимало романтическую окрашенность. Ватто обратился к образам из народа ("Точильщик", "Баскский крестьянин", "Савояр"), в то же время изображал светских дам и кавалеров, мир театра ("Любовь на итальянской сцене", "Любовь на французской сцепе"), праздники вельмож ("Галантные празднества", "Общество в парке"). Известные картины Ватто: "Жиль", "Капризница" и другие.

Представителем стиля зрелого рококо был Франсуа Буше (1703-1770), первый художник Людовика XV, любимец аристократии, автор декоративных панно, декорации, костюмов, картин на мифологические темы ("Туалет Венеры"), пасторалей и т. и.

Реалистическое направление представлял Жан Батист Шapден (1699-1779). Его центральная тема - натюрморт, в котором он добился значительности и содержательности, отразив мир домашних, обжитых человеком вещей, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Это "Атрибуты искусства", "Медный бак и другие. Обращается Шарлей и к жанру ("Карточный домик", "Молитва перед обедом"), к портрету ("Автопортрет"), обнаруживая всюду поэтическую прелесть обычного.

К образу чувствительного человека, навеянному идеями Руссо, обратился Жан Батист Грез (1725-1805) - "Деревенская невеста", "Портрет молодого человека" и другие.

Блестящим мастером рисунка и тонким колористом был Жан Опоре Фрагонар (1732-1806). Декоративное изящество исполнения сочетается у него с поэтическим восприятием мира ("Качели", "Поцелуй украдкой", " Портрет Дидро" и другие).

XVIII век во Франции ознаменован развитием скульптуры. Это и убранство интерьеров рококо, и монументальность, и стремление к реализму. Значительно творчество Этьена Мориса Фальконе (1716-1791), приглашенного Петром I в Петербург и прославившегося "Медным всадником" (1766-1782 гг.).

Революционные идеи XVIII века во Франции связаны с творчеством Жана Антуана Гудона (1741-1828), создателя гражданского портрета (Руссо, Мирабо, Вашингтона, шедевр - портрет Вольтера).

XVIII век в Германии нашел свое воплощение в философской мысли, по преимуществу, идеалистической. Ее выдающиеся представители: Кант (1724-1804), Фихте (1762-1814), вершина немецкой классической философии Гегель (1770-1831).

Немецкое Просвещение дало миру замечательные образцы художественной прозы - "Страдания юного Вертера", "Вильгельм Мейстер" Гете; философской лирики - "К радости" Шиллера, "Гаиимед" Гете, драматургии - трагедия "Эмилия Галотти" Лессинга, "Разбойники", "Коварство и любовь" Шиллера, поэзия "Бури и натиска" и другие.

Но все лучшее, значительное, что было в немецком Просвещении XVIII века, воплотилось в бессмертном произведении "Фауст", созданном Иоганом Вольфгангом Гете (1749-1832), эпической трагедии, над которой он работал более 60 лет. В основе произведения - спор между ученым Фаустом, искателем истины, и Мефистофелем, символизирующим дух отрицания и разрушения. Фауст считает, что человеку всегда будет свойственна вечная неудовлетворенность достигнутым. Мефистофель утверждает обратное: человек предпочтет вечное движение минутным радостям, низменным наслаждениям.

В итоге Фауст приходит к пониманию, что цель жизни - в борьбе за лучшие идеалы человечества, за благо народа. В этом истина, которую он так долго искал, и она прекрасна.

Жизни годы

Прошли недаром: ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них па бой!

С этой мыслью Фауст умирает, он уверен в бессмертии человеческой деятельности во имя "свободного края", "свободного парода".

Ответ на вопрос, в чем смысл жизни (ведь она кончается смертью), автор дает в словах Хоруса Мистикуса (хора непостижимых истин): цель счастья - в стремлении к цели ("Цель бесконечная здесь - в достижении"). Человек живет, чтобы творить, созидать.

В этом и была суть великой эпохи Просвещения, исполненной веры в силы и мощь Человека, его разум, его волю.

Новый период в развитии культуры на пороге Нового времени. Изменение традиционного мировоззрения, перемены в историко-культурном процессе.

Факторы, влияющие на формирование культуры:

1. Иностранная интервенция.

2. Крестьянские войны и восстания.

3. Сложение абсолютизма, завершившего централизацию государства.

4. Юридическое закрепощение крестьян и посадского люда (1649).

5. Образование всероссийского рынка, разрушавшего патриархальный уклад.

6. Возрастание государственной регламентации общественной жизни.

7. Никонианская реформа и раскол церкви.

8. Расширение связей со странами Западной Европы.

9. Завершение истории древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Обмирщение культуры.

Основные достижения:

1. В науке - изучение и обобщение опыта с целью применения его к жизни.

2. В литературе - формирование светского направления.

3. В архитектуре - сближение облика культовых и гражданских построек.

4. В живописи - разрушение иконографических канонов и появление реалистических тендеций.

1613 - утверждение династии Романовых. Первый царь - Михаил Федорович Романов.

Обучение грамоте в семье. Пособия по домашнему воспитанию и обучению.

1633 - букварь Бурцева, грамматика Смотрицкого

к. XVII в. - букварь К. Истомина, таблица умножения

Появляются средние школы, которые остаются духовными, средневековыми по своему типу:

· лютеранская в Немецкой слободе

· частная школа боярина Ртищева для молодых дворян.

· школа в Кремлевском Чудовом монастыре на средства патриаршего двора

· 1665 - школа при Спасском монастыре, которую возглавил Симеон Полоцкий

· 1687 - В Донском монастыре открыта Славяно-греко-латинская академия патриархом Макарием, где преподавали братья Лихуды. Ее окончили математик Магницкий, Ломоносов, митрополит Платон.

Развитие научных знаний. Сохраняется практический, прикладной характер научных знаний:

· в медицине - народное целительство, знания передавались по наследству, обобщали вековой опыт. Закладываются основы государственной медицины, открываются первые аптеки, больницы. Открыта «Школа русских лекарей», первые научные труды.

· н. XVII в. - «Старый чертеж» - карта России не сохранилась.

· 1627 - «Новый чертеж».

· Географические сведения содержались в «поверстных книгах», которые изготавливались в Ямском приказе для ямщиков.

· «Сибирский приказ» собирал сведения о Сибири и Дальнем Востоке. Русские землепроходцы: Ерофей Хабаров - Дальний Восток, С. Дежнев и В. Поярков - Сибирь.

· конец XVII в. - С. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».

Исторические сочинения нового типа:

· С. Медведев «Созерцание краткое лет»

· «Синопсис» Гизеля - обзор русской истории, единственный учебник по русской истории оставался долгое время.

· время заката древней формы исторических произведений - летописей. Появляются последние сочинения этого жанра: «Раскольничья летопись2, «Летопись о многих мятежах», «Сибирские летописи».

Литература

· Изменение социального состава читателей привело к новым требованиям в литературе. Новые жанры: светские повести, сказания, сборники научного содержания, сатирические повести («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), драма, стихи (основоположником рифмованной поэзии был Симеон Полоцкий, продолжили Карион Истомин и Сильвестр Медведев). «Повесть о Горе-Злосчастии».

· Анонимные публицистические жанры - «подметные письма».

· Жития святых - «Житие Аввакума» - автобиография

· Фольклор - сказки волшебные, бытовые, героические, былины, исторические песни о Ермаке и Стеньке Разине

· Симеон Полоцкий (вторая пол. XVII в.) - публицист, был монахом, учитель царских детей, сторонник неограниченной монархии. Сочинял стихи и проповеди, публицистика во славу самодержавия, рисовал идеальный облик мудрого монарха. Автор первых поэтических сборников «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».

Реформа и раскол в церкви в 1653-1656 гг. провели патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

· Идеологи - Аввакум и Никон.

· Никон - исправление ошибок в церковных книгах и обычаях. Ввел крещение тремя перстами, обычай - в вербное воскресенье патриарх въезжает на ослике в Кремль, а царь ведет ослика.

· Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена расколу. Она отстаивала старую веру, подняла руку вверх с двумя перстами.

Архитектура

Об архитектуре этого времени говорят: «деревянные сказки и каменные песни». Отход от канонов, сближение культового и гражданского строительства. Главная черта - «дивное узорочье».

· Строительство Нового Иерусалима - детище Никона

· 1667-1668 - деревянный дворец в Коломенском - вершина деревянного зодчества, «российский Вифлеем» для Алексея Михайловича. Называли «восьмым чудом света». Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов. В Коломенском родился Петр I.

· Усадьба Измайлово - другая царская вотчина, хозяйство нового типа: механизация, стекольный завод, сад-лабиринт, зверинец, театр

· Ростовский Кремль построен в XVII веке.

Шатровые церкви и соборы. Типы композиций разнообразны: шатровые - восьмерик на четверике; ярусные - нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков, многоглавые - Кижи.

· Архангельский собор в Нижнем Новгороде

· Церковь Покрова в Медведкове - имение князя Пожарского

· Успенская "Дивная" церковь в Угличе

· Теремной дворец в Кремле - Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Антипа Константинов, Шатурин.

· Церковь Ильи Пророка в Ярославле

· Шатер над Спасской башней в Кремле - Бажен Огурцов

Новый стиль - московское или нарышкинское барокко в 90-е гг XVII в.

· Церковь Троицы в Никитниках

· Церковь Рождества в Путинках в Москве

· Вознесенская в Великом Устюге

· Церковь Покрова в Филях по заказу дяди Петра I Льва Нарышкина в его усадьбе.

Отличительные черты:

кокошники, многоярусность, симметрия и равновесие масс, основной композиционные прием: четверик в основании, на нем - восьмерик, выше - второй, завершает барабан с главой. Эффект движения вверх по вертикали. Красный и белый кирпич для отделки, декоративность и нарядность, окна обрамлялись колонками, над карнизами - так называемые «петушиные гребешки» - полосы резных декоративных элементов. Росписи внутри покрывают все поверхности, создают впечатления райского сада.

Гражданская архитектура - дома думного дьяка Аверкия Кириллова, Голицына, Троекурова в Москве, Коробова в Калуге.

Монастырские комплексы: Иосифо-Волоколамский, Спасо-Евфимиев, Новодевичий, Новоиерусалимский, Троице-Сергиева лавра.

Живопись

В развитии проходит 2 этапа: первая и вторая половина века.

В первой половине века борьба двух школ:

· «Годуновская школа» - название происходит потому, что иконы выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников. Поддерживают старые монументальные традиции, неукоснительное следование канонам. Икона «Достойно есть».

· «Строгановская школа» - усиление эстетического начала: тонкий рисунок, проработка деталей, орнаментация, усиление колорита. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Московитин.

Второй этап - отход от традиций. Становление нового эстетического идеала, освоение гуманистических принципов западного искусства. Стремление к реалистическому воплощению художественного образа. Появляются трактаты по теории искусства.

Представители: Симон Ушаков (1626-1686) и Иосиф Владимиров - царские изографы.

Главное условие живописи - соответствие правде жизни. Живопись - зеркало, отражающее мир. «Троица» С. Ушакова, икона «Владимирская Богоматерь» или «Насаждение древа Государства Российского», «Спас Нерукотворный» написан с использованием светотеней, с учетом анатомического строения лица.

Вторая половина XVII в. - в живописи интерес к портрету. Нарастание реализма. Появляется первый светский жанр, предшественник портрета - парсуна от искаж. «персона» («Скопин-Шуйский»).

Монументальная живопись переживает последний взлет:

росписи ц. Троицы в Никитниках - С. Ушаков и Владимиров

ц. Ильи Пророка в Ярославле - Гурий Никитин, Сила Савин со дружиною

Оружейная палата - контроль за деятельностью художников. Художественный центр страны. Мастерская по производству предметов декоративно-прикладного искусства для царского двора:

· «Большой наряд» для царя Михаила Федоровича - венец, скипетр, держава.

Театр

1672 - Иоганн Готфрид Грегори по поручению царя Алексея Михайловича собрал труппу актеров для постановки пьесы на немецком и русском языках на библейские сюжеты. Инициатор создания театра - боярин А. Матвеев. После смерти царя театр закрыли.

Симеон Полоцкий - основоположник русской драматургии.

1673 - «Балет об Орфее и Эвридике» - рождение русского балета.


Похожая информация.


XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Работа содержит 1 файл

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры.docx

- 17.56 Кб (Скачать)

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существо-130

вания. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.

Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин (Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).

Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).

Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естествен- ный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль - Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место

портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре - при планировке и оформлении интерьера, в живописи - в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастает во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика, и критики начинают требовать от нового искусства, прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, по-вествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии.

Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится, прежде всего, украшать жизнь, театр –

обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глуби- ной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса. Достижением музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх с множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д.

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало издание фундаментальной « Энциклопедии наук, искусств и ремесел», начатоеД. Дидро (1713-1784) и Д"Аламбером. В «Энциклопедии» систематизированы важнейшие научные достижения человечества и утверждена система культурных ценностей, отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени.

В полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость – философ, естествоиспытатель, поэт и прозаик – Вольтер. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера «Кандид, или оптимист» в полной мере отразило общие тенденции развития просветительской литературы.

Основоположник просветительского романтизма в литературе – Ж. Ж. Руссо. Его морально-эстетические идеалы в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Последователями русизма были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шадерло де Лакло («Опасные связи»).

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально- политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Куль-134

турное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Оно стало не только веком науки, но и веком искусства. Правда, с учетом того обстоятельства, что расцвет науки еше только начинался, тогда как искусство уже достигло своего апогея. Тем не менее пока еще небо над ним ясно и безоблачно. Его престиж в обществе необычайно высок. По числу великих художников XVII в., видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII в. искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция теперь смотрится предпочтительнее.

Как и другие области культуры, искусство испытало воздействие дифференциации. Его обособленность становится все более рельефной и отчетливой. Даже связь с религией заметно ослабляется. Вследствие этого религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излишней патетики, наполняются глубокой жизненностью и естественностью.

Другим следствием дифференциации является то, что среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи . был не только гениальным художником, но и великим ученым, мыслителем, изобретателем. Пусть и в меньшей мере, но то же самое можно сказать о Л. Альберти, Ф. Брунеллески. Пьеро делла Франческе, Ф. Рабле и др. Теперь такие масштабные фигуры становятся редкостью. В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве. Оно проявляется в возрастающем числе ярких индивидуальностей, в большей творческой свободе и смелости, широте взгляда на вещи.

Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.

В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567-1643), написавший оперу «Орфей», которая была поставлена в 1607 г. и стала настоящим шедевром оперного искусства. Музыка в ней впервые не просто дополняет стихи, но является главным действующим лицом, выражающим смысл всего происходящего на сцене. Помимо оперы в музыке также возникают кантаты и оратории.

Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм. Некоторые искусствоведы считают, что в это же время возникает и реализм как особый стиль в искусстве, однако эта точка зрения оспаривается, хотя существование реалистической тенденции признается.

Барокко

Барокко возникает в конце XVI в. в Италии. Само слово «барокко» означает «странный», «причудливый». Для стиля барокко характерны динамичность образов, напряженность, яркость, изящность, контрастность, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность и чувственность. Барокко явилось стилем аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры.

Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и живописец Л. Бернини (1598-1680). В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля — и сильные, и слабые. Многие его произведения оказались сосредоточенными в главном памятнике католического Рима — соборе св. Петра. Под его куполом, сооруженным великим Микеланджело, возвышается грандиозное монументально-декоративное сооружение — тридцати метровая сень, а в алтаре — столь же величественная мраморная кафедра Петра, украшенная золотом и фигурами, изображающими ангелов и амуров, отцов Церкви и святых.

Еще более величественным творением Бернини стала грандиозная колоннада, состоящая из 284 колонн, поставленных в четыре ряда и обрамляющих огромную площадь перед собором св. Петра. Наиболее значительными скульптурными работами Бернини считаются «Аполлон и Дафна» и «Экстаз св. Терезы».

Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577-1640). Его с полным правом можно назвать универсальной личностью, не уступающей своим масштабом титанам Возрождения. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности — Плутархом. Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Рубенс не был ученым и изобретателем, но разбирался в проблемах астрономии и археологии, проявлял интерес к часам без механизма, к идее вечного движения, следил за новинками в философии, понимал толк в политике и активно участвовал в ней. Больше всего он любил саму человеческую жизнь.

Рубенс воплотил приверженность гуманизму в своем творчестве. Он стал великим поэтом жизни, наполненной счастьем, наслаждением и лиризмом. Он остается непревзойденным певцом человеческой — мужской и особенно женской плоти, чувственной красоты человеческого тела. Только Рубенс мог с такой смелостью и любовью передавать прелесть самой плоти, ее нежную теплоту, мягкую податливость. Ему удалось показать, что плоть может быть прекрасной, не обладая прекрасной формой.

Одной из центральных тем его творчества является женщина, любовь и ребенок как естественный и прекрасный плод любви. Данную сторону его творчества можно увидеть и почувствовать в таких картинах, как «Венера и Адонис». «Юнона и Аргус», «Персей и Андромеда», «Вирсавия».

Будучи в Италии, Рубенс прошел хорошую художественную школу. Однако его фламандский темперамент далеко не все принял от великих итальянцев. Известно, что итальянские мастера отдавали предпочтение равновесию, спокойствию и гармонии, что позволяло им создавать вечную красоту. Рубенс нарушает все это в пользу движения. Изображаемые им человеческие фигуры нередко напоминают сжатую пружину, готовую мгновенно развернуться. В этом плане ему ближе всех Микеланджело, скульптуры которого полны внутреннего напряжения и движения. Его произведения также наполнены бурным динамизмом. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана».

В произведениях Рубенса цвет и живописность преобладают над рисунком. Здесь ему примером служит Тициан. Рубенс не любит слишком четкие контуры. Он как бы отделяет материю от формы, делая ее свободной, живой и плотской. Что касается цвета, то художник предпочитает яркие, чистые и насыщенные тона, наполненные здоровой жизненной силой. Он стремится не столько к их гармонии, сколько к оркестровке, к созданию цветовой симфонии. Рубенса по праву называют великим композитором цвета.

Классицизм

Родиной классицизма стала Франция. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.

Согласно классицизму, предметом искусства должно быть возвышенное и прекрасное, героическое и благородное. Искусству налле- жит выражать высокие нравственные идеалы, воспевать красоту и духовное богатство человека, прославлять торжество сознательного долга над стихией чувств. Судьей искусства является не только вкус, но и разум.

Классицизм разделяет основные положения рационализма и прежде всего идею о разумном устройстве мира. Однако в понимании отношений между человеком и природой он расходится с ним, продолжая линию ренессансного гуманизма и считая, что эти отношения должны строиться на принципах согласия и гармонии, а не господства и подчинения. В особенности это касается искусства, одна из задач которого — воспевать гармонию человека с прекрасной природой.

Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи является французский художник Н. Пуссен (1594-1665). В своем творчестве он целиком полагается на рационализм Р. Декарта, считая, что ощущение всегда частично и односторонне, и только разум может охватить предмет всесторонне и во всей его сложности. Поэтому обо всем должен судить разум.

Пуссен почти всю жизнь провел в Италии, однако это не помешало ему стать истинно французским художником, создавшим одно из глазных направлений в искусстве, существующее до наших дней. Из итальянских мастеров наибольшее влияние на него оказал Рафаэль. произведения которого являют собой идеальные образцы законченного совершенства, а также Тициан, у которого все последующие художники берут уроки чистой живописности.

Хотя Пуссен отдает предпочтение разуму, его искусство никак нельзя назвать сухим, холодным и рассудочным. Он сам отмечает, что целью искусства является удовольствие, что все усилия художника направлены на то, чтобы доставить зрителю эстетическое наслаждение. Его произведения уже содержат в себе два главных элемента искусства, когда оно становится вполне самостоятельным и самодостаточным явлением.

Один из них связан с пластикой, создаваемой чисто художественными, живописными средствами, комбинацией линий и цвета, что и составляет источник особого, эстетического удовольствия. Второй связан с экспрессией, выразительностью, с помощью которой художник воздействует на зрителя и вызывает в нем то состояние души, которое испытывал сам.

Наличие этих двух начал позволяет Пуссену объединить интеллект и чувство. Примат разума сочетается у него с любовью к плоти и чувственности. Об этом свидетельствуют его картины «Венера и Адонис», «Спящая Венера», «Вакханалия» и др., где мы видим совершенного телом и духом человека.

В начальный период творчества у Пуссена преобладают полотна на исторические и религиозно-мифологические темы. Им посвящены такие произведения, как «Похищение сабинянок», «Взятие

Иерусалима», «Аркадские пастухи». Затем на передний план выходит тема гармонии человека и природы. Она представлена в картинах «Триумф Флоры», «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» и др. Природа при этом выступает не просто местом пребывания человека. Между ними устанавливается глубокое чувственное согласие, некая общность душ, они образуют единое целое. Пуссен создал настоящие симфонии человека и природы.

В последние годы жизни художник отдает все свое внимание воспеванию природы. Он создает поэтическую серию «Времена года».

Классицизм в архитектуре нашел свое идеальное воплощение в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV. Этот грандиозный ансамбль включает в себя три величественных дворца и огромный парк с бассейнами, фонтанами и скульптурами. Ансамбль отличают строгая планировка, геометричность парковых аллей, величавость скульптур, подстриженные деревья и кусты.

Реализм

Реалистическую тенденцию в искусстве XVII в. представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606-1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянского живописца Караваджо (1573-1610), оказавшего большое влияние на многих художников.

Искусство Рембрандта в некотором роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом. В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей, но без присущих каждому из них крайностей. В частности, его знаменитая «Даная» выглядит весьма чувственной и плотской, но не до такой степени, как это исполнил бы Рубенс. То же самое с классицизмом. Некоторые его черты присутствуют в произведениях Рембрандта, но в них нет чистой, идеализированной красоты, нет ничего величественного и героического. нет патетики и т.д. В них все как бы ближе к земле, все гораздо проще, естественнее, правдивее, жизненнее.

Однако главное своеобразие искусства Рембрандта заключается все-таки в другом. Оно состоит в том, что благодаря ему в европейской живописи возникло новое направление - психологизм. Рембрандт первым всерьез откликнулся на известный призыв Сократа: «познай самого себя». Он обратил свой взор внутрь себя, и ему открылся огромный и неизведанный внутренний мир, соизмеримый с бесконечной Вселенной. Предметом его искусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека.

Рембрандт как бы всматривается и вслушивается в бесконечные переливы психологических состояний, неистощимые проявления индивидуального человеческою характера. Отсюда такое изобилие не только портретов, но и автопортретов, на которых он изображает себя в разные периоды жизни — в молодости и старости, в разных состояниях — полным жизненных сил и после болезни. В его произведениях портрет не только становится самостоятельным жанром, но и достигает невиданных высот. Все его творчество можно назвать искусством портрета.

Такой поворот во многом объясняется тем, что Рембрандт — в отличие от католиков Рубенса и Пуссена — был протестантом. До появления протестантизма человек не стремился сознательно отделить себя от других. Напротив, он не мыслил себя вне коллективной общности. В Античности такая общность поддерживалась политическими и моральными нормами. В Средние века христианство усилило прежние основы общностью веры.

Протестантизм нарушил данную традицию, возложив главную ответственность за судьбу человека на него самого. Теперь дело спасения становилось прежде всего личным делом каждого индивида. В сознании западного человека произошел глубокий сдвиг, и Рембрандт первым глубоко почувствовал происходящие изменения, выразил их в своем искусстве.

О пристальном внимании к тайнам своей внутренней жизни, о поиске своей, личной истины говорят многие работы начального периода творчества Рембрандта, и прежде всего его автопортреты. Об этом же свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия. В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются. По-особому ярко они проявляются в полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки». Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета.

В последний период творчества Рембрандт все больше погружается в глубины человеческого сознания. Он вторгается в совершенно новую для европейского искусства проблему — проблему одиночества человека. Примером тому могут служить его картины «Философ», «Возвращение блудного сына».