Анализ романа Бальзака “Евгения Гранде”. Образ и характеристика шарля гранде в романе евгения гранде бальзака сочинение Евгения гранде стиль и язык романа

Характеристика героя

ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ (фр. Eugenie Grandet) - героиня романа «Евгения Гранде» (1833), входящего в эпопею «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Е.Г. - один из самых привлекательных женских образов Бальзака, который так писал о своем творении в предисловии к первому изданию романа: «Среди женщин Евгения Гранде станет, быть может, образцом самоотверженных душ, ввергнутых в бурное житейское море и поглощенных им, подобно благородной греческой статуе, упавшей во время перевозки в морскую пучину, где она навеки пребудет неведомой». На редкость чистая, самоотверженная девушка, способная творить добро даже ценой самоотречения, едва ли не с ранней юности становится объектом спекуляций сначала своего скопидома-отца, потом пренебрегшего ею возлюбленного, потом пожелавших ее богатств женихов. Е.Г. с достоинством несет свой крест, не переча отцу и не нарушая дочерний долг, но и не «утрачивая иллюзий», не принимая жестокую философию дельца, в жертву которой он приносит жену и единственную дочь. Как для него естественно отобрать у дочери долю материнского наследства, так для нее естественно отдать наследство, чтобы сохранить хотя бы иллюзию святого семейного очага. Гораздо труднее пришлось Е.Г, когда ее возлюбленный, по дороге к богатству растеряв все свои юношеские идеалы, забыл и о ней, разве что записал в своей долговой книге ее имя как кредитора «суммы в шесть тысяч франков». Но и тут Е.Г. не изменила своим жизненным принципам, не унизила себя, не уронила своего человеческого достоинства, что, к несчастью, и оценить-то было некому, кроме автора, да, может быть, еще и читателей. Е.Г. отрешается от жизни, теперь уже сознательно пряча ото всех не востребованное, ненужное в окружающем ее мире истинное сокровище - свою чистую любящую душу.

Роман "Евгения Гранде" появился в 1833 г., и не случайно именно после этого романа (и романа "Отец Горио", 1834 г.) Бальзак впервые заговорил о замысле "Человеческой комедии" - он как бы созрел для этого замысла, был теперь готов к созданию реалистической эпопеи из жизни современного общества.

В романе “Евгения Гранде” Бальзак подхватывает гобсековскую тему - деньги как страсть - и развивает ее уже в ином, реалистическом плане. Старика Гранде как будто очень многое роднит с Гобсеком - он, во-первых, тоже мастер своего дела, гений наживы, как и Гобсек. Для них обоих это не только нажива, но и искусство. Гобсек играл с богачами, как кошка с мышью, он наслаждался своей властью над ними. Точно так же и Гранде способен пуститься в очередную финансовую авантюру не только для того, чтобы прибавить еще миллион к своим миллионам, но и для того, чтобы посрамить своих конкурентов, продемонстрировать свою хитрость, свою мудрость, свое всесилие. Когда потерпел банкротство его брат, он пальцем не пошевельнул, чтобы спасти его от самоубийства, по принципу: так ему и надо, раз не умел жить, но зато после этого самоубийства он с бешеной энергией принимается за устройство его дел - именно для того, чтобы натянуть нос парижским кредиторам, показать, что ему, невежественному провинциальному богачу, ничего не стоит с ними справиться

Далее - точно так же, как и у Гобсека, у Гранде деньги постепенно становятся манией, болезнью. Он любит их ради них самих - даже уже не ради тех благ, которые они могут принести. Круг его жизненных интересов не только предельно ограничен (он скуп в еде, в питье, в одежде), но и все неотвратимей сужается, сводится, как в фокусе, в одну блестящую точку - и магический блеск этот, конечно, исходит от золота. Гранде, хоть и на свой лад, умирает такою же смертью маньяка, как и Гобсек: даже умирающий, почти лишенный сознания, он всё велит принести ему золото, и когда Евгения снова и снова рассыпает перед ним луидоры, в его взоре снова будто загорается жизнь. И его последнее усилие, стоившее ему жизни, заключается в том, что он бессознательно стремится вырвать сверкающий золотой крест из рук священника.

Итак, тема одержимости золотом здесь продолжается. Но в то же время Бальзак не представляет здесь никаких смягчающих обстоятельств для Гранде, как он это делал для Гобсека. Гобсек в сюжете повести приносил зло только людям, не заслуживающим лучшей участи, а в глубине души, как мы видели, был человеком добрым, способным на дружеские чувства, хотя бы на благие порывы.

Напротив, Гранде жесток в самой основе своей натуры. Ему чужды не только, так сказать, абстрактные гуманные чувства - понятие добра, жалость, сострадание, не только любовь к ближнему своему, но даже чувство любви к родным по крови. Он уродует и калечит жизнь своих домашних - жены и дочери. Когда к нему приезжает Шарль, его племянник, и привозит письмо, в котором говорится о банкротстве и самоубийстве отца Шарля - брата Гранде, старик Гранде исполняется самого искреннего негодования. Для него банкротство - преступление худшее, чем убийство, потому что оно нарушает главный закон буржуазного общества, принцип обогащения. Так что Гранде воплощает в себе безоговорочное отрицание Бальзаком прагматической этики. Конечно, в образе Гранде тоже можно обнаружить черты гиперболизации, гротеска, но они не играют здесь решающей роли.

Судьба героини романа, Евгении Гранде , дочери этого человека - один из первых "вариантов" утраты иллюзий в бальзаковской “Человеческой комедии”.

Поначалу это чистое благородное существо: живя в полной изоляции от внешнего мира, она не имеет ни малейшего представления ни о нем, ни о царящей в нем системе единиц, системе мер - моральных, экономических. Она не знает цену деньгам, хотя и является наследницей миллионов отца, и ее осаждают претенденты на ее руку. Но вот она влюбляется в Шарля и впервые начинает считать деньги, вдруг поняв, что от них, от этих жалких, ничего не значащих бумажек и кусочков металла, может зависеть счастье человека, тем более ее возлюбленного. Когда отец отказывается помочь Шарлю, она с наивной и невинной смелостью отдает Шарлю свои сбережения.

Измена Шарля и все усиливающийся деспотизм отца быстро делают свое дело - Евгения становится такой же расчетливой провинциалкой, как и ее семейство, и выходит замуж за местного богача. Этот человек покорился, даже не пытаясь бороться.

История семейства Гранде - это уже типичная история из жизни нового буржуазного общества. Бальзак впервые исследует здесь нравы этого общества, без особых философско-психологических обобщений, без всяких, так сказать, мудрствований, следуя выработанному им самим принципу - наблюдай и потом берись за кисть, за перо. Впрочем, одно обобщение здесь есть - ведь именно в этом романе Бальзак впервые декларирует значительность такой буржуазной трагедии - хоть она без кинжала и яда и пролития крови, но она не уступит самой страшной драме из знаменитой семьи Атридов. В свете предшествующих произведений Бальзака, так или иначе занимающихся полемикой с романтическими принципами творчества, нам теперь будет особенно понятна эта оговорка Бальзака. Но в "Евгении Гранде" Бальзак еще как бы ограничивает свой кругозор очень узким участком: все-таки сфера действия романа - это замкнутый мир провинции, затхлый быт провинциального дома.

Роман "Евгения Гранде", краткое содержание которого представлено в этой статье, - одно из самых известных произведений французского писателя Оноре де Бальзака. Книга рассказывает о судьбе миллионера из Сомюра, господина Гранде, который живет со своей супругой и дочерью. Последняя - главная героиня книги. В это статье мы расскажем об истории написания и сюжете романа.

История создания

"Евгения Гранде", краткое содержание которой вы можете прочитать в этой статье, - книга для обязательного чтения для всех поклонников европейской литературы. Она входит в условную серию под названием "Сцены из провинциальной жизни" наряду с "Турским священником" и "Утраченными иллюзиями". Все эти книги входят в единый цикл, которому писатель дал название "Человеческая комедия". В него он включил 137 произведений. При этом только 91 из них было закончено. В цикл входят самые разнообразные романы, в том числе с философскими, реалистичными и даже фантастическими сюжетами.

Все романы Бальзака, в том числе "Отец Горио", "Евгения Гранде" (краткое содержание можно прочитать в нашей статье), "Блеск и нищета куртизанок" и т. д., рассказывают о людских судьбах и нравах общества. "Отце Горио" - переломный роман в творчестве писателя. Он продолжает традицию социально-психологического изображения героев, заложенную в произведении "Евгения Гранде".

Завязка произведения

"Евгения Гранде" Бальзака (краткое содержание можно будет увидеть дальше) начинается с описания главной героини. Она самая завидная невеста во всем Сомюре. Ее отец разбогател во время революции, скупив конфискованные церковные владения, которые стоили тогда гроши.

Во времена консульства он даже был мэром, а при империи все в округе стали именовать его господин, хоть до этого он был самым простым человеком. О величине его состояния ходили легенды, но никто не знал, каким оно является в действительности.

Эта информация была известна только банкиру де Грассену и нотариусу Крюшо. Они ее не раскрывали, но так лебезили перед Гранде, что все вокруг были преисполнены к нему уважения. В частности, нотариус при поддержке родственников стремился получить руку дочери своего клиента для племянника. Интриговала и жена банкира, которая рассчитывала заполучить богатую наследницу для своего сына.

При этом ходили слухи, что сам глава семейства хочет выдать дочь за Гийома Гранде, своего племянника, разбогатевшего на оптовой торговле вином в Париже.

Поворот судьбы

Краткое содержание "Евгении Гранде" для читательского дневника вы найдете в этой статье. Оно поможет быстро вспомнить, о чем идет речь в романе перед практическим занятием или экзаменом.

Событие, перевернувшее жизнь Евгении, происходит в день ее рождения, в октябре 1819 года. Отец, который был жутким скрягой, разрешил ей по этому случаю затопить камин до наступления ноября. А в качестве подарка, как и всегда, преподнес золотую монету.

Вечером состоялся ужин, на который пришли де Грассены и Крюшо, чтобы сразиться в решающей схватке. Однако в разгар веселья приезжает парижский миллионер Шарль. Он вручает своему дяде письмо от отца, поражаясь скудному столу и небогатой обстановке. Из-за этого он решил, что его родня живет в бедности. Это заблуждение станет роковым для одного из главных героев.

Симпатичный кузен покорил 23-летнюю Евгению. Она даже уговорила служанку затопить камин в его спальне, что в этом доме считалось небывалой роскошью.

Предсмертное письмо

Своему дяде Шарль вручил письмо от отца, в котором сообщается о банкротстве и намерении застрелиться. Умоляет мужчина напоследок только об одном: позаботиться о Шарле. Такой неожиданный поворот происходит в сюжете романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде". Краткое содержание поможет вам вспомнить дальнейшие события.

На следующее утро уже весь город знал о самоубийстве Гийома. Об этом старый скряга рассказал юноше с присущей ему прямотой, после чего тот не смог сдержать слез.

Евгения проникается к нему искренним состраданием, ее даже начинает предостерегать госпожа Гранде, которая знает, что от жалости до любви всего один шаг. Шарля трогает участливое отношение тети и кузины к его судьбе, так как он прекрасно понимает, с каким равнодушием его бы встретили в Париже.

Размышления о деньгах

Деньги становятся одним из ключевых образов в романе О. де Бальзака "Евгения Гранде". Краткое содержание поможет прояснить этот момент. О деньгах впервые задумывается заглавная героиня, тайком прочитав полученные отцом письма и наслушавшись о банкротстве своего дяди.

Она осознает, что отец вполне бы мог помочь своему брату, но поступил как истинный скряга. Он пришел в ярость только при одной мысли о том, что ему придется расплачиваться за своих близких родственников, за их ошибки и неудачи. Однако вскоре папаша, как фамильярно называли его во всей округе, смягчился. С одной стороны, его беспокоило, что пострадает имя Гранде, а с другой - хотелось отомстить заносчивым парижанам, показав, чего он в действительности стоит.

Во французскую столицу отправляется де Грассен, ему поручено ликвидировать прогоревшую фирму, а сбережения своего хозяина вложить в прибыльную государственную ренту. Такого великодушия от него никто не ожидал, поэтому сомюрцы стали буквально его превозносить.

В то же время Евгения уговаривает Шарля принять от нее в дар золотые монеты - ее личные сбережения. Их общая стоимость составляет примерно шесть тысяч франков. В ответ Шарль вручает ей на хранение свой золотой несессер, в котором портреты его отца и матери.

Любовь

В романе "Евгений Гранде", краткое содержание которого мы рассматриваем, хватает романтических моментов. Между молодыми людьми завязываются отношения. Они клянутся друг другу в верности до гроба, скрепив обещание целомудренным поцелуем.

Вскоре Шарль отправляется в Ост-Индию. Он намерен разбогатеть, чтобы поправить положение своей семьи. Сама Евгения вместе с матерью с ужасом ждут Нового года. На этот праздник старик имеет привычку любоваться золотыми монетами своей дочери. Происходит ужасная сцена. Узнав о судьбе монет, Гранде-старший разозлился настолько сильно, что приказал отправить дочь под замок и держать ее на хлебе и воде.

С этим не смогла смириться его жена. Она впервые в жизни решилась оспорить приказ супруга. После скандала она заболевает от горя. Евгения мужественно переносит испортившиеся отношения с отцом, находя утешение в мыслях о своей любви.

Только когда жене становится совсем плохо, папаша Гранде сменяет гнев на милость. Он прощает дочь. Но в момент объяснения ему на глаза попадается несессер Шарля, который он приказывает отдать на переплавку. Останавливает его только Евгения, которая грозится покончить собой, если он это сделает.

Для ее тяжело больной матери это оказывается последним ударом. В октябре 1822 года она умирает. После ее смерти Евгения подписывает отказ от наследства, как того требует отец.

Знакомство с делами

Краткое содержание "Евгении Гранде" дает представление об основных идеях, которые заложил автор в свое произведение. После смерти матери главной героини проходит пять лет. За это время ее отцу удается существенно поправить дела разорившегося брата. С помощью махинаций он сокращает долги по векселям до ничтожной суммы. Чувствуя приближение смерти, он начинает знакомить дочь с делами, стараясь привить ей свое представление о скупости.

В 1827 году он умирает в возрасте 82 лет. К тому моменту Шарль возвращается во Францию. Он разбогател на работорговле, превратившись в циничного дельца. Он практически не вспоминал о Евгении. Только в 1828 году она получает от него первое письмо, к которому был приложен чек. Расплатившись с долгами, Шарль считает себя свободным от любых обязательств, обещаний и клятв, которые он давал много лет назад. В его планах женитьба на мадемуазель д’Обрион.

Крушение надежд

В жизни главной героини наступает черная полоса. Все ее надежды рухнули. К тому же она узнает, что ее кузен давно вернулся в Париж. Но до свадьбы очень далеко, потому что маркиз не желает выдавать дочь за сына обанкротившегося должника. Шарль оказывается настолько глупым, что не отдает кредиторам трех тысяч франков, которые те с него требуют.

Евгения соглашается выйти замуж за председателя Крюшо, попросив его немедленно выехать в Париж. Она хочет расплатиться по всем долговым обязательствам своего дяди, выделяет два миллиона франков на эти цели. Председатель вручает Шарлю акт об удовлетворении всех финансовых претензий. Пользуясь случаем, он сообщает, что сам женится на Евгении, которая является обладательницей состояния в 17 миллионов франков.

Брачный контракт

Роман завершается историей жизни главной героини. Она становится вдовой в 36 лет, хотя Крюшо постоянно желал ее смерти. Несмотря на огромное богатство, которым она владеет, женщина все время живет по установленному еще отцом порядку. Только, в отличие от него, постоянно жертвует крупные суммы на благотворительность и богоугодные дела. В городе в это время обсуждают слухи о том, что Евгения может выйти замуж за маркиза де Фруафона.

В этой статье нет краткого содержания "Евгении Гранде" по главам потому, что Бальзак решил не дробить свой роман на составные части.

Евгения Гранде (роман О. Бальзака)

Первым произведением цикла «Человеческая комедия», в котором Оноре де Бальзак последовательно воплотил черты критического реализма как целостной эстетической системы, стал роман «Евгения Гранде» (1833).

В каждом из немногочисленных характеров романа реализован принцип становления личности под влиянием социальных обстоя-тельств. Папаша Гранде разбогател во время революции, он очень богат, но стал невероятно скупым, устраивает скандал жене, дочери, служанке по поводу самых мизерных трат. Встреча Евгении Гранде с несчастным двоюродным братом Шарлем Гранде, чей отец, разорившись, покончил с собой, оставив его без средств к существованию, обещает читателю романтическую историю любви и бескорыстия. Евгения, узнав, что отец отказал юноше в поддержке, отдает ему золотые монеты, которые раз в год дарил ей скупой папаша Гранде, что приводит к скандалу, преждевременной смерти матери Евгении, но только усиливает решимость девушки и ее надежду на счастье с любимым человеком. Но ожидания читателя обмануты: желание разбогатеть превращает Шарля в циничного дельца, а Евгения, ставшая после смерти папаши Гранде обладательницей миллионов, все более походит на своего скупого отца. Роман камерный, лаконичный, деталей немного, и каждая предельно насыщена. Все в романе подчинено анализу изменения характера под давлением обстоятельств жизни.

Бальзак выступает в романе как выдающийся психолог, обогащая пси-хологический анализ принципами и приемами реалистического искусства (см.: психологизм).

Роман был экранизирован в СССР в 1960 г. режиссером Сергеем Алексеевым. Глубиной постижения бальзаковских образов отличались работы актеров Ариадны Шенгелая (Евгения Гранде), Семена Межинского (папаша Гранде), Евдокии Турчаниновой (мать Евгении Гранде), в фильме играли также Михаил Козаков, Александр Грузинский, Евгений Велихов, Владимир Владиславский, Виктор Хохряков, Ирина Ликсо, Никита Подгорный, Татьяна Панкова, Евгений Моргунов, создав превосходный актерский ансамбль.

Кадр из фильма «Евгения Гранде» (1960, реж. С. Алексеев).

Текст: в изд.: Balzac O. Oeuvres complètes de H. de Balzac / Éd. par M. Bardeche: 28 vol. P., 1956-1963 (Club de I"Honnete Homme); в рус. пер. — Бальзак О. Евгения Гранде. Музей древностей. М., 1979. (роман в пер. Ю. Верховского).

Лит.: Гриб В. Р. Художественный метод Бальзака // Гриб В. Р. Избр. работы. М., 1956; Елизарова М. Е. Бальзак. Очерк творчества. М., 1959; Храповицкая Г. Н. Бальзак // Зарубежные писатели: Биобиблио-графический словарь: В 2 т. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 2003. Т. 1. С. 65-76; Altszyler H. La genèse et le plan des caractères dans l’oeuvre de Balzac. Genève; P., 1984; Mozet N. La ville de province dans l’oeuvre de Balzac. P., 1982.