Интеллектуальная игра «Умники и умницы. Интеллектуальная игра «Умники и умницы: первые шаги» (финал)

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» во 2 классе

Цель:
- развивать внимание, память, речь, умение работать в команде;
- формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать чувство уважения.

Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

В. А. Сухомлинский


Я хочу представить 5 команд 2-х классов и жюри

Девиз сегоднящих соревнований:

Пусть каждый смело вступит в бой, в азарт соревнования. Успех придет не сам собой –помогут ваши знания.

Представление команд
1. Задания «Разминка» (за правильный ответ 1 балл) Каждая команда выбирает карточку с номером, под номерами представлены вопросы разной сложности) Отвечать надо быстро.

Разминка будет по теме «Мир растений» каждая команда получит (по 1 вопросу)

1.
Растет ли дерево зимой?
(Нет, оно замирает)
2.
У какого дерева ствол белый?
(У березы)
3.
Какая самая быстрорастущая трава?
(Бамбук – за день вырастает на полметра. Но растет только 40 дней. Из стеблей делают удочки, лыжные палки. Растет в жарких странах.)
4.
Почему у хвойных деревьев не происходит ежегодного листопада?
(Смола в иголках)
5.
Как называется отец желудя?
(Дуб)

2. Блиц-турнир
В мире животных (по 2 вопроса)

1.
Куда зайцу бежать удобнее с горы или на гору?
(На гору, т.к. задние лапы у него длиннее передних, поэтому с горы заяц скатывается кубарем.)
2.
Какие звери летают и спят вниз головой?
(Летучая мышь. Она за ночь съедает до 200 малярийных комаров)
3.
Какая корова сытнее живет хвостатая или бесхвостая?
(Хвостатая, т.к. хвостом она отгоняет назойливых насекомых в то время, как щиплет траву.)
4.
Какое самое большое животное на свете?
(Кит – некоторые весят 150 тонн)
5.
Кто из зверей бегает быстрее всех?
(Гепард – его скорость до 140 км в ч)
6.
У кого из животных самая толстая кожа?
(У бегемота – 2,5 см)
7.
Кто из животных никогда не спит?
(Акула – она всегда охотится)
8.
Какое животное самое высокое?
(Жираф – 6м, язык почти 50 см, бегает со скоростью 50 км в ч. У него практически нет голоса.)
9.
Какого цвета хамелеон?
(Он меняет окраску в зависимости от обстановки)
10.

Что ест зимой жаба?
(Ничего, она спит)


3. Птицы – наши друзья (По 1 вопросу)
(В Австралии и в американском городе Бостоне поставлены памятники воробью за спасение урожая от волосатой гусеницы) Какая самая маленькая птица?
(В нашей стране – королек, съедает за лето 10 млн. мошек. А в мире – колибри. Живет в Северной Америке. Ее длина от кончика клюва до кончика хвоста – 8 – 10 мм. Колибри умеет зависать над цветком в воздухе благодаря частоте взмахов крыльев – 55 раз в секунду)

1.
Какая птица самая большая?
(Африканский страус – рост 3 м, вес 150 кг, длина шага 3,5 м, бегает со скоростью 70 км в ч)
2.
Птенцы какой птицы не знают матери?
(Кукушки. За час она может съесть 100 гусениц))
3..
Какую птицу называют санитаром леса?
(Дятла)
4.
Какие птицы не летают?
(Пингвин и страус)
5.
Какая птица выводит птенцов зимой и почему?
(Клест, кормится шишками)

4. Насекомые (По 1 вопросу)
1.
Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнет, некоторые забираются в щели, под кору деревьев и там зимуют)
2.
Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(Она умирает, т.к. не может вытащить жало из-за зазубринок на нем и вместе с ним в коже человека остаются ядовитая железа и часть кишечника. Ранка на брюшке пчелы очень большая, поэтому она умирает. Чтобы собрать 100 кг меда, пчеле надо облететь 100000 цветков)
3.
У какого насекомого ухо на ноге?
(У кузнечика)
4.
Какая самая тонкая нить в природе?
(Паутина – в тысячу раз тоньше человеческого волоса. На разрыв вдвое прочнее стальной нити такой же толщины)
5.
Сколько лапок у жука?
(6)
5. Занимательная математика (по 1 вопросу)

1.
У кошки Мурки родились котята: Беляш, Босяк, Клякса и неугомонный Мурзик, который всюду сует свой нос. Сколько хвостов и ушей в кошачьем семействе?
(5 хвостов и 10 ушей)
2.
На огороде 5 грядок с морковкой, 3 – с луком, 6 – с картофелем и еще 1 маленькая, на которой Митя сам посеял винтики и гаечки. Сколько грядок дадут урожай?
(5+3+6=14)
3. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 10 варежек. Сколько детей лепили снежную бабу? (5)

4.
Горели 6 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
(2)
5.

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидели репку? (12)


6. Пословицы Задание: закончить пословицы.
1. Маленькое дело лучше большого (безделья)


Труд человека кормит, а лень (портит)


2. Ученье – свет, а не ученье – (тьма)
По одежке встречают, по уму (провожают)

3. Терпение и труд все (перетрут)

Глаза боятся, а руки (делают)

4. Не ищи сто рублей, а ищи (сто друзей)

Правда в огне не горит и в воде (не тонет)


5. Не спеши языком – торопись (делом)
Семь раз примерь, один раз (отрежь 0


7. «ПРЯТКИ».

Ребята вы любите играть в прятки? В этом испытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и надеются, что вы их быстро найдёте.

Давайте попробуем найти два хитрых слова.

ш утка

у крот итель

А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.

16; 17 слайд

М УЖ ЧИНЫ

ГОЛО СОВА НИЕ

Д ОСА ДА

П ОСЁЛ ОК

СЕР ЁЖ КА

ЗА СЛОН КА

КОНЬ КИ

С КИТ АЛЕЦ

С ОЛЕНЬ Е

ПО БЕЛКА

Пока команды ищут спрятавшиеся слова, проверим, как знает природу зал.

8. Книжное царство – мудрое государство

Что за прелесть – эти сказки!
- Итак, друзья, начнем следующее состязание

Затей у нас большой запас

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры

Песни, загадки и пляски

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки

Кто быстрее даст ответ?
1.
Героиня какой сказки потеряла туфельку, но нашла свое счастье? Кто автор?
(«Золушка» Шарль Перро)

Кто говорил: - Помни, все исчезнет после 12 часов?
(Фея из «Золушки» Ш. Перро)

2.
В каком литературном произведении ехали медведи на велосипеде? Кто автор этого произведения?
(«Тараканище» Корней Чуковский)

Как звали девочку, которая из норы крота отправилась на ласточке в теплые страны? Кто автор?
(Дюймовочка, Андерсен)
3.


(Подснежники)

Сколько монет было у Буратино и куда они делись? Кто автор произведения?
(5 золотых закопали в стране дураков лиса Алиса и кот Базилио, автор - Алексей Толстой)
4.
Из чего солдат варил кашу? Кто автор?
(Из топора, рус. нар. сказка)

Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «3 медведя»?
(Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)

5. Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
(Подснежники)
Героиня какой сказки уснула, уколов руку о веретено? Кто автор?
(Спящая красавица, Шарль Перро).

Вижу, сказки вы знаете! А сами сочинить не пробовали?

Давайте сами попробуем сочинить сказку. Обычно как ими словами она начинается? Правильно! «Жил-был» или «В некотором царстве…» Каждой команде я дам по листочку, на нем написаны слова, которые помогут вам.

Сочини сказка про...

Жил-был_________________. Раз пошел_____________________. Вдруг видит __________________________________. Испугался ________________________________________________,

хотел было _______________________, как вдруг ________________________из-за_________________________

выскочил_______________и___________________давай ________________________________________________.

Глянул__________________на_______________________ и____________он_______________отправился_________________________________________________________________________________________________________________.

(В Америке жил и работал знаменитый изобретатель Томас Эдисон. В 1897 году зажглась первая электрическая лампочка его конструкции. Знаете, сколько бумаги он извел, записывая эксперименты, пока не додумался до своего открытия? 40 000 страниц! Эдисон говорил, что для того, чтобы что-нибудь изобрести, надо положить 1 процент врожденной гениальности и 99 процентов упорного, тяжелого труда.)


И вот кончается игра… Итоги подводить пора:
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много мудрых слов,
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен!

Вопросы для работы с залом.

1. Кто из этих животных впадает на зиму в спячку: заяц, лось, белка, медведь .

2. Кто из этих животных не живёт в тайге: волк, жираф , лиса.

3. Хлеб всему голова. Что это? Загадка, пословица , колыбельная, сказка.

4. Какое из перечисленных растений является лекарственным: крапива , колокольчик, василёк.

5. Какой из этих грибов существует на самом деле? Лисички , Зайчишки, Медвежки, Енотики.

6. Какой из грибов ядовитый: белый гриб, дождевик, белый навозник .

7. Кого называют королём грызунов: суслик, бобр , хомяк.

8. Это животное хищник, питается дождевыми червями, яйцами, грибами, может даже съесть змееныша; на зиму впадает в спячку. Ёж , крот, волк, лиса.

9. Кого называют глазастым охотником: варан, стрекоза, лягушка .

10. Это растение используют в лекарственных целях, оно символ России, и девчонки гадают на нем. Цветик-семицветик, ромашка , одуванчик, роза.

11. Как называется насекомое, которое собирает нектар и пыльцу с цветов, складирует их в ульях, имеют острые жала для защиты? Пчела , оса, шмель, муха.

12. Как называется наша планета? Меркурий, Земля , Венера, Россия.

13. Какие из этих птиц занесены в красную книгу: утка-мандаринка , сокол, воробей.

14. Какие из перечисленных змей ядовитые: гадюка, уж, кобра.

15. Это часть тела человека, которая может поднять, схватить, сжать, погладить, постучать, покрошить, похлопать. Рука , нога, глаз, живот.

16. Этот гриб называют царем грибов. Поганка, мухомор, красноголовик, белый гриб .

17. Назовите перелётных птиц: кукушка, ласточка, стриж .

18. Эта птица не умеет летать, относиться к семейству страусиных, довольно большого размера. Эму , фламинго, павлин, курица.

19. Это животное живет непосредственно в водоеме, строит себе хатки из деревьев, срезая их собственными зубами. У них очень мощный хвост. Утка, бобр , ондатра, хомяк.

20. Какое из этих животных живёт в пустыне: верблюд , тигр, волк.

Кто быстрее

(1 балл за правильный ответ)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

Какую траву узнает даже слепой? (крапиву)

Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)

След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

Трава от 99 болезней? (зверобой)

Пористые, слоистые, кучевые … что это? (облака)

Какое из перечисленных животных впадает в спячку?

Белка крот ёж кабан (ёж)

Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов

«Умники и умницы».

Составила учитель начальных классов Латыпова Л.Л.

Цель конкурса-игры «Умники и умницы»:

    Создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивной деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

    Расширять творческое воображение детей, фантазию, мышление.

    Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе и уметь радоваться успехам товарищей.

    Прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи конкурса-игры:

    активизировать познавательную деятельность детей;

    способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

    создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

    содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование : класс украшен воздушными шарами, плакатами. В классе установлены 2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами, реквизит для музыкальных пауз, карточки с заданиями, фишки,презентация.

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 35-40 минут

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика», «Чтение».

Звучит песня «Чему учат в школе».

Ход проведения мероприятия.

Ведущая . Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы»! Название этой игры не случайно. Она для умных, смекалистых и сообразительных детей.

В нашем зале присутствуют болельщики. От них тоже зависит победа команд.

Напоминаем правила поведения: НЕЛЬЗЯ: кричать, шуметь, мешать, подсказывать.

МОЖНО: болеть за команду, отвечать, тогда, когда спросят, следить за результатами конкурса.

В зале также присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги.

Представляю вам команды участников: это команда «Почемучки» и команда «Знайки».

Каждая команда проводит презентацию-приветствие.

Ведущая . Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Девиз команды «Почемучки»:

«Мы пытливые умы, Мы с вопросами на «ты».

«Почему» - вопрос любимый, Помогает, нам расти».

Девиз команды “Знайки”: «Мы любим учиться, мы любим читать, хотим все науки на свете познать!»

Разминка (на доске вопросы Кто? Что?, каждая команда поочереди на скорость выходит и записывает слова,слова необходимо выбрать из карточек) Какая команда первой выполнит задание, та и выигрывает право первой отвечать на вопросы конкурса.
1 ТУР - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Ведущая по очереди задает командам вопрос. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 очко.

1 задание.

✓ Какой герой А. Толстого продал азбуку и купил билет в кукольный театр? (Буратино)

✓ В кого превращались 11 братьев-принцев из сказки Г. Х. Андерсена? (В лебедей)

✓ Какой герой Р. Киплинга вырос в стае волков? (Маугли)

✓ В кого превратился гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена? (В лебедя)

2 задание . Доскажи словечко - назови самых известных литературных героев.

Вопросы для 1-й команды. «Почемучки»

Баба- ... (Яга).

Муха- ... (Цокотуха).

Черепаха... (Тортилла).

Пчела... (Мая).

Сова... (Бумба).

Братец... (Кролик).

Сивка- ... (Бурка).

Вопросы для 2-й команды «Знайки»

Курочка- ... (Ряба).

Крокодил... (Гена).

Домовенок... (Кузя).

Почтальон... (Печкин).

Красная... (Шапочка).

Кощей... (Бессмертный).

Старик... (Хоттабыч).

3 задание . Найди рифму и назови произведение и автора.

✓ Вместо шапки на ходу он надел... (сковороду). (С. Я. Маршак. «Человек рассеянный».)

✓ И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула... (в нос.) (К. И. Чуковский. «Айболит».)

✓ Вот мудрец перед Дадоном

Встал и вынул из мешка

Золотого... (петушка).

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

✓ У тебя на шее вакса,

У тебя под носом... (клякса).

(К. И. Чуковский. «Мойдодыр».)

✓ Пошла муха на базар

И купила... (самовар).

(К. И. Чуковский. «Муха-Цокотуха».)

✓ Кот кататься не привык,

Опрокинул... (грузовик). (А. Барто)

Музыкальная пауза «Угадай мультфильм по песне»

Игра «Прилетели птицы». (для болельщиков)

Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши и сказать, где я ошиблась. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы

Мухи и стрижи…
-Что неправильно? (Мухи)
-А мухи - это кто? (Насекомые)
-Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
-Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обратили внимание на куниц, учитель объявляет счёт: «Один ноль в мою пользу. Куницы - вовсе не птицы».
-Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,

Комары, кукушки…
(Дети топают и объясняют)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все мы молодцы!

II ТУР - ЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС

✓ Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет)

✓ Перед каким человеком всегда снимают головной убор? (Перед парикмахером.)

✓ Какой город самый сердитый? (Г. Грозный)

✓ Как называется ребенок курицы? (Цыпленок)

✓ Каким образом можно пронести воду в решете? (Заморозить)

✓ Дом для денег? (Кошелек)

✓ От чего утки плавают? (От берега)

✓ По чему летают самолеты? (По небу)

    Она все пробует на зуб: и сосну, и вяз, и дуб. (Пила)

    Каких камней не найти в море? (Сухих)

III ТУР - КОНКУРС «Угадай кто?»

Каждая команда получает карточку со словом, например: «учитель» и «врач». Капитан 1-й команды называет представителю 2-й команды свое слово. Игрок 2-й команды должен без слов, с помощью пантомимы, жестов, движений, объяснить своей команде, какое слово было загадано. На это дается.3 попытки. Затем команды меняются местами.(водитель, спортсен, портной, уборщица)

Игра «Угадай сказку по смайлам»

IV ТУР – РЕБУСЫ Отгадай героя книги («Малыш и Карлсон», «Чиполлино»)

Конкурс «Доскажи словечко» (для болельщиков)

Ребята, а вы знаете вежливые слова? Вот я сейчас и проверю…

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

V ТУР- СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ Предлагается командам собрать пословицы из разрезанных картинок.

Игра для болельщиков

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка!..

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

В доме том в конце концов стало множество жильцов.

Из чего фея сделала карету для золушки?
«А журавль все клюет и клюет, пока все не съел»- из какой сказки эти слова?

Как зовут мальчика, которого вырастили волки в джунглях?
Из какой сказки эти слова «Не печалься, ступай себе с Богом, будет тебе новое корыто»?
Где находится смерть моего друга Кощея Бессмертного?

Ведущая.

Наша игра пришла к финалу.

Мы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить,

И команды наградить!

Проводится награждение команд.

Замышляева Галина

Вот и прошел финальный тур интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"! Все участники очень хорошо подготовились к финалу и были настроены на победу! На вопросы отвечали быстро, содержательно, уверенно. Лишь только два раза они дали шанс зрителям ответить на вопрос.

Игра закончена, дипломы вручены!

Давайте посмотрим, как это было.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на финале интеллектуального конкурса «Умники и умницы: первые шаги».

В финальной игре принимают участие победители первого тура игры, это… (называются участники игры). Давайте поприветствуем их.

(Зрители приветствуют участников игры)


Ведущий. В финале нашей игры 5 категорий: сказки А. С. Пушкина, окружающий мир (птицы, краеведение (мой родной край, праздники России, русский язык (устаревшие слова).

Правила игры все те же. Каждому участнику я буду задавать по одному вопросу. Если ответ на вопрос правильный, участник проходит по дорожке вперед; если неверный – остается на месте. Вопрос переходит к зрителям. За правильный ответ зрители могут заработать жетон.

Будьте внимательны, отвечает только тот, кому задали вопрос.


Оценивать ваши ответы будет наше справедливое жюри. .(представляются члены жюри)


Итак, начинаем игру. Прошу участников пройти на дорожки. Желаю вам удачи !


Вопросы к финальной игре

1. В «Сказке о царе Салтане» девицы, занимаясь рукоделием, вели неспешную беседу и мечтали о своем будущем.

Вопрос: что они обещали сделать в роли царицы?

Ответ: приготовить пир, наткать полотна, родить богатыря.

2. Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» по приказанию старухи несколько раз ходил к морю с просьбами к золотой рыбке.

Вопрос: сколько просьб старика выполнила золотая рыбка и какие?

Ответ: четыре (корыто, изба, дворянка, царица)

3. В «Сказке о мертвой царевне» злая царица решила извести свою молодую падчерицу. Переодевшись нищенкой, она угостила царицу отравленным яблоком. И только верный пес почуял беду.

Вопрос: как звали собаку у семи богатырей в этой сказке?

Ответ: Соколко.

1. Каждой весной птицы высиживают птенцов, а затем их выкармливают, учат летать. Но есть птица, которая бросает своих птенцов сразу после рождения.

Вопрос: о какой птице идет речь?

Ответ: кукушка.

2. В наших лесах живет несколько сот видов жуков-дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Эта птица не просто уничтожает жуков и их личинки, она достает их оттуда, откуда никто не может достать. И если короеды и дровосеки до сих пор не уничтожили наши леса, то в этом немалая заслуга всем известной птицы, которую в народе называют лесным доктором.

Вопрос: что это за птица?

Ответ: дятел.

3. Эта птица – одна из самых крупных птиц лесов, обитает она в чащах и на болотах. У нее прекрасный слух, зрение, красивое черное оперение и ярко красные надбровные дуги.

Вопрос: как называется эта птица?

Ответ: глухарь.

1. В нашей стране, да и в других странах мира каждый город, поселок, село, деревня имеют свое название, которое отличает его от других населенных пунктов. Наше село получило свое название в честь великого драматурга Островского

Вопрос: а как раньше называлось наше село?

Ответ: Семеновское-лапотное.

2. У каждого человека есть своя малая родина, т. е. место, где он родился, вырос, живет. И чтобы его найти, нужно знать адрес его проживания. Но адрес имеют не только жители, а и различные здания.

Вопрос: на какой улице находится наш детский сад?

Ответ: переулок Школьный.

3. Все вы знаете, что каждая страна имеет свою государственную символику. Города и поселки так же имеют свой флаг и герб, которые рассказывают об их особенностях.

Вопрос: какие цвета на флаге и что изображено на гербе нашего поселка?

Ответ: синий и зеленый, Снегурочка.

1. Этот праздник отмечают не только в России, но и во многих других странах, потому он и международный. В нашей стране в этот день поздравляют всех женщин и девочек.

Вопрос: о каком празднике идет речь?

2. В законе о днях воинской славы так говорится об этом празднике: 23 февраля – день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году. Сейчас это праздник всех настоящих мужчин.

Вопрос: как называется этот праздник?

Ответ: день защитника Отечества.

3. Этот праздник, наверное, самый трогательный, самый радостный праздник нашей страны. Ветеран с орденами на груди, ведущий за руку внука, - символ связи поколений, силы нашего Отечества. В этот день мы особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все трудности.

Вопрос: что это за праздник?

Ответ: День Победы.

1. Поздним вечером три девицы под окном делились друг с другом своими мечтами, если станут царицей…

«Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь, стороны той государь»

Вопрос: какое помещение в давние времена называли светлицей?

Ответ: у восточных славян светлая парадная комната, часто в верхней части дома.

2. Послушайте отрывок из «Сказки…»

«В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался»

Вопрос: объясните, что такое сени?

Ответ: нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом.

3. Князь Гвидон после превого посещения корабельщиками прекрасного града на острове Буяне захотел увидеть царя Салтана, своего отца. О своем желании он поведал царевне Лебедь, и она взмахом крыла сотворила чудо:

«Тут он в точку уменьшился, комаром оборатился, полетел и запищал, судно на море догнал»

Вопрос: что это значит, оборотился?

Ответ: перевоплотиться, превратиться.





Ведущий: Дорогие участники, вы с честью прошли все испытания!

И выполнили все сложные задания. Минута истины наступает

Пора расставить все точки над "И"

Победителей конкурса пусть объявит

Беспристрастное строгое наше жюри.

(Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.)


Самый эрудированный зритель игры.


Участники, занявшие второе место.



Победитель интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"


Ведущий: На этом наш конкурс «Умники и Умницы» заканчивается. Я благодарю вас, уважаемые зрители, за вашу улыбку и блеск ваших глаз, а участникам игры желаю дальнейших успехов в следующих конкурсах. Молодцы! Так держать!

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Задачи:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.
  • Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Ход игры:

Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы» . Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон» . Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Ведущий 3:

Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри)

Ведущий 1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.

Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.

Ведущий 3: Итак, начинаем

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько месяцев в году? (12)
  2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
  3. Колобок, обросший иглами? (еж)
  4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  5. Кто всю зиму спит? (Медведь)
  6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  7. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
  8. В какое время года появляются подснежники? (весной)
  9. Что значит «прикусить язык» ? (замолчать)
  10. Какой первый день недели? (понедельник)
  11. Пальто, платье, свитер это... (одежда)

Вопросы для 2 команды:

  1. Сколько дней в недели? (7)
  2. Курица в детстве? (цыпленок)
  3. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
  4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  5. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
  6. Висит груша нельзя скушать? (лампа)
  7. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
  8. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
  9. Что значит «бить баклуши» ? (бездельничать)
  10. Первый месяц года? (январь)
  11. Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)

Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

Проводится игра.

Игра малой подвижности «Делай как я»

Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

Ход игры:

Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

Ведущий 2:

2 тур. Логические задачи

Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи) . За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?
  • 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?

Задание 2. Видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.

Проводится физкультминутка.

МАРТЫШКИ

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Ведущий 1:

3 тур. Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам» .

Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

  • Вертолет;
  • Зонтик;
  • Пылесос;
  • Ступа.

Что принадлежит фее?

  • Посох;
  • Волшебная палочка;
  • Помело;
  • Шапка-невидимка.

Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

  • Колобок;
  • Кашу;
  • Пирожок;
  • Машу.
  • Дереза

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

  • Козьи;
  • Слоновьи;
  • Курьи;
  • В сапогах.

Кого поймал Емеля?

  • Карася;
  • Рака;
  • Щуку;
  • Кита.

Что хранилось в сундуке Кощея?

  • Драгоценные камни;
  • Смерть;
  • Деньги;
  • Лекарства.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Ведущий 3:

4 тур. «Отгадайка?» .

В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Скачет зверушка-
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.

Ответ: Лягушка

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенёк,
Промелькнул как огонёк?

Ответ: Белка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея.

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик.

Спереди - пятачок, сзади - крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.

Ответ: Свинья.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …

Ответ: Черепаха.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку

Ответ: Кролик

В капусту он забрался осеннею порой:

Рогатый и лохматый и с длинной бородой.

Ответ: Козел

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!

Вот я хитренький какой!

Ответ: Хомяк.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.
Но в век машины и мотора, боюсь,
В отставке буду скоро.
Ответ: Конь, Лошадь

Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных учреждений. Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, самостоятельность. Основная цель проведения игры: диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе.

Тема . Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель :
- поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Материал :
1.Карточки с заданиями
2. Музыкальное сопровождение («Учитель танцев», «Фанфары» (начало, награждение, Диск с музыкальными фрагментами из детских мультфильмов)
3. Презентация
4.Герой - Мэри Поппинс

Ход игры:

Звучит музыка.
Ведущий:
Рано-рано сонце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка, заходят дети.

Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Представление участников игры

- Итак, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать непростые, очень важные решения.
Представление жюри

Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс
В сказку я открою двери,
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ : Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ : Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ : Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ : Клянемся!
Ведущий : Итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее с небольшой разминки (Слайд №2)


Мэри Поппинс
Слайд 3


Я задам вопросы каждому участнику. За каждый правильный ответ участник получает один балл.

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)


Ведущий
- Разминка закончилась. Жюри подводит первые итоги. А мы приглашаем участников занять свои места.

Ведущий : В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Слайд 4 (Ведущий перечисляет конкурсные задания)

Мэри Поппинс выбирает квадрат «Занимательная математика»

Ведущий : Ребята, а вот и первое задание - необычные фруктовые примеры.
Задание: Вам нужно правильно решить каждый пример и в пустых клеточках написать цифру, соответствующую количеству фруктов в примере. Слайд 5


Мери Поппинс собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Помогите нам, пожалуйста, выбрать следующий конкурс на нашем разноцветном квадрате.
Мэри Поппинс выбирает квадрат «Подумай - отгадай»
Слайд 6


Ведущий : И снова задание с карточками. Ребята, рассмотрите картинку. Слева расположены разные предметы, а справа – графическое изображение их частей.
Задание: найдите пару предмета и его графического изображения и соедините их прямой линией.

Ведущий : Наша гостья выбирает следующий квадрат…..
Мери Поппинс выбирает квадрат «Загадочный мир природы»

Ведущий : И… нам придется еще немного поработать с карточками. Итак, задание: определите, что где растет, соединив прямой линией Слайд 8


Ведущий : Мэри Поппинс! Мы снова просим Вас назвать следующий конкурс.
Мери Поппинс выбирает квадрат «Азбука безопасности» Слайд 9


Ведущий : Ребята, мы просим Вас подойти к экрану.
Дети подходят к экрану.

Вам предстоит ответить на вопросы, которые вам зададут врач, инспектор ГИБДД и сотрудник МЧС. За правильный ответ вы получаете один балл. Кто будет первым отвечать на вопрос?
Дети по очереди отвечают на задаваемые вопросы.
Инспектор ГИБДД
1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...а) тротуар; б) шоссе; в) улица. Слайд 10

2. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора. Слайд 11


3. На какой машине – «Вольво», «Ауди» или « Мерседес» - ты бы согласился покататься с незнакомцем? Слайд 12


Пожарный
1. Что делать, если в квартире появился дым: а) обмотать лицо мокрой тканью и побыстрее покинуть квартиру; б) открыть окна и двери, чтобы дым улетучился. Слайд 13


2. Что надевает на лицо пожарный, входя в горящее помещение, и для чего он это делает? Слайд 14


Доктор
1.Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты, имеющиеся в доме. (Аптечка.) Слайд 15


2. С помощью какого органа человек дышит: а) мозг; б) сердце; в) легкие. Слайд 16


3. Тренировка организма холодом. (Закаливание.) Слайд 17


Жюри подводит итоги конкурса, а наша гостья Мэри Поппинс называет следующий конкурс.

Мери Поппинс выбирает квадрат «По сказочным дорожкам»
Ведущий : Ребята, вы любите сказки? Тогда мы предлагаем Вам прогуляться по сказочным дорожкам.
(На экране воздушные шарики под номерами. Ребенок выбирает шарик с номером.)

Слайды к сказкам Слайды 18 - 27:
1. «Золотой ключик» – колпак, азбука, театр


2. « Сестрица АЛЕНУШКА» - копытце, козленок., девушка


3. «Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич


4. «Три медведя» - тарелка, стул, медведь


5. «Маша и медведь» - короб, пирожки, девочка


6. «Снежная королева» - дворец, сани, мальчик


7. « Дюймовочка» - крот, кувшинка, ласточка


8. «12 МЕСЯЦЕВ» - КОСТЕР, корзина с подснежником, мачеха с сестрой


9. «Сказка о рыбаке и рыбке» - корыто, невод, старик.


10. «По щучьему велению» - печь, ведра, щука.


Мэри Поппинс : А сейчас разрешите мне объявить творческий конкурс «Покажи высший класс!»
Дети танцуют под музыку «Учитель танцев» вместе с Мэри Поппинс

Ведущий : Жюри непросто будет подвести итоги этого конкурса. Вы все, ребята, такие молодцы!
- Предлагаем Вам снова присесть за столы, а Мэри Поппинс назвать следующий конкурс разноцветного квадрата.

Мери Поппинс выбирает квадрат «Грамотей-ка».
Ведущий : Для выполнения этого задания вам нужно сделать звуковой анализ слов: кот, петух, лиса и написать первую букву слова. Слайд 28


Молодцы, справились


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Выберите, пожалуйста, следующий конкурс!
Мери Поппинс выбирает «Найди лишнее»
Ведущий : Вот, ребята, у нас и осталась последняя карточка. Послушайте задание: нужно зачеркнуть в каждой группе предметов один лишний.
Слайд 29


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Мэри Поппинс: Я с удовольствием называю мой любимый конкурс «Угадай мелодию» и попрошу вас всех подойти ко мне. Давайте встанем в одну линейку и сейчас для каждого из вас будет звучать мелодия из любимых песен, мультфильмов, а вы должны будете назвать ее.
Итак, звучит мелодия для игрока под номером 6 (кто стоит первым и т.д.)
Ведущий : Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку. Слово нашему жюри.
(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждение)