Художественный мир тургенева. Художественный мир Тургенева И.С

В одном из писем к Полине Виардо Тургенев говорит об особом вол­нении, которое вызывает у него хрупкая зеленая веточка на фоне голубого далекого неба. Писателя беспокоит контраст между тоненькой веточкой, в которой трепетно бьется живая жизнь, и холодной бесконечностью равнодушного к ней неба. «Я не выношу неба, - говорит он, - но жизнь, действительность, ее капризы, ее случай­ности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю».

Острее многих русских писателей-современников Тургенев чувствовал кратковременность и непрочность человеческой жизни, неумолимость и необратимость стре­мительного бега исторического времени. Он обладал удиви­тельным талантом бескорыстного, ничем относительным и преходящим не ограниченного художнического созерца­ния. Однажды Тургенев сказал: «Я чувствую себя как бы давно умершим, как бы принадлежащим к давно минув­шему, но сохранившим живую любовь к Добру и Красоте. Только в этой любви уже нет ничего личного, и я, глядя на какое-нибудь прекрасное лицо, мало думаю при этом о себе, о возможных отношениях между этим лицом и мною... Возможность пережить в самом себе смерть само­го себя есть, может быть, одно из самых несомненных до­казательств бессмертия души. Вот - я умер - и все-таки жив - и даже, может быть, лучше стал и чище».

Необычайно чуткий ко всему злободневному и сиюми­нутному, умеющий схватывать жизнь в ее прекрасных мгновениях, Тургенев был наделен одновременно редчай­шим чувством свободы от всего временного, конечного, личного и эгоистического, от всего субъективно-пристраст­ного, замутняющего остроту зрения, широту взгляда, пол­ноту художественного восприятия. Его влюбленность в жизнь, в ее капризы и случайности, в ее мимолетную кра­соту была благоговейной и самоотверженной, совершенно свободной от всякой примеси самолюбивого «я».

Художественная зоркость Тургенева исключительна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем больнее переживает их кратковременность. «Наше вре­мя, - говорит он, - требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он не запаздывает. Все шесть его романов не столько попада­ют в «настоящий момент» общественной жизни России, сколько его опережают, предвосхищают. Тургенев особен­но чуток к тому, что стоит «накануне», что еще только но­сится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает «новые потребности, новые идеи, вносимые в об­щественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество».

Беспристрастная, духовная любовь к жизни позволяет Тургеневу видеть ее во всем многообразии, в движении и развитии. Его называли порой летописцем, создавшим серией своих романов историю русской интеллигенции. Но такое определение не отвечает природе дарования писате­ля. Летописца-хроникера ведут исторические события, он следует за ними по пятам, он описывает факты, уже совер­шившиеся. Тургенев не держит дистанции. В своих произ­ведениях он постоянно забегает вперед. Редкое художест­венное чутье и бескорыстная свобода восприятия позво­ляют ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его, опережая время, в не­ожиданной конкретности и живой полноте. Этот дар Тур­генев нес всю жизнь как тяжкий крест: он вызывал пос­тоянное раздражение у современников. Но таков удел любого художника, наделенного даром «предвидений и предчувствий», любого пророка в своем Отечестве. Когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители шли к нему на поклон с повинной головой.

Забегая вперед, Тургенев определял пути, перспективы развития литературы второй половины девятнадцатого столетия. В «Записках охотника» уже предчувствуется эпос Толстого, «мысль народная». Духовные искания Анд­рея Болконского и Пьера Безухова пунктиром намечены в Лаврецком из «Дворянского гнезда». В «Отцах и детях» предвосхищается Достоевский, характеры его героев от Ро­диона Раскольникова до Ивана Карамазова.

В отличие от писателей-эпиков, Тургенев изображал жизнь не в повседневном и растянутом во времени тече­нии, а в острых и драматических ее ситуациях. К тому же духовный облик людей культурного слоя общества в эпоху Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драмати­ческую ноту в романы писателя: их отличает стремитель­ная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они охватывают небольшой отрезок времени, поэтому точ­ная хронология играет в них существенную роль. Жизнь Тургеневского героя крайне ограничена в пространстве и времени. Если в характерах Онегина и Печорина «отразил­ся век», то в Рудине, Лаврецком, Инсарове и Базарове - духовные поиски десятилетия. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре океане времени. История отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу. Все его романы включены в жесткие ритмы годового природного цикла. Действие в них завязывается весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра» или в «безоблачной тишине январских морозов». Тургенев пока­зывает своих героев в счастливые минуты полного разви­тия и расцвета их жизненных сил. Но именно здесь обна­руживаются с катастрофической силой свойственные им противоречия. Потому и минуты эти оказываются траги­ческими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на геро­ическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова...

И однако трагические финалы в романах Тургенева не следствие усталости или разочарования писателя в смысле жизни, в ходе истории. Скорее наоборот: они свидетельствуют о такой любви к жизни, которая доходит до жаж­ды бессмертия, до дерзкого желания, чтобы человеческая индивидуальность не исчезала, чтобы красота явления, достигнув полноты, не угасала, но превращалась в вечно пребывающую на Земле красоту. В его романах сквозь зло­бодневные события, за спиной героев времени ощутимо дыхание вечности. Его Базаров, например, говорит: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не бы­ло и не будет... А в этом атоме, в этой математической точ­ке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие, что за пустяки!» Нигилист Базаров скептичен. Но заметим, что на пределе отрицания смысла жизни в нем просыпается тайное смущение, даже какая-то растерянность перед парадоксальной силой человеческого духа, опровергающего его вульгарный материализм. Ведь если Базаров сознает биологическое несовершенство чело­века с его смертной природой, если он возмущается этим несовершенством, значит, и ему дана одухотворенная точ­ка отсчета, возвышающая его «я» над «равнодушной при­родой». А значит, и он неосознанно носит в себе частицу иного, более совершенного существа, имеет Царство Божиетельство истины, что и бунтующие против высшего миро­порядка по-своему, от противного, доказывают его сущест­вование.

Да и «Накануне» - это не только роман о порыве Рос­сии к новым общественным отношениям, о сознательно-ге­роических натурах, толкающих жизнь вперед, но это еще и роман о вечном поиске и вечном вызове, который броса­ет дерзкая человеческая личность слепым и равнодушным законам несовершенной природы. Внезапно заболевает Ин­саров, не успев осуществить великое дело освобождения Болгарии. Любящая его русская девушка Елена никак не может смириться с тем, что это конец, что эта болезнь не­излечима. «О Боже! - думала Елена, - зачем смерть, за­чем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное созна­ние прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства? Что же значит это улыбающееся, благо­словляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? Ужели это все только в нас, а вне нас вечный холод и без­молвие? Ужели мы одни... одни... а там, повсюду, во всех этих недосягаемых безднах и глубинах, - все, все нам чуждо? К чему же тогда эта жажда и радость молитвы?..»

В отличие от Достоевского и Толстого Тургенев не дает прямого ответа на вечный вопрос. Он лишь приоткрывает тайну, склонив колени перед обнимающей мир красотой: «О как тиха и ласкова была ночь, какой голубиною кро­тостью дышал лазурный воздух, как всякое страдание, вся­кое горе должно было замолкнуть и заснуть перед этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами!» Тургенев не сформулирует крылатую мысль Достоевского: «Красота спасет мир». Но все его романы утверждают веру в преобразующую мир силу красоты, в творчески-созидательную силу искусства. Они питают надежду на неуклонное освобождение жизни от власти слепого мате­риального процесса, великую надежду человечества на превращение смертного в бессмертное, временного в вечное.

Именно к ней, к обещающей спасение миру красоте, простирает Тургенев свои руки. С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спут­ницы русского героя, «тургеневской девушки» - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Мариан­ны... Писатель избирает цветущий период в женской судь­бе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья ду­ша, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения одухотворенное женское су­щество прекрасно тем, что оно превосходит само себя. Появляется такой преизбыток жизненных сил, какой не получит отклика и земного воплощения, но останется заман­чивым обещанием чего-то бесконечного, более высокого и Совершенного, чем материальный мир, - залогом вечности. «Человек на земле - существо переходное, находящее-ОЯ в состоянии общегенетического роста», - утверждает Достоевский. Тургенев молчит. Но напряженным внимани­ем к необыкновенным взлетам человеческой души он подтверждает истину этой мысли.

Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в про­изведения писателя образ «тургеневской любви». Как пра­вило, это первая любовь, одухотворенная и целомудренно чистая: «Однообразно-правильный строй сложившейся Жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость сто­ит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет». Все герои Тургенева проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность.

Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагиче­ская развязка и - падение... Любовь, по Тургеневу, тра­гична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается челове­ческой судьбой. Никому не дано предугадать, когда это чувство, как вихрь, налетит и подхватит человека на сво­их могучих крыльях и когда оно эти крылья сложит.

Любовь трагична еще и потому, что идеальная мечта, которая окрыляет душу влюбленного человека, не осуще­ствима в пределах земного, природного круга. Тургеневу более, чем кому-либо из русских писателей, был открыт идеальный смысл любви.

Свет любви для Тургенева никогда не ограничивался чувственными желаниями. Он был для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Потому он так чутко присматривался к духовной сущности первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Той любви, которая обе­щает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. Того чувства, где временное сливается с веч­ным в высшем синтезе. Здесь секрет облагораживающего влияния тургеневских книг на человеческие сердца.

Презентация«Художественный мир Ивана Сергеевича Тургенева

МБОУ «Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа» городского округа г.Шахунья Нижегородской области
2013г.

«Найти свою дорогу…»
«По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы, и чем глубже вчитываешься в его сочинения, тем больше поражаешься его дарованию и мастерству». Ю.Шмидт
Цель работы: рассказать об особенностях художественного мира И.С.Тургенева

Поэтическая проба пера
Будучи студентом философского факультета Тургенев видел себя на поэтическом поприще. В 1834 году им была написана драматическая поэма «Стено», несколько лирических стихотворений. Молодой автор показал эти пробы пера своему преподавателю, профессору российской словесности П. А. Плетнёву, который назвал поэму слабым подражанием Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть». К 1837 году Тургеневым написано уже около ста мелких стихов, в том числе «Утро туманное», ставшее романсом.

Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар.
«Записки охотника»
Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

«И даль свободного романа…»
Романы Тургенева, иллюстрируют смену различных умственных течений в русском обществе, начиная с 30-40-х и кончая 70-ми годами ХIХ века.

«Меж ними всё рождало споры…»:роман «Отцы и дети»
Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров отрицает искусство, поэзию и всякую «романтическую чепуху», его философия заключается в отрицании жизненных установок отцов. И. С. Тургенев проводит Базарова, как и всех своих героев, через испытание любовью, и теория главного героя «Отцов и детей» терпит крах. Оказывается, что романтизм, который отрицал герой, живет в нем самом и приводит его к душевной драме. Базаров оказывается живым человеком, а не бездушной машиной. Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от своей философии, ни от любви, Базаров умирает.

Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, то они появились. А.П. Чехов
Новый тип героини – «тургеневская девушка»
Черты героини

«Стихотворения в прозе»: возвращение к поэзии
«Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с лирической дисциплиной стиха. Они волновали мое сердце проникновенной думой о жизни человека, о его возможностях, находящихся подчас в дремотном состоянии, как руды в глубине недр земных, пока сам человек не извлечет их оттуда усилием своей чудодейственной воли». Л. Озеров

Черты тургеневского стиля

«Чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике. Не бурная, порывистая сила, а напротив – мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта. Н.Добролюбов
Спасибо за внимание!
Работу выполнила ученица 8 класса МБОУ Хмелевицкой СОШ Спиридонова Екатерина Учитель: Спиридонова Светлана Павловна

необычайная чуткость к актуальным проблемам российской действительности и зарождению новых социально-психологических типов; «монографический» характер романов, предполагающий, что в центре изображения находится судьба одного человека, раскрывающего свой внутренний мир прежде всего через идейные столкновения и споры; связанный с этой особенностью идейно-мировоззренческий характер конфликтов; «концентрированное» изображение действительности, локализация действия в коротком промежутке времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), наличие отступлений и эпилогов, проливающих свет на прошлое или будущее главного героя; внешняя простота композиции; отсутствие каких-либо внешних эффектов; реалистическая мотивировка поступков персонажей; любовная интрига, посредством которой герои проходят испытание на нравственную зрелость и духовное соответствие проповедуемым идеям; особый тип героини - так называемая «тургеневская девушка», наделенная внутренней цельностью, бескомпромиссностью, высокими нравственными запросами, а также правом морального суда над героем и его способностью воплотить на практике собственные убеждения;
«тайный психологизм» , т. е. передача изменений в душевной жизни не с помощью детального психологического анализа, а через внешние ее проявления - мимику, жесты, портрет, пейзаж; пейзаж, не только образующий лирический фон, но и подчеркивающий душевное состояние героев; «психологический параллелизм» между тем, что совершается в природе, и тем, что происходит в сознании действующих лиц.

летопись смены разных^умственных течений в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер- разночинец- сначала Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом 44

Евгений Базаров в «Отцах и детях»; эпоха идейного бездорожья в «Дыме»; новая волна общественного подъема 70-х годов в «Нови». «Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Турге- нева менялась очень быстро - и это вносило особый оттенок драма- тизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами»4. Романы Тургенева строго приурочены к узкому отрезку историческо- го времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по сравнению с ге- роями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврец- ком или Базарове - умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро уга- сающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому ритму годового при- родного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ран- ней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завер- шается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастли- вые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на париж- ских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обры- вается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова. С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэти- ческий образ спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цве- тущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временному торжеству все потенциальные ее возможности. Вместе с образом тургеневской девушки входит в произведе- ние писателя образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррика- де, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни жда- ло - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет» (XI, 87). Все тургеневские герои проходят испытание лю- бовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в ин- тимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взле- тает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распо- ряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах" земного природного круга. 45


И однако драматические ноты в творчестве Тургенева не явля- ются следствием усталости или разочарования в смысле жизни и истории. Скорее наоборот. Они порождаются страстной влюблен- ностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту. Сиюминутные события, живые характеры и конфликты раскрываются в романах и повестях Тургенева перед лицом веч- ности. Философский фон укрупняет характеры и выводит проблема- тику произведений за пределы узковременных интересов. Устанав- ливается напряженная диалогическая взаимосвязь между философ- скими рассуждениями писателя и непосредственным изображе- нием героев времени в. кульминационные моменты их жизни. Тур- генев любит замыкать мгновения на вечность и придавать прехо- дящим явлением вневременной интерес и смысл. «Стой! Какою я те- перь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти! - восклицает писатель в стихотворении в прозе «Стой!».- Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна. Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда» (XIII, 195, 196). По складу своего характера Тургенев был сомневающимся в се- бе и во всем «Гамлетом», а по политическим убеждениям - либе- ралом-постепеновцем, сторонником медленных экономических и по- литических реформ. Но на протяжении всего творческого пути он питал «влеченье - род недуга» к революционерам-демократам. В либерализме Тургенева были очень сильны демократические симпа- тии, окрепшие еще в юности благодаря дружескому общению с В. Г. Белинским. Неизменное преклонение вызывали у Тургенева «сознательно-героические натуры». К их числу он относил «новых людей», революционеров-демократов круга Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а потом и революционных народников. Тур- генева привлекала в них цельность характеров, отсутствие проти- воречий между словом и делом, волевой темперамент, окрыленный идеей революционных борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят русскую историю. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в рыцарей на час. С умеренными общественно-политическими убеждениями Турге- нева органически связаны его эстетические взгляды. В условиях дисгармонического века социальных потрясений и революционных катаклизмов он пытался удержать в своем творчестве эстетический идеал пушкинского, гармонического мироощущения. Искусство 46

Тургенева пробивается к гармонической полноте изображения жиз- ни, но она непосредственно не выявлена в его романах, читатель лишь приближается к ее постижению. Здесь обнаруживается неведомый Пушкину, но неизбежный в послепушкинскую эпоху драматизм в развитии самого искусства. Гармонию в условиях дисгармонического времени оно отвоевывает у жизни с большим трудом, с известного рода напряжением. Но постоянная и упорная погоня Тургенева за ускользающей из рук полнотой и гармонич- ностью мира составляет существенную черту его художественной индивидуальности, придает его искусству неповторимый облик, от- личает Тургенева в кругу его литературных соратников.

    \"Эти деревья... укрывали нас от всего остального мира...\" Когда Ване Тургеневу исполнилось три года, его отец Сергей Николаевич оставил военную службу в чине полковника и вместе с семьей поселился в Спасском-Лутовинове. Это огромное...

    Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. По матери- Варваре Петровне - Тургенев принадлежал...

  1. Новое!

    Творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов, но особо выдающимся стал его стихотворный цикл «Стихотворения в прозе». Это собрание небольших лирических...

  2. И. С. Тургенев принадлежит к тем писателям, которые внесли особенно заметный вклад в развитие русской классической литературы второй половины XIX в. Неуклонное следование «правде жизни» помогло ему создать замечательные художественные произведения, сыгравшие...

  3. Новое!

    Какие черты Тургенева-человека вам запом­нились? Каким вам представлялся писатель, когда вы впервые прочли его рассказ «Муму» или другие произведения? Что изменилось сейчас в этом пред­ставлении? Когда мы читали «Муму», «Бежин луг», «Русский язык»,...

  4. Главными для героев не только повестей, но в конечном счете и романов Тургенева становятся коллизии и драмы не социальные, а онтологические, и в их числе драматическое взаимоотношение с Природой. Дело в том, что в качестве представителя новой истории...