Сопоставление олеси и ивана тимофеевича. А.И

Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента. Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие, много знающие, но при этом никогда ни во что не вмешивающиеся и не желающие что-либо действительно изменить в своей жизни. Русский интеллигент позапрошлого века – человек ироничный, вместе с тем внимательный, понимающий, что жизнь его могла бы быть более результативной, но сделать ее значимой он не способен.

Такие герои в русской литературе начались еще с легкой руки Гончарова. Его Обломов перевернул представления об интеллигенции России 19 века. И Иван Тимофеевич из купринской «Олеси» ничуть не лучше. Он, конечно, не лежит на диване, но его пассивные желания имеют такую же разрушительную силу, как лень Василия Обломова. Когда нужно действовать решительно Иван Тимофеевич только вопрошает: «А я как же? Обо мне ты и думать даже не хочешь!» . А ведь женщине, которой адресован этот вопрос и которую он искренне и горячо любит гораздо тяжелее, чем ему в ту минуту.

Александр Куприн как-то сумел нарисовать для читателя своего героя на грани между положительным к нему отношением и презрением. Грамотный, умный мужчина, который относится к слову «благородный» и производным от него, как к чему-то неприятному и постыдному: «Во всех ее движениях, в ее словах,… есть что-то благородное (конечно, в лучшем смысле этого довольно пошлого слова)…» , он от скуки не знает чем заняться во время вынужденного пребывания в Полесье. Это и приводит к беде.

Никого не осуждая и не высмеивая, Иван Тимофеевич пытается народ лечить, рассказы писать, уроки давать и даже делает попытки наладить взаимоотношения с представителями местного общества. Однако человеку тонкой душевной организации хочется настоящего, интересного и волнительного. Он готов, пренебрегая рекомендациями, познакомиться с местной ведьмой. Для чего ему это нужно, сам сказать не в силах. И здесь полностью проглядывает в каждом поступке, жесте русский интеллигент, описание которому так точно и ярко дала жительница леса Олеся: «Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь» .

Права Олеся оказалась во всем. И судьба у героя Куприна не счастливая, и поменять он ее не смог или не захотел. Но самое главное, что Иван Тимофеевич, умный и начитанный, тонко подмечающий мельчайшие детали, вдруг пожелал соединить несовместимое. Как можно было получить такой подарок от Олеси, как ее желание сходить в церковь? Как можно было, столько времени общаясь с ней и уже начиная чувствовать как она, не прислушаться к себе! «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь» . Но не сделал этого Иван Тимофеевич. А расплатилась за все сполна невиновная Олеся.

Такая мягкость натуры, слабохарактерность и какое-то извечное чувство русского человека покорности судьбе дополнены Александром Куприным едва уловимыми замечаниями о том, что не любит его герой, когда ему руку целуют. Более того, он сам пишет: «… я только удивлялся тому же самому конторщику из унтеров и уряднику, глядя с какой невозмутимой важностью суют они в губы мужикам свои огромные красные лапы…» . Подмечает автор, что жалеет Иван Тимофеевич первого пропойцу в Переброде Ярмолу, точнее, даже не его самого, а многочисленную семью: «Меня останавливало только чувство жалости к его огромной нищей семье, которой четыре рубля Ярмолова жалованья помогали не умереть с голода» .

Не убегая от судьбы, он фактически губит бедную девушку, косвенно являясь причиной ее испытаний. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что себя в этой ситуации он не оправдывает. Все повествование, написанное легким, местами ироничным слогом, ведется от лица главного героя. Иван Тимофеевич красочно передает свои эмоции и мысли. Любя искренне Олесю, он признает, что для него все же важнее условности. В данной ситуации мнение света: «…Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса…» .

Как хотелось бы, чтобы роман Ивана Тимофеевича с Олесей завершился бы как у Владимира Высоцкого с Мариной Влади, которая стала знаменитой после роли главной героини в одноименном фильме по повести Куприна:

Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени,
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
Олеся Иван Тимофеевич
Социальное положение Простая девушка. Городской интеллигент. «Барин», как называют его Мануйлиха и Олеся, «паныч» называет Ярмила.
Образ жизни, занятия Живет с бабкой в лесу и довольна своей жизнью. Охоту не признает. Очень любит животных и заботится о них. Городской житель, волей судьбы оказавшийся в глухой деревне. Пробует писать рассказы. В деревне надеялся найти множество легенд, преданий, но очень быстро заскучал. Единственным развлечением стала охота.
Отношение к герою других людей Люди не понимают и не принимают ее. Отношения с крестьянами ограничивались только тем, что они снимали перед ним шапки и говорили: «Гай буг», что значило «Помогай бог». Он пробовал с ними разговориться, но они смотрели на него с удивлением, не понимали даже простых вопросов и все порывались целовать его руки.
Отношение к людям С людьми не общается и не стремиться к этому. «Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше бы было», — говорит Олеся. «Злой … народ здесь, безжалостный…». Общего языка с простыми людьми Иван Тимофеевич не находит, но хочет приносить пользу людям: он лечит крестьян, учит грамоте Ярмолу. Но для них он все равно остается чужим.
Особенности поведения Открытая и честная девушка. Не скрывает свои чувства, эмоции. Сдерживает свои душевные порывы.
Любовь Вся отдается чувству любви. Готова ради любимого на любые жертвы (идет в церковь, где на нее набросились деревенские бабы). Но, понимая, какая пропасть разделяет ее и Ивана Тимофеевича, она уходит от него. Не способен на сильное чувство. Не принимает Олесю такой, какая она есть. Ставит условие: или он, или «колдовство». Когда Олеся скрывается от него, он быстро успокаивается.
Характер Умная, сильная, цельная натура, способная на высокие чувства и смелые поступки. Выросшая среди полесского бора, она отличается грубой независимостью. Она гордая девушка. Олеся поступает так, как считает нужным. Для нее не важно мнение других людей. Умный, образованный, интеллигентный. Мягкий, слабохарактерный. Любит верх над людьми брать, но чаще бывает наоборот. Порой не может разобраться в себе. Не способен пойти против людского мнения.
Взаимоотношения Олеси и Ивана Тимофеевича Полюбила Ивана Тимофеевича пылко, беззаветно, не смотря на все его недостатки, понимая, что у их любви нет будущего. Был увлечен Олесей, его привлекли ее необычность, красота. Он «наслаждался… здоровой, чувственной любовью». И хоть он признается Олесе в любви, его чувство трудно назвать любовью. Скорее он боится своего чувства. Он принял ее жертвы (знал, чем закончится ее поход в церковь, но не остановил).
Речь, голос Звонкий и сильный, с неожиданными бархатными нотками. Соответствует характеру. Выразительность и изысканность фраз в разговоре. Мягкий, просительный тон. Соответствует характеру.
Отношение автора к герою Вместе с Иваном Тимофеевичем автор любуется Олесей. Использует для ее описания такую оценочную лексику: молодая, стройная, держалась легко, красавица. «Оригинальная красота лица», которую раз увидев, не забыть. Ему нравится ее свободолюбие, непосредственность, честность, открытость, доброта. Речь идет от первого лица: отношение автора к своему герою определяется мыслями героя, тем, как он сам оценивает свои поступки. Видно, что автор симпатизирует герою, потому что Иван Тимофеевич не старается снять с себя вину за некоторые нелицеприятные поступки.
Мировоззрение Олеся умна, но не признает науки. И свои необычные способности она объясняет только лишь тем, что их род проклят, что это дьявол помогает ей. Иван Тимофеевич склонен все способности Олеси объяснить с научной точки зрения (гипноз, психиатрия, физиология).
Вопрос о женитьбе Олеся считает, что их союз невозможен. Решение жениться крепло в душе Ивана Тимофеевича, и в итоге он перестал видеть в нем вызов обществу. И наконец сделал Олесе предложение.
    • Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях - «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны». Впервые купринская концепция человека и природы была […]
    • Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный. Неудачи сделали его неуверенным и нервозным. Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу. Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти […]
    • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
    • Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, - писал Куприн, - всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
    • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Вася Валек Место жительства Городской житель. Живет в подземелье в так называемом дурном обществе. Характер Добрый, честный, смелый, всегда выполняет обещанное. Мальчик милосердный, сострадательный, самоотверженный и заботится о других. Сорванец. Беззаботный и задорный. Задумчивый, грустный. Солидный парень, характер взрослого мужчины, серьёзен, угрюмый. Внешний вид Ухоженный, всегда выглядит хорошо. Высокий, худой и тонкий, одет в грязные вещи. Постоянно держит руки в карманах. Его […]
    • Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
    • Герой Портрет Социальный статус Черты характера Отношения с другими героями Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но "разумеет про себя". Оброчный крестьянин, платит оброк, не выкупая себе свободу. Живёт особняком от других крестьян, посреди леса, обстроившись на расчищенной и разработанной поляне. […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
    • Имя героя Как попал "на дно" Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. "Все люди на земле лишние". Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
    • Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
  • Красивая и грустная повесть «Олеся» словно исповедь ведётся от лица молодого человека, заброшенного судьбой скучать и прозябать долгие полгода в глухой деревне Переброд. Имя повествующего и его история открывается читателю не сразу, но с самого начала становится ясно, что Иван Тимофеевич человек образованный, интеллигентно воспитанный и любознательный. Герой по натуре своей добр и мягок. С жалостью относится к униженным и оскорблённым, желает служить на пользу окружающим людям, пусть даже ниже его в плане социального положения. Иван Тимофеевич служит в каком-то ведомстве и пытается писать рассказы. Он добр и помогает бедной семье своего слуги.

    В глубинке Ивану Тимофеевичу тоскливо. От безделья он занимается охотой и промыслом в лесу, пытается обучить ленивого слугу грамоте. От последнего в беседе герой узнаёт, что совсем недалеко от его пристанища проживают самые настоящие ведьмы. Но к подобному роду приданиям он относится со здоровым скептицизмом, обусловленным образованием и привычкой всё происходящее объяснять с научной точки зрения.

    Иван Тимофеевич и Олеся

    Встреча с Олесей становится для героя светом во мраке бесконечных скучных дней (она ему погадала на картах и предсказала судьбу). Девушка сразу привлекает внимание Ивана Тимофеевича, как личность незаурядная, кардинально отличающаяся от любого, с кем ему приходилось общаться ранее.

    Он стремиться понять, как в глуши, без грамоты и этикета мог вырасти такой тонкий, чуткий и тактичный человек. Как можно объяснить то, что в глазах местного населения эта девушка воплощение зла? На деле её такт и мягкость даст сто раз фору любому из крестьян или крестьянок грубых и неотёсанных по своей натуре. Почему религиозно воспитанные люди искренне боятся и ненавидят милую и добрую Олесю, которая в ответ не питает к обидчикам злобы и не желает никому ничего плохого?

    Задаваясь этими вопросами, главный герой всё ближе узнаёт прелестную лесную жительницу, привязывается к ней и начинает осознавать, что разлука станет для него невыносимой мукой.

    Он искренне желает свататься к Олесе, увезти её с собой в город и прожить долгую совместную жизнь. Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.

    На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины.

    Страстное желание приручить чудо природы сыграло с Иваном Тимофеевичем злую шутку. Желания, местами похожие на глупые капризы, необдуманные поступки и эгоизм главного героя привели к трагедии. И трагедия эта безвозвратно отразилась на судьбах самого героя, бедной девушки и воспитавшей её бабушки.

    Олесю он потерял навсегда. На память ему остались лишь красные бусы, горечь сожаления и бесконечное чувство вины за причиненную боль самому невинному из существ на земле.

    Что сказали карты об Иване Тимофеевиче

    Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уже все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в жизни будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете...

    Дальше вышло, что жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете. Никогда вы не женитесь, так холостым и умрете. Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы… Настанет такое время, что руки сами на себя наложить захотите… Такое у вас дело одно выйдет… Но только не посмеете, так снесете… Сильную нужду будете терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится через смерть какого‑то близкого вам человека и совсем для вас неожиданно. Только все это будет еще через много лет, а вот в этом году… Я не знаю, уж когда именно, – карты говорят, что очень скоро… Может быть, даже и в этом месяце <...> Падает вам большая любовь со стороны какой‑то трефовой дамы. Вот только не могу догадаться, замужняя она или девушка, а знаю, что с темными волосами…

    Иван Тимофеевич является главным героем и повествователем рассказа «Олеся». Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения. Это люди очень тонки душей и телом, начитанные и образованные, но что самое интересное, они плывут по течению своей жизни, не хотят на что-то влиять или изменить. Главный герой относится к русской интеллигенции позапрошлого века, он очень внимателен ко всем людям. Очень придирчив.

    Писателю удалось показать своего героя читателям на распутье двух дорог. Когда читаешь повесть, появляется двоякое отношения к герою, с одной стороны мы оцениваем как положительного персонажа, но в то же время появляются отрицательные черты. Он очень умный и образованный человек, но скука побеждает этого человека, он не знает чем себя увлечь. В это время он находится в Полесье, и его бездействие приводит к беде.

    Главный герой никогда не обсуждал личную жизнь людей, но своими рассказами и нравоучениями он пытается научить общество чему-то полезным. Иван Тимофеевич, лечил людей, занимался репетиторством и даже хотел сотрудничать с местной властью. Но у него настолько тонкая душа, что ему это все скучно. Нужно больше волнения и адреналина. Он готов на крайности, собирается познакомиться с ведьмой, которая жила в тех краях.

    Очень хорошо описывает героя жительница леса Олеся. Она говорила, что жизнь его очень несчастливая, наполнена огорчениями и разочарованиями. Но Олеся тонко подметила, что Иван Тимофеевич, очень начитанный человек, знает множество отраслей наук, но он пожелал соединить не соединяемое. Он любил делать подарки девушкам. Однажды герой спросил у нее. Что она хочет получить в подарок, на что девушка попросила сходить с ней в церковь. Для нее это был бы самый лучший поступок. Но он знал, что девушки нельзя туда идти. Он бежал за ней, умолял, падал на колени, просил ее, что бы она туда не шла. Но не удалось убедить девушку, за что она и понесла расплату.

    Наш герой очень мягкая натура. У него отсутствует сила воли, человек слабохарактерный, он не любит, когда ему руки целуют, и когда очень близко приближаются. Любит держать людей на расстоянии. Говорят, что от судьбы не убежишь, вот и Иван Тимофеевич не старался от нее убежать, тем самым погубив юную девушку. Радует одно, что в данной ситуации герой себя не оправдывает и где-то глубоко в душе даже корит себя за это.

    История Ивана Тимофеевича

    Смена обстановки всем нам необходима время от времени для того, чтобы отдохнуть, набраться новых впечатлений. Вот и Иван Тимофеевич едет на Полесье. Иван Тимофеевич очутился в полесской глубинке по долгу службы и с надеждой собрать фольклор для своих литературных начинаний. В реальности же всё оказалось не так радужно: полешуки на контакт не шли, он был для них чужаком, обучить их грамоте также не вышло.

    Единственным развлечением стала охота. И вот однажды заблудившись в лесу, барин встречает прекрасную Олесю. Красивая, дружелюбная, с бархатистым живым голосом девушка словно пленила Ивана Тимофеевича. Встречи влюблённых в лесу были для барина словно бальзам на душу.

    Девушка, как и её бабка Мануйлиха, умела хорошо гадать. Гадание же Олесе предвещало беду от встреч с Иваном Тимофеевичем. Девушка чувствовала слабохарактерность барина, но её даже это не остановило.

    А у барина действительно силы воли не было: дела до конца доводить не умел, бросал все свои начинания на пол пути (попытка обучить грамоте полешуков), слова расходились с его поступками, хотя и словам своим хозяином он не был.

    Время шло. Отношения с простыми крестьянами лучше не становились, отношения с Олесей продолжались. Хоть и был Иван Тимофеевич умным, интеллигентным, добрым, но даже со своими мыслями разобраться не мог.

    И Олесю принять такой какой она была тоже не мог. Иван Тимофеевич и вовсе ставит перед выбором девушку: или он или её колдовство. Время понадобилось ему и для того, чтобы осмелиться сделать Олесе предложение руки и сердца.

    Согласившись девушка обрекла себя на верную гибель. Барин чувствовал, что поход Олеси в церковь явно ничем хорошим не закончиться, но не сделал ничего чтобы спасти её от позора. Иван Тимофеевич осмелился заглянуть к ней уже после случившегося. Униженная, больная, испуганная Олеся.

    Так трусость, слабость, страх барина смогли погубить молодую девушку. Куприн не осуждает Ивана Тимофеевича, а наоборот сочувствует ему потому, что несмотря на всё, но барин понимает свою вину и ответственность за случившееся, но исправить уже ничего нельзя, образ удивительной Олеси останется лишь в памяти.

    Сочинение 3

    Иван Тимофеевич является интеллигентным, родившимся в городе, также он начинает писать рассказы. Оказавшись в одной местности под названием полесье, он пытается найти различные былины для того, чтобы начать свое творчество.

    Обсуждение личной жизни других людей никогда не вызывало положительных эмоций у Ивана Тимофеевича. Но на протяжении всего рассказа, нельзя утверждать только из-за того, что он пытается каждого чему-то да научить. Он совмещал то, что нельзя: лечил больных людей, занимался репетиторством и старался дать людям хоть какое-то образование. Но ему очень скучно заниматься всем этим, ему хочется получать от жизни максимум адреналина и незабываемых чувств.

    Однажды барин узнают о существование ведьмы, которую зовут Мануйлиха. По рассказам, она обитает рядом с болотами. Иван Тимофеевич заинтересовался этим случаем. Конечно, он не верил в какие-то явления, которые могли происходить не из мира сего, но ему хотелось познакомиться с ней. Такая встреча скоро получилось. Будучи на охоте, главный герой заблудился и набрел на дом той самой ведьмы. Выглядела старая женщина, как подобает настоящей ведьме. Незваного гостя, она приняла очень плохо, но за монету пообещала погадать. Как выяснилось через некоторое время, у злодейки оказалась и внучка, с такими же способностями. Звали её Алёной, но прозвали её Олесей за свои поступки. Девушка была невероятно красива, Иван не мог налюбоваться ей. Она запомнилась ему настолько, что не мог забыть её образ.

    Иван был человеком добрым, но эта доброта исходила не от чистого сердца. Олеся поняла ль этом сразу, но уже не смогла ничего сделать. Барин не был ответственным и не довёл ни единого дело до ума. Единственный пример можно привести, от которого станет все ясно: Иван Тимофеевич пытался обучать крестьян грамоте, о быстро заканчивал благодаря тому, что они не блистали своим умом. Олеся собралась в церковь, и беда была неминуема, но главный герой не решился предотвратить её. Хоть этот человек и был откровенным и отзывчивым, но все же сердце не позволяло ему открываться людям.

    Герой данной повести является очень нежной натурой, вследствие чего он показывает свою слабохарактерность. Он погубил бедную девушку, не пытаясь даже сделать что-то для того, чтобы исправить ту страшную ситуацию, которая произошла в конце повести. Но читатель может понять, что Иван не оправдывает себя и даже ругает себя за произошедшее, ведь сам понимает, что все зависело только от него.

    Вариант 4

    Куприн - русский писатель, который рос без отца, и начинал свою творческую деятельность в Москве. После смерти отца, он с мамой переехал туда. Там окончил военное училище и стал заниматься переводом иностранных работ. Позже стал увлекаться написанием собственных произведений, которые попали в местные журналы. Благодаря этому, писатель набирал популярность среди местных жителей, и это дало толчок к написанию рассказа «Олеся».

    Наиболее ярким персонажем данного произведения стал Иван Тимофеевич. Этот интеллигентный человек, имел яркие черты характера, и правильный склад ума. Несмотря на это, герой рассказа пессимистично относиться к протекающей жизни, в своём спокойствии, такие люди не способны стать правителем в обществе, и что – то изменить в себе или окружающих. Его утомляло даже то занятие репетиторством, которым он порой любил заниматься больше всего. Он даже пытался лечить людей, но это не утешало его натуру ко всему происходящему. Душа персонажа хотела грандиозных перемен в жизни. Его попытки найти общих друзей в правительстве увенчались скукой, и это толкнуло его на решительный шаг – изменить свою жизнь поездкой на Полесье.

    Благодаря данному переезду, автор смог показать образ главной героини Олеси, которую встретил Иван Тимофеевич, заблудившись однажды в лесу. Олеся, была красива и привлекательна. Истоки этого знакомства идут из увлечений персонажа к охоте. В охоте, Иван Тимофеевич смог побыть наедине с природой и с самим собой.

    В этих событиях рождается привязанность главных героев друг к другу. Несмотря на то, что Олеся имела способность гадать и владеть внеземными силами, она решилась стать супругой Ивана Тимофеевича. Мать героини, всячески объясняла, что этот брак ей не нужен. Сам же герой рассказа, не имея «твёрдого» слова, каким то образом повлиял на девушку, и привёл в разочарование её хрупкое сердце. В таких событиях Олеся остаётся одна, и её бывший супруг в силу своего вялого склада ума, не может ни чего изменить. Его безразличие к жизни, губило всё на своём пути. Автор в некой мере даже жалеет персонажа. Украсив его образ добротой и отзывчивостью к людям, он никогда не пытается довести своё дело док конца. В итоге остаётся полным неудачником. В глубине души, он ругает себя, и понимает что не вилах что – то изменить, его безразличие затянуло его в омут неудач, из которого уже не выбраться.

    Данная работа автора, ярко выражает поступки людей, которые не «хозяева» своего слова. Куприн очень красиво выражал самооценку главного героя, что поучительно повлияло на общество. Только благодаря этому произведению, многие читатели увидели сущность пессимизма в человеке, к чему он приводит, и что с этого получается.

    Несколько интересных сочинений

      Лето мое самое любимое время года, чудесная пора, полная радости и веселья! Я всегда с пользой и с удовольствием провожу теплые летние деньки.

    • Сочинение Береги природу 6, 7 класс с числительными цифровыми фактами рассуждение

      В наше время, когда промышленность развивается с огромной скоростью, охрана природы является неотъемлемой частью жизни. Растут города, а вместе с ними увеличивается количество заводов, различной техники и множество того, что загрязняет экологию

    • Образ и характеристика Вронского в рассказе Анна Каренина Толстого сочинение

      Алексей Кириллович Вронский – один из центральных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Молодой, бравый офицер Вронский получил хорошее образование, воспитан, привык вращаться в обществе. Это спокойный, дружелюбный, честный и благородный человек

    • Герои произведения Разгром Фадеева

      Фадеевский «Разгром» стал детищем, написанным в послеоктябрьские годы, где были свежи воспоминания о войне самого автора.

    • Главные герои произведения Недоросль Фонвизина

      Одной из героинь данного произведения является жестокая женщина помешица, которая била и унижала крестьян, а также своего слабохарактерного мужа, никого не любящая, кроме своего сыночка

    Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

    История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

    Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

    Жанр и направление

    Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

    По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

    Суть

    Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

    Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

    Главные герои и их характеристика

    Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

    1. Характеристика Ивана Тимофеевича . Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
    2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны .
    3. Темы

    • Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
    • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном .
    • Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом .
    • Проблемы

      Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

      Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

      Смысл

      Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

      Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

      Вывод

      Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

      Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

      Критика

      Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

      К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

      Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

      Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!