Классицизм в живописи. Российские художники этой эпохи

Классицизм (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований. Закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры и архитектуры. Классицизм 18 – начала 19 вв. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.

В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания. Строгая регламентация поведения героев. Четкое определение в связи с этим эталона позы, жеста, движения, выражения глаз, мимики. Чеканный композиционный ритм должен восприниматься как отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие поступкам человека. Трехплановость построения и обязательная кулисность. Жесткие требования к рисунку: центральная перспектива; овальные формы; исключить параллельные линии и одинаковые углы. Приоритет линии над краской- четкий контур. «Скульптурность» элементов. Исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета линии и форме.

Крупнейшие представителями классицизма являются Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр.

Основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века – Пуссена Никола. С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания (картина “Смерть Германика”), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита. Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”; “Нахождение Моисея”). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”; серия пейзажей “Времена года”, “Аполлон и Дафна”). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя эпизоды библейский сказаний. В одном из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (художник собрал персонажей эпоса Овидия, которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др.). Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их позы и жесты подчинены единому ритму - благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию.

Клод Лоррен – один из величайших мастеров классического пейзажа . Персонажами произведений художника являются в основном античные герои и действующие лица библейских сказаний. С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В картине «Похищение Европы» он отразил полный и богатый образ природы. Сюжет, который художник раскрыл на фоне пейзажа, послужил лишь основой для написания морской панорамы.

Еще одной известной картиной Лоррена является «Ацис и Галатея ». Произведение написано в классическом стиле, требующем соблюдения строгости, разделения пространства на ряд планов, в картине тщательно выверены пропорции, композиции деревьев обрамляют картину с обеих сторон, словно кулисы или рамка.

Последняя работа Лоррена - «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.

Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид ; Картина "Клятва Горациев" призывает к выполнению гражданского долга. Строгая правильность рисунка, ясный и лаконичный жест героическое содержание, археологическая верность костюмов, четкая светотеневая моделировка. Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции Смерть Марата »1793 ) и Первой империи Посвящение императора Наполеона I » ). К картине «Смерть Марата » художнику удалось, как никогда более органично, совместить в этой работе черты портрета и картины на историческую тему. Правая рука Марата все еще сжимает перо, хотя жизнь уже покинула его, в левой руке – письмо Шарлотты Корде. У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность. в 1804 г. именно Давид становится «первым художником Наполеона».

Один из крупнейших представителей классицизма явл. Жан Огюст Доминик Энгр. Автор исторических, литературных и мифологических композиций выступал убежденным хранителем неприкосновенности академического идеала.Произведение «Послы Агамемнона у Ахилла», за которые Энгр получил «Grand Prix de Рота» говорит о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный барельеф, цветовое решение подчинено рисунку. «Мадонна перед чашей с причастием», одна из наиболее известных работ художника. Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II.застывшая иератическая поза и правильные рафаэлевские черты лица Мадонны перекликаются с католической иконографией.Живописный язык Энгра середины XIX в. поражает своей совершенной выверенностью и конструктивностью изображения. На академизм французского искусства оказали большое влияние поздние классицистические традиции живописца.Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. Но в это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы того времени, владельца популярной газеты Луи Франсуа Бертена Старшего, могучего седого старика с умным, спокойным взглядом «хозяина жизни и обстоятельств».

Одно из самых значительных произведений, написанных Энгром в конце жизни, – «Источник». Это изображение юной девушки, держащей кувшин, из которого льется вода, – аллегорический символ вечного источника жизни.

В России классицизм сложился в 18 веке и сыграл важную роль в развитии национальной культуры. В изобразительном искусстве развитие классицизма тесно связано с учрежденной в 1757 г. петербургской Академии художеств. Сохраняя в той или иной степени черты идеализации, отвлеченности и аллегоризма, русские мастера исторической живописи классицизма – А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, в раннем творчестве – К. П. Брюллов и А.А. Иванов – пропагандировали просветительские идеи гуманизма, патриотического гражданского служения.

Основоположником академической школы живописи русского классицизма считают А. Лосенко . Одна из лучших картин живописца – «Прощание Гектора с Андромахой». Воспользовавшись отдельными мотивами античного эпоса, художник вложил в произведение иное содержание, полностью исходя из принципов классицизма. В основе замысла Лосенко лежит идея долга перед родиной и героического самопожертвования во имя отечества.

Все о представителях классицизма Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители классицизма

Что такое классицизм?

Классицизм — это стиль в искусстве, который основан на подражании эталонам Античности. Расцвет направления относится к XVII-XIX векам. Он отражает стремление к целостности, простоте, логичности.

Представители русского классицизма

Классицизм в России появился в начале XVIII века с момента преобразований Петра I и выхода в свет теории «Трех штилей» Ломоносова и реформы Тредиаковского. Самыми яркими представителями этого направления являются:

  • Антиох Дмитриевич Кантемир,
  • Александр Петрович Сумароков
  • Иван Иванович Хемницер.

В российской архитектуре смешались русское барокко и византийская культура. Основные представители классицизма в архитектуре — Еропкин, Казаков, Земцов, Росси, Коробов, Монферран и Стасов.

В живописи подчеркивается сглаженность форм, а светотень и линия являются основными элементами формы. Представители классицизма в живописи : И. Акимов, П. Соколов, К. Лоррен и Н. Пуссен. Лоррен создавал пейзажи, на которых изображал связь природы и человека, их гармония и взаимодействие. А Пуссен рисовал шедевры с изображением героических подвигов в историческом стиле.

Представители классицизма в русской литературе

Самые яркие представители классицизма в литературе: Сумароков, Тредиаковский, Кантемир, Ломоносов. Немного подробнее о каждом из них. Тредиаковский вошел в историю как человек, раскрывший суть классицизма. А вот Ломоносов отлично поработал над художественной формой. Сумароков является основателем драматургической системы классицизма. Его известное произведение «Дмитрий Самозванец» раскрыло противодействие к царскому режиму.

Стоит отметить, что все последующие известные представители классицизма учились у Ломоносова. Ему принадлежит оформление правил стихосложения и переработка грамматики русского языка. Этот писатель внес в отечественную литературу принципы классицизма. Он разделил все слова на три основные группы («три штиля»):

  • Первая группа отличается торжественностью и величественностью. В ней преобладает русская старинная лексика. Под нее подходили оды, трагедии, героические эпосы.
  • Вторая группа включала в себя элегии, драмы, сатиры.
  • Третья группа включала в себя комедии и басни.

Яркие представители классицизма поделили своих героев на положительных (которые всегда побеждают) и отрицательных персонажей. Сюжет, как правило, основывался на любовном треугольнике, борьбе мужчин за обладание женщиной. Действие произведений ограниченно во времени (не больше 3 дней) и происходит в одном месте.

Представители классицизма в мировой литературе

Практиками классицизма были прежде всего французские писатели: поэт Малерб, драматурги Корнель, Расин,


Классицизм (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») – направление в живописи, одной из характерных черт которого было строгое соблюдение ряда правил, канонов. Правила были разработаны в качестве средства для достижения основной цели – просвещать население, демонстрируя ему возвышенные образцы и примеры.

Классицизм ориентировался на произведения античного искусства, однако это не означало обычного копирования. Направление предполагало также преемственность эстетических традиций эпохи Возрождения, художники которого очень часто обращались к теме античности.

Классицизм берет начало в живописи художников западноевропейских стран конца XVI в. В дело систематизации и закреплении достижений великих мастеров эпохи Возрождения, особенно Микеланджело и Рафаэля, большой вклад внесли братья Карраччи. В 1580-е гг. они открыли в Болонье Академию искусств, обучение в которой строилось на базе детального изучения принципов работы великих живописцев (от основ построения композиции до рисунка) и подражания их мастерству.

В начале XVII в. начинающие живописцы с разных стран приезжают в Рим для обучения живописи на базе ознакомления с шедеврами античности и Возрождения. Больших успехов добился француз Никола Пуссен (1594-1664 гг.). Впоследствии он создал множество достойных в художественном отношении произведений на темы античности и мифологии. Его работы отличала непревзойденная точность композиции и продуманность цветовых решений («Мидас и Бахус», 1625 г.; «Триумф Нептуна», 1634 г.).

Другой французский художник Клод Лоррен (1600-1682 гг.) написал серию пейзажей окрестностей Рима. Он стал первым из живописцев, кто серьезно заинтересовался вопросом изображения утреннего и вечернего освещения, светонасыщенностью. Филигранная работа со светом и с изображениями силуэтов, создание эффекта глубины пространства – все это создает стилистику произведений Лоррена («Пейзаж с купцами», 1628 г.; «Похищение Европы», 1655 г. и др.).

Своего расцвета классицизм достигает в XVII в. вместе с расцветом абсолютной монархии во Франции и выраженным подъемом театрального искусства. Во главе направления стоит открытая в 1648 г. в Париже Академия художеств, создавшая свод непоколебимых правил и законов для живописи.

Предметом искусства могло становиться только прекрасное и возвышенное; эстетическим идеалом оставалась античность (поэтому в работах классицистов нельзя найти человека с бесформенной фигурой или дряблой кожей). Академией также были установлены принципы изображения «страстей»; она же разделила жанры искусства на «высокие» (исторический, религиозный, мифологический) и «низкие» (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр), причем совмещение жанров на картинах не допускалось.

В произведениях классицизма основное значение получили: логический смысл сюжета, ясная и грамотная композиция, верная передача объема. Главными элементами построения формы стали линия и светотень; разделение в планах пейзажа проводилось с использованием цвета (передний план делался коричневым, средний – зеленоватым, дальний – голубым).

Видными представителями европейского «позднего классицизма» или «неоклассицизма» стали французские художники Жак-Луи Давид (1748-1825 гг.) и Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867 гг.). Предельно сухой и полный драматизма живописный язык Жак-Луи Давида с одинаковым успехом воспевал идеалы Великой Французской революции («Смерть Марата», 1793 г.) и прославлял Первую империю во Франции («Посвящение императора Наполеона I», 1805-07 гг.).

Картины Энгра, часто обращавшегося к романтическим сюжетам, восхищают чувством стиля, изяществом линий, великолепной игрой цвета и света («Большая одалиска», 1814 г.; «Сидящая купальщица», 1808 г.).

Постепенно живопись европейского неоклассицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных живописцев (Жак-Луи Давид и Жан-Огюст-Доминик Энгр), вырождается в официально-апологетическое или сентиментальное салонное искусство.

Русский классицизм появился в процессе европеизации России при Екатерине II и был распространен в конце XVIII и в 1-й половине XIX вв. На полотнах художников господствующими становятся идеи гражданственности, возвышенных нравственных идеалов, патриотизма, ценности человеческой личности. Античная культура, так же как и в европейском классицизме, принимается за абсолютную классику и бесценное историческое наследство. Искусство видится средством, которое должно укрощать грубые страсти и заниматься нравственным воспитанием через романтическое утверждение красоты.

К представителям русского классицизма относят прежде всего портретистов Д. Г. Левицкого (1735-1822 гг.), Ф. Рокотова (1736-1808 гг.), В. А. Тропинина (1776-1857 гг.), О. Кипренского (1782-1836 гг.), В. Боровиковского (1757-1825 гг.). Живописцы создали целую галерею замечательных портретов современников – работы, воспевающие внутреннюю красоту и благородство человеческих стремлений.

Портреты донесли до нас образы знаменитых людей и явили зрелость и художественное мастерство художников. Среди самых знаменитых работ – «Коронационный портрет Екатерины II» Ф. Рокотова, 1763 г.; «Портрет Е. И. Нелидовой» Д. Левицкого, 1773 г.; «Портрет М. И. Лопухиной» В. Боровиковского, 1797 г.; «Портрет Пушкина» В. Тропинина, 1827 г.

Знаменитым русским классицистом является К. А. Брюллов (1799-1852 гг.). На его картинах академический классицизм сочетался с романтизмом. Самое известное полотно художника «Последний день Помпеи» (1830-33 гг.) отличается драматическим сюжетом, театральной эффектностью пластики, сложностью освещения и виртуозным исполнением.

Эти и другие художники – представители классицизма - в своих работах во многом предвосхитили достижения русского реализма последующих десятилетий.

Классицизм – ведущий стиль в искусстве абсолютизма. Архитектура и изобразительное искусство классицизма.

Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus - образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в.

Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания произведения его форме.

Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма. Параллельно со стилем барокко, классицизм решал с других позиций и другими изобразительными средствами задачи своего времени - прославление могущества абсолютного монарха.

В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII - начало XIX в.

Принципы классицизма основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произведение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами.

Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.

Классицизм выдвинул новые этические нормы, поскольку огромное значение придавал общественно-воспитательной функции искусства.

Герои произведений классицизма обладают стойкостью перед превратностью и жестокостью судьбы. Для них общее выше личного, страсти подчинены долгу, разуму, общественным интересам.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, определила соответствующие требования, т. е. нормативные правила. Была установлена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт.

Для скульптуры и живописи устанавливалась четкая разграниченность планов и сглаженность форм: если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статичности и пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использовался локальный цвет: коричневый - для ближнего, зеленый - для среднего, голубой - для дальнего плана.

В архитектуре общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцово-парковые комплексы проникнуты духом торжественной парадности. Их пространственное решение отличается ясной логикой, фасады - гармонией композиционного построения с соразмерностью частей, архитектурные формы - простотой и строгостью.

Строгая упорядоченность вносится даже в природу: мастерами классицизма была создана система так называемого регулярного парка . Зодчие классицизма широко обращается к античному наследию, изучая общие принципы античной архитектуры .

Дух классицизма не благоприятствовал выражению религиозно-мистических идей, и поэтому культовые постройки не имеют в архитектуре классицизма того огромного значения, как в барокко. Классицизм оставил такие замечательные памятники художественного синтеза, как скульптура и декоративно-прикладное искусство в архитектурном ансамбле.

В изобразительном искусстве классицизма одной из основных тем была тема долга, победы общественного над личным, тема утверждения высших этических принципов: героизма, доблести, моральной чистоты, которые находят свое художественное претворение в образах, исполненных возвышенной красоты и величия. Противоречиям и несовершенству действительности классицизм противопоставляет принцип разумности и суровой дисциплины, с помощью которых человек должен преодолевать жизненные препятствия.

Согласно эстетике классицизма, разум является основным критерием прекрасного . Художник в своем творчестве должен исходить из совершенных образцов, которыми считались произведения античного искусства и Высокого Возрождения.

В средствах изобразительного языка теория классицизма отдает предпочтение рисунку, а колориту отводится подчиненная роль. Признавая красоту реального бытия, красоту природы, художники классицизма отдавали предпочтение изображению природы, которая служит не только активным фоном в сюжетных композициях, но часто составляет определяющую основу в общем строе картины.

Художники: Лидер французского классицизма в живописи - Жак Луи Давид (1748- 1825). «Клятва Горациев»; «Коронация Наполеона»; «Андромаха, оплакивающая смерть Гектора»; «Смерть Марата».

Жан Огюст Энгр (1780- 1867) - блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка. Он автор картин на исторические и религиозные сюжеты («Обет Людовика XIII», «Апофеоз Гомера»). В историю французского искусства он вошел и как первоклассный реалистический портретист. «Портрет Бертена» ; серия «Одалиски», «Большая купальщица» .

Никола Пуссен (1594-1665) - основоположник классицистической живописи, основного стилевого направления Франции; «Танкред и Эрминия», «Смерть Германика». Прекрасны величественные героические пейзажи Пуссена: «Пейзаже Полифемом», «Аркадские пастухи».


Классицизм - стиль живописи, который стал развиваться в эпоху Возрождения. В переводе с латинского «classicus» означает - « образцовый ». Простыми словами, классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи. Художественный стиль развился в XVII веке и стал постепенно исчезать в XIX веке, уступая таким направлениям, как романтизм, академизм и реализм. эпоху Возрождения Стиль живописи и скульптуры классицизма появился в то время, когда художники и скульпторы обратились к искусству античности и стали копировать многие его черты. Классицизм выражает точное изображение, однако фигуры на картинах художников выглядят довольно скульптурно, можно даже сказать преувеличенно - неестественно. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в « говорящих » позах. Позы людей в классицизме сами за себя говорят, что происходит в данный момент и какие эмоции испытывает тот или иной персонаж героизм, поражение, горе и так далее. Всё это представлено в преувеличенно - показной манере.


Классицизм Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме. Поэтому в классицизме невозможно найти мужчину или даже старика с дряблой кожей или женщину с бесформенной фигурой. Классицизм это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Так как в античном мире изображать человека было принято, как идеальное творение богов, которое не имеет изъянов, то художники и скульпторы, которые стали копировать данную манеру в полной мере стали соответствовать этому представлению. Также классицизм нередко прибегал к античной мифологии. При помощи древнегреческой и древнеримской мифологии могли изображаться, как, непосредственно сами сюжеты из мифов, так и современные для художников сюжеты с элементами античной мифологии. Мифологические мотивы в картинах художников - классицистов впоследствии приняли форму символизма, то есть через античные символы художники выражали тот или иной посыл, смысл, эмоцию, настроение.


Никола Пуссен Родился в Нормандии в 1594 г. Он считается наиболее значительным французским живописцем XVII века После начального обучения в Руане в 1612 году приехал в Париж, затем странствовал по Италии и в 1624 году поселился в Риме, где и прожил всю остальную жизнь Первые из созданных им и дошедших до нас работ относятся уже к римскому периоду Он выполнял крупные заказы и стал признанным главой классицизма Творчество этого мастера стало вершиной французского классицизма и оказало влияние на многих художников последующих столетий



« Исцеление слепого » Картина « Исцеление слепого » написана на евангельский сюжет На фоне довольно жестко исполненного пейзажа с живописной архитектурой среди куп деревьев показана группа людей, состоящая как бы из двух частей: Христос с учениками и группа горожан с коленопреклоненным слепым, до которого Христос дотрагивается рукой








« Освобожденный Иерусалим » Большинство сюжетов картин Пуссена имеет литературную основу Некоторые из них написаны по мотивам произведения поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо « Освобождённый Иерусалим », повествующего о походах рыцарей крестоносцев в Палестину


« Пейзаж с Полифемом » Важное место в творчестве Пуссена занимал пейзаж Он всегда населён мифологическими героями Это отражено в названиях произведений: « Пейзаж с Полифемом », « Пейзаж с Геркулесом » Но их фигуры малы и почти незаметны среди огромных гор, облаков и деревьев Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная


Клод Лоррен () Клод Лоррен был современником Пуссена Настоящее имя художника Клод Желле, а прозвище Лоррен он получил по названию места своего рождения провинции Лотарингия Ещё ребёнком он попал в Италию, где и начал обучаться живописи Большую часть жизни художник провёл в Риме


Утро в гавани Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что во Франции XVII в. было редкостью Его полотна воплощают те же идеи и композиционные принципы, что и пейзажи Пуссена, но отличаются большей тонкостью колорита и виртуозно построенной перспективой Лоррена интересовали игра тонов, изображение воздуха и света на холсте


Полдень Художник тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному освещению, позволяющему передать эффект « растворения » очертаний предметов вдали Фигуры персонажей на переднем плане кажутся почти незаметными по сравнению с эпически величавыми деревьями, горными склонами, морской гладью, на которой нежными бликами играет свет Именно Лоррена следует считать основоположником традиций французского пейзажа


Шарль Лебрен () В обширном наследии Шарля Лебрена прекрасно прослеживаются изменения, которые претерпевал французский классицизм Получив звание первого живописца короля, Лебрен участвовал во всех официальных проектах, прежде всего в оформлении Большого дворца в Версале Его росписи прославляли мощь французской монархии и величие Людовика XIV Короля солнца Лебрен написал и множество портретов Его заказчиками были в основном королевские министры и придворная аристократия Живописец во всём потакал их вкусам, превращая свои картины в парадное театрализованное действо Так показан канцлер Франции Пьер Сегье: этот политический деятель получил при жизни прозвище « собака в большом ошейнике », но Лебрен не сделал даже намёка на его жестокость вельможа с благородной осанкой и лицом, исполненным мудрого достоинства, восседает на коне в окружении свиты
Въезд Александра Македонского в Вавилон Благодаря Лебрену в 1648 г. была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры, он много лет руководил Королевской мануфактурой гобеленов и мебели В своей долгой педагогической деятельности в академии Лебрен проявил себя настоящим диктатором, настаивая, прежде всего, на тщательном обучении рисунку и пренебрегая колоритом Ссылаясь при этом на авторитет Пуссена, он незаметно превратил его принципы в мёртвую догму