Молодежный лагерь «Твой путь. Христианские ресурсы Международные христианские лагеря

Виктор Артемов

(Viktor Artemov, “Christian Camping in Russia.”)

Примечание редактора: настоящая статья основана на данных опроса 30 лидеров различных российских церквей, проведенного в ноябре-декабре 2002 г. Среди респондентов были, главным образом, пасторы и молодежные лидеры тех церквей, в которых имеются программы летних лагерей (см. таблицу «Церкви, участвовавшие в исследовании»).

Христианские лагеря – это не только эффективный способ донести Евангелие до подростков и молодежи, но и настоящая «школа жизни» для задействованных в их проведении членов церкви. Опрос участников подобных проектов показал, что все они, вне зависимости от места жительства, церковной принадлежности, размеров и возраста их общин, считают христианские лагеря крайне важным начинанием, как для самих сотрудников лагерей, так и для всех членов церкви, которые оказываются косвенно вовлеченными в это служение. Для многих молодых членов церкви работа в христианском лагере – первый и единственный способ выявить и испытать собственные силы для служения. Нередко сотрудники лагерей осознают свое место в церкви именно во время работы в лагере и затем становятся активными участниками церковного служения.

Вопросы и ответы анкеты

На вопрос «Считаете ли вы служение христианского лагеря важным для своей церкви» все респонденты ответили положительно, среди комментариев были следующие:

  • Это укрепляет взаимоотношения между подростками и молодежью в церкви.
  • Лагерь помогает открыть таланты и развить способности потенциальных церковных лидеров.
  • Нехристиане узнают о Боге и начинают понимать, что такое церковь.
  • Христиане укрепляются в Боге и увеличивают свои знания о Нем.
  • Участники лагеря приобретают необходимые социальные навыки.
  • Неверующие родители узнают о Боге и получают положительное впечатление о церкви.
  • Нехристиане с большей охотой принимают приглашение посетить лагерь, чем церковь.
  • Лагерь – это хорошее место для знакомства с христианством: неверующая молодежь не только слышит о христианских ценностях, но и видит их в реальной жизни.
  • Лагерь обеспечивает полноценный досуг для подростков и молодежи.

Чаще всего среди ответов были: укрепление взаимоотношений, потенциал для выявления церковных лидеров и возможность евангелизации молодежи и, косвенно, их родителей.

Помимо отдыха, служение молодежного лагеря – это огромная ответственность для его сотрудников. Каждый наставник обычно руководит группой из семи-девяти человек, за которых он по закону несет полную ответственность. Другие работники лагеря также отвечают за безопасность и здоровье детей во время проведения различных лагерных мероприятий. Несмотря на краткосрочность смен – обычно это десять дней – сотрудники лагеря видят реальный результат своей работы. Возможно, именно это объясняет то, почему лагерь так способствует выявлению потенциальных лидеров: ничто так не укрепляет характер, как чувство ответственности и достижение цели.

Ответы на вопрос «В чем отличие христианского лагеря от других молодежных программ вашей церкви?» были следующими:

  • Уникальная атмосфера лагеря позволяет участникам быстро установить близкие отношения.
  • Близкие отношения предоставляют наставникам возможность лучше донести христианские ценности до участников лагеря.
  • Участники лагеря получают знания о христианстве из «первых рук»: через молитву, пение и любовь в действии.
  • Вера наставников становится ярким примером для подражания у детей.

Чаще всего респонденты упоминали уникальность атмосферы лагеря, на втором месте было установление хороших взаимоотношений.

На вопрос «Участие в христианском лагере оказывает влияние только на детей или на сотрудников лагеря также?» были получены такие ответы:

  • В лагере многие осознают свое призвание к служению, и после проведения лагеря начинают служить в церкви.
  • У многих сотрудников лагеря проявляются новые таланты.
  • Большинство сотрудников лагеря совершенствует свои таланты.
  • Во время проведения лагеря жизнь его сотрудников поднимается на новый качественный уровень.

Среди ответов чаще всего упоминалось «призвание к служению». Церковь, состоящая из энтузиастов, - мечта каждого пастора. Если пастор церкви и молодежный лидер тесно сотрудничают с директором лагеря, лагерь может выполнять сразу две функции: изменять жизнь детей и преображать духовное состояние членов церкви.

На вопрос «Христианский лагерь оказывает влияние лишь на тех членов церкви, кто непосредственно вовлечен в его работу, или на общую атмосферу в церкви также?» ответы разделились следующим образом:

  • Члены церкви заботятся об успехе лагеря, и это побуждает их молиться, что улучшает общую духовную обстановку в церкви.
  • Большинство членов церкви принимают участие в лагере через молитву, пожертвования, практическую помощь на подготовительном этапе, что объединяет членов церкви.
  • После проведения лагеря, его сотрудники возвращаются воодушевленные, и это оказывает положительный эффект на атмосферу в церкви в целом.

Секрет эффективности христианского лагеря

Роберт Кобилуш, президент служения Международные христианские лагеря в США, выделяет четыре фактора, обеспечивающие эффективность работы христианского лагеря:

  • Обстановка: В лагере все сотрудники, дети и гости попадают под воздействие одной неоспоримой истины: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
  • Люди: Когда дети или гости вступают в контакт с сотрудниками лагеря, стремящимися быть солью и светом мира, они видят искупительную жертву Христа, что открывает их сердца и умы.
  • Послание: Дети и гости лагеря получают возможность изучать Писание в различных жизненных ситуациях, что делает Слово Божье живым.
  • Программа: Хорошо проработанная программа лагеря является мощным орудием, производящим перемены в жизни детей и гостей лагеря.

В заключение можно сказать, что христианский лагерь обладает четырьмя главными преимуществами:

1. Он дает возможность молодым христианам принять участие в служении, благодаря чему многие затем начинают вести какую-либо работу в церкви.

2. Это эффективный способ евангелизации и обучения дисциплине подростков и молодежи. Нехристиане неохотно откликаются на предложение придти в церковь, но с удовольствием принимают участие в христианском лагере. Духовные ценности гораздо легче донести до них в обстановке лагеря, чем на занятиях воскресной школы или в ходе других программ.

3. Лагерь оказывает положительное воздействие на всю церковь, преображая жизни как участвовавших в лагере детей, так и сотрудников. В результате, церковь приобретает не только новых членов (тех, кто обратился к Христу в ходе работы лагеря), но и обновленных и воодушевленных «старых» членов церкви (тех, кто работал в качестве сотрудников лагеря).

4. Летние лагеря естественны для русской культуры.

Протестантизм в России воспринимается как нечто «иностранное», в то время как летние лагеря здесь хорошо знакомы. Для молодых людей церковная обстановка кажется непривычной и странной, а в условиях лагеря они сразу же чувствуют себя как дома.

Виктор Артемов - директор Команды резерва организации Международные христианские лагеря России.

Международные христианские лагеря

Служение «Международные христианские лагеря» работает в различных республиках бывшего Советского союза, в России оно началось в 1991 г. с двух молодежных лагерей. В 2002 г. в России уже 14.780 подростков и молодых людей отдыхали в 128 лагерях, где работали представители 505 церквей из 19 деноминаций. Служение христианских лагерей также издало 25 наименований литературы для лагерей – инструкции для лидеров, песенники и программы на русском языке. В 2002 г. в ходе ежегодных семинаров на основе данных материалов «Международные христианские лагеря» подготовили 685 лидеров. Кроме этого, лекторы «Международных христианских лагерей» проводят занятия на факультете христианского образования Санкт-Петербургского христианского университета по теме «христианские лагеря».

В 2002 г. к Ассоциации международных христианских лагерей присоединились еще шесть молодежных лагерей. Принимая во внимание современное экономическое положение России, это можно назвать значительным ростом, ведь бюджет четырехнедельной смены одного лагеря чаще всего превышает годовой бюджет целой церкви. Однако, несмотря на высокие затраты, общины продолжают выделять средства на проведение летних лагерей.

Быстрый рост служения международных христианских лагерей объясняется большой популярностью идеи летних лагерей в России. Тот, кто родился и вырос в России, хорошо знаком с практикой летнего отдыха детей в пионерских лагерях. Лишь в 1989 г. в СССР 15 миллионов детей отдыхали в 28.000 пионерских лагерей. Эти цифры говорят об огромной популярности летнего отдыха в лагерях. Задолго до 1991 г., когда международное служение христианских лагерей начало работу в России, церкви проводили летние лагеря для детей. Однако эта инициатива чаще всего носила вид коротких одно- или двухдневных турпоходов.

Высокий авторитет служения Международных христианских лагерей у российских протестантов основывается на межденоминационном характере этой организации. Представители различных церквей и направлений совместно проходят курсы подготовки служителей, будучи объединены вокруг общей идеи организации христианского лагеря. Эта атмосфера помогает верующим различных деноминаций увидеть положительные качества других церквей и пересмотреть свое отношение к тем, кто «думает по-другому».

Благодаря этому многие участники наших семинаров приобретают позитивное отношение к другим деноминациям и готовы работать на межцерковном уровне. Некоторые лагеря строятся на межденоминационной основе, в качестве вожатых и воспитанников в них приглашаются представители из различных церквей. Молодые люди, посетившие такие лагеря, учатся терпимости по отношению к другим деноминациям. Возможно, в будущем они станут лидерами своих церквей, сохранив в себе открытость и непредвзятое отношение к другим деноминаци

Письма редактору

Я не устаю восхищаться актуальностью статей, появляющихся на страницах Вестника служений и церквей «Восток-Запад». За последние два года мы стали свидетелями того, как над религиозными организациями, не угодными властям России или бывших республик СССР, начали сгущаться тучи. На данный момент, новая тактика борьбы с инакомыслящими включает в себя административные меры, которые обычно не воспринимаются как нарушение религиозной свободы, среди них: визовые трудности, отказ регистрировать действующие визы и ограничение действия виз тремя месяцами, постоянные проверки налоговой полицией местных религиозных организаций, ограничения на перевод денежных средств на счета местных организаций из-за границы, отсутствие преследования преступлений на почве религиозной ненависти, однобокое освещение религиозной тематики в прессе, штрафы, задержка регистрации религиозных организаций и т.д.

Данные ограничения часто применяются весьма выборочно, что лишь подтверждает подозрение, что они являются «указанием свыше». В каждом отдельном случае административные санкции не выглядят чрезмерными, но если их сложить воедино, они окажутся теми самыми ниточками, которыми был опутан погрузившийся с сон Гулливер, лишившими великана всякой возможности двигаться.

Миссионер, пожелавший остаться анонимным

Мне очень понравилась статья Брэдли Нассифа о том, чему православные верующие могут научиться у евангельских христиан (см. Вестник служений и церквей «Восток-Запад» 11, Весна 2003, 3-4). Немногие приверженцы этого вероисповедания могут похвастаться необходимыми для такого признания смелостью и смирением. То же самое можно сказать и о представителях второго направления.

Данут Манастиреану, World Vision, Румыния

Размышления

Анонимный американский миссионер отвечает Лоуренсу Уззеллу на обзорную статью по книге Экспансия Николая Трофимчика и М.П.Свищева, опубликованную в Вестнике служений и церквей «Восток-Запад» 11 (Зима 2003).

Прожив в России вот уже 10 лет, я увидел множество подтверждений тому, о чем писал в своей книге Н. Трофимчик. В гораздо большей степени, чем многие думают, церкви являются отражением той культуры, в которой они зародились. Клайв Льюис однажды заметил, что когда церковь чувствует, что она достаточно прочно укоренилась в этом мире, зачастую оказывается, что это мир прочно укоренился в церкви.

Я не раз бывал в миссионерских квартирах, которые были обустроены по всем канонам идеального американского быта, с привезенной из-за океана бытовой техникой и мебелью, практически в точности воспроизводящей настоящий американский дом. Я не раз слышал как американцы в течение целого вечера «евангелизировали»(?) своих русских гостей шутками о том, как отстали русские и как американцы идут впереди всех. Русские, наверное, в этот момент думали о том, насколько «некультурны» эти американские увальни, даже не пытающиеся понять русскую культуру. Некоторые русские пасторы настолько заразились «американизмом», что занимаются лишь тем, что приближают для себя тот день, когда они, наконец, смогут присоединиться к другим русским пасторам, живущим теперь в Америке. Один русский друг рассказал мне, что однажды в Калифорнии он посетил церковь, где было 40 бывших русских пасторов. Из-за этой болезни многие русские с трудом могут отделить Евангелие Христа от «евангелия американизма».

Около семи лет назад, во время моего разговора с одним миссионером, речь зашла о русской православной церкви. Мой собеседник эмоционально заметил, что данный предмет его ничуть не интересует, и заявил, что для его работы по основанию новых церквей в России совсем не нужно понимание православного вероучения. Главной задачей значительного числа американских миссионерских организаций, с деятельностью которых я хорошо знаком, является создание такой «национальной» церкви в России, которая была бы на 100% лояльна ко всем программам головного американского офиса. «Это получилось на Гаити, в Африке и в Папуа Новой Гвинее, поэтому это должно получиться в России!» Когда речь заходит о свободе вероисповедания, многие организации защищают ее лишь до тех пор, пока это выгодно им, на деле же действуя совершенно противоположным образом.

В большинстве случаев «успешный» миссионер – это тот, кто лучше всех поддерживает отношения с командой спонсоров у себя на родине. Другими словами, тот, кто наилучшим образом вписывается в американскую культуру, скорее всего и будет направлен в качестве миссионера в другую страну. Часто именно миссионеры являются наиболее преданными сторонниками той социальной и культурной организации, которую они представляют. В первую очередь они становятся служителями своей организации, а следовательно, и культуры, которую несет эта организация. Вот почему намечается явная тенденция углубления проблемы, упомянутой Трофимчиком.

Я полагаю, что причина больших расхождений между сообщениями о России в миссионерских отчетах и тем, что на самом деле происходит здесь, заключается в проблеме терминологии. Многие американские организации готовы считать проявлением истинного обращения в веру малейшие признаки христианского поведения. Исследование фактической посещаемости церквей может сказать гораздо больше, чем отчеты о количестве новообращенных. На основании собственных наблюдений (а я все еще сторонний наблюдатель) я пришел к выводу, что коренные русские протестантские церкви достигли гораздо большего успеха, чем американские миссионерские организации. Там, где я живу, трудно найти видимые подтверждения сколько-нибудь заметного духовного пробуждения, которое должны были вызвать здесь десятки и даже сотни тысяч новообращенных России. Ситуация стабилизировалась пять или шесть лет назад. Теперь, если какая-либо евангельская церковь приобретает новых членов, это означает, что другая в этот момент теряет их. В долгосрочной перспективе, больше всего эра перестройки принесла плоды в Русской православной церкви.

Меня очень заинтересовал феномен «Библейского пояса». Насколько я понимаю, в России, так же как и в Америке, существует определенный «Библейский пояс», внутри которого практически все церкви чувствуют себя гораздо лучше. Здесь, на северо-западеРоссии, большинство населения очень европеизировано и не слишком интересуется духовными вопросами. Я слышал, что в южных регионах России внимание к духовной жизни гораздо выше. Вне зависимости от этого, я уверен, что сами россияне обладают всем необходимым, чтобы нести Евангелие российскому народу.

Молодежный Проект «Фриденсгрунд» был основан доктором Хомайером, католическим епископом из Хильдесхайма (Германия). Первый организованный им международный молодежный христианский лагерь разместился недалеко от концентрационного лагеря Берген-Бельзен летом 1990 года. Его участниками стали молодые люди из стран Восточной и Центральной Европы, особенно пострадавших во время Второй мировой войны. С тех пор двухнедельные молодежные летние встречи проходят каждый год.

В настоящее время руководителем проекта «Фриденсгрунд» является ксендз католической «епархии» Хильдесхайм, Германия Мартин Мараренс.

Одновременно со строительной программой они провели экологическую акцию по прибрежной очистке одного из Нарочанских озер.

Кульминацией акции будет посещение Международного лагеря главой Белорусской Православной церкви Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом для освящения нового храма в д. Занарочь.

насыщенная культурная национальная программа неотъемлемая составляющая лагерей «Фриденсгрунд»

В период с 7 по 21 августа 2005 года ежегодный межконфессиональный молодёжный лагерь «Фриденсгрунд» был организован в Германии неподалёку от города Хильдесхайм, в старинной обители женского монастыря 12 века «Мариенродэ» ордена св. Бенедикта. Молодёжные группы из разных стран Восточной и Центральной Европы (Германии, Беларуси, Литвы, Украины, Сербии, Румынии, Польши, Хорватии и др.) съехались, чтобы провести в общей сложности две недели в совместной молитве, труде и просто общении. Всего в этом году собралось более 100 участников.

На фото: руководитель Белорусской группы о. Александр Шимбалев

Христианский Образовательный Центр, как постоянный партнёр католической епископии Хильдесхайм в организации «Фриденсгрунда», также направил молодёжную экуменическую группу из Беларуси. Группа во главе с православным священником состояла из 7 (5 православных и 2 католика) человек: студентов Института теологии, волонтеров молодёжного клуба и сотрудников Христианского образовательного центра.

Программа » на этот раз была разделена на две основные части. Первая неделя проходила традиционно. Участники жили в палатках, молились в палатке-часовне и в монастырской церкви, молодые труженики прилагали усилия в «реставрации» старой монастырской стены. Вторая неделя прошла для участников лагеря «Фриденсгрунд» в ожидании встречи с Папой Римским Бенедиктом XVI . Все участники расположились в школе города Золингена. Это месторасположение было очень удобно для ознакомления с достопримечательностями близлежащих городов: Кёльн, Дюссельдорф, Бонн и др.

Православные участники «Фриденсгрунда» и католики присоединились в общей сложности к миллиону молодёжи съехавшейся со всего мира для участия в богослужении 21 августа с участием Римского Папы в местечке «Мариенфельд» под Кёльном.

В 2009 году Friedensgrund проходил в Словении, в небольшом местечке под названием Stična. Словения… Белорусская делегация объединилась в экуменическом порыве с молодежью из Германии, Венгрии, Польши, Украины, Хорватии, Литвы, Румынии. Православные и католики жили вместе на протяжении двух недель на территории самого древнего монастыря Словении в аббатстве Stična, построенного в 1136 году, работали, общались, и каждый день собирались для общей молитвы и развлечений.

За время пребывания ребята почистили внешние стены латинского монастыря, обновили часовню, помогали в огороде на территории католического аббатства.

Одним из самых ярких вечеров для всех был вечер, посвящённый падению «железного занавеса». Каждая национальная группа должна была показать своё видение этого события. Кто-то показывал это в весёлом, забавном ключе, а кто-то наоборот, показывал трагизм и горе этого момента, который отразился на судьбах многих тысяч людей. А в конце вечера мы все вместе пели песню легендарной группы Scorpions «Wind of Change».

Каждый наш день начинался и заканчивался общей молитвой. Молодёжь из разных стран, разных конфессий, читала отрывок из Библии каждый на своём языке, пела духовные песнопения, и каждый на разных языках молился о мире, о любви, о прощении.

Одним из самых запомнившихся вечеров был «Вечер примирения».

В очередной раз группа сотрудников Христианского образовательного центра имени cвятых Мефодия и Кирилла и студентов Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ принимала участие в ежегодном международном экуменическом молодёжном лагере Friedensgrund («Фриденсгрунд») с 19 по 29 июля 2010 года в Молдове, в деревне Кретоя возле Кишинева.

Группа из Беларуси состояла из 13 человек, как православных, так и католиков.

Как и во все предыдущие годы, задачей участников Фриденсгрунда стала проповедь экуменизма посредством оказания помощи населению, совместных молитв, экуменического диалога между христианскими конфессиями, совместных экскурсий по примечательным местам страны проведения лагеря, а также широкой «культурной» (смотри видео) программой.

Экуменическое мероприятие не обошлось и без шаманских камланий (на видео)

Координатором с белорусской стороны выступал проф. Григорий Довгялло.

В 2012 году «Фриденсгрунд» проходил в Хорватии. Здесь основным лейптмотивом этой смены стали кощунственные пляски у поклонного Креста (видео).

Судя по сохранившейся в сети единственной фотографии, официальный сайт Белорусской Православной Церкви освящал данное событие, однако в последствии старательно удалил всю информацию, за исключением вышеуказанного снимка, из которого можно сделать вывод, что Белорусская делегация на кощунственном экуменическом слёте молодежи «Фриденсгрунда» была очень даже представительной.

Вся суть бесовского проекта в одном видео: «Фриденсгрунд»-2014 — кто-то танцует, а кто-то в это время изображает Крест

«Твой путь» ‒ так назывался молодежный лагерь, который провели лидеры молодежного служения церкви «Община Доброго Пастыря» в Залесье. Лагерь собрал около сорока молодых людей в возрасте 13-25 лет. Замыслом был рассказ Благой Вести о спасении в Божьем Сыне Иисусе Христе.

Бог послал летние грозы и дождь, поэтому сначала упражнялись в игре флорбол в помещении, проводили веселые игры на знакомство. В прохладную погоду бассейн одиноко стоял неиспользованным вплоть до четвертого дня. В конце участники не выдержали и все-таки обливались водой, несмотря на неподходящие погодные условия. Спортивные инструкторы устраивали игры в баскетбол, тачбол, волейбол с водными шариками. Играли в тайного друга (вытянув из шляпы записку с именем одного из участников лагеря, и инкогнито одаривали этого человека приятными сюрпризами и различными творческими выходками, а вечером следующего дня пытались отгадать своих тайных друзей и открывались). В ночь с третьего на четвертый день наставники провели ночную игру, подняв тревогу под громкий вой сирены через час после отбоя. Они вытянули из комнат мирно дремавших воспитанников и заставили весело носиться по территории лагеря и окружающего леса в поисках импровизированных «волков», которых должны были поймать «охотники». Медработник лагеря с радостью отметила, что игра прошла без травм, настроение было замечательное, а распорядок следующего дня сместился на час позже.

Следует несколько слов сказать о самом расписании. Особенностью небольшого, по-семейному уютного, молодежного лагеря стал относительно поздний подъем (в 9:00), завтрак (в 10:00 ‒ повара были весьма счастливы) и... поздний отбой (в 00:00). В остальном, распорядок был обычным: утреннее и вечернее общее собрание, проповедь, личные свидетельства молодых христиан об уверовании, пение псалмов, днем дискуссионные малые группы, много свободного времени, спортивные и подвижные игры, вечером костер.

Часть людей, которые приехали в христианский лагерь впервые, не посещающих церковь или еще не засвидетельствовали о своей вере, хотя уже слышали Евангелие, составляла в лагере не более 50%. В лагерь попали по приглашению родственников, одноклассников, однокурсников, соседей или односельчан. Молодые люди демонстрировали открытость, приветливость, быстро знакомились, так что уже на второй день после заезда воцарилась дружеская и теплая атмосфера. Наверное, этому частично способствовала дождливая погода, из-за которой первые дни все должны были сидеть вместе в одном помещении и не могли разойтись группками на дальние расстояния.

Темой первого дня стало создание Богом вселенной с особым акцентом на сотворение человека. В группах по обсуждению рассматривали Псалом 138:13-16 «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Смотрели видеофильм о внутриутробном развитии человека, размышляли о том, что такое внимание со стороны Творца и индивидуальное создание лично Богом каждого человека, приходящего в мир, является основанием спросить: «Каково предназначение человека с Божьей точки зрения?» и «Выполняю ли я свое предназначение?»

Второй день был посвящен поиску ответа на вопрос «Что мешает человеку выполнить Божье предназначение?» В Библии об этом говорится в послании к Римлянам 3:10-18. Сделали вывод о том, что это наша человеческая греховность, которая однажды вошла в мир через грех Адама.

На третий день в утренней проповеди и в группах рассматривали цель и роль Закона в деле спасения людей от самих себя. Читали послание к Галатам 3:10-15, в котором говорится о том, что никто не способен исполнить весь Закон. А, следовательно, любые попытки человека спасти самого себя и перестать грешить силой воли обречены на неудачу.

На четвертый день говорили об огромной разнице между тем, чтобы просто знать какие-то истины о Боге и тем, чтобы ВЕРИТЬ в то, что мы знаем. Всем известно, что есть Бог, но не все верят, доверяют тому, что Бог велит нам делать. Этот вопрос был актуальным, ведь в нашей стране трудно найти человека, который никогда не слышал бы о Боге, или не догадывается о существовании Библии. Многие молодые люди в лагере были из верующих семей или считали себя христианами, по крайней мере, не отвергали христианских ценностей. Однако, они не знали точного ответа на вопрос, где конкретно каждый из них окажется, когда предстанет перед Божьим судом: на небе или в аду. Говорили о важности веры в Иисуса Христа, как Спасителя, Который принес Себя в жертву для прощения наших грехов.

На пятый, последний полноценный день лагеря организаторы пытались поставить всех на перепутье. Какой путь ты выберешь: широкий или узкий? Иисус Христос сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матв. 7:13, 14). Тему дня подкрепила общелагерная игра «Жизнь», в которой молодые люди могли учиться в школе и в университете, разными способами зарабатывать деньги, брать банковские кредиты, покупать сладости, регистрировать брак, ходить в казино, салон красоты, заниматься модельным бизнесом, ездить на заработки «за границу». Некоторые даже успели посидеть в тюрьме. Были в игре настоящая и ложная церковь, которые нужно было распознать. Время игры было ограничено, но никто точно не знал, когда прозвучит последний сигнал. Неожиданно игра завершилась: все магазины, казино и салоны вдруг свернули свою деятельность. Все поднялись в столовую, где был накрыт великолепный праздничный стол, светились гирлянды и стоял крест, символизирующий Христа. Там люди, у которых оказались при себе бумажные сердечки, полученные во время игры, были приглашены к празднованию. Им торжественно выдали венки, затем эти украшения они положили к подножию креста. Некоторые были до слез тронуты этим моментом игры. Большинство народа, у кого не обнаружилось признаков правильного использования жизни, были отправлены в самое темное подземелье, которое только удалось найти на территории лагеря, там было сыро, очень темно, звучала жуткая музыка. Дверь за ними закрылась, да еще и наставники подыгрывали своими воплями и мольбами выпустить их из этого ужасного места. Через некоторое время все встретились на ужине. Ни одна игра не вызывала столь бурных обсуждений. «Я знала, что нужно делать, чтобы попасть в «рай», и при этом все равно оказалась в «аду» – призналась одна девушка и с отчаянием добавила: «Подумать только, я потратила полжизни на прическу!»

На следующий день перед отъездом большинство людей вышли к микрофону, чтобы поблагодарить Бога и людей за время, проведенное вместе. Некоторые из молодых людей говорили о том, что услышанное в лагере заставило их задуматься, что у них появилось много вопросов, они открыли для себя свою греховность или то, что на самом деле обладали знаниями, но не имели веры. Все хотели бы приехать в такой лагерь снова. Многих привлекала атмосфера принятия, любви, искренней дружбы, которая царила на протяжении этих пяти дней.

Мы просим молиться за эти юные души, которым Бог дал возможность слушать Евангелие, чтобы волна повседневности не накрыла и не смыла из их сердец услышанное в лагере, за последующие встречи, развитие отношений и за будущий путь, которым пойдут эти люди, чтобы они встали на путь Божий.

Татьяна Артерчук

Программа "СТОЙ-оно того стоит!" сделана на основе книги пророка Даниила. Название темы обыгрывает три основных значения слова "СТОЙ" (стоять твёрдо, остановиться и стоить чего-то) на примере ситуаций из жизни Даниила.

1. СТОЙ в чистоте.

У Даниила были сформированы определённые правила в отношении того, что он будет делать, и что он никогда не будет делать. Одним из них было отношение к еде. Даниил для себя решил, что не будет есть еду с царского стола, потому что она осквернила бы его. Такое решение могло дорого стоить Даниилу и его друзьям. Это могло сильно оскорбить царя. Ведь царь оказал им большую милость. Хотя Даниил и был из порабощённого народа, ему позволили учиться в лучшей школе, да ещё и царское питание назначили. Кому бы носом крутить, как только не Даниилу.
Но Даниил остался твёрдо стоять на своём. Однако, это была не просто глупое упрямство. Даниил искал выход и умел находить его. Ценой собственного неудобства Даниил решил проблему. Но это стоило ему жертвы.

2. За этим СТОИт Бог.

Даниил и его друзья подверглись угрозе уничтожения. Казалось, что никто не может решить проблему толкования сна. Но Даниил знал, Кто способен дать ответ. Обратившись к Богу Даниил получил откровение о сне царя. Но когда пришло время предстать перед царём и держать ответ - Даниил открыто возвестил о Боге. Даниил не стал приписывать это своей мудрости.

3. Перед кем СТОять, перед кем падать.

Царь поставил огромную статую, перед которой должны были преклоняться все подданные. Вопрос стоял не просто в признании богов Вавилона, а в поклонении им и служении им. Уже повзрослевшие Сидрах, Мисах и Авденаго отказались участвовать в ритуале поклонения. И дело было не в гордости - они знали, перед Кем стоит падать на колени, а перед кем нет.

4. Остановись, иначе тебя ждёт СТОЙло.

Исповедь царя Навуходоносора, который держал в страхе все народы. На своём личном примере он убедился, что означает всевластие Бога. Однажды царю было дано предупреждение, чтобы он остановился. Уж слишком далеко он зашёл в своей надменности и самодовольстве. Но Навуходоносор проигнорировал этот совет, и, в результате, был наказан. Бог отнял у него разум, и великий царь стал похож на животное, которое ест траву.

5. Ты взвешен и ничего не СТОИшь.

Царь Валтасар был приемником Навуходоносора, но мало чему научился у своего великого предка. Во время пира Валтасар разошёлся до того, что приказал принести чаши, которые принесли из Божьего храма в Иерусалиме. Сосуды, которые могли использоваться только для служения Богу, стали выполнять роль рюмок для царя и его наложниц. Бог сказал, что Он думает о царе в очень оригинальной манере. А надпись на стене, которую смог перевести только Даниил, означала следующее: «ты ничего не стоишь!» Что стоит сегодня за каждым из нас? Чего стоим мы?

6. СТОЙ в молитве.

Молитва - есть признак слабости перед Богом и признак силы перед людьми. Быть стойким в молитве - удел сильных характером. Пример тому молитва Христа в Гефсимании или молитва Моисея на горе. Для Даниила преданность молитве должна была стоить жизни, но он остался верен своему правилу - три раза в день преклонять колени перед Богом. Сегодня нам вряд ли придётся платить такую цену за возможность поговорить с Богом. Но делает ли это сильнее наши молитвы?

7. Будущее СТОИт того.

Даниилу было открыто будущее, которое ещё не наступило даже сейчас. Кто-то называет это день концом света, а кто-то концом тьмы. В любом случае, этот День поставит окончательную точку в жизни каждого человека. Для одних это будет днём конца, для других днём начала. Но то, что будет после ссудного дня, стоит того, чтобы изменить свою жизнь сейчас.

Детские и молодежные лагеря - Программы христианских лагерей стой!

Программа "СТОЙ-оно того стоит!" сделана на основе книги пророка Даниила. Название темы обыгрывает три основных значения слова "СТОЙ" (стоять твёрдо, остановиться и стоить чего-то) на примере ситуаций из жизни Даниила.

1. СТОЙ в чистоте.

У Даниила были сформированы определённые правила в отношении того, что он будет делать, и что он никогда не будет делать. Одним из них было отношение к еде. Даниил для себя решил, что не будет есть еду с царского стола, потому что она осквернила бы его. Такое решение могло дорого стоить Даниилу и его друзьям. Это могло сильно оскорбить царя. Ведь царь оказал им большую милость. Хотя Даниил и был из порабощённого народа, ему позволили учиться в лучшей школе, да ещё и царское питание назначили. Кому бы носом крутить, как только не Даниилу. Но Даниил остался твёрдо стоять на своём. Однако, это была не просто глупое упрямство. Даниил искал выход и умел находить его. Ценой собственного неудобства Даниил решил проблему. Но это стоило ему жертвы.

2. За этим СТОИт Бог.

Даниил и его друзья подверглись угрозе уничтожения. Казалось, что никто не может решить проблему толкования сна. Но Даниил знал, Кто способен дать ответ. Обратившись к Богу Даниил получил откровение о сне царя. Но когда пришло время предстать перед царём и держать ответ — Даниил открыто возвестил о Боге. Даниил не стал приписывать это своей мудрости.

3. Перед кем СТОять, перед кем падать.

Царь поставил огромную статую, перед которой должны были преклоняться все подданные. Вопрос стоял не просто в признании богов Вавилона, а в поклонении им и служении им. Уже повзрослевшие Сидрах, Мисах и Авденаго отказались участвовать в ритуале поклонения. И дело было не в гордости - они знали, перед Кем стоит падать на колени, а перед кем нет.

4. Остановись, иначе тебя ждёт СТОЙло.

Исповедь царя Навуходоносора, который держал в страхе все народы. На своём личном примере он убедился, что означает всевластие Бога. Однажды царю было дано предупреждение, чтобы он остановился. Уж слишком далеко он зашёл в своей надменности и самодовольстве. Но Навуходоносор проигнорировал этот совет, и, в результате, был наказан. Бог отнял у него разум, и великий царь стал похож на животное, которое ест траву.

5. Ты взвешен и ничего не СТОИшь.

Царь Валтасар был приемником Навуходоносора, но мало чему научился у своего великого предка. Во время пира Валтасар разошёлся до того, что приказал принести чаши, которые принесли из Божьего храма в Иерусалиме. Сосуды, которые могли использоваться только для служения Богу, стали выполнять роль рюмок для царя и его наложниц. Бог сказал, что Он думает о царе в очень оригинальной манере. А надпись на стене, которую смог перевести только Даниил, означала следующее: «ты ничего не стоишь!» Что стоит сегодня за каждым из нас? Чего стоим мы?

6. СТОЙ в молитве.

Молитва - есть признак слабости перед Богом и признак силы перед людьми. Быть стойким в молитве - удел сильных характером. Пример тому молитва Христа в Гефсимании или молитва Моисея на горе. Для Даниила преданность молитве должна была стоить жизни, но он остался верен своему правилу - три раза в день преклонять колени перед Богом. Сегодня нам вряд ли придётся платить такую цену за возможность поговорить с Богом. Но делает ли это сильнее наши молитвы?