Честь и бесчестие по онегину. Честь и бесчестие — аргументы ЕГЭ

Работаем по второму направлению
тем итогового сочинения
2016-2017
«Честь и
бесчестие»

В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека:
быть верным голосу совести, следовать
моральным принципам или идти путем
предательства, лжи и лицемерия. Многие
писатели сосредотачивали внимание на
изображении разных проявлений человека:
от верности нравственным правилам до
различных форм компромисса с совестью,
вплоть до глубокого морального падения.

Какими могут быть темы по этому направлению
1.«Честь истинная всегда в соответствии с совестью» (Д.С. Лихачев)
2.«Честь – это внутренняя совесть, а совесть – это внутренняя честь»
(А. Шопенгауэр)
3.«Честь нельзя отнять, её можно потерять» (А.П. Чехов)
4.«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее
всего» (Ф.М. Достоевский)
5.«Только незапятнанный может победить бесчестных» (Самед Вургу)
6.«Честь дороже жизни» (Шиллер)
7.«Честь – это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель)
8.«Вытерплю несправедливость, только не бесчестие» (Цецилий)
9.«Бесчестный человек готов на бесчестное дело» (Пословица)
10.«Береги платье снову, а честь смолоду» (Пословица)
11.Что значит идти дорогой чести?
12.Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
13.Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирает
14.В чём различие между честью и честностью?

Художественные произведения

Л.Н. Толстой «Война и мир»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов «Студент»
В.Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский
разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Живи и помни»
В.П. Астафьев «Печальный детектив»
М.А. Булгаков «Белая гвардия»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
В. Быков «Сотников»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Сочинение
Размышления о чести и совести
Как писать о чести и совести в наше время? Время вседозволенности,
подмены понятий, время освобождения от принципов морали… Наверное, целью
моего сочинения будет напоминание, а может быть, выяснение того, что
такое честь и совесть и как отразилось понимание этих понятий в
литературе.
До начала 18 века понятия личной чести в Росси не было. Это означало, что
бесчестие одного представителя рода, семьи ложилось пятном на всю семью,
на весь род. Наиболее отчётливо такое понимание чести мы видим в
исторической поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова». Узнав о том, что жена его,
Алёна Дмитриевна, опозорена Кирибиевичем, первое, что делает Калашников, это зовёт двух младших братьев, рассказывает им о случившемся, напоминает
им о том, что завтра на Москве-реке при царе будет кулачный бой. «И я выйду
тогда на опричника, буду насмерть биться, до последних сил, А побьёт он меня –
выходите вы…»
Тем самым Калашников обеспечивает гарантированное уничтожение
обидчика Кирибеевича и восстановление чести семейства. За незапятнанную
репутацию не жаль было своей жизни, ни жизни близких…

Даже Пушкин, объясняя свою непримиримость к Дантесу, говорил, что, кроме
доброго имени, ему, Пушкину, нечего оставить своим детям. Честное имя
стоило Пушкину жизни…
Представление о личной чести окончательно установилось в России в начале
19 века. Одновременно с Запада пришёл обычай смывать оскорбление кровью на
поединке. Но понятие личной чести было свойственно очень узкому кругу
дворянства, преимущественно столичного дворянства (Онегин) и гвардейского
офицерства (Печорин). В этой среде лишь намёк на трусость, неблагородное
поведение воспринимались как оскорбление, которое смывалось кровью
посредством дуэли. Яркой иллюстрацией этому может послужить эпизод с
Онегиным и Ленским. Этих героев пушкинского романа «Евгений Онегин»
связывала искренняя дружба, но даже она не остановила бессмысленного
кровопролития. Онегин прекрасно понимал, что размолвка между ним и Ленским
– лёгкое недоразумение, но ложно понимаемый кодекс чести заставил Онегина
произнести роковую формулу: «Всегда готов»:
…И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!

Онегин испугался сплетен, пересудов, оградил себя от объяснений в трусости и не
пожалел при этом друга. Между прочим, по таким же надуманным причинам возникла
дуэль и между другими героями. Это Печорин и Грушницкий. Первый защищал честь
несчастной (оскорблённой им же) княжны Мери, а другой был переполнен ложными
представлениями о чести и бесчестии и поплатился за это сполна. Таким образом, когда
дело касалось вопросов чести, люди готовы были «переплатить» и не считали эти
траты напрасными.
В словаре С.И. Ожегова слово честь, кроме, толкований, которых мы коснулись, имеет
ещё одно значение. Это – женская честь, целомудрие. Такой дефицит в наше время!
Очень заметно, что в современном информационном пространстве эти понятия вовсе
не употребляются. А зря. Соблюдение девичьей, женской чести говорит о высоких
душевных качествах литературных героинь, в частности. И самая яркая из них, конечно
же, Татьяна Ларина – «милый идеал» Пушкина. В последнем объяснении с Онегиным
заплаканная княгиня между счастьем и долгом выбирает долг, то есть честь:
Я вышла замуж. Вы должны
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Какая гениально простая формула! Ею с полным правом могли бы воспользоваться и
Наташа Ростова, несмотря на ошибки и метания, и княжна Марья (героини романаэпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»); и удивительная, кроткая капитанская дочка Маша
Миронова, совершившая подвиг ради любимого человека.
Кстати, о Петре Гринёве. Этого героя пушкинского романа «Капитанская дочка» я
считаю абсолютом в понимании офицерской чести, чести воина, защитника.
А.С. Пушкин предоставил своему герою максимум возможности показать на деле свои
представления о чести. Конечно, здесь Гринёву покровительствовал случай. Заячий
тулуп, упорная блажь Пугачёва быть благодарным, старания преданного Савельича и
т.п. Но я уверена, что не будь Гринёва, чистого душой, судьба отвернулась бы от него.
Какие качества продемонстрировал Гринёв? Во-первых, верность Отечеству, присяге
(«… я присягнул государыне-императрице: тебе служить я не могу»); во-вторых,
верность слову, порядочность, честность («“А если отпущу, - сказал Пугачёв, - так
обещаешься ли… против меня не служить?”» – «“Как могу тебе в этом обещаться?” –
отвечал я»). И, наконец, в-третьих, верность в любви (защищал доброе имя Маши
Мироновой на дуэли с отвратительным Швабриным; рискуя жизнью, спас её из плена).
Что же объединяет перечисленных литературных героев? Они поступали по законам
чести, руководствуясь «чувством нравственной ответственности перед окружающими
людьми, обществом» (Онегин), то есть чувством совести. Именно так
Шахтарина А.Ф.

трактуется это понятие в толковом словаре. Человека чести ведёт по жизни чувство
совести, на страже которой стоит стыд, о котором всем нам сегодня нужно бы
вспомнить. Ведь недаром о человеке, потерявшем нравственные ориентиры, говорят:
«Ни стыда, ни совести».
Заканчивая размышления о чести и совести, хочу отметить особую символичность в
возвращении школьного сочинения по литературе. Общество ищет выход из ситуации
всеобщего нравственного распада, душевной слепоты и равнодушия. Хочется верить,
что ещё не поздно… Не поздно вернуться к чистым истокам человеческого бытия,
гениально отражённым в лучших произведениях русской литературы.
(Сочинение написано учителем
русского языка и литературы)
Шахтарина А.Ф.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД
СОЧИНЕНИЕМ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ
«ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»
(базовый уровень)
Шахтарина А.Ф.

1.Вступление

Честь… Что же это такое?
Честь - моральные качества человека, его принципы,
достойные уважения и гордости, это высокая духовная
сила, которая способна
удерживать человека от
подлости, предательства, лжи и трусости. Для
большинства
из нас состояние утраченной чести
(бесчестие) – это тяжёлая боль в душе, так как именно
такое состояние нарушает нашу духовную связь
другими людьми, с обществом. Без чести нет у
человека настоящей жизни.
Шахтарина А.Ф.

Основная часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том
числе и русской, создали
немало произведений, где
рассказывается о таких героях, которые по-разному
относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе
А.С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется
самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских
офицеров - Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёвчеловек чести и долга, а вот Швабрина таким назвать
нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает
людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в
конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или
прийти к бесчестию?
Шахтарина А.Ф.

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в
жизни, его моральные качества и жизненные принципы
достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал
ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что для
человека честь - это самое главное. Молодой офицер помнит
отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву
присущи благородство и верность. Честь и долг для русского
офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить
Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить
государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело,
честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как
человека чести. И мы видим, что путь чести – очень трудный,
но правильный в жизни.
Шахтарина А.Ф.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У
Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого
достоинства. Нарушив воинскую присягу, он перешёл на
сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал
прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва,
принёс
столько
страданий
Маше
Мироновой,
которая отвергла его любовь. А это и есть настоящее
бесчестие.
Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская
дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с
мундиром не выдаётся. Честь - это нравственная начинка»,
что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.
Шахтарина А.Ф.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков,
старых друзей - Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича
Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время
единственным человеком, к которому Троекуров относился с почтением
и уважением, был его сосед из Кистенёвки - Дубровский. Старые друзья
поссорились Оба помещика имели вспыльчивый характер, оба гордые.
Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и
власти. А Дубровский - осознанием древности своего рода и дворянской
чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого,
который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров
своими предпринятыми действиями довёл бывшего друга до
умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.
Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся
над тем, что честь - это главный стержень человека, его нравственный
хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится
совесть, которая является и лучшим нашим “контролёром”.
Шахтарина А.Ф.

Заключение по теме сочинения

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая
страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я
прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не
устареет, так как именно честь помогает человеку жить,
быть на высоте, помогает
сделать правильный
нравственный выбор, осуществлять духовную связь с
людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни.
И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди
моих современников будет как можно больше людей, для
которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой
значимости.
Шахтарина А.Ф.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон.
По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок. Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства...
Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне - подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.
Для Татьяны честь - это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств - «ласкаться не умела»). Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев. Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…
Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели. Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких
чувств к жениху. Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») - невинная жертва коварного «развратителя» - Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен. Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).
Главного героя романа - Онегина - автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».
Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя - современника Пушкина - очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений «должен был обезоружить младое сердце»), автор указывает подлинных виновников трагедии - Зарецкого, светских «глупцов».
В пушкинском романс идея чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке. Автор не низводит идеал чести до уровня «практической целесообразности», но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или «болтовни глупцов». Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае этот идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон.

По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок. Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства...

Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне - подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.

Для Татьяны честь - это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств - «ласкаться не умела»). Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев. Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:

Он мыслит: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал…

Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели. Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких

чувств к жениху. Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») - невинная жертва коварного «развратителя» - Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен. Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).

Главного героя романа - Онегина - автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».

Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя - современника Пушкина - очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений «должен был обезоружить младое сердце»), автор указывает подлинных виновников трагедии - Зарецкого, светских «глупцов».

В пушкинском романс идея чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке. Автор не низводит идеал чести до уровня «практической целесообразности», но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или «болтовни глупцов». Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае этот идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.

«Береги честь смолоду». Эту пословицу (точнее, часть пословицы) Александр Сергеевич Пушкин взял эпиграфом к своей повести «Капитанская дочка», подчеркнув этим, насколько важен для него этот вопрос. Для него, не позволившего себе ни одну стихотворную строку сделать ступенькой к карьере, воспринявшему как обиду камер-юнкерский мундир, шагнувшему к смертельному барьеру, чтобы на имя, которое принадлежит России, не упала даже тень клеветы и сплетен.

Создавая образ юного офицера Петруши Гринева, Пушкин показывает, как формировалось в русских семьях понятие чести и идущего с ней рука об руку долга, как передавалась из рода в род на личном примере верность воинской присяге. В начале повести перед нами обычный дворянский недоросль, - выучившийся грамоте от крепостного, больше умеющий судить «о свойствах борзого кобеля», чем о французском «и прочих науках ». Он бездумно мечтает о службе в гвардии, о будущей веселой петербургской жизни.

Но отец его, служивший при графе Минихе и ушедший в отставку при восшествии на престол Екатерины, имеет о службе другое представление. Он отправляет сына в армию: «Пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдатом, а не шаматон». Единственное рекомендательное письмо старому сослуживцу содержит просьбу держать сына «в ежовых рукавицах», единственное напутствие сыну - приказ за лаской не гоняться, от службы не отговариваться и беречь свою честь.

Первые самостоятельные шаги Петруши смешны и нелепы: напился с первым встречным офицером, проиграл в бильярд сто рублей. Но то, что он заплатил проигрыш, говорит о его понимании кодекса офицерской чести. То, что подарил тулуп и полтину на водку случайному спутнику за помощь во время бурана, - о его умении быть благодарным. Петрушу тянет к простой и честной семье капитана Миронова, ему неприятны сплетни и клевета Швабрина. Вызывая Швабрина на дуэль за оскорбительные слова о Маше, Гринев не думает, что так положено вести себя офицеру, он просто почеловечески защищает девушку от клеветы.

Шварбин же - полная противоположность Гриневу. Этот бывший петербургский гвардеец то и дело поступает бесчестно, без раздумья и, кажется, даже без раскаяния, преступая даже самые обычные человеческие нормы. Желая отомстить Маше за отказ выйти за него замуж, клевещет на девушку, без всякого сомнения ранит Петрушу, воспользовавшись тем, что противник отвлекся, и кажется именно он не гнушается написать родителям Петруши письмо, в котором очерняет его невесту.

В годину суровых испытаний, прекрасно понимая слабость укрепления Белогорской крепости, Петруша твердо знает: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». Ни минуты не колеблясь, не раздумывая о тщетности этого поступка, с одной лишь шпагой он выходит за ворота крепости вместе со своими командирами. Перед лицом смертельной опасности он готовится «повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице. При следующей встрече с самозванцем, во время разговора один на один, Гринев отвечает ему с твердостью: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Юноша не может даже пойти на компромисс, пообещав, что не будет сражаться против Пугачева.

В отличие от Петра Гринева, Швабрин изменяет присяге, переходя на сторону самозванца ради сохранения собственной жизни, получения должности коменданта и власти над Машей. Сам момент предательства Пушкин не показывает. Мы видим лишь результат - Швабрин, «обстриженный в кружок и в казацком кафтане », словно он, изменив присяге, сменил и личину. Верный своему офицерскому долгу, Петруша является в Оренбург и вносит одно предложение за другим, чтобы освободить Белогорскую крепость и спасти Машу. Но командование не интересует судьба дочери капитана Миронова, геройски погибшего «за матушку государыню», больше заботит сохранность собственной шкуры и покой. Устав имитировать деятельность в ленивой перестрелке, до глубины души тронутый мольбой Маши, Гринев самовольно уезжает к Пугачеву. Он понимает, что подобное нарушение дисциплины противно офицерской чести, но в данный момент он выше слепой буквы кодекса, защищая жизнь и честь девушки, всецело доверившейся ему.

Долг и честь Петруши вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за близких. Так, например, он не может бросить в плену у пугачевцев отставшего на плохой лошади Савельича. В истинно нравственном отношении к людям нет мелочей и второстепенного. Честно признавшись Пугачеву, что его невеста - дочь капитана Миронова, Гринев говорит: «Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»... Когда Маша освобождена и, казалось бы, можно было наслаждаться счастьем, Петруша отправляет девушку к своим родителям, а сам вступает в отряд Зурина, не забыв о воинском долге перед Родиной.

Все поведение Петруши - поведение сильного и цельного человека, пусть и очень молодого. В его отношении к людям и к своим обязанностям нет ни капли эгоизма. И снова антитезой образу Гринева предстает пред нами Швабрин, живущий по принципу: «Если не мне, так и никому». Именно он, понимая, что Маша ускользает из его рук, выдает ее Пугачеву, без зазрения совести и всякого сочувствия ставя под угрозу жизнь девушки. После подавления восстания Пугачева, оказавшись обвиненным как изменник, Швабрин клевещет на Гринева. И снова Петруша делает нравственный и чисто человеческий выбор, решаясь не называть имя Маши Мироновой, потому что сама «мысль впутать ее имя между гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку» кажется ему невыносимой.

Таков же и отец Петруши: его страшит не казнь сына, а бесчестие: «Пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..»

У Петруши выбор еще сложнее - между своим бесчестием, вернее, честью, которую он не может защитить, не пожертвовав честью любимой девушки. Если б Гринев-старший знал истинные причины, помешавшие Петруше сказать что-либо в свое оправдание, он бы понял сына. Потому что понятие чести и долга у них одно - семейное, выстраданное. Пушкинское. ...В сентябре 1836 года Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой». А в январе 1837 года, защищая свою честь и честь своей жены, он шагнул к смертельному барьеру.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" любой из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон.

По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок. Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души:

За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства...

Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне - подлинность чувства, внутренняя чистота, подготовленность пожертвовать собой ради любимого.

Для Татьяны честь - это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств - "ласкаться не умела"). Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все ещё любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную вероятность утраты героиней "чести", то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев. Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты:

Он мыслит: "Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал…

Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели. Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было серьезно ухаживать за Ольгой), а во-вторых, момент на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких

Чувств к жениху. Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга ("двухутренний цветок") - невинная потерпевшая сторона коварного "развратителя" - Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен. Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако подготовленность героя не дать в обиду свои идеалы ценой собственной жизни не может не начать сочувствия. Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).

Главного героя романа - Онегина - автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, "всем сердцем юношу любя", не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении "света", сделал бы посмешищем в глазах "глупцов".

Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева "над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно". Однако как для героя, так и для читателя - современника Пушкина - очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим:

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений "должен был обезоружить младое сердце"), автор указывает подлинных виновников трагедии - Зарецкого, светских "глупцов".

В пушкинском романс мысль чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке. Автор не низводит идеал чести до уровня "практической целесообразности", но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или "болтовни глупцов". Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае тот самый идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.