Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! «Что за прелесть, эти сказки.

Марина Аверьянова
Конспект ООД «Что за прелесть эти сказки!»

Цель:

Образовательная: познакомить детей со сказками А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». Объяснить значение устаревших слов, встречающихся в сказках: «владения», «рать», «гонец», «ветхая», «невод», «неведомые», «витязь», «чреда», «темница», «светлица» и т. д. Показать, что Александр Сергеевич применял эти слова в своих стихах, чтобы сделать их более выразительными, чтобы донести до читателя дух русской старины. Учить детей находить рифмы к словам, понимать красоту поэзии Пушкина. Показать связь сказок поэта с народными сказками.

Воспитательная: воспитывать у детей интерес к творчеству Пушкина, любовь к его сказкам, развивать воображение детей, творчество, фантазию, говорить о том, какие нравственные уроки мы можем вынести из каждой сказки, прочитанной нами, и какова мораль каждой из них.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - алчешь чужого, потеряешь все.

«Сказка о золотом петушке» - долг платежом красен.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Объяснить детям смысл пушкинских строк, которые стали крылатыми фразами:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Коррекционная: учить детей применять образные выражения, синонимы, привить

стремление соблюдать чистоту русского языка.

Предварительная работа:

Чтение сказок А. С. Пушкина, беседы о значении старославянских слов.

Лепка на пластине.

Рисование иллюстраций к любимым сказкам: «Орешек для белочки», «Золотая рыбка», «Царевна лебедь».

Просмотр мультфильмов: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его балде».

Рассматривание репродукций к сказкам.

Рассматривание книг.

Дидактические игры: «Что перепутал сказочник», «Верни предмет в сказку», лото «Собери героев», «Сложи сказку», «Лукоморье».

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.

Ведущая обращает внимание на портрет А. С. Пушкина (доска).

Вед. : Дети посмотрите на этот портрет. Вы знаете, кто это? (А. С. Пушкин). Правильно это замечательный русский поэт А. С. Пушкин. Давно его с нами нет, но память о нем живет в народе, его стихи, сказки с детства знают и любят.

Реб. : Сказки Пушкина мы знаем,

Любим очень и читаем.

Изучаем наизусть-

В них живет наш русский дух.

(На экране книга сказки Пушкина)

Вед. : Сказки А. С. Пушкина учат добру, любви, послушанию. В его сказках всегда побеждает добро, а злые деяния, жадность, легкомыслие наказываются.

Все сказки Пушкина немного волшебные и берут своё начало у Лукоморья.

Александр Сергеевич с детства сам слышал много сказок и песен от своей няни. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна)

(На экране портрет няни)

Няня поэта, Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, поговорок и пословиц.

«Мастерицей ведь была. И откуда что брала!

А куды разумны шутки, приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины Православной старины,»-вспоминал о ней А. С. Пушкин.

Арина Родионовна очень любила маленького Сашеньку.

(На экране портрет маленького Сашеньки)

И заботилась о нем, и он ее очень любил и ласково называл «Мамушка». Часто по вечерам Арина Родионовна рассказывала ему свои сказки.

В зал входит Арина Родионовна, кланяется вс ем.

Няня: Здравствуйте, мои разлюбезные! Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей.

(На экране природа)

Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, о каждом деревце, цветочке ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая вокруг красота! А то и песенку ему спою, а он подпевает. Давайте и мы с вами послушаем народную песню.

(Прослушивание песни)

Няня: Понравилась вам песня ребята? Хорошо мы с вами послушали, молодцы. А как любил Сашенька сказки, слушает, не шелохнется, а когда вырос, сам стал сказки сочинять. Хотите послушать его сказки?

Дети: Хотим!

Няня: Ну что ж, слушайте сказку и помогайте ее рассказывать.

(Садится за прялку, зажигает на столе свечку)

Три девицы по окном

Пряли поздно вечерком

1 дев. : Как бы я была царицей,-

Няня: Говорит одна девица,-

1 дев. : То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир

2 дев. : Кабы я была царицей

Няня: Говорит ее сестрица,-

2 дев. : То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна.

3 дев. : Кабы я была царицей

Няня: Третья молвила сестрица,-

3 дев. : Я б для батюшки царя

Родила богатыря.

(Картинка: царь подслушивает)

Няня: (показывая жестом руки) Царь женился на меньшой, а сестрам сказал: «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха» (девицы садятся). Вскоре он уехал воевать, а ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой очень завидовали царице и решили ее погубить. Сколько они зла

причинили ей! Бедную царицу посадили в бочку и бросили в море.

(Звучит фрагмент «Море» (музыка Римского-Корсакова)

(Картинка «Море»)

Царевич: Ты, волна, моя волна!

Ты гуллива и вольна

Плещешь ты куда захочешь

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли-

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Няня: И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

(Картинка берег, город)

Царевич: Вижу город я большой

Стены с частыми зубцами

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

Няня: Много чудес было в том городе: стихи (Картинки) Царевна-лебедь, тридцать три богатыря, белка-затейница.

Реб. : Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Ядра-чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

Няня: Ай-да, белка, ай-да затейница! Узнали сказку? Как она называется?

Дети: Сказка о царе Салтане.

Няня: Каким только уловкам не прибегали ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой, но добро победило и царь Салтан все таки встретился с сыном и со своей женой царицей, а ткачиха с поварихой, сватья бабой Бабарихой разрыдались и во всем признались. Царь Салтан проявил милосердие и отпустил их домой. Не устали слушать сказку?

Дети: Нет.

Няня: Расскажу вам еще одну сказку А. С. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. О какой сказке идет речь?

(Картинка)

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

Няня: Молодцы, узнали сказку. Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку? А сейчас мы проверим, поиграем в игру «Рыбкины секреты».

Игра «Рыбкины секреты» (Картинки)

Вопросы рыбки:

1. Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)

2. Где они жили? (у самого синего моря)

3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)

4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)

5. Что поймал старик в первый раз? (тину)

6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)

7. Назовите первое желание старухи? (корыто)

8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)

9. Старик добрый, а старуха… (злая)

10. Старуха строптивая, а старик… (покорный)

11. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)

Няня: Молодцы ребята все рыбкины секреты отгадали.

Няня: И все желания старухи выполняла рыбка, а ей все мало. Захотелось ей быть владычицей морскою, и чтоб служи ей рыбка золотая, и была у нее на посылках.

(Картинка-сидит старуха у разбитого корыта)

Вед. : Ребята почему старуха осталась с разбитым корытом?

Дети: Она жадная, грубая и злая. И была наказана за это.

Вед. : Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Алчешь чужого-потеряешь все! (Не желай чужого).

Няня. -А вы знаете другие сказки А. С. Пушкина?

Дети: Да!

Няня: Сейчас узнаем.

Игра «Узнай сказку по обложки книги»

Посмотрите внимательно на книгу и назовите сказку. Ведущий. - наши ребята могут назвать сказку и по отрывку.

Игра.

Няня: Ну что, детишки милые, понравились вам сказки? А теперь мне пора в путь-дорожку, до свидания, спасибо за сердечный прием. (Выходит).

Вед. : Да, удивительные сказки писал А. С. Пушкин, мы с вами читали, а узнаете ли вы эту сказку?

(Видеоотрывок из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Как называется сказка? А счастливый ли конец у этой сказки? Да, и в этой сказке победило добро, великая сила любви, желание помочь человеку, попавшему в беду, вера в светлое, доброе. Конечно, мы побывали не во всех сказках А. С. Пушкина, но ваше путешествие может продолжиться с помощью вот этой книги.

(Показывает книгу)

Реб. : Сказки сердце согревают,

На душе от них светло!

Там печали не бывает,

Победит всегда добро!

Вед. : С добрым, светлым чувством настроенья мы заканчиваем нашу встречу со сказками А. С. Пушкина. Поблагодарим гостей за то что они разделили с нами радость встречи с волшебными сказками великого русского поэта А. С. Пушкина.

Внеклассное мероприятие «Что за прелесть эти сказки!»

(юбилею А. С. Пушкина посвящается)

Цели: напомнить учащимся о жизни и творчестве А. С. Пушкина,

развивать интерес к творчеству великого русского поэта, умение называть волшебные события в сказках и их главных героев,

воспитывать доброту, милосердие, любовь к сказкам.

Оборудование: рисунки учащихся к сказкам А. С. Пушкина, книги великого поэта, сценические костюмы.

Ход занятия

Орг. момент.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Если спросить вас какие книги вы любите читать больше всего, то я думаю, что большая часть из вас ответит: «Сказки». Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с радостью читаем сами. Сказки бывают разные: народные, бытовые, современные, о животных, авторские. А среди авторов сказок есть один, произведения которого мы любим читать и перечитывать, т.е. возвращаться к тому или иному произведению несколько раз. Послушайте отрывок из сказки, а затем назовите, пожалуйста, имя автора.

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» читает Кущенко Даниэла)

Правильно. А. С. Пушкин родился в Москве 6 июля 1799г. ему исполнилось-бы 215 лет. Но он погиб на дуэли в возрасте 37 лет.

Маленького Сашу очень любили родители. Он всегда был окружен заботой и вниманием. Но среди родных и близких своей заботой отличалась его няня – Арина Родионовна. Лучше ее петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький очень любил свою няню и ласково называл ее «Матушка». Благодаря Арине Родионовне Александр Сергеевич полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы слушаем и читаем в любом возрасте, будучи и маленькими, и взрослыми.

Ведущий : Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас! (учащиеся делятся на 2 команды)

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки, пляски. Но нет ничего интересней, чем сказки.

Сейчас мы вспомним сказки А. С. Пушкина, послушаем ответы и оценим, какая из команд их знает лучше.

(Представление членов жюри)

Ведущий: Начинаем нашу конкурсную программу

    «Царь с царицею простился.

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…» («сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях»)

    «Сейчас потолкуем о книжке другой –

Тут синее море, тут берег крутой.

Старик вышел к морю, он невод забросил,

Кого-то поймает, кого-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет!» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

    «Ветер на море гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он плывет себе в волнах

На раздутых парусах.

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся.

На знакомом острову

Чудо видят наяву» (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

    «Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить» («Сказка о золотом петушке»)

    «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица всех милее,

Всех румяней и белее» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

    «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где мне взять такого?

Служителя не слишком дорогого?» («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ведущий: Что случилось? Что за стук? Кто к нам в гости пожаловал? Ребята, нам передали телеграммы от сказочных героев. Назовите, кто их отправил.

    «За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат» («Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха)

    «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой

Круглолицый, светлоокий,

И обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя» (Королевич Елисей)

    «Спит на соломе;

Ест за четверых,

Работает за семерых,

До света все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит

Яичко испечет, да и сам облупит» (Балда)

    «Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» (царевна Лебедь)

Ведущий: Продолжаем нашу программу. Вашему вниманию предлагается блиц-опрос по сказкам А. С. Пушкина. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и быстро отвечайте.

    Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

    Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)

    Как звали пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? (Соколка)

    Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» (яблоком)

Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. А в следующем конкурсе мне хотелось, чтобы вы ответили на мои вопросы словами из сказок.

    Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

    Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

    Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («жил старик со своею старухой у самого синего моря»)

    А «Сказка о царе Салтане»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»)

    Какие орешки грызла белка? («Орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд»)

    Что говорила золотая рыбка старику, когда попалась в его сети? («Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь чем только пожелаешь»).

Ведущий: Подходит к концу наша встреча, и я не могу оставить без внимания наших болельщиков. Кто из вас, ребята, скажет какими словами заканчиваются сказки А. С. Пушкина. (Выбрать правильный ответ)

    «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    «Глядь: опять пред ним землянка

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

    «Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил».

Ведущий: Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха. И пока члены жюри будут совещаться, вашему вниманию предлагаем посмотреть отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» в исполнении учащихся 3 «Б» класса.

Ведущий: Посмотрев отрывок из сказки, мы с вами еще раз ребята, убедились в том, что Добро всегда побеждает …… (зло).

"Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!"

Каждый год 6 июня, с 1997 года, в России отмечается Пушкинский день.Именно в этот день в 1799 году, в Москве, в дворянской усадьбе Пушкиных, родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать.

Какие стихи Пушкина вы запомнили самым первыми? Про кораблик, что «бежит себе в волнах на раздутых парусах?». А может быть, про золотого петушка, или про золотую рыбку из синего - синего моря? Все волшебно в сказках Пушкина.Стихи его прекрасны!.. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землей, видишь все, о чем написал поэт.Вслушайтесь в стихотворение. Как много в этих строках тепла, сердечности, золотистого света. Они звучат, как музыка…


Пушкин никогда не писал стихов специально для детей, но он умел писать их так просто и в то же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко. Кто из вас ребята не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, об осенней поре, которая очей очарование? Все его стихотворения читаются легко и радостно!


К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазки

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы

Все скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже, если мы уже не дети, в 20, в 30, в 45,

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

(И. Акулинина).

Сказка - был один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с “высокими” литературными жанрами: “Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!” - и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы “видеть свойства нашего русского языка”. Даже в его повестях, романах и не сказочных поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.

Пушкин написал всего семь сказок. Но каждая сказка запоминающаяся. Конечно, сказки были написаны для взрослых. Но очень скоро стали читать сказки и детям. Благодаря мелодичной стихотворной форме сказок, они очень легко и с интересом читаются, становясь понятными даже самому маленькому читателю.

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о царе Салтане

Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о медведице

Жених

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

Где царевна оживает Злу наперекор,

Где красавиц похищает Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит, Белочка поет,

Где разбитые корыта Рыбка раздает,

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет Лукоморье,

цепь златая

И ученый кот.

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

Нестандартный урок по внеклассному чтению

« Что за прелесть

эти сказки!...»

(по произведениям А.С.Пушкина)

Учитель : Хафизова Эльвира Рашитовна.

Тема: «Что за прелесть эти сказки!...»

Цель: обобщить знания по произведениям А.С. Пушкина; развивать речь

учащихся;

Оборудование: плакат – портрет А.С. Пушкина; рисунки детей; плакат с

Изображением сказок Пушкина;

Ход урока:

I Организационный момент.

Динь – дилинь звенит звонок

Начинается урок!

II Сообщение темы, постановка целей урока.

Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Прочитайте тему нашего урока.

Кто так говорил, как вы думаете?

Сегодня мы вспомним произведения

А.С. Пушкина, побываем в его поэтическом мире.

III Вступительная беседа об А.С. Пушкине.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает

вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда

проучивает чертей. Всё это очень интересно! И всё это придумал

А.С. Пушкин.

Воспитывали мальчика французские гувернёры. Маленький Саша рано

библиотеки своего отца Сергея Львовича Пушкина.

В 12 лет Александра Сергеевича отдали в Царскосельский лицей,

где он проучился 6 лет. В этом лицее Пушкин полюбил литературу и решил

стать поэтом.

Пушкин любил русскую природу с самого раннего детства.

Ещё ребёнком он бывал у своей бабушки в деревне Захарово, где цвели

черёмуха и липы, колыхалась тень от берёзы. В стихах Пушкина можно

найти все четыре времени года.

За свои стихи, призывавшие к свободе, Пушкин в ранней молодости

был выслан из Петербурга на юг России, а потом на север – в село

Михайловское. Больше двух лет прожил Пушкин в этом глухом селении.

Только одна старушка, няня – Арина Родионовна, которая воспитывала его

ещё в младенческие годы и преданно любила его, была с ним всё время.

Пушкин по настоящему крепко любил свою няню и написал несколько

трогательных стихотворений, к ней обращённых.

Арина Родионовна пела Пушкину старинные песни и рассказывала

сказки, которые он потом переложил в стихи. Пушкин в своём письме к брату

Льву писал: «Что за прелесть эти сказки!... Каждая есть поэма!»

IV Викторина по сказкам.

Сейчас мы вспомним сказки Пушкина, приоткроем дверь в мир сказки.

1) – Я называю героев и предметы из сказки, а вы должны назвать сказку:

Старик со старухой («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Три девицы («Сказка о царе Салтане…»)

Царь Дадон («Сказка о золотом Петушке»)

Царица – мачеха («Сказка о мёртвой царевне…»)

Чёрт («Сказка о попе и работнике его Балде».)

Царевна – лебедь («Сказка о царе Салтане…»)

Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)

Чернявка («Сказка о мёртвой царевне…»)

Шамаханская царица («Сказка о золотом петушке».)

Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) – Проверим, как вы внимательно читали сказку:

Какими словами в «Сказке о мёртвой царевне» царица обращалась к

волшебному зеркалу?

Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лёжа

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда

с укоризной? (Не гонялся, бы ты, поп, за дешевизной).

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик

со своею старухой у самого синего моря.)

Какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся,

государыня рыбка!)

Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном

пряли поздно вечерком.)

Что отвечало зеркало царице? (Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех

V – Каждый из вас должен был подготовить дома наизусть отрывок из сказки.

А остальные должны отгадать: кто и из какой сказки произносил эти

- «Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября». (Царь «Сказка о царе Салтане».)

- «Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня…».

(Царевна – лебедь «Сказка о царе Салтане».)

- «Кабы я была царица,

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря».

(Третья – сестрица. «Сказка о царе Салтане».)

- «Грусть – тоска меня съедает,

Одолела молодца:

Видеть я б хотел отца».

(Князь Гвидон. «Сказка о царе Салтане».)

- «Мы объехали весь свет:

За морем житьё не худо,

В свете ж вот какое чудо».

(Корабельщики. «Сказка о царе Салтане».)

- «Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?»

- «Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

(Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Не печалься, ступай себе с богом».

(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «Что за диво!

Всё так чисто и красиво

Кто – то терем прибирал

Да хозяев поджидал».

(Старший из семи богатырей. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Ой вы, молодцы честные

Братцы вы мои родные, -

Для меня вы все равны

Все удалы, все умны…»

(Царевна. «Сказка о мёртвой царевне».)

- «Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою…»

(Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- « Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!»

(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- «За такое одолженье, -

Говорит он в восхищенье, -

Волю первую твою

Я исполню, как мою».

(Царь Дадон. «Сказка о золотом Петушке»).

VI Физминутка.

VI Инсценирование (пантомима)

Вы просмотрите отрывки из сказок. Отгадайте сказку, слова, которые

вы должны были услышать.

VII Разгадывание кроссворда.

VIII Отгадывание сказок по рисункам, плакату.

IV Итог урока

Чем занимались на уроке?

О чём говорили?

Какие сказки Пушкина были использованы?

    Герой «Сказки о Попе и работнике его Балде».

    Кого подарил звездочёт царю Дадону?

    В кого превращался князь Гвидон?

    Имя князя в «Сказке о царе Салтане…».

    Сказка о мёртвой…

    Имя царя в одной из сказок Пушкина.

    Чем ловил старик золотую рыбку?

    Имя работника в «Сказке о попе и работнике его Балде».

10. К кому обращается царевич Елисей?

11. К кому обращается царевич Елисей?

Физ. Минутка.

Вы наверное устали?

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели «ш-ш-ш»!

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.