Лутфуллин прощание. Члены ро втоо "союз художников россии" республики башкортостан

Где: «Музей им. М.В.Нестерова», ул. Гоголя 27, г. Уфа.

Вход: 150 руб.

Подробнее:
Экспозиция посвящена 90-летию со дня рождения крупнейшего представителя башкирской, российской живописи второй половины ХХ - начала ХХI веков Ахмата Фаткулловича Лутфуллина. В ней представлены произведения мастера из коллекции Башкирского государственного художественного музея им.М.В.Нестерова и несколько работ из частных собраний. Хронологически экспозиция охватывает весь творческий путь большого мастера от 1956 до 1998 годов, она дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности искусства живописца.
Ахмат Фаткуллович родился в селе Ишкулово Абзелиловского района. Это та земля, которая взрастила его сущность и духовные устремления, неизменно обращенные к судьбе и жизни родного края, народа.

Первоначальное профессиональное образование он получил в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-1948), в 1949-1951 годах учился в Уфимском театрально-художественном училище. Его педагоги А.Э.Тюлькин и Б.Ф.Лалетин заложили в нем подлинные основы профессионализма, основанного на постижении законов композиции, живописи и рисунка, а главное - умении передать в искусстве глубокий жизненный смысл.

Учеба в 1951-1954 годах в Государственном художественном институте Литовской ССР в г.Вильнюсе способствовала углублению культурно-эстетических познаний молодого живописца, который по возвращении на родину активно включился в творческую жизнь. Уже в 1957 году он становится участником всероссийской выставки, посвященной 40-летию Великого Октября, а также всесоюзной выставки произведений молодых художников СССР, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. В 1960 году Лутфуллин был принят в члены Союза художников СССР.

Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает зрителя в том, что не было для него ничего дороже, ближе, чем родной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах. Своего героя он нашел уже в ранних работах 1950-х - начала 1960-х годов. Это его соотечественники «Старик Сафа», «Мустафа-агай», его мать, люди, умудренные опытом лет и непростой жизни. Это башкирские девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей непосредственности. В них автор выявляет сущность своих творческих исканий, где главное - раскрытие духовного содержания человека, особенностей национального характера. Портрет неизменно привлекает его внимание на протяжении всей жизни. Герои многих работ - простые люди, прошедшие испытание трудом, страданием и счастьем. Сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие и благородство они станут для художника вечной ценностью. Став прямым последователем традиций первого национального художника К.С. Девлеткильдеева, Ахмат Лутфуллин еще более расширил тематические рамки, углубил нравственно-поэтическую степень раскрытия жизни башкирского народа.

Живописец создал также серию портретов деятелей башкирской культуры - композитора Х.Ахметова, поэтов М.Карима, Р.Бикбаева и других. В целом этот цикл портретов объединяет то общее начало, которое характеризует их героев - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способность к сопереживанию, глубокому чувству. Портреты сконструированы не умозрительно, в них немногословная точность деталей, выразительная пластика лиц, рук. В них все просто и значительно.

Концепция творчества А.Ф. Лутфуллина с наибольшей силой воплощена в его жанровой живописи. Это обширная серия монументальных полотен «Праздник на Урале», «Три женщины», «Сабантуй», «Алтын-туй. Золотая свадьба». Их суть в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные основы, глубину народных характеров и судеб. Необходимо отметить и высокую живописную культуру мастера. В его работах есть то, что дано от Бога - тонкое чувство колорита, такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Опираясь на традиции башкирской, русской школы, опыт мирового искусства художник сумел создать свою изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.

Самое яркое воплощение главной идеи мастера - это картина «Три женщины», которая воздействует на зрителя заложенной в ней большой образной силой. Сюжет использован автором лишь для того, чтобы создать особую атмосферу, состояние, в котором четче выступают черты героинь. Погруженные в раздумья они величественно предстают перед зрителем. В картине три возраста, три поколения, так художник прокладывает мост от прошлого к настоящему. Лаконичная композиция полотна, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразительность каждого образа выводят его за рамки конкретного сюжета.

ЖИВОПИСЬ И СЦЕНОГРАФИЯ

Лутфуллин Ахмат Фаткуллович (1928 - 2007)

Живописец.
Народный художник СССР (1989). Народный художник РСФСР (1982). Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Лауреат Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева (1982). Действительный член РАХ (1997). Почетный член АН РБ (1992). Родился 04.02.1928 года в с. Абзелилово Тамьян-Катайского кантона БАССР (ныне - с. Аскарово Абзелиловского р-на РБ). Жил и работал в г. Уфе. Умер 10.07.2007 года в г. Уфе, похоронен в с. Абзаково Белорецкого р-на РБ. Специальное образование: факультет живописи Вильнюсского государственного художественного института (Литовская ССР; 1951-1955). Член СХ СССР (РФ) с 1960 года. Член ТО «Артыш» с 1995 года. С 1957 года - участник республиканских, декадных, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок. Местонахождение произведений в собраниях музеев и картинных галерей: ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), Екатеринбургский МИИ, ГМИИ РТ (Казань), Магнитогорская КГ (Челябинская обл. РФ).

Н аписать картину, довести ее от наброска до законченного состояния - это одновременно и наука, и искусство; чтобы проявить тут подлинное умение, необходим долгий опыт.

Э. Делакруа

С именем художника Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века. Изучая творчество художника, необходимо сосредоточить внимание и на его рисунках. В искусствоведческой литературе данный материал специально не рассматривался, и потому его изучение остается актуальным.

Указанная проблема обретает еще большую остроту, если учесть, что в прошлом в культуре исламского мира, в том числе среди башкир и татар, обращение к изображению, к рисунку - сурэт не допускалось шариатом, что послужило причиной сравнительно позднего, замедленного развития изобразительности в художественной культуре, в искусстве этих народов.

О важности изучения рисунка в практике мастеров - живописцев интересно и убедительно пишет известный немецкий исследователь - знаток искусства Макс Фридлендер. Заранее извиняясь за пространность приведенной цитаты, нахожу нужным все-таки воспроизвести ее полностью. Он пишет: «Всякому целеустремленному знатоку живописи хотелось бы настоятельным образом, от чистого сердца, порекомендовать заняться усердным изучением рисунка. Если от живописи того или иного мастера обратиться к его рисункам, то возникает впечатление, будто перед тобою подымается занавес, рисунок в чем-то превосходит живопись, и вот по каким причинам. Рисунок возникает сравнительно быстро, он результат некоего спонтанного действия, которому не обязательно было проходить долгий и нелегкий путь ремесленной проработки, вот почему он не всегда предполагает прохождение этапа ученичества, он более свободен от традиции или условий той или иной мастерской. Во многих случаях рисовальщик свободен от каких бы то ни было внешних пожеланий, он не связан с заказом, он волен отдаться своему настроению и прихоти, он пребывает наедине с собою и как будто сам с собою ведет неспешный разговор рисунок дает гораздо более определенное представление о том, насколько тот или иной художник владеет формой».

Ахмат Лутфуллин из тех художников, огромную часть обширного художественного наследия которого, наряду с живописными произведениями, составляют рисунки - графические работы . В них - особая ценность. Зарисовки с натуры представляют собой захватывающий своей художественной достоверностью материал, выхваченный, в сущности, из потока повседневной жизни. Эти впечатления художника возникали стихийно, внезапно (Ахмат это называл смешным словом «внезападно».

Ахмат Лутфуллин. Читающий старик. Рисунок к картине «Моление о дожде». 1994.

Выразительно схваченный силуэт, верно подмеченная деталь, характерный жест, острота подлинности в его рисунках вызывают восхищение. Все достойное внимания автор художественно пережил, а то и проанализировал и запечатлел легким или, напротив, решительным, но всегда таинственным прикосновением карандаша или ручки к белизне бумаги. И тогда под рукой талантливого мастера начинает возникать чудо: рождается живая линия, стремительно развивающаяся, растущая, художественно обживающая все пространство листа. Рисунок не только несет информацию о каком-то предмете, но этот предмет через графическое решение, через выразительную пластику наполняется художественно-поэтическим звучанием. Хрупкая по своей природе карандашная или перовая линия, едва возникнув, может вдруг прерваться, исчезнуть. Затем возникнуть вновь, превращаясь по ходу работы в некое новое качество.

Кратковременный набросок, тем более рисунок, - самый интимный, камерный вид творчества. Особенно - в портретных зарисовках, в которых может проявиться внутренний разговор художника с моделью. «И это действительно так, потому в нем отражается самое непосредственное общение художника с натурой, его восприятие действительности. Но вместе с тем в рисунке может заключаться и большое философское обобщение жизненных впечатлений, превращающее его в произведение патетического звучания», - писал некогда о рисунке в одной из своих работ известный петербургский искусствовед Н. Н. Пунин.

К таковым зарисовкам Лутфуллина следует отнести ряд карандашных и перовых рисунков, связанных с его поисками композиционного решения живописного полотна «Вестник революции» (1967). Холст экспонировался лишь однажды и современному зрителю остается малоизвестным. Сохранившиеся в архиве отдельные наброски свидетельствуют об энергичной, страстной работе художника над замыслом задуманного полотна. Или эскизные зарисовки к картине «Три женщины» (1969), построенные на широком художественно-образном, философском обобщении идейного замысла произведения. Прежде чем начать работу на холсте, автор вел напряженные поиски пластического воплощения замысла будущего произведения в эскизах.

Рисунок , несмотря на свой малый масштаб, может нести в себе высокие идеи гражданского, даже патетического звучания. В творчестве А. Лутфуллина можно выделить целые группы таких рисунков, связанных с его работой над большими жанрово-историческими полотнами «Праздник в ауле», 1969, «Три женщины», 1969, «Проводы на фронт», 1978, с картинами «Прощание» и «Ожидание».

Если мысленно представить рисунки, имеющие отношение к выше перечисленным картинам, то можно увидеть огромный масштаб и тот фундамент, на котором автору удалось создать широкую панораму народных характеров, типажей, лиц. Впервые в истории искусства раскрылась столь мощная, внушительная картина жизни башкирского народа во всем богатстве национального колорита.

Многочисленные рисунки и наброски сделаны Ахматом с натуры, когда он бродил с этюдником и альбомом по деревням Абзелиловского района Башкирии. Внимательное изучение и профессиональный художественный анализ собранного материала придают его полотнам исключительную достоверность. Именно такую цель преследует рисование с натуры: как можно точнее запечатлеть все самое характерное, свойственное именно этой модели. Трудясь же над самим живописным холстом, автор знал меру и прибегал к обобщению, что свидетельствовало о его хорошем художественном вкусе и таланте.

Но в работе с натуры важна также и конкретика. Он записывает на том же листе бумаги, рядом с рисунком имя, фамилию запечатленного лица, где, в какой деревне живет, когда сделан набросок. Довольно часто здесь же бегло начертаны какие-то поэтические строчки, слова народных песен и напевов. Кстати, Ахмат обладал отменным музыкальным слухом, приятным тембром голоса, нередко во время работы напевал старинные башкирские мелодии, играл на мандолине. Хрупкий, невесомый листок бумаги хранит следы его прикосновений, его общений и встреч.

Большую группу составляют разрозненные рисунки и выполненные целыми сериями натурные портретные зарисовки, созданные А. Лутфуллиным в общении с художниками, писателями, учеными, актерами. В мастерской автора их целый сундук и еще множество папок, пакетов. Сохранностью громадного архива мы во многом обязаны его жене и другу - Луизе. Ее образ узнается во многих рисунках и набросках художника.

Ахмат Лутфуллин. Кураист Рахматулла Буляканов. 1978.

Будь эти рисунки тщательно, продуманно отобраны и представлены вместе, в едином пространстве музейно-выставочного зала, как бы они интересно и полно взаимодополняли друг друга: живопись и рисунки.

Именно так в будущем, когда в Уфе наконец-то появится республиканский Музей изобразительного искусства, творчество Ахмата Лутфуллина , как и творчество других маститых художников Башкортостана , их лучшие не только живописные, но и графические работы должны быть представлены зрителю в нерасторжимом единстве, в контексте целостности искусства, созданного мастером. Только так и не иначе можно представить зрителю исторически сложившуюся картину развития изобразительного искусства в республике. Пока же почти столетие оно остается в запасниках Художественного музея закрытым для зрителя. Искусство должно быть широко открытым и доступным для народа.

Масштаб творческого наследия Ахмата Лутфуллина впечатляет. Он убеждает в том, что его произведения по содержанию и значимости занимают особое место. Потому целесообразно экспонирование и хранение его работ в отдельном, самостоятельном музее, полностью отведенном творчеству А. Лутфуллина. В Уфе должен быть музей члена Российской Академии художеств, народного художника России, почетного члена Академии наук РБ Ахмата Лутфуллина. Так в Ереване уже давно существует Музей Мартироса Сарьярна на улице, названном его именем. В Литве, в Каунасе - Музей Микоэласа Чюрлениса, к которому ведет «Дорога Чюрлениса». В Казани - Музей Баки Урманче, в Саранске - Музей Степана Эрзи, не говоря уже о музеях Рембрандта и Ван Гога в Амстердаме и многих мемориальных музеях искусства в Москве и Петербурге.

Авторитетнейший исследователь в области рисунка Н. Н. Пунин, одно из высказываний которого было приведено выше, писал: «Принято по какому-то странному недоразумению делить художественные произведения на рисунки и живопись, для этого, на мой взгляд, нет никаких оснований. Рисунок, поскольку он воспроизводит форму, отличается от живописи только степенью интенсивности, и эта грань неуловима. Форма не существует без краски и не может быть без нее воспроизведена. Рисунок в принятом смысле слова не только дает краску белого и черного, но и краску других цветов, о которых не говорит. Нельзя любой цвет уложить в любую форму - каждая форма несет в себе некую сущность цвета. С точки зрения интенсивности влияния этого цвета на форму, иная живопись - более рисунок, чем карандашный набросок» (5).

Высказанный тезис имеет прямое отношение к характеру творческого метода Ахмата Лутфуллина. Живописуя - он рисует и наоборот: рисуя - живописует. Рисунок, пластическая проработанность художественного замысла составляют конструктивную основу композиций его живописных холстов. Сильный, талантливый живописец, способный к широким обобщениям, к смелой стилизации в работе над формой, он придает принципиальное значение именно качеству рисунка в работе. Живописец в нем не отделим от рисовальщика. В живописи он строг, сдержан, аскетичен, порой даже несколько скуповат на цвет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... Современные художники Башкирии - Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 2.

Альмира Янбухтина

(1928-02-04 )

Ахма́т Фатку́ллович Лутфу́ллин (башк . Әхмәт Фәтҡулла улы Лотфуллин , 1928-2007) - башкирский советский живописец. Народный художник СССР (). Действительный член РАХ (1997).

Биография

Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР , являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.

На протяжении второй половины XX века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи .

В доме, где жил художник до последних дней (Уфа, улица Аксакова) установлена мемориальная доска

Литература

  • Попова Л. Н. Ахмат Лутфуллин. Л., 1978
  • А. Лутфуллин: Альбом. Авт. вступ. ст. А. Г. Янбухтина. М., 1978
  • Ахмат Лутфуллин: Каталог. Авт. вступ. ст. Л. Н. Попова. М., 1990.
  • История Уфы. Сб. статей, гл. 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
  • Альбом «Художники Башкирии». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
  • Искусство народов СССР. Изд. «Советский художник», Москва, 1977.
  • Б. Ванслов. О станковом искусстве и его судьбах. Изд. «Искусство», Москва, 1972.
  • Г. С. Кушнеровская, «Изобразительное искусство Башкирской АССР». Изд. «Советский художник», Москва, 1974.
  • Э. П. Фенина. Башкирский Государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Путеводитель. Башкирское книжное изд., Уфа, 1974.
  • Г. Р. Пикунова: Буклет «А. Лутфуллин». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
  • А. Янбухтнна. «Ахмат Лутфуллин». Изд. «Советский художник», Москва, 1978.
  • Журнал «Коммунист»; 1970, № 13. Н. Томский; Редакционная статья.
  • Журнал «Художник», 1969, № 12. Т. Нордштейн. Рождённое традициями жизни.
  • Журнал «Творчество», 1960, № 8. Л. Мочалов: От портрета-очерка к портрету-образу.
  • Журнал «Творчество», 1969, № 12. Ю. Нехорошев: Образы Башкирии.
  • Журнал «Творчество», 1976, № 6. Ред. статья «К успехам искусства».
  • Журнал «Искусство», 1976, № 3, Л. Акимова: Образы жизни народной.
  • Журнал «Искусство», 1976, № 5. Л. Акимова, И. Купцов: Всесоюзная художественная выставка «Слава труду».
  • Журнал «Художник», 1976, № 3. В. Ванслов: Широкий поток жизни.
  • Журнал «Художник», 1976, № 11, Навстречу IV съезду художников РСФСР.
  • Журнал «Творчество», 1978, № 1. Ю. Осмоловский: Юбилейная всесоюзная.
  • Журнал «Дружба народов», 1970, № 1, Г. Кушнеровская: Сказ о курае.
  • Р. Хакимов: На семи дорогах. Изд. «Советская Россия», Москва, 1974.
  • Д. Мочальский: Созвучие времени. Газ. «Правда», 1977 от 26 сентября.
  • О. Воронова: Зрелость художника. Газ. «Правда», 1976 от 20 сентября.
  • Т. Нордштейн: Молодость мужает. Газ. «Советская культура», 1975 от 5 декабря.
  • Л. Н. Попова. Ахмат Лутфуллин. Изд. «Художник РСФСР», Ленинград.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин (башк. хмт Фтулла улы Лотфуллин, 1928-2007) - башкирский советский живописец. Народный художник СССР (1989). Действительный член РАХ (1997).

Биография

Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово (ныне Абзелиловский район, Башкортостан) в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.

После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949-1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс, 1951-1954). Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Действительный член РАХ (1997).

Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР, являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.

На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи.

В деревне Равилово Абзелиловского района, в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки, открылась «Мечеть Ахмата». Луиза Лутфуллина, супруга живописца, рассказывала: «В последнее время он болел, мысль была - что же делать с этим домом, было решено не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду». По завещанию самого художника он был похоронен в селе Абзаково Белорецкого района РБ.

Творческое наследие

Ахмат Лутфуллин - автор знаменитой картины «Три женщины», 1969 г. Вместе с тем он является автором портретов и полотен об истории и современной жизни башкирского народа: «Прощание с Родиной. Салават» (1990), «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969), «Проводы на фронт» (1978), «Прощание» (1970), «Ожидание. Год 1941-й» (1970).

Его основные работы: «Портрет матери», х. м., 1956. «Автопортрет», х. м., 1957. «Бабай», х. м., 1959. «Портрет дирижера Г. Муталова», х. м., 1959. «Мать-героиня Ишмурзина», х. м., 1959. «Мустафа-агай», х. м., 1960. «Мать погибшего героя», х. м. 1960. «Девушка в чёрном», х. м., 1961. «Семья», триптих, х. м., 1962. «На сабантуй», х. м., 1963. «Портрет башкирской писательницы Хадии Давлетшиной», х. м., 1963. «Молодой рабочий», х. м., 1963. «Портрет колхозницы», х. м., 1967. «Золотая осень», х. м., 1967. «Портрет башкирской женщины», х. м., 1967. «Три женщины», х. м., 1968-1969. «Ожидание. Год 1941», х. м., 1969-1971. «Праздник в ауле», 1930, х. м., 1973-1974. «Колхозник Раджап», х. м., 1974. «Портрет старой колхозницы», х. м., 1974. «У окна», х. м., 1974. «Портрет молодой женщины», х. м., 1974. «Портрет врача И. X. Хидиятова», х. м., 1974. Серия портретов передовиков колхоза им. М. И. Калинина Абзелиловского района БАССР (12 работ), х. м., 1974. «Сабантуй», х. м., 1974-1977. «Магинур Хасанова», х. м., 1977. «Колхозник Хайруллин», х. м., 1977. «Портрет на фоне колхозного тока», х. м., 1977. «Портрет народного поэта БАССР М. Карима», х. м., 1978.

Картины художника находятся в Государственной русском музее, Художественном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в частных коллекциях.

Выставки

Участник международных (с 1975), всесоюзных, всероссийских и республиканских выставок с 1957 года, зональных - «Урал социалистический». Персональные выставки проходили в Москве (1963, 1976), Уфе (1978, 1994).

  • Республиканские, Уфа, с 1957 г. на всех, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
  • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
  • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
  • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
  • Декадная выставка работ художников БАССР в Кара-Калпакии, г. Нукус, 1976.
  • Выставка произведений художников 3-х зон, Москва, 1971.
  • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
  • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, с 1957 г. на всех.
  • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1969.
  • Выставка «Художники России к 30-летию Победы над фашистской Германией», Волгоград, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка «Советская Россия-5», Москва, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка «Слава труду», Москва, 1976.
  • Всероссийская художественная выставка, посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвященная VII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, Москва, 1957.
  • Всесоюзная выставка работ художников, Москва, 1962.
  • Всесоюзная художественная выставка «На страже мира», Москва, 1975.
  • Всесоюзная художественная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Выставка работ трех художников БАССР (А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, Б. Д. Фузеева), Москва, 1963.
  • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
  • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1963.
  • Международная выставка «Советское искусство», МНР, Улан-Батор", 1964.
  • Международная выставка «Советское искусство», ГДР, Берлин, 1974.
  • Персональная выставка работ, Москва, 1976.
  • Международная выставка «Советское искусство», Париж, 1977.
  • Международная «Биеннале», ЧССР, Конпоца, 1977.
  • Персональная выставка работ, Уфа, 1978.