Нравственные проблемы в произведении уроки французского. Нравственные проблемы рассказа В.Г

>Сочинения по произведению Уроки французского

Человечность

Что такое человечность? Это, прежде всего, доброжелательное и гуманное отношение к людям, то есть способность понять другого человека, почувствовать его переживания и в нужный момент прийти на помощь ближнему. Именно этому моральному качеству посвящен рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» (1973).

Сам автор был глубоко убежден, что главной задачей литературы является воспитание чувств человека: «…прежде всего доброты, чистоты, благородства». Носителем этих нравственных идеалов в его произведении является учительница французского языка Лидия Михайловна .

Эта молодая женщина, ради того, чтобы помочь своему бедному голодающему ученику , нарушила много школьных запретов и правил, за что в итоге поплатилась своей работой. Но даже после этого она продолжила заботиться о мальчике и присылать ему продукты.

Способность учительницы несмотря ни на что оставаться верной своим идеалам и идти к поставленной цели поистине восхищает. Своим поведением эта женщина демонстрирует пример истинной человечности.

Лидия Михайловна много раз оказывалась перед выбором: помочь своему воспитаннику или отступиться от него. Когда она только узнала, что мальчик играет в азартные игры, она могла бы доложить об этом директору, поскольку, с точки зрения школьной идеологии, именно такое поведение педагога считалось корректным. Но учительница не сделала этого.

Расспросив мальчика о его поступке и узнав, что деньги герою нужны лишь для покупки «баночки молока», Лидия Михайловна смогла войти в положение ребенка и понять его. Поэтому она стала заниматься с ним французским дополнительно у себя дома, чтобы потом иметь возможность накормить ученика ужином. Но мальчик каждый раз сопротивлялся этому желанию, поскольку от такого, как ему казалось, слишком щедрого предложения, из него «пулей выскакивал всякий аппетит».

В этот момент Лидия Михайловна также могла бы отказаться от своей идеи помочь ребенку, но она настойчиво шла вперед, сначала подкидывая герою посылку с продуктами, а затем и предлагая сыграть на деньги в «пристенок». Женщину не пугало даже то, что в соседней квартире живет директор школы, который может услышать их. И когда в итоге это произошло, Лидия Михайловна честно призналась директору в содеянном и взяла всю вину на себя. Тем самым она дала своему воспитаннику шанс продолжить учебу в школе.

Мне кажется, человек, способный демонстрировать такие высокие моральные качества непременно заслуживает уважения. Именно поэтому автор посвящает свой рассказ простой школьной учительнице, которая оказалась способной совершить поистине достойный и благородный поступок.

Сочинение

История создания

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», - писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее - Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые- семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события - случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, - уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина - два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» - реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -- поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? - спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1. «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой - макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать - снимать квартиру.
Полуторка - грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная - род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать - похлебать.
Гольный кипяточек - чистый, без примесей.
Вякать - болтать, говорить.
Тюкать - несильно ударять.
Хлюзда - плут, обманщик, шулер.
Притайка - то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг - моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель - учитель жизни».

Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее, обозначаются нравственные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

План-конспект

урока по теме

«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Учитель Шалиманова С.В.

2012 год

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с:

некоторыми чертами личности писателя,

главными темами его творчества,

историей создания рассказа.

2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова (значение слова «автобиография»).

Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа.

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Живёт и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала « Роман-газета ». Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.

Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.

Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её.

Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)

3.Работа с эпиграфом.

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).

В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)

4. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

Что такое автобиография? (ответы обучающихся).

Автобиография – описание своей жизни.

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический рассказ . Обратимся к словарю .

5 . Беседа по вопросам.

Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).

Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)

На какие две части можно разделить рассказ?

Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик) .

Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).

Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова . («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»). Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).

Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только описании внешности. ).

Что роднит её с главным героем рассказа?

А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « - Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою правоту).

Почему мальчик стал играть в «чику»?

(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)

- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем выразительно.

Как ведет себя герой в драке и после неѐ? (Мужественно. Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая справедливость).

- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой ?(Честным и принципиальным.)

- Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора, боится показаться ненадежным человеком.)

Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).

Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и

решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она

специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию

Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что

мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)

Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет.)

Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).

- А как повёл себя директор? (Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).

Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).

Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? (Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)

Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро? (Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).

В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? (Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).

Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).

Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).

6.Итог урока.

Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Комарова Лариса Александровна

Предмет: литература

Класс: 6

Тема: Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Подготовка к проекту: «Поступок Лидии Михайловны – подвиг или преступление педагога?» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Тип урока: Урок закрепления знаний.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: овладевать технологией проблемного обучения; выразительно читать художественное произведение; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни.

Метапредметные УУД: определять цель, проблему в деятельности; планировать деятельность; работать по плану, сверяясь с целью; представлять информацию в разных формах; сравнивать; создавать устные и письменные тексты; излагать своё мнение; организовывать работу в паре.

Личностные УУД: формировать целостное мировоззрение;самоопределяться; уметь самостоятельно делать свой выбор в решении учебной задачи; вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам;формировать нравственные качества ребёнка такие, как доброта, бескорыстие, а также уверенность в себе, самостоятельность; формировать способность к осознанному и объективному отношению к собственным поступкам; развивать творческие способности учащихся.

Материально-техническое обеспечение: УМК «Литература.6 класс» под ред. В.Я.Коровиной», раздаточный материал, презентация, компьютер.

Эпиграф к уроку: . Л.Н.Толстой

Основные

этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Этап мотивации, актуализации знаний

1. “Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после”.

Откуда эти строки?

Школа, учитель, ученики…Эти понятия связаны между собой?

С каким произведением вы знакомились на предыдущих уроках? Кто его автор?

Что значит автобиографическое произведение?

2. Организация повторения ранее изученного материала в форме

теста «Да-нетка».

3. Организация взаимопроверки в парах с помощью компьютера.

Есть ли пара, безошибочно справившаяся с тестом? Что вызвало затруднение?

С такого нравоучительного суждения начинается блестящий рассказ Валентина Распутина “Уроки французского”

Ответы учащихся

Они взаимосвязаны, необходимы друг другу. Школа не может существовать без учителей и учеников.

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения ученика с молодой учительницей.

Учащиеся самостоятельно выполняют предложенный тест.

Учащиеся осуществляют взаимопроверку в парах по слайду презентации.

Пара учеников отвечает на вопросы класса.

Класс оценивает работу пары.

Организовывать работу в паре.

Высказывать своё мнение.

Этап

проблематизации

1.Учитель сохраняет интерес к изученному произведению и предлагает ответить на вопрос:

Каким необычным способом Лидия Михайловна помогает герою рассказа?

2.Учитель предлагает для просмотра эпизод «Игра в пристенок» из фильма Е.Ташкова «Уроки французского» и организует побуждающий диалог , подводящий учеников к проблемной ситуации:

Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны?

Вы так же оценили её поступок?

3.Учитель заостряет внимание класса на возникшей проблемной ситуации и предлагает её разрешить, но прежде сформулировать проблемный вопрос урока.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Пара учеников знакомит класс с толкованием лексического значения слов «преступление», «растление», «совращение», прозвучавших в речи директора (проведена предварительная работа с толковым словарём С.И.Ожегова).

Учащиеся высказывают первичную эмоциональную реакцию, в большинстве ответов не совпадающую с мнением директора школы, и таким образом возникают две точки зрения на поступок учительницы.

Учащиеся формулируют учебную проблему как вопрос «

Определять цель, проблему в деятельности.

Организовывать работу в паре, группе

Высказывать своё мнение.

Этап

целеполагания и планирования

Учитель организует диалог, направленный на самостоятельное планирование деятельности:

Итак, какова цель сегодняшнего урока?

Чтобы ответить на проблемный вопрос урока, что вы должны знать о героине рассказа?

Как вы думаете, двигаясь по намеченному плану, найдём ли мы ответ на проблемный вопрос?

Готовы ли вы сформулировать тему урока?

Версии учащихся выстраиваются в план-характеристику литературного героя.

1. Портрет.

2. Речевая характеристика.

5. Черты характера.

Учащиеся могут предложить рабочий вариант темы и скорректировать её в конце урока.

Планировать деятельность.

Этап

концептуализации и моделирования

1.Учитель организует работу в парах, направленную на анализ профессиональных и личных качеств Лидии Михайловны.

2.Учитель фиксирует выдвинутые учениками гипотезы (мнения), организует их обсуждение.

3. Учитель организует работу в группах по вопросам:

4.Выслушав ответы каждой группы, учитель организует итоговое обсуждение по вопросам:

Определите главное свойство доброты.

Как поступил директор школы с учительницей? Чем он руководствовался?

Если первая посылка была знаком помощи способному, но голодающему ученику, и от неё была практическая польза, то символом чего стала вторая посылка ?

5.Учитель предлагает сыграть в приём «А если бы »:

«А если бы во второй посылке, кроме макарон и трёх яблок, лежало письмо, что в нём было бы написано?»

6. Учитель просит провести обобщение и ответить на проблемный вопрос урока: «Считаете ли вы поступок Лидии Михайловны преступлением?»

Пара учеников знакомит класс с прототипом образа Лидии Михайловны.

Учащиеся в паре выполняют индивидуальные задания на карточках, связанные с определением профессиональных и личных качеств Лидии Михайловны в предложенных им художественных отрывках.

Учащиеся индивидуально заполняют таблицу качеств героини (прием "Фишбоун") вывешиваются карточки с названиями соответствующих качеств: доброта и душевная чуткость, красота и обаяние, внимание к ученикам, щедрость, честность, справедливость, настойчивость, умение признавать собственные ошибки, умение в душе оставаться ребёнком, чувство человеческого достоинства.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Обращение к эпиграфу урока, его толкование.

"Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях" Л.Н.ТОЛСТОЙ).

2-3 ученика читают придуманное письмо учительницы, а класс отвечает на вопрос: «Удачной ли получилась творческая работа?» (оценка класса)

Учащиеся формулируют ответ на проблемный вопрос урока.

Работать по плану, сверяясь с целью.

Сравнивать.

Излагать своё мнение.

Организовывать работу в паре.

Умение работать в группе.

Высказывать свою точку зрения

Этап

конструирования

Лучшие качества современного учителя: знание предмета, справедливость, гуманизм, доброта и душевная чуткость, трудолюбие и ответственность(итоги анкетирования учащихся 6 класса)

Учитель задает вопрос:

Какие качества объединяют Лидию Михайловну и современного учителя?

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и делают вывод о ценности лучших человеческих качеств.

Учащиеся корректируют формулировку и рождается тема урока: Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Представлять информацию в разных формах.

Сравнивать.

Этап рефлексии

1.Учитель организует проверку выполненных заданий

2. Кому тема урока показалась интересной, важной?

Какая пара (группа) довольна своей работой на уроке?

Работу какой пары (группы) вы отметили бы особенно?

Закончите предложение:

1) На уроке мне было…

2) Я узнал(а)…

3) Я научился….

Учащиеся самостоятельно заканчивают предложенную фразу: «Поступок Лидии Михайловны – подвиг или преступление педагога?»

Чтение нескольких работ.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся выставляют отметку паре или отдельному ученику.

Ученики высказывают свое мнение, оценивая свое участие на уроке.

Умение соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Создавать устные и письменные тексты.

Домашнее

задание

Учитель объясняет домашнее задание. Тема проекта: «Поступок Лидии Михайловны – подвиг или преступление педагога?»

Учитель предлагает варианты.

Защитить проект можно:

1)оформить стендовый доклад,

2) выпуск стенгазеты,

3)подготовить презентацию,

1.Письмо директору школы.

Создавать устные и письменные тексты, работать в группе, создавать презентации, оформлять стендовые доклады, выпускать стенгазеты.

Приложение 1

Тест по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» 6 класс.

1. Название произведения говорит о том, что перед нами

а) рассказ юного героя о любимых уроках французского б) рассказ об уроках нравственности и доброты в) история дополнительных занятий по французскому языку г) рассказ о необходимости изучения иностранных языков

2. Определите жанр произведения

а) быль б) рассказ в) роман г) повесть

3. В предложении « И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются..

а) сравнениями б) эпитетами в) гиперболами г)олицетворениями

4. Рассказчик играл в «чику», чтобы

в) каждый день покупать молоко г) платить за дополнительные занятия

5. В каком году герой рассказа пошёл в 5 класс

а) в 1949 году б) в 1948 году в) в 1958 году г) в 1955 году

6. Истинный смысл игры в «замеряшки»

а) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка б) помощь учительницы способному, но голодному ученику в) желание учительницы вспомнить детство г) стремление ученика развлечься

7.По какому предмету у героя была тройка

а) по алгебре б) по физике в) по русскому языку г) по французскому языку

8.На берегу какой реки жил герой рассказа

а) Волга б) Днепр в) Ангара г) Енисей

9. Сколько стоила баночка молока

а) один рубль б) два рубля в) 50 копеек г) 80 копеек

10. В каком классе учился Вадик главный в игре на деньги

а) в пятом б) в седьмом в) в десятом г) в девятом

11. Герой дал обещание не играть на деньги

а) он его не давал б) он не сдержал обещание в) он сдержал обещание

12. Почему героя жестоко избили

а) он обманывал в игре б) он украл деньги в) он не хотел больше играть г) он стал играть лучше всех и выигрывал

13. Какой продукт был в посылке

а) конфеты б) хлеб в) картошка г) макароны

14. Сколько лет было Лидии Михайловне

а) 35 б) 40 в) 24 г) 30

15.Кто вошёл в комнату , когда герой с учительницей играл на деньги

а) директор б) завуч в) соседка г) мама героя

16.Где раньше жила учительница?

а) в Сибири б) на крайнем Севере в) на Кубани г) на Ставрополье

17. Сколько лет в школе работал директор

а) 10 лет б) 20 лет в) 30 лет г) 15 лет

18.Как закончилось произведение?

а) учительница уехала б) учительница осталась

в) учительница перешла в другую школу г) учительница скончалась

приложение 2

План-характеристику литературного героя.

1. Портрет.

2. Речевая характеристика.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

5. Черты характера.

6. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

приложение 3

1гр.- Может ли человек с такими высокими моральными качествами совершить безнравственный поступок, преступление?

2 гр.- Почему учительница решилась на игру в «пристенок» со своим учеником? (Нравственно ли это?)

3 гр.- Какое название поступку Лидии Михайловны дали бы вы? В чём доброта учительницы?

4 гр.- Назовите принципы доброты по Распутину. Какой из этих принципов работает в этом рассказе?

приложение 4

Д-З Тема проекта: «Поступок Лидии Михайловны – подвиг или преступление педагога?»

Учитель предлагает варианты.

Защитить проект можно:

1)оформить стендовый доклад,

2) выпуск стенгазеты,

3)подготовить презентацию,

4)написать сочинение по темам:

1.Письмо директору школы.

2.Учитель, которого я выбираю…

3."Не смейте забывать учителей…"