История календаря для детей презентация. НОД «Календари бывают разные» с использованием технологии «Река времени

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Презентацию на тему "Новый год История праздника" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

История праздника

Новый год

Слайд 2

Слайд 3

Откуда пришел обычай встречать Новый Год?

История этого замечательного праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год.

Слайд 4

При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, т.к. только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога Амона, его жены богини неба Мут и сына, бога луны Хонсу ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили обратно в храм.

Амон Хонсу Мут Древний Египет

Слайд 5

Древний Рим

В течение долгого времени римляне праздновали Новый год в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой – вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался «календы». Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год.

Двуликий Янус

Слайд 6

Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от «summer"s end» (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым.

Новый год кельтов

Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток.

Слайд 7

Новый Год на Руси

На Руси Новый год отмечали 1 марта. В XIV веке Московский церковный собор постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому календарю. Последний раз Новый год 1-го сентября был отпразднован на Руси с царской пышностью в 1698 году. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. В 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ

Ёлка - неотъемлемый атрибут зимних праздников - также прибыла в Россию вместе с петровскими реформами. Однако прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно - так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерево в праздничном уборе.

Слайд 12

К середине XIX века зимняя красавица стала привычной для горожан, хотя в деревнях такого «древнего народного обычая» ещё не знали. Но ёлка эта ещё не была новогодней - она называлась рождественской и украшалась игрушками, лакомствами, предназначенными в подарок гостям, и свечами, а макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда - серебряная или золотая. В русском Православии появилась традиция украшать хвойными ветками храмы в дни Святок (от Рождества Христова до Крещения), сама ёлка стала прообразом райского древа с плодами познания и Крестного Древа, а вечнозелёная хвоя - символом бессмертия. Впрочем, о симво-лической стороне помнили далеко не все, а взрослые на святочных увеселениях вели себя порою хуже детей…

Слайд 13

Прототипом современного Деда Мороза был вполне реальный человек. В 4 веке в турецком городе Мира жил архиепископ Николай. Это был очень добрый человек, и за добрые дела Николая после его смерти объявили святым. Но в 11 веке церковь, где он был захоронен, ограбили пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви Святого Николая были возмущены. История наделала так много шума, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века установился обычай: В Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, так, как это делал Святой. После введения нового календаря Святой стал приходить к детям на Рождество, а уж потом и на Новый год. В Англии и Америке – этого доброго Святого называют Санта-Клаус (Святой Николай).

Дед Мороз

Слайд 14

Предком нашего родного Деда Мороза, является восточнославянский дух холода Трескун, Мороз, Студенец. Чаще Мороз предпочитал позабавиться, похрустывая снежком, постукивая в стены домов, заставляя дрожать от холода путников (особо любил он морозить тех, кто сидит в санях, закутавшись в шубу, а те, кто бежал пешком или махал топором, так просто Морозу не давались). Таким же предстаёт Мороз в литературе XIX в. - «Мороз Красный Нос» Некрасова и старик Мороз в «Снегурочке» Островского.

Когда в России стали отмечать Новый год, в домах стал появляться старый дед с бородой и в валенках. Но тогда Дед Мороз не был веселым и добродушным. В одной руке у него был мешок, а в другой палка. Подарки он, конечно, дарил, но только умным и послушным детям, остальным хорошенько доставалось палкой. Но годы шли, и Дед Мороз добрел и старел, перестал раздавать тумаки, а просто запугивал непослушных детей страшными сказками.

Слайд 15

Слайд 16

А вот в конце 19 века его одели в красную шубу, отороченную мехом. Каков же он сейчас? Немного суров на вид. Носит длинную шубу и высокую шапку, с бородой, в руках у него посох и мешок с подарками. Да и «дедом» зовут не просто так, а потому, что у него есть внучка.

Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России. Снегурочка - это литературный персонаж. Появилась она в 1873 году и сначала называлась не внучкой деда Мороза, а дочкой. Произошло это благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка», которую он создал на основе народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Позже писатели и поэты превратили ее во внучку. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

1 слайд

История Нового Года. (немного интересных фактов и истории) Призентацию подготовила Селиванова Юлия 5 Б класса средней школы №11

2 слайд

Откуда пришел обычай встречать Новый Год? Новый год навсегда вошел в наш быт, став традиционным праздником для всех людей на земле. А между тем, все имеет свое начало. История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии. Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год.

3 слайд

Сколько лет Деду Морозу? Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

4 слайд

Как отмечали Новый Год в старину? В основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.

5 слайд

Когда на Руси впервые стали отмечать Новый Год 1 января? С 1700 года Царь Петр издал указ - отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, и велено было перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и стоять тому украшению инваря по 7 число того же года. В 1 день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет.

6 слайд

О праздновании Рождества Если вы хотите, чтобы праздник Рождества вновь вернулся, - впустите его в свой дом, в свою семью. Начните с того, что расскажите детям о происхождении праздника и о том как отмечали его в России раньше. Интересен будет для детей обряд сочельника с его зажженной свечой на окне и необыкновенно простой и очень вкусной едой. Стол можно украсить оригинальными композициями из веток и свечей. На Рождество принято было дарить конфеты или какие-нибудь полезные вещицы. Не забудьте о визитах в семьи ваших родных и друзей, где есть маленькие дети. Это их праздник.

7 слайд

Празднование в разных странах Америка ежегодно побивает все рекорды по поздравительным открыткам и рождественским подаркам. В Бирме и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече поливают друг друга водой. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на несколько минут гасят свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев. В Италии накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми. А если старых вещей нет, то приходится выбрасывать новые, иначе счастье обойдет дом стороной.

8 слайд

9 слайд

Откуда пришел обычай встречать Новый Год? Новый год навсегда вошел в наш быт, став традиционным праздником для всех людей на земле. А между тем, все имеет свое начало. История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Здесь возникли знаменитые ее центры Шумер, Вавилон, Ассирия, прославившиеся культурным наследием и величайшими изобретениями человечества, которые до сих пор не перестают нас удивлять и восхищать. Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие - наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. Запрещалось работать в это время, наказывать, вершить суды. Клинопись на одной из глиняных табличек рассказала, что это были дни необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами. Раб превращался в господина. Само слово КАРНАВАЛ, кстати, в переводе с вавилонского означает корабль-море и это, наверное, не случайно, ибо много ритуалов новогоднего праздника было связано с воображаемым плаванием бога Мардука по Евфрату. В один из дней мистерии изображали битву Мардука против чудовища богини хаоса Тиамат (напоминавшей дракона, змею, ящера). Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену (во время правления Навуходоносора) позаимствовали этот сюжет и внесли его в Библию. В этом мифе истоки христианского предания о Георгии, побеждающем дракона (Вам что-нибудь напоминает эта символика? Ну, конечно, Георгия Победоносца на гербе Москвы). От иудеев традиция новогоднего празднования, заимствованная ими, как вы знаете, у вавилонян, перешла к грекам, а через них - к народам Западной Европы.

История развития календаря Главная цель работы – освещение истории зарождения календаря и его развития до наших дней. Народы,жившие на территории Западной Европы,оставили после себя гигантские сооружения из стоящих по кругу каменных глыб - кромлехи. Самому известному кромлеху, Стоунхенджу на юго-западе Англии,уже 4000 лет. В этой обсерватории наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. Далее Первобытные люди вели счет дням на пластинке из кости.Отметки на этой кости регистрируют перемещение Луны по небу. Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и Луны. Главный круг из камней, некоторые из которых еще сохранились, имел 29 больших ворот и небольшую арку,т.е.29 с половиной входов.Это соответствовало 29 с половиной дням синодического месяца времени от одного полнолуния до другого.Ежедневно камень клали на один портал дальше.За один месяц он обходим все сооружение. Ямки представляли собой лунный календарь. Каждый день камень перекладывали в следующую ямку. Древние обитатели Междуречья уже умели различать отдельные созвездия,располо женные вдоль видимого годового пути Солнца среди звезд. Позже они стали называться зодиакальным поясом. Вавилонские астрономы разделили сутки на 24 часа и каждый из них посвятили одной из известных им семи планет, включая Солнце.Счет часов они начинали с субботы, первым часом которой «управляет» Сатурн, вторым Юпитер и т.д. по кругу. Получилось, что первым часом воскресенья «управляло» Солнце, первым часом понедельника - Луна… По светилу первого часа каждого дня получили свои названия и дни недели,сохранившиеся во многих языках. Далее Верховный жрец, полководец, писатель Гай Юлий Цезарь, прежде чем затеять реформу календаря, побывал в Египте, где ознакомился с египетским солнечным календарём. В честь этого великого римлянина получил название месяц июль. А сам календарь, преобразованный по велению Цезаря Созигеном, именуется юлианским. Папа Григорий XIII вошёл в историю как реформатор календаря. По случаю введения григорианского календаря в Риме отчеканили памятную медаль с профилем Григория XIII. Латинская подпись под ним гласила: «Наилучший верховный жрец». На обратной стороне – знак созвездия Овна. От небесных светил, считали шумеры,зависит не только смена сезонов, но и судьба человека. Такими плугами древние шумеры пахали землю.А время начала работ им «указывал» календарь, который составили жрецы. В Вавилоне астрономы наблюдали за движением светил с верхних площадок зиккуратов ступенчатых 5 или 7этажных пирамид. На этой гравюре изображено описанное в библии строительство Вавилонской башни, прообразом которой и стал один из зиккуратов. Этот испещренный значками камень вавилонский календарь.На нем отмечены все полнолуния за 104 год до н.э. Древние китайцы верили,что во Вселенной господствуют пять стихий -Огонь, Вода, Металл, Дерево и Земля, которые постоянно взаимодействуют:вода тушит огонь,огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растет в земле, земля родит воду. Представления о пяти стихиях легко в основу 60-летнего календаря. Майя следили за движением небесных светил с сооружений,похожих на башни современных обсерваторий. А свои наблюдения они излагали в рукописях. На этой странице из чудом уцелевшей рукописи описано движение Венеры. Майя создали особые календарные системы.Они были так сложны,что разобраться в них могли лишь посвящённые жрецы-астрономы. Календарь На этом рельефе изображён фараон Эхнатон со своей супругой Нефертити и тремя дочерьми. Эхнатон ввёл культ бога солнечного диска Атона, поэтому над царской четой сияет Солнце с распростёртыми руками – лучами – символ Атона. Жрецы поделили год на 12 месяцев по 30 дней, а каждый месяц – на три недели по 10 дней, вернее, по две пятидневке. Таким образом в Египте появился солнечный календарь. Египетские жрецы определяли даты религиозных праздников и по лунному календарю. Боги, увенчанные красными дисками, - символы дней недели, большие круги – месяцы года. Эллины так почитали физическое совершенство человека, что даже летоисчисление начали вести от первых Олимпийских игр. На этом барельефе изображён бог Дионис, покровитель виноградарства у древних эллинов, и шествующие за ним времена года – Весна, Лето, Осень – в виде молодых девушек (поначалу греки выделяли всего три сезона). Их обязанностью было открывать двери богу Солнца, когда он выезжает на своей колеснице. Римская парапегма. На самом верху изображены семь богов, покровителей дней недели, и палочкой под ними отмечен день недели. Палочка справа указывает число, а слева – один из месяцев, заключённых в круг зодиака. К концу VIII века до н. э у некоторых римских месяцев уже появились имена. Первый месяц года назвали мартиусом в честь бога войны Марса. Второй – априлусом. Это слово происходит от глагола aperire – раскрывать, ведь именно тогда проклёвывались почки на деревьях. Третий месяц майус посвящали богине плодородия Майе, а четвёртый юниус – супруге Юпитера богине Юноне. Все остальные месяцы имели лишь порядковые номера: квинтилис, секстилис, октавус, новем, десимус. Расписывая Владимирский собор в Киеве, В. М. Васнецов посвятил одну из фресок крещению Руси князем Владимиром. Вместе с христианством в Древнюю Русь из Византии попал и юлианский календарь. Новый год наши предки ещё многие века по традиции отмечали не 1 января, как было заведено в юлианском календаре, а 1 марта. Но когда на Руси наступил 7000 – ый год «от Сотворения мира», начало было официально перенесено на 1 сентября. Так и праздновали его более двух веков. 19 декабря 7208 года «от Сотворения мира» царь Пётр I подписал указ, который велел россиянам следующий, 7209–ый год считать 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год отмечать 1 января. Однако, перенеся новогодний праздник и начав новый отсчёт лет, Россия по-прежнему жила по юлианскому календарю, всё больше и больше расходясь в датировках событий со странами, которые уже жили по григорианскому календарю. Так продолжалось до 1918 года.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока .

Общеобразовательные: формирование понятий: календарь, лунный и солнечный календари, лунный месяц и тропический год, семидневная неделя, старый и новый стили, високосный год, формула перевода дат из одной системы летоисчисления в другую.

Воспитательные: знакомство с основными типами календарей, понятием "високосный год" и переводом дат юлианского и григорианского календарей.

Развивающие: формирование умений решать задачи на расчет перевода дат летоисчисления из одной системы летоисчисления в другую.

План урока.

  1. Актуализация материала.
  2. Формирование понятий об основных типах календарей, их отличий между собой и применение.
  3. Формирование понятий о новом и старом стилях.
  4. Проблема Всемирного календаря.
  5. Решение задачи на перевод даты одного стиля в другой. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Наглядные пособия: презентация к уроку.

Ход урока

1. С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: "Какое сегодня число?", "Какой день недели?", "Когда произошло то или иное событие?" и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

2. (Слайд №2) Основой любого календаря служат длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлениям природы – смене лунных фаз и смене сезонов года.

В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей:

(Слайд №3) лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны;

(Слайд №4) солнечные , в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе;

(Слайд №5) лунно-солнечные , в которых хотели согласовать и то и другое.

Каждый календарь обязан установить определенный порядок счета дней (суток), число суток в длительных периодах времени и указать начало счета самих периодов. Первая задача не вызывает затруднений, третья решается тоже решается просто, т.к. за начало счета можно принять любое реальное или мифическое событие. Вторая задача решалась бы легко, если бы период смены лунных фаз, называемых лунным месяцем, и тропический год (период смены сезонов года) содержали в точности целое число суток. Но все три периода несоизмеримы между собой: тропический год - это 365 дней 5 часов 48 минут 46,08 секунд, лунный месяц – 29 дней 12 часов 44 минуты 2, 98 секунд.

(Слайд №6) Календарь – определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово “календарь” произошло от латинских слов “саleo” - провозглашать и“саlendarium” - долговая книга.

(Слайд №7) Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе - что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

(Слайд №8) Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне. Тогда же была введена и семидневная неделя. Это “священное” число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких “божественных” светил: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил.

Это казалось особенно важным и символическим. Обычай измерять время семидневной неделей стал у многих древних народов.

(Слайд №9) Более крупной и с современной точки зрения наименее важной единицей измерения времени является месяц. Месяц, как подчеркивает уже само название, связано с Луной - первоначально месяц соответствовал длительности полного цикла смены лунных фаз, который связан с обращением Луны вокруг Земли. Периодическое “умирание” и “возрождение” лунного диска служило вечными “часами”.

Лунный месяц естественным образом делился на четыре четверти: от “зарождения” Луны до того момента, когда видна ровно половина “молодого” лунного диска (этот момент и теперь называется первой четвертью), от наполовину освещенного диска до полнолуния, затем от полнолуния до половины “старой” Луны и, наконец, от наполовину освещенного диска до его полного исчезновения в новолуние. Четвертая часть месяца составляет округленно 7 дней.

(Слайд №10) На заре современной цивилизации жители междуречья Тигра и Евфрата пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени. Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем около 29 с половиной дней. Начало нового месяца определялось прямо из наблюдений первого появления узкого серпа Луны после новолуния. Лунные месяцы оказывались разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 дней.

О существовании годичного цикла природных явлений вавилонские жрецы судили преимущественно по разливам рек. Наблюдая их, они вывели, что в году насчитывается 12 лунных месяцев. Это число также должно было очень удовлетворять жрецов: оно хорошо вписывается в халдейскую шестидесятеричную систему счета и явно свидетельствует о том, что мир сотворен богами в высшей степени разумно.

Однако 12 месяцев, в которых считается либо 29, либо 30 дней, составляют в сумме 354 дня. Это на 11 с лишним дней меньше истинной продолжительности солнечного года. Таким образом, считая по 12 лунных месяцев в году, вавилонские жрецы должны были вскоре обнаружить, что их весенний месяц нисану неустанно скитается по всем временам года. Он становится то летним, то осенним, то зимним месяцем. Вавилонский чисто лунный календарь нуждался в улучшении.

В дальнейшем лунный календарь был усовершенствован и ныне под названием мусульманского календаря принят в ряде стран Азии. Мусульманский календарный год содержит 354 дня и подразделяется на 12 месяцев, длительностью чередующейся 30 и 29 дней, что в среднем составляет 29,5 суток, т.е. близка к лунному месяцу.

(Слайд №11) В Древнем Египте за три тысячелетия до н.э. существовал солнечный календарь. Из наблюдений было установлено, что первое предутреннее появление ярких звезд после периода их невидимости повторяется примерно через 360 суток. Поэтому древнеегипетский солнечный календарь содержал 360 дней и имел 12 месяцев. В каждом месяце было по 30 дней.

Христианский календарь имеет греко-римское происхождение и по своему типу является солнечным, но наряду с этим христианский церковно-литургический годовой цикл уходит своими корнями в еврейскую традицию, поэтому расчеты и установление дат целого ряда христианских праздников производятся с учетом их соотношения с еврейским лунно-солнечным календарем.

(Слайд №12) Древнеримский календарь сложился в I в. до н.э. Год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев.

(Слайд №13) Такое совпадение не является случайным. Оно объясняется тем, что римляне в то время привязывали календарь к изменению фаз Луны. Начало каждого месяца определялось всякий раз по первому появлению лунного серпа после новолуния, и по приказу жрецов каждый раз глашатаи оповещали римлян о начале нового месяца или года, что было большим недостатком древнеримского календаря.

Большие сложности вызывало также то, что римский год был более чем на 10 дней короче тропического года. С каждым годом календарные числа все менее соответствовали явлениями природы. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы, и, чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля “вклинивали” попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли просто вставочным месяцем – интеркалярием (intercalis). Само слов “мерцедоний” происходит от “merces edis” - “плата за труд”: это был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества. В результате вставок каждое четырехлетие состояло из двух простых годов и двух удлиненных. Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде составляла 366,25 дня, то есть была на целые сутки больше, чем в действительности. Чтобы избегнуть расхождения между календарными числами и явлениями природы, приходилось время от времени увеличивать или уменьшать длину добавочных месяцев. Все эти исправления и изменения в календаре, а также общее наблюдение за его правильностью были поручены верховному жрецу.

Право изменять продолжительность добавочного месяца с 191 г. до н.э.

принадлежала только понтификам, во главе которых стоял верховный жрец. Но они часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме. Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой.

3. (Слайд №14 ) Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.

Реформа была вызвана несовершенством старого римского календаря: год в этом календаре состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня, что делало его значительно короче тропического года промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия, равного 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам солнечного времени.

Календарные числа с каждым годом все менее соответствовали астрономическим и природным явлениям, а это, в свою очередь, создавало трудности в определении сроков сезонных полевых работ, времени сбора налогов, а также нарушало периодичность дат государственных праздников.

Побывав в Египте, Юлий Цезарь познакомился с календарем египтян, который применялся ими уже с IV тысячелетия до Р.Х. Происхождение египетского солнечного календаря связано с Сириусом самой яркой звездой небосвода. За основу календарных расчетов египтянами был взят промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали с летним солнцестоянием и разливом Нила и составляли 365? суток.

(Слайд №15) Но год в египетском календаре состоял из 365 дней и делился на 12 месяцев, по 30 дней каждый (в конце года добавлялось пять праздничных дней, не входивших в состав месяцев). Именно этот календарь Цезарь решил ввести в Риме. Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была принята равной 365? суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число и на одно и то же время суток, 3 года подряд считали по 365 дней, а четвертый, високосный, - 366 дней.

(Слайд №16) Год делился на 12 месяцев, за которыми были сохранены их традиционные римские названия:

Январь (Ianuarius) в честь бога Януса;

Февраль (Februarius) в честь бога Фебрууса;

Март (Martius) в честь бога Марса

Апрель (Aprilis) от латинского aprire (раскрывать), так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях;

Май (Maius) в честь богини Майи;

Июнь (Iunius) в честь богини Юноны;

Квинтилис (Quintilis) пятый;

Секстилис (Sextilis) шестой;

Сентябрь (September) седьмой;

Октябрь (October) восьмой;

Ноябрь (November) девятый;

Декабрь (December) десятый.

Было упорядочено число дней в месяцах: все нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные по 30. Только февраль простого года содержал 29 дней.

Началом нового года стал считаться день 1 января (до этого новый год начинался в римском календаре 1 марта). Как раз в 45 г. до Р.Х. на этот день выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния. Это единственный элемент в структуре юлианского календаря, имеющий связь с лунными фазами.

При этом календарная реформа не затрагивала принципов традиционного летосчисления: записи официального календаря датировались в Риме годами правления консулов, а впоследствии императоров. Кроме того, в Риме получило широкое распространение и неофициальное летосчисление ab Urbe condita (от основания Города), или римская эра, ведущая начало с 753 г. до Р.Х.

В благодарность Юлию Цезарю за упорядочение календаря и его военные заслуги римский сенат в 44 г. до Р.Х. переименовал месяц Квинтилис (пятый), в котором родился Цезарь, в Июль (Iulius).

Слайд №17) Но окончательно календарная реформа была завершена только в 8 г. до Р.Х. во время правления императора Августа. В его честь месяц Секстилис был переименован в Август (Augustus). По приказу императора начиная с 8 г. до Р.Х. и кончая 8 г. от Р.Х. в високосные года не прибавляли дополнительный день. Кроме того, изменилось чередование длинных и коротких месяцев: к августу был прибавлен один день за счет февраля, одновременно один день сентября переносился на октябрь и один день ноября на декабрь.

(Слайд №18) Приводится таблица “Название месяцев на старославянском, украинском и белорусском языках.

Правильное применение юлианского календаря началось только с 7 в. от Р.Х. С этого времени все календарные годы, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Продолжительность юлианского года была установлена в 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.

Таким образом, юлианский календарь не обладал абсолютной точностью, но его достоинство заключалось в другом - в значительной простоте.

(Слайд №19) В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой ее фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. Это был крайне важный момент в определении сроков празднования самого главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею подвижных праздников: Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая всегда празднуется в один и тот же день - 14 нисана по еврейскому лунному календарю.

Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквами по поводу того, когда именно следует праздновать христианскую Пасху и какими правилами необходимо для этого руководствоваться.

Собор постановил отмечать Пасху в первый воскресный день после полнолуния, которое выпадает на период весеннего равноденствия. По юлианскому календарю в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Эта дата и была признана отправной для вычисления праздника Пасхи.

Так момент весеннего равноденствия за каждые 128 лет смещается относительно календарных дат на целые сутки. Поэтому возникла необходимость реформы календаря, поскольку празднование Пасхи все больше отодвигалось от астрономической даты весеннего равноденствия. В 1582 году такую реформу, направленную прежде всего на удовлетворение церковных нужд, осуществил папа римский Григорий ХIII.

Накопившиеся лишние дни убрали очень просто, объявив после 4 октября сразу 15 октября 1582 года.

(Слайд №20) Календарь, введенный папой Григорием ХIII,

Календарь, введенный папой Григорием ХIII, григорианский календарь (новый стиль), был в том же, 1582-м, году принят в Италии, Франции, Испании, Португалии и других католических землях. Протестантские страны долго не признавали такое нововведение и перешли на этот календарь уже в ХVIII веке. В 1873 году григорианский календарь принимается в Японии, в 1911 году – в Китае.

В григорианском календаре (новом стиле) чередование простых и високосныхгодов в пределах каждого столетия ведется точно так же, как и в юлианском календаре, но последний год столетия считается високосным только в том случае, если номер столетия делится на 4. Т.о., годы 1600. 2000. 2400 по обоим календарям значатся високосными, но годы 1700, 1800, 1900 и 2100 в юлианском календаре считаются високосными (по 366 дней), а в григорианском – простыми (по 365 дней), и тем самым за 400 лет, например, с 1600 по 2000 г., исключается трое суток.

(Слайд №21) В России декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года следующий после 31 января день стал считаться 14 февраля. Однако русская православная церковь не перешла на новый стиль, сохранила юлианский календарь.

Но в светском обиходе григорианский календарь стал международным, так как его придерживаются практически все страны мира.

В настоящее время юлианский календарь отстает от григорианского на 13 дней. Т.к. и по новому и по старому стилям 2000 год является високосным, то это различие сохранится вплоть до 28 февраля 2100 г., после чего оно достигнет 14 дней.

Погрешность юлианского календаря за 400 лет составляет 74 часа 53 минуты. А в григорианском за тот же период накапливается избыток в 2 часа 53 минуты.

(Слайд №22) Для перевода дат юлианского календаря (старого стиля) в григорианский (новый стиль) надо прибавить к числу старого стиля число n, рассчитываемое по формуле:

где С- число полных столетий, прошедших за этот период,

С 1 - ближайшее меньшее число столетий, кратное четырем.

(Слайд №23) Число n можно определить по таблице – “Расхождение между юлианским и григорианским календарями”.

4. (Слайд №24) Проблема: в чем главная трудность составления любой календарной системы?

Ответ: В том, что естественные меры времени, которыми люди вынуждены пользоваться, - год, месяц и сутки - несоизмеримы между собой.

Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30, 31 день; длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном месяце или квартале, а заканчивается в другом. Поскольку же год содержит 365 дней, то он заканчивается тем же днем, с которого начинался, а каждый новый год начинается с другого дня.

На протяжении последних 60 лет выдвигались всевозможные проекты реформы календаря. В 1923 г. при Лиге Наций был создан специальный комитет по вопросам календарной реформы. После второй мировой войны этот вопрос был передан в руки Экономического и Социального Совета ООН.

5. (Слайд №25 ) Задачи.

1. Условие: А.С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. Когда следует праздновать день его рождения по новому стилю?

(Слайд №26) Решение: В XVIII в. в Москве действовал старый стиль, в котором в отличие от нового стиля считались високосными годы 1800-ый и 1900-ый. Следовательно, 1799 г. оба стиля различались не на 13 дней, а на 11 дней и по новому стилю искомая дата – 6 мая, т.е.

n=C-(C 1:4)-2=17-(16:4)-2=11,

2. (Слайд №27) Что означает название месяца “август”. Подсказка в картине К.Васильева “Жатва”?

(Ответ: серпень).

6. (Слайд №28) Домашнее задание. Определить дату своего рождения по старому стилю.

  • Выдающийся польский ученый Н. Коперник родился 19 февраля 1479 г. по юлианскому календарю. Какова дата ученого по григорианскому календарю?
  • Литература и сайты:

    • http://kref.ru/infotsennyebumagi2/57815/13.html
    • http://coolreferat.com/История_календарей_часть=3
    • http://kruzhalov.ru/html/history-of-russia/lesson8/lesson8.html
    • http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm
    • Климишин И.А. Календарь и хронология. – М.: Наука, 1985.

    СодержаниеЧто такое «календарь» и его необходимость, задачи и основа?
    Системы календарей
    Шумерский календарь
    Вавилонский календарь
    Древнеперсидский календарь
    Древнеримский календарь
    Юлианский календарь
    Григорианский календарь
    История российского календаря

    Что такое «календарь»?

    Календарь - это печатное издание в виде таблицы (табелькалендарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней
    недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и
    астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.)

    Значение слова

    Слово " календарь " имело в своей истории разные значения
    От лат. calendae, календы, –
    это название первого дня
    каждого месяца в Древнем
    Риме.
    Затем возникло
    слово calendarium.
    Так назвали долговую книгу, в
    которую кредиторы
    записывали проценты,
    вносившиеся по долгам в
    первый день каждого месяца.

    Необходимость календаря

    Потребность в календарях
    возникла в такой глубокой
    древности, когда человек
    не умел еще читать и
    писать.

    Календари
    определяли наступлен
    ие весны, лета, осени
    и зимы, периоды
    цветения растений,
    созревания плодов,
    сбора лекарственных
    трав, изменений в
    поведении и жизни
    животных, изменения
    погоды, время
    земледельческих
    работ и многое другое.

    Задачи календаря

    Измерение интервалов времени
    Фиксация дат

    Основа календаря Смена лунных фаз и смена сезонов года Смена дня и ночи

    Основа календаря
    Смена лунных фаз и смена сезонов года
    Смена дня и ночи

    Системы календарей

    Разные народы в разное время создали и пользовались тремя
    видами календарей:Солнечные,Лунные и Лунно-солнечные.

    Солнечные
    Стремились согласовать продолжительность года с
    периодичностью процессов, происходящих в природе
    Лунные
    Хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны
    Лунно-солнечные Хотели согласовать и то и другое

    Шумерский календарь

    Одними из первых
    создателей календарей
    были жители Древнего
    Шумера. Они
    пользовались лунным
    календарем, основанным
    на наблюдении за
    движением Луны. В
    древнешумерском
    году было 354 дня, и
    состоял он из 12 месяцев
    по 29 и 30 суток.

    Вавилонский календарь

    Позднее, когда
    вавилонские жрецыастрономы определили,
    что год состоит из 365,6
    суток, прежний
    календарь
    переработали, он
    стал лунно-солнечным.

    Древнеперсидский календарь

    Древние земледельцы имели
    свой календарь и знали: есть
    в году сутки день самой
    продолжительной ночи и
    самого короткого дня,
    который называется днем
    зимнего солнцеворота. В
    этот день древние
    земледельцы
    праздновали рождение бога
    Солнца - Митры.

    Древнеримский календарь

    В Римской империи месяцы имели
    разную длину, но Новый
    год неизменно приходился на 1
    января - дату смены консулов. 25
    декабря празднования зимнегосолнцеворота
    стало удобным временем для
    новогоднего гулянья.

    Юлианский календарь

    В 46 году до нашей эры Юлий Цезарь ввел календарь,
    получивший название юлианского. В основу этого
    календаря было положено годичное движение Солнца по 12
    зодиакальным созвездиям. Согласно императорской
    реформе год начинался с 1 января. Первый месяц года был
    назван в честь бога Януса. Средняя длительность года в
    интервале четырех лет равнялась 365,25 суток.

    Григорианский календарь

    Григорием XIII в 1582 году был
    введен григорианский
    календарь (новый стиль).
    Необходимость изменений
    определялась тем, что юлианский
    календарь отставал от
    природного. Дата дня весеннего
    равноденствия - 21 марта, из
    календаря изымались
    високосные годы, приходящиеся
    на последние годы столетий:
    1600, 1700, 1800 и т.д.

    История российского календаря

    На Руси
    действовал юлианский
    календарь. До указа Петра
    I (1700 год) россияне вели
    свой календарь «от
    сотворения мира»,
    которое произошло 5506
    лет до нашей эры.
    Начало Нового
    года праздновали где в
    сентябре, после уборки
    урожая, а где - в марте, в
    день весеннего
    солнцестояния.

    Царский указ

    Царский указ Петра I привел
    наше летосчисление в
    соответствие с
    европейским и повелел
    праздновать Новый год зимой
    - 1 января.

    Реформа календаря

    До октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от
    европейских стран на 13 дней.
    1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот
    год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней