"Не стоит село без праведника". По рассказу А.И

«Не стоит село без праведника»

Исходное название рассказа “Матрёнин двор” - “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось.

Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнего колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда.

Критика не доглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Взгляд А.И. Солженицына на деревню 50 - 60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. “Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)”. Поэтому редактор журнала “Новый мир” А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год.

Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. “Облетели листья, падал снег - и потом таял.

Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса”. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - тол стал скуден и беден. Колхозники “до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз”, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие - её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение её самой, частичка её жизни.

Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал “далекий шум океана”, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна “невидимо металась и прощалась тут с избой своей”.

Любимые фикусы “заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. “Испуганной толпой” замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь.

В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко - “потерянная старуха”, измотанная трудом и болезнью.

Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, Что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием - дружно осуждали за это. Смерть героини - это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

Но Матрёна умирает и “погибает” вся деревня ибо: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год –
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони все скачут и скачут…
А избы горят и горят.
Наум Коржавин (1960)

Ход урока

1. Слово учителя

“Не стоит село без праведника”. Такова тема сегодняшнего урока, посвященного знакомству с рассказом А. Солженицына “Матренин двор”. Справедливости ради надо отметить, что именно

Так назвал свой рассказ писатель, а название “Матренин двор” придумано А. Т. Твардовским, редактором журнала “Новый мир”, где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение.

Замена эта объясняется цензурными соображениями. Давайте заглянем в Толковый словарь.

2. Работа с Толковым словарем

В “Толковом словаре русского языка” С. Ожегова и Н. Шведовой читаем: ” Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам”.

“Полный православный богословский энциклопедический словарь” дает такое толкование: ” Праведники – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью”.

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

Сообщение “Праведники Н. С. Лескова”.

В 1879 году Н. С. Лесков публикует рассказ “Однодум”. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своем несогласии с А. Ф. Писемским, утверждавшим, что “ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни”. Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала об ином: он пошел искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, пока не найдет трех праведных, “без которых несть граду стояния”.

В следующем году Н. С. Лесков издает сборник – цикл, в который вошли рассказы “Однодум”, “Пигмей”, “Кадетский монастырь” и др. Циклу предпослан эпиграф: “Без трех праведных несть граду стояния”. По Лескову, “праведник проживает изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага”.

Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, деятелен, но суть его деяний состоит не в преобразовании мира, поскольку мир создан Богом и, следовательно, совершенен, а в доброделании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.

На то, что А. И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника, указывает и название, и финал рассказа: “…Она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

4. Аналитическая беседа

Следуя традиции Н. С. Лескова, А. И. Солженицын строит свой рассказ как воспоминание о жизни героини и приходит к открытию: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник…”

Заметим также, что, создавая рассказ, писатель обращался не только к опыту Н. С. Лескова, но и к творчеству Н. А. Некрасова. В ходе урока мы обязательно установим сходство героини А. И. Солженицына и ее предшественниц.

Обратимся к началу рассказа. Как случилось, что повествователь, Игнатьич, стал жильцом Матрены?

Шел 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”.

(По ходу урока группа лингвистов, которая дома работала над языком рассказа, выступает с комментариями. Нутряной – перен. Глухой.)

Он поселился на станции “Торфопродукт” во Владимирской области. Поутру на базаре увидел он женщину, торговавшую молоком, услышал ее напевную русскую речь с владимирским говором:

– Пей, пей, с душой желадной. Ты, потай, приезжий.

(Желадный – диалектное: возможно, “жаждущий, желающий” ; Потай – диалектное: вводное слово “наверное” .)

Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: “везде было тесно и лопотно”.

(Лопотно – от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Возможно, лопотно – значит, шумно.)

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашел их в избе Матрены Васильевны Григорьевой. “Здесь была кондовая Россия”.

(Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои – устар.)

Заметим, кстати, что рассказ автобиографичен и достоверен. В нем описана жизнь Матрены Васильевны Захаровой из деревни Мильцево Владимирской области.

Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу?

Выборочно читается описание избы Матрены, внутреннего интерьера, попутно дается лингвистический комментарий.

(Некрасная сторона – северная; Мосты – то же, что сени – помещение между жилой частью и крыльцом; Горница – отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже (устар.); Подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома.)

Как же устроила Матрена Васильевна свой быт? Какие черты характера героини выявляются? Каково отношение автора к героине?

Выборочное чтение: об утренних хлопотах Матрены; о ее незамысловатом хозяйстве (колченогая кошка, тараканы и коза), о пенсионных хлопотах.

Все тяготы сносила терпеливо, не жалуясь. Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни: “у нее не так уборно, в запущи живет”, у других будет “угожей”.

(Уборно – убрано, чисто; Запущь – от запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства (разг., прост.); Угожей – сравнительная степень, то же, что и лучше.)

Но зато “деликатна”, не вмешивалась в чужую жизнь, и это очень устраивало Игнатьича. Она была щедра душой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глинки), незлобива. И была в ней какая-то беспритульность, блаженность.

Понаблюдаем за речью героини и рассказчика.

Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки.

“Не умемши, не варемши – как утрафишь”, – предупреждала она квартиранта.

(Утрафить – диалектное: от потрафить – угодить.

На завтрак готовилась “картофь необлупленная” (картошка в мундире, неочищенная) или “суп картонный (так выговаривали все в деревне)”. Надо полагать, “суп картофельный”. А еще в речи героини встречаются слова: “к ужоткому”, то есть к вечеру (прост.); “летось” – в прошлом году; “бывалоча” – бывало, раньше; “пособить” – помочь; “иззаботилась” – устала от забот, приставка Из – придает значение многократности действия, слово образовано по модели “избегалась”, “испереживалась”.

Очень интересно в речи героини слово “дуель”. Оно образовано наложением двух слов: ” Ду Ет” и “мет Ель “. Коня Матрена называет “стиховым”, буйным, трудно поддающимся обузданию. Видимо, от слов “стихия, стихийный”. Героиня боялась “молоньи”.

Это просторечное слово, употребляемое деревенскими людьми.

Владимирский диалект (“яканье”) нашел отражение в словах М Я Тель, Сем Я Чки.

Из уст тети Маши слышим слово “вязоночка”, что означает “вязаный платок, шаль”.

Игнатьич порой сам стилизует речь под деревенскую:

“изба не казалась доброжилой” (из контекста: “богатой”, в которой нажито много добра, богатства);

“печь топилась досветьи”, то есть на заре, еще до свету;

“ветер выдувал печное грево”, то есть тепло;

“тараканов менело”, то есть становилось меньше;

“попадалось неурядное” (из контекста: “несъедобное”).

Какой мы видим Матрену в работе?

Выборочное чтение о заготовке торфа (в день шесть мешков по два пуда притаскивала (192 кг); немудрено, что “спина никогда не заживает”), о помощи колхозу, о помощи односельчанам (“Ни одна пахота огорода не обходилась без Матрены”). Все окружающие пользуются ее добротой, безотказностью, а сами обнаруживают корысть, бессовестность, бессердечие.

Как всякая крестьянская женщина, Матрена бoльшую часть времени проводила в работе. Работа была для нее верным средством вернуть хорошее расположение духа.

Мы уже говорили в начале урока, что у героини А. И. Солженицына есть предшественницы. Обратимся к эпиграфу. О героинях каких произведений вы вспомнили?

Учащиеся без труда вспоминают поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” и “Кому на Руси жить хорошо”. Заранее подготовленные учащиеся представляют материал и сопоставляют образы Дарьи, Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой. Совместно приходим к горькому выводу, что за сто лет “ключи от счастья женского” так и не отыскались, а “долюшка женская” не стала легче.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. И мыслить устаю. Я, сделав шаг От легкой грусти В мир Ужасающих предчувствий Над черной бездною стою. В. Федоров Александр Исаевич Солженицын пришел в литературу в шестидесятые годы много видевшим и пережившим, со сложившимся характером и своей темой. Первый его рассказ “Один день из жизни Ивана Денисовича” произвел эффект разорвавшейся бомбы. Рассказ “Матренин двор” иного […]...
  2. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  3. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это в рассказе. “Матренин двор”. Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычная послевоенная жизнь русского села. […]...
  4. Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается […]...
  5. В рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” образ праведника является ключевым. Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрена предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и “странностями” – желанием постоянно помогать людям. Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице. Матрена была одной из немногих, кто всегда […]...
  6. О чем говорить с девушкой Для начала быстро сообрази, что ты знаешь уже об этой девушке. Если ты с ней знаком уже давно (пусть и не обращал внимания) – ситуация проще. Просто подумай, что ей может быть интересно по жизни – и спроси ее мнения об этом. Вообще, вопросы – это идеальный способ получить много […]...
  7. Сколько стихотворений написано о селе! Сколько песен спето! Сколько прекрасных слов сказано! Ведь сельская местность – это особое место на земле, где можно отдохнуть душой. Особенно хорошо здесь летом. Когда город изнывает от зноя и духоты, так хорошо отправиться в сельскую местность, где есть речка или озеро, родник, лес. Село чаще всего расположено возле водоема, […]...
  8. Я считаю, что Откладывать жизнь на завтра не нужно. Не стоит отодвигать свои добрые поступки на потом. Все мудрые люди говорят, что жизнь коротка, поэтому важно успеть сделать все хорошее, что хотелось бы. Любить и влюбиться стоит сегодня. Достигать своих целей – тоже сегодня. Говорить близким людям теплые слова необходимо, не задерживаясь во времени. Я […]...
  9. Стоит ли изобретать велосипед? Такое случается: казалось бы авторы пишут о вещах мало связанных между собой, но вдруг каким-то невообразимым образом они выстраиваются в единую цепь и заставляют задуматься. Я говорю о статьях Е. Гуцула (“2000” 04.09. 2009г.), Л. Чайка (“2000”, 23.10. 2009г.) и Н. Кичигиной (“2000” 30.10. 2009г.) Начну со статьи Е. Гуцула “Три […]...
  10. Художник ХХ века Н. Ромадин написал множество картин, которые находятся в крупных музеях России. В одном из них я недавно побывал. Это Государственная Третьяковская галерея. Там я увидел картину “Село Хмелевка”, которую написал этот живописец. На ней он изобразил природу Поволжья. Этот сельский пейзаж произвел на меня приятное впечатление. На картине пейзажиста видно село. Оно […]...
  11. Человек в определенный момент своей жизни озадачивается вопросом, связанным с целью его существования. Каждому свойственно индивидуально решать, зачем ему и, для чего жить? Все люди разные, следовательно, некоторым присуще подобный вопрос вообще отбрасывать прочь, пребывая в суете и состоянии поиска материальных благ, а иные мучаются пока не найдет ответа. По признанию Льва Толстого Лев, ему […]...
  12. Я считаю, что на долю жаловаться не стоит. Каждый человек и в самом деле, образно говоря, держит свою Судьбу своими собственными руками. Конечно, это выражение-метафора: просто за свою судьбу каждый, когда становится взрослым, отвечает сам. Свое мнение я могу обосновать, тем, что личность имеет право выбора. Например, каждый человек может свободно выбирать свою будущую профессию. […]...
  13. Маленькая капелька величественного государства – мое село, много есть таких! Испытало и бедствия и славу. Оно живое и вечно будет жить! Нашему селу лет триста пятьдесят, разные версии есть о его названии. Что чумаки возили соль из Крыма и заезжали часто в корчму. И что первый переселенец дал название свое. Что княгиня София Кантимировна правила […]...
  14. Сегодня многие люди задумываются над вечными нравственными вопросами: предать или быть преданным, поступить по совести или соврать, продать Достоинство или достойно и преданно самостоятельно идти к своей цели. Конечно, на эти вечные человеческие вопросы у каждого есть свой ответ, но всегда ли мы придерживаемся своих мнений и суждений? В любом случае каждый имеет право на […]...
  15. Жанровая форма – “семейный роман” в драматической и водевильной версиях: драматическая история отношений дядюшки Егора Ильича Ростанева с гувернанткой его детей Настей, их тернистый путь к семейному счастью не составляют сущности содержания романа так же, как и водевильная история – интрига вокруг сватовства к безумной, но богатой Татьяне Ивановне, на которой хотят женить дядю, но […]...
  16. Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы). Приступая к работе над сочинением, вспомните, что тип праведника представлен в русской деревенской прозе вариативно и многоаспектно. Назовите произведения, в которых этот тип проявляет себя наиболее ярко (“Матренин двор” А.И. Солженицына, “Последний поклон” В.П. Ас­тафьева, “Последний срок” и “Прощание с Матерой” В. Г. Распутина, “Светлые […]...
  17. “Мой край родной, тебе поклон земной” Родное село Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лунных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Сегодня знаменательный день для всех нас – Алтайскому краю семьдесят лет. Наш край молодой и очень красивый. На Алтае есть и густые леса, и бурные горные реки, и […]...
  18. Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского Советского района” Ставропольского края Исследовательская работа по экологии: “Бытовые отходы человечества. Как спасти свое село от мусора”. Работа выполнила: Кашина Ю. С. Ученица 11 класса Руководитель: учитель Биологии Наумова Л. М. 2015 год Введение 3 Теоретическая часть: 1.1.Классификация мусора 4 1.2.Причины увеличения мусора 7 1.3.Способы утилизации […]...
  19. В марте 2011 года я с мамой ездила в Москву. Мы пробыли там четыре дня, и когда у нас выдался свободный день, решили посетить исторические места, такие как Красная площадь, Воробьевы горы, Манежная площадь. Побывали мы и в Государственной Третьяковской галерее. Экскурсовод, собрав небольшую группу людей, пригласил нас в огромный зал, увешанный множеством картин. Мы […]...
  20. Сочинения по картинам Картина Село Хмелевка. Сочинение по картине “Село Хмелевка” – это Сочинение по известной картине русского художника Н. М. Ромадина. Читаешь сочинение старшеклассницы – и ощущаешь испытанные ею эмоции: настолько живо описана картина “Село Хмелевка”. Увидеть описанное собственными глазами, пережить восхищение от общения с подлинным искусством – думается, такое желание посетит каждого, кто […]...
  21. В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. “Листок для светских людей” без подписи опубликовал стихотворение “Бор сосновый в стране одинокой стоит…”. В тексте видно явное влияние творчества Лермонтова. Конкретнее – его известного стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…”. В обоих случаях прекрасный пейзаж становится поводом для размышлений лирического героя, проникнутых элегическими настроениями. У […]...
  22. Дмитрий Миронов в своем произведении рассуждает над нерешенной проблемой войн на планете. Они постоянно вспыхивают в разных концах мира, несмотря на многочисленные горькие уроки истории. Казалось бы, все осознают ужасные последствия противостояния, но разрывы снарядов продолжают уносить жизни людей. Автор видит истоки жестокого процесса в разуме человека. Миронов убежден, что причины “порыва безумств” – во […]...
  23. Здорово провести время можно в сельской местности. Я очень люблю мое село. В селе я часто хожу в лес, на речку или озеро. Самое лучшее место в моем Селе это лесное озеро. Именно здесь можно отдохнуть, позагорать, покупаться. А рыбачит здесь, одно удовольствие. На песчаным берегу можно наслаждаться живописностью озера. Озеро, как волшебное зеркало, скрывает […]...
  24. Книга. Жила-была Книга. Очень умная и мудрая вещь, но многими позабытая. И вот однажды встретился я с Нею: – Здравствуй! – Здравствуй! – Кто ты? – спрашиваю я, удивляясь красивой обложке. – Я – Книга. – Книга? Что это? Зачем ты нужна? – Почитай меня, и ты многое узнаешь. Я покажу самые яркие картины! – […]...
  25. Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. А. С. Пушкин В 1903 г. в Самаре в семье железнодорожного служащего родился Николай Михайлович Ро­мадин. Учился живописи в Художественном те­хникуме в г. Самара, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские в Моск­ве (ВХУТЕМАС), где его […]...
  26. Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте, потому что война, бушующая по всей России, не коснулась ее. Удивительное расположение Хмелевки в рельефном месте обусловливает разбросанность деревенских домиков то тут то там. Однако, справа […]...
  27. Федор Михайлович Достоевский Село Степанчиково и его обитатели Из записок неизвестного. Повесть (1857-1859) Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом […]...
  28. Украинское село… Сколько ему было посвящено произведений нашими выдающимися писателями и поэтами; сколько ему пришлось вынести! Из пьес Николая Кулиша предстает передо мной оно, распятое голодом, одичавшее, нищенское; село, где, как всегда, идет борьба между богачами и бедняками. Последние верят, что пришло, наконец, их время, что судьба улыбнулась им, что ждет их коммуна или колхоз, […]...
  29. В село Іду в село і бачу, як тополі Мене вітають поглядом здаля. Як легко дихать у квітучім полі, Коли під сонцем ніжиться земля… Мене в селі завжди чекає мати, Там квітнуть мальви, білі спориші… І як цей край Лучанський не кохати, Коли він будить струни у душі? І я іду, зітхають легко груди, В […]...
  30. Я вижу перед собой очень яркую картину русского художника Александра Яковлевича Головина. Она называется “Цветы в вазе”. Это натюрморт, который получился у автора очень живым и радостным. В нем много белого цвета, домашней утвари и цветов. Автор изобразил в работе много деталей: вазу для конфет, керамический стакан золотого цвета, статуэтку из глины, банку с розами […]...
  31. Н. М. Ромадин – известный российский худож­ник, член Академии художеств РСФСР. Большая часть его работ – пейзажи, посвященные изобра­жению русской природы. В своем творчестве он про­должает традицию классического живописного сти­ля. Полотна Ромадина – глубоко эмоциональны, трогательны, полны искренних, не наигранных и чистых чувств и ощущений. Творческий путь художника начинался с прои­зведений, посвященных раскрытию историко-ре­волюционных тем, […]...
  32. “По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит…” – утверждает Базаров, герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он нигилист, а потому отвергает все, что может быть авторитетным. Но, быть может, он прав? Кто такой Рафаэль, что он вообще сделал такого, чтобы войти в историю живописи? Или мы преклоняемся перед его творчеством по традиции, заведенной предками, […]...
  33. Сторонец-Путилов – село давней гуцульской славы. Здесь подавали свои кличи повстанцы, а легенды повествуют о Довбуше, пещерах и тропах, которыми ходил. Разбросанное по взгорьям и в долине Путиловке, село вобрало в себя отдельные подсела – Сергий, Тороки, Киселицы. Сторонец стал заметным в Русско-Кимполунзской округе, границы которой достигают аж Белого Черемоша. Большой двор Федьковичей упирается в […]...
  34. Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно сколько ему лет – он все уже понимает, даже по интонации. Когда ребенок плачет и капризничает, постарайся сохранить спокойствие. У ТЕБЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ – ДАЙ СДЕЛАЮ Я! Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее програмирует малыша и заранее программирует на […]...
  35. В своем романе “Отцы и дети” Тургенев вывел на сцену перед читателями несколько интересных образов. Самыми запоминающимися из них являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно между ними завязывается и раскрывается вечный спор между отцами и детьми. Но самое главное, что автор романа показывает перед нами не столько противников по возрасту, сколько противников по […]...
  36. Українське село… Хто не був зачарований його мальовничими краєвидами, біленькими хатинками, пахощами трав, багатими врожаями. Коли я думаю про сучасне село, уявляю безмежне поле, теплий вітерець, який хвилює важке колосся. А воно, вклоняючись до землі, шепоче: “Не розлюби, не розлюби…” Однак селянин, зайнятий важкою непосильною працею з ранку до вечора, не чує цього шепоту землі. […]...
  37. Ф. М. Достоевский Село Степанчиково и его обитатели Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом наполнен приживальщиками, среди которых выделяется […]...
  38. Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом наполнен приживальщиками, среди которых выделяется Фома Фомич Опискин, ранее бывший шутом “из-за куска […]...
  39. Недавно я увидела эту картину, и не смогла пройти мимо. Ни один из художников, кто хотя бы раз бывал на Волге, не смог остаться равнодушным, не нарисовав хотя бы природу, которая окружает ту местность. Автор создал это произведение в 1944 году, это полотно являлось одним из лучших в цикле полотен о реке Волге. Мое внимание […]...
  40. Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из “Лирического цикла” Генриха Гейне, которое […]...
“Не стоит село без праведника”

Тихомирова Яна

А.И. Солженицын – один из крупнейших писателей нашего времени. Знакомство с Солженицыным-писателем надо начинать с его рассказов. В рассказе «Матренин двор» в полной мере проявляется своеобразие Солженицына как писателя. Историю «колотной житенки» Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, собирается полный рассказ о нелегком жизненном пути героини. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины. Солженицын – отличный портретист, одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. К концу рассказа читатель представляет облик героини. Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. «Не результат важен… а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой», – не устает повторять он, и это ставит писателя в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет он тревогу и в рассказе «Матренин двор». Постепенно произошла здесь подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. «Как получилось, - горько размышляет автор, что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше» Самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Смерть героини – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. В связи с этим выводом следует признать, что взгляд А.И. Солженицына на деревню тех лет (рассказ написан в 1959 году) отличается суровой и жестокой правдой. Первоначальное (авторское) название рассказа – «Не стоит село без праведника» – несло в себе основную идейную нагрузку. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить доброту и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 94

Реферат по литературе:

«Не стоит село без праведника»:

по рассказу

А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

Выполнила:

ученица 9 класса ОСОШ № 94

Тихомирова Яна

Руководитель:

учитель литературы ОСОШ № 94

Левина Елена Дмитриевна

Ярославль, 2012

Введение…………………………………………………………………

стр. 3

1. История создания рассказа…………………………………………..

стр. 4

2. Главная героиня - Матрёна…………………………………………..

стр. 6

3.Рассказчик Игнатьич и Матрёна …………………………………….

стр. 8

4. Изображение деревни………………………………………………...

стр. 10

5. Тема праведничества…………………………………………………

стр. 11

6. Два названия рассказа………………………………………………..

стр. 12

7. Значение, судьба рассказа……………………………………………

стр. 13

Заключение………………………………………………………………

стр. 14

Список использованной литературы…………………………………..

стр. 15

Введение.

Пожалуй, нет среди возвращенных в литературу имен такого, которое бы вызвало больше эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий, чем имя Александра Исаевича Солженицына. Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из «зубров» русской литературы 20 - начала 21 века, Солженицын соединял в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Знакомство с Солженицыным-писателем надо начинать с его рассказов, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами. На примере рассказа «Матренин двор» можно наглядно, отчетливо выявить своеобразие Солженицына как писателя.

В.П. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам А.И. Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

Цель: показать, как в судьбе главной героини рассказа - Матрёны - сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.

Задачи:

Установить связь между двумя названиями рассказа («Матрёнин двор» и первоначальным - «Не стоит село без праведника»);

Дать осмысление образа главной героини как праведницы;

Показать общечеловеческое значение рассказа.

1. История создания рассказа.

В 1959 году в Рязани А.И. Солженицын задумал написать "Один день советского учителя": о скудости советского человека, скудости моральной, психологической и социальной. Действие происходит в 1956 году: бывший зэк, а ныне школьный учитель и его квартирная хозяйка, немногословная, улыбчивая и бескорыстная, сразу находят общий язык. В основе этого согласия - взаимное уважение. В доме Матрёны всё правда - от колченогой кошки до пожелтевших плакатов. Как образец русской женщины Матрёна таит в себе прекрасные качества некрасовской Матрёны Тимофеевны (скромность, воздержанность, трудолюбие), которые безжалостно истребляет российская действительность. Трагично её прошлое, исковерканное грубостью мужчин, трагичен её конец - бессмысленная смерть на железнодорожном переезде.

В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Васильевны Захаровой, жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области . .

Рассказ "Матренин двор" впервые был напечатан в январском номере журнала "Новый мир" за 1963 год.

28 января 1974 года распоряжением Главного управления по охране государственных тайн в печати в СССР был введен запрет на все произведения А. И. Солженицына.

После публикации этого небольшого произведения в первой номере журнала «Новый мир» за 1963 год, в советской прессе раздались первые враждебные А.И. Солженицыну голоса. И это несмотря на то, что первоначальное название «Не стоит село без праведника», в котором легко угадывался православный подтекст, было заменено А.Т. Твардовским на нейтральное «Матрёнин двор», а время действия по его же просьбе перенесено из 1956 года в 1953, то есть в дохрущёвский период. Автору вменяли в вину нежелание видеть позитивные процессы, происходящие на селе, пеняли на замалчивание положительного опыта зажиточного колхоза, находящегося недалеко от места действия рассказа, тем более, что руководителем хозяйства был герой социалистического труда. О нём, правда, Солженицын как раз и упоминает в рассказе, как о спекулянте и уничтожителе леса. К счастью, критика этого не доглядела. Не увидела она и того, что своим рассказом писатель сделал удачную попытку к возрождению житийной литературы. К сожалению, попытка эта так и осталась единственной, а потому «Матрёнин двор» стоит несколько особняком как в творчестве Солженицына, так и во всей русской литературе XX века .

2. Главная героиня - Матрена.

Наряду с публицистической остротой в произведении присутствует художественная глубина. Вечные проблемы духовности, внутренней красоты человека раскрываются на примере образа Матрены.

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. Историю «колотной житенки» Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, собирается полный рассказ о нелегком жизненном пути героини. Матрена, по словам односельчанок, "за обзаводом не гналась", одевалась кое-как, "помогала чужим людям бесплатно". Дом старый, в дверном углу у печки Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами главное ее богатство. Из живности колченогая старая кошка, которую Матрена пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Замуж Матрена вышла еще до революции, потому что "мать у них умерла... рук у них не хватало". Вышла за Ефима младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала "ни весточки, ни косточки". На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они "не стояли" не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим, и осталась Матрена одна. За одиннадцать послевоенных лет решила Матрена, что его уже нет в живых. У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и Матрена взяла к себе младшую девчонку Киру, воспитала ее. Пенсию Матрена не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе "за палочки". Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят, да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила "добра", не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку никогда никому Матрена не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. "Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь", да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее, нет, "меж трактором и санями понесло Матрену". То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее .

Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Матрене была присуща врожденная деликатность, она боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала "С Богом!".

Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая. Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувства радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Одна из главных авторских оценок - «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын, работала она не на заводе - в колхозе… И на старости лет не знала Матрена отдыха Никогда не была ей работа в тяжесть, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Солженицын - отличный портретист. В своем произведении писатель не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее, к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь. В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины — наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко — “потерянная старуха”, измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием — дружно осуждали за это.

Но героиня погибла, и оказалось, что осиротели все, что, рухнула моральная опора села. В ней был запас сострадания к людям, доброты и достоинства, которые исчезают в мире. Так, возрождая многие забытые традиции русской классической литературы и, прежде всего, интерес к типу жалостливого, бескорыстного, совестливого страдальца за грехи всех, за неправедность многих душ, праведника и даже юродивого с его немой молитвой, Солженицын создал характер крестьянки Матрены. Он напомнил читателю, что эти слабые, беззащитные, наделенные даром молитвы люди играли исцеляющую, «санитарную» роль, вбирали в свои души грубость, жестокость, грязь и бездушие мира. Так Солженицын изобразил народный характер человека через линию добра и зла, отображая в героях своего рода подвижнический характер.

3. Рассказчик Игнатьич и Матрена.

Рассказчик автобиографический персонаж. Матрена называет его Игнатьичем. Отбыв ссылку в "пыльной, горячей пустыне", он реабилитирован в 1956 г. и пожелал жить в деревне где-нибудь в средней полосе России. Оказавшись в Тальново, он поселился у Матрены, преподавал математику в школе. Лагерное прошлое проступает во всех его поступках и желаниях: уйти от посторонних глаз, от любого вмешательства в свою жизнь.

Командир батареи капитан Солженицын не вернулся с войны в 1945-м, "задержался" в тюрьмах, лагерях и ссылке на одиннадцать лет. Он освободился вместе со всею политической ссылкой, распущенной в апреле 1956, и в июне уехал в Россию.

Во Владимире дали учителю Солженицыну направление в Мезиновскую среднюю школу Курловского района, математиком, а поселился он в двух километрах, в деревне Мильцево, у Матрены Васильевны Захаровой, "на матренином дворе".

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, на нем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда.

Матрена - сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает "образованность" рассказчика, уважает его за это, старается угодить постояльцу, варит ему в отдельном котелке картошку покрупнее, а сама ест мелкую. Автор ценит в Матрёне её деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие.

При внимательном рассмотрении можно обнаружить общее в героине и рассказчике. Это - сострадание, сочувствие людям, душевное благородство. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает, поэтому и автор видит духовную красоту своей хозяйки за её неказистой внешностью, восхищается её умением любить жизнь. Замечательна в связи с этим фраза Солженицына: "У тех людей всегда лица хорошие, - что в ладах с совестью своей". Вот почему он до мельчайших подробностей описывает хлопоты Матрёны, накатывающей на сани тяжёлые брёвна. В тот момент мы впервые видим не ту Матрёну, которую несправедливо обидела судьба, обделила власть, обманули родные, - вызывающую жалость, а ту, которая, вопреки всему, сохранила способность любить и делать добро, - сильную и счастливую .

Особенность "Матрёниного двора" заключается и в том, что главная героиня раскрывается не только через восприятие постояльца и не только через его личные отношения с хозяйкой. Читатель узнаёт Матрёну, наблюдая за её участием в происходящих событиях, в описании которых слышится голос автора, но ещё отчётливее звучит он в обрисовке того, что происходит на глазах рассказчика. И они становятся почти неразличимыми. Именно автор позволяет увидеть героев в экстремальных условиях, когда активно действующим лицом становится повествователь. Образ рассказчика тесно связан с образом автора, родственен ему.

Если в первой части произведения всё повествование о Матрёне дано через восприятие автора, то во второй героиня рассказывает о себе сама.

И Игнатьич, человек многоопытный и ученый, не сразу понял Матрену, и оценил ее по-настоящему лишь после смерти.

Судьба Матрены, о которой она не сразу, не считая ее интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет Игнатьича.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа.

4. Изображение деревни.

Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни.

Постепенно произошла здесь подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и рада не была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев - «то за точкой, то за запятой». А более опытные в жизни соседки подвели итог ее пенсионным мытарствам: «Государство - оно минутное. Сегодня, вишь дало, а завтра отымет».

Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни - нравственных устоев и понятий. «Как получилось, горько размышляет автор, что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрёна умирает и “погибает” вся деревня: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

В связи с этим выводом следует признать, что взгляд Солженицына на деревню тех лет отличается суровой и жестокой правдой. Если учесть, что 50-60-е годы «деревенская проза» в целом еще видела в деревне хранительницу духовных и нравственных ценностей народной жизни, то отличие солженицынской позиции очевидно.

5. Тема праведничества.

Праведник, - объясняет словарь С.И. Ожегова, - во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

К теме праведничества, излюбленной в русской литературе второй половины XIX века, Солженицын подходит деликатно, ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та — мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини. Вместе с тем Матрёна не типический образ, она не похожа на других “тальновских баб”, живущих материальными интересами. Она из тех “трёх праведников”, которых так трудно найти. По мнению В. Гурьева, своим рассказом писатель сделал удачную попытку к возрождению житийной литературы.

«Не стоит село без праведника» - народная мудрость. Смысловой акцент пословицы такой: если есть село, то есть и праведник, и на нем ведь мир крестьянский держится.

А.И. Солженицын написал рассказ, как будто переставив акценты в пословице: важнее всего - что село «не стоит», именно потому, что не на ком, не на чем держаться, ибо ныне праведника не ценят - и он погибает.

6. Два названия рассказа.

Крестьянский двор - это всё хозяйство, и на дворе, и в избе; и все люди, кто живет здесь, и порядок, уклад жизни хозяев, их нравы. Это семья, то есть не только хозяйство, но и человеческие отношения. А еще это двор среди других дворов - в крестьянском мире. В кульминации рассказа Матрёнин двор, двор бескорыстия, праведности, разрушается, и в рассказе это обретает символический смысл.

Название рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор" можно истолковать по-разному. В первом случае, "двор" - уклад жизни Матрёны, её хозяйство. Во втором случае слово "двор" акцентирует внимание читателя на судьбе самого матрёниного хозяйственного двора. В третьем случае - "двор" символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.

В третьем значении трагизм наиболее велик, так как речь идет о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека.

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить доброту и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор»

Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

"Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша".

Последние фразы рассказа расширяют границы "матрёниного двора" (как личного мира героини) до масштабов человечества.

В своем рассказе А.И. Солженицын поведал нам об одной из праведниц, благодаря ясной душе которой Россия жива и продолжает стоять посреди мира, несмотря на всю расхристанность и бесприютность. В этом заключается смысл первоначального названия произведения - «Не стоит село без праведника». Однако и заголовок «Матрёнин двор», данный рассказу А.Т. Твардовским, прижился, потому что за ним видится не участок в несколько соток, а земля наша русская со всеми её бедами и болями, печалями и радостями, злодеями и праведниками…

7. Значение, судьба рассказа.

«Матрёнин двор», написанный летом 1959 года и пролежавший около трёх лет недвижно, увидел свет в «Новом мире» в январе 1963-го. Годом раньше случилось редакционное обсуждение, где решили, что затея бесполезна, печатать «Матрёну» невозможно: уж больно жалка в рассказе деревня, живут там одни вурдалаки и слишком торчит христианская линия — непонятно, зачем делали революцию. А. Т. Твардовский, однако, усмотрев сходство с моральной прозой Л. Н. Толстого (и считая это плюсом), просил автора не становиться идейно-выдержанным писателем, не писать такое, что идёт без заминки. Вытащить «Матрёну» на страницы журнала суждено было? «Ивану Денисовичу»: «Такова была сила общего захвала, общего взлёта, — писал А. И. в „Телёнке“, — что в тех же днях сказал мне Твардовский: теперь пускаем „Матрёну“! „Матрёну“, от которой журнал в начале года отказался, которая „никогда не может быть напечатана“, — теперь лёгкой рукой он отправлял в набор, даже позабыв о своём отказе тогда!» Проницательно скажет Анна Ахматова: «Удивительно, как могли напечатать? Это пострашнее „Ивана Денисовича“? Там можно всё на культ спихнуть, а тут? Ведь у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги?» К. И. Чуковский, познакомившись с «Матрёной», написал: «Я понял, что у Льва Толстого и Чехова есть достойный продолжатель». Сам автор радовался новой публикации даже больше, чем выходу «Ивана Денисовича». «Там — тема, а здесь — чистая литература. Теперь пусть судят!» И судьи не замедлили заявить о себе. Совсем скоро новомирские рассказы Солженицына именовались в центральных газетах «злостным очернительством»; журнал называли «сточной канавой, собирающей всю гниль в литературе». Бдительный цензурный взор разглядел в «Матрёне» печать безысходности, пессимизма и затхлости. Партийные сердца испытали душевную горечь: ведь автор исказил историческую перспективу. Чуткие к перемене погоды собратья по перу требовали отчёта о революционных изменениях крестьянского сознания. Столичные критики громили учителя-постояльца, так и не сумевшего очистить хозяйскую избу от мышей и тараканов. Рассказ о праведнице Матрёне (это слово крайне раздражало партийных рецензентов) был вытеснен из всех издательских планов, а в 1974-м подвергнут (вместе с остальными публикациями писателя) изъятию из всех государственных библиотек. Стране понадобилось пятнадцать лет, чтобы вернуться к высокой и пронзительной правде «Матрёнина двора».

Заключение.

Мерой всех вещей у Солженицына выступает все-таки не социальное, а духовное. «Не результат важен… а дух! Не что сделано - а как.

Не что достигнуто - а какой ценой», - не устает повторять он, и это ставит писателя в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Вот об этом - о ложных нравственных основаниях общества - бьет он тревогу и в рассказе «Матренин двор».

Словосочетание «Матрёнин двор», заменившее первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника» не только не стало ущербной заменой, но подарило произведению дополнительную многозначность.

Матрёна - героиня рассказа, не смотря ни на что, «просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Она, по мысли автора, «прирожденный ангел» - праведник. О праведности героини писали и пишут литературоведы. Приведем один из достойных выводов: «Матрёна Васильевна претерпевает муки и совершает праведные дела в пределах бытовых координат колхозной деревни. В этом-то и открывается святость Матрёны Васильевны - в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности.

Матрёна - неканоническая святая. В центре рассказа - житие праведницы и великомученицы эпохи "сплошной коллективизации" и трагического социального эксперимента над целой страной. В том, что этот вечный тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда автора на духовное выживание народа.

Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.

Список использованной литературы.

Все цитаты приводятся по изданию: Солженицын, А.И. Матрёнин двор /Хрестоматия по литературе для учащихся. - М, 1997.

  1. Беляева, Н. Уроки Солженицына Читаем «Матрёнин двор» / Литература. - 2008 . - № 22
  2. Гурьев, В. Восхождение к Нагорной проповеди.../
  3. Еремина, Т. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор в 11 классе»/
  4. Литвинова, В.И. «Жить не по лжи»: Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. - / [Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. - Абакан, 1997]
  5. Сараскина, Л. Дом для Матрёны / Литературная газета,
  6. Тюрганова И.К Анализ рассказа “Матрёнин двор” /
  7. Чалмаев, В.А. Жизнь и творчество. М., 1989

Тема: «Не стоит село без праведника».

Цель: глубоко проанализировав рассказ Солженицына «Матрёнин двор», помочь

учащимся сделать правильные нравственные выводы, увидеть

художественное мастерство писателя;

развивать навыки самостоятельного осмысления текста художественного

произведения, устную речь, умение работать с книгой;

воспитывать нравственные качества, стремление быть полезным

людям, гуманным, сострадательным;

1. Орг.момент.

2. Слово учителя о трудностях времени тоталитарного режима в стране в 50-е годы,

когда государство практически обезличивало людей, делало их равнодушными, не способными к состраданию. А.И.Солженицын был одним из первых, кто смело и открыто заговорил об ужасах лагерной жизни и о разложении души человеческой.

В чём же мастерство писателя?

Это мы узнаем, пролистав рассказ «Матрёнин двор». Но сначала немного о писателе…

3. Биографические сведения о Солженицыне.

4. Анализ рассказа «Матрёнин двор»:

Основа рассказа «Матрёнин двор».

Основные приёмы характеристики: примеры из текста!

Портрет Матрёны - улыбка «У тех людей всегда лица хороши,

кто в ладах с совестью своей»

(приёмы характеристики - речь - какие новые слова узнали? С

к ужоткому – к ужину, любота – красота,

молонья –молния, порция - порча

поступок, косвенная хар-ка, авт. хар. (2)

Художественные детали – изба, фикусы, кошка, коза, мыши, тараканы.(3)

История жизни (4)

вывод: Все испытания жизни закалили Матрёну.

Матрёна в системе других образов. (5)

вывод: У Солженицына главное не социальное, а духовное (6)

(не результат важен, а дух…)

О ложных нравственных основаниях общества бьёт тревогу

Отношение жителей деревни к Матрёне (сёстры, подруга, золовки, Фаддей)

Судьба человека в тоталитарном государстве. (7) (колхоз)

Сцена похорон (плачи, поведение, мысли людей во время поминок)

вывод: Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств ? (8)

Монологи ребят по данному выводу (9)

Суровая и жестокая правда 50-60 лет (деревня перестала быть хранительницей

духовных и нравственных ценностей)

Смысл названия (11) Первоначальное название рассказа –

«Не стоит село без праведника» несло в себе основную идейную нагрузку.

Но Твардовский предложил ради публикации более

нейтральное название – «Матрёнин двор». Но и в этом

названии есть глубокий смысл:

Матренин двор - Матренин мир - особый мир праведника

Она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное…

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице. Не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Так кто же такой праведник?

В прошлом веке это понятие было в чести, так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Больше того, оно приобрело иронический оттенок:

По словарю Ожегова – кто такой праведник? (12)

ВЫВОД: «…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца» - «Архипелаг ГУЛаг»

5. Слово Солженицына – статья «Жить не по лжи!» (13)

Писатель призывает каждого из нас жить по совести, жить по правде.

« Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара».

Автор убежден, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

И заканчивает свою статью словами пословицы:

«Одно слово правды весь мир перетянет»

6. ВЫВОД: Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7. Дом.зад. : по одному из высказываний на доске составить развёрнутый ответ на вопрос.

Село тем и отличается от города, что оно более патриархально и архаично. Рождающиеся здесь явления встречают в деревне, часто подозрительно и неприветливо, считая чем-то дурным, идущим не от бога.
Да мне можно возразить, мол город несет не только дурное влияние и что есть в идущем оттуда много положительного, например, того же водопровода, канализации и еще много чего хорошего. С этим утверждением, пожалуй, не стану спорить, ибо рискую затеять ненужную полемику. Хочу сказать вот о чем, эта архаичность не всегда отрицательна: деревенская среда она мягче добрей и наивней всегдашней городской сухости и сама почва для праведной жизни тут немного мягче.К тому же, сама Русь напоминает прежде всего сельскую местность: крестьянин-мужик, баба, земля и вера и т.д. Чтобы не случилось в жизни, плохое или хорошее, а вера прежде всего: забудешь сегодня помолиться, пообщаться с богом, как умеешь, то завтра
обязательно скажешь:«С Богом иди». И так в истории нашего народа
всегда и было ведь, все тысячи лет, от князя Владимира до наших дней. И так было правильно, ибо вера помогает жить в самые трудные времена.
Еще одной чертой нашего многоликого народа является радушие и безобидный нрав.
Суровы к врагам, милосердны к побежденным и готовы снять последнюю рубаху и снести горницу родного дома для просящих. Да это именно про нас и даже самые заядлые наши неприятели с этим утверждением в полный голос соглашаются. Здесь можно перечислить еще множество признаков и черт типичного русского обывателя из сельской глубинки, но достаточно будет сказать, что все они и
перечисленные, и не упомянутые воплощены в образе главной героини рассказаАлександра Исаевича Солженицына созданного в 1959 году «Матренин двор».Героиня Солженицына не первая народная героиня в русской литературе. Это
типичная крестьянка, каких было и в жизни, и в книгах достаточно. Присущие ей черты,такие как трудолюбие и страдания, мы видим в стихах Николая Некрасова, например,написанных веком ранее, однако, на мой взгляд, то что жизнь и гибель Матрены Васильевны, описаны очевидцем, ведь у героини был реальный прототип, дает нам возможность оценить ее праведность, народность и приглядеться к жизни таких: одиноких людей еще ближе не так ли???
В чем же заключается жизненный подвиг Матрены Васильевны и ее праведность??? На мой взгляд ответ на поставленный вопрос, прост: Матрена Васильевна проста и бесхитростна. Не берет денег за труд, в котором по словам автора «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа-работа» не сильно хлопочет за свою пенсию, даром отдает горницу и делает шаг к гибели: своей и своего дома, это тем более контрастно на фоне непонимания, остальной части окружающих героиню людей, о чем и говорит Солженицын в конце рассказа: «Не гналась за обзаводом…Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая есть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно- она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка,фикусы.Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, безкоторого, по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся наша земля». Большое место в рассказе уделяется символам, которые очень просты и доступны читателям: так, колченогая кошка - это во многом сама Матрена Васильевна,исчезновение кошки, животного охраняющего дом от мышей, разной нечисти сам по себе дурной признак для дома и хозяев. Сами мыши, которые начали особо сильно шуметь за обоями, это родственники героини, стремящиеся поживиться тем немногим, что осталось после ее смерти. Нельзя упомянуть козу, которая, в данном случае еще и отображение скромности. Но самым главным символом остается разрушение дома и горницы,окончательное искоренение домашнего очага, остатков семейного тепла и воспоминаний
Если сравнить рассказ с историей Ивана Денисовича, то несмотря на явно
автобиографичность обоих произведений, то «Один день…» уделяет куда больше внимания к истории самого Солженицына чем «Матренин двор», где автор лишь свидетель потрепанной, но не сломленной человеческой судьбы (Матрена Васильевна полна решимости жить, хоть и понимает, что не долго ей осталось быть на этой земле) о нем самом известно не очень много, как и автор прошел войну, систему исправительных лагерей, выйдя на свободу ищет себя и учительствует. Сходство Ивана Денисовича и Матрены Васильевны в уважении к труду, в стремлении быть честным перед собой в стремлении жить, различие же в их в социальном положении, в круге их общения и образе
жизни.Игнатич-как называет рассказчика хозяйка дома, уважительно относится к хозяйке,но при этом мало принимает участия в ее судьбе, не принимая участия ни в краже торфа,ни в помощи по хозяйству, ни в огороде, больше примеряя роль, стороннего наблюдателя,что тоже не слишком правильно. Матрена Васильевна Григорьева, простая русская крестьянка, прожившая жизнь в горе, заботах и тяжком крестьянском труде, является одним из символов русского народаи крестьянства. Сама ничего не имея и не желая, она стала жертвой скупости-скупости своего деверя и родни которая оказалась просто неспособной понять праведническуюмиссию этой необычной и сильной женщины.
Солженицын вывел образ сильного духом и чистого сердцем героя, живущего в условиях тоталитарной страны, когда власти мало интересовались судьбой простого народа, во время постоянных притеснений, когда многие люди становятся доносчиками,преступниками и т.д. Героя сумевшего сохранить доброту и душевность.

Рецензии

Иван, несомненно интересно, хотя и напоминает аналитическое школьное сочинение после прочтения произведения, но читать о праведной миссии деревенских баб интересно, молодец, что затрагиваешь народные корни и истоки, в том история наша и объяснение многих проблем современности. Кое- что живо в деревне и сегодня, хотя, если честно, деревня спивается и теряет свои лучшие качества и традиции, в том числе и свою духовность и праведность.

Есть энтузиасты среди молодежи которым интересна глубинка традиции и культура,что меня как природного сельчанина радуют.А вообще да в большинстве случаев все с этим плохо. Слышал что в некоторых странах вообще их не осталось.Спасибо вам за отзыв. Мне очень приятно)