Презентация музыкального уголка в первой младшей группе. Создание музыкальной предметно- развивающей среды в группе детского сада консультация для воспитателей


Остановимся на особенностях проектов, наиболее часто встречающихся в современной образовательной практике. Согласно определению, приведенному в пособии по проектированию, подготовленном специалистами компании Microsoft, учебный проект - это «организационная форма работы, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов» (СНОСКА: Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-е изд испр - М-, 2004. - С. 5). Такие проекты реализуются в ходе совместной (учебно-познавательной, исследовательской, игровой) деятельности учащихся, носящей характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников проекта. Эта деятельность имеет общую цель и согласованные способы деятельности.

По проблеме использования проектов в системе школьного обучения имеется широкий круг литературы, созданной специалистами с многолетним опытом реализации учебных проектов. Кроме того, обширную информацию по этому поводу можно найти в поисковых системах Интернет. (Список литературы и адреса некоторых сайтов приведены в конце главы.) На основании обобщения этого материала можно выделить характерные особенности и универсальные этапы и процедуры, которые определяют суть и специфику данного вида проектов.

Современный учебный проект сочетает в себе образовательные возможности и исследования, и эксперимента. Для педагога основным содержанием учебного проектирования является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения) на основе проектной деятельности. Для учащихся - самостоятельная реализация учебного проекта. Учебные проекты используются сегодня практически на всех ступенях непрерывного образования: школьного, вузовского, последипломного, неформального.

формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается по нескольким параметрам. По месту - школьный, внешкольный. По масштабу субъекта, непосредственно участвующего в проектной деятельности: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться для реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. гт0 территории распространения: международный, внутришкольный, межвузовский, сетевой. По содержанию - предметный, межпредметный, междисциплинарный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности - исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

В учебном проектировании сфера приложения преобразовательной активности учащихся контекстно задана предметной областью (отдельным предметом) или учебной проблемой, носящей межпредметный характер. Так, в условиях школьного обучения можно осуществить исторический, литературный, географический, языковой проекты. А можно в рамках темы «Путешествие» или «Приключение» одновременно затронуть такие области знания, как история, география, экономика, право, культура, экология.

По свидетельству современников, в 20-е гг. XX в. в рамках использования метода проектов структура любого проекта включала следующие обязательные этапы.

1. Формирование стимула, определяющего весь ход трудового процесса как следствия намеченной цели, причем исследовательский стимул в обязательном порядке инициировался общественной средой.

2. Составление пошагового плана (индивидуально, группой, коллективом). План предусматривал, что каждый из шагов должен делаться самостоятельно, но при поддержке учителя. Самостоятельно проводились наблюдения, сбор и обработка материала, Делались выводы по результатам работы. При этом широко использовались такие формы, как игра, артистическое изображение, активное общение (СНОСКА: Ягодовский К. П. Исследовательский метод в школьном обучении. - М., 1929).

Выполнение плана при «разветвляющейся активности» участников;

4. Критика исполнения.

Современная организация учебных проектов, по сути, предполагает ту же логику.

1. Тема учебного проекта может быть инициирована самими школьниками (студентами) на основе изучения действительности.

В рамках школьного проектирования способы изучения (исследования) окружающего мира, которые педагог предлагает учащимся, могут быть самыми разными. Это зависит от степени профессиональной, методической, исследовательской готовности педагогов к проектированию. Педагог призван помочь в оптимальном подборе и использовании диагностического инструментария в зависимости от возраста, уровня образования, опыта участников проекта.

При выборе тематики важно учитывать ее социальный контекст. Американские педагоги, стоявшие у истоков введения проектирования в школьный обиход, справедливо заметили, что целевой акт, каким является всякий проект «требует... наличия общественной среды как для практического выполнения проекта, так и для сравнительной оценки предлагаемых проектов»... В силу этого «воспитание, опирающееся на целевой акт, успешнее подготавливает ребенка к жизни» (СНОСКА: Килпатрик В. Х, Метод проектов. - Л., 1925. - С. 15-18.).

Уже с первых шагов применения проектов в обучении было замечено, что стимул цели обладает значительной силой, и если он подкрепляет стимул действия, напряжение и интерес к познанию усиливаются. Так, Е. Коллингс, анализируя в 1920-х гг. опыт работы американской школы по методу проектов, писала о том, что детям интересно знать все: как м-р Чез стрижет своих овец, как м-р Ланг делает патоку, как м-с Гини выращивает такие красивые цветы, как гусеница превращается в бабочку, как паук ткет паутину. Дети стремятся к изготовлению школьного фартука, кукольного платья, тетрадей для фотографий, тачки, к высадке цветочной рассады, разведению цыплят, выращиванию дынь и др. (СНОСКА: См. подробнее: Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М, 1926)

В одном из журнальных обзоров проектной деятельности конца 1920-х гг. обращалось внимание на то, что неслучайно так много проектов связано с занятиями географией. География всегда захватывает детей, стремящихся не только узнать новое о жизни других народов, но и пережить какие-то перемены в своей обстановке, совершить своего рода путешествие по неизведанным странам, испытать ряд приключений.

Очень важно понимать, что проект даже при полной поисковой свободе, предоставленной его участникам, не станет носить произвольного характера, но будет обусловлен действительным состоянием окружающего мира и имеющейся социальной потребностью в его изменении. В силу этого проведение предпроектного исследования можно сделать весьма увлекательным и полезным для всех его участников.

Приведем пример из английской образовательной программы по статистике для школьников (начало 1990-х гг.). В рамках учебного проекта «Продажа сандвичей» было организовано самостоятельное изучение каждым учеником предпочтений своих соседей по кварталу в выборе сандвичей определенного типа. Для этого каждому была выдана формализованная анкета для проведения мини-опроса. Далее требовалось обработать полученные результаты и, используя простейшие статистические методы, подготовить их наглядное представление в виде диаграмм различного вида. На этой основе возможным стало сделать вывод о перспективности продажи тех или иных видов сандвичей в определенных точках прилегающей к школе и месту жительства школьников территории. Ученики воочию убедились в преимуществе использования статистических методов для решения практической задачи. Кроме того, они получили возможность развить свои коммуникативные навыки, аналитические и графические умения. Таким образом, проект приобрел вполне реальную, практико-ориентированную точку отсчета, основанную на информации о потребностях жителей, позволил закрепить знания, полученные на занятиях в школе.

Для учителя в данном случае важно было соотнести содержание проектной деятельности детей с содержанием школьного образования.

Возможна и другая отправная точка. Непосредственному включению учащихся в учебный проект предшествует серьезная предпроектная работа учителя, которому предстоит провести поиск подходящей для проектного задания темы в предметном (межпредметном) пространстве. Поле этого поиска для педагога, как правило, ограничено рамками учебного раздела, темы или курса. Тема рождается из ключевых проблемных вопросов, на которые, по мнению преподавателя, учащиеся должны найти ответ, чтобы освоить тот или иной фрагмент (раздел) предметного содержания. Кроме того, учителю следует оценить, каков педагогический потенциал задуманного учебного проекта. То есть какие педагогические цели могут быть достигнуты в результате его реализации, какие решены задачи, какой предметный и личностный продукт получен.

С. Ч. Паркер в книге «Общие методы обучения в начальной школе» (СНОСКА: Паркер С. Ч. Общие методы обучения в начальной школе. - М., 1926. - С. 126) дает перечень интересов учащихся, на которые может опираться школьная практика:

· интерес к приключениям и романтическим положениям;

· интерес к деятельности людей и животных;

· интерес к ритму, рифме, звучности и пению;

· любопытство, изумление, интерес к загадкам, задачам и умственной работе;

·

· коллекционерский интерес;

· интерес к играм;

·

интерес к выражению своих чувств, мыслей, а также к взаимному общению;

· влечение к ручному труду и физической деятельности;

· коллекционерский интерес;

· интерес к играм;

· подражательная игра (точнее было бы, наверное, стремление к подражанию. - Замеч. авторов).

2. Дальнейшая логика организации проектной деятельности такова. Тема проекта предлагается учащимся в самой общей формулировке. Назначаются сроки работы над темой. После этого каждому предстоит найти в ее границах свою проблему, свой вопрос, обозначив тем самым будущий индивидуальный вклад в проектную деятельность и конкретизировав для себя тематику работы. Таким образом, основная тема (проблема) начинает разветвляться. Далее в ходе общего обсуждения выбирается такое название проекта, которое было бы интересно и близко участникам в соответствии с их возрастом и фантазией, отражало бы суть работы над проблемой и служило бы своеобразной визитной карточкой совместной деятельности.

3. Для организации последующей работы обычно формируются творческие группы (или мини-группы по 2 - 3 человека), что не исключает возможности выполнения в рамках проекта индивидуальных заданий. В результате внутригруппового обсуждения выдвигаются гипотезы (варианты) работы над проблемой, составляется развернутый план совместных действий, конкретизируется вклад каждого участника в проектную деятельность, производится «ревизия» имеющихся и необходимых теоретических знаний и практических умений, определяется вид конечного проектного продукта. Обсуждаются требования к его качеству и возможная форма представления.

На этом этапе со стороны учащихся должны возникать информационные запросы в адрес педагога, касающиеся источников получения необходимых исходных и дополнительных сведений для работы над проблемой, а также регламента деятельности в проекте. Задача учителя - предоставить учебно-методические материалы, обеспечивающие полноту охвата проблематики, разъяснить содержание и специфику работы в проекте, если это первый подобный опыт учащихся, а также оказать консультативную помощь, связанную с поиском литературы или получением доступа к Интернет-ресурсам.

4. После этого начинается непосредственная самостоятельная работа над реализацией проекта, в которой сочетается индивидуальная и групповая деятельность. Эта работа может проходить в рамках учебных занятий в соответствии со временем, предназначенным для изучения темы, а также во внеурочное время (скажем, если речь идет о проведении полевого исследования, опроса, посещения музея или библиотеки).

Учителю необходимо предусмотреть формы работы, в рамках которых учащиеся смогут обмениваться друг с другом и с педагогами полученными впечатлениями, промежуточными результатами, тем самым получая обратную связь для коррекции своей деятельности. Это могут быть проблемные семинары, дискуссии в группах, лабораторные работы, различные виды имитационного моделирования, использование возможностей электронной почты и др.

5. Обобщение самостоятельно подготовленных в ходе проектной активности материалов позволяет получить в итоге некий интегративный продукт в форме творческого отчета, тематического выпуска газеты, коллективного научного доклада, компьютерной презентации, веб-сайта, инсталляции. Этот продукт представляется на общее обсуждение и оценку в соответствии с заданными на начальном этапе критериями.

6. Защита проекта - всегда событие в жизни учащихся, поэтому следует заранее подробно обсудить ее ход и оформление, а также дать возможность каждому участнику внести свой вклад в ее подготовку. Желательно четко регламентировать время и процедуру презентации результатов проекта, а также ту часть, которая связана с вопросами, дискуссией и оценочными суждениями.

7. Обязательным процедурным моментом, завершающим учебный проект, является итоговая рефлексия, помогающая оценить, что из задуманного в проекте удалось, а что нет. Каков был индивидуальный и групповой вклад в решение проблемы, каковы перспективы развития проектной деятельности в рамках темы, предмета, на межпредметном уровне, чему проект научил его участников.

Упорядочить работу учащихся и педагога помогает составление памяток, перечня этапов, плана работы над проектом. Например, обозначение этапов работы на стороне преподавателя и учащихся может выглядеть так.

1. Введение учащихся в проектную деятельность.

2. Определение и утверждение тематики проектов.

3. Составление графика работы над проектом.

4. Подбор и анализ литературных источников.

5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).

6. Контроль за оформлением проекта.

7. Организация и проведение предзащиты проекта.

8. Контроль за доработкой проекта.

9. Защита проекта.

10. Подведение итогов проекта.

12. Получение информации о проекте.

13. Выбор темы проекта.

14. Составление индивидуального графика работы.

15. Обсуждение хода выполнения проекта.

16. Оформление проекта.

17. Предзащита в группе.

18. Доработка проекта.

19. Защита проекта.

Предметная сфера и возрастной диапазон применения проектов в системе школьного образования практически ничем не ограничены. Можно найти примеры обучения в режиме проектирования и в начальном, и в среднем, и в старшем звене обучения.

Например, в ходе разработки экологического проекта «Мое животное» для учащихся начальной школы (дополнение к учебной программе по природоведению) перед детьми ставится вопрос: не наносим ли мы вреда животному, когда берем его в свой дом? Цель работы: изучение жизни домашних животных с человеком и возможностей ее улучшения. Задачи: научить самостоятельно собирать необходимую информацию, проводить наблюдения за жизнью, и поведением домашних животных, выработать практические рекомендации по улучшению и оздоровлению их жизни.

В качестве объекта наблюдения каждый учащийся выбирает домашнее животное: кошку, собаку, хомяка, рыбок. Работа ведется в группах по подтемам («Золотая рыбка в нашем классе», «Золотистый хомячок», «О Жучках и Мурках») на основе опорных вопросов. Итогом проектной работы становятся: газета, альбом, инсценировка, плакат, кодекс правил поведения с домашними животными (СНОСКА: Из опыта московского учителя Н. Д. Мореновой, представленном на сайте Московского института открытого образования: www.mioo.ru).

Другим примером может служить организация учебных бизнес-проектов (СНОСКА: См. там же: Из опыта Маломинусинской школы) для учащихся X класса на основе связей курсов «Введение в бизнес» и «Основы экономики», изучаемых учащимися X класса одновременно. Проектные задачи, которые ставит учитель после начального этапа обучения, связанного с овладением терминологией, формированием начал экономического мышления, знакомством с основными законами, направлены на развитие самостоятельности, приобретения коммуникативных навыков.

Поскольку бизнес-проекты создаются по разным отраслям и сферам человеческой деятельности - от создания кафе или магазина до малого предприятия производственного и ремонтного профилей (СНОСКА: Примеры проектов: «Загородное кафе», «Ремонтно-строительная бригада», «Магазин товаров для детей», «Продовольственный магазин», «Интернет-клуб»), старшеклассники получают возможность вплотную соприкоснуться со взрослыми проблемами, приобретают навыки решения практических задач, актуальных для современного человека, сталкиваясь при этом с вопросами экономики, психологии, безопасности жизнедеятельности. В ходе проектирования учащиеся понимают, что в социально-экономической жизни есть много проблем, не имеющих однозначного решения.

Метод проектов в этом случае может быть эффективно использован в ходе гимназических практик, являющихся частью учебного процесса. Организационно-управленческие процедуры, обеспечивающие проектирование, включают в себя:

· выбор классов для проведения практик;

· изучение педагогами метода учебных проектов и формирование команд авторов, разрабатывающих интегративные курсы;

· согласование целей;

· планирование и корректировку процесса обучения;

· создание программ интегративных курсов по предметам, близким по своей тематике.

Например, в одной из гимназий г. Екатеринбурга на стыке таких предметов, как биология, ОБЖ, человек и общество, физкультура, концентрирующих внимание на здоровье человека, здоровом образе жизни, преодолении вредных привычек и зависимостей, возник учебный проект «Просто скажи «нет»!», затрагивающий проблемы наркомании. В его рамках школьники провели социологическое исследование, поиск информации в библиотеке и базах Интернет, организовали исследовательскую работу в группах по проблеме, обсудили результаты проделанной работы на семинаре (СНОСКА: Из опыта работы гимназии № 176 г. Екатеринбурга).

1. На сайте Московского института открытого образования www.mioo.ru размещена коллекция учебных проектов. Познакомьтесь с этой коллекцией, проанализируйте 2-3 проекта для разных возрастов и по различной тематике.

Охарактеризуйте их педагогический потенциал: на развитие, воспитание, формирование каких свойств, характеристик учащихся они направлены; насколько отвечают требованиям к проектной деятельности.

2. Ниже приведено схематическое описание учебного проекта, проведение которого запланировано педагогом на конец третьей четверти в VII-VIII классах.

Тема «The USA», проблема «The most interesting facts» (Наиболее интересные факты) (СНОСКА: По Интернет-материалам К. З. Аркелян, Москва).

Цели: формирование кросскультурной грамотности, пополнение знаний по страноведению, формирование навыков работы с большими объемами информации, развитие критического мышления.

Учебные задачи: развитие коммуникативных умений, расширение лексического запаса, активизация творческих способностей и интереса к предмету.

Формат проекта: по субъекту - групповой, по времени - среднесрочный, по содержанию - межпредметный, по характеру приоритетной деятельности - исследовательский.

Организационная логика.

· Разделение учащихся на группы.

Выбор интересующей темы (исторические события, достопримечательности, «дикий Запад», символы Америки, праздники: День святого Валентина, хеллоуин, Рождество). Распределение ролей для участия в игровой ситуации посещения нашей страны американской делегацией. Учащиеся берут интервью по интересующим их вопросам.

· Этап самостоятельной работы по подбору материала. Посещение библиотек, работа в Интернете, консультации у учителей географии, истории, английского языка. Выбор вида транспорта, на котором «прибудут» в Россию, назначение ответственных за покупку билета, заказ гостиницы, разработку программы пребывания. Репетиция ролей.

· Презентация результатов работы над проектом проходит в форме доклада, ролевой игры, постеров, стенной газеты, радиопередачи.

В дальнейшем полученный проектный продукт предполагается использовать на уроках английского языка.

Можно ли на основе приведенного описания судить о том, проект это или нечто иное? Какая дополнительная информация может вам понадобиться, чтобы дать аргументированный ответ на этот вопрос?

3. В приложении 5 дано описание учебного проекта, выполненного на уроках английского языка в X классе гимназии им. В. В. Сороки (г. Великий Новгород). Он носит название «Fine Arts» и посвящен особенностям современного искусства (СНОСКА: Из опыта работы гимназии им. В. В. Сороки в Великом Новгороде (2004 г.).).

Оцените педагогический потенциал данного учебного проекта. Развитию (формированию, обучению, воспитанию) каких свойств, качеств может, по вашему мнению, способствовать подобный проект? В чем может проявиться его основной результат?

На ваш взгляд, это предметный или какой-то другой вид учебного проекта?

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.



Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.



Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.





Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.











Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.



Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами ДОУ


На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!


В музыкальных уголках должны находиться: Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки








Всевозможные картинки: Книжки-малютки «Мы поем», Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, Иллюстрации по теме «Времена года», Иллюстрации музыкальных инструментов, Картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, Альбомы «Мы рисуем песенку» Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», Графическое пособие «Эмоции




Озвученные музыкальные инструменты и игрушки игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты игрушки-инструменты, издающие только один звук игрушки-инструменты с фиксированной мелодией игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования





Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.


Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Презентация Организации предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста (от 2 до 3 лет)

МБДОУ№ 40

Воспитатели: Кретова Л.Ю.

Глухова А.В.


Групповое помещение условно подразделяется на три зоны :

  • · Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы»;
  • · Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности»;
  • · «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь». А. Макаренко

  • Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.
  • Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек позволяют дошкольникам полноценно развиваться. Предметная среда направлена на обогащение, совершенствование игрового опыта маленьких детей.
  • Основное направление работы:
  • обеспечение психоэмоционального и физического благополучия детей.

· Спокойная зона: «Центр книги»

  • Книга способствует развитию речевых навыков малыша, закладывает первые кирпичики интеллекта, учит образному мышлению, является незаменимым источником новой ценной информации.


  • Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей имеются игрушки и пособия, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.
  • Дидактический стол в группе расположен так, чтобы к нему можно было свободно подойти. Стол наполнен игровыми дидактическими материалами. Такое разнообразие привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.






  • В природном уголке ребята овладевают способами использования предметов для решения практических задач: ухаживают за комнатными цветами, поливают цветы, протирают листья фикуса.



  • Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, пластилин, доски для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Уголок гармонично дополняют репродукции картин, которые меняются в зависимости от времени года.


Зона средней интенсивности : «Центр конструирования»,


  • Для игр с песком мы подобрали совочки, ситечки, формочки, ведерки. А для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде.


  • Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, каталки и игрушки на колесах, мешочки, набитые песком, платочки, ленточки, скакалки.


  • Внимание и интерес ребенка также вызывает музыкальная карусель.
  • Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.
  • Созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные наборы музыкальных инструментов: металлофон, бубен, барабан и звучащие игрушки (говорящий кот, колокольчик, говорящие игры). Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться. Музыка сопровождает занятия, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать и др.)


  • Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, сарафаны, фартучки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ободочки – бантики, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых.


  • Оборудованный театральный уголок с разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр игрушек и др.)
  • аудиовизуальные средства: dvd – проигрыватель, телевизор, диски.


  • В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.



  • Выделены и другие участки комнаты, где дети часто играют или просто находятся. Это «Медпункт», «Парикмахерская» и др.



  • Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы и др.), хранятся в коробке, которая доступна для детей. Использование предметов – заместителей ценно тем, что сам ребенок придумывает воображаемый предмет.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Музыкальная предметно- пространственная среда ДОУ»

Задачи предметно- пространственной музыкальной среды Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами Способствовать получению и закреплению знаний о музыке Стимулировать развитие творческих способностей Развивать любознательность, стремление к экспериментированию Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей

Основные требования к музыкальным уголкам Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов. Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе. Педагогически грамотное руководство СМД детей со стороны воспитателя. Удобное расположение музыкального уголка.

Музыкальные пособия можно разделить на четыре группы: 1. Образные пособия – мягкие игрушки, иллюстрации, пособия типа «ЛОТО» и т.п.. 2. Детские музыкальные игрушки и инструменты, которые в свою очередь делятся на о звученные и не озвученные. 3. Графические пособия – нотное лото, карточки-эмоции, карточки – долгие и короткие звуки, нотный стан, нотная лесенка ступенька, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения. 4. Аудиовизуальные пособия делятся на экранные и звуковые(диапозитивы, компакт диски, фонограммы, аудио и видео кассеты, видео диски).

Образные пособия Портреты композиторов Картинки с изображением музыкальных инструментов Музыкально-дидактические игры

Неозвученные музыкальные инструменты макеты баянов; макеты дудочек; макеты балалаек; макеты барабанов; модель пианино с нарисованной клавиатурой

Озвученные музыкальные инструменты игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики) игрушки-инструменты издающие только один звук (свистульки, дудочки, рожки, саксофоны) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки) игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль, органолы, аккордеоны)

Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты

Перечень материалов для детей раннего и младшего дошкольного возраста куклы-неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка…); набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ; игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки; шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; маски, флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам); ширма настольная с перчаточными игрушками; магнитофон и набор программных аудиозаписей; музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Младшая группа Плоскостные инструменты Барабан с одной палочкой Колокольчики Погремушки Трещотки Кубики Неваляшка Бубен Шарманка

Перечень материалов для детей среднего дошкольного возраста: В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно: металлофон, ложки книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам); фланелеграф или магнитная доска; музыкально-дидактические игры: «Солнышко и тучка», «Узнай и назови», «В лесу», «Мамы и детки», «Что делают зайцы» и др.; атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Колпачок», «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики», «Воробушки и автомобиль» и др.; музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка; атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону; ширма настольная и набор игрушек; музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования.

Средняя группа Металлофон Барабан Ложки Гармошка

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада) Дополнительно к материалам средней группы используется следующее: треугольники, самодельные шумовые инструменты музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта); иллюстрации по теме «Времена года»; портреты композиторов; иллюстрации из «Музыкального букваря»; музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит» и др.; детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям; ширмы: настольная и ширма по росту детей; музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные; атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты.

Старшая группа Скрипка Гармошка Триола Ксилофон Цитра Трещотка Колокольчики

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада) : музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ; портреты композиторов; иллюстрации по теме «Времена года»; альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ; музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные) ;

Набор самодельных инструментов для шумового оркестра музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Алый платочек») атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

Созданная “по законам красоты” среда, способствует пониманию детьми прекрасного, формированию художественного вкуса, естественному образованию у них эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к группе, детскому учреждению, желание посещать его.