Дед мороз имеет снегурочку. Кто такой Дед Мороз? Как появился Санта-Клаус

Предпраздничные дни - суета сует! Все куда-то спешат, жизнь этих людей похожа на большой муравейник. Проезжая мимо огромной питерской толпы, мой водитель обратил внимание на седого старичка - Деда Мороза. Это был не статный мощный в огромной шубе дедушка, а хлюпик! Да, такой образ будет всплывать у тех детишек, которые находились в той толпе. А где же Снегурочка? Вот она, подвыпившая еле плелась за дедом. А откуда взялся образ Деда Мороза и Снегурочки, понятно, что их наверное придумали, я читал, что писатель Островский приложил даже к этому руку. Но все же, кто они? Приехав рано утром в Калугу, я отправил горничную домой, а сам принялся искать информацию про них в глобальной сети. А вот, что я нарыл, с вами поделюсь.
Кто такой Дед Мороз? Любой ребенок, не задумываясь, ответит – добрый старик, который появляется на Новый год, приносит подарки, а взамен просит рассказать стишок или спеть песенку. Ну, может, еще кто-то из детишек скажет, что летает на санях, живет на Севере (или в Великом Устюге, как с недавнего времени стало принято внедрять в сознание подрастающего поколения). А теперь попробуем все-таки еще раз ответить на вопрос - кто же такой дед Мороз? А вот ответ на него поищем гораздо глубже. Языческий Бог.
Россия – страна северная и холода, метели и морозы – дело обыденное. В дохристианскую эпоху люди верили в разных богов. Одно природное явление имело нескольких покровителей, которые в разных местностях назывались по-разному. Так, нынешнего деда Мороза в языческой Руси называли Позвиздом, Зимником, Корочуном. Чуть позже – Дед Трескун. Ив те времена это был отнюдь не добрый дедушка, а довольно злое и жестокое божество. Подарки, кстати, имели место быть, только дарились они не дедом Морозом, а Деду Морозу, чтобы задобрить грозного духа. Тогда, может быть, он сжалиться и не будет убивать холодом.
Образ современного Деда Мороза – собирательный. Что-то у него от языческих богов, а что-то от Святого Николая Угодника, чей прототип принял западноевропейский Санта Клаус. (Святой Николай – созвучно, не так ли?) Именно он приносил детям подарки, причем опуская их в дымоход, именно он творил чудеса и именно его так ждут дети. Кто такая Снегурочка?
Не менее загадочен образ Снегурочки. И если в соседствующих культурах есть разные деды Морозы, то девушки-помощницы нет ни в одной из них. Образ Снегурочки тоже уходит корнями в глубокую языческую древность, когда еще практиковались человеческие жертвоприношения. Опять-таки – по одной из версий – Снегурочка – это человеческая жертва, которую приносили злому Трескуну, замороженная им девственница, погибшая девушка. Иными словами – покойница. Вот вам и «внученька» доброго дедушки. Впрочем, может и хорошо, что эти версии так и не приобрели широкой популярности, иначе к любимым ныне персонажам было бы другое отношение.
Однако много позже появилась другая версия, родившаяся из народной сказки о вылепленной из снега девочке, которая ожила, ведь этого так страстно хотели бездетные супруги. А еще позже появилась пьеса Островского, где Снегурочка – дочка Весны и Мороза, пришла к людям, очарованная их мелодиями и песнями, но не знающая любви. Вот именно с этих литературных источников и укоренился образ Снегурочки, который известен каждому ребенку на просторах необъятного СССР.
С недавнего времени Дед Мороз поменял место жительства и теперь живет в Великом Устюге. Возможно, лет через сто люди забудут, что это всего лишь огромный туристический проект и искренне будут верить, что Дед Мороз именно оттуда родом. И возникнут еще легенды о его происхождении, которые станут во главу угла. А легенды про злого Трескуна с мертвой девочкой Снегурочкой уйдут в небытие.

В отличие от главного новогоднего волшебника, «внучка» не пьет, не приносит подарков, а гораздо выносит на себе перенасыщенного «волшебством» Деда Мороза.

Но кто все-таки такая Снегурочка и какие тайны скрывает этот новогодний образ?

Первая и самая удивительная тайна Снегурочки заключается в ее абсолютной уникальности. Разумеется, современная российская Снегурочка может иметь белорусскую, украинскую и даже казахстанскую сестер, однако, по сути, все они являются продолжение одного образа, окончательно сформировавшегося вместе с советской традицией встречи Нового года.

Так вот, аналогов Снегурочки в мире не существует, если не считать сомнительный образ супруги Санта-Клауса.

Мало того, в отличие от Деда Мороза, Снегурочка не зафиксирована и в русском народном обряде.

Несмотря на это, Снегурка с нами давно - с того самого момента, как в русском фольклоре появилась сказка о девочке из снега, которая ожила.

Фильм «Снегурочка» режиссера Павла Кадочникова. Ленфильм. 1969 год. СССР. На фото: Евгения Филонова, как Снегурочка. Фото: www.russianlook.com

Само собой, на тот момент эта девочка не имела отношения ни к Новому году, ни к подаркам.

По одной из версий, история Снегурочки напрямую происходит из обряда похорон Костромы.

Славянский обряд похорон Костромы представлял собой проводы зимы и одновременно просьбу к силам природы о плодородии земель. По одной версии обряда, чучело девушки топили в реке, по второй - сжигали на костре, как Масленницу. Еще в одном варианте, Кострома насмерть упивалась вином на веселом пиру, что делает ее очень близкой всем любителям застольных новогодних посиделок.

Так или иначе, но с предтечей Снегурочки Костромой расправлялись вполне сознательно. А гибель слепленной из снега девушки во время прыжка через костер - это, если хотите, облегченная версия обрядовой истории.

Если Кострома, являвшаяся по совместительству богиней плодородия, обладала, по мнению славян, довольно противоречивым характером, то Снегурочка изначально выглядела девушкой доброй и наивной.

История восхождения

Перевел Снегурочку из фольклора в литературные персонажи русский собиратель фольклора Александр Афанасьев , который в 1867 году поместил сказки о Снегурочке во втором томе своего исследования «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году драматург Александр Островский под впечатлением работы Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе - бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Здесь-то Снегурочка впервые сталкивается с Дедом Морозом, который оказывается ее... папой. А мамой выступает Весна-Красна, не устоявшая перед мужской харизмой седобородого кудесника. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер.

Интересно, что пьеса Островского была принято весьма холодно, и неизвестно, какая бы карьера ждала Снегурочку, если бы к делу в 1882 году не подключился композитор Николай Римский-Корсаков . Его опера по пьесе «Снегурочка» имела бешенный успех, после чего ледяная девушка начала двигаться к статусу второго новогоднего лица.

Еще в дореволюционный период российские педагоги начинают использовать образ Снегурочки в сценариях рождественские елок. Правда, как правило, речь идет о постановке определенных сцен из пьесы Островского с ее участием. Также фигурки Снегурочки начинают вешать на елку в качестве украшения.

И все-таки на тот момент Снегурочка оставалась исключительно второстепенным персонажем. Решающее преображение наступило в 1935 году, когда в Советском Союзе на официальном уровне стали праздновать Новый год.

Теперь Снегурочка стала «правой рукой» Деда Мороза, посредником в общении между ним и детьми на утренниках. При этом по не вполне ясной причине поменялся их родственный статус. Если у Островского Снегурочка была дочерью Деда Мороза, то в новой версии она предстала его внучкой.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке. Фото: РИА Новости

Хотя нельзя исключать, что данная Снегурочка - на самом деле дочь той, что растаяла во время прыжков через костер. Во всяком случае, у советской Снегурочки склонности к таянию замечено не было.

На праздновании Нового, 1937 года, Дед Мороз и Снегурочка впервые предстали вместе на елке в Московском Доме Союзов. Интересно, что тогда Снегурочка представала в образе маленькой девочки и лишь спустя некоторое время «подросла».

Терем на улице Лагерной

Вполне возможно, что это изменение фактуры было вызвано исключительно практическими соображениями - ведь студентки театральных училищ и начинающие артистки театров справлялись с ролями хозяек детских утренников куда лучше, чем ученицы младших классов.

В отличие от Деда Мороза, судьба Снегурочки еще какое-то время висела на волоске - например, в военный период этот образ из новогодних праздников исчез.

Спасли Снегурочку два известных советских писателя - Лев Кассиль и Сергей Михалков . Именно они писали сценарии кремлевских елок в начале 1950-х годов, и делали внучку Деда Мороза обязательной участницей представлений. Только после этого Снегурочка окончательно «застолбила» себе место подле елки.

Снегурочка настолько добра и безобидна, что постоянно оказывается в заложниках у различной нечисти, имеющей материальные претензии к Деду Морозу. На моей памяти, Снегурочка лишь раз взяла инициативу в свои руку, выручая дедушку. В мультфильме «Когда зажигаются елки» нетипично решительная Снегурочка отправилась на санях в столицу, дабы привезти утерянные Дедом Морозом подарки. И с задачей своей справилась на «отлично».

Снегурочка ныне - девушка самостоятельная, и у нее есть собственная резиденция, расположенная в Костроме. Именно в этих краях, в усадьбе Щелыково, драматург Александр Островский и написал пьесу о Снегурочке. «Терем Снегурочки» по числу посетителей вполне может дать фору резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Единственной странностью, касающейся места обитания Снегурочки, является ее костромской адрес - живет внучка Деда Мороза на улице Лагерной, дом 38.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Самые упертые искатели западных аналогов полагают, что у Снегурочки есть нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии в период запрета культа святых и, в частности, святого Николая, выступала в качестве рождественской дарительницы подарков детям. В странах Скандинавии и Финляндии праздник святой Люсии, отмечаемый 13 декабря, сохранился и по сей день, и служит своеобразным преддверием к Рождеству.

Есть еще итальянская Бефана, то ли старуха, то ли молодая женщина, являющаяся к детям в ночь на Богоявление, и раскладывающая подарки послушным детям в заранее приготовленные носки. Плохим детям Бефана подкладывает в носки золу. Между прочим, эта дама неплохо известна и российским детям - несколько видоизмененный ее образ описал Джанни Родари в своем «Путешествии «Голубой Стрелы».

Упоминается также и Маланка, участвующая в предновогодних обрядах Бассарабии, Подолии и Галиции.

Однако все эти дамы, разумеется, не идут ни в какое сравнение с нашей уникальной и неповторимой Снегурочкой, которая каждый год избавляет детей от смущения перед седобородым волшебным старцем, а потом безропотно доставляет подгулявшего Деда Мороза в его обитель. Именно поэтому Снегурочка - исключительно наш персонаж, в котором каждая русская женщина может увидеть себя.


  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР

  • ©

Дед Мороз

Итак, Дед Мороз – правда или вымысел? Настоящая у него борода или это просто кусок ваты, украденный из аптечного киоска? Олени резво несут его упряжку или это костюмированные лошади с рогами из пластика? Действительно ли волшебный посох у Деда Мороза или это просто обломок шеста для прыжков в высоту? Мнений множество, но правильное лишь одно – Дед Мороз есть!

История такого праздника как Новый Год и множество фактов подтверждают, что Дед Мороз на самом деле существует. Год его рождения никому неизвестен, так как это было очень давно, соответственно его возраст исчисляется не одной сотней лет.

Факт наличия родственников у этого дедушки не доказан, но и не опровергнут, сведения есть только об его внучке – Снегурочке.

Постоянным местом жительства Деда Мороза является резиденция в Великом Устюге – небольшом поселке в Вологодской области, но дедушка часто бывает в разъездах, и застать его на месте очень сложно. Работает Дед Мороз всего одну неделю в году (возраст все-таки солидный), все остальное время отдыхает от трудов праведных на популярных курортах мира и готовится к следующему Новому Году – мастерит подарки, тренирует оленей и ремонтирует сани.

Сколько лет Деду Морозу?

Предками Деда Мороза в одних странах считают "местных" гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрым человеком. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома, узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря "святой" стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый Год. Доброго старика везде называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело-финский эпос "Калевала").

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

Согласно древнейшей мифологии и символики цвета традиционный облик Деда Мороза предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль...

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

Сказ Деда Мороза с узорчатого крыльца вотчины в канун Нового года

Многие меня спрашивают, сколько мне лет и почему я основал свою вотчину здесь, хотя Родина моя - вся Россия и меня везде радостно встречают, везде готово для меня жилье, в каждой губернии есть моя резиденция. Есть она и в стольном городе Москве, но я живу там, где нужнее. Я - ровесник народов славянских, но издревле с устюжанами, которые разделяют со мной судьбу народа российского, судьбу древнерусских городов Устюга и Гледена, от которого пошел Великий Устюг.

А началось все давно, одиннадцать веков назад, в княжение на вологодских землях Синеуса, брата Рюрика.

Тогда же приходил с ними из земель варяжских и брат мой Санта-Клаус, который недавно опять гостил у меня. Он тоже всегда в походах и странствиях, побывал с викингами в Исландии и Америке по ближнему пути, а я со своими землепроходцами по дальнему, через Сибирь.

Здесь моя вотчина, нам обоим работы хватает.

Так вот. История такова, что славянские народы, которые я всегда сопровождаю, в то время переселялись на север и восток. Дойдя до устья реки Юг, построили здесь крепость Гледен, сейчас на этом месте - монастырь православный.

Гледен и Великий Устюг стояли на перекрестке всех дорог, всех движений славянских на север и восток.

Много знатных гостей встречал город, был здесь и сам Петр Великий, император, который Указом своим постановил Деда Мороза чествовать и елки новогодние ставить.

Не случайно столько мореходов и землепроходцев вышло из этих мест. Передвигались в ту пору по рекам.

Здесь природой образован крест из четырех рек, идущих во все четыре стороны света.

Сухона течет с запада, Северная Двина идет на север, Вычегда спускается с востока, а Юг - с полудня. Веками осваивали огромные пространства землепроходцы, дойдя до берегов Америки.

Реками шли в теплое и холодное время года, звали меня на помощь. Мостил я болота непроходимые, содержал санный путь, в чащобах лесных обозначал следы звериные для удальцов охотников, хранил в пути дичь лесную и запасы рыбные.

Это было очень нужно в то время. Так я и остался с устюжанами и в походах их дальних, и теперь их не оставлю. Нельзя оставлять друзей своих.

Следом за удалыми открывателями новых земель шли купцы. Стекались в Устюг с четырех сторон товары невиданные, богател торговый и ремесленный народ.

Но однажды, когда ушли устюжане в поход, сожжен был богатый Гледен врагами, а крепостные стены подмыты страшным весенним паводком. Разбрелися жители по лесам, часть за реку перебралась, где городище Устюга поставили, часть основали деревню Морозовицу, возле пепелища Гледена, где проживал я долгие годы.

Трудные времена были на Руси. Возгордились устюжане от богатства своего, заносчивы стали, горделивы, забывать стали веру отцов своих, которые, чтоб не погибнуть в походах дальних, ставили столько храмов православных.

Однажды разыгралась буря, и туча темная надвинулась на город. Среди молний увидели жители мрачные, мерцающие огнем камни, готовые упасть и сокрушить, сжечь все живое.

И тогда гордые и богатые устюжане обратились за помощью к нищему и босому горожанину Прокопию. Это был выходец из земель варяжских, некогда сильный воин и купец, который отдал все свое богатство бедным и уже давно скитался среди устюжан, живя лишь на их милостыню. Он постоянно молился за благополучие устюжан в главном храме города - Успенском соборе. Прокопий был прост и безобиден, помогал людям советом, он никого не обижал, со всеми жил в мире, он предсказывал многие события и знал, как избежать болезней. Граждане верили ему, понимали, что через него возможно прощение сил небесных.

Вместе с ним просили прощения у Бога за обиды, нанесенные друг другу, устюжане, просили соборно, день и ночь. Ослабевали мольбы - надвигалась Туча, усиливались - отходила Туча. К радости народа, наконец отошла от Устюга Туча. Выпали камни в 20 километрах на речке Стриге.

Сейчас камни эти имеют силу большую, целебную, зовущую к терпению и согласию, да такую силу, что увез мэр московский один из камней и заложил в храме Христа Спасителя, чтобы хранил мир в земле российской.

Отмолились тогда устюжане, цел остался город, построили они храм в честь Св. Праведного Прокопия, который с тех пор является защитником Устюга Великого. А камень, на котором сидел Прокопий, и сейчас на виду, так что каждый может присесть на него.

Но насылаются на город время от времени наводнения, и кончатся они после полного завершения всех распрей российских. Это время приближается с каждым Новым годом.

Но ушло время землепроходцев, о которых говорят нам лишь памятники Устюга Великого.

И чтобы напоминать об этом, о единении людей в нашем Отечестве, поставили устюжане мне новый дом на вотчине моей.

Вот почему я здесь, в Великом Устюге.

Снегурочка и Дед Мороз - популярные персонажи и неизменные гости любого Нового Года. Герои неизменно веселы и доброжелательны - поздравляют взрослых и дарят подарки малышам. Но история возникновения обряда празднования, как и настоящие роли Мороза и Снегурочки, потрясают воображение своей жестокостью и обилием кровавых подробностей.

Снегурочка и Мороз: скандинавское толкование

По свидетельствам римских летописей, кельтские жрецы - друиды - среди прочих деревьев особенно чтили хвойные (ель, сосна). Зеленым исполинам из священных рощ регулярно подносили дары - еду, цветы, драгоценности и человеческие жертвы. Впрочем, последние - факт неподтвержденный, хотя русская Снегурочка и ее современное толкование считается культурным заимствованием у диких, непросвещенных варягов.

Откуда родом Снегурочка?

Жестокий дух зимы - Старец Севера - требовал почтительного отношения. Девочка-Снегурочка была необходима, чтобы умилостивить божество природы. На роль Снегурки выбиралась либо сирота, либо жребий кидался в пределах поселения. Кто родители Снегурочки - было совершенно неважно.

Традицию жертвоприношения римские историки описали очень красочно и с множеством неаппетитных подробностей - обливание ледяной водой и вспарывание живота юной девушки были обязательными атрибутами кельтских празднований, как и украшения священных елей останками людей.

Особой веры римским летописцам нет, поскольку друиды были известны своим пацифизмом и бережным отношением ко всему живому - деревьям, травам, животным и людям.

Снегурка: славянское толкование

Общие корни народов индоевропейской группы позволяют делать выводы о едином мифологическом пространстве, в свете чего персонажи, герои и основные мотивы сказок и легенд повторяются и переплетаются. Русская Снегурочка - отголосок общей космогонической концепции и частичного культурного заимствования. Персонаж встречается преимущественно в славянских сказках, в Европе подобного образа

Одним из непременных внешних признаков и современных считается корона Снегурочки. по наблюдениям культурологов, восходит к образу пра-Снегурочки - славянского духа Костромы. Сестра Купалы - Кострома - изображалась как девушка в белых одеждах с короной (возможно, та самая корона Снегурочки) на голове и веткой дуба в руке. Встречи и проводы Костромы (олицетворения весны) сопровождались особыми обрядами. Подобно знакомому нам по многочисленным литературным произведениям, Кострома покидала людей - совсем как Снегурочка летом. Сестра Купалы некоторое время была «в силе», а затем «заболевала» и «умирала».

До сих пор неизвестно, как из Костромы получилась девочка-Снегурочка, но именно древнее божество славян лежит в основе современных семейных праздников.

Есть ли семья у Снегурки?

На вопрос «Кто родители Снегурочки?» ответов в мифологии можно найти несколько - Зима и Лада, Весна и Зима - два взаимоисключающих начала.

Без вмешательства потусторонних сил тут, очевидно, не обошлось, но современная легенда о Морозе и его внучке за Снегуркой родителей не признает в принципе.

Где родители Снегурочки? Исходя из древнескандинавского и древнеславянского понимания праздника, родители бы «в шоколаде». Избранной для торжественного жертвоприношения Снегурке была обещана вечная жизнь, а всем ее родным - благоденствие и процветание.

Снегурочка и Дед Мороз: эволюция образов

Традиционный Дед Мороз из русских сказок эволюционировал в доброго старика достаточно долго. Пра-Мороз, он же Морок, был божеством хтоническим, и встречаться с ним не захотелось бы никому.

Властелин снегов и бесконечной зимы, Мороз-Морок был также известен своей любовью к обманам, что сохранилось в многочисленных поговорках языков индоевропейской группы. Любимым развлечением доброго дедушки Морока было сбить путника с толку и завлечь его в болото или чащу, где последний погибал от холода и истощения. Задобрить Морока можно было только особыми подношениями и подарками, которые расставляли за дверью и на обочинах дорог.

Со временем Дед Мороз сильно подобрел и стал не только замораживать, но и одаривать смертных. Этот мотив можно проследить в народных и авторских сказках.

Пара «Снегурочка и Дед Мороз» сложилась значительно позднее - в начале 20 века.

Дед Мороз и Снегурочка: традиционные костюмы

Старик огромного роста в белой меховой шубе, покрытой изморозью - так себе представляли грозного Мороза наши далекие предки. Длинные седые волосы и белая всклокоченная борода с сосульками - непременные признаки властелина зимы. Царством Позвизда-Мороза была зима - в это время года ему и только ему принадлежал весь мир.

Часто на современные празднования Дед приходит с посохом в руке - такой же был и у его прародителя. Одним прикосновением этого могущественного оружия пра-Мороз мог заморозить реки и озера, превратить землю в ледяные равнины и расколоть горы. Под действием артефакта люди и животные превращались в ледяные глыбы, поэтому задобрить божество было жизненно необходимо.

Еще один магический артефакт - пояс, который можно увидеть и у современных Морозов, он выступал своеобразным оберегом.

Со Снегуркой все намного сложнее - непонятно, кто родители Снегурочки, откуда она взялась, и как сложился ее традиционный костюм. Предположительно, белая или голубая шубка девушки говорит о ее «зимнем» происхождении и роднит ее с названым родственником - Дедом Морозом.

Снегурочка: городские легенды и современные "ужастики"

Популярная в мировой сети версия о настоящем происхождении праздника и связанных с ним образов слегка отдает дешевыми фильмами ужасов.

По лучшим голливудским традициям, в роли Снегурочки, по версии популярной городской легенды, выступала юная дева, не знавшая мужчины. Эту несчастную девушку не только выставляли на мороз и обливали ледяной водой, но и впоследствии «украшали» ее останками деревья в ближайшем лесочке. Все эти ритуальные действия приписываются друидам - древним кельтским эко-пацифистам, которым и обижать любое живое существо было не позволено законами.

В подобное осквернение священных рощ и деревьев жрецами культа верится очень слабо. На территорию, где совершались сезонные ритуалы и обряды, посторонние не допускались - тем более маловероятно, что безвестная девица могла находиться в священной роще вплоть до полного оледенения. Да и осквернять мертвечиной древние ели, возраст которых мог насчитывать несколько сотен лет, друиды бы вряд ли стали.

Образ несчастной замерзшей насмерть девушки-Снегурочки - частично заслуга победивших римлян, а частично - обычные страшилки из серии «в черном, черном городе».

«Революционная» Снегурочка из СССР

Со сменой режима новой власти - Советской - понадобились и новые праздники. Католическое рождество с буржуазными атрибутами - толстым Сантой и его эльфами-слугами - показалось партийным деятелям недостаточно идеологически выдержанным.

Национальные традиции малых народов СССР были распространены на относительно небольших территориях, а огромной стране требовался другой праздник - новый, яркий и абсолютно уникальный.

«Кремлевские елки», вошедшие в историю как пример помпезных торжеств для избранных, стали началом легенды о советской Снегурочке, ведь сам по себе строгий старик Дед Мороз очень далек от ребятишек, а многие малыши и сейчас опасаются страшной бороды и необычной одежды новогоднего гостя. Приглашение Снегурочки на детский праздник позволяет сделать торжество более уютным и домашним. На вопрос «Кто родители Снегурочки?» можно ответить однозначно - массовики-затейники и организаторы кремлевских новогодних мероприятий 30-х гг.

Дед Мороз и Снегурочка: как порадовать детей?

Поддержать детскую веру в новогоднее чудо достаточно непросто. Артисты не всегда хотят и могут отрабатывать гонорар, который иногда бывает нескромным, а декорации, наоборот, оставляют желать лучшего.

Для малышей и их родителей большим сюрпризом может стать тот факт, что юная Снегурочка весит добрую сотню килограммов, а от дедушки Мороза пахнет пивом.

Массовые мероприятия - оптимальный выбор, поскольку на таких праздниках есть не только огромная яркая елка, но и самый настоящий Дед Мороз, которой хоть и находится далеко на сцене, но поздравляет всех и сразу.

Еще лучше, если на роль доброго волшебника подрядится отец семейства или другой родственник мужского пола. Так ребятишки гарантированно получат сердечные поздравления, подарки и воспоминания о настоящем новогоднем чуде.

Какими станут любимые

Динамика образов главных героев позволяет строить предположения, основывающиеся на эволюции персонажей. Грозные духи природы за сотни лет превратились из вредителей в помощников и благодетелей, которых ждут в каждом доме. Из маленькой девочки Снегурка превратилась во вполне взрослую девушку, а Дед Мороз из седого злобного старикана - в благообразного старца с проседью.

Смешение образов католического Санты и русского Мороза сегодня приводит к многочисленным смешным путаницам - часто в праздники можно встретить Деда Мороза в шапочке Санта-Клауса или Санту в сопровождении Снегурки.

Возможно, в недалеком будущем эти персонажи настолько сблизятся, что будут полностью взаимозаменяемы. Впрочем, поскольку праздник и подарки приносит каждый из них, это ничуть не обидно.

Не менее приятно будет праздновать Новый год и с Сантой, и со Снегуркой, и с Дедом Морозом - подобные традиции уже сегодня можно наблюдать в некоторых семьях, где есть и католики, и православные.

Елка всегда будет елкой, подарки - подарками, а праздник - праздником, кто бы их ни приносил и кто бы ни желал здоровья, счастья и богатства.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка, а также Санта-Клаус и его эльфы уж точно никого не оставят без подарков и воспоминаний о необычных и веселых праздниках.

Для малышей Дедушка Мороз - это добрый и веселый волшебный герой, который приходит в Новый Год и способен исполнить любое желание. Мы, взрослые, конечно, уже не надеемся на то, что Дед Мороз исполнит все наши желания, но этот волшебник - это воспоминание о волшебных моментах Нового Года из детства.

Но кто же такой Дед Мороз?

Версий происхождения Деда Мороза несколько, вот нескоторые из них.

Изначально, Дед Мороз не был добрым волшебником из сказки, каким мы его знаем сейчас, и в его обязанности не входило радовать нас и наших детишек подарками. Существуют прообразы Деда Мороза, которые встречались в русских народных сказках - Морозко, Мороз Иванович, Дед Студенец. Мороз был хозяином лесов, он бродил по своим владениям и с помощью своего волшебного посоха погружал лес в зимнюю спячку. А в городах и деревнях расписывал окна морозными рисунками. И главной задачей Мороза было - приглядывать и помогать животным и растениям в морозные месяцы суровой зимы.

По другой из версий прообразом Дедушки Мороза был реальный человек по имени Николай, который родился в III веке нашей эры в богатой семье и в последствиии стал епископом. Благодаря своей состоятельности, он имел возможность помогать бедным и особую заботу он проявлял к детишкам. После смерти Николая причислили к лику святых. В России Святого Николая называют Николаем Чудотворцем. Много доброго и чудесного сделал этот святой для детей (православные празднуют День Святого Николая - 19 декабря).

Николай Чудотворец в окружении детей.

Но вернемся к нашему Дедушке Морозу. У него же есть еще и внучка, которую зовут Снегурочка. Она всегда сопровождает своего дедушку и является его помощницей во всех его добрых и волшебных делах. Образ Снегурочки впервые появился в пьесе А.Н. Островского "Снегурочка", но там она представлена как дочь Деда Мороза и Весны Красны. Но спустя время Снегурочку стали считать внучкой Деда Мороза.

Красавица Снегурочка

Сейчас не один утренник, посвященный Новому Году не проходит без участия Деда Мороза и Снегурочки. А живет российский Дед Мороз в г. Великий Устюг (в 1999 году Великий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза), а 18 ноября в России празднуют День рождения Дедушки Мороза.

В каждой стране есть родственник Деда Мороза, на плечи которого ложится создание волшебного праздника. Вот некоторые из них:

Англия - Батюшка Рождество


В Италии Дед Мороз вообще женщина - Бефана . Она прилетает в канун праздника на волшебной метле, открывает волшебным ключиком дверь и пока все спят наполняет чулки подарками.