Неупиваемая чаша день. О дне празднования иконы «Неупиваемая Чаша


Днесь притецем вернии к Божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматери, напояющей верных сердца небесною Неупиваемою Чашею Своего милосердия и людем верным чудеса показующей. Яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице премилостивая, исцели наша недуги и страсти молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

5/18 мая Православная Церковь торжественным богослужением чтит Божию Матерь в честь Ее иконы «Неупиваемая чаша» . Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» почитается в Русской Православной Церкви как чудотворная.

Чаша с благословляющим Младенцем Христом - это неупиваемая, никогда не заканчивающаяся чаша Святого причащения. Она является символом бесконечности небесной помощи людям, обращающимся к ней с истинной верой. Богородица на иконе с поднятыми вверх руками молится за грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения.

Славится чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» скорым исцелением от болезней наркомании, алкоголизма и курения. Обращаются к Богородице в молитве перед Ее святым образом «Неупиваемая чаша» и с просьбами о разрешении жилищных проблем, и в целом о достатке в доме.

Явленный первоначально в 1878 году образ Богородицы «Неупиваемая чаша» был утерян, как и многие другие образа, в начале XX века, во время революции. Существующие ныне два почитаемых чудотворными списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычнем монастырях. Сюда едут со своей бедой люди не только со всех уголков нашей страны, но и из других стран, не только православные христиане, но и люди других вероисповеданий, и даже люди, очень далекие от какой-либо веры.

Те, кто не имеет возможности приехать в город Серпухов, пишут письма братии монастырей и шлют телеграммы с просьбами помолиться перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша» в избавление от тяжкого недуга пьянства или наркомании своего или кого-то из своих близких. В обоих монастырях ведутся специальные книги, где записываются все чудеса исцеления, произошедшие по молитве перед образом Богородицы «Неупиваемая чаша». Описанные в этих книгах случаи поражают не менее чем история явления образа Божией Матери «Неупиваемая чаша».


По словам священнослужителей, пьянство - это «ослепление, безумство и обман душегубца-дьявола». Считается, что пьянство и беснование берут начало от одного корня. Наверное, не просто так многие люди, подверженные алкоголизму, говорят о том, что они чувствуют какую-то чужеродную волю, преобладающую над их собственными стремлениями освободиться от пристрастия к вину. Где уж человеку, даже имеющему сильную волю, справиться с проявлениями зла. Для борьбы с такой могущественной дьявольской волей, поддерживающей устремления человека к собственной гибели, нужна не менее, а более могущественная - Божественная воля, желающая спасти человека.

В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая чаша» совершалось 27 ноября/10 декабря, в один день с иконой Божией Матери «Знамение» , так как эти иконы схожи по иконографии. Официальное признание всероссийского почитания этого образа Богоматери состоялось 30 мая 1997 года. По благословению Патриарха Алексия II икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь на 5/18 мая, празднование иконы приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского, так как икона была явлена с помощью этого святого.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», находящейся как в Высоцком мужском монастыре, так и во Владычнем женском монастыре города Серпухова.

В жизни современной России, полной различных неурядиц, алкоголь и наркотики являются особенно притягательными как наиболее простой способ ухода от действительности. Но важно помнить, что горе и боль притупляются ими только временно, привычка же остается и полностью подчиняет себе человека, ведя его к гибели, а его близких к страданиям.

Списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» распространены во всем православном мире - «видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений» (Акафист, Икос 5-й). Замечено, что молитва перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

К сожалению неизвестен тот день, в который была явлена икона. В XIX веке празднование иконы «Неупиваемая Чаша» совершалось 27 ноября (ст.ст.) / 10 декабря (н.ст.) в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как эти иконы схожи по иконографии.

В конце XX века, когда было восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», ее празднование было приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского - 18 мая (н.ст.), так как иконы была явлена через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая (н.ст.).

Сейчас во Владычнем монастыре по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия наряду с общецерковным почитанием возрождается традиция празднования иконы «Неупиваемая Чаша» 10 декабря (н.ст.), как это было в XIX веке.

История иконы «Неупиваемая Чаша» в XX веке

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Николы Белого на улице Калужской. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. По преданиям старожилов г. Серпухова известно, что многие иконы из собора Николы Белого были сожжены на берегу реки Нары. Сестры обители надеются, что Матерь Божия уберегла свою чудотворную икону, и она будет когда-нибудь найдена.

В 1993 году в Высоцком мужском монастыре, через два года после его открытия, был написан список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша», что послужило началом возрождения почитания этой иконы после долгих лет богоборчества.

В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря игумения Алексия получила благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша», как явленной во Владычнем монастыре. В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника. Со временем написания иконы, когда образ находился еще у иконописца, связано первое чудо исцеления от пьянства. «Монахиня Рахиль. В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так эта икона до сих пор и находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Эта женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось - никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека». (Летопись 1996 год, стр. 5, 19 апреля). Икона периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствуют, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся или открываются шире. Такое необычное явление дважды было зафиксировано и на фотографиях.

Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и других стран. В нашем монастыре всегда рады паломникам. Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.

Чудеса от иконы «Неупиваемая Чаша»

Помещенные здесь чудеса - лишь малая толика свидетельств о неоскудевающей милости Матери Божией к страждущим и жаждущим помощи и утешения людям. Огромное число чудес записано, но еще больше - никому не известно, потому что люди совершенно необоснованно верят в примету, что если расскажешь об исцеление, то «всё» вернется обратно. Конечно, это неправильно! О чудесах надо рассказывать, чтобы прославлялось имя Божие и имя Его Пречистой Матери - Владычицы Богородицы. Братья и сестры, не скрывайте чудес Божиих, может быть ваш рассказ об исцеление поможет другому человеку обрести духовное здравие и приведет его к вере.

Исцеления от пьянства

* * * 1995 год. Первое чудо иконы «Неупиваемая Чаша» в пересказе монахини Рахили: «В начале Светлой Седмицы во время Богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так эта икона до сих пор и находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Эта женщина рассказала, что когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось - никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека».

* * * Мой сын Евгений курил и очень сильно пил. Заказывала на молебен Матери Божией «Неупиваемая Чаша». Псалтирь сорокоусты читали в женском монастыре. Сейчас, Слава Богу, не курит и не пьет.

* * * Я, Николай, проживая в Тюменской области г. Салехард. Впервые я услышал об иконе «Неупиваемая Чаша» в журнале «Крестьянка». У меня было пристрастие к алкоголю и куреву. Впервые я приехал во Владычный Введенский женский монастырь в 2000 году, после этого не пил год. Потом в это время я изменял жене. С любовницей был какой-то юбилей, и мне трудно было ей отказать, чтобы не выпить. После того как я попробовал кагор, стал со временем увеличивать дозы и вернулся к прежним запоям. Хоть никто и не знал, что я пью, кроме жены. Я понимал что способствует моему возврату к прошлой жизни: причина- прелюбодеяние. Разорвал все отношения с любовницей, перестал изменять жене и в 2002 году еще раз приехал в ваш монастырь. Был на акафисте «Неупиваемой Чаше» и с этого времени у меня пропала тяга к алкоголю и, не знаю что хуже, куреву, потому что от курева я страдал больше 20 лет. У меня улучшилось самочувствие, поправился на 14 кг. Стал совершать утреннее и вечернее правило, один раз в месяц «Неупиваемой Чаше». Благодарю матушку игумению Алексию и всех монахинь, которые молятся за всех нас грешных. 17.04.2003.

* * * Примерно в конце лета 2002 года я с сестрой, рБ Татьяной, были у вас в монастыре на службе на Богородичном празднике. Отстояли на службе и на молебне Матери Божией «Неупиваемая Чаша». С собой мы привезли сына моей сестры Алексея, который на тот момент много пил и был под следствием по статье «За превышение служебных обязанностей». На литургии и на молебне мы слезно просили Матерь Божию исправить моего родного племянника Алексея, избавить его от пьянства, тюрьмы, суда и следствия. Суд длился 2,5 года, мы все очень переживали: посадят - не посадят, сопьется или нет. И Матерь Божия нас услышала. Сейчас суд и следствие закончились, и Алексей не пьет. Благодарю Господа, что скорбями ведет нас к вере. Благодарю Матерь Господа, что слышит нас грешных и молится за нас. Спаси Вас Господи, матушка, за ваш труд и ваши молитвы. рБ Марина, рБ Татьяна.

* * * 6 лет назад меня посетило большое горе - запил муж. После того как я с ним посетила монастырь, (это было 4 года назад), муж исцелился, перестал пить. Лукьяненко. Москва. 23.03.2002.

* * * Уважаемые сестры обители! Я очень вам благодарна, что вы прислали мне на благословение икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша», я ее отдала сыну Анатолию и очень рада за него, что он теперь не пьет и работает и в семье все благополучно. С низким поклоном к вам сестра Валентина.

* * * Я, К. Елена, хочу рассказать о произошедшем чуде. Мой отец бросил пить. И не пьет уже около месяца. Я понимаю, что срок как бы небольшой, но нужно знать как пил мой отец. Он не мог не пить ни дня. Он сам всего добился в жизни: из простой семьи, он окончил школу с золотой медалью, институт с красным дипломом, дослужился до полковника. Но в 1991 году наступили времена смуты, и все в государстве переменилось. Отец оказался ненужным. И запил. Сначала по чуть-чуть, а потом все больше и больше. Последнее время он пил запоями каждый день. Мы приезжали во Владычный монастырь 18 мая на празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». После этого он стал пить меньше, а последнее время перестал совсем. У него был день рождения 11 июня, и я очень боялась, что он напьется, но выпили только бутылку кагора, который я ему подарила. Это большое облегчение для нас, его родных. И он сам рад, что с ним произошло это чудо. 14.06.2000.

* * * Мир Вам и низкий поклон, Матушка Алексия! По своему невежеству не знаю, правильно ли к Вам обращаюсь. Прежде всего, выражаю Вам и сестрам, вверенным Вам, огромную благодарность за молитвы о моем сыне Александре. Радость меня переполняет, что Ваши молитвы и мои молитвы и слезы услышал Господь и Царица Небесная! Сын мой ведет трезвый образ жизни. Я боялась об этом говорить, чтобы не ушла благодать. Рассказала о. Андрею, настоятелю храма «Покрова на рву» (я хожу в этот храм), и он благословил написать Вам. Сын живет в Тольятти, работал сторожем в гаражах, где была почва для пьянства. Да еще работал прорабом на коммерческой стройке, высокая зарплата способствовали, он втягивался в этот страшный недуг. Молилась, что бы Господь и Царица Небесная вразумили оставить работу. Ваши почти двух годичные молитвы и мои услышаны. Оставил сначала гаражи, а потом и стройку. Постился весь Великий пост, исповедовался, причащался. Устроился сторожем в строящемся храме, а сейчас работает прорабом в том же храме. 8 июля приезжала с паломниками в Серпухов, поблагодарить Царицу Небесную. С Вами встретиться не смогла. Оставила золотую цепочку одной из Ваших сестер. Она мен сказала, что украшение вешаются по праздникам в целях сохранения их. И еще оставила деньги на следующий сорокоуст . Только прошу молиться не как за болящего от винопития, что бы Господь и Царица помогли в Богоугодной работе. Он пишет о недостаточном финансировании, а главное - рабочие пьющие. Еще сообщаю, что листочки Ваши получила. Спасибо Вам, я их распределила по храмам. Часть послала в Тольятти и еще пошлю в Махачкалу. Там многие нуждаются в таких сведениях. Паломнические поездки оттуда не совершаются. Еще раз благодарю Вас. Да поможет Вам и сестрам Бог в молитвенном труде и в восстановлении монастыря. С искренним уважением грешная Мария. 21.07.00.

* * * Я, М.Н.И., 1952 года рождения, проживающая в городе Москва, имею сына Андрея, 1973 года рождения, который страдал пристрастием к вину с 1995 года. О благодатной помощи иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» я узнала из передачи по телевидению и обратилась с молитвами к ней и прошениями об исцелении сына. В октябре 1996 года впервые приезжала во Владычный монастырь помолиться у чудотворной иконы. Молясь за сына своими словами, я всякий раз начинала путаться и вспоминать свои(!) грехи, а тем временем сын пил ещё сильней. Тогда я пошла к батюшке в храм у Речного вокзала. Он мне велел приготовиться к серьезной исповеди и молиться «Неупиваемой Чаше». После чего я начала каяться со слезами в своих грехах и просить помиловать мое чадо. В этом году 18 мая я опять была в обители и молилась об избавлении сына от страсти пьянства. И с того времени сын не пьёт. Сегодня я приехала в монастырь заказать сорокоуст иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», возблагодарить Царицу Небесную за ходатайство и милость ко мне грешной и засвидетельствовать об этом настоятельнице обители монахине Алексии. 19 октября 1997 года.

Исцеления от наркомании

* * * С 1994 года я начал употреблять наркотики. Это продолжалось семь лет. Врачи сказали, что я безнадежен. Казалось, что шанс исцелиться, для меня навсегда утрачен. Но после посещения в 2001 году Серпуховского женского монастыря и акафиста у иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» мне с Божией помощью удалось оторваться от этого пагубного пристрастия. Уже более двух лет я вспоминаю прошлое как какой-то нелепый сон. Теперь мне снова удалось побывать в этом монастыре и поблагодарить Матушку Богородицу. Надеюсь также, что она поможет избавиться мне от греха курения. Родион. г. Волжский. 2003 г.

* * * Дорогая матушка! Примите мою материнскую благодарность и низкий поклон Вам и всем сестрам Вашего монастыря за Вашу светлую жизнь и благословенный труд во славу Господа. Милостью Божией и Вашими молитвами мой сын встал на праведный путь. Прошу Вас всех поддержать раба Божия Николая, дабы он на нем укрепился. г.Астрахань. Ю.Б.Л. (Наркоман Николай был записан на год на поминание на акафисте Божией Матери «Неупиваемая Чаша»).

* * * Мой племянник Дмитрий страдал героинозависимой наркоманией в течении 3-х лет. Мы в Вашем монастыре заказывали сорокоусты, поили больного водой с молебнов. Сейчас он здоров после 2-х лет молитв. Оканчивает Московский юридический институт.

* * * Пишет Вам письмо Светлана из п.Пятиморска Волгоградской области. Я в прошлом году имела переписку с Вами. Обратилась к Вам и сестрам со своей бедой, и Господь через Ваши молитвы помог нам. Хочу рассказать Вам происходившее с нами. У меня есть сын Артем (23 года). В 2001 году он стал наркоманом. Я была в отчаянии, молилась Господу своими словами. Поделилась своей бедой с отцом Геннадием и диаконом Дионисием. Они дали мне адрес Вашего Владычного монастыря. Я написала и стала ждать ответа. За несколько часов, как мне получить письмо от Вас снится мне сон (это было воскресенье и я намеревалась идти в храм). Вижу во сне: приходит ко мне женщина, красивая и строгая, в красном одеянии, на голове красный капор, отороченный мелким темным мехом. Садится за стол, зовет меня к себе и протягивает мне руку для поцелуя. Я оторопела от ее величия и не сразу поцеловала ее руку, а она как бы мысленно мне сказала: «Ишь ты, какая гордыня!». Но я услышала ее слова и мне стало стыдно, что она узнала мои гордые мысли. А потом она встала, взяла меня за руку и сказала мне: «Ты сейчас пойдешь со мной». И я пошла. Я узнала в этой женщине Богородицу. Наутро мне вручили письмо из Вашего монастыря. И наутро я твердо знала, что буду сама в Серпухове во Владычном монастыре. Приехала к Вам дней через 10 после этого сна. Было начало декабря 2002 года. В монастыре сразу же заказала усиленную молитву на сына и молитву на акафист. Я уже знала как молиться Господу о помиловании своего сына. Молилась, читая акафист Пресвятой Богородице по 4 часа в день, и так 40 дней подряд. Несколько ночей я спала в храме монастыря под иконами (в то время в кельи было очень холодно, и Вы, матушка, благословили спать в храме). Когда я приехала назад домой - мой сын уже не был наркоманом. Ко всему еще у нас к этому времени «закрылись» все места, где люди продавали нашим детям героин. Так вот по Вашим молитвам Господь спас моего сына. С великой благодарностью к Вам и сестрам монастыря сестра Светлана.

Исцеления от курения

* * * С благодарностью свидетельствую о происшедшем со мной чудесном избавлении от пагубного пристрастия к курению. Знала и понимала, что курение это грех, но бросить не получалось. В декабре 2002г. на Православной ярмарке в Москве приобрела брошюру о Введенском Владычном женском монастыре г. Серпухова. Узнала о преподобном Варлааме и как он помог изгнать беса. А ведь пристрастие к курению это не только грех, но и бес который управляет нами - читая брошюру, поняла я. 31 января 2003г. я приехала в Серпухов во Введенский Владычный женский монастырь как раз ко времени, когда читался акафист перед иконою Божией Матери «Неупиваемая чаша». Перед надгробием преподобного Варлаама я попросила преподобного отче Варлааме помочь мне, в том числе бросить курить. А во время чтения акафиста перед иконою Божией Матери «Неупиваемая чаша» я поняла, что у пьянства и у курения корень (бес) один, который завладевает волей человека. И человек - ум его, воля не свободна, а помрачена бесом. И я подумала, что вот бы чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» помогала и в избавлении от курения. Купила масла из лампад от 4-х святынь: от чудотворных икон «Неупиваемая чаша» и «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», от надгробия прп. Варлаама и от мироточивого Креста. Заказала сорокоуст на чтение сестрами псалтири. С тем и уехала. С 1 февраля каждый раз после выкуренной сигареты я просила Бога помочь мне бросить курить, и на ночь мазалась маслом. Но как скоро и как это будет, я даже и представить не могла! 8 февраля 2003г. я неожиданно заболеваю гриппом с высокой температурой и ломкой всех костей и болью в мышцах. Каждый, кто курит, знает, что когда он заболевает, то потребность в курении у него уменьшается. 11 февраля я понимаю, что неожиданная болезнь дана мне Богом в помощь бросить курить. Потребность организма в никотине - исчезла! Только первые дни сознательно гонишь от себя привычную мысль о курении, а потребности нет. Я поняла, что тому, кто действительно желает избавиться от греха и пагубной привычки Бог поможет, только попроси. А какое прекрасное чувство, когда твой ум не помрачен и свободен! Для меня это как будто я только что окончила школу и передо мной открыта вся жизнь! Я как-то прочла, что по вере и исцеления даются - теперь я, это точно знаю! Славлю и благодарю Господа Бога, Царицу Небесную за обитель сею и преподобного Варлаама за молитвы о нас грешных, за исправления и исцеления дарующим нам. Искренне выражаю благодарность сестрам и всем служащим во славу Господа нашего во Введенском Владычном женском монастыре г. Серпухова. Желаю процветание и укрепление обители. Преподобне Варлааме, отче наш, моли спастися душам нашим! Марина. 13 апреля 2003г. г. Москва.

* * * Я, раба Божия Нина, хотела бы описать чудо, происшедшее со мною после посещения Владычного монастыря в августе 2000г. Мне 50 лет, 10 лет я курила. Очень хотела бросить, обращалась к целителям, платила большие деньги, а так же к иглотерапевтам. С 1999 года я хожу в храм д.Акулово Одинцовского района, к отцу духовному Игорю. Он то и благословил меня на паломническую поездку в Серпухов к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». После поездки я еще читала дома 40 дней акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И, по милости Божией, перестала курить. А также по молитвам Божией Матери. 19.05.2001.

Помощь в жилищных вопросах

* * * Я, раба Божия Анна, хочу рассказать о чудесной помощи Божией Матери после молитвы перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Я не могла продать квартиру, оставленную мне в наследство бабушкой. Квартира находилась на Урале, а я живу в Москве и не имею возможности надолго поехать туда, чтобы заняться продажей. Поэтому я выслала доверенность своей тете. Прошло несколько месяцев, но дело не двигалось с места. Когда в августе 2002 года я находилась на подворье Оптиной Пустыни в Москве, ко мне неожиданно подошла женщина и сказала, что в Серпухове находится чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая оказывает помощь не только в исцелении от недуга пьянства, но и помогает в решении квартирного вопроса. Мы с сыном Анатолием поехали 7 сентября в женский монастырь, заказали молебен, отстояли молебен с акафистом, взяли святой воды, приложились к иконе, заказали себе сорокоусты о здравии. Не прошло и месяца, мне позвонили с Урала и сказали, что мою квартиру купили. Я рассказала своей подруге, которая не могла разъехаться со своим бывшим мужем и терпела от него всяческие притеснения. В ноябре мы приехали с ней в монастырь, я заказала благодарственный молебен, а она простой. В конце декабря ее вопрос тоже благополучно разрешился.

* * * Я, Г.И.А., хочу засвидетельствовать свою благодарность «Неупиваемой Чаше» за то, что мне в быстрые сроки была оказана помощь по обмену квартиры. Мы разъехались с бывшим мужем, который, занимаясь развратом, не хотел разъезжаться и разменивать квартиру, а хотел и меня втянуть в пучину «черных» дел. После приезда в монастырь и обращения к Богородице вопрос быстро решился, и теперь мы живем с дочерью в своей квартире в спокойствии, любви и благополучии.

Прочие чудеса

* * * В 2002 году в августе месяце я была с экскурсией проездом в г. Серпухове с посещением Вашего монастыря. Во время молитвы перед иконой «Неупиваемая Чаша» я дала обещание, что вернусь сюда с обручальными кольцами в знак благодарности за создание семьи. Ровно через год в августе 2003 года все произошло так, как было замолено с моей стороны. И сегодня мы с Сергием вдвоем передаем в дар иконе обручальные кольца и крест. 11.01.04.

* * * 10 февраля 2002 года - день новомучеников и исповедников Российских - приезжала экскурсия из Тулы. После экскурсии пошли на колокольню к месту явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», группа стояла перед решетчатыми дверями на колокольню, во время пения величания Божией Матери три женщины из группы и маленькая девочка почувствовали тепло в ступнях. По их словам было ощущение, что стояли на горячей батарее.

Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Избранное и дивное нам избавление даровася Твой образ честный, Владычице Богородице: яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных и скорбных обстоянии, благодарственная благохваления приносим Ти, Всемилосердная Заступнице. Ты же, Владычице, Неупиваемою Чашею нами именуемая, приклонися благоутробно к нашим воздыханием и воплем сердечным и избави страждущих недугом пианства, да с верою воззовем Ти: Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Ангельстии чини и праведников сонми непрестанно славят Тя, Царицу всех Богородицу, ходатайствующую о многогрешнем роде христианстем, погрязшем в беззакониих, пребывающем во гресех: даруеши бо ему во утешение и спасение милость Свою чрез многоименныя чудотворныя иконы Твоя, ихже яко звезды небесныя по всей земли нашей зрим. К единому же от сих образу, Неупиваемая Чаша именуемому, припадающе, из глубины сердца взываем Ти: Радуйся, неприступнаго Божества селение; радуйся, непрестанное людей удивление. Радуйся, скорбьми немощи наша очищающая; радуйся, милость Свою чрез чудотворныя иконы Твоя нам низпосылающая. Радуйся, явлением тех скорбная сердца наша возвеселяющая; радуйся, благодарственная Богу пети научающая. Радуйся, пречудное всех к Богу примирение; радуйся, геенны вечныя избавление. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Видящи, Пресвятая Владычице, сердечныя скорби, душевныя муки и искреннее покаяние людей, одержимых недугом, губительною болезнию пианства, благоволила еси явити богоспасаемому граду Серпухову милость Твою явлением пречуднаго образа Твоего, именуемаго Неупиваемая Чаша, да вси к нему припадающии с верою и сокрушенным сердцем, получивше исцеление от тяжкаго недуга своего, из глубины души вопиют: Аллилуия.

Разум неудобь разумеваемый трикратнаго явления преподобного Варлаама и повеления его путьшествовати в богоспасаемый град Серпухов разумети ища, человек некий, страждущий недугом пианства, отъиде во град Серпухов и обрете тамо во монастыре Владычнем икону Твою святую, Неупиваемая Чаша именуемую. Мы же, видяще таковое Твое о нас, грешных, попечение, с благоговением вопием Ти: Радуйся, чрез благочестивых людей славу чудес Твоих грешником открывающая; радуйся, Путеводительнице прозорливая, путь спасения им показующая. Радуйся, всеблагая наша Наставнице, любовию Твоею нас привлекающая; радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая. Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая. Радуйся, губительныя страсти наша разрушающая; радуйся, благим намерением способствующая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Сила Вышняго благодатию Владычицы укрепи некоего человека, страждущаго недугом пианства, егда он, нозе разслабленныя имый, иде во град Серпухов, повеление Богоматере, чрез преподобнаго Варлаама возвещенное, исполняя, и обрет Пречистыя Богоматере икону, абие исцеле от недуга своего душевнаго и телеснаго и из глубины души воззва Богу: Аллилуия.

Имуще источник неоскудный и неупиваемую чашу небесных дарований, не токмо людие града Серпухова, но и вси православнии христиане от иных градов и весей к Твоему пречудному образу притекают и, пред ним получающе исцеление, припадающе, благодарственными усты вопиют Ти: Радуйся, Купеле, в нейже вся наша скорби погружаются; радуйся, Чаше, еюже радость спасения нашего восприемлем. Радуйся, немощи наша телесныя врачующая; радуйся, язвы греховныя исцеляющая. Радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая; радуйся, коемуждо просящему по потребе его подающая. Радуйся, милостей сокровище нам открывающая; радуйся, едина Мати, милосердие нам являющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Бурю внутрь имуще помышлений сумнительных, но с искренним покаянием притекающе к Твоему неизреченному милосердию, одержимии пианственною страстию получают исцеление и из глубины сердца вопиют Ти: Аллилуия.

Слыша Господь тяжкия скорби жен, стариц и детей, ихже сродницы обуреваеми суть пианственною страстию, дарова им Твою, Владычице, икону, у неяже вси притекающии обретают утешение и радость духовную и вопиют Ти со слезами: Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземлющаго грехи мира; радуйся, Чаше, черплющая нам радость от источника безсмертия. Радуйся, скорбных матерей утешение, ненадежных надежде; радуйся, скорбящих отрадо. Радуйся, благодати явление; радуйся, веры утверждение. Радуйся, волнение страстей утишающая; радуйся, руку помощи Твоея требующим простирающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Боготечную звезду, честную икону Твою показала еси нам, Владычице, юже зряще и с верою сердечною молящеся Тебе, Богородице, глаголем: исцели пианственною и всякою иною болезнию души и тела страждущих, верных же научи воспевати хвалу Богу: Аллилуия.

Видяще чудеса преславная и знамения пречудная, бываемая не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от всех по подобию сея иконы написанных изображений, припадающе к ним смиренно, вопием Ти: Радуйся, скоропредстательная Помощнице усердно к Тебе притекающих; радуйся, благосердая Услышательнице молений наших. Радуйся, град Серпухов благословением Твоим осенившая; радуйся, и в пределах Московских славу чудес Твоих показавшая. Радуйся, серпуховская Владычице, сокровище исцелении неоскудное; радуйся, инокинь тамо благо подвизающихся всемощная покровительнице. Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти и диавола добрая поспешнице; радуйся, и в мире благочестно живущих усердная Заступнице. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Проповедающе чудеса Твоя, Богородительнице, от иконы Твоея, Неупиваемая Чаша именуемыя, бываемая, молим Тя, Пречистая, со слезами: избави всех нас от падений греховных, научающи воспевати Богу: Аллилуия.

Возсияла еси в светлости Божественныя славы, Дево Богородице, на Младенца Предвечнаго Господа нашего Иисуса Христа зрящая, Иже в сосуде аки в неупиваемой чаше предстоит, якоже Тя видим, изображенную на иконе Твоей, Неупиваемая Чаша таинственно нареченной, от неяже избавление пианственныя болезни притекающим с верою даруеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице: Радуйся, о Нейже радуется и торжествует Ангельский собор и человеческий род; радуйся, Еяже слава превосходит похвалы земныя и небёсныя. Радуйся, таинственным изображением Сына в сосуде тайну Божёственныя Евхаристии нам открывающая; радуйся, рожденнаго Тобою Агнца, всегда ядомаго и никогдаже иждиваемаго, нам указующая. Радуйся, Чашею Жизни и безсмертия ко вратам Вёчныя Жизни нас приводящая; радуйся, источником нетления и радости жаждущия души напаяющая. Радуйся, неисчетною благостынею не оставляющая презреннеиших и отверженнейших; радуйся, от рова погибели сердоболием, Твоим исхищающая ненадёжных. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Хотя некии человек возблагодарити Тя, Владычице, за исцеление от пианственнаго недуга, украси Твою пречудную, Богомати, икону, во граде Серпухове пребывающую, из глубины сердца воспевая Богу: Аллилуия.

Новое чудо видим, Владычице, от иконы Твоея святыя: страждущии бо пианственным недугом некии раб Божии Стефан, прибегая к Твоему Матернему предстательству, от тяжкаго недуга своего избавися и, благодаря Тя, благолепными дарами икону Твою украси, и, припадая к неи, со слезами возопи Тебе тако: Радуйся, живоносный источнике исцелении; радуйся, чаше небесная божественных даровании. Радуйся, реко исцелении приснотекущая; радуйся, море, всех наших страстей потопление. Радуйся, благодарственная приношения не отвергающая; радуйся, сердца благочестивых людей возвеселяющая. Радуйся, крепкия веры Подательнице; радуйся, всех благих деянии Исполнительнице. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Странно и сумнительно неверующим слышати, како икона Твоя святая «Неупиваемая Чаша» божественных исцелении источает чудеса. Мы же, верующе словеси Твоему, Владычице, реченному к первописаннои иконе: «С тобою Моя благодать и сила», — веруем, яко от сея иконы Твоея благодать Твоя выну истекает. Темже, благоговейно покланяющеся, лобызаем ю, вопиюще Богу: Аллилуия.

Всё упование людие, страждущии болёзнию пианства, на Тя, Владычице, возлагают, прекланяешися бо немощем и страстем нашим. Кто бо нас, грешных, изведёт из рова погибели и нищеты духовныя и телесныя, аще не Ты, Владычице! Сего ради прекланяем колена пред Твоим пречудным образом и вопием Ти тако: Радуйся, по молитве грешных людей, призывающих Тя в помощь свою, небесную благодать низпосылающая; Радуйся, глубину милосердия Твоего грешным показующая. Радуйся, доблести и веры богатство неистощимое; радуйся, духа уныния и боязни отгнание. Радуйся, отчаявшихся и ненадёжных ободряющая; радуйся, удручённым болёзнию пианства руку помощи простирающая. Радуйся, терпеливых страдальцев дарми благодатными утешающая; радуйся, суетныя радости мира сего презирати нас научающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси грешному роду человеческому Заступницу и Помощницу, к нашим немощем прекланяющуюся, от недуга пианства свобождающую, верныя же научающую пёти Ти: Аллилуия.

Вития человечестии недоумеют хвалити, славная Владычице, Твоея иконы праздник, ниже от скверных устен наших приносимыя Тебе похвалы достойны суть, обаче неисчетная благодеяния, иконою Твоею являемая, видевше, душею и сердцем радующеся, Ти глаголем: Радуйся, яко от лика Твоего чудеса деются; радуйся, отвергающих Тя посрамление. Радуйся, от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляющая; радуйся, кротким сиянием Твоим мрак грехов и страстей наших разгоняющая. Радуйся, свеще неугасимая, веры огнь воспламеняющая; радуйся, Благодатная, яко Тобою с нами Бог. Радуйся, добраго ответа нам пред Судиёю Праведным усердная Ходатаице; радуйся, души православных любовию к Тебе и Сыну Твоему исполняющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Спасти хотящи люди многия, страждущия недугом пианства, чудную Твою, Богомати, икону нам даровала еси, сего ради одержимии сим недугом к чудотворному образу Твоему притекают и, получивше исцеление, умильно Богу зовут: Аллилуия.

Стена еси и щит, Богомати, людем, пианственною болёзнию страждущим и всём усердно к Тебе притекающим и икону Твою благоговейно чтущим, ибо сию дарова нам благих податель Господь в помощь и врачевание еяже ради внушает нам пёти: Радуйся, отчаянных надежде, печали их утоляющая; Радуйся, Твоею благодатию нас недостойных осиявающая. Радуйся, нашу скверну чистотою Твоею очищающая; радуйся, брёние наше тлённое в нетление обращающая. Радуйся, неможение наше утверждающая; радуйся, облежащии нас облак страстей скоро разгоняющая. Радуйся, от уныния тяжкаго нас избавляющая; радуйся, в молитве ко Творцу всяческих нас укрепляющая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Пения нашего смиреннаго, от полноты любве и усердия Тебе приносимое, не презри, Чистая, и не отвратися отчаявшихся и страждущих недугом пианства людей, но помози им же и нам очиститися от всякия скверны греховныя, да возможем достоино и праведно пёти Богу: Аллилуия.

Светоприемную свещу зрим Тя, Пресвятая Дёво, и на святей иконе Твоей, посреде лика угодников Твоих, лучами благодати неизречённо блистающу, отнюдуже, во мраце грехов своих просвещеннии и на светлую стезю добродетелей наставляемии, зовём Тя почитании сими: Радуйся, заступлёнием Домники преподобныя избавляющая нас от суеты мира сего многомятежнаго; радуйся, тоя предстательством помогающая нам в борьбе с прираженьми страстей плотских. Радуйся, молитвами священномученика Харалампия мысль благую в сердце нашем полагающая; Радуйся, того ходатайством нечистую совесть просвещающая. Радуйся, молитвами Параскевы мученицы от мучительнаго недуга пианства страждущих избавляющая; радуйся, тоя заступлёнием страждущих к искреннему раскаянию и вразумлению призывающая. Радуйся, купно со священномучеником Антипою озлобленных всех души умягчающая; радуйся, вкупе с ним на помощь Тя призывающих и имя Твоё славящих спасающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Благодать Божия, присущая святей иконе, Неупиваемая Чаша именуемой, влечёт к неи, Владычице, всех скорбящих, плачущих, обездоленных, вдов и сирот, наипаче же всех страждущих недугом пианства, и не тщи отходят, Владычице, от неупиваемыя чаши Твоих Божественных даровании, но, неоскудно получающе цельбы от чудотворнаго образа Твоего, Всеблагая, благодарственно поют Богу: Аллилуия.

Поюще Твоя чудеса и велию милость, людей, одержимым пианственною страстию, явленная, молим Тя, Владычице: спаси и помилуй и не остави нас, ищущих Твоего предстательства и зовущих Ти: Радуйся, воистинну бедным Помощнице; радуйся, страждущих присное врачевство. Радуйся, благодушных велия радосте; радуйся, малодушных дивное ободрение. Радуйся, бед и скорбен скорая Избавительнице; радуйся, верных всемилостивая Утешительнице. Радуйся, гордых смиряющая; радуйся, смирённыя возвышающая и всём спасения желающая. Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную нашу жажду утоляющая.

Кондак 13 О Премилосердая Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа Мати, нынешнее услыши наше моление и избави нас от всех недугов душевных и телесных, наипаче же свободи страждущих недугом пианства, да благодарственно вопием Богу: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем 1-и икос «Ангелъстии чини.» и 1-и кондак «Избранное и дивное».

Молитва ко Пресвятой Богородице

Царице наша Преблагая, надежде наша, Пресвятая Богородице, приятелище сирых и странных Заступнице, бедствующим помоще и озлобляемых покрове. Зриши нашу напасть, зриши нашу скорбь, отовсюду искушеньми одержими есмы, и несть избавляли. Ты убо Сама помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко ненадёжных. Не имамы бо иныя помощи, ни иного предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обременённых. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас пречистым омофором Твоим, да избавлени будем от зол, обышедших нас, наипаче же от пианства, да восхвалим всегда пресвятое имя Твоё. Аминь.

Тропарь, глас 4

Днесь притецем, вернии, к божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматере, напаяющия сердца верных неупиваемою чашею небеснаго Своего милосердия и людем верным чудеса показующия, яже видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: Владычице милосердая, исцели наша недуги и страсти, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, и спаси души наша.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Ирины, Иакова.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», через которую к Пресвятой Богородице обращаются тысячи и тысячи наших соотечественников и соотечественниц, потому что неоднократно Господь являл Свою милость при определенных недугах души через эту чудотворную икону.

По иконографии эта икона относится к типу «Оранта»: Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней Богомладенец, стоящий в чаше. Это Чаша Причащения - неистощимый источник духовной радости и утешения. Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.

Появлению этой иконы предшествовало необычное происшествие, случившееся в 1978 году в Тульской губернии. Некий отставной солдат был одержим страстью к пьянству. Он пропивал все, что у него было, и вскоре стал нищенствовать. От злоупотребления алкоголем у него отнялись ноги, но это не остановило его, и он продолжал пить. Как-то во сне бывший солдат, а ныне крестьянин, увидел старца, который приказал ему идти в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы, где находилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», и отслужить перед ней молебен. Не имея ни гроша, с отнявшимися ногами крестьянин не мог отправиться в путь. Но святой старец во второй и третий раз явился ему и грозно повелел исполнить сказанное. На четвереньках отправился отставной солдат в Серпухов. В одном из селений, которые лежали на пути, он остановился для отдыха. Чтобы облегчить боль и страдания путнику, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день солдату полегчало, но хозяйка оставила его еще на одну ночь, снова растерев ему больные ноги. Опираясь на две, а потом и на одну палку, крестьянин потихоньку дошел до Серпухова.

Во Владычнем монастыре он рассказал о своих дивных сновидениях и попросил отслужить молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Но его просьба привела в замешательство насельниц монастыря: никто в обители не знал такой иконы. Лишь через некоторое время они нашли иконку, висевшую в проходе из храма в ризницу, на оборотной стороне которой была надпись «Неупиваемая Чаша». В лике же ученика святителя Алексия - преподобного Варлаама - крестьянин сразу же узнал явившегося ему во сне святого старца. Домой из Серпухова отставной солдат возвратился уже свободным от своей пагубной страсти.

Весть о чудотворной иконе быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Николы Белого на Калужской улице. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

В 1993 году в Серпуховском Высоцком мужском монастыре, а в 1995 - в возрожденном Владычнем монастыре были сделаны списки чудотворной иконы, при этом были сохранены все пропорции и академический стиль, характерный для подлинника. Все это послужило началом возрождения почитания чудотворной иконы после долгих лет богоборчества.

Поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» едут со всех уголков России, из других стран. Она славится скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма, курения. Замечено, что икона не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, возвращает к благочестивой жизни.

К сожалению, точно не известен день, в который была явлена икона «Неупиваемая чаша». В XIX веке ее празднование совершалось 27 ноября - в один день с иконой Божией Матери «Знамение», так как они схожи по иконографии.

В конце XX века восстановлено почитание иконы «Неупиваемая Чаша», а празднование ее приурочено ко дню преставления преподобного Варлаама Серпуховского - 18 мая, так как явление чудотворной иконы произошло через предстательство этого святого. В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая.

Как часто мы, страдая от тех или иных недугов - душевных и телесных, ищем от Бога магического исцеления: выполнить определенный ритуал, обряд, что-то прочитать, куда-то съездить, что-то заплатить, чтобы таким образом беда прошла стороной. В этой связи очень много людей, одержимых теми или иными страстями, с особым интересом относятся к так называемой отчитке. Это специальный чин молебного пения, когда из человека изгоняется нечистый дух, он совершается теми подвижниками, у которых есть от Бога особый дар и благословение Церкви на совершение этих действий. Но когда нечистый дух изыдет из человека, что он будет делать дальше? А дальше он будет ходить и бродить по безводным местам и пустыням, ища себе покоя и не находя.

Такое часто бывает, когда человек принимает Таинство Святого Крещения неосознанно, без веры, без покаяния, без решимости изменить свою жизнь, а магически - чтобы было здоровье, чтобы в жизни везло. Как правило, через какое-то время после крещения его жизнь в смысле греха и страстей становится еще более отвратительной, потому что нечистый дух походил-походил, видит, что дом, из которого его выгнали, вычищен и не занят, и тогда берет он с собою семь злейших духов - и все восемь страстей в совокупности вселяются в человека, и бывает тому последнее горше первого. Так происходит, потому что свято место не должно быть пустым. Если Святой Дух не наполняет сердце человека, там поселяется дух нечистый.

Чтобы пришел Господь Святой Дух, необходимо пролить много пота и крови, как сказано в Священном Писании: «дай кровь и прими Дух». Очень наивно думать, что достаточно, не изменяя своей жизни, только признать Христа Спасителем, уверовать в Него - и «дело в шляпе»: не надо ни о чем беспокоиться. Ты уже спасен: не меняя своей жизни, особо не двигаясь в аскетических трудах и подвигах, в очищении себя от страстей, как это у братьев сектантов. Самое поверхностное счистил - перестал ругаться, перестал курить - и вроде уже достаточно. На самом деле, чтобы пришел Святой Дух, необходимы определенные, целенаправленные усилия. Народная мудрость говорит: «Боже-то поможи, но и сам мужик не лежи».

В истории с явлением иконы «Неупиваемая Чаша» мы видим, что понадобилось несколько раз простимулировать бывшего солдата, ныне крестьянина, чтобы он двинулся, а так он все лежал, не мог, не собирался. Но когда совсем прижало - на коленях пополз, стал совершать определенный подвиг, двигать себя в сторону Бога, к встрече с Божией Матерью, с Ее чудотворной иконой. Всякое исцеление души невозможно без усилия человека. Невозможно думать, что Господь будет за нас делать нашу работу, хотя Он обязательно поможет, как в истории с блудным сыном: когда сын был еще вдалеке, отец бросился навстречу и пал ему на шею, благословил и вернул прежнее его состояние. Но движение-то сын начал сам, и это не просто гипотетическое «хорошо бы начать жизнь с понедельника» - он встал и пошел. Вот это усилие от человека должно идти от самого человека.

Поэтому бесполезно, когда приходят и говорят: «Что делать, чтобы мой сын или муж перестал пить?» Что можно сделать за него? Сделать можно только за себя. Если человек считает, что у него все в порядке: пьет он в меру, просто она у него своя, и не воспринимает это как гибель души, что делать? Ждать, когда у него начнется цирроз печени. Когда заболит печень, тогда, может быть, человек встряхнется, и в его душе через сокрушение тела родится сердечное сокрушение и покаянное устремление к Богу.

Делать можно, только когда у человека есть покаяние, осознание того, что он погибает от собственных беззаконий. Только тогда ему необходим Спаситель. Только тогда энергия человека, соединяясь с энергией Божией, и получая огромное дополнительное усилие, превозмогает Божией благодатью многие и многие болезни, немощи и скорби.

Очень важно, дорогие мои, делать эти усилия. Очень важно осознавать реальное состояние своей души. Господь готов нас миловать и спасать, так дайте Ему эту возможность.

Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

Избранное и дивное избавление нам даровася - Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»

Замечательный бытописатель русского благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в 1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре:

«…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких - беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга “Неупиваемая Чаша”. Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за “престольной”, и поют радостными голосами, - падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: “Зарекаюсь!” Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты - залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает “Неупиваемая”. Что к Ней влечет - не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».

В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести - а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.

В наши смутные времена, как и век с лишним тому назад, притекают в подмосковный город Серпухов сотни и тысячи чающих исцеления. Дороже самых драгоценных окладов те приношения избавленных от запойной одержимости христиан, чад их и домочадцев, которыми покрыто все подножие чудотворного образа. Не иссякает благодатная его сила, по всей России разносят ныне паломники целительное масло от лампад перед «Неупиваемой Чашей» и освященную на нарочитых молебнах воду.

Иноческие обители испокон веков были кладезем той таинственной и поистине священной тишины, коей извечно хотелось внимать и питаться всякой страждущей христианской душе. Таковой была и серпуховская Владычная Введенская обитель, основанная в 1360 году на тогдашней окраине Московского княжества, у слияния задумчивой Нары и светлой Оки, именовавшейся Поясом Богородицы, ибо отделяла и защищала сия река Святую Русь от дикой Степи, посреди «рощи сосновой и красного леса хоромного». С первых дней существования растекались отсюда незримые потоки благодати. Основанный как мужской при игуменстве преподобного Варлаама, бывшего келейника святителя Московского и чудотворца митрополита Алексия, монастырь сей был окормляем еще и преподобным Сергием Радонежским. Летописи повествуют, как приходил сюда великий Игумен земли Русской в начале зимы 1374 года вместе с учеником своим преподобным Афанасием и молился в белокаменном соборе Владычного монастыря. Сказание об основании обители сохранило для нас и память о чудесном явлении Пречистой преподобному Варлааму: «Видение показало строителю, что даже Ангелы будут помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же, как некогда пребывала в храме Иерусалимском».

И спустя несколько веков обетование сие сбылось во всей своей полноте.

К концу XVIII столетия мужская обитель Владычного монастыря клонилась к упадку и запустению. Богослужения почти совсем остановились, малочисленная братия разбрелась, храмы приходили в запустение. Однако митрополит Московский Платон (Левшин), чьим попечением начался духовный расцвет великой Оптины и многих иных обителей, не оставил своей заботой и Владычного монастыря, близ которого провел свое детство. Митрополит исхлопотал у императора Александра I дозволение возродить обитель сию уже как девичью, и в 1806 году здесь появились первые насельницы. Четверть века спустя другой архипастырь, святитель Московский Филарет, учредил во Владычной обители древние строгие правила пустынного общежития, тем самым восстановив здесь дух иноческого нестяжания и промыслительно подготовив монастырь сей для принятия столь благодатной святыни, как «Неупиваемая Чаша».

Старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь он почуял, что ноги вновь стали его слушаться

В первый год игуменства матушки Марии, а именно в 1878 году, крестьянину Тульской губернии, отставному солдату, имевшему неизбывную слабость к вину, было видение некоего старца, повелевшего идти в Серпухов, найти там икону «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед нею молебен. У обезножившего от неумеренного пития, без гроша в кармане старого солдата не было сил добраться до обители. Тогда видение случилось еще дважды, и чаявший избавления от недуга старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь своего подвижнического пути он почуял вдруг, что ноги вновь стали слушаться его.

Добравшись до обители, он ввел в большое затруднение ее насельниц, не ведавших об иконе с таким именем. Тогда вспомнили вдруг о висевшем в одном из монастырских переходов образе, на коем Младенец Христос благословлял молящихся, словно бы исходя из причастной Чаши; позади же Него возвышала Свои Пречистые руки Матерь Божия, как пишут Ее на иконах «Знамения». И каково же было удивление всех, когда на обороте сей неведомой доселе иконы действительно усмотрели надписание «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно и то, что подведенный к раке преподобного Варлаама путник тотчас узнал в нем того благолепного старца, который повелел идти к Владычице за исцелением от окаянного недуга. Весть о чудесном явлении быстро разнеслась по городам и весям, отовсюду стали приходить к дивному образу одержимые пьянственной страстью, припадали к «Неупиваемой Чаше» - и без труда бросали губительное вино, вносили тишину и покой в свои дома, и все это - молитвами Заступницы рода человеческого.

Сказание о сем чудотворном Ее образе поясняет, что Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша есть, по слову акафиста, Чаша, черплющая радость, неистощимый источник утешения, исцеления, жизни и многообразных духовных благ, и дарований. И всяк узрит сокровенный духовный смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» стала источником спасительных надежд и исцелений от злой страсти винопития: Матерь Божия молится за всех грешников, видит Она, Милосердная, и страдания предающихся пьянству, знает, сколь искренно многие из них жаждут избавиться от сего жестокого порока, но не находят в себе сил бороться. Вот Пречистая Своею святой иконой «Неупиваемая Чаша» и напоминает им, что есть Она неистощимый кладезь благодати и радости духовной, что изливает Она в измученные сердца из Своей неоскудевающей вовеки Чаши небесную усладу, испив коей, возненавидят они ту губительную влагу, какая прежде столь неодолимо влекла несчастных к себе.

Таковым страдальцам надлежит на всяком месте и во всякое время прибегать ко всемощному заступничеству Пречистой, положив за правило не менее трех раз в день прочитывать Ей ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся». И сколь закоренелой ни была бы окаянная страсть винопития, не устоять ей против небесной помощи Матери Божией.

Тропарь, глас 4

Днесь притецем, ве́рнии, к Боже́ственному и пречу́дному о́бразу Пресвяты́я Богома́тери, напоя́ющей ве́рных сердца́ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́рдия и лю́дем ве́рным чудеса́ показу́ющей. Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пра́зднуем и те́пле вопие́м: Влады́чице преми́лостивая, исцели́ на́ша неду́ги и стра́сти моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша. Ами́нь.

Молитва

О Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостиво услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й - и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых и того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпа́дающих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному возде́ржанию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т на́с в трезве́нии и целому́дрии. Приими́

Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́ не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет на́с ми́лость Бо́жия в несконча́емыя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Алкоголизм - это болезнь, которую человек приобретает добровольно, калеча при этом не только своё тело, а и душу. И сегодня она стала не единичным случаем, а настоящим бедствием нации. Поэтому очевидно, что без духовной помощи медицине с «зелёным змием» не справиться. Православная церковь имеет огромный и бесценный опыт в борьбе с пьянством. Широко известна, например, стала икона Богородице «Неупиваемая Чаша». Во многих церквях возле нее проходят молебны. Они направлены на телесное и душевное исцеление людей, которые страдают зависимостью от алкоголя. Когда и кем была написана икона, никто не знает. Но зато известно, какое событие стало причиной её особого почитания.

«Неупиваемая Чаша»: прославление

Информация о ней распространилась после события, произошедшего с крестьянином из Тульской губернии. Солдат в отставке быстро стал горьким пьяницей. На водку он променял всё, что имел, из-за алкоголя у него Но и это не остановило крестьянина. Он продолжал пить до тех пор, пока во сне не явился ему старец с повелением идти в Серпухов, найти в монастыре Владычицы Богородицы икону «Неупиваемая Чаша» и отслужить молебен перед ней. В город он дополз на четвереньках. Икону обнаружили висящей в проходе из ризницы в храм. В результате крестьянин вернулся в свой уезд абсолютно здоровым. А слух о прославлении этой иконы пошел по всей Руси. И сами пьяницы, и их родные приходили в монастырь, чтобы попросить Богородицу о помощи и поблагодарить за оказанную милость.

«Неупиваемая Чаша»: иконография

По типу написания она относится к изображению Богородицы «Оранта». Единственное существенное отличие - расположение Младенца в чаше, которая символизирует собой причащение. Она источает благословение всем грешникам, которые приступают к ней с верою. Чаша названа неупиваемой, так как Агнец её, приносимый в жертву, «всегда ядомый» и никогда не уменьшаемый. А Богородица, воздевая руки к Небу, словно первосвященник, ходатайствует перед Богом, вознося ему Жертву - Своего Сына, Свои плоть и кровь. Она молится за всех ищущих спасения грешников. Матерь Божья призывает их отвернуться от губительных пристрастий и обратиться к источнику духовного утешения и радости.

«Неупиваемая Чаша»: празднование

Почитание её совершается ежегодно 18 мая. Эта дата была приурочена ко дню ухода в мир иной преподобного Варлаама Серпуховского. В возрожденном Высоцком монастыре каждое воскресенье после окончания Литургии сначала совершается молебен, затем читается акафист «Неупиваемая Чаша» перед иконой Богоматери. А во время заключительной молитвы идет перечисление имен тех, кто страдает алкоголизмом и нуждается в помощи и благодати Владычицы.

Читается и во многих других церквях России, Белоруссии, Украины. Кстати, в этом же монастыре в Серпухове одновременно с традиционным почитанием иконы возобновляется и празднование ее 10 декабря. Именно в этот день оно совершалось в 19-м веке.

«Неупиваемая чаша»: молитва Богородице в честь иконы

Она возносится всеми, кто жаждет исцеления. Считается, что эта молитва помогает избавиться не только от тяги к спиртному и наркотикам, а и излечить болезни духа и тела, возникающие на их фоне. С тех пор как она стала читаться верующими, зафиксировано немало случаев полного исцеления.