"пейзаж в русской живописи". История российской пейзажной живописи Живописные пейзажи русских художников

В истории развития российской пейзажной живописи можно найти много параллелей с европейским пейзажем. И в этом нет ничего удивительного, но именно в отечественном искусстве, не только в живописи, пейзаж всегда занимал особое место. Например, русские художники именно через пейзаж пытались передать образ родины (А. Васнецов «Родина»).

Первые пейзажные мотивы в отечественной живописи можно увидеть на древнерусских иконах. Практически всегда фигуры святых, Богородицы и Христа изображались на фоне пейзажа. Но полноценным пейзажем назвать это трудно - невысокие холмы здесь обозначали скалистую местность, редкие «беспородные» деревца символизировали лес, а плоские здания представляли собой палаты и храмы. Появление первых полноценных пейзажей в России датировано 18 веком. Эти работы представляли собой топографические виды петербургских дворцов и парков. В период правления Елизаветы Петровны был выпущен атлас с видами Петербурга и окрестностей, гравюры были выполнены М. И. Махаевым. Но большинство историков сходятся во мнении, что родоначальником отечественного пейзажа является Семен Федорович Щедрин. Именно с его именем связано выделение пейзажной живописи в отдельный самостоятельный жанр. Важный вклад в развитие жанра внесли современники С.Ф. Щедрина - Ф. Я. Алексеев и М. М. Иванов. Творчество Алексеева оказало серьезное влияние на целое поколение молодых художников: М. Н. Воробьева, А. Е. Мартынова и С. Ф. Галактионова. Работы этих живописцы посвящены, в первую очередь Санкт-Петербургу, его каналам, набережным, дворцам и паркам.

К заслугам М. Н. Воробьев стоит отнести и создание отечественной школы пейзажной живописи. Он воспитал целую плеяду талантливых пейзажистов, в том числе братья Чернецовы, К. И. Рабус, А. П. Брюллов, С. Ф. Щедрин. В середине 19 века в российской пейзажной живописи уже сформировались собственные принципы восприятия природы и способы ее передачи. От школы М.Н. Воробьева происходят романтические традиции отечественного пейзажа. Эти идеи были развиты его учениками М. И. Лебедевым, умерший в 25-летнем возрасте, Л. Ф. Лагорио и мастером морского пейзажа И. К. Айвазовским. Важное место в русской пейзажной живописи занимает творчество А. К. Саврасова, человека с непростой судьбой. Именно он стал родоначальником национального лирического пейзажа (картина «Грачи прилетели» и другие). Саврасов оказал влияние на ряд пейзажистов, в первую очередь на Л. Л. Каменева и И.И. Левитана.

Одновременно с лирическим пейзажем в русской живописи развивался и эпический пейзаж. Самый яркий представитель этого поджанра - М.К. Клодт, который на каждой своей картине стремился передать зрителю целостный образ России.
Вторую половину 19 века иногда называют золотым веком российского пейзажа. В это время творили такие мастера пейзажной живописи как: И. И. Шишкин («Рожь », «На севере диком », «Среди долины ровныя»), Ф. А. Васильев («Мокрый луг », «Оттепель», «Деревня», «Болото»), А. Куинджи («Днепр ночью», «Березовая роща», «Сумерки»), А. П. Боголюбов («Гавр», «Гавань на Сене», «Виши. Полдень»), И. И. Левитан («Март», «Владимирка», «Березовая роща», «Золотая осень», «Над вечным покоем»). Левитаноские традиции лирического пейзажа были развиты на рубеже 19 и 20 веков художниками И. С. Остроуховым, С. И. Светославским и Н. Н. Дубовским. Пейзажная живопись начала 20 века связана, в первую очередь, с творчеством И. Э. Грабаря, К. Ф. Юона и А. А. Рылова. В стилистике символизма создавали пейзажи П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. П. Крымов и В. Э. Борисов-Мусатов. После Октябрьской революции интенсивно развивался индустриальный пейзаж, наиболее яркие представители М. С. Сарьян и К. Ф. Богаевский. Среди отечественных пейзажистов 20 века стоит также отметить Г. Г. Нисского, С. В. Герасимова и Н. М. Ромадина.

Лев Каменев (1833 – 1886) «Пейзаж с избушкой»

Пейзаж, как самостоятельный жанр живописи, утвердился в России примерно в середине XVIII века. А до этого периода пейзаж был фоном для изображения иконописных композиций или частью книжных иллюстраций.

Про русский пейзаж 19-го века написано очень много и писали такие, без преувеличения, большие специалисты в области живописи, что мне, по существу, добавить нечего.

Первопроходцами российской пейзажной живописи называют Семёна Щедрина, Фёдора Алексеева и Фёдора Матвеева. Все эти художники изучали живопись в Европе, что наложило определённый отпечаток на их дальнейшее творчество.

Щедрин (1749 – 1804) получил известность, как автор работ с изображением императорских загородных парков. Алексеева (1753 – 1824) прозвали русским Каналетто за пейзажи с изображением памятников архитектуры Петербурга, Гатчины и Павловска, Москвы. Матвеев (1758 – 1826) большую часть жизни работал в Италии и писал в духе своего учителя Гаккерта. Работам этого талантливого итальянского художника подражал и М.М. Иванов (1748 – 1828).

Специалисты отмечают в развитии русской пейзажной живописи 19-го века два этапа, которые органически не связаны друг с другом, но хорошо различимы. Эти два этапа:

  • реалистический;
  • романтический.

Граница между этими направлениями чётко сформировалась к середине 20-х годов XIX века. К середине восемнадцатого века русская живопись начинает освобождаться от рационализма классической живописи XVIII века. И большое значение в этих переменах имеет русский романтизм, как отдельное явление в российской живописи.

Русский романтический пейзаж развивался по трём направлениям:

  1. городской пейзаж в основе которого лежали работы с натуры;
  2. изучение российской природы на основе «итальянской почвы»;
  3. русский национальный пейзаж.

А теперь я вас приглашаю в галерею работ русских художников XIX века, которые писали пейзажи. Я взял всего по одной работе от каждого художника – в противном случае эта галерея была просто бесконечной.

Если у вас возникнет желание, то о творчестве каждого художника можно прочитать (и, соответственно, вспомнить работы художника) на этом сайте.

Русские пейзажи 19-го века

Владимир Муравьёв (1861 – 1940), «Голубой лес»


Владимир Орловский (1842 – 1914), «Летний день»


Пётр Суходольский (1835 – 1903), «Троицын день»


Иван Шишкин (1832 – 1898), «Рожь»


Ефим Волков (1844 – 1920), «Лесное озеро»


Николай Астудин (1847 – 1925), «Горная дорога»


Николай Сергеев (1855 – 1919), «Летний пруд»


Константин Крыжицки1 (1858-1911), «Звенигород»


Алексей Писемский (1859 – 1913), «Лесная речка»


Иосиф Крачковский (1854 – 1914), «Глицинии»


Исаак Левитан (1860 – 1900), «Берёзовая роща»


Василий Поленов (1844-1927), «Старая мельница»


Михаил Клодт (1832 – 1902), «Дубовая роща»


Аполлинарий Васнецов (1856 – 1933), «Ахтырка. Вид усадьбы»

С самых незапамятных времен люди всегда восхищались природой. Они выражали свою любовь, изображая ее на всевозможных мозаиках, барельефах и картинах. Многие великие художники посвятили свое творчество рисованию пейзажей. Картины, на которых изображены леса, море, горы, реки, поля, поистине завораживают. И нужно уважать великих мастеров, которые так детально, красочно и эмоционально передали в своих работах всю красоту и могущество окружающего нас мира. Именно художники-пейзажисты и их биографии будут рассмотрены в данной статье. Сегодня мы поговорим о творчестве великих живописцев разных времен.

Известные художники-пейзажисты XVII века

В XVII веке жило немало талантливых людей, которые предпочитали изображать красоты природы. Одними из самых известных являются Клод Лоррен и Якоб Исаак ван Рейсдал. С них мы и начнем наше повествование.

Клод Лоррен

Французского художника считают основоположником пейзажа периода классицизма. Его полотна отличаются невероятной гармоничностью и идеальной композицией. Отличительной чертой техники К. Лоррена было умение безупречно передавать солнечный свет, его лучи, отражение в воде и т. д.

Несмотря на то, что маэстро родился во Франции, большую часть своей жизни он провел в Италии, куда уехал, когда ему было всего 13 лет. На родину он возвращался всего один раз, и то на два года.

Самыми известными произведениями К. Лоррена являются картины «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием». В наше время их можно увидеть в Лувре.

Якоб Исаак ван Рейсдал

Якоб ван Рейсдал - представитель реализма - родился в Голландии. Во время своих путешествий по Нидерландам и Германии художник написал немало примечательных работ, для которых характерны резкий контраст тонов, драматичная цветовая гамма и холодность. Одним из ярких примеров таких картин можно считать «Европейское кладбище».

Однако творчество художника не ограничивалось мрачными полотнами - он изображал и сельские пейзажи. Самыми известными работами принято считать «Вид деревни Эгмонд» и «Пейзаж с водяной мельницей».

XVIII век

Для живописи XVIII века характерно много интересных особенностей, в этот период было положено начало новым направлениям в упомянутом виде искусства. Венецианские художники-пейзажисты, к примеру, работали в таких направлениях, как видовой пейзаж (другое название - ведутный) и архитектурный (или городской). А ведутный пейзаж, в свою очередь, подразделялся на точный и фантастический. Ярким представителем фантастической ведуты является Франческо Гварди. Его фантазии и технике исполнения могут позавидовать даже современные художники-пейзажисты.

Франческо Гварди

Все без исключения его работы отличаются безупречно точной перспективой, замечательной передачей цветов. Пейзажи обладают некой магической притягательностью, от них просто невозможно оторвать взгляда.

Самыми восхитительными его работами можно назвать полотна «Праздничный корабль Дожа «Бучинторо», «Гондола в лагуне», «Венецианский дворик» и «Рио деи Мендиканти». Все его картины изображают виды Венеции.

Уильям Тернер

Этот художник является представителем романтизма.

Отличительной особенностью его полотен является использование множества оттенков желтого. Именно желтая палитра и стала основной в его работах. Мастер объяснял это тем, что такие оттенки ассоциировались у него с солнцем и чистотой, которую он хотел видеть в своих картинах.

Самой красивой и завораживающей работой Тернера является «Гесперидский сад» - фантастический пейзаж.

Иван Айвазовский и Иван Шишкин

Эти два человека — поистине самые великие и самые известные художники-пейзажисты России. Первый — Иван Константинович Айвазовский — изображал на своих картинах величественное море. Буйство стихии, вздымающиеся волны, брызги пены, разбивающейся о борт накренившегося судна, или тихая, безмятежная гладь, озаренная заходящим солнцем - морские пейзажи восхищают и поражают своей натуральностью и красотой. Кстати, такие художники-пейзажисты называются маринистами. Второй — Иван Иванович Шишкин — любил изображать лес.

И Шишкин, и Айвазовский — художники-пейзажисты 19 века. Остановимся на жизнеописании этих личностей подробнее.

В 1817 году появился на свет один из самых известных маринистов мира Иван Айвазовский.

Родился он в состоятельной семье, его отцом был армянский предприниматель. Нет ничего удивительного в том, что будущий маэстро питал слабость к морской стихии. Ведь родиной этого художника стала Феодосия — красивейший портовый город.

В 1839 году Иван окончил в которой он учился на протяжении шести лет. На стиль художника большое влияние оказало творчество французских маринистов К. Верне и К. Лоррена, которые писали свои полотна по канонам барокко-классицизма. Самой известной работой И. К. Айвазовского считается картина «Девятый вал», выполненная в 1850 году.

Кроме морских пейзажей, великий художник работал над изображением батальных сцен (яркий пример - картина «Чесменский бой», 1848 г.), а также посвящал многие свои полотна темам армянской истории («Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции», 1880 г.).

Айвазовскому повезло добиться невероятной славы при жизни. Многие художники-пейзажисты, которые стали знаменитыми в будущем, восхищались его работами и брали с него пример. Ушел из жизни великий творец в 1990 году.

Шишкин Иван Иванович родился в январе 1832 года в городе Елабуг. Семья, в которой воспитывался Ваня, была не слишком зажиточной (его отец был небогатым купцом). В 1852 году Шишкин начинает свою учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, выпускником которого он станет через четыре года, в 1856-м. Даже самые ранние работы Ивана Ивановича отличаются необычайной красотой и непревзойденной техникой. Поэтому неудивительно, что в 1865 году за полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И. И. Шишкину дали звание академика. А уже через восемь лет он получает звание профессора.

Как и многие другие рисовал с натуры, проводя долгое время на природе, в тех местах, где его никто не мог потревожить.

Наиболее известными полотнами великого живописца являются «Лесная глушь» и «Утро в сосновом бору», написанные в 1872 году, и более ранняя картина «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869 г.)

Жизнь талантливого человека прервалась весной 1898 года.

Многие русские художники-пейзажисты при написании своих полотен пользуются большим количеством деталей и колоритной цветопередачей. То же самое можно сказать и об этих двух представителях русской живописи.

Алексей Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов — художник-пейзажист с мировым именем. Именно его считают основоположником русского лирического пейзажа.

Родился этот выдающийся человек в Москве в 1830 году. С 1844 года Алексей начал свое обучение в Московском училище живописи и ваяния. Уже с юности он отличался особым талантом и способностями к изображению пейзажей. Однако, несмотря на это, по семейным обстоятельствам юноша был вынужден прервать свое обучение и возобновить его только спустя четыре года.

Самой известной и всеми любимой работой Саврасова является, конечно же, полотно «Грачи прилетели». Оно было представлено на Передвижной выставке в 1971 году. Не менее интересными являются картины И. К. Саврасова «Рожь», «Оттепель», «Зима», «Проселок», «Радуга», «Лосиный остров». Однако, по мнению критиков, ни одна из работ художника не сравнилась с его шедевром «Грачи прилетели».

Невзирая на то что Саврасов написал множество прекрасных полотен и уже был известен как автор замечательных картин, вскоре о нем надолго забывают. А в 1897 году он умер в нищете, доведенный до отчаяния семейными неурядицами, гибелью детей и алкогольной зависимостью.

Но великие художники-пейзажистыне могут быть забыты. Они живут в своих картинах, от прелести которых захватывает дух, и которыми мы и по сей день можем восхищаться.

Вторая половина ХІХ века

Этот период характеризуется распространенностью в русской живописи такого направления, как бытовой пейзаж. В этом русле работали многие русские художники-пейзажисты, в том числе и Маковский Владимир Егорович. Не менее известными мастерами тех времен являются Арсений Мещерский, а также описанные ранее Айвазовский и Шишкин, творчество которых пришлось на середину-вторую половину ХІХ века.

Арсений Мещерский

Родился этот известный художник в 1834 году в Тверской губернии. Образование он получал в Императорской Академии искусств, где проучился на протяжении трех лет. Основными темами полотен автора стали лесные и Художник очень любил изображать в своих картинах великолепные виды Крыма и Кавказа с их величественными горами. В 1876 году он получил звание профессора пейзажной живописи.

Самыми удачными и известными его полотнами можно считать картины «Зима. Ледокол», «Вид Женевы», «Буря в Альпах», «У лесного озера», «Южный пейзаж», «Вид в Крыму».

Кроме Мещерский также передавал красоты Швейцарии. В этой стране он некоторое время набирался опыта у мастера пейзажной живописи Калама.

А еще мастер увлекался сепией и гравюрой. В этих техниках он также создал немало замечательных работ.

Множество картин рассматриваемого художника демонстрировалось на выставках как на территории России, так и в других странах мира. Поэтому многие люди успели оценить талант и самобытность этого творческого человека. Картины Арсения Мещерского продолжают радовать многих людей, увлекающихся искусством, и по сей день.

Маковский Владимир Егорович

Маковский В. Е. родился в Москве в 1846 году. Его отцом был известный художник. Владимир решил пойти по стопам отца и получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, после чего уехал в Петербург.

Наиболее удачными его картинами стали «Ожидание. У острога», «Крах банка», «Объяснение», «Ночлежный дом» и «Весенняя вакханалия». Произведения в основном изображают простых людей и бытовые сцены.

Кроме бытовых пейзажей, мастером которых он был, Маковский также писал портреты и различные иллюстрации.

Тема урока: «Пейзаж в русской живописи».

Цель: Расширить знания учащихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности на примере

Задачи:

учебная:

продолжить знакомство с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, на примере творчества И. И. Левитана;

уметь проводить простейший анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения;

воспитательная:

уметь видеть красоту окружающего мира,

уважать труд и талант великого художника,

воспитывать гордость за свое Отечество;

развивающая:

развивать наблюдательность, зрительную память, внимание к деталям.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Творчество И.И. Левитана», альбом, гуашь, кисти.

Материал: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство «Искусство в жизни человека», 6 класс, Москва «Просвещение», 2014 год.

Подготовка к занятию. Перед уроком детям даются индивидуальные задания: найти информацию о жизни и творчестве И. И. Левитана, создать презентацию.

План урока:

I. Организационный момент - 2 мин.

II. Рефлексия материала прошедшего урока – 3 мин.

III . Введение в тему:

Сообщения в сопровождении презентаций учителя и обучающихся по теме урока- 15 мин.

IV. Практическая работа - 20 мин.

V. Подведение итогов - 3 мин.

VI. Домашнее задание - 2 мин.

"Природу украшать не надо,

но надо почувствовать ее суть

и освободить от случайностей."

( Левитан И.И. )

Учитель – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из жанров изобразительного искусства – пейзаж, пейзажем в русской живописи на примере творчества художника И.И. Левитана.

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.
И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы.

Так что же такое "пейзаж”?

(Сообщение учащегося)

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа;

Учитель - Какие виды пейзажа вы знаете?

(Сообщение учащегося)

Городской, деревенский, лесной, лирический, архитектурный, марина, индустриальный.

Учитель – Пейзаж - это не механическое воспроизведение окружающей человека среды, это художественный образ природы или города, т.е. эстетически осмысленное, опоэтизированное изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника.

В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, "радостной” или "мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

Развитие русского пейзажа в XIX веке питалось растущей, все более осознанной любовью русских людей к родной земле.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Вряд ли кто- нибудь в нашей стране не слыхал имени художника

Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».

И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности.

Первые работы И. И. Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения.

Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой.

Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала осеннюю песню без слов.


Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора!

Весь лес стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф.И.Тютчев

С
самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее всех лоно вечного покоя.


И.Левитан изображает волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа.

З
елень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. На втором плане – подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.

Ощущая гармонию бытия в природе, «божественную благодать», Левитан будто грустит о том, чего лишен человек в действительности. На картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.


Левитан поднял пейзажный жанр до глубокой символико-философской картины с размышлениями о человеческой жизни, о вечности…

Это картина души человеческой в образах природы

Практическая работа:

Сегодня вы попробуете в живописи отобразить мир окружающей природы.

Проявите фантазию, творчество. Отразите свои чувства и образы родной природы. Для работы нам потребуется: кисти и гуашь.

Подведение итогов.

Учитель - Сегодня на уроке вы узнали о творчестве великого художника И.И. Левитана, попытались сами работать в живописи.

Работы учащихся оцениваются и оформляются на сменной выставке.

Рефлексия. Составление синквейна на тему «Творчество И.И. Левитана».

Пример выполнения:

Художник

Талантливый и трогательный

Искал, творил

Создал прекрасные работы

Гордость России.

Учащиеся выборочно зачитывают полученные пятистишия.

Домашнее задание: выбрать одно из пейзажных произведений русских художников 19 века и проанализировать.

Литература:

    Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2008.

    Пауэлл У. Ф. Уроки рисунка и живописи. Разберемся в цветовой гамме. М. АСТ – Астрель, 2006.

    Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков/ авт.-сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-132 с.: ил.

    Художники пейзажисты. Энциклопедия живописи для детей. Белый город, Москва, 2008

    Шедевры Русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город, Москва, 2006

Приложение.

Вечер. Золотой Плес

После дождя. Плес

В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в XVIII веке, до этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях. Первопроходцами этого жанра стали художники, обучавшиеся в Европе -- Семен Щедрин, Федор Алексеев, Федор Матвеев. Семен Шедрин (1745--1804) пользовался в свое время известностью как изобразитель императорских загородных парков. Ф.Я. Алексеев (1753--1824) слыл русским Каналетто, изображал памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска (Рис. 20). Ф.М. Матвеев (1758--1826), проведший большую часть своей жизни в Италии, работал в духе своего учителя, Гаккерта, которому подражал также М.М. Иванов (1748--1828).

Рис. 20.

Развитие русской пейзажной живописи XIX века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом - романтическое направление и реалистическое. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов. Романтическое направление русского пейзажа. В первой четверти XIX столетия русская пейзажная живопись освобождается от рационалистических начал классицизма XVIII века. Существенная роль в этом процессе принадлежит романтизму. Развитие романтической пейзажной живописи происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры; изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа. Среди городских видов на первое место по количеству и художественному качеству и значению необходимо поставить виды Петербурга. Образ Петербурга продолжал волновать художников и поэтов, город открывался жившим в нем людям своими новыми сторонами. Петербург изображали в больших количествах и эти виды имели большой успех и распространение. Среди живописцев, работавших в этом жанре романтической пейзажной живописи, особенно выделяется творчество М. Воробьева, А. Мартынова, С. Галактионова, Гнедича, Деларю. Для передовых художников начала века Петербург был не только великолепной «Северной Пальмирой», величественной столицей империи, но и центром их интеллектуальной деятельности. Они не просто прославляют его в своих работах, но и выражают свою личную любовь к нему. В «Прогулке в Академию Художеств» Батюшков оригинален в чертах жанровости лирического восприятия города, показав его в повседневной обыденности. Интересны картины раннего Воробьева в духе романтизма, поражающие «однообразной красивостью» образов «пехотных ратей и коней». Однако Максим Никифорович Воробьев писал и картины с видами Москвы, которые также пользовались большим успехом. В картине «Вид Московского Кремля от Устьинского моста» (1818) на первом плане изображены полуразрушенные дома - печальное напоминание о пожаре Москвы 1812 года (Рис. 21). Панорама Кремля, все соборы и башни прорисованы Воробьевым с величайшей точностью. Далевой пейзаж был излюбленным образом романтической живописи, так как он уводил взгляд зрителя к горизонту в бесконечность, звал подняться над обыденностью и унестись к мечтам.


Рис. 21.

Другую сторону романтизма - его интерес к пейзажу как к характерному портрету местности можно усмотреть также в произведениях Сильвестра Щедрина. Этот художник занимал особое место в искусстве. Черты романтизма сказывались больше всего в его мироощущении, в стремлении осознать свою независимость как художественной личности. В то же время, в лице Щедрина русская школа приобщались к традиции лирического пейзажа, уже широко освоенной художниками других стран. Ранние работы Щедрина - виды Петербурга - восходят к классической традиции городского пейзажа Ф. Алексеева, но смягчены лирическим восприятием облика «Северной Пальмиры». Главной же темой Щедрина была природа Италии, где этот рано умерший художник провел почти всю свою творческую жизнь. Романтическое начало итальянских пейзажей Щедрина выражается в поэтическом восприятии Италии как некоего счастливого мира, где человек сливается с солнечной, доброжелательной природой в мерном, неторопливом течении своих будней, в своем спокойном и свободном бытии. В таком истолковании итальянской природы много от русской лирической поэзии первой четверти XIX века, рисовавшей Италию как землю обетованную, родину искусства, страну, с которой в известной мере ассоциируются к тому же и республиканские идеалы Древнего Рима. Стремясь приблизиться к натуре, Щедрин преодолевал условность чередования теплых и холодных тонов пейзажа XVIII века, делая впервые в русской живописи шаг к пленэру. Он добивается высветления палитры; в его пейзажах всюду есть холодные и серебристые отсветы неба или зеленоватые отражения пронизанной солнцем морской воды. Эти черты угадываются в большом и сложном пейзаже «Новый Рим. Замок св. Антелла», еще сравнительно традиционном по своему замыслу, и становятся более отчетливыми в пейзаже «На острове Капри» (Рис. 22). Особенно интересна живопись серии «Малые гавани в Сорренто», где голые береговые утесы испещрены зеленовато-голубыми и зеленовато-охристыми отблесками моря. Щедрин стремился находить простые и естественные живописные мотивы. С ними Щедрина сближал интерес к «местному колориту», но его собственное искусство характеризуется как более «возвышенное, пронизанной тягой к идеалу свободной, естественной жизни».

Рис. 22.

Романтическую линию итальянских видов в русском пейзаже продолжал проживший очень короткую жизнь Михаил Лебедев, ученик Воробьева. В 1830-х годах он работал в Италии, в окрестностях Рима. Лебедев писал в особой манере зеленые массы деревьев, умело делал акцентуацию на определенные цвета. Лебедев, как отмечают критики, сумел ощутить внутреннюю напряженность жизни природы. Художник часто писал виды дорог и аллей, не уводящие далеко взгляд зрителя, а сворачивающие, романтические, затененные кустами. Пространство, в которое он вводит зрителя, невелико, но в нем человек оказывается с глазу на глаз с простым, но глубоко прочувствованным мотивом (Рис. 23).

Рис. 23.

Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А.Г. Венецианова. Художник создал свою, независимую от Академии, школу, где живописи учились крестьяне, разночинцы. Этот круг художников изображал крестьянскую жизнь на фоне лугов и полей спелой ржи. Противопоставив академическому течению свою школу работы с натуры, отвергнув принятую «манеру», Венецианов сумел создать произведения, от которых «веет теплотой и настроением». То, что было им сказано о «простой и задушевной природе» искусства художника, умевшего вносить сердечное чувство в изображение «родных мест, родной обстановки, родных типов», навсегда останется в сокровищнице искусствоведения России. А.Г. Венецианов учил писать фигуры и пейзаж, минуя длительный этап работы с гипсов и копирования картин, обязательной в Академии. Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями крестьянских девушек и детей.

Рис. 24.

Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательный образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук. В этом Венецианов порывает с классической традицией изображения идеальной природы, подстриженной и приглаженной природой парков, где отдыхают и наслаждаются люди из высших слоев общества. Но при всем демократизме венециановских крестьянских угодий сами фигуры девушек в его картинах классически идеализированы (Рис. 24). Ученику А.Г. Венецианова А. Крылову принадлежит едва ли не самый первый зимний пейзаж в русской живописи. В этой картине изображен покрытый снегом пологий берег под серо-голубоватым снегом, с темной полосой леса вдали и голыми черными деревьями на первом плане. Ту же реку с крутыми глиняными откосами писал в летнее время другой ученик А.Г. Венецианова - А. Тыранов. Один из самых одаренных художников этого круга Г. Сорока писал виды в окрестностях усадеб, расположенных в Тверской губернии. Светлые, умиротворенные пейзажи Сороки рождены наивным и цельным восприятием окружающего мира. Анализируя композиции его пейзажей, можно заметить, что они построены на простом равновесии горизонтальных и вертикальных линий. Художник обобщенно передает купы деревьев, очертания берегов реки, он постоянно подчеркивает плавный ритм горизонталей - линии берега, плотины, длинной лодки, скользящей по воде, вытянутых облачков, идущих по небу. И в каждой картине есть несколько строгих вертикалей-столбиков, отдельно стоящих фигур первого плана, обелисков и т.п. Еще один мастер венециановского круга Е. Крендовский много работал на Украине. Одно из наиболее известных его произведений - «Площадь провинциального города» (Рис. 25). Критики отмечают «наивность построения композиции» в сочетании с «тщательностью характеристики всех персонажей, подобной описанию внешности человека устами провинциала».

Рис. 25.

Провинциальный романтический пейзаж, так же, как и другие виды живописного жанра, развивается в XIX столетии независимо от того, что происходит в «верхах» искусства. Вместе с другими жанрами он - область приложения сил крепостных мастеров, бывших иконописцев, дилетантов из дворянской и разночинной среды. Авторы этих работ в большинстве своем оставались анонимными, художественные результаты их отражали отсутствие профессиональной выучки или ее недостаточность, но в целом их творчество обладает обаянием искреннего самовыражения, непосредственного взгляда на мир. Сами условия жизни в тогдашней России не позволяли талантливым людям из народа раскрыться во всей полноте; даже художники, получившие образование, с трудом завоевывали право творить без диктата заказчиков. Необходимо отметить еще одно течение русского романтического пейзажа - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. Собственная живописная манера И.К. Айвазовского складывается уже к 40-м годам XIX века. Он отходит от строгих классических правил построения картины, использует опыт Максима Воробьева, Клода Лоррена и создает красочные картины, в которых умело переданы различные эффекты воды и пены, теплые золотистые тона побережья. В нескольких крупных картинах - «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн», - созданы величественные образы моря с использованием типичной для романтической картины темы кораблекрушения. Вот какое впечатление производили картины Айвазовского на современников: «На картине этой («Неаполитанская ночь») вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся. . . Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии. . . Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв природу за действительность, но твоя работа очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений» (Рис. 26). Это прозаический перевод стихотворения выдающегося английского пейзажиста Тернера. Стихотворение он посвятил 25-летнему художнику Ивану Айвазовскому, которого встретил в Риме в 40-х годах XIX века. Постепенно искусство середины XIX века вступает на путь реалистического развития. В связи с этим и в пейзаже мастера ищут правдивое изображение действительности.

Рис. 26.

Даже художники, которые, подобно Венецианову, остаются в пределах старой живописной системы романтизма, идут к той же цели, что и их современники-первооткрыватели. Смелый шаг в этом направлении сделал один из величайших художников первой половины XIX века Александр Иванов. Для передачи света, воздуха, пространства ему понадобилась вся сложность красочных сочетаний. Не удовлетворившись старой академической системой живописи, он создал новый способ цветового решения, обогативший палитру и давший широкие возможности более жизненного и правдивого изображения окружающего мира. Главным произведением А. Иванова была большая картина «Явление Христа народу» и этюды к ней, в которых он очень тщательно изображал ветки, ручьи, камни у дороги (Рис. 27). Как отмечают исследователи, в них сказалась «такая большая правда о природе и людях, такое глубокое знание внутренних законов жизни и человеческой психологии, какие не могли вместить все его мифологические и исторические картины вместе взятые». Искусству А. Иванова свойственна удивительная полнота и емкость многогранного и глубокого содержания. Главным же качеством, определившим значение работ этого выдающегося живописца, является новое знание жизни природы, которое сделало искусство А. Иванова по-новому правдивым.

Рис. 27.

Таким образом, в первой четверти XIX столетия активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт умозрительного «героического пейзажа» классицизма, написанного в мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических ассоциаций. Написанный с натуры, пейзаж выражает миропонимание художника через непосредственно изображенный вид, реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой идеализацией, использованием мотивов и тем романтической направленности. Однако, учитывая то, что пейзажная живопись с самого момента своего возникновения была тесно связана с живой жизнью, именно эта связь с практикой и способствовала развитию реалистических тенденций, которые сформировали качественно новое, реалистическое направление русской пейзажной живописи. Реалистическое направление русского пейзажа. Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. В пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в подчеркнутом интересе лучших живописцев к национальной русской природе, изображению родного края. Первый период в развитии русского реалистического пейзажа, включающий в свой круг произведения 50-х годов - картины на иной идейной основе, им было свойственно новое эстетическое качество. И тем не менее, то, что было создано раньше в области изображения русской природы, до некоторой степени помогло им. Созвучно устремлениям молодежи было в то время творчество А.Г. Венецианова, представлявшее огромной важности прогрессивное явление своего времени. В его картинах молодые художники 50-х годов находили правдиво переданные поэтические образы русской природы. Пейзажи 50-х годов во многом отличаются оттого, что дало искусство 60-х годов. Как отмечают исследователи, дело здесь не только в том, что художники к тому времени в большей мере овладели профессиональным мастерством живописи -- само содержание их произведений, глубже проникнутое дыханием жизни природы и идеями народности, приобретало большую внутреннюю цельность и теснее связывалось с общим движением идейного демократического искусства. К началу 60-х годов отдельные произведения пейзажистов уже смело могли встать в ряд с картинами жанровой живописи, являвшейся в том время самым передовым искусством. Однако эти завоевания оказались далеко не достаточными, когда общественные условия, сложившиеся в пореформенной России, потребовали от всего реалистического искусства социально заостренного содержания. За начало первого периода развития русской реалистической пейзажной живописи условно принимают появление в 1851 году на ученической выставке в Московском Училище Живописи и Ваяния волжских пейзажей Солова, картин «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Зимний пейзаж» Саврасова и пейзажей Аммона -- трех пейзажистов, окончивших в том году Училище (Рис. 28). В то же время начинают выступать с пейзажами и другие художники московской школы: Герц, Бочаров, Дубровин и др.

Рис. 28.

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображавших родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа. Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, - все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Но, вместе с тем, в те же годы в русской пейзажной живописи у некоторых художников наметился интерес к иной тематике. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту природы прежде всего в том, с чем «связано счастье и довольство человеческой жизни». Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета. Тему родного края каждый по-своему разрабатывали А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин, И. Левитан. Существовало несколько поколений талантливых художников-пейзажистов: М. Клодт, А. Киселев, И. Остроухов, С. Светославский и другие. Одно из первых мест среди них по праву принадлежит В. Поленову. Одной из его особенностей было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ. И в «Московском дворике», и в элегических по настроению картинах «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Ранний снег», «Золотая осень» - во всех своих пейзажах Поленов средствами живописи утверждает важную и по существу, очень простую истину: поэзия и красота содержатся вокруг нас в привычном течении повседневности, в окружающей нас природе (Рис. 29).

Рис. 29.

Неоднозначным было отношение и к искусству И. Шишкина. Современники видели в нем крупнейшего мастера реалистической пейзажной живописи. «Человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа» называл его И. Крамской, с восторгом и уважением отзывались о нем В. Стасов, И. Репин и другие. Произведения И. Шишкина стали известны всей России, всенародная любовь к нему не уменьшилась и в наши дни. «Когда Шишкина не будет, - писал Крамской, - только тогда поймут, что преемник ему не скоро сыщется». И тот же Крамской, строгий и взыскательный критик, указывал не «недостаток поэзии» во многих картинах Шишкина, несовершенство письма художника, подразумевая под этим его живописную манеру. Впоследствии некоторые художники и критики в полемическом задоре напрочь отвергали значение Шишкина, объявляли его «натуралистом», «фотографом», безнадежно устаревшим «копиистом природы». Творчество Ивана Ивановича Шишкина знаменует собой важнейший этап в развитии этого жанра. Шишкин не только овладел новыми, типично российскими мотивами в пейзаже, он покорил своими произведениями самые широкие круги общества, создав образ родной природы, близкий народному идеалу силы и красоты родной земли. Леса Шишкина в истории живописи имеют своими предшественниками деревья в картинах швейцарца А. Калама, дубы Теодора Руссо. Шишкин многое почерпнул и у художников доссельдорфской школы - братьев Андреаса и Освальда Ахенбахов. Относительно своих предшественников Шишкин был и остается одной из самых характерных и примечательных фигур реалистического искусства второй половины XIX века, изобразителем и певцом русского леса, крупным мастером эпического пейзажа, произведения которого и до наших дней не утратили своего значения и притягательности (Рис. 30). Наряду с И. Шишкиным ярким представителем русского реалистического пейзажа был Алексей Кондратьевич Саврасов. Его влекли сельские виды, далекие российские просторы, все его творчество проникнуто глубоко патриотическим национальным духом.

Рис. 30.

Художник стремился найти те пейзажные мотивы, которые были бы выражением типичного русского ландшафта, равнины, проселки, невысокие холмы, берега реки. Его взгляд на действительность был сродни демократической поэзии. Небольшие картины А.К. Саврасова адресованы лирически настроенному зрителю, в них нет исполинского величия лесных пейзажей И. Шишкина, но она обладают доходчивостью, надолго западающей в душу эмоциональностью. Наиболее известным пейзажем Саврасова является его картина «Грачи прилетели», появившаяся впервые на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году (Рис. 31). «Весной русского пейзажа» называли ее современники. Между тем, в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, глубоко народный образ родной природы. «С Саврасова, - скажет в последствии его ученик И. Левитан, - появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». И поэтическая задушевность пейзажей Саврасова, и былинная эпичность лесных картин Шишкина говорят о том, что, в отличие от западного, русский пейзаж развивался на представлениях о родной природе, земле-кормилице.

Рис. 31.

После Шишкина и Саврасова Михаил Константинович Клодт был третьим зачинателем реалистического пейзажа в русской живописи. Картины Клодта напоминают венециановские жанры, они продолжают линию крестьянского пейзажа в русской живописи. Клодт по своему утверждает в пейзаже красоту и мощь родной природы (Рис. 32). Как и Саврасову, ему близко поэтическое переживание мира, присущи ему и черты литературно-описательного подхода к картине. Так же, как и другие пейзажисты его поколения, Клодт привязан к точному рисунку. В картине «На пашне» от тщательно прорисовывает борозды первого плана, фигуры в центре картины и даже вдалеке.

Рис. 32.

Важной ступенью в русском пейзаже второй половины XIX века было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций. Васильев и Куинджи каждый по-своему обращались к природе как идеалу романтической живописи в возможности излить свои чувства. Федор Алексеевич Васильев прожил короткую жизнь, но все же успел сказать свое слово в истории отечественной живописи. Васильев в своем творчестве умело использовал приемы своих предшественников и добился поразительных результатов. Его картина «Оттепель» по настроению перекликается с работами жанристов, в ней умело передана атмосфера той суровой зимы, которой противопоставлял своих оптимистичных и веселых «Грачей» Саврасов (Рис. 33). Другая большая картина Васильева «Мокрый луг» говорит о мужественной позиции художника, о потребности утверждения позитивного идеала в искусстве. «Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки», - говорил сам автор. Художник Н.Н. Ге сказал о Васильеве, что «он открыл живое небо». Это было большим завоеванием русского пейзажа.


Рис. 33.

Пейзажистом иного плана был А. Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. Его картины «Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим (Рис. 34). Мало кто верил, что обыкновенными красками можно достичь таких волшебных эффектов освещения. Исследователи русского искусства отмечают «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма», с другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений». Традиции Куинджи, и прежде всего декоративная трактовка пейзажного мотива, были продолжены в творчестве его учеников и последователей талантливых живописцев конца XIX - начала XX века.

Рис. 34.

Чувство любви к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой ее природы у величайших художников-пейзажистов последних десятилетий XIX века воплощались в произведениях, полных глубокого значения. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины, философского смысла. Продолжателем традиций в русском пейзаже конца XIX века был Исаак Ильич Левитан, «огромный, самобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как его называл Чехов. Уже его первое, по сути, ученическое произведение «Осенний день. Сокольники» было замечено критикой и куплено Третьяковым. Расцвет творчества Левитана падает на рубеж 80-90-х годов. Именно тогда он создает свои знаменитые пейзажи «Березовая роща», «Вечерний звон», «У омута», «Март», «Золотая осень» (Рис. 35).

Рис. 35.

Во «Владимирке», написанной не только под впечатлениями от натуры, но и под влиянием народных песен и исторических сведений об этом тракте, по которому вели каторжников, Левитан средствами пейзажной живописи выразил свои гражданские чувства. Живописные искания Левитана подводят русскую живопись вплотную к импрессионизму. Его вибрирующий мазок, пронизанный светом и воздухом, создает чаще образы не лета и зимы, а осени и весны - тех периодов в жизни природы, когда нюансы настроения и красок особенно богаты. То, что в западноевропейской (французской по преимуществу) живописи сделал Коро как создатель пейзажа настроения, в русской живописи принадлежит Левитану. Он прежде всего лирик, его пейзаж глубоко лиричен, даже элегичен. Иногда он бывает ликующим, как в «Марте», но чаще грустным, почти меланхолическим. Не случайно так любил изображать Левитан осень, осенние размытые дороги. Но он и философ. И его философские раздумья тоже полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во Вселенной, о краткости земного существования, которое является мигом перед лицом вечности («Над вечным покоем»). Последняя, прерванная смертью художника работа «Озеро», однако, полна солнца, света, воздуха, ветра. Это собирательный образ русской природы, родины. Недаром произведение имеет подзаголовок «Русь».

Во второй половине XIX века, в период складывания и развития реалистического пейзажа, он стал совершенно неразделим с представлениями о тех исторических событиях, которые совершались в то время. Природа становится как бы ареной общественно-политической деятельности людей, и все важнейшие сдвиги, происходящие в судьбах страны, находят отражение в картинах действительности. Изменяясь, мир вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека. Таким образом, пейзажная живопись, вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись. В условиях русской общественной жизни этого периода лучшие художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений. И это в большой мере способствовало расцвету русской пейзажной живописи конца XIX - начала XX века. Вывод: В первой половине XIX столетия активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи. Написанный с натуры, пейзаж выражает миропонимание художника через реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой идеализацией, использованием тем романтической направленности. Во второй половине XIX века складывается реалистический пейзаж. Природа становится ареной общественно-политической деятельности людей, и все важнейшие события в судьбе страны находят отражение в картинах действительности.