На страницах романа «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает патриотизм народных масс, противопоставляя ему полное равнодушие к судьбе своей страны и народа представителей высшего света. Война не изменила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, которая шла по-старому, была насыщена сложной борьбой различных партий, заглушаемой, «как всегда, трубением придворных трутней». «...И из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ».
Толстой разоблачает крикливый патриотизм «растопчинских афишек», написанных псевдонародным языком, лжепатриотизм петербургских салонов, посетители которых, воспитанные на французской культуре и утерявшие свой национальный облик, в связи с войной срочно решили не ездить во французский театр, отказаться от французской кухни и перейти на русские щи.
Светское общество было далеко от осмысления угрозы, нависшей над Россией, оно продолжало жить собственными мелкими интересами: все та же борьба за власть и деньги, все те же интриги и легкий флирт.
Писатель создает яркую картину заседания в Слободском дворце, где «подслеповатые, беззубые, плешивые» старики-дворяне, далекие от политической жизни, оторванные от народа, по-настоящему не осведомленные о состоянии дел, были призваны спасать отечество. Ораторы же из молодых дворян упивались собственным красноречием. Все это очень не похоже на подлинный политический порыв.
Но были среди дворян и настоящие патриоты, такие как старик Болконский, энергично собирающий ополчение для борьбы с французами. Его разбивает паралич. Умирающий, он рыдает, оплакивая погибель России.
Основная мысль Толстого заключается в том, что близость к народу обогащает, наполняет содержанием духовную жизнь. В то время как отдаленность дворянского сословия от народных масс свидетельствует о скудности души его представителей, об отсутствии моральных принципов. Чаще всего это лживые и насквозь фальшивые придворные типа князя Василия или карьеристы вроде Бориса Друбецкого, желающего «устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии», или особо неприятные персоны лифляндских немцев наподобие Берга, который в минуту всеобщего горя не упускает возможности поживиться и занят покупкой шифоньерки и туалета «с аглицким секретом».
Истинных патриотов, близких к народу, мы видим в лице Пьера, князя Андрея, Наташи. «Народная война» 1812 года несла в себе огромную силу, способствующую очищению и нравственному перерождению любимых героев Толстого, благодаря чему они расстались с сословными предрассудками, стали человечнее и благороднее. Князь Андрей, оставив свою гордыню, сблизился с простыми солдатами, понял, что главное предназначение человека состоит в служении родине, народу. Смерть обрывает его духовные искания, но сын Николенька продолжает благое дело своего отца. Нравственное обновление Пьера тоже происходит через сближение с солдатами. Показывая эволюцию этого героя, Толстой описал его увлечение европейской политикой, масонством, благотворительностью, философией. Но ничто не дало ему такого морального удовлетворения, как обретенная через общение с простым народом истина, что цель жизни - в самой жизни: «Пока есть жизнь, есть и счастье».
Многих героев романа война приблизила к основам общенационального единства, приобщила к мыслям и чувствам общегосударственного масштаба, благодаря чему они открыли в своей душе новый мир, обрели свежие, облагораживающие силы.
Примечательна в этом отношении сцена отъезда Ростовых из Москвы, прекрасна Наташа, в патриотическом порыве принявшая решение вывезти раненых на семейных подводах, оставив на поругание врага домашнее имущество.
Говоря об истинном и ложном патриотизме, нельзя не отметить разоблачение писателем «русского патриотизма» немцев. Это, как уже было сказано, и низкое поведение Берга, и презрительные слова Наташи, произнесенные в ответ на распоряжение матери не разгружать подвод для раненых: «...По-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю. Разве мы немцы какие-нибудь?..» И в других эпизодах присутствует обличение тупого солдафонства немцев, состоящих на русской службе, отмечается их презрительное и высокомерное отношение к людям, стране, в которой они живут. И в этом не только отражение горячих патриотических чувств Толстого, но и страстная борьба за основы русской национальной культуры, ее традиций, переживания за влияние на нее иностранных веяний, ослабляющих сознательность определенных слоев общества, несущих в себе разрушительную силу. Ведь только знание своих истоков, истории культуры страны и ее народа делает человека истинным патриотом своей родины.
Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»
Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.
Один из основных вопросов, который волнует Толстого - это вопрос о патриотизме и героизме русского народа, он рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы Лев Николаевич отразил подлинную историческую действительность. Она заключается в изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своём романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях.
В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой -- кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».
Таким как Растопчин в романе показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти». война мир патриотизм толстой
Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины
Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.
В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя.
Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал “искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.
Героизм в романе выглядит буднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянность охватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдаты говорят, что, разувшись ловчее”, -- и смущается, чувствуя, что шутка не удалась. Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.
Второй герой Шенграбенского сражения -- Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минуту наступавшие французы, вдруг побежали назад... и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Не численное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного, поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость и воинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.
Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.
В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тем больше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.
«Война и мир» Толстого – это яркий пример истинного патриотизма русского народа, где показаны, герои и патриоты, на что был способен наш народ во времена, когда на русскую землю опустилась общая беда в виде Наполеона Бонапарта. Сначала в произведении мы видим, как императором Франции восхищаются многие русские, которые следили за происходящими событиями во Франции, но, как только Бонапарт решил напасть на Россию, восторг исчез, остался только патриотический дух и желание искоренить французскую армию, уничтожить, прогнать с русских земель врага.
Герои патриоты в романе война и мир
Кто является героем-патриотом в романе «Война и мир»? Сразу хочется отметить Болконского, который в первые дни провозглашение военных событий отправился на войну, бросив беременную жену. Николай Ростов, хоть и имел панический страх и ужасы война приводили его в смятение, но он все время возвращался на поле боя, захватив с собой Василия Денисова, которого также можно считать истинным патриотом. Также и Петр Ростов идет против воли родителей лишь бы дать отпор французской армии. Эти герои романа – истинные защитники, пример мужества, патриотизма.
К тому же в романе мы видим весь русский народ, который готов на любые жертвы, лишь бы французам не досталась русская земля, так, смоляне сжигают дома, еду, лишь бы французам ничего не оставить, многие отдавали свои товары и вещи русским солдатам, не думая о том, что сами остаются ни с чем. Мы видим патриотизм москвичей, которые стали покидать столицу, не желая быть под властью французского императора. Причем мы видим проснувшийся патриотизм и в тех, от кого ожидаешь патриотическое проявление в последнюю очередь. Это княжна Катишь и Жюли Карагина которые считали, что «под управлением французов нельзя быть» и не важно, хорошо бы им жилось или плохо.
Большую роль в Бородинской битве сыграли отважные герои и патриоты в лице партизан. Невозможно не упомянуть, говоря о патриотах, и тех, кто был непосредственно на поле боя и это Кутузов, который имел духовную мощь и который сумел освободить от французов нашу землю. Патриотизм проявляют генералы Раевский, Багратион, Ермолов и, конечно же, простые солдаты, которые ценой своей жизни отвоевали и защитили Отечество.
Завершая свое рассуждение, хочется сказать о том, что Толстой нам показал яркий пример того, как должны действовать наши соотечественники в случае, если нагрянет общая беда, хоть мы очень надеемся, что мирное время для нас никогда не прекратится.
Истинные герои и патриоты в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого
А какую оценку поставите вы?
Сочинение на тему: отрицательные герои романа Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР» Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Патриотическая тема в романе Л. Толстого «Война и мир»
«Война и мир» - заглавие вечной книги, великого романа-эпопеи Л. Н. Толстого. Война... Это слово ужасает любого человека, потому что война - «страшное дело». Участие в этом деле может быть чудовищным преступлением, а может быть вынужденной самозащитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным.
Во время войны 1812 года, описанию которой посвящены многие страницы «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независимо от сословной принадлежности, пола, возраста, потому что Россия оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал его «скрытой теплотой патриотизма», проявлявшимся не в громких словах и высокопарных лозунгах, а в поистине героических поступках, каждый из которых по-своему приближал победу. Это нравственное чувство, безусловно, давно жило в душе каждого русского человека, таилось где-то в глубине его души, но настал момент - тяжелая для родины пора - и оно вырвалось наружу, достигло наивысшего своего проявления. Русский народ благодаря ему предстал в войне 1812 года настоящим героем-богатырем.
«Когда «силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»»,- отмечает исследователь К. Лому-нов,- наш народ поднялся на священную освободительную войну». Сам Толстой говорил, что «цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия». Эта цель была ясна всем: от полководца до простого солдата, крестьянина, партизана.
Осознавая весь ужас положения, в котором оказалась родина, люди шли на смерть, проявляли истинный героизм, до конца выполняли свой долг. Именно в России Наполеон столкнулся с необыкновенной духовной стойкостью, мужеством, непоколебимостью и любовью к отечеству.
Рисуя эпизоды различных сражений, Толстой показывает, что не численное превосходство, не военное мастерство и стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление воюющих влияет на ход боя, обеспечивая победу. Воодушевившись сам, заражает этим чувством своих подчиненных Тимохин, человек, которого никто не считает героем и который сам абсолютно не думает о собственном героизме. «Что себя жалеть теперь!» - восклицает он.
Мужественно сражается и решает исход сражения и Тушин со своей батареей, про которую все забыли. Он не говорит громких слов, он молча делает великое дело. Тушин показал себя настоящим храбрецом. Внешне этот человек ничем не примечателен, но сила духа его и внутренний стержень очевидны.
Центральная, вершинная часть романа - Бородинская битва. Именно здесь с наибольшей силой и яркостью проявились народный патриотизм и героизм, потому что именно здесь каждый осознал и понял весь смысл и все значение этой войны как священной, освободительной войны. У русских участников Бородино не было сомнения в исходе сражения. Для каждого из них он мог быть только один: победа любой ценой. Русский народ вел бой за свою землю, за родину. Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба отечества. «...Считаю,- говорит Андрей Болконский,- что от нас действительно будет зависеть завтрашний день... От того чувства, которое есть во мне, в нем,- он указал на Тимохина,- в каждом солдате». Воины надевали перед сражением чистое белье торжественно, как к важнейшему в жизни делу, готовясь к исполнению своего долга - умереть, но не допустить победы врага.
Внутренний огонь все сильнее разгорался во всех, кто сражался: в людях батареи Раевского, в Пьере Безухове, Андрее Болконском, героически пожертвовавшем собой, и в других. Благодаря этому огню, русская армия одержала величайшую победу над своими противниками.
В романе «Война и мир» Толстой говорит и о дубине «народной войны», внесшей немалый вклад в общую победу. Эта война велась без знания правил военного искусства. Восхищают своим подвигом партизанские отряды Денисова и Долохова, которые благословляет сам Кутузов. Удивляет старостиха Василиса, «побившая сотни французов», и безымянный дьячок, «взявший в месяц несколько сот пленных». Партизанские отряды, вооруженные всего лишь топорами и вилами, по частям уничтожали великую наполеоновскую армию. Эти отряды были хорошим подспорьем в делах действующей армии. Их сила состояла в ярости, во внезапности, в непредсказуемости, с которой они нападали на врага, и в неуловимости. Наполеон «не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам...».
Л. Н. Толстой, рисуя образы партизан и солдат таких, например, как Тихон Щербатый и Платон Каратаев, сосредоточил в них основные качества русского народа. Щербатый - яркий образ народного мстителя. Он активен, бесстрашен, жесток. Он оказался «самым нужным человеком» в отряде Денисова. В нем сочетаются находчивость и удаль русского крестьянства. Тихон, так же как и многие другие, восстает против врага не потому, что его кто-то принуждает, а под воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным гостям.
Переполнено патриотизмом и сердце Платона Каратаева, хотя в романе он противопоставлен Щербатому. «...Червь капусту гложет,- замечает Платон,- а сам прежде того пропадает». «Москва, она всем городам мать»,- также справедливо говорит Каратаев. Он олицетворяет собой мудрость, долготерпение и доброту русского человека. Попав в плен и познакомившись там с Пьером Безуховым, Каратаев учит его терпеливости и всепрощению.
Общенародное единство выразилось и в отношении к собственному имуществу, тому, что наживалось многолетним трудом, было по-настоящему дорого, в умении пожертвовать им. Смоленский купец Ферапонтов, проникшись стихийным патриотическим чувством, призывает солдат грабить его же лавку, хотя поначалу в его душе заговорил хозяин. «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» - все-таки прокричал он, и в итоге сам поджег свой двор. Семья Ростовых по настоянию Наташи, которой владело гуманное и патриотическое чувство, оставляет в Москве все имущество и отдает подводы раненым.
Смоленские сцены романа, по словам К. Ломунова, замечательны тем, что «в них наглядно показано, как в русском народе родились чувства оскорбления и негодования, вызванные вражескими действиями, перешедшие вскоре в прямую ненависть к захватчикам».
Народному патриотизму писатель противопоставил лжепатриотизм отдельных представителей светской знати, проявившийся только лишь в высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных деяниях. К таким персонажам относятся князь Василий Курагин и его дети Ипполит, Элен, Анатоль; гости салона Анны Павловны Шерер; Борис Друбецкой, главная цель которого не постоять за родную землю, а сделать собственную карьеру; Долохов, ищущий наград и чинов; Жюли Курагина, введшая штраф за разговор на французском языке; Берг, старающийся извлечь из войны как можно больше выгод для себя. К счастью, подобных им все же было немного.
Толстой рисует величие подвига русского народа и вместе с тем бичует войну, приносящую тяготы, бедствия, муки. Многие разорены. В огне пожарищ гибнут города и села. Русская армия терпит огромные потери. Но все это писатель называет «страшной необходимостью» и с любовью, с гордостью и восторгом говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания во имя освобождения родной земли. Он вкладывает в уста Кутузова справедливые, замечательные слова о русском народе: «Чудесный, бесподобный народ!»
«Война и мир» — роман Льва Николаевича Толстого — национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом.
Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кам-пании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его бата-реи. Капитан Тушин — рядовой офицер, человек, олицетворяющий на-родную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бом-бардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг.
Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критиче-ский момент изменила ход сражения. Как и Тушин, он является… долга, храбрости и исполнительности.
По мнению Толстого, война — «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 г. это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли — долг каждо-го русского человека.
Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгера царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: воз-вращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть бли-же к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.
Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» — при-мер истинного патриотизма.
Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой не хо-тели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Ка-ждый русский человек по-своему боролся с врагом.
Бородинская битва — это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента «Всем на-родом навалиться хотят», — говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. То же настроение царит и в полку Андрея Болконского.
Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.
Кутузов — выразитель патриотического народного духа в романе. Он уверен в мужестве и стойкости солдат, знает, что враг будет побежден. Понятен и близок Кутузову этот «чудесный, бесподобный народ». Материал с сайта
Огромную роль в Отечественной войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Писатель говорит и об отряде старостихи Василисы, побившем сотни французов, и о дьячке, командовавшем отрядом, и о партизанах Де-нисова, и об отряде Долохова. Рассказывает Толстой о партизане Тихоне Щербатом, самом храбром и нужном человеке в отряде Денисова, отличав-шемся особой удалью. Щербатый — один из тех героев, которые тихо и незаметно делают свое дело, все то, что подсказывало им чувство любви к Родине.
Патриотизм русских людей всех сословий, мужество и героизм офи-церов и простых солдат — вот залог непобедимости русского народа.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- война и мир - национальная эпопея
- патриоты в романе война и мир и почему
- Истиные герои и пптриоты в романе Война и мир
- патриоты в войне и мире
- истинные герои и патриоты в романе война и мир