Христианские мотивы в "стихах из романа". Христианские мотивы и образы в романе преступление и наказание

, выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Когда-то вся литература христианских народов была пропитана христианскими мотивами. Любовь к Христу, горячая, глубокая, освещала почти каждую страницу, выходившую из-под пера писателей России, Европы и Америки. За последние десятилетия мы отвыкли от этого: кроваво преследуемое в одной части мира, почтительно вытесняемое в другой, христианство почти совсем ушло со страниц мировой литературы.

И вдруг сейчас, яркой животворящей струей, оно засияло в творении писателя, сорок лет бывшего под гнетом самой безжалостной антихристианской силы, под гнетом сосредоточенно мобилизованных сатанинских сил зла, воплотившихся во власти, полонившей нашу Родину. Для нас самих это не неожиданно: мы всегда знали, что любовь к Христу, преданность Ему с наибольшей силой и полнотой живут в настоящее время именно в глубине нашего народа. Но для внешних это кажется неожиданностью, и они с удивлением пишут: «Как мог такой апостол жизни с глубочайшим чувством ее христианской священности прожить в сокрушающем жизнь и уничтожающем душу кошмаре коммунистической революции и тирании?»

Для нас «Доктор Живаго», творение Бориса Пастернака, драгоценнее всего именно проявлением светлой и глубокой любви к Христу и веры в Него, хотя и не ортодоксальной, но искренней.

Строки из стихотворения «Гефсиманский сад», дерзновенно, но глубоко правдиво, хочется сказать, свято вложенные Пастернаком в уста Христа Спасителя, подобно тому как в уста Господа вкладывались сходные слова древними святыми песнописцами, — эти строки войдут в душу православного человека вместе с лучшими религиозными строками стихов Державина, Пушкина, Лермонтова, А.Толстого, вместе с лучшими христианскими страницами Достоевского.

А так как страницы «Доктора Живаго» написаны не в спокойствии и тихости XIX столетия, а во мраке кровавых антирелигиозных преследований, с исповедническим мужеством, то станут они от того еще более любимыми.

…Спор нельзя решать железом.
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь: ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Глубоко войдут в христианскую душу и эти, и многие другие строки из стихов и из текста «Доктора Живаго».

Интересно отметить, по-видимому, совсем бессознательную духовную перекличку через грани веков. Б. Пастернак, вероятно, не читал Иоанна Златоуста. Традиции русской интеллигенции, в которых вырос и которыми пропитался Б. Пастернак, уже давно увели русские мыслящие круги от этого чтения, бывшего некогда любимейшим для наших отдаленных предков.

Но в своем стихотворении «Магдалина» Пастернак повторяет мысль Иоанна Златоуста. Страдания, которые перенесла святая Мария Магдалина, сохранив верность в любви к Господу после Его крестной смерти, так духовно очистили и возвысили ее, что она оказалась способной первой воспринять величайшую истину христианства — весть о воскресении Христа и, став апостолом для апостолов, проповедать и им, и всему миру эту истину. Таковы приблизительно изложенные мысли святителя Иоанна Златоуста.

Это же говорит и Пастернак, влагая в уста Марии Магдалины следующие слова:

…Пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

Книга Б.Пастернака вызывала признание и преклонение во всем свободном мире. Но она, конечно, не напечатана в Советском Союзе. И тем не менее ошибается американский рецензент, когда говорит, что эта книга, получившая одобрение всего мира, останется неизвестной для русского читателя.

Нет, эта книга уже широко известна и любима в России. Мы слышали, что русские студенты часто знают стихи из нее наизусть, и еще раньше, чем сама книга оказалась за границей, эти стихи уже были переданы русскими людьми оттуда русским эмигрантам здесь. И конечно, эти строки вошли в русскую мысль, в русскую душу прочно — навсегда.

Неудивительно поэтому, что творение Б.Пастернака вызвало такую лютую ненависть со стороны гонителей русской души. Быть может, в этом явлении свидетельство ценности его книги еще лучшее, еще большее, чем награждение ее Нобелевской премией.

Люди могут ошибаться. Но сатана безошибочно узнает всё, ненавистное ему. И когда в пароксизмах злобы его слуги и глашатаи кричат полные ненависти и злости слова относительно новой книги, мы по одному этому уже могли бы догадаться, что тут нечто очень доброе и очень ценное.

Хотя Б.Пастернак находится под ярмом этой сатанинской власти, он, во всеоружии христианского мужества, не боится ее. Он говорит: «Я уже пожилой человек, и самое большее, что может случиться, это смерть. А ее не надо бояться». Потому, что он исповедует:

…Смерть можно побороть
Усильем воскресенья.

Низкий, земной, церковный поклон Борису Пастернаку. И слава ему!

Когда-то вся литература христианских народов была пропитана христианскими мотивами. Любовь к Христу, горячая, глубокая, освещала почти каждую страницу, выходившую из-под пера писателей России, Европы и Америки. За последние десятилетия мы отвыкли от этого: кроваво преследуемое в одной части мира, почтительно вытесняемое в другой, почти совсем ушло со страниц мировой литературы.

И вдруг сейчас, яркой животворящей струей, оно засияло в творении писателя, сорок лет бывшего под гнетом самой безжалостной антихристианской силы, под гнетом сосредоточенно мобилизованных сатанинских сил зла, воплотившихся во власти, полонившей нашу Родину. Для нас самих это не неожиданно: мы всегда знали, что любовь к Христу, преданность Ему с наибольшей силой и полнотой живут в настоящее время именно в глубине нашего народа. Но для внешних это кажется неожиданностью, и они с удивлением пишут: «Как мог такой апостол жизни с глубочайшим чувством ее христианской священности прожить в сокрушающем жизнь и уничтожающем душу кошмаре коммунистической революции и тирании?»

Для нас «Доктор Живаго», творение Бориса Пастернака, драгоценнее всего именно проявлением светлой и глубокой любви к Христу и веры в Него, хотя и не ортодоксальной, но искренней.

Строки из стихотворения «Гефсиманский сад», дерзновенно, но глубоко правдиво, хочется сказать, свято вложенные Пастернаком в уста Христа Спасителя, подобно тому как в уста Господа вкладывались сходные слова древними святыми песнописцами, – эти строки войдут в душу православного человека вместе с лучшими религиозными строками стихов Державина, Пушкина, Лермонтова, А.Толстого, вместе с лучшими христианскими страницами Достоевского.

А так как страницы «Доктора Живаго» написаны не в спокойствии и тихости XIX столетия, а во мраке кровавых антирелигиозных преследований, с исповедническим мужеством, то станут они от того еще более любимыми.

…Спор нельзя решать железом.

Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов

Отец не снарядил бы Мне сюда?

И волоска тогда на Мне не тронув,

Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь: ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Глубоко войдут в христианскую душу и эти, и многие другие строки из стихов и из текста «Доктора Живаго».

Интересно отметить, по-видимому, совсем бессознательную духовную перекличку через грани веков. Б. Пастернак, вероятно, не читал . Традиции русской интеллигенции, в которых вырос и которыми пропитался Б. Пастернак, уже давно увели русские мыслящие круги от этого чтения, бывшего некогда любимейшим для наших отдаленных предков.

Но в своем стихотворении «Магдалина» Пастернак повторяет мысль Иоанна Златоуста . Страдания, которые перенесла святая Мария Магдалина, сохранив верность в любви к Господу после Его крестной смерти, так духовно очистили и возвысили ее, что она оказалась способной первой воспринять величайшую истину христианства – весть о воскресении Христа и, став апостолом для апостолов, проповедать и им, и всему миру эту истину. Таковы приблизительно изложенные мысли святителя Иоанна Златоуста.

Это же говорит и Пастернак, влагая в уста Марии Магдалины следующие слова:

…Пройдут такие трое суток

И столкнут в такую пустоту,

Что за этот страшный промежуток

Я до воскресенья дорасту.

Книга Б.Пастернака вызывала признание и преклонение во всем свободном мире. Но она, конечно, не напечатана в Советском Союзе. И тем не менее ошибается американский рецензент, когда говорит, что эта книга, получившая одобрение всего мира, останется неизвестной для русского читателя.

Нет, эта книга уже широко известна и любима в России. Мы слышали, что русские студенты часто знают стихи из нее наизусть, и еще раньше, чем сама книга оказалась за границей, эти стихи уже были переданы русскими людьми оттуда русским эмигрантам здесь. И конечно, эти строки вошли в русскую мысль, в русскую душу прочно – навсегда.

Неудивительно поэтому, что творение Б.Пастернака вызвало такую лютую ненависть со стороны гонителей русской души. Быть может, в этом явлении свидетельство ценности его книги еще лучшее, еще большее, чем награждение ее Нобелевской премией.

Люди могут ошибаться. Но сатана безошибочно узнает всё, ненавистное ему. И когда в пароксизмах злобы его слуги и глашатаи кричат полные ненависти и злости слова относительно новой книги, мы по одному этому уже могли бы догадаться, что тут нечто очень доброе и очень ценное.

Хотя Б.Пастернак находится под ярмом этой сатанинской власти, он, во всеоружии христианского мужества, не боится ее. Он говорит: «Я уже пожилой человек, и самое большее, что может случиться, это смерть. А ее не надо бояться». Потому, что он исповедует:

…Смерть можно побороть

Усильем воскресенья.

Низкий, земной, церковный поклон Борису Пастернаку. И слава ему!


ПЛАН

1. История возникновения христианства 3

2. Структура христианского вероучения 5

3. Основные черты христианской культуры 8

4. Значение христианства для развития европейской культуры 11

Литература 12

1. История возникновения христианства

Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете, – собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства. Ветхозаветная история исполне на скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена 1 И конечно же, такая история породила религию, в корне отличную от эллинской. Боги Эллады выражали доверие эллинов к сложившемуся порядку мироздания, их надежду на достойную жизнь в одной из ниш божественного космоса. Но для древних евреев наличный космос был миром изгнания и плена. Боги, олицетворявшие силы этого космоса, были подчинены его судьбе, которая для евреев была злосчастной. Люди нуждались в надежде, и дать ее мог лишь Бог, который сам был творцом мира и властелином космической судьбы. Так сформировался первоначальный вариант иудаизма – самой древней монотеистической религии.

Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Собственно говоря, для христианства это один и тот же Бог, меняются лишь его отношения с человеком. Так ветхозаветная вера рассматривается как подготовка к Новому Завету, т. е. новому союзу человека с Богом. И действительно, несмотря на существенные различия представлений Ветхого и Нового Завета, именно у ветхозаветных мудрецов впервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство. Но вначале остановимся на различиях.

Если Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, то Бог-Нового Завета обращен к каждой личности. Ветхозаветный Бог большое внимание уделяет исполнению сложного религиозного закона и правилам повседневной жизни, многочисленным ритуалам, сопровождающим каждое событие. Бог Нового Завета обращен прежде всего к внутренней жизни и внутренней вере каждого человека.

Однако уже в Ветхом Завете мы видим жажду человека подлинной встрече с Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Эти мотивы прежде всего выражены в книге Иова и книге Экклезиаст (Менъ А. История религии. В 1-й тт. М., 1993. Т. VI , гл. 11-13). Это стремление к духовному преодолению внешней стороны бытия особенно проявляется на рубеже нашей эры, ибо народ вновь попадает под власть чужеземцев, которыми на этот раз стали римляне. В ветхозаветной истории Бог исполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной жизни. Теперь же оставалось только ждать Спасителя, который по верованиям древних иудеев должен был спасти весь народ и стать во главе царства. Но Спаситель (по гречески – Христос) не приходил, и оставалось только задуматься: а может быть, ожидаемое спасение будет иметь вовсе не национально-государственный, а духовный характер? Именно с такой проповедью и выступил Иисус.

2. Структура христианского вероучения

Человек создан Богом по “образу и подобию Божию”. т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом.

Ветхий Завет выражает внешнюю связь между человеком и Богом, осуществляемую через закон (закон регулирует внешние отношения, внешнее бытие человека). Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом 2 .

Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личности) – Отец, Сын, Святой Дух – объединенных единой божественной сущностью (“природой”) и имеющих единую волю. При этом христианское богословие требует “не смешивать лиц и не разделять сущности”. Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу (“вочеловечивается”) и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. “Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом”, говорили отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом “по природе”, а “богом по благодати”). Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с Его помощью) очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное “я”) бессмертны.

Путь к спасению и вечной жизни в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть “тело Христово”: она объединяет верующих в одно мистическое тело с “обоженной”, лишенной греха человеческой природой Христа. Богословы сравнивали единство Церкви с единством любящих супругов, сливающихся любовью в одну плоть, имеющих одни желания и волю, но сохраняющих себя как свободных личностей. Христос есть глава этого единого, но многоликого церковного тела, подобно тому, как муж есть глава брачного союза (отсюда самоназвание монахинь: “невесты Христовы”).

Христианская нравственность исходит из самоценности личности (личность есть “образ Божий” в человеке) и неразрывной связи добра, истины и свободы. “...Познаете истину и истина сделает вас свободными”, “Всякий, делающий грех, есть раб греха”, – говорил Иисус. При этом добро и истина выражаются не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа; отсюда - принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия: “А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”.

Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь”. Иное применение свободной воли оборачивается ее самоотрицанием и духовной деградацией человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Поэтому зло не имеет самостоятельной сущности и сводится лишь к отрицанию добра: все якобы самостоятельные определения зла на поверку оказываются лишь определениями добра, взятыми с обратным знаком.

Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренилось в человеческой природе, “заразило” ее. Отсюда специфика христианского аскетизма: он борется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия (этим христианство отличается от платонизма, гностицизма и манихейства). Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, он должен смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.

В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам (как это было в язычестве) и не к внешним проявлениям веры (как в Ветхом Завете), а к внутренней мотивации, к “внутреннему человеку”. Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде. Можно сказать, что христианский Бог – это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия: “...Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа”; “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине”. Поэтому человек должен приобщиться к духовной истине, как бы заново родиться от нее: “Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. ...Должно вам родиться свыше”.

Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Возвышая человека как свободное и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.

Важнейшей составной частью христианства является эсхатология – учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении мертвых и Страшном Суде, после которого на новой земле под новым небом должно утвердиться царство праведников.

На протяжении двух тысячелетий в христианстве возникали различные направления. Из них наиболее известны три: католицизм, православие, протестантизм. Наряду с названиями (а гакже внутри них существует множество более мелких церквей, сект и культов.

Похожие работы:

  • Реферат >>

    И приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам , а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен... святой жизни, в введении русской культуры в мировую христианскую культуру доступными литературе средствами. Этот...

  • Курсовая работа >>

    Том числе и нормы христианской культуры , говорит о том, ... (Библиотека духовного возрождения). 112. Новиков Д.В. Христианская антропология // "Человек". 2000, № 5, ... Культура ., 1997. Том 1. – 528 с., т. 2 – 480 с. 137. Сагарда Н., проф. Вера и жизнь христианская ...

  • Статья >>

    Теснее всего связывавшее христианскую религию с иудаизмом, поддерживаемое... христианской теологией, наложившее на обе значительный отпечаток. Столкнувшись с тем фактом, что в культуре ... христианские откровения. Так в ходе вызревания христианской культуры ...

1. Христианство в культуре России.

2. Основные христианские мотивы.
3. Символика цифр.
4. Библейские имена.
5. Идея гуманности человека.

Привнесенное на Русь еще в X веке христианство наложило глубокий отпечаток практически на все уровни человеческой жизни — культурный, духовный, физический. Кроме того, именно благодаря христианству, а точнее православию, на Руси появилась письменность, а вместе с ней и литература. Отрицать влияние христианства на русского человека нельзя, так же как нельзя отрицать влияние этой религии на искусство — живопись, музыку, литературу. В частности, глубочайшее убеждение в истинности идеалов православия содержится в произведениях великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» является ярчайшим тому подтверждением.

Религиозность писателя, его искренняя вера в силу православия поражают своей чистотой и силой. Достоевского интересуют такие категории, как грех и добродетель, грешник и святой, мораль и ее отсутствие. Главный герой романа Родион Раскольников является ключом для понимания этих понятий. Изначально несет он в себе грех гордыни, не только в поступках, но и в помыслах. Впитав в себя теорию о земных Наполеонах, тварях дрожащих и правоимеющих, герой оказывается одурманенным несвойственными ему идеалами. Он убивает старушку-процентщицу, еще не понимая, что губит не столько ее, сколько себя, свою душу. Дальше следует чистилище на земле — пройдя долгий путь через угрызения совести, саморазрушение и отчаяние, герой находит свое спасение в любви к Соне Мармеладовой,

Понятия страдания, любви, очищения — центральные в христианской религии. Лишенные покаяния и любви люди не могут познать истинный свет и вынуждены пребывать во тьме. Так, Свидригайлов еще при жизни знает, как будет выглядеть для него ад — местом вроде «черной бани с пауками и мышами». При упоминании об этом герое в тексте постоянно возникает слово «черт», и даже добро, которое он может и хочет совершить, оказывается ненужным, бесполезным. Позднее сам Раскольников в своей покаянной речи скажет, что дьявол преследует его: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, что является в христианской религии самым страшным грехом, то раскаявшийся Раскольников оказывается способен к очищению и перерождению.

Немаловажен в рамках романа мотив молитвы. Молится и сам главный герой, несмотря на его изначальные устремления. После эпизода сна о лошади Раскольников молится, но молитвам его не суждено быть услышанными из-за порочности молящегося, а потому ему ничего не остается, кроме совершения давно запланированного и мучившего его преступления. Постоянно молятся Сонечка, готовящая себя в монастырь дочь хозяйки квартиры, дети Катерины Ивановны. Молитва как важная и неотъемлемая составляющая жизни христианина становится такой же неотъемлемой частью романа.

Важную роль играют в рамках произведения еще два святейших символа христианской религии — крест и святое писание. Евангелие, ранее принадлежавшее Лизавете, Раскольникову передает Соня. Читая его, герой возрождается духовно. Крест, также Лизаветин, герой сначала его не принимает так как не готов к раскаянию и осознанию своего греха, но затем он находит в себе силы взять и его, что также свидетельствует о духовном возрождении.

Значение религии в романе, религиозность его текста усиливаются благодаря постоянным ассоциациям, аналогиям с библейскими сюжетами. Есть отсылка и к библейскому Лазарю, звучащая в эпилоге романа из уст Сонечки, которая рассказывает историю о нем Раскольникову на четвертый день после совершения героем преступления. При этом в самой притче есть упоминание о том, что Лазарь воскрес также на четвертый день. По сути, Раскольников мертв, он лежит в гробу — в своей каморке, а Соня приходит для того, чтобы спасти, излечить и воскресить его. Присутствуют в тексте, органично в нем переплетаясь, такие притчи, как история о Каине и Авеле, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о мытаре и Фарисее, притча о Марфе, суетящейся всю жизнь о пустом и пропускающей самую суть жизни (ассоциации с женой Свидригайлова Марфой Петровной).

Легко проследить евангельские начала в именах действующих лиц. Они говорящие. Здесь следует привести христоматийный пример о Марфе и Марфе Петровне, здесь же необходимо сказать о Капернаумове, человеке, у которого Соня снимала комнату (Капернаум — библейский город, из которого пришла блудница), о Илье Петровиче (совмещение имен Илья — святой громовержец и Петр — твердый, как камень), о Лизавете (Елизавета — почитающая бога, юродивая), о Катерине (Екатерина — чистая, светлая).

Большое значение имеют цифры, также отсылающие читателя к библейским мотивам. Самые частые числа — три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых, Марфа выкупает Свидригайлова теми же 30 копейками, а он, как Иуда, предает ее. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», а Раскольников три раза бьет старуху по голове. Герой совершает убийство в седьмом часу, а цифра семь в православии — символ единения человека и бога. Совершая преступление, Раскольников пытается разорвать гнетущую связь и получает в итоге душевные мучения и семь лет каторги.

Основной же библейский мотив, имеющий значение для романа — это мотив добровольного принятия мук и признания своих грехов. Неслучайно Микола хочет взять на себя вину главного героя. Но Раскольников, ведомый Соней, отказывается от такой жертвы: это не принесло бы ему долгожданного утешения. Он принимает просьбу Сони о прилюдном покаянии и признании своих грехов и добровольно идет на это. И только затем он становится готовым к духовному и душевному перерождению.

Работу выполнила: Надолинская Валерия, ученица 10 "Б" класса МОБУ СОШ № 38

Научный руководитель: Сокольская Елена Викторовна, учитель высшей категории МОБУ СОШ № 38 г. Таганрог

Введение

Глава 1. Cюжет отречения апостола Петра в Евангелии

Глава 2. Сюжет отречения апостола Петра в произведении "Студент"

А.П. Чехова

Глава 3. Сюжет известной евангельской притчи в рассказе "Иуда Искариот" Л.Андреева

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1 Электронная презентация "Это СЛОВО учит нас жить"

Введение

Книга книг... Так говорят о Библии, тем самым обозначая с предельной краткостью ее место в культуре.

Многие люди не знают и не понимают значение Божьего слова в нашей жизни. А оно, несомненно, велико. Каждый день мы произносим тысячи слов, которые имеют великую силу в мире. С какой осторожностью надо употреблять их. Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра и учило нас жить. Таким является Божье Слово. Оно настолько неизменно и верно, что Бог связал с ним Себя и существование всего сущего. Человек должен наполняться и жить всяким словом, исходящим из уст Божьих. Если же мы будем развиваться и наполнять себя Словом Божьим, тогда будем знать библейские принципы и сможем учить этому других. Библия - собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Заветов. Она учит нас питаться всяким Словом, - это означает, что мы должны читать и изучать все Слово Божье. Она содержит слова истины, которые Бог хотел передать нам.

На мой взгляд, библейские сюжеты имеют немалое значение в нашей жизни. Сколько разных писателей или художников обращаются к Библии, используют главы из Евангелий или берут за основу своего творчества сюжеты из Библии. Одним из таких сюжетов является отречение апостола Петра.

Недавно я прочитала рассказ А.П. Чехова "Студент", он произвёл сильное впечатление и заставил задуматься над целым рядом вопросов: часто ли писатели используют библейские сюжеты, какова авторская интерпретация мотива предательства, почему Антон Павлович оправдывает своего героя, есть ли художественное произведение с другим взглядом на поступок Петра… Желание получить ответы и стало причиной, побудившей приняться за данный проект.

Моя работа представляет собой межпредметный, долгосрочный, индивидуальный проект, который проводился в рамках учебной деятельности по литературе в 10 классе в течение третьей четверти. Проектным продуктом является электронное приложение к уроку "Слово это учит нас жить".

В ходе работы над проектом пришла к выводу, что границы знаний по истории, русскому языку, литературе, теологии (наука о толковании библейских текстов), информатике расширяются, но самое важное то, что изучение библейских текстов, Евангелия - замечательное средство приобщения к духовно-нравственной православной культуре русского народа, нашей страны.

Актуальность и новизна представленной работы состоит в том, что в ней на материале произведений русской литературы предлагается характеристика фабулы предательства вероучителя на основе её евангельского инварианта и важнейших сюжетных вариаций.

По мнению исследователей, сейчас роль Библии в нашей жизни возросла. Многие люди, чтобы получить ответы на свои вопросы, узнать, как правильно им поступить в сложившейся ситуации обращаются к Евангелию.

Объект исследования - библейские сюжеты, известны по всему миру, но до конца не исследованы. Теоретический материал, полученный в результате поиска, поможет глубоко погрузиться в тему, систематизировать причины использования библейских сюжетов в произведениях русских писателей, а практический (электронное приложение) поможет создать картинку данных сюжетов и явится своевременным подспорьем в работе как учителя, так и ученика.

Материалы и результаты работы могут быть использованы на спецкурсах и факультативных занятиях; в работе библиотекаря, а также для продолжения научных изысканий, сопряженных с темой. Собранный материал может быть интересен широкому кругу пользователей Интернетом.

Цель исследовательской работы: охарактеризовать типологические варианты одной из фабул русской литературы на материале репрезентативных произведений. В данной работе осуществлена попытка проанализировать произведение А.П. Чехова, Л. Андреева через призму Священного писания. Эта цель предполагает решение следующих конкретных исследовательских задач:

" проанализировать сюжет отречения апостола Петра в разных Евангелиях;

" проанализировать сюжет отречения апостола Петра в произведении;

" проследить трансформацию фабулы на примере произведений русской литературы и описать ее сюжетные модификации;

" раскрыть роль и функцию одного из ключевых сюжетов Библии в указанных произведениях;

" создать электронное приложение, в котором будут охарактеризованы версии известной евангельской притчи и сюжет отречения Петра из Евангелия на материале произведений русских писателей.

Глава 1. Cюжет отречения апостола Петра в Евангелии.

Евангелия (с греческого - "благая весть") - жизнеописания Иисуса Христа, в которых рассказывается о его божественной природе, рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. Евангелия входят в состав книг Нового Завета.

Отречение апостола Петра - новозаветный эпизод, рассказывающий о том, как апостол Петр отрёкся от Иисуса Христа после его ареста, что было предсказано Иисусом еще во время Тайной Вечери. Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил

слова своего Учителя и горько раскаялся. Этот сюжет встречается во всех четырех Евангелиях (Мф. 26:69-75; Мк. 14:66-72; Лк. 22:55-62; Ин. 18:15-18, 18:25-27).

Среди четырех Евангелий содержание первых трех - от Матфея, Марка и Луки - во многом совпадает, они близки друг другу как в повествовательном плане, так и по форме изложения. Четвертое же Евангелие от Иоанна, значительно отличается от первых трех как по содержанию, так и самим стилем изложения. Но все они представляют единое целое в изложении Божественной истины, все четыре Евангелия различаются между собой по свойствам характера каждого из евангелистов, построением речи, слогом, некоторыми особенными выражениями. Отличаются они друг от друга и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны, и в зависимости от цели, которую ставил перед собой каждый из четырех евангелистов. Отречение Петра, это свидетельство человеческой слабости. Предсказание это описано всеми евангелистами, но с некоторым отличием рассказа Матфея, Луки и Иоанна от свидетельства Марка. Многие не придают особого значения различиям этих рассказов в том, считая их "небольшими различиями, не переходящими в противоречия".

Отречению Петра в Евангелии от Матфея посвящена 26 глава. В ней последовательно рассказывается о совещании первосвященников с книжниками о предании Господа смерти, предательстве Иуды, тайной вечери, предсказании отречения Петрова, молитве Иисуса в Гефсиманском саду, взятии Господа слугами первосвященника, суде у Каиафы и отречении Петра.

Отречение Петра в Евангелии от Марка

Он носил еще имя Иоанна, был по происхождению иудеем, но не состоял в числе 12-ти апостолов Господа. Поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Господа, каким был Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа.

Евангелие от Марка представляет собой запись устной проповеди апостола Петра, которую Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме, что подтверждается и многими другими церковными писателями, и всем содержанием. В нем очень мало говорится об отношении учения Иисуса Христа к Ветхому Завету и приводится совсем немного ссылок на ветхозаветные священные книги. Зато главное внимание обращается на то,

чтобы через сильное, яркое повествование о чудесах Христа подчеркнуть его

величие и всемогущество. В основном содержание Евангелия от Марка весьма близко содержанию Евангелия от Матфея, но отличается, по сравнению с ним, большей краткостью, сжатостью. В нем всего 16 глав. Начинается оно явлением Иоанна Крестителя, а заканчивается отправлением святых апостолов на проповедь после Вознесения Господня.

Отречение Петра в Евангелии от Луки

Лука пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми существовавшими уже тогда письменными записями о жизни и учении Господа. Его Евангелие отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью, потому что это повествование и письменные записи были подвергнуты самому тщательному исследованию. Об Иисусе Христе святой Лука говорит как о Великом Первосвященнике, принесшем себя в жертву за грехи всего человечества. Евангелие от Луки содержит в себе 24 главы. Начинается оно повествованием о явлении ангела священнику Захарии, отцу святого Иоанна Предтечи, а кончается повествованием о вознесении Иисуса Христа на небо. Отречению Петра посвящена 22 глава, в нее входит рассказ о предательстве Иуды, тайной вечери, предсказании об отречении Петра, молитве Господа в Гефсиманском саду, взятии Господа под стражу, отречении Петра, суде перед синедрионом.

Отречение Петра в Евангелии от Иоанна

Иоанн Богослов был сыном состоятельного галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился

особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование первых трех евангелистов. В то время как первые три евангелиста часто повествуют об одних и тех же событиях и приводят одни и те же слова Господа, Иоанново Евангелие заключает в себе повествование о тех событиях и речах Господа, о которых нет никакого упоминания в первых трех Евангелиях. Евангелие от Иоанна содержит 21 главу.

Таким образом, притча об отречении Петра присутствует во всех четырех Евангелиях. Это подтверждает, что личность апостола Петра, несомненно, является одной из центральных фигур Евангелия. Он занимает главное место среди других апостолов. Господь пользуется его лодкой и домом. Все это подтверждает, какое важное положение занимал Петр среди других двенадцати апостолов. Недаром он именуется "первоверховным", называется "камнем Христовой Церкви". И вот, накануне Страстей, в Сионской горнице, Господь, провидя падение и восстание Петра, произносит: "Симон! Симон! се, сатана просит, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих" (Евангелие от Луки 22: 31, 32). Значение этих слов связано с угрожавшими Петру опасностями, с его характером, пылкостью, соединенной с незнанием себя. Ученик не услышал скорбного предупреждения, не осознал своей слабости: "Он отвечал Ему:

Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти" (Евангелие от Луки

22: 33), "и тогда Господь прямо сказал ему о предстоящем отречении"

(Евангелие от Луки 22: 34).

"Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели

пропоет петух, трижды отречешься от Меня". Но и тут Петр не прислушался к словам Христа: "Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с

Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики" (Евангелие

от Матфея 26: 35). Так начинается описание предательства Петра, в котором подчеркивается поспешность и необдуманность его клятвы в верности учителю. Он такой же, как все, и говорит то, что хочет от него услышать Учитель. Важно, что лишь в тексте Евангелия от Луки перед предсказанием

об отречении Петра Иисус говорит о том, что молился за Петра еще до отречения, замаливая его грех перед Господом. Это говорит о том, что еще

тогда Христос простил его.

В описании первого отречения Петра нет никаких противоречий. На вопрос служанки Петр дает уклончивый ответ: "не знаю и не понимаю, что ты говоришь" (Евангелие от Марка 14: 68). Однако этому уклончивому ответу Петра противопоставляется Иоанново краткое, суровое, ничем не сглаженное и прямое отрицание "нет". Второе отречение представляется наиболее трудным для согласования евангелистов, ибо, по Матфею, к Петру обращается "другая" служанка, по Марку - та же, по Луке - "другой", по Иоанну - неизвестные люди: "…сказали ему". В любом случае, эти различия несущественны, а сам факт второго отречения Петра установлен твердо.

Между вторым и третьим отречением, по свидетельству Луки, "прошло с час

времени". Грозовые тучи сгущаются над головой Петра, и последним ударом

для него становится вопрос одного из рабов, родственника Малха, которому

Петр отсек ухо: "не я ли видел тебя с Ним в саду?" (Евангелие от Иоанна 16: 26). "И вдруг запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и

Петр, вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде, нежели пропоет

петух, отречешься от Меня трижды" (Евангелие от Луки 22: 61).

Особого внимания заслуживают финалы отречений. У Евангелий от Матфея или Луки конец общий: "И исшед вон, плакася горько". В Евангелии от Иоанна повествование завершается словами: "Петр опять отрекся; и тотчас запел петух" (Евангелие от Иоанна 18: 27). Автор заканчивает рассказ об очередном свершившемся пророчестве Христа, не раскрывая чувств остальных действующих лиц. Немного иначе завершает легенду Марк, замечая: "И Пётр вспомнил слово, сказанное ему Иисусом и начал плакать" (Евангелие от Марка 14: 72). Но он также не показывает ни чувства, ни состояния героя. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что все эти четыре Евангелиста не противоречат друг другу, а лишь дополняют и в своей совокупности создают образ Христа. В данном сюжете важно обратить внимание на предательство Петра, который отрекся от человека, которого так любил, к которому всем сердцем так стремился. Такое абсурдное поведение закономерно для нас - для людей. Очень часто наши поступки схожи с сюжетами из Библии. Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент, его ученик, рассказывает, что Петр в продолжение всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении. Бог нас, кающихся, милует и прощает. Бог за покаяние простил Петру его отречение от Христа. Любая душа, которая хоть однажды изменила Христу, не найдет упокоения от этого своего безумного поступка даже после прощения Господом Богом, пока не пострадает за Него до смерти. Не зря же облагодетельствованный и возвеличенный Богом Апостол Петр оплакивал свое отречение всю свою земную жизнь. Он оплакивал не только сам факт отречения от Христа, но и утраченную в этом отречении чистоту его отношений с Христом. А ведь грех отречения - это грех против любви. И доказать это не трудно, стоит только обратится к 15 главе Евангелий от Иоанна:

9. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил Вас; пребудьте в любви Моей.

10. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отцы Моего и пребываю в Его любви.

11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершена.

12. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13. Нет больше той любви, как ели кто положит душу свою за друзей своих.

14. Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам.

Глава 2. Сюжет отречения апостола Петра в произведении "Студент" А. П. Чехова.

" В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни. Соединение муки о Боге с мукой, о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры" (Н.А. Бердяев). Это действительно так, многие русские писатели в своих произведениях обращались к Слову Божьему и использовали библейские эпизоды в них. Одним из таких примеров и является рассказ Чехова "Студент".

Главный герой данного произведения - 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим

и унылым. Когда человек воспринимает всё в чёрном свете, Божий мир теряет смысл. Ведь Бог задумывал мир прекрасным. Если смысл уходит из

"дома" твоего отца, значит, бессмыслен и отец. Человек совершает грех - отступается от Бога, а отступление - самое страшное, что невозможно искупить. Иван перестал верить в Создателя. А это и есть отступничество. В эпизоде ухода героя из дома проявлен мотив бездомности и скитальчества. Эта ночь для главного героя - ночь-посвящение. Центральным эпизодом рассказа является встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Не случайно именно в разговоре с Василисой и Лукерьей Иван находит утешение, пересказывая им евангельскую историю троекратного отречения Петра. В словах Ивана мы находим точные цитаты из Евангелия. В своём пересказе герой сочетает обороты разговорной речи и церковнославянского текста. Здесь, несомненно, отразились и детские впечатления самого Чехова: чтение вслух текстов Священного Писания, а также восприятие церковной лексики, фразеологии в живой обиходной речи отца и дяди писателя. Не случайно чеховеды неоднократно ссылаются на известное свидетельство И. А. Бунина - о том, что Чехова отличало "тонкое знание церковных служб и простых верующих душ".

Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, - сказал студент, протягивая к огню руки. - Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Образ света, огня проходит через весь рассказ, связывает все его части. В данном произведении свет (огонь) показывает связь с Богом, соединяет два состояние Ивана - уныние и преображение. Евангельский костёр, у которого разыгралась драма Петра, и огонь на вдовьих огородах показались герою двумя концами единой цепи, связывающей людей во все времена. Для верующего человека упомянутые евангельские события имеют особый смысл. Если Господь простил своего ученика, проявившего душевную слабость, не перестал его любить, то, вне всякого сомнения, Он простит и всякого человека, покаявшегося в своем согрешении. Не случайно студент

духовной академии, тоже ученик Христов, вспомнил именно о Петре, греясь у костра в обществе двух вдов. Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Ведь, по мнению автора, он не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения. Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом "очнулся". Иван, пересказывая этот сюжет, пытается найти оправдание Петру.

Также важно заметить реакцию слушателей на рассказ Ивана. "Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она

заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя

неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль". Этот живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья. Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…". Юноша думал о том, "что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра". Герой размышляет о событиях далекого прошлого, о людях, живших много веков назад. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота - главное в жизни человека. Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании.

Можем ли мы сказать, что обратившись к Библии, вспомнив этот сюжет у главного героя произошло прозрение? Ведь если вспомнить начало рассказа "И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше" Или же вспомнить поистине страшную фраза: "Ему не хотелось домой". У главного героя нет надежд на светлое будущее.

В финале Иван Великопольский пережил высший, духовный восторг "на пороге" новой жизни, распахнувшей перед ним свои необозримые просторы,"когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря". Встреча героя с Богом совершилась: в его сердце вернулись Божественная любовь и истинная вера.

В рассказе "Студент" между прошлым - настоящим - будущим есть нравственная связь - это Слово Божие, которое направляло "человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника", продолжается "непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда" будет составлять "главное в человеческой жизни". Оно будет совершать самое великое из всех чудес -

чудо преображения души. Вот почему то, "что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям".

Глава 3. Сюжет известной евангельской притчи в рассказе "Иуда Искариот" Л.Андреева.

Леонид Андреев - это еще один писатель, который также обращался к Евангелии и брал за основу своих произведений истории из Библии. В своем рассказе "Иуда Искариот" он дает свою версию известной евангельской притчи, говоря, что написал "нечто по психологии, этике и практике предательства. В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Взяв за основу евангельскую легенду о предательстве Иудой Иисуса Божьего сына за тридцать серебряников, Андреев переосмысливает ее сюжет и наполняет новым. Содержание Евангелии бедны художественными деталями и психологическими характеристиками, ведь это письменно изложенные проповеди Христа и его

жизнеописание, а у Андреева же этот сюжет принимает художественную

К примеру, наиболее яркими отличиями являются: Иуда в повести выглядит чудовищней, чем в Библии. В изображении Л. Андреева Иуда - это живой человек, со своими страстями и чувствами, предающий учителя из любви к нему. Образ этого персонажа внушает противоречивые чувства: это низкий, эгоистичный, лживый тип, в тоже время, это и смелый борец с людской глупостью и трусостью. Иуда ужасным образом предает чистейшего человека, при этом лишь он один из всех учеников искренне любит учителя. Даже портретное описание оставляет впечатление двойственности. "Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча (…) внушал недоверие, даже тревогу". Лицо Иуды также оставляло странное впечатление: " одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, другая же была мертвенно-гладкая, плоская и застывшая". Эта двойственность выражалась во всей его натуре. Его высказывания едки, колки, желчны, он "приписывал людям такие наклонности, каких не имеет даже животное", при этом реплики проницательны, метки, остроумны, независимы, совершенны по смыслу, он сумел оценить и полюбить Иисуса Христа, но так и не понял и не принял Его учение.

Леонид Андреев изображает неверного ученика как ревнивого, обиженного, одержимого смертельной, доходящей до извращенности любовью и преданностью к Учителю. Во всем этом заключается своеобразие

образа. Если евангельский Иуда лишен каких-то человеческих характеристик, это символ предательства и порока, то у Андреева - это живой человек. У Л. Андреева Иуда предает Христа по собственной воле, в Библии - "но диавол соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя". В Библии ученики заступаются за Христа: " Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: "Господи! Не ударить ли нам мечом?" И один из них

ударил раба первосвященника, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал:

оставьте, довольно. И, коснувшись уха, исцелил его" … Петр 3 раза отрекается от Иисуса … Ученики убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они проповедовали учение Христа, за многие из них поплатились жизнью.

Библия раскрывает нам образы апостолов как мужественных, преданных своему Учителю и вере людей, несших свет христианства после смерти Учителя людям и погибших мученической смертью, отстаивая христианскую веру. У Андреева же ученики - предатели. Автор изображает учеников Христа трусливыми и никчёмными, заботящимися лишь о своём благополучии. "Как кучка испуганных ягнят, теснились ученики, ничему не препятствуя, но всем мешая - даже самим себе" - так характеризует апостолов автор. Ученики засыпают во время моления Иисуса в Гефсиманском саду, когда он просит их бодрствовать, быть с ним в час испытания. И наконец, они не защитили Христа от римских стражников во время его ареста.

В отличие от Чехова Андреев изображает Петра со злой иронией. Огромный, сильный и ограниченный, - так описывает его автор. Это он и другой ученик Иисуса, Иоанн, спорят о том, кто из них будет находиться в Царствии Небесном рядом с Иисусом. Петр выпивает почти все вино, купленное для Иисуса, "с равнодушием человека, придающего значение только количеству". У Л. Андреева Иисус Христос в основном молчит и всегда на заднем плане, главный герой Иуда; Не один раз, "одержимый безумным страхом за Иисуса", он спасал его от преследований толпы и возможной смерти. Неоднократно демонстрировал свои организаторские и хозяйственные способности, блистал умом, однако встать рядом с Христом на земле ему не удалось. Так возникло желание быть возле Иисуса в царствии небесном. Иуда подозревает, что в каждом человеке в глубине прячется "всякая неправда, мерзость и ложь". "Разве это люди?" - жалуется он на учеников. Чтобы подтвердить свои подозрения Иуда может идет на крайнее испытание. Если Христа выдать на смерть, отстоят ли, защитят ли, спасут ли его люди - ученики, верующие, народ? Какой на поверку окажется их любовь, верность, мужество? Иуда создает ситуацию выбора, которая должна стать моментом психологического, нравственного откровения для всех участников этого великого испытания. Он пытается доказать Христу, всем людям, а самому себе узнать, каковы на самом деле ученики Христа. Результат эксперимента не оставляет ему никакой надежды. Люди оказались бессильны, ничтожны, беспомощна их любовь, ненадежна их верность. Отступился от Христа Петр, ничего не сделали другие ученики, выдала Иисуса толпа. Иуда убеждается в правоте своего презрения к людям. Он "ощутил бессилие всех сил, действующих в мире, и все их бросил в пропасть". Иуда пришел к выводу, что человек в этом мире обречен на фатальное одиночество, если даже Иисус Христос в трудный час остался без поддержки. Совершив своё преступление, Иуда кончает жизнь самоубийством, так как не может перенести своего поступка и казни любимого Учителя.