Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в начальных классах. Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе

Мастер-класс по рисованию "Вот моя деревня"


Думлер Татьяна Петровна, учитель рисования МАОУ СОШ №30 г.Томска.
Назначение: Для работы с детьми от 8 лет и старше, педагогов, родителей.
Цель: Выполнение тематического рисунка в смешанной технике.
Задачи:
- Познакомить учеников с особенностями русской деревянной архитектуры.
- Учить организовывать пространство листа, организовывать рабочее место.
- Воспитывать уважительное отношение к изобразительному искусству, желание узнавать новое.
Эту работу мы выполняем с учениками в 4 классе (по программе Б.М.Неменского)


Материалы: Альбом, гуашь, кисти, стакан с водой, клей ПВА, 2 коробка спичек, ножницы.


Выполним линейный рисунок разделения пространства: линия горизонта, два пригорка, берег реки.


Приступаем к раскрашиванию фона. Возьмём синюю и белую краски, смешаем в крышечке, получившемся оттенком голубого цвета рисуем небо.


Также голубым цветом рисуем реку, добавляя синих оттенков.


Добавим в крышечку с белой краской немного зелёной, перемешаем. Добавим в крышечку с жёлтой краской немного зелёной.перемешаем. Получившимися оттенками зелёного цвета начинаем раскрашивать землю.


При раскрашивание пригорков цвет наносим растяжкой (от светлого оттенка к тёмному)


Берег реки выполняем охрой.


На заднем плане виднеется лес. Начинаем рисовать лиственные деревья.


Обязательно используем переходы красок: от тёмного к светлому. Лиственные деревья можно выполнить приёмом тычка.Хвойные деревья прорисовываем тонкой кистью.


Второй этап работы (как правило это задание выполняем на следующем уроке). Для выполнения задания нужен клей, спички.


Наносим клей тонким слоем на рисунок. Длина спички определяет размер клеевого пятна.


Выкладываем спички "Колодцем", чередуя серные головки поочерёдно. После выкладывания, спички подравняйте и прижмите пальчиками к рисунку, подержите несколько секунд.


Повторите выкладывание "колодца" несколько раз.


Фронтоны изб выкладываем из обрезанных спичек. Детям предлагаю (на выбор) другой вариант: закрасить фронтоны краской.


Коробки используем для окон и дверей. Вырезаем коричневые прямоугольники, приклеиваем их к срубам.


По желанию детей, можно добавить ещё изображения: тропинки, изгороди, колодцы, стога сена,и т.д.
Рисунки детей.




Жалею, что раньше не фотографировала рисунки детей, были такие интересные работы. В этом году пока как то так.
Надеюсь что вам понравиться и вы захотите сделать такую работу со своими учениками. Успехов!

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны основные принципы УМК «Школа России», определены ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, основные содержательные линии курса «Изобразительное искусство» , а также содержание курса «Изобразительное искусство» (1 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 854

Согласовано Утверждена приказом

На метод. объединении руководителя

2011 г. образовательного учреждения

Председатель № _____от ________________

метод.объединения

_______________

Рабочая программа

Изобразительное искусство в начальной школе

1-4 класс

УМК «Школа России»

Плотникова С.Н.

Ф.И.О. учителя-разработчика

2011 г.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель учебного курса «Изобразительное искусство»- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Цели курса:

Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, готовности выражать и отстаивать свою позицию в искусстве и через искусство;

Развитие воображения, творчества, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека;

Овладение элементарной художественной грамотой, приобретение опыта работы в различных видах художественной деятельности и различными материалами.

Задачи реализации предметной области - развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и окружающего мира, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и примерной программы по изобразительному искусству (Серия «Стандарты второго поколения», рук. А.М.Кондаков, Л.П.Кезина). Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, – и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, в развитии его души средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основные принципы УМК «Школа России»:

  1. Принцип воспитания гражданина обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал . Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
  2. Принцип ценностных ориентиров предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности , представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Принцип обучения в деятельности предполагает, что достижение указанных в Стандарте и реализуемых в УМК «Школа России» целей обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД): личностных , регулятивных , познавательных , коммуникативных , которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
  4. Принцип работы на результат означает целенаправленную и последовательную деятельность обучающих и обучающихся для достижения личностных , метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Для этого в структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться.
  5. Принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции отечественной школы в сочетании с инновационными подходами , обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны.
    В учебных курсах образовательной системы «Школа России» широко и последовательно применяются такие инновации как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными носителями информации, создание портфолио учащихся, итоговые комплексные работы и другие, носящие как общий, так и предметный характер.
    На основе развития традиций российского художественного образования и на основе современного понимания требований к результатам обучения в УМК «Школа России» выстроена з
    авершенная предметная линия учебников « Изобразительное искусство » (принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в структуре построения материала учебников):

Учебник

Построение материала учебника

Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 1 кл.

Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ты украшаешь и строишь» раскрывает обыденные действия и игры как потенциальное выражение художественной деятельности, организующей предметно-пространственную среду нашей жизни, формы общения и художественного наблюдения реальности

Коротеева Е.И. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 2кл.

Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство. Ты и искусство» раскрывает связь чувств, эмоциональных и нравственных переживаний с их выражением в искусстве

3. Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 3 кл.

Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» показывает деятельность художника по организации предметно-пространственной среды в доме, на улице, на празднике, в театре и музее, то есть в окружающей человека жизни

Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.). Изобразительное искусство. 4 кл.

Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» сначала знакомит со своеобразием отечественной традиционной художественной культуры, а затем - со своеобразием представлений о красоте народов мира

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учебники для 1-4 классов по изобразительному искусству направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

Декоративная художественная деятельность;

Конструктивная художественная деятельность .

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности , т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии , т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 - 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма . Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека , роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса .

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека , способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживани я через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • сформированность навыков:
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Основные содержательные линии курса «Изобразительное искусство» 1-4 класс (135 часов)

Учебный материал представлен четырьмя блоками:

«Виды художественной деятельности» (отражает содержание учебного материала):

Восприятие произведений искусства (художественный образ - Х.о .);

Рисунок (графика, материалы, средства выразительности, приемы работы – Г );

Живопись (материалы, основы цвета, средства выразительности – Ц );

Скульптура (материалы, приемы работы, средства – С );

Художественное конструирование и дизайн (разнообразие материалов, приемы работы, моделирование и конструирование в жизни человека, здесь же архитектура – А );

Декоративно-прикладное искусство (истоки, синтетический характер народной культуры, сказочные образы и образ человека, народные промыслы России – ДПИ );

«Азбука искусства» (дает инструментарий):

Композиция (элементарные приемы, композиционный центр, главное и второстепенное, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения в композиции – К );

Цвет (цвет – основные и составные цвета, теплые и холодные, смешение цвета, эмоции и цвет), рисунок (линия, штрих, пятно, тон, эмоциональность линий) - Ц ;

Форма (разнообразие форм предметного мира, геометрические формы, природные, влияние формы на характер изображения, силуэт, пропорции – Ф );

Объем (в пространстве и на плоскости, способы передачи объема, выразительность объемных композиций, перспектива – линия горизонта, основные законы – П);

«Значимые виды искусства» (намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий):

Земля – наш общий дом (наблюдение природы, пейзаж, постройки в природе, восприятие произведений искусства, яркие культуры мира, роль природы в характере культурных традиций – З );

Родина моя – Россия (природа и культура России, едиство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, костюма, красота человека, образ защитника Отечества – Р );

Человек и человеческие взаимоотношения (образ человека в разных культурах, портрет, образы, пробуждающие лучшие человеческие чувства, злые чувства, темы любви, дружбы, семьи – Ч );

Искусство дарит людям красоту (виды искусства, художественные материалы и средства выразительности, роль в жизни человека, натюрморт, художественное конструирование – И );

«Опыт художественно-творческой деятельности» (содержит виды и условия деятельности, где приобретается художественно-творческий опыт):

Умение учиться - У (организовать рабочее место, спланировать время работы, довести работу до результата, сдерживать эмоции, считаться с окружающими, подводить итог работы);

Участие в различных видах изобразительной, декоративной, конструкторской деятельности;

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, ДПИ;

Овладение основами художественной грамоты;

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла (творческий замысел – Тз ), различных художественных техник и материалов;

Передача настроения с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала;

Обсуждение и выражение своего отношения к произведению

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

ИСКУССТВО И ТЫ

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок - все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего

Города

Памятники архитектуры - наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Художник и зрелище

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Каждый народ - художник

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.

Обобщающий урок года.

Художник и музей

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание - великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Тема года: Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, - основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера - интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Изображения всюду вокруг нас

Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.

Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства - художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Знакомство с Мастером Изображения.

Мастер Изображения учит видеть

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Изображать можно пятном

Развитие способности целостного обобщенного видения.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).

Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.

Изображать можно в объеме

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.

Целостность формы.

Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.

Лепка птиц и зверей.

Изображать можно линией

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Повествовательные возможности линии (линия - рассказчица).

Разноцветные краски

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Навыки работы гуашью.

Организация рабочего места.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Выражение настроения в изображении.

Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета?

Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

Художники и зрители (обобщение темы)

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

Начальное формирование навыков восприятия станковой картины.

Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

Художественный музей.

Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Мир полон украшений

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.

Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.

Цветы - украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Красоту надо уметь замечать

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.

Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).

Выразительность фактуры.

Соотношение пятна и линии.

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Предлагаемые сюжеты заданий: «Узоры на крыльях бабочек», «Красивые рыбы», «Украшения птиц».

Узоры, которые создали люди

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?

Как украшает себя человек

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей?

Когда и зачем украшают себя люди?

Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Постройки в нашей жизни

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму - удобную и красивую.

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Дома бывают разными

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.

Домики, которые построила природа

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции.

Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорций.

Дом снаружи и внутри

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Строим город

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Все имеет свое строение

Конструкция предмета.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Любое изображение - взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Строим вещи

Конструирование предметов быта.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Создание образа города.

Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.

Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства.

Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).

В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это - изображение, украшение или постройка.

Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.

«Сказочная страна». Создание панно

Создание коллективного панно.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

Коллективная работа с участием всех учащихся класса.

Выразительность размещения элементов коллективного панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги

Конструирование из бумаги объектов природы.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

Урок любования. Умение видеть

Восприятие красоты природы.

Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.



Министерство образования и науки РФ

Курсовая работа

Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

Введение 3

Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе 4

1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе 4

1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 4

Глава 2. Тематическое планирование и изготовление наглядных пособий к урокам по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» 8

2.1. Основы художественных представлений (программа начальной школы) 10

1-й класс (30–60 ч) 10

2-й класс (34–68 ч) 15

3-й класс (34–68 ч) 21

4-й класс (34–68 ч) 27

2.2. Конструкция школьной программы художественного образования. 34

Заключение 37

Список используемой литературы 38

Введение

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах.

В работе поставлены следующие задачи :

Изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, рассмотреть её особенности,

Выявить педагогические условия успешного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, а так же, составление тематического годового плана и плана урока для учащихся начальной школы

Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе

В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский. 1

1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I - IV классах

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа 2 .

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. 3 Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

    развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

    сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

    воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

    последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

    обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

    целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

    отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

    использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

    активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

    введение в урок творческих, импровизационных и проблемных задач;

    применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

    смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

    сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;

    введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;

    систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета "Изобразительное искусство", между этой и другими дошкольными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе. 4

Важным условием развития художественного творчества дошкольников на занятиях изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически обоснована еще в XVII в. Я.А. Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов - И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др. 5

Успешная реализация принципа наглядности в обучении возможна при активной мыслительной деятельности детей, особенно, когда происходит "движение" мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному.

На все этапы занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизированные и проблемные задачи. Одно из главных требований при этом - предоставление детям возможно большей педагогически целесообразной самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости, педагогической помощи. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание дошкольников на главное, что обязательно и в первую очередь нужно изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности малышей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенок постепенно подводится к их самостоятельному выбору.

Глава 2. Тематическое планирование и изготовление наглядных пособий к урокам по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

Вот мир – и в этом мире Я.

Вот мир – и в этом мире МЫ.

У каждого из нас своя стезя.

Но по одним законам мы творим.

Пусть долог путь и труден хлеб творца.

И хочется порой слабинку дать.

Но уберешь ладони от лица.

И снова даришь сердце. И опять. ...

  • Модернизация образования в начальной школе

    Реферат >> Педагогика

    Цель: рассмотрение особенностей процесса обучения в начальной школе в период... методики обучения русскому языку в начальной школе ... изобразительное искусство , чтение -природоведение - изобразительное искусство , русский язык - чтение -изобразительное искусство ...

  • Современные технологии организации и проведения уроков изобразительного искусства

    Реферат >> Педагогика

    ... особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения ... Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе . 2-3 класс Часть 2//М., Дрофа, 2000 9.Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе .1-2 класс, 1, ...

  • Трактаты Дюрера как методическое пособие по преподаванию изобразительного искусства с точки зрения современности

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... изобразительного искусства , но и в области методов обучения рисованию. Методика обучения изобразитель­ному искусству ... Искусство ,1961. 4. Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе М., 2006 5. Ростовцев Н. Н. История методов обучения ...

  • Педагогические условия обучения изобразительному искусству

    Реферат >> Педагогика

    ... изобразительного искусства для изучения; - использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения , особенно ... 2004. 4. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» . М., Академия, 2003г. ...

  • Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством является важным средством развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своёй наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей творческих способностей, креативного мышления, приобщения их к красоте родной природы, окружающей действительности, духовным ценностям искусства. Помимо этого, занятия изобразительным искусством помогает детям овладеть целым рядом навыков в области изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности.

    Целью написания данной курсовой работы является рассмотреть особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, а именно в I-IV классах.

    В работе поставлены следующие задачи :

    Изучение методики обучения изобразительному искусству в начальной школе, рассмотреть её особенности,

    Выявить педагогические условия успешного обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству, а так же, составление тематического годового плана и плана урока для учащихся начальной школы

    Глава 1. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

    1.1. Педагогические условия обучения изобразительному искусству в начальной школе

    В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, необходимо соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

    Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

    Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Мы придерживаемся классификации методов обучения, разработанной И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, Ю.К. Бабанским и М.И. Пахмутовым. Согласно исследованиям этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

    1.2. Методика обучения изобразительному искусству в I - IV классах

    Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении детям информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею.

    Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа дошкольников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа .

    Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение дошкольниками творческих задач, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ребенка.

    Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.

    Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения. Исследовательский мы уже рассмотрели.

    Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают проблемную задачу с помощью воспитателя, его вопрос содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу, к сожалению, редко применяемую в обучении. При использовании этого метода также важны слово, текст, практика, средства наглядности и т.д.

    В настоящее время широкое распространение получил метод проблемного изложения, воспитатель ставит проблемы, раскрывая всю противоречивость решения, его логику и доступную систему доказательств. Дети следят за логикой изложения, контролируют ее, участвуя в процессе решения. В ходе проблемного изложения применяют и образ, и практический показ действия.

    Методы исследовательский, эвристический и проблемного изложения - методы проблемного обучения. Их реализация в учебном процессе стимулирует дошкольников к творческому добыванию и применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания. Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях изобразительного искусства осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

    Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному. Мы разработали систему условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества дошкольников, и предлагаем ее рассмотреть. Считаем, что эту группу условий составляют:

    Развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

    Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью Дошкольников с педагогически целесообразной помощью им;

    Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

    Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;

    Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

    Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

    Отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

    Использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео - и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

    Активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

    В пособии автор раскрывает методику преподавания изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы, приводит примерное тематическое планирование и разработки уроков на основе базовой программы "Изобразительное искусство и художественный труд", созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Пособие адресовано учителям изобразительного искусства, студентам педагогических колледжей и педучилищ.

    ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
    Как воплотить в жизнь поставленные задачи художественного образования? Какая методика нужна современному учителю?
    Споры о методической подготовке учителей подчас совершенно противоположны. Различные мнения по этому поводу известны студентам и педучилищ, и педвузов. Нам пришлось столкнуться с мнением, что преподавание - дело легкое, что учиться ему не надо, достаточно только знать предмет.

    Конечно, чтобы преподавать рисование по-старому, достаточно было знать только перечень традиционных методик. А как быть, когда надо осваивать новые программы, нетрадиционные? Здесь даже на хорошем знании искусства и умении рисовать далеко не уедешь. Никакие энциклопедические знания не помогут, если учитель не найдет пути к ребенку.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ПРЕДИСЛОВИЕ 3
    Раздел I
    МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ 7
    Глава 1
    ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
    Гуманизация образования и новое педагогическое мышление 8
    Цели и задачи художественного развития детей средствами искусства 9
    Глава 2
    СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ВИДОВ ИСКУССТВА 12
    Принципы программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (концепция Б.М.Неменского) 12
    Методические основы 15
    Глава 3
    ИСКУССТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ УРОКОВ 22
    Проблемное обучение 22
    Три метода проблемного обучения 23
    Типы уроков 24
    Литература 35
    Раздел II
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» 1-4 классы 37
    1 класс - ИСКУССТВО ВИДЕТЬ 38
    2 класс - ТЫ И ИСКУССТВО 47
    3 класс - ИСКУССТВО ВСЮДУ ВОКРУГ НАС 56
    4 класс - КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК 65
    Раздел III
    АВТОРСКИЕ ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ (конспекты уроков во 2,3,4 классах четырехлетней начальной школы) 71
    Пояснительная записка 72
    2 класс - ТЫ И ИСКУССТВО 74
    I четверть. Как и чем работают художники 74
    II четверть. Знакомство с мастерами Изображения, Украшения, Постройки 93
    III четверть. О чем говорит искусство 106
    IV четверть. Как говорит искусство 126
    3 класс - ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС 144
    I четверть. Искусство в твоем доме 144
    II четверть. Искусство на улицах твоего города 158
    III четверть. Художник и зрелище 172
    IV четверть. Музеи искусства 184
    4 класс - КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК 203
    I четверть. Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы 203
    II четверть. Искусство народов соседних стран 231
    III четверть. Каждый народ - художник 243
    IV четверть. Представление народов о духовной красоте человека 270.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Уроки изобразительного искусства в начальной школе, 1-4 класс, Островская О.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.