Историческая викторина о России. Вехи русской истории

Тема 1. Древняя Русь (IХ - ХIII века)

1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

2) Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.


4) Когда Русь приняла христианство?

При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви - Владимир Креститель.


6) Что является религиозным символом христианства?


7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.




8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

Александр Невский - князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.


Тема 2. Московское государство (ХIV - ХVII вв.)

1) Когда произошла ?


2) Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.


3) Какой город стал центром объединения русских земель?

Центром объединения русских земель стала - Москва.

4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

В 1480 году.

6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.


7) Покоритель Сибири?

Ермак Т. - «Родом неизвестный, душой знаменитый».


8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.


9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова


10) В каком веке в России был период Смуты?

Рубеж XVI-XVII веков.

11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

Раздел II. Российская империя (ХVIII-начало ХХ веков)

Тема 3. Россия в ХVIII веке

1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

Посмертный романтизированный портрет Петра I.
Художник Поль Деларош (1838).


2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт-Петербург.

3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

В Москве.

4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

Екатерина II Алексеевна - Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.


6) Кем был А.В. Суворов?

Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.


7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?


8) В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

Санкт-Петербург.


Тема 4. Россия в ХIХ веке

1) Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

3) Кто победил в Отечественной войне?

Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова


5) Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

6) Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

Александр II Николаевич - Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».


8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

9) Кем был А.С. Пушкин?

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.


10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.


11) Кем был Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.


12) Кем был П.И. Чайковский?

Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


13) Кем был Ф.М. Достоевский?

Фёдор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

Большую часть населения составляют православные.

3) Когда произошла Первая российская революция?

В 1905 году.

4) Что было главным результатом Первой российской революции?

Сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

5) Кто был лидером партии большевиков?

Владимир Ильич Ленин - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.


6) Когда была Первая мировая война?

7) Кем был А.П. Чехов?

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.


8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

Александр Степанович Попов.

9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?


Раздел III. История СССР

Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

Великая октябрьская социалистическая революция.

2) Как звали последнего российского императора?

Николай II - Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.


3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа - от церкви?

При Владимире Ильиче Ленине.

6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

Индустриализация.

7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

Коллективизация.

8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

Ликвидация безграмотности.

Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы)

1) Когда была Великая Отечественная война?

2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва.

4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

Георгий Константинович Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.


Константин Константинович Рокоссовский - советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.


5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

В Берлине, Германия.

7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

27 миллионов человек.

День Победы.

Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 - 1991 годы)

1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

Королев Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.


3) Как звали первого в мире космонавта?

Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.


4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта?

Валентина Владимировна Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.


6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

Олимпиада.

7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

Перестройка.

8) Кто был президентом СССР?

Горбачёв Михаил Сергеевич - советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

15 республик.

10) Когда произошел распад СССР?

11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

СНГ (Содружество Независимых Государств).

12) Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Раздел IV. Современная Россия

Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

2) Кто был первым президентом России?


3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

4) Когда была принята Конституция РФ?

5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

Многонациональной.

6) Какой язык является государственным языком в России?

Русский язык.

7) Какой город является столицей России?

8) Как называется главная площадь столицы России?



Тема 10. Россия в ХХI веке

1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

В.В. Путин - со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
7 мая 2012 по настоящее время;


Д.А. Медведев - с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.


2) Кто в настоящее время является президентом России?

3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

Сочи, Россия.

Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

1) Когда в России отмечают Новый год?

Рождество Христово.

День защитника Отечества.

Международный женский день.

День России.

День народного единства.

День Конституции РФ.

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


Цели : приобщение детей к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств.

Оборудование : рисунки к конкурсам; русский алфавит; костюмы; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит оркестровое вступление к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.

Ведущий 1 . «За морем теплее, а у нас светлее». «На чужой стороне Родина милей вдвойне». «Где кто родится, там и пригодится»... Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Ведущий 2.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем

И рассказывать о ней начнем.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Ведущий 1. Ha нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русичи» с девизом...

«Русичи» (хором). Русский в словах горд, в делах тверд.

Ведущий 1

Воевода кланяется зрителям.

Ведущий 2 . Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом...

«Братья славя н е» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.

Ведущий 2 . Воевода — ... (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям. Звучит музыка.

Ведущий 1 . Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Ведущий 2 . Итак, первый конкурс «Выбери жилище».

В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске — рисунки. Надо найти соответствие: изба — крестьянин; дворец — царь; терем — боярин.

Ведущий 1 . А теперь конкурс «Идет — словно павушка плывет». Так говорили про русскую красавицу.

Участвуют по одному игроку от команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.

Ведущий 2 . Чем отличался костюм замужней женщины от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец - расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины носили легкую шапочку, под которую прятали свои волосы)

Ведущий 1 . Молодцы! Переходим к следующему заданию. Конкурс «Заморочки».

На доске изображения зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.

Ведущий 2. Мехом какого зверька оторочена шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя) Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь) Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц)

На доске русский алфавит.

Ведущий 1 . Современный алфавит отличается от алфавита, созданного Кириллом и Мефодием. Сколько букв было в первом алфавите? (43) Сейчас мы называем первые три буквы: А, Б, В. А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди) Какой современной букве соответствует ее древнее название — жизнь? (Букве Ж) Какая буква появилась в русском алфавите последней? (Буква Ё)

Ведущий 2. А теперь, дорогие зрители и участники, нас ждет конкурс «Ты — мне, я — тебе».

Воеводы задают друг другу по пять вопросов.

Примерные вопросы

— Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)

— Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)

— Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому)

— Кого на Руси называли варягами? (Воинские племена с побережий и островов Балтийского моря)

— Со времен Древней Руси сохранилось название города Вышний Волочек. Почему город так назвали? (Чтобы попасть из реки Ловати в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Эта дорога проходила через поселение, которое и прозвали Вышний Волочек)

— Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, земля, глина)

— Как назывались жилища древних славян? (Землянки)

— Чем были покрыты крыши землянок? (Дерном)

— Кого славяне считали богом грома? (Перуна)

— Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)

— В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре)

— От какого народа пришло христианство на Русь? (От греков)

— Какой русский богатырь сражался с Соловьём-разбойником? (Илья Муромец)

— Что такое кремль? (Это центр древнерусского города, на территории которого строился княжеский дворец и главная городская церковь)

— Какой собор был главным в Новгороде? (Софийский)

— Кто такой посадник? (Знатный боярин, управлявший Новгородом)

— Как звали князя, при котором Русь приняла христианство? (Владимир)

— Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий)

— Как называется березовая кора, на которой писали в XI в. на Руси? (Береста)

— Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Ведущий 1. Объявляется конкурс для болельщиков, он же — конкурс «Заработай дополнительный балл». Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для команд.

— Какой год считается годом основания Москвы? (1147-й)

— На какой улице в Москве стоит памятник ее основателю, Юрию Долгорукому? (На Тверской)

— На скольких холмах построена Москва? (На семи холмах)

— О каком событии писал летописец «Обед был силен»? (О пире, который устроил Юрий Долгорукий в честь черниговского князя Святослава, которого он пригласил словами: «Приди ко мне, брате, в Москву»)

Можно включить в сценарий конкурс на лучшее стихотворение о Родине.

Ведущий 2. А теперь конкурс «Пиктографическое письмо».

Звучит народная музыка. Дружинам предлагаются фразы (в конвертах). Нужно зашифровать их с помощью рисунков и предложить соперникам прочесть.

Примерные фразы

1. Летом я слушаю пение птиц.

2. Летом мы купаемся в реке.

Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание старины. Конкурс «Найди лишний предмет». Перед вами - гость из прошлого. Нужно найти лишний предмет в его наряде и обстановке.

Один из участников команды переодет в национальный костюм. Ищет вся команда.

Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работой не испорченные.

Ведущий 1 . Итак, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с ее образом? (Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка)

Ведущий 2 . Молодцы! А теперь следующий сюжет.

Крестьянка . Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!

Крестьянский сынок . Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.

Крестьянка. А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. Сымай рубаху, говорю, иди в поле помогать отцу.

Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка, свена в подсвечнике)

Ведущий 1 . А теперь объявляю конкурс «Домашнее задание».

Дети заранее рисуют гербы вымышленных городов, стилизованные под настоящие, и делают небольшие сообщения о самих городах.

Примерные тексты сообщений

Много веков на высоком холме стоит этот красивый город. Издавна жители его занимались рыбной ловлей. Славится город своими мастерами по изготовлению оружия — оружейниками.

Среди дремучего леса на берегу живописного озера вырос красавец-город. А леса были богаты и зверем, и птицей. К царскому двору поставляли охотники пушнину, за что и жаловал царь этот город. И т. п.

Ведущий 2 . Молодцы, ребята! Переходим к конкурсу «Вопрос — ответ». За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Ведущий 1 . Вопросы 1-й команде.

— Что такое герб? (Символ государства)

— Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)

— От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье; от изображения всадника с копьем — святого Георгия)

— Что такое аз, буки, веди и т. д.? (Буквы славянской азбуки)

— Что такое скипетр? (Украшенный жезл — символ власти, одна из регалий монарха)

— Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)

— Закончите пословицу: «При солнышке — тепло, при матери... — (добро)».

Ведущий 2 . А теперь вопросы 2-й команде.

— Что такое флаг? (Символ государства)

— Кто изображен на российском гербе? (Двуглавый орел)

— Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением; служит для расчетов в торговле)

— Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

— Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху — символ власти, одна из регалий монарха)

— Какими были первые книги? (Рукописными)

— Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... (песни)».

Ведущий 1 (на фоне марша).

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Подведение итогов, награждение.

Цель : развитие познавательного интереса, расширение знаний по истории и бонистике, развитиеумения работать в команде.

Правила игры :

  • игра состоит из 5-ти туров;
  • вопросы каждого тура соответствуют определённой тематике;
  • ведущий игры сам определяет, как он будет получать ответы – либо отдельно за каждый вопрос, либо после вопросов тура; исключением является последний тур, в котором командам раздаётся задание на заполнение таблицы;
  • на обдумывание даётся 30 сек, исключение – последний тур, на выполнение которого даётся не более 5 минут.

Ведущий:

Желали люди счастья
И в новый век и встарь.
Мечтали, чтоб у власти
Стоял хороший царь.

Чтоб правил справедливо
Не сеял зло и мрак.
Чтоб жил народ счастливо…
Но не случалось так.

На трон взбирались принцы
Невесть каких кровей.
Но чаще проходимцы
Всех марок и мастей.

И каждый, кто ни правил
Ни этот и не тот
Никто ни в грош не ставил
«Любимый» свой народ.

Все так похожи были
И вновь, и вновь, и вновь
Как будто воду лили
Рекой людскую кровь.

Щадил народ ну кто там?
А всех то их щедрот -
Слезами, кровью, потом
Попотчевать народ,

Да гнать юнцов на бойни…
И всем понять пора
От тех, кто сел на троне
Не стоит ждать добра.
«О правителях»
Сергей Ерошенко

Добрый день, дорогие старшеклассники.Сегодня мы проводим викторину «Великие правители». От человека, стоящего у власти зависит, как будут жить её граждане – будут ли они свободны и независимы, или наоборот – находиться под контролем государства. До сих пор в нашей стране мы с надеждой смотрим на человека, который возглавляет наше государство. История богата разными примерами. Мы не будем оценивать деятельность царей, королей, императоров, президентов, ещё раз вспомним некоторые интересные события из биографий правителей разных времён и народов, а кто лучше всех сможет это сделать – получит заслуженную награду.
(Объявление правил игры)

1-й тур «Правители древности»

1 . 43 года Октавиан царствовал в Риме. Первоначально воины провозгласили его императором, а с 29 г. до н.э. сенаторы сделали этот титул пожизненным. В годы своего правления он получил ещё несколько титулов и имён. Благодаря одному из них – «Делающий благо», - в календаре появился ещё один месяц. Какой?

Ответ : август.

2 . Боги Греции считались бессмертными. На Олимп поднялся Дионис, а Геракла посланники Зевса вознесли на небо с погребального костра. Но Александру Македонскому судьба не готовила бессмертия. 13 июня 323 г. до н.э. он умер в Вавилоне. Рассказывали, что в ночь перед кончиной ему удалось подняться со смертного одра. Царь хотел броситься в реку, чтобы никто не нашёл его тела. Но Роксана увидела и удержала его. Александр посетовал, что жена не дала ему исполнить величайшую мечту – стать ИМ. Кем?

Ответ : богом.

3. Знаменитая египетская царица Клеопатра была любительницей рыбалки. Однажды Марк Антоний, желая произвести впечатление на свою возлюбленную, нанял ныряльщика, чтобы тот насаживал на его крючок рыбу. Однако Клеопатра разгадала замысел своего любовника и решила его проучить. То, что его замысел раскрыт, Марк Антоний понял, когда вытащил из воды... Какую рыбу?

Ответ : Уже обработанную (а именно соленую).

4 . В Фессалии разводили особую породу лошадей. Древние греки считали, что головы этих лошадей похожи на головы быков. Назовите самого известного владельца лошади фессальской породы.

Ответ : Александр Македонский. (Буцефал – «бычеголовый»).

5 . Юлий Цезарь переправился из Галлии через Ла-Манш и высадился на территории современной Англии. Что сделал он, чтобы его воинам осталось только наступать и побеждать.

Ответ : приказал сжечь корабли.

2-й тур «Правители средневековья»

1 . Имя его в переводе с древнееврейского значит «мирный». За все годы своего царствования он не вёл ни одной крупной войны. Зато обогатил страну успешной торговлей. Более всего он прославился своими мудрыми решениями. Назовите этого правителя.

Ответ : Соломон.

Комментарий : соломоново решение.

2 . Первый властелин единого Китая Цинь Ши-хуанди провёл много реформ, связанных с укреплением своей власти. По его приказу построили более 700 дворцов. Грандиозным проектом стало сооружение гробницы императора. Вершиной строительной техники Китая этого периода стало сооружение, видимое из космоса. Назовите это сооружение.

Ответ : Великая китайская стена.

3 . Король Ричард Плантагенет получил своё прозвище ещё при жизни. Согласно одной из легенд король Англии победил хищного зверя, натравленного на него врагами, и вырвал у этого хищника внутренний орган, съев который приобрёл силу и храбрость. Назовите прозвище короля Англии.

Ответ : Львиное Сердце.

4 . Когда слава Тамерлана прогремела на всю Азию, появилась легенда, согласно которой он появился на свет уже седым, с куском застывшей крови в кулаке и металлическими зубами. Из-за этих зубов родители и дали ему имя Тимур, что значит…

Ответ : «железный».

5 . Только к концу завоеваний Чингисхана и Батыя рядовые монголы "на практике" познакомились с географией Китая, Средней Азии и Восточной Европы. Однако уже при избрании молодого Темучина верховным владыкой он получил имя Чингисхан, т.е. "хан, великий, как океан". Как какой океан?

Ответ : Байкал.

3-й тур «Англия, Франция, США»

1 . В августе 1776 г разведка армии Вашингтона перехватила письмо, направленное англичанам личным поваром Вашингтона, Дж.Бейли, который оказался английским агентом. Он писал: "Генерал Вашингтон имеет привычку обедать в одиночестве, отчасти благодаря замкнутому характеру, а отчасти вследствие больных зубов. Более того, вот уже несколько дней, как он болен сильным насморком и жалуется на потерю вкуса. Пользуясь этим обстоятельством, я положил в жаркое, предназначенное для генерала, несколько красных мясистых плодов одного ядовитого растения, родственного нашей белладонне... Через несколько часов генерала не будет в живых – он умрёт на руках своего денщика". Повар, не дожидаясь разоблачения, покончил с собой. А Вашингтон прожил спокойно ещё 23 года. Что же не сработало в плане англичан?

Ответ : Вашингтона накормили всего-навсего помидорами.

2 . Закончите одним словом фразу Маргарет Тэтчер: "Если те, кто меня критикует, увидели бы, как я шагаю по волнам Темзы, они сказали бы: это только потому, что она не умеет...".

Ответ : "... плавать".

3 . В этот день французский король Людовик XIV записал в своем дневнике: "Вторник, 14 – ничего". Безрезультатно этот день прошёл и для героя фильма «Любовь и голуби». Что же на самом деле произошло в этот день в 18 веке во Франции?

Ответ : Была взята Бастилия.

4 . По утрам во время бритья Наполеону по его приказу читали свежие английские и немецкие газеты. Представьте себя на минуточку Наполеоном и ответьте тем, кто однажды спросил императора, почему его не интересуют французские издания.

Ответ : Наполеон ответил так: "В нашей прессе пишут только то, что я сам приказываю".

5 . В 1887 году пятилетний Франклин Рузвельт с родителями посетил Белый Дом, где попался на глаза тогдашнему президенту Кливленду и даже удостоился пары слов от него. Что Кливленд пожелал в конце встречи маленькому Рузвельту?

Ответ : Никогда не становиться президентом – это такая тяжелая работа!

4-й тур «Наши»

1 . Подобно Петру I и Екатерине II Иван III получил от современников прозвище Великий. Именно при нём появилось слово Россия и несуществующая птица. Какая?

Ответ : двуглавый орёл.

2 . От XVI века дошли известия об учёных иностранцах, которым царь с гордостью показывал книжную сокровищницу. Богатство этой библиотеки поражали воображение иноземцев. Но эта одна из важнейших тайн русской истории до сих пор не раскрыта. Это таинственное книжное собрание искали многие, но так и не нашли. Кому принадлежала эта библиотека?

Ответ : Ивану IV Грозному.

3. В обеденном зале дворца Екатерины II в Царском Селе была устроена автоматизированная подача блюд. Каждый обедающий мог потребовать любое блюдо, написав его название на грифельной подставке для тарелки и отправив ее на нижний этаж, где располагалась кухня, а оттуда это блюдо поднимали на специальном лифте. Список блюд на кухне был настолько велик, что мог удовлетворить любого самого взыскательного гостя. И только однажды повара не смогли подать требуемого блюда по заказу обедавшего у Екатерины Суворова. Чего же он потребовал?

Ответ : Солдатских щей и каши.

4 . В 1857 году был заложен памятник Николаю Первому. Комиссия по возведению памятника получила множество предложений по поводу надписи на пьедестале. Одно анонимное предложение предлагало поместить благодарственные слова Николаю за 18 февраля... Я даже не буду говорить год, вы лишь назовете, что произошло в этот день?

Ответ : Николай Первый умер.

5 . В "Пушкинской энциклопедии" автор вопроса наткнулся на странное противоречие: в разделе "Пушкин и его окружение" статья об Александре Первом стоит после статьи об Александре Втором. Ответьте, чем руководствовались составители энциклопедии, расположив таким образом царей-тезок?

Ответ : их отчеством.

6 . Анекдот из коллекции Борева. Проекты памятника Пушкину к столетию со дня смерти: Третья премия – Пушкин читает сочинения Сталина. Вторая премия – Сталин читает сочинения Пушкина. А что представляет из себя первая премия?

Ответ : Сталин читает сочинения Сталина.

7. Владимир Ильич Ленин – отец революции, В.И. Ленин – организатор революции, В.И. Ленин – организатор рабочего движения, В.И. Ленин - освободитель рабочих и крестьян, Владимир Ильич любит Родину, Владимир Ильич не умрет никогда, Ленин – друг детей, Ленин – гений мира, Ленин - наше оружие, Ленин умер, но дело его живет. Во что превратились все эти и некоторые другие словосочетания в 20-30-е годы прошлого века?

Ответ : В имена.

8. Этот фильм начала 1970-х гг. долго не разрешали к широкому показу. Однажды фильм попался на глаза главе Министерства внутренних дел. Тот смеялся так, что иной раз заглушал реплики персонажей, а потом порекомендовал эту ленту самому Брежневу. По поводу не совсем стандартной лексики, употребляемой в фильме, Брежнев заметил: "Не вздумайте резать! Половину этих слов у нас и без того каждый мальчишка знает". А, возвращая ленту, генсек сказал создателям фильма: "Ну, ...". Далее он упомянул название фильма, правда, произнес его как пожелание. Назовите этот фильм.

Ответ : "Джентльмены удачи".

9. Часовщики чистопольского завода "Восток", обратив внимание на одну особенность нового Президента России В.В.Путина, выпустили партию необычных наручных часов "Кремлевские". А в чем необычность этих часов, и какая особенность Президента привлекла их внимание?

Ответ : Путин носит часы на правой руке, и часовщики выпустили часы, у которых заводная кнопка находится с левой стороны, а не с правой, как у обычных. То есть, часы для левши.

5-й тур «Правители и деньги»

Заполните таблицу : кто изображён на банкноте, и в какой стране выпускались (выпускаются) денежные знаки, на которой изображен тот или иной правитель.

Ответ:

Литература :

  1. Великие правители. - М.: Мир энциклопедий, 2005.
  2. http://db.chgk.info/ база вопросов

Приложение . В качестве приложения предлагается готовая презентация.

Задачи:

  • актуализировать приобретенные знания, умения и навыки по курсу “Введение в историю”;
  • прививать интерес к науке – истории, к прошлому своего народа, Родины;
  • формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.

Подготовкой к викторине является решение организационных вопросов: дети сами определяют, кто в какой команде будет выступать, выбирают капитана команды.

“Домашней заготовкой” является задание творческого характера, связанное с программой курса “Введение в историю”: придумать название своей команде как самостоятельному государству со своей государственной символикой (герб, девиз команды-государства); начертить карту своего “государства”, отразив на ней особенности природных условий, дав названия географическим и историческим объектам, используя условные знаки.

На урок приглашаются родители учащихся, из числа которых выбирается жюри.

Оформлением класса становятся плакаты-карты трех команд, украшенные гербами и девизами. На доску выносится название викторины “Знаешь ли ты историю?”.Команды размещаются за специально приготовленными столами, на которых лежат чистые листы бумаги и ручки. Все задания ребята получают по ходу викторины. За отдельным столом располагается жюри. Сбоку от жюри ставится стол, за которым будут выполнять задание капитаны (блицтурнир).

Результаты конкурсов оцениваются по 5-балльной системе. Время на выполнение заданий не превышает трех минут, кроме выполнения домашнего задания – представления команд-государств, отгадывания кроссвордов и блицтурнира капитанов.

Ход урока-викторины

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы проводим игру-викторину “Знаешь ли ты историю?”. Мы с вами не только изучали, какие бывают исторические науки и как они помогают узнать прошлое человечества, но и много читали исторических рассказов, в том числе книгу Н. Головина “Моя первая русская история”, ходили на экскурсии, связанные с историей нашей страны, города, науки и техники. Ваши знания помогут вам успешно выполнить задания викторины. У нас в классе сегодня присутствуют гости – ваши родители, которые по достоинству оценят не только ваши познания в истории, но и ваше умение работать в единой сплоченной команде, умение быть внимательными и чуткими друг к другу.

Желаю всем командам удачи!

2. Представление жюри и ознакомление с условиями викторины.

3. Интеллектуальная разминка (беседа). Звучит музыкальный отрывок из оперы М. Глинки “Иван Сусанин” “Славься”.

– Кто из вас знает, из какого музыкального произведения этот отрывок, кто его написал? Как называется эта торжественная песня?
– К кому обращены слова: “Славься!”? (К России, ее народу, героически защищавшему родину от польских захватчиков.)
– Как вы думаете, почему именно эту музыку хотели сделать гимном России?
– Приведите примеры мужества и героизма народов России в защите Отечества.
– Для чего надо знать историю?
– Читая исторические рассказы, узнавая прошлое нашей страны, какие чувства вы испытывали?
– Александр Сергеевич Пушкин написал: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!” И сегодня мы с вами еще раз вспомним героическое прошлое нашего народа.

4. Представление команд (“домашнее задание”).

Один из членов команды рассказывает о своем вымышленном государстве, расшифровывая легенду карты, объясняя символику герба и девиз своей команды-государства, раскрывает особенности занятий населения и законы, по которым живут и работают свободные граждане этого государства. Жюри учитывает полноту ответа и богатство фантазии ребят.

5. Конкурс капитанов. Блицтурнир.

Учитывается скорость и правильность выполнения заданий. Каждый капитан получает тест на отдельном листе, выполняет его за отдельным от команды столом.

Вопросы блицтурнира.

1. Как переводится с греческого слово “история”:
а) раскапывать, б) расследовать, в) рассказывать

2. Кто сказал о героизме русских воинов слова: “Здесь я увидел, что русские непобедимы”:
а) хан Мамай, б) Наполеон, в) Карл XII

3. Какой город назван “городом русской славы”:
а) Киев, б) Рязань, в) Севастополь

4. Как называется наука, изучающая историю родов:
а) геральдика, б) генеалогия, в) геометрия

5. Как называется многочисленный коллектив родственников:
а) племя, б) дружина, в) род

6. В каком году началась Великая Отечественная война:
а) 1941, б) 1812, в) 1939

7. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва”:
а) М.И. Кутузову, б) В.Г. Клочкову, в) Наполеону

8. Герб Москвы – это изображение:
а) медведя, б) льва, в) всадника, поражающего копьем змея

9. Как называется принудительная обязанность побежденного народа платить дань государству-захватчику:
а) оккупация, б) рабство, в) иго

10. Как звали славянских просветителей, создателей славянской письменности:
а) Кирилл и Мефодий, б) Борис и Глеб, в) Петр и Павел

6. Командный конкурс. Отгадывание исторического кроссворда.

Конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов. На его проведение дается время в ходе выполнения задания одной из команд, но не больше 10 минут. Учитываются время, полнота и правильность решения кроссворда.

По горизонтали:

1. Материал, на котором писали в старину (пергамент) .
2. Наука, изучающая историю общества по остаткам древних предметов, открываемых на раскопках (археология) .
3. Наука, изучающая историю родов (генеалогия) .
4. “Второй день рожденья” (именины) .
5. Первый российский император (Пётр) .
6. Ящик для хранения вещей, ценностей, заменявший в старину шкаф (сундук).
7. Самый большой период летоисчисления (эра) .

По вертикали:

8. Наука, изучающая гербы.
9. Запись исторических событий по годам, принятая на Руси.
10. Историческая наука, изучающая старинные монеты.

7. Конкурс “Кто правил на Руси?”.

Вступительное слово учителя:

– Кто такой правитель? Замените это слово другим, сходным по значению. (Князь, государь, царь…)
– Вспомните, за что восхваляли летописцы русских князей. (За то, что те оберегали Русь от вражеских набегов, сохраняли мир.)
– Каждый правитель имел свое прозвище, данное ему народом за его дела.

Команды должны в течение одной минуты на карточке линиями соединить имена русских князей с их прозвищами. (Все прозвища даны в начальной форме).

“Кто правил на Руси?”

7. Конкурс эрудитов – общекомандный.

Проводится в форме беседы, за каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

– Кто сказал эти слова, по какому поводу?

8. Общекомандный конкурс “Продолжи цепочку”. Установить взаимосвязь и продолжить цепочку.

Время выполнения 1 минута.

9. Конкурс эрудитов “След в истории”.

Можно провести (как общекомандный) в форме беседы, а можно для разнообразия в форме индивидуального опроса, выбрав по одному представителю от каждой команды.

– Не все имена остаются в народной памяти, сохраняются историей. Как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы его имя, дела остались в истории страны, человечества?

“След в истории”

а) Первым открыл путь человечеству в космос, свой полет сопроводил шутливым: “Поехали!”. (Ю.А. Гагарин.)

б) Ученик А.В. Суворова, талантливый полководец, в одном из боев был ранен в голову и ослеп на один глаз, в преклонном возрасте принял командование русской армией ради спасения России, одержал победу над Наполеоном. (М.И. Кутузов.)

в) Возглавили народное ополчение, отразившее польскую интервенцию и освободившее Москву от поляков; первый скульптурный памятник в Москве, установленный на Красной площади в честь защитников Отечества, изображает этих героев. (К. Минин, Д. Пожарский.)

г) Пешком пришел в Москву из Архангельска, движимый желанием учиться, талантливый ученый, сделал много открытий в разных областях науки и искусстве, создал первый российский университет – Московский государственный, носящий его имя. (М.В. Ломоносов.)

10. Подведение итогов викторины по истории.

Выступление жюри.

11. Заключительное слово учителя:

– Вы показали хорошие знания по истории нашей страны, но вам предстоит еще так много узнать об истории как о науке и о прошлом не только нашей страны, но и всего человечества. Древние говорили, что история – учительница жизни. Как вы понимаете эти слова?
– Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятным настоящее, вы сможете предвидеть будущее развитие человеческого общества.