Карандаш средней мягкости обозначение. Простые карандаши, отличия

Практические задания по инженерной графике

Вычерчивание линий и шрифтов

Графическая работа № 1

Графическая работа № 1 , рекомендуемая для выполнения обучающимися инженерной графике, имеет целью освоение навыков вычерчивания линий чертежа, шрифтов и надписей, а также ознакомиться с основами приемами работы циркулем.
В процессе выполнения работы обучающийся должен выполнить рамку чертежа, основные линии, предусмотренные ЕСКД , буквы чертежных шрифтов и окружности, представленные различными чертежными линиями.

Работа выполняется на чертежной бумаге формата А3 (420×297 мм) .
Для выполнения работы потребуются карандаши твердостью ТМ , Т , , линейка длиной не менее 300 мм, транспортир, циркуль, угольник (для выполнения вспомогательных параллельных линий) , ластик, средство для заточки карандашей.
Линейка и угольник должны быть деревянными или пластмассовыми (металлические сильно «режут» грифель карандаша, оставляя грязь на чертеже) .

Для качественного выполнения графических работ необходимо иметь набор карандашей, который должен обязательно включать карандаш средней твердости (ТМ ), твердый (Т ) и очень твердый ( ). При этом твердые карандаши используются для начертания тонких линий на чертеже и для предварительного наброска контура изображения, которое впоследствии обводится карандашом средней твердости.
Маркировка карандашей, принятая в разных странах, описана ниже.

Обозначение твердости карандашей

В разных странах твердость карандашей маркируется различными символами.
В России принята маркировка карандашей буквами
М (мягкий) и Т (твердый) или сочетаниями этих букв с цифрами и друг с другом. Цифры перед буквой являются показателем степени твердости или мягкости карандаша. При этом интуитивно понятно, что – очень мягкий, М – мягкий карандаш, ТМ – карандаш средней твердости (твердо-мягкий), Т – твердый и – очень твердый карандаш.

В продаже часто присутствуют импортные карандаши, для которых применяется европейская или американская маркировка.
В США карандаши маркируются цифрами от 1 до 9 (применяются, также, дробные числа, например: 2,5), при этом перед цифрой обычно ставится знак # (решетка):
#1 , #2 , #2,5 , #3 , #4 и т. д. Чем больше номер (цифра) в маркировке, тем тверже карандаш.



Европейская маркировка карандашей основывается на буквах латинского алфавита:

· B (сокращенно от blackness – чернота) – соответствует российской маркировке под буквой М (мягкий);

· H (от hardness - жесткость) – соответствует российской маркировке твердости Т (твердый);

· F (от fine point – тонкость, нежность) - карандаш средней твердости, примерно соответствует ТМ . Впрочем, сочетание букв Н и В НВ тоже означают среднюю твердость карандаша.

Европейская маркировка предусматривает сочетание букв В и Н с цифрами (от 2 до 9), при этом, как и в российской маркировке, чем больше цифра, тем выше соответствующее букве свойство карандаша (мягкость или твердость). Карандаши средней твердости по европейской маркировке имеют обозначение Н , F , НВ или В .
Если на карандаше стоит буква
В с цифрой от 2 до 9 (например: , и т. п.), то вы имеете дело с мягким или очень мягким карандашом.
Буква
Н с цифрой от 2 до 9 на карандаше свидетельствует о его повышенной твердости (например, , и т. п.) .

Задание по графической работе №1 и образец выполненной работы представлены на рисунке ниже.
Образец выполнения работы в полном размере можно открыть в отдельном окне браузера, щелкнув по рисунку мышкой. После этого его можно скачать на компьютер или распечатать на принтере для использования в качестве задания обучающимся.
Задание представлено в двух вариантах:

· Вариант №1

· Вариант №2

Задание направлено на обретение и совершенствование навыков вычерчивания линий чертежа и шрифтов, при этом их начертание должно соответствовать требованиям, предусмотренным стандартами ЕСКД и ЕСТД .

В соответствии с требованиями ЕСКД размеры линий и шрифтов на чертеже должны соответствовать следующим требованиям:

· основная сплошная толстая линия (для начертания рамки, основной надписи, контура детали или узла - т. е. основных линий графической работы) должна иметь толщину 0,6...0,8 мм ; на чертежах больших размеров эта линия может достигать 1,5 мм в толщину.

· штриховая линия (начертание линий невидимого контура) - выполняется толщиной 0,3...0,4 мм (т. е. в два раза тоньше основной толстой линии) . Длина штрихов (4-6 мм) и расстояние между соседними штрихами (1-1,5 мм) нормируются ГОСТ 2.303-68 ;

· остальные линии (штрихпунктирная, волнистая, сплошная тонкая - для обозначения осей, выносных и размерных линий, границ разреза и т. п.) - толщиной 0,2 мм (т. е. в три раза тоньше основной толстой сплошной линии) .
Длина штрихов в штрихпунктирной линии (обозначение осей) должна составлять 15-20 мм , расстояние между соседними штрихами - 3 мм .

· высота букв шрифтов должна соответствовать допустимой стандартом линейке, при этом высота строчных букв и расстояние между буквами в строке соотносятся с размером прописных (заглавных) букв.
Наиболее часто в графических работах формата А4 и А3 применяются шрифты типа В с углом наклона75 градусов, при этом высота строчных букв (которая должна быть равна 7/10 высоты прописных т. е. заглавных букв) , принимается равной 3,5 или 5 мм (соответственно, высота заглавных букв - 5 или 7мм) .

· Расстояние между буквами в строке должно быть равно 1/5 высоте заглавной (прописной) буквы, т. е. для высоты заглавной буквы 5 мм расстояние между буквами в строке - 1 мм , для высоты заглавной буквы 7 мм - расстояние между буквами примерно 1,5 мм .
При начертании букв важно выдерживать их одинаковую высоту и наклон в строке, а также расстояние между соседними буквами.

Поиск в инженерном справочнике DPVA. Введите свой запрос:

Дополнительная информация от Инженерного cправочника DPVA, а именно - другие подразделы данного раздела:

  • Вы сейчас здесь: Твердость простых карандашей для черчения. Таблица соответствия шкал твёрдости США, Европа, Россия. Какие карандаши используют для черчения.
  • Масштабы изображений на чертежах и схемах. Допустимые масштабы чертежей.
  • Допуски и посадки, основные понятия, обозначения. Квалитет, нулевая линия, допуск, предельное отклонение, верхнее отклонение, нижнее отклонение, поле допуска.
  • Допуски и отклонения размеров гладких элементов. Условные обозначения допусков, квалитеты. Поля допусков - квалитеты. Значения допусков по квалитетам для номинальных размеров до 500 мм.
  • Допуски (буквенные - в цифры) свободных размеров согласно DIN ISO 2768 T1 и T2.
  • Таблица допусков и посадок гладких соединений. Система отверстия. Система вала. Размеры 1-500 мм.
  • Таблица. Поверхности отверстий и валов в системе отверстия в зависимости от класса точности. Класс точности 2-7 (Квалитет 6-14). Размеры 1-1000 мм.
  • Принципы и правила выбора допусков для сопрягаемых размеров, методы обработки и достижимые квалитеты
  • Шероховатость поверхности (чистота обработки). Основные понятия, обозначения на чертежах. Классы шероховатости
  • Метрические и дюймовые обозначения чистоты обработки поверхности (шероховатости). Таблица соответствия различных обозначений шероховатости. Достижимые чистоты обработки поверхности (шероховатости) для различных методов обработки материалов.
  • Метрические обозначения классов чистоты обработки поверхности (шероховатости) до 1975 года. Шероховатость по ГОСТ 2789-52. Шероховатость по ГОСТ 2789-73 до и после 01.01.2005 года. Способы достижения (обработки поверхности). Таблица соответствия.
  • Таблица. Достижимые шероховатости поверхности при различных механических методах обработки. Поверхности: наружные цилиндрические, внутренние цилиндрические, плоскости. Вариант 2.
  • Типичные значения шероховатости (чистоты обработки) поверхности для основных материалов труб, теплообменников и насосов - мм и дюймы.
  • Условные графические изображения в проектах отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и теплохолодоснабжения, согласно ANSI/ASHRAE Standard 134-2005 = СТО НП АВОК
  • Технологическая схема и схема КИПиА, Схема трубопроводов и КИПиА, Схема трубной обвязки и КИПиА (Piping & Instrumentation Diagrams) символы и обозначения оборудования на технологических схемах.
  • Сегодня я расскажу о маркировке простых карандашей, о известнейших фирмах по их производству, а также о том, как их нужно выбирать.
    Карандаши бывают совершенно разными — восковые, графитовые, цветные, угольные, пастельные, механические и даже акварельные. С самого детства нас привлекают эти художественные принадлежности, но со временем у многих возникает вопрос — как нужно выбирать карандаши.

    Маркировка простых карандашей по твердости

    У обыкновенных графитовых карандашей существует маркировка, позволяющая определить степень жесткости (ну, или мягкости). Bold (сокращённо B ) — значит жирный, то есть мягкий. Hard (сокращённо H ) — жесткий, твердый.

    Маркировку карандаша непосредственно указывают буквами на деревянной части. Перед буквой обозначения жесткости ставится коэффициент — чем он больше, тем мягче или тверже карандаш. В России жёсткость обозначают буквами Т и М .
    Карандаши варьируются от самых жестких до очень мягких. Существуют также карандаши HB — перехода жесткости H к B. Есть и переходная форма от H к HB, которая обозначается буквой F.

    Цветные карандаши

    Название говорит само за себя — у этих карандашей есть большая гамма цветов, с помощью которой можно создавать красочные рисунки. Стержень акварельных карандашей состоит из прессованной акварельные краски, поэтому при размытии рисунка водой получаются интересные переходы, как при рисовании акварелью. Пастельные карандаши наподобие с акварельными состоят из пастели в деревянной оболочке, то есть ничем не отличаются от пастели, кроме как тем, что можно с их помощью проработать мельчайшие детали в рисунке.

    Лучшие фирмы карандашей

    Самой известной фирмой по производству графитовых карандашей является чешская компания Koh-I-Noor . Действительно, эти карандаши очень качественные, имеют большой спектр жесткости, для их изготовления используется качественная древесина. Карандаши Derwent мягече Koh-I-Noor, но, на мой взгляд, не уступают им по качеству. Настоящей роскошью для художника можно назвать карандаши марки Faber Castell .

    Как выбрать карандаш

    Когда приходит пора идти в магазин за новыми графитными карандашами, нам следует обратить внимание на то, что лучше всего покупать карандаши упаковкой, а не поштучно, так как при такой покупке снижается риск нарваться на подделку. Обязательно откройте упаковку, проверьте каждый карандаш на то, чтобы грифель не был ломким, а древесина была цельной без зазубрин. Помните, что у настоящих карандашей марки Faber Castell очень хорошо лежит краска. Если вы заметили недочеты или трещины, то это скорее всего это подделка.

    Применение карандашей

    Для того, чтобы наметить рисунок, вам нужен твердый карандаш, например, 2H (российский 2T). Для нанесения штриховки вам подойдет карандаш 2B (российский 2М). Для штриховки самой темной части нашего рисунка, нам будет необходим карандаш очень мягкий, например 8B или 12B.

    Простой карандаш - это что-то такое привычное, чем в детстве рисовали на обоях, в школе делали пометки в учебниках и чертили треугольники на геометрии. Большинство людей знают, что это просто "серый" карандаш, чуть больше о нем знают те, у кого было черчение в школе, реальную его красоту знают художники и представители еще нескольких профессий, которые используют карандаши в работе.

    Немного о простых карандашах.
    В обычном понимании, простой карандаш - это графит в деревянной оболочке. Но все не так просто. Ведь "серый карандаш" может иметь разные оттенки, в зависимости от степени мягкости грифеля. Грифель состоит из графита с глиной: чем больше графита, тем мягче тон, чем больше глины, тем тверже.
    Сами карандаши тоже бывают разные: в типично деревянной оболочке, цанговые и цельнографитные.

    Начнем с деревянных.
    Я буду описывать карандаши и прочие материалы, которые есть у меня и которыми регулярно пользуюсь. Не у всех из них вид как с витрины, но понять, что это вполне реально =)
    Итак, набор карандашей "Koh-i-Noor", 12 шт. Фирма знакома всем, эти карандаши есть в любом магазине канцелярских товаров и покупать их можно как коробками, так и поштучно. Цена их довольно демократична и доступна.
    Карандаши хорошие, но поштучно можно купить и подделку с плохим деревом и грифелем.
    Это набор вроде как для художников от 8В до 2Н, но есть еще такой же для черчения, в нем преобладают твердые карандаши.

    Набор карандашей "DERWENT", 24 шт. Тона от 9В до 9Н, некоторые по 2 штуки одного вида (ниже напишу почему это удобно). На самом деле, карандаши, что мягче 4В и тверже 4Н практически не использую, поскольку карандаши "DERWENT" и так куда мягче тех же "Koh-i-Noor", поэтому даже не знаю что рисовать, к примеру, карандашом 7В, если он настолько мягкий, что после себя графитную крошку оставляет.
    Карандаши качественные, хорошо точатся, не ломаются, однако, первое время надо привыкнуть к их, хм, запаху. Впрочем, через недели две он выветривается.

    Набор карандашей "DALER ROWNEY", 12 шт. Очень мягкие карандаши от 2Н до 9В (см. ниже рис. сравнение маркировок) в компактной коробочке-пенале.

    Карандаши лежат в два ряда, так что во время рисования надо верхний ряд снять

    Ну и, конечно, "Faber Castell". К этим карандашам никаких претензий нет, но повышенная мягкость не уступает "DERWENT".
    Коробочных вариантов у нас в продаже нет, есть только две серии поштучных.
    Более дешевая серия

    И вот недавно появилась чуть более дорогая, но весьма стильная серия. "Пупырышки" вполне объемны и благодаря им и треугольной форме карандаша - держать и рисовать ими очень приятно.

    Мягкость карандаша можно посмотреть не только по маркировке, но и по цвету головки, который соответствует тону грифеля.

    Кроме этих производителей, есть еще многие другие (типа "Marco", "Конструктор", прочие), которые по какой-либо причине не устраивают меня лично, но это не причина их игнорировать, так что пробовать можно все.
    Дополнительно к наборам я покупаю наиболее используемые карандаши той же фирмы и той же маркировки, что и в коробке.
    У меня всегда по два карандаша 2В, В, НВ, F, Н и 2Н. Это необходимо потому, что во время рисования не всегда нужен остро заточенный карандаш, поэтому один карандаш, к примеру, 2Н у меня острый, а второй с тупым закругленным кончиком. "Тупой кончик" нужен когда необходимо набрать тон, при этом, не оставляя четкий след штриха. Этому не учили в художке, но, как показывает практика, это весьма удобно и многие художники, мастера простого карандаша, так делают.

    Цанговые карандаши. О них уже было написано немного ранее . Снова повторюсь, что они хороши во всяких полевых условиях или в дороге, а на рабочем месте лучше рисовать деревянными.
    Неоспоримый плюс цанговых карандашей еще в толщине стержня, точнее в разнообразии этой толщины.
    Крандаши бывают под стержень от 0,5 мм (07, 1,5 и т.д.)

    И до весьма впечатляющей толщины стержней мягких техник

    Цельнографитные карандаши. Целиком и полностью состоят из графита в тонкой оболочке, чтоб не пачкать руки.
    Тут у меня карандаши "Koh-i-Noor", других в продаже что-то не видно. В принципе, пользуюсь ими еще реже, чем цанговыми, потому что их не очень удобно точить и мало где есть необходимость рисовать всей толщиной стержня. Еще один существенный минус - они бьются...

    Немного о маркировке.
    Начнем с того, что она у каждой фирмы своя. Тоесть, маркировка как бы стандартная от 9В до 9Н, но, как видно на рисунке ниже, НВ "DALER ROWNEY" и НВ "Koh-i-Noor" - это два разных НВ. Именно поэтому, если нужны карандаши разной степени мягкости их надо брать все одной фирмы, лучше в наборе.
    "Faber Castell №1" - серия та, что дешевле.
    "Faber Castell №2" - с "пупырышками" (на самом деле "F" их у меня нет, просто где-то таким он бы был).

    Собственно, о мягкости и твердости карандашей.
    Твердые карандаши - это Н-9Н. Чем больше цифра, тем карандаш тверже/светлее.
    Мягкие карандаши - В-9В. Чем больше цифра, тем мягче/темнее карандаш.
    Твердо-мягкие карандаши - НВ и F. C НВ все понятно - это средний между Н и В, а вот F - весьма загадочная маркировка, это средний тон между НВ и Н. Толи в силу своей необычности, толи таки из-за тона, но у меня этот карандаш используется чаще всего (только "DERWENT" или "FC", у "Koh-i-Noor" он сильно светлый).
    Есть еще русская маркировка "Т"-твердый, "М"-мягкий, но у меня таких карандашей нет.
    Ну и просто, чтоб сравнить

    Нижняя строка - DALER ROWNEY, самые темные карандаши.
    Предпоследняя строка - набор Локи "DERWENT-sketch", он немного отличается от моего (верхнего DW).
    Третья снизу - несколько карандашей "Marco". У них самая альтернативная маркировка, потому что 6В темнее, чем 8В, а 7В светлее, чем НВ. Поэтому у меня их нет.

    Как пример использования - мой рисунок "Любопытный лис"

    Самый светлый тон - снег, он нарисован карандашом 8Н (DW)
    Светлый мех - 4Н (Koh-i-Noor) и 2Н (FC№1)
    Средние тона - F (DW и FC№1), Н (DW и FC№1), НВ (DW), B (FC№1 и FC№2)
    Темные (лапы, нос, контуры глаз и ушей) - 2B (FC№1 и FC№2), 3B (FC№1), 4B (Koh-i-Noor)

    Обзор стирательных резинок -

    В повседневной жизни и работе, каждому из нас, в той или иной степени необходимы карандаши. Для людей таких профессий, как художник, конструктор и чертежник важно такое значение, как твердость карандаша.

    История появления карандашей

    В XIII веке появились первые прообразы карандашей, изготовлявшиеся из серебра или свинца. Стереть то, что было ими написано или нарисовано, было невозможно. В XIV веке стали использовать стержень, изготовленный из глинистого черного сланца, который называли «итальянским карандашом».

    В XVI веке в английском местечке Камберленд пастухи случайно наткнулись на месторождение материала, внешне очень похожего на свинец. Пуль и снарядов из него получить не удалось, а вот рисовать и метить овец им получалось великолепно. Из графита стали изготавливать тонкие стержни, заточенные на конце, которые не годились для письма и очень сильно пачкались.

    Несколько позднее кто-то из художников подметил, что рисовать графитовыми палочками, закрепленными в дереве, значительно удобней. Вот так у простых грифельных карандашей и появился корпус. Конечно, в то время про твердость карандаша никто еще и не задумывался.

    Современные карандаши

    Тот вид, в каком карандаши известны нам сегодня, придумал в конце XVIII века французский ученый Никола Жак Конте. В конце XIX и начале XX в. в конструкцию карандашей было внесено несколько важных изменений.

    Так, граф Лотар фон Фаберкастл изменил форму корпуса карандаша с круглой на шестигранную. Это позволило уменьшить скатываемость карандашей с различных наклонных поверхностей, используемых для письма.

    А американский изобретатель Алонсо Таунсенд Кросса, задумавшийся об уменьшении количества расходуемого материала, сделал карандаш с металлическим корпусом и выдвигаемым на нужную длину графитовым стержнем.

    Почему так важна твердость?

    Любой человек, хотя бы пару раз что-нибудь рисовавший или чертивший, скажет, что карандаши могут оставлять штрихи и линии, отличающиеся между собой насыщенностью цвета и толщиной. Подобные характеристики важны для инженерных специальностей, ведь сначала любой чертеж выполняется твердыми карандашами, например Т2, а на заключительном этапе - более мягкими, с маркировкой М-2М, чтобы увеличить четкость линий.

    Не менее важна твердость карандаша и для художников как профессионалов, так и любителей. Для создания эскизов и набросков используются карандаши с мягкими грифелями, а для конечной доработки произведения — более твердые.

    Какими бывают карандаши?

    Все карандаши можно разделить на две большие группы: простые и цветные.

    Простой карандаш имеет такое название потому, что конструктивно он очень прост, да и пишет он самым обычным графитовым грифелем, без каких-либо добавок. Все остальные виды карандашей имеют более сложную структуру и обязательное введение в состав разнообразных красителей.

    Видов довольно много, наиболее распространенные - это:

    • обычные цветные, которые могут быть как односторонними, так и двухсторонними;
    • восковые;
    • угольные;
    • акварельные;
    • пастельные.

    Классификация простых графитных карандашей

    Как уже говорилось, в простых карандашах установлен грифель из графита. Такой показатель, как твердость грифеля карандаша, является основанием для их классификации.

    В разных странах приняты различные маркировки, обозначающие твердость карандашей, из которых наибольшее распространение получили европейская, российская и американская.

    Российская и европейская маркировки чернографитных, как еще называют простые карандаши, от американской отличается наличием как буквенного, так и цифрового обозначения.

    Для обозначения твердости карандаша в российской системе маркировки принято, что: Т - твердый, М - мягкий, ТМ - средний. Для уточнения степени мягкости или твердости введены, рядом с буквенными, цифровые значения.

    В европейских странах твердость простых карандашей также обозначается буквами, взятыми из слов, характеризующих твердость. Так, для мягких карандашей используется буква «B» от слова blackness (чернота), а для твердых - буква «H» от английского hardness (твердость). Кроме того, существует еще и маркировка F, идущая от английского fine point (тонкость) и показывающая средний тип карандаша. Именно европейская система маркировки твердости буквами считается мировым стандартом и является наиболее распространенной.

    А в американской системе, по которой определяется твердость карандашей, обозначение ведется только цифрами. Где 1 - мягкий, 2 - средний, а 3 - твердый.
    В том случае, если на карандаше не указана никакая маркировка, то по умолчанию он относится к твердо-мягкому (ТМ, НВ) типу.

    От чего зависит твердость?

    Сегодня для изготовления грифеля графитного карандаша используется и графит. От пропорций этих веществ, смешиваемых на начальных этапах производства, зависит твердость карандаша. Чем больше заложено белой каолиновой глины, тем более твердый получается карандаш. Если же увеличено количество графита, то грифель будет более мягким.
    После смешивания всех необходимых компонентов полученная смесь подается в экструдер. Именно в нем формируют стержни заданной величины. Затем графитовые стержни обжигают в особой печи, температура в которой достигает 10 000 0 С. После обжига стержни погружают в специальный масляный раствор, создающий поверхностную защитную пленку.