Музей истории нижегородского трамвая троллейбуса. Расписание работы музея

Может быть немногие знают, но есть в Питере замечательный музей городского электрического транспорта. Раньше он не работал в выходные и попасть туда в связи с этим было затруднительно. Сейчас однако расписание исправилось и в одну из суббот июня мы посетили сиё заведение. О чем вам и хотим рассказать.

Расписание работы и прочие услуги музея представлены на фото

Покрупнее про ретро-маршруты.

Вот на таком трамвайчике осуществляется ретро-маршрут по улицам нашего города.

Остановка этого трамвая напротив музея.

Мы были как раз в 14:00 и покататься на старом трамвайчике желающих было много. Тогда как непосредственно в музей собралась группа всего человек в 20. Но чем меньше народа, тем лучше с кислородом, как известно.

Музей находится в обычном трамвайном депо на территории обычного трамвайного парка на Васильевском острове по адресу Средний проспект В.О., дом 77 Как видно из расписания экскурсии проводятся 4 раза в день, 6 дней в неделю. По другому в музей не попасть.

Страничка музея обновляется с задержкой, т.к. реальная стоимость экскурсии все-таки 250 рублей, а не 230 как указано на сайте.

В наличии в музее вся история трамвайного и троллейбусного транспорта Санкт-Петербурга (Ленинграда) за все сто пять лет существования.

Начиная от конки

заканчивая вполне современными троллейбусами

Есть уникальные раритеты, как вот этот троллейбус, единственный экземпляр, сохранившийся в мире

Ну и достаточно много другой техники разных лет





В том числе и специальной

И вот такой новогодний трамвай

Во всех транспортных средствах бережно восстановлены внутренние интерьеры салонов, всюду можно заходить, трогать руками, нюхать, пробовать на зуб и совершать прочие легитимные действия.










Экскурсовод рассказывает много познавательных вещей в течение примерно часа, после этого дается неограниченное время на фото снаружи и внутри транспорта. Узнали много интересных мелочей про трамваи, троллейбусы и вообще об истории электротранспорта. Например, почему не прижились в трамваях вот такие раздвижные двери, как в метро


(я скомпилировал такое обращение в электронную приемную (об этом ниже, по ссылке), публикую, чтобы вы не тратили время на него. А еще хочу авиамузей на Ходынке (Э.К.):

_____
О восстановлении музея городского пассажирского транспорта

Музей городского пассажирского транспорта Москвы с натурными экспонатами трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники в 2002 году был закрыт.

При этом, московская коллекция электротранспорта насчитывает 50 экспонатов и является самой ценной в мире в том числе и потому, что самая полная: в экспозиции представлены все типы подвижного состава, работавшие в Москве, начиная от вагона конки (построенного в 1874 году).

Считаю, что нужен постоянный музей пассажирского транспорта ГУП «Мосгостранс» в Москве. Хорошее место для музея — Миусский парк конно-железных дорог, основанный в 1874 году. Это первый в России трамвайный парк, сейчас на его территории находится 4-й троллейбусный парк (улица Лесная дом 20).

Прошу рассмотреть вопрос о восстановлении музея.
______

А ниже исходный текст:


_____
Музей городского пассажирского транспорта Москвы с натурными экспонатами трамваев, троллейбусов, автобусов и спецтехники в 2002 году был закрыт по приказу Лужкова в связи со строительством бессмысленного монорельса.
С тех пор монорельс ежегодно кушает деньги московского бюджета, потребляя денег как метро, а перевозя людей как автобус, а музей так и не обрел нового места дислокации.

Раньше он располагался в старом трамвайном депо имени Баумана. С тех пор шло много разговоров куда его перенести, в основном говорили почему-то о районе Строгино (куда перенесли Краснопресненское трамвайное депо после снятия трамвая на Ленинградке и Пресне).

Спроектировать его должны были в 2007 году, а начать строительство обещали в 2008-2009 годах, но кажется, что-то пошло не так: экспонаты по-прежнему валяются в разных депо Москвы и начинают подгнивать. Выглядит это примерно так:


Вот, например, один из экспонатов 1946 года. Его пытались реставрировать, но так и не закончили — нужных деталей уже давно не достать. 21 год этот троллейбус был в эксплуатации, затем его списали.

А вот это трамвай 1908 года выпуска, модель «Ф» №164

Вот этот трамвай на Бульварном кольце в 1946 году

Сейчас можно зайти внутрь. То есть можно бы было зайти, если бы имелся музей. Вагон сохранился

Московская коллекция электротранспорта насчитывает 50 экспонатов и является самой ценной в мире в том числе и потому, что самая полная: в экспозиции представлены все типы подвижного состава, работавшие в Москве, начиная от вагона конки (построенного в 1874 году). Вот он, кстати (1900 год):

На ежегодных выставках исторического подвижного состава на ВВЦ москвичи и гости столицы могут видеть только малую часть коллекции.

Все остальные недоступны широкой публике. И очень зря — сходить в музей транспорта было бы отличным способом провести выходные с детьми. Это вообще одна из самых интересных тем для музея.

Но у нас всё с этим печально. Если вы надумаете посетить даже сайт пассажирского музея транспорта Москвы , то найдете там в буквальном смысле ничего.

Обидно. Такие проблемы редки, вот, скажем, в Санкт-Петербурге есть отличный музей городского транспорта. Он расположен на территории старейшего в городе трамвайного депо

Или вот Лондон

Хотя у нас самая богатая коллекция экспонатов.

Мировая практика показывает, что воссоздание аналогичного музея транспорта в Москве откроет новые возможности по повышению уровня технической культуры москвичей, также поспособствует развитию экономики Москвы, вырастет роль общественного транспорта, ну и самое главное — привлечет туристов со всех концов Европы и мира (это из письма Горпроектов в Дептранс скопипастил, не пугайтесь).

Нужно, в общем, постоянный музей пассажирского транспорта ГУП «Мосгостранс» в Москве сделать. Городские Проекты считают, что хорошее место для музея — Миусский парк конно-железных дорог, основанный в 1874 году. Это первый в России трамвайный парк, сейчас на его территории находится 4-й троллейбусный парк.

Насколько мне известно, сейчас есть планы по освобождению 4-го троллейбусного парка. Там действительно сложно работается: парк маленький, и троллейбусы ночуют на окрестных улицах. Если эти планы реализуются, то хорошо бы не продавать землю под строительство небоскрёба, а устроить в этом историческом месте постоянный музей транспорта.
Расположение удачное: улица Лесная дом 20, 10 минут пешком от метро Менделеевская. Удачнее места для музея сложно придумать.

"Наконец-то!" - думал я, читая новости о том, что в Москве появился музей общественного транспорта. Вообще он уже был в Москве в 2001-2002 годах и располаглся на территории трамвайного депо имени Баумана, но в связи с начавшимся строительством, был закрыт, а экспонаты хранились в самых различных парках и депо и демонстрировались лишь эпизодически. Теперь же историческая несправедливость исправлена и не нужно ждать парадов или специальных выставок, чтобы увидеть ретротроллейбусы. На мой взгляд, это очень важное событие в жизни городского транспорта


1. Музей находится на улице Рогожский вал. Многим это место знакомо, как музей ретро-автомобилей. Действительно, это один и тот же музей, только теперь его передали Мосгортрансу и дополнили экспозицию общественным транспортом

2. Часть экспонатов пока что лишь ждёт своего времени на площадке на улице, как, например, троллейбусы (слева направо ТБЭС-ВСХВ, СВАРЗ-МТБЭС и МТБ-82Д)

3. Автобусы: достаточно популярный в своё время Икарус 280

4. Труженик ЛиАЗ 677. Самое интересное, что автобусы, выставленные на улице, в парадах не участвовали

5. ЛАЗ-695Н

6. Вообще на территории довольно интересно

7. Будущие экспонаты ожидают реставрации

8. Кстати, вход на территорию свободный, так что можно пользоваться моментом

9. Один из красивейших троллейбусов был создан для для экскурсий по ВДНХ (в прошлом ВСХВ), он использовался на специальном кольцевом маршруте длиной 9,5 км

10. Сам музей расположен в здании бывшего автомобильно-экспедиционного комбината № 4, который был закрыт в 1999 году. Здесь оборудован "красный уголок"

11. Основную массу экспонатов представляют, конечно, автомобили, доставшиеся в наследство

12. Интересное дело, когда это был музей ретро-автомобилей, я всё откладывал его посещение, а тут сразу пришёл

13. Автомобилей преогромное количество, их можно часами осматривать

14. В своё время сюда переехали экспонаты из закрывшегося музея АЗЛК, так что москвичей тут очень много. Вот, например, послевоенная модель, в изготовлении которой использовались деревянные детали, благодаря чему она получила прозвище "Буратино"

15. Автобусы же здесь совсем недавно, и пока что распределены по остаточному принципу. ГЗА-651, служебный автобус малой вместимости

16. Иногда они стоят вплотную друг к другу и осмотреть их полностью невозможно.

17. Детали ЗИС-154

18. И не всегда прослеживается преемственность. ЗИС-155

19. ЗиЛ-158. В связи с возраставшей потребностью больших советских городов во вместительных автобусах и невозможностью дальнейшего наращивания параллельного выпуска автобусов на ЗИЛе из-за увеличения производства грузовиков, выпуск модели ЗИЛ-158 в 1959-1960 гг. был передан на Ликинский автобусный завод

20. ЛиАЗ-158. По сути та же самая модель. Собственно с этого момента Ликинский завод стал автобусным. Что интересно, ЗиЛа по сути уже нет, а ЛиАЗ выпускает новые модели

21. Прицеп к ЗиЛ-158, в итоге получался автопоезд

22. Туристический автобус ЦАРМ (Рица), автобус-кабриолет, использовался на советских курортах: в Сочи, Сухуми и в Крыму

23. РАФ 976 - модификация автобуса РАФ-251. В основном их использовали для служебных перевозок во многих регионах СССР, хотя в Латвии эти автобусы встречались и на городских маршрутах.

24. ПАЗ-672, автобус малой вместимости, ранее в парадах и выставках вроде как замечен не был, если память не врёт

25. ЗиС-8, старейший автобус Москвы 1934-1936 годов. К сожалению, оригинальных автобусов не сохранилось, этот экспонат воссоздан Мосгортрансом, при этом рама использована от ЗиС-12

26. АКЗ-1, выпускался заводом Аремкуз на базе шасси грузовиков в послевоенные годы, когда с автобусами было сложно

32. Волга

Музей однозначно заслуживает внимания и рекомендуется к посещению любителям транспорта и не только. Но остались вопросы после посещения. Во-первых, куда будут перемещать автомобили, место которых займут автобусы и троллейбусы. Во-вторых, трамваев тут не будет, соответственно, где же их разместят, на какой площадке? Мне кажется, идеальным была бы организация выставки на месте депо-парка имени Щепетильникова на Лесной, там и контактная сеть для троллейбусов есть, и рельсы рядом, так что был бы охвачен весь электротранспорт, а все автомобили могли бы остаться на Рогожском валу. Поживём-увидим

Мы посетили «Музей городского электрического транспорта» , находящийся на Среднем проспекте В.О. д.77. в рамках фестиваля «Детские дни в Санкт-Петербурге» На самом деле погружение в историю общественного транспорта Санкт-Петербурга начинается от станции метро «Василеостровская», там установлен памятник «Конке».

Здесь установлена модель копия Санкт-Петербургской «Конки» образца 1872-1878г.г.

Данная модель-копия построена опираясь на оригинальные чертежи, Путиловского завода, проектировавшего большинство российских «конок». Первые вагоны «конки» пошли по улицам Санкт-Петербурга 13 сентября (1 сентября по Юлианскому календарю) 1863 года. Началась эпоха нового общественного транспорта в России. Санкт-Петербургская «Конка» является родоначальницей электрического трамвая — основного общественного городского рельсового транспорта России.

Музей находится в районе 19 линии В.О., если идти от метро Василеостровская, то сразу за заправкой Лукоил, пешком не более 15 минут.



Трамвай, установленный при входе в музей городского Электротранспорта.

Экспозиция музея размещается в здании старейшего трамвайного парка города. Музей является ведомственным и принадлежит СПб ГУП “Горэлектротранс” . Стоимость билетов в 2015 году: 270 руб. полный и 90 руб. льготный. В обычном режиме музей проводит экскурсии по следующему расписанию в 10:00, 11:30, 14:00, 16:00, понедельник — выходной день.

На сайте СПб ГУП “Горэлектротранс” есть страничка музея, но цены там на данный момент устарели.



Внешний вид музея электротранспорта Санкт-Петербурга.

В дни школьных каникул количество экскурсий было увеличено и экскурсии проводились по мере комплектования групп. Экскурсии очень интересные и увлекательные, как для детей, так и для взрослых однозначно рекомендую присоединиться.

История городского электротранспорта Санкт-Петербурга.

В музее хранится вагон конки №114. Это предшественник нормальных и привычных нам трамваев. Тяговым механизмом были кони, вагон передвигался по рельсам и ехал медленно. В народе даже сложилась поговорка «Конка, конка обгони цыпленка». Остановок в привычном нам понимании у конки не было все сходили и заходили на ходу, это было обычной практикой.



Конка № 114 — экспонат музея электротранспорта в Санкт-Петербурге

Спереди и сзади вагон абсолютно симметричен. Есть задняя и передняя площадка. Входили только через заднюю, выходили только через переднюю. В вагоне работал кондуктор.



Конка № 114 — вид изнутри

Первый настоящий трамвай в Санкт-Петербурге был пущен 29 сентября 1907 года. По случаю пуска трамвайного движения случился курьез. Владельцы конки не хотели сами отказываться от конной тяги и имели монопольные права на общественный транспорт на улицах города. Несколько зим трамваи ходили по льду Невы, прежде чем удалось урегулировать спор между владельцами «конок» и владельцами трамваев.



Первые трамваи Санкт-Петербурга, на переднем плане ЛМ-33 (Американка), на заднем плане Brush (производство Англии)

Первые трамваи имели кабину для вагоновожатого с двух сторон, колец для разворота не было и в конце маршрута, вагоновожатый просто переходил в другой конец трамвая. Кабины практически тоже не было, от пассажиров вагоновожатого отделяла условная перегородка, через которую его могли толкать и пинать пассажиры. Большое колесо на передней стенке это ручной тормоз.



Кабина вагоновожатого в первом трамвае типа Brash №1028 Санкт-Петербурга

Вход осуществлялся с задней площадки, там работал кондуктор. Стоимость билета зависела от маршрута и дальности проезда пассажира, существовала практика цветных билетиков. На двери располагалась зарубка на высоте 1 метра. Дети менее 1 метра ростом могли ехать бесплатно. Естественно, никакого отопления в трамвае не было.

Стрелки переключали вручную — стрелочницы. Они были неграмотными и поэтому была придумана система цветового обозначения маршрута трамвая, чтобы стрелочница могла заранее перевести стрелку в нужное положение при приближении трамвая. Цветовое обозначение маршрута сохранилось до сих пор, но сейчас оно служит для того, чтобы пассажиры могли издали узнать, трамвай какого маршрута подойдет к остановке первым.



На фото сверху трамвай №14 — это так называемая американка, она дольше всего прослужила жителям города целых 40 лет. Американки ездили по улицам вплоть до 1979 года. В американках были полноценные двери и кабина вагоновожатого, т.е. стало теплее, по крайней мере ветер уже не гулял по вагону, но отопления не было вплоть до 1959 года. В целях согревания в вагоне трамвая у кондуктора и вагоновожатого были кирпичи, они нагревали их на печке на конечной станции и клали себе на сидение. Пассажиры тоже не брезговали таким способом обогрева себя зимой, многие носили с собой нагретый кирпич.



Трамваи типа «Слон» собирали на базе ходовой части «американок» в послевоенные годы, впервые у трамвая появился железный корпус. Американки были деревянными и непрочными, в случае аварии ущерб корпусу был значительным.



Трамвай ЛМ-57 №5148 («Стиляга») образца 1960х годов

Гирлянду к корпусу трамвая прикрепили перед новым годом так добротно, что снять невозможно.

История городского троллейбуса



Троллейбус ЯТБ-1 №44 образца 1936 года

Первый Ленинградский троллейбус выехал на улицы Ленинграда 21 октября 1936 года. Поначалу люди в нем не ездили, а катались. Мягкие пружинные сидения занавеси на окнах были по тем временам неслыханной роскошью. Троллейбус ездил по маршруту Красная площадь — Площадь Труда. В Ленинграде тоже была Красная площадь, как в Москве. Разгадка в конце статьи. Данный конкретный экземпляр многие годы служил сараем на даче одного из ленинградцев. В настоящее время это единственный в мире способный передвигаться троллейбус образца 1930х годов.



Троллейбус ЯТБ-1 №44 — салон, обратите внимание на пол

Пол в троллейбусах и трамваях до изобретения резиновых ковриков был оббит деревянными рейками, чтобы талый снег и грязь не стояли под ногами. В салоне было 2 двери для пассажиров.



Легендарный «синий троллейбус» из «Песенки о полночном троллейбусе» Булата Окуджавы, образец первого послевоенного поколения моделей городского транспорта.



Троллейбус МТБ-82Д №226 — салон

Пол уже без деревянных реек. Существовала практика, когда свято соблюдали вместимость троллейбуса. Пассажиров могло быть только столько, сколько указано в паспорте и в салоне. Если свободных мест не было двери на остановках не открывали.



Символ Ленинграда 1960-1980-х годов. Троллейбусы модели ЗиУ-5 работали на улицах города с 1960 по 1994 год.

Эволюция методов оплаты проезда

На заре развития электротранспорта в салонах работали кондукторы и была принята разная оплата проезда в зависимости от расстояния и маршрута. Это усложняло работу кондуктора. Но с другой стороны кондуктор выполнял роль милиционера, следил за порядком в салоне, не позволял хулиганства и вандализма.



В годы застоя, когда уровень жизни вырос и сознательность основной части населения была на высоте, кондукторов отменили и поставили кассы самообслуживания, куда пассажиры сами опускали 3 копейки в трамвае за поездку и 4 копейки в троллейбусе. Если у пассажира не было мелких монет, он сам себе собирал сдачу с других пассажиров. Некоторые, не чистые на руку граждане опускали 20 копеек, а на сдачу собирали 40 копеек.



После касс в салонах общественного транспорта установили компостеры. Талоны на проезд нужно было приобретать в киосках на остановках, а в салоне компостировать талон. Компостер пробивал уникальный узор из дырочек. Ну и тут было много злоупотреблений, например, можно было завести себе блокнотик, складывать туда талоны и записывать бортовые номера трамваев или троллейбусов и через некоторое время у вас был бессрочный проездной на весь интересующий вас транспорт. Но и это не единственный метод, можно было слегка продавить талон, а дома намочить его и прогладить утюгом. Изобретательность пассажиров не знает границ.

В годы перестройки трамвайно-троллейбусные парки были вынуждены опять нанять кондукторов, народ обеднел, сознательность сошла на нет и платить за проезд практически перестали.

Очень познавательная и интересная экскурсия в историю городского общественного транспорта произвела на меня и сына неизгладимое впечатление, однозначно рекомендую всем посетить этот музей и прослушать экскурсию.

Ответы на вопросы «Игры путешествие 12345 — я иду искать»

  1. Дети ростом до 1 метра могли ездить в трамвае бесплатно.
  2. Зайцы обычно прятались на задней площадке.
  3. Фонари использовались для неграмотных стрелочниц.
  4. Входить налегке можно в центральную дверь трамвая, входить с багажом можно в заднюю дверь, выходить только в переднюю.
  5. Как грелку, чаще всего носили нагретый на печке кирпич.
  6. Красной площадью называлась площадь Александра Невского.