Основой классицизма является. Классицизм - архитектурные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок

от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l´Acad?mie fran?aise sur la tragi-com?die du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L´art po?tique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("?ber die ?sthetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гете и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гете и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu´est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955. А. Аникст. Москва.

нем. Klassizismus лат. classicus - первоклассный, образцовый) - худ. стиль и направление в евр. литературе и искусстве XII - нач. XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЛАССИЦИЗМ

направление в искусстве и литературе, возникшее в Европе в 17 в. и получившее особое развитие во Франции. Термин «классицизм» восходит к латинскому сlassicus, в первоначальном значении – «гражданин высшего имущественного класса», затем – «образцовый», «совершенный». Классицизм признает существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора (свод классицистических законов был изложен Н. Буало в его образцовом «Поэтическом искусстве» (1674). Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от нее в своих произведениях. Автор, нарушающий правила, объявлялся «непросвещенным» (так называл У. Шекспира рус. теоретик классицизма А. П. Сумароков). В основу классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическому идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание (imitatio) не исключало изобретательности (inventio), т. е. творческой самостоятельности, хотя подражание ценилось значительно больше. Для автора-классициста подражание античным классикам было своеобразным соревнованием с ними в достижении эстетического совершенства. Классицисты подчеркивали, что их интересует не случайное и единичное, а постоянное и всеобщее, конечная же цель искусства состоит в познании человеческой природы. Классицизм предпочитал разум чувству, рациональное – эмоциональному. Поэтика классицизма требует от произведения стройности и логичности композиции, простоты сюжета, ясности языка. Жанры литературы классицизма характеризовались своим набором признаков и четко разделялись. При этом предпочтение отдавалось жанрам, в которых личное начало уступает место надличностному, общезначимому. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия). Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным (самого А. П. Сумарокова, автора программной «Эпистолы о стихотворстве», обвиняли в том, что его эпистола близко подходит к сатире). Место в жанровой иерархии определялось тематикой: в произведениях высоких жанров действовали герои мифов, монархи и великие полководцы древности, в произведениях низких жанров изображалась жизнь простых людей. Главным жанром французского классицизма была трагедия. В ее основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму, их речь была торжественной и возвышенной (но не вычурной и «темной»), о большинстве связанных с действием, но не представленных на сцене событий зрители узнавали из речей вестников. Требованиями правдоподобия драматического действия (и трагедии, и комедии), а также подражанием Аристотелю объясняется т. н. «теория трех единств» (места, времени и действия, правда, Аристотель говорил лишь о единстве времени и действия). Согласно этой теории, события должны происходить в одном месте (будь то комната или улица), продолжаться не более суток и развиваться вокруг одного конфликта. Величайшими творениями французского классицизма, кроме поэтической программы Н. Буало, признавались трагедии Ж. Расина и П. Корнеля, комедии Мольера, оды Ф. Малерба. Творчество последнего оказало большое влияние на создание рус. оды – главного жанра рус. классицизма. В 18 в. рус. писатели-классицисты стремились подражать французским образцам (уподобление французскому классику было комплиментом, поэтому М. В. Ломоносов воспевался как «русский Мальгерб», А. П. Сумароков – как «наш Буало» (или «наперсник Боалов») и «северный Расин»). Однако незыблемыми оставались лишь фундаментальные эстетические требования классицистической поэтики (жанровая теория, теория трех единств, теория подражания), в частностях рус. классицисты искали свои пути. Так, создателя программной «Эпистолы о стихотворстве» А. П. Сумарокова современники обвиняли в слепом подражании автору «Поэтического искусства» Н. Буало. Поскольку оба автора писали о «вечных» поэтических законах, то этот плагиат кажется оправданным (кстати, самого Буало обвиняли в подражании «Посланию Пизонам» Горация). Вместе с тем некоторые отличия в подходах Буало и Сумарокова хорошо известны: Сумароков образованность поэта ставит выше таланта, Буало – талант выше образованности; Сумароков практически исключает важный для Буало принцип «plaire» (нравиться) (Й. Клейн). Эти «мелкие» отличия объясняются в первую очередь индивидуальными особенностями Сумарокова-поэта. Вместе с тем невозможность приложения к французской поэтической практике «теории трех штилей» М. В. Ломоносова связана с объективными причинами: рус. поэты, в отличие от их французских образцовых предшественников, имели возможность использовать в своих сочинениях слова русского (создающие средний и низкий «штили») и старославянского (создающие высокий и средний «штили») языков. Кроме того, ускоренное развитие рус. литературы в 18 в. привело к сосуществованию различных литературных направлений (так, сентименталистские тенденции можно наблюдать в произведениях рус. поэтов-классицистов в досентименталистский период, а сентименталист М. Н. Муравьев начинал как почитатель таланта Сумарокова и классицист). И наконец, в отличие от французского классицизма 17 в., рус. классицизм 18 в. формировался под влиянием идей Просвещения. Рус. авторы учитывали опыт не только Буало, Корнеля и Расина, но и своего современника Вольтера. Появление «просветительского классицизма» привело, в конечном итоге, к созданию собственных нац. вариантов этого направления: английского, немецкого, рус., а не единого для всех европейских литератур. Пример тому: «веймарский классицизм» И. В. Гете и Ф. Шиллера, являющийся самобытным и уникальным литературным явлением и в то же время остающийся классицизмом. В нач. 19 в. классицизм был отвергнут новым литературным направлением – романтизмом и сошел со сцены.

Классицизм - это направление в искусстве Европы, пришедшее на смену помпезному барокко в середине XVII века. В основе его эстетики лежали идеи рационализма. Классицизм в архитектуре - это обращение к образцам античного зодчества. Он зародился в Италии и быстро нашел последователей в других европейских странах.

Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Андреа Палладио (1508-1580) был сыном каменотеса. Ему и самому предстояло продолжить тяжелое ремесло своего отца. Но судьба оказалась к нему благосклонна. Встреча с поэтом и гуманистом Дж. Дж. Триссино, который разглядел в юном Андреа большой талант и помог получить образование, стала первым шагом на пути к его славе.

Палладио обладал прекрасным чутьем. Он понял, что заказчикам приелась пышность барокко, они больше не хотели вставлять роскошь на показ, и предложил им то, к чему те стремились, но не умели описать. Зодчий обратился к наследию античности, но сделал упор не на телесности и чувственности, как поступили мастера эпохи Возрождения. Его внимание привлекли рационализм, симметрия и сдержанное изящество строений Древней Греции и Рима. Новое направление получило название в честь своего автора - палладианство, оно стало переходным к стилю классицизм в архитектуре.

Виченцо Скамоцци (1552-1616) считается самым талантливым учеником Палладио. Его называют «отцом классицизма». Он достраивал многие объекты, спроектированные его учителем. Самыми известными из них являются театр Олимпико, ставший на многие годы образцом для постройки театров по всему миру, и вилла Капра, первый в истории архитектуры частный дом, созданный по правилам античного храма.

Каноны классицизма

Палладио и Скамоцци, творившие в конце XVI - начале XVII веков, предвосхитили появление нового стиля. Окончательно классицизм в архитектуре оформился во Франции. Его характерные черты легче уяснить, сравнивая их с особенностями стиля барокко.

Сравнительная таблица архитектурных стилей
Сравнительный признак Классицизм Барокко
Форма здания Простота и симметрия Сложность форм, разница объемов
Внешний декор Сдержанный и простой Пышный, фасады дворцов напоминают торты
Характерные элементы внешнего декора Колонна, пилястра, капитель, статуя Башенка, карниз, лепнина, барельеф
Линии Строгие, повторяющиеся Текучие, причудливые
Окна Прямоугольные, без излишеств Прямоугольные и полуциркульные, по периметру растительный декор
Двери Прямоугольные с массивным порталом на круглых колоннах Арочные проемы с декором и колоннами по бокам
Популярные приемы Эффект перспективы Пространственные иллюзии, искажающие пропорции

Классицизм в западноевропейской архитектуре

Латинское слово classicus ("образцовый") дало название новому стилю - классицизм. В архитектуре Европы это направление заняло главенствующие позиции более чем на 100 лет. Оно вытеснило стиль барокко и подготовило почву для появления стиля модерн.

Английский классицизм

Родиной классицизма была Италия. Оттуда он распространился в Англию, где идеи Палладио нашли широкую поддержку. Индиго Джонс, Уильям Кент, Кристофер Рен стали приверженцами и продолжателями нового направления в искусстве.

Кристофер Рен (1632-1723) преподавал математику в Оксфорде, а вот к архитектуре обратился довольно поздно, в 32 года. Первыми его постройками были Шелдонский университет в Оксфорде и капелла Пембрук в Кембридже. Проектируя эти здания, зодчий отступил от некоторых канонов классицизма, отдав предпочтение барочной свободе.

Посещение Парижа и общение с французскими последователями нового искусства дали его творчеству новый толчок. После великого пожара в 1666 году именно ему было поручено перестраивать центр Лондона. После этого он заслужил славу основателя национального английского классицизма.

Французский классицизм

Значительное место занимают шедевры классицизма в архитектуре Франции. Одним из самых ранних образцов этого стиля является Люксембургский дворец, построенный по проекту де Бросса специально для Марии Медичи. В полной же мере тенденции классицизма проявились при строительстве дворцово-парковых ансамблей Версаля.

Классицизм внес значительные коррективы в планировочную структуру французских городов. Зодчие проектировали не отдельные здания, а целые архитектурные ансамбли. Парижская улица Риволи является ярким примером новых для того времени принципов застройки.

Плеяда талантливых мастеров внесла весомый вклад в теорию и практику стиля классицизм в архитектуре Франции. Вот лишь некоторые имена: Никола Франсуа Мансар (отель Мазарини, собор Валь-де-Грас, дворец Мезон-Лаффит), Франсуа Блондель (ворота Сен-Дени), Жюль Ардуэн-Мансар (ансамбли площади Побед и Людовика Великого).

Особенности стиля классицизм в архитектуре России

Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100 лет позже, чем в странах Западной Европы, во времена правления Екатерины II. С этим связаны его специфические национальные черты в нашей стране:

1. На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей.

2. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Так, Джакомо Кваренги был палладианцем, Валлен-Деламот являлся сторонником французского академического классицизма. Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении.

3. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному. В Санкт-Петербурге он утвердился легко. В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В Москве, сплошь состоявшей из городских усадеб, он не получил столь широкого распространения и относительно мало повлиял на общий вид города. В провинциальных городах в стиле классицизм выполнены лишь отдельные строения, преимущественно соборы и административные здания.

4. В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. На то были объективные причины. Недавняя отмена крепостного права, развитие промышленности и стремительный рост городского населения ставили перед зодчими новые задачи. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки.

Стиль классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Первые петербуржские постройки в стиле классицизм были спроектированы приглашенными Екатериной II иностранными мастерами. Особый вклад внесли Джакомо Кваренги и Жан Батист Валлен-Деламот.

Джакомо Кваренги (1744 -1817) был представителем итальянского классицизма. Он является автором более десятка прекрасных зданий, которые сегодня неразрывно связанны с образом Петербурга и его окрестностей. Академия наук, Эрмитажный театр, Английский дворец в Петергофе, Екатерининский институт благородных девиц, павильон в Царском селе - вот далеко не полный список его творений.

Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), француз по происхождению, жил и работал в России 16 лет. По его проектам построены Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Католическая церковь Екатерины, здание Академии художеств и многие другие.

Своеобразие московского классицизма

Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.

С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», - говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.

Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.

Основоположники русского классицизма

Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738-1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.

Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова - Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.

Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.

, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век» . Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился ещё в эпоху Возрождения , которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса , Леон Батиста Альберти , ещё в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа » (1511).

    Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо , составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи . В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело , имитацию их мастерства линии и композиции.

    В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен , в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен , в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

    В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр , при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани »); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма ; это сочетание получило название академизма . Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств . В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе , а в России - передвижниками .

    Скульптура

    Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон . Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы , черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин , Михаил Козловский , Борис Орловский , Иван Мартос .

    Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса , а Полина Боргезе - в виде Венеры . При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

    Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

    Архитектура

    Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци . Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра . Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

    К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис , а при Людовике XVI (1774-1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

    Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом , вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези . В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

    Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург , Хельсинки , Варшава , Дублин , Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

    В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой , в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику . В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы . Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек »), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона . Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см. боз-ар).

    Литература

    Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры - басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673).

    Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса », крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп , сделавшие основной формой английской поэзии александрины . Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон , Свифт) также характерен латинизированный синтаксис .

    Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения . Творчество Вольтера ( -) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон , вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла , историка Гиббона и актёра Гаррика . Для драматических произведений характерны три единства : единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).

    В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I . Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей », которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не преходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

    Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков , И. И. Хемницер), ода (Ломоносов , Г. Р. Державин). Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики, Державин пишет «Анакреонтические песни » как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями, отмечает Г. Кнабе .

    Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины» , вкус к порядку и равновесию или, иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи» , привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная пе­риодизация). Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы).

    Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура) - универсальный аспект стиля. «Школа 1660 г.» описывалась первыми ее историками (И.Тэн , Ф.Брюнетьер , Г.Лансон; Ш.Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетиче­ски малодифференцированная и идейно бесконфликтная общ­ность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» проти­вопоставления - типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля - выводились из склонностей индивидуального таланта.

    Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма» - «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского . Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la découverte de l’antiquité, la formation de l’idéal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к <…> эпохе свободы». По Пумпянскому, расцвет классицизма связан с созданием античного идеала («<…> отношение к античности есть душа такой литературы»), а вырождение - с его «релятивизацией»: «Литература, находящаяся в известном отношении к не своей абсолютной ценности - классична; не классична релятивированная литература» .

    После того как «школа 1660 г.» была признана исследовательской «легендой» , стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт» . Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм.

    Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности - скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, - специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л.Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии, и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе - за ее пределами).

    Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принци­пов» (прим. Г.Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного» , с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80 - начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г.Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм; для описания развития классицизма XVIII-XIX вв., он пользуется словами «осложне­ние» и «утраты», «потери».) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелев­ского» типа, основанный на категории героиче­ского, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды; классицизм Расина - Лафонтена - Мольера - Лаб­рюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром» , появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. и связанный с реакцией 60-70-80-х гг. Разочарование в оптимизме I половины ст. проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, - в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу» . Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).

    Диахроническая интерпретация Д. Д. Обломиевского, привлекшая стремлением понять классицизм как меняющийся стиль, нашла применение в монографических исследованиях и, кажется, выдержала проверку конкретным материалом. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, [он] не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип „расчленения трудностей“, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти» ] , называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

    Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка », имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.

    Классицизм - художественное и архитектурное направление в мировой культуре 17-19 веков, где образцом для подражания и творческим ориентиром стали эстетические идеалы античности. Зародившись в Европе, течение активно повлияло также на развитие российского градостроения. Созданная в то время классическая архитектура по праву считается национальным достоянием.

    Исторические предпосылки

    • Как стиль архитектуры классика зародилась в 17 веке во Франции и одновременно в Англии, естественно продолжив культурные ценности Возрождения.

    В этих странах наблюдался подъем и расцвет монархического строя, ценности Древней Греции и Рима воспринимались как пример идеального государственного устройства и гармоничного взаимодействия человека и природы. Идея разумного устройства мира проникла во все сферы общества.

    • Второй этап развития классического направления относят к 18 веку, когда мотивом обращения к историческим традициям стала философия рационализма.

    В эпоху Просвещения воспевались идея логичности мироздания и следование строгим канонам. Классические традиции в архитектуре: простота, четкость, строгость - вышли на первый план вместо чрезмерной напыщенности и избытка декоративности барокко и рококо.

    • Теоретиком стиля считают итальянского зодчего Андреа Палладио (другое название классицизма - "палладианство").

    В конце 16 века он подробно описал принципы античной ордерной системы и модульной конструкции зданий, а на практике воплотил их при строительстве городских палаццо и загородных вилл. Характерный пример математической точности пропорций - Вилла Ротонда, оформленная портиками ионического ордера.

    Классицизм: особенности стиля

    Во внешнем виде зданий признаки классического стиля узнать легко:

    • ясные пространственные решения,
    • строгие формы,
    • лаконичная внешняя отделка,
    • мягкая цветовая гамма.

    Если мастера барокко предпочитали работать с объемными иллюзиями, которые зачастую искажали пропорции, то здесь доминировали четкие перспективы. Даже парковые ансамбли этой эпохи выполнялись в регулярном стиле, когда газоны имели правильную форму, а кустарники и водоемы располагались по прямым линиям.

    • Одна из основных черт классицизма в архитектуре - обращение к античной ордерной системе.

    В переводе с латинского ordo означает "строй, порядок", термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием).

    Три ордера пришли в классику из греческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский. Различались они соотношением и размерами базы, капители, фриза. От римлян достались в наследие тосканский и композитный ордеры.





    Элементы классической архитектуры

    • Ордерность превратилась в ведущую черту классицизма в архитектуре. Но если в эпоху Возрождения античные ордер и портик играли роль простого стилистического украшения, то сейчас они вновь стали конструктивной основой, как и в древнегреческом строительстве.
    • Симметричная композиция - обязательный элемент классики в архитектуре, тесно связанный с ордерностью. Реализованные проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия прослеживалась в каждом отдельно взятом фрагменте.
    • Правило золотого сечения (образцовое соотношение высоты и ширины) определило гармоничные пропорции зданий.
    • Ведущие приемы декора: украшения в виде барельефов с медальонами, лепные растительные орнаменты, арочные проемы, оконные карнизы, греческие статуи на крышах. Чтобы подчеркнуть белоснежные декоративные элементы, цветовую гамму для отделки выбирали в светлых пастельных оттенках.
    • Среди особенностей классической архитектуры - оформление стен по принципу ордерного членения на три горизонтальные части: нижняя - цоколь, в середине - основное поле, вверху - антаблемент. Карнизы над каждым этажом, оконные фризы, наличники разной формы, как и вертикальные пилястры, создавали живописный рельеф фасада.
    • Дизайн парадного входа включал мраморные лестницы, колоннады, фронтоны с барельефами.





    Виды классической архитектуры: национальные особенности

    Античные каноны, возрожденные в эпоху классицизма, воспринимались как высший идеал красоты и разумности всего сущего. Поэтому новая эстетика строгости и симметрии, оттеснив барочную напыщенность, широко проникла не только в сферу частного домостроения, но и в масштабы целого градостроительства. Европейские архитекторы стали в этом отношении первопроходцами.

    Английский классицизм

    Творчество Палладио сильно повлияло на принципы классической архитектуры Великобритании, в частности в работах выдающегося английского мастера Иниго Джонса. В первой трети 17 века он создал Куинс-хаус ("Дом королевы"), где применил ордерные членения и уравновешенные пропорции. С его именем связано и строительство первой в столице площади, выполненное по регулярному плану, - Ковент Гарден.

    Другой английский зодчий Кристофер Рен вошел в историю как создатель собора Святого Павла, где применил симметричную ордерную композицию с двухъярусным портиком, двумя боковыми башнями и куполом.

    При строительстве городских и загородных частных апартаментов английский классицизм в архитектуре ввел в моду палладианские особняки - компактные трехэтажные здания с простыми и ясными формами.

    Первый этаж отделывали рустовым камнем, второй этаж считался парадным - его объединяли с верхним (жилым) этажом при помощи большого фасадного ордера.

    Особенности классицизма в архитектуре Франции

    Расцвет первого периода французской классики пришелся на вторую половину 17 века во времена правления Людовика Четырнадцатого. Идеи абсолютизма как разумной государственной организации проявили себя в архитектуре рациональными ордерными композициями и преображением окружающего ландшафта по принципам геометрии.

    Самые значимые события этой поры - возведение восточного фасада Лувра с огромной двухэтажной галереей и создание архитектурно-паркового ансамбля в Версале.



    В 18 веке развитие французского зодчества прошло под знаком рококо, но уже в середине столетия его вычурные формы уступили место строгой и простой классике в архитектуре как градостроительной, так и частной. Средневековую застройку сменяет план, учитывающий задачи инфраструктуры, размещение производственных зданий. Жилые дома строят по принципу многоэтажности.

    Ордер воспринимается не как украшение здания, а как конструктивная единица: если колонна не несет нагрузки - она излишня. Образцом архитектурных особенностей классицизма во Франции этого периода считается церковь святой Женевьевы (Пантеон) по проекту Жака Жермена Суфло. Композиция ее логична, части и целое уравновешены, рисунок линий четок. Мастер стремился в точности воспроизвести детали античного искусства.

    Русский классицизм в архитектуре

    Развитие классического архитектурного стиля в России пришлось на период царствования Екатерины II. В ранние годы элементы античности еще смешиваются с барочным декором, но отодвигают их на задний план. В проектах Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена барочный шик уступает главенствующую роль логичности греческого ордера.

    Особенностью классики в российской архитектуре позднего (строгого) периода стал окончательный уход от наследия барокко. Это направление сформировалось к 1780 году и представлено работами Ч. Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги.

    Быстрой смене стилей способствовала активно развивавшаяся экономика страны. Расширялась внутренняя и внешняя торговля, открывались академии и институты, промышленные цеха. Появилась нужда в быстрой постройке новых зданий: гостиных дворов, ярмарочных комплексов, бирж, банков, больниц, пансионатов, библиотек.

    В этих условиях нарочито пышные и сложные формы барокко обнаружили свои недостатки: большую длительность строительных работ, высокую стоимость и необходимость привлекать внушительный штат квалифицированных мастеров.

    Классицизм в архитектуре России с его логичными и простыми композиционными и декораторскими решениями стал удачным ответом на экономические запросы эпохи.

    Примеры отечественной архитектурной классики

    Таврический дворец - проект И.Е. Старова, реализованный в 1780-х годах, - яркий образец направления классицизма в архитектуре. Скромный фасад выполнен с четкими монументальными формами, внимание притягивает тосканский портик строгого дизайна.

    Большой вклад в зодчество обеих столиц внес В.И. Баженов, создавший в Москве Дом Пашкова (1784-1786 гг.) и проект Михайловского замка (1797-1800 гг.) в Санкт-Петербурге.

    Александровский дворец Д. Кваренги (1792-1796 гг.) привлек внимание современников сочетанием стен, практически лишенных декора, и величественной колоннады, выполненной в два ряда.

    Морской Кадетский корпус (1796-1798 гг.) Ф.И. Волкова - пример образцового строительства зданий казарменного типа по принципам классицизма.

    Архитектурные особенности классики позднего периода

    Этап перехода от стиля классицизма в архитектуре к ампиру называют александровским по имени императора Александра I. Созданные в промежуток 1800-1812 годов проекты имеют характерные черты:

    • акцентированную стилизацию под старину
    • монументальность образов
    • преобладание дорического ордера (без излишних украшений)

    Выдающиеся проекты этого времени:

    • архитектурная композиция стрелки Васильевского острова Тома де Томона с Биржей и Ростральными колоннами,
    • Горный институт на набережной Невы А. Воронихина,
    • здание Главного Адмиралтейства А. Захарова.





    Классика в современной архитектуре

    Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занялось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства.

    В этом плане современные классические архитектурные формы как воплощение наследия предков прочно связаны с символизмом: это не только стилистическое обращение к античности, с подчеркнутой парадностью и торжественностью, набором декоративных приемов, но и признак высокого социального статуса владельца особняка.

    Современные проекты классических домов - тонкое сочетание традиций с актуальными строительными и оформительскими решениями.