Встреча с пьером на пароме анализ. Анализ эпизода «Разговор князя Андрея Болконского с Пьером в Богучарово перед Бородинским сражением» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») (Школьные сочинения)

Том II

Часть вторая

Пьер после объяснения с женой едет в Петербург. В по-ездке он размышляет над тем, что такое жизнь и смерть, какая сила управляет всем на земле. Остановка на стан-ции в Торжке. Мрачные мысли Пьера. Он думает о том, что у него много денег, но они не дают ему счастья, спокой-ствия. Приезд на станцию масона Баздеева. Это был при-земистый, ширококостный, желтый, морщинистый старик с седыми бровями и непонятного цвета глазами. Пьер хочет заговорить с Баздеевым, но тот засыпает. Пьера непреодо-лимо тянет к этому загадочному человеку.

Разговор Баздеева с Пьером. Баздеев первым заговари-вает с Пьером, говоря, что знает о постигшем того несча-стье и желании помочь ему. Пьер интересуется, масон ли Баздеев, и боится, что у них слишком разные взгляды на жизнь, а потому они не поймут друг друга. Пьер признает-ся, что не верит в Бога. Масон говорит, что просто Пьер его не знает и оттого несчастен. Баздеев проповедует масонство. Пьер слушает этого человека и начинает верить, испыты-вая радостное чувство обновления и возвращения к жизни. Пьер просит Баздеева помочь ему, научить его. Масон со-ветует Пьеру по приезду в Петербург посвятить все время уединению, обсуждению самого себя и ни в коем случае не вступать на прежний путь жизни. Пьер свято поверил в воз-можность братства людей, объединенных целью помогать друг другу. Таким он считал теперь масонство.

Пьер в Петербурге. Его уединение и чтение им масон-ских книг. Ему неизвестно, кем была доставлена книга Фомы Кемпийского. Приезд к нему графа Вилларского. Он сообщает Пьеру о том, что его хотят принять в брат-ство масонов ранее срока и он, граф Вилларский, будет его поручителем. Перед тем как ехать, граф спрашивает Пьера, отрекся ли тот от своих прежних убеждений и уверовал ли в Бога. Пьер отвечает, что да. Испытания Пьера и церемония перед вступлением в масонскую ложу. Пьера предупреждают, что он должен с мужеством переносить все, что бы с ним ни случилось. Ему объясняют цели ма-сонства, которые состоят в исправлении человечества и ис-коренении зла любыми способами. Затем Пьеру дают до-бродетели масонов и говорят, что он теперь должен делать, чтобы стать полноправным членом масонов. Он должен обратить внимание на самого себя и искать источник бла-женства в своем сердце.

Заседание масонской ложи по поводу вступления Пьера в масонство. На Пьера вдруг находит сомнение, верно ли он поступает. Но он ужасается этому чувству и вновь верует в братство. На Пьера надевают такой же белый кожаный фартук, как и на других, дают в руки лопату и три пары перчаток. Пьер слушает устав братства. Пьер во всех этих людях видит только братьев. Он хочет отдать в сбор мило-стыни все деньги, которые у него были, но боится показать-ся гордым и дает столько же, сколько и все.

Приезд к Пьеру князя Василия для улаживания его разрыва с Элен. Князь Василий уверяет Пьера в том, что Элен невиновна перед ним. Он предлагает Пьеру написать Элен, чтобы та приехала, и все уладилось, в противном слу-чае, угрожает Василий, Пьер может очень сильно постра-дать. Пьер чувствует, что не может противостоять Василию, но в то же время он понимает, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Пьер вы-гоняет князя Василия. Отъезд Пьера в свои имения. Масо-ны дают Пьеру письма к братьям в Одессе и Киеве, которые будут руководить Пьером в его новой жизни.

Осуждение Пьера светским обществом за разрыв с же-ной и радушный прием Элен по возвращении ее в Петербург. Пьера обвиняли в том, что он «бестолковый ревнивец, под-верженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец». Элен приняла такую позицию, что муж, по-сланный ей Богом, — это ее крест, и она, не жалуясь, будет переносить свое несчастье. Вечер Анны Павловны Шерер в конце 1806 г. Анна Павловна собрала у себя сливки на-стоящего хорошего общества, на котором «угощала» всех Борисом Друбецким. Приезд на вечер Бориса Друбецкого. Его характеристика. Он теперь состоит адъютантом при очень важном лице. Он не богат, но все свои деньги употре-бляет на то, чтобы быть хорошо одетым и ездить в лучших экипажах. Сближается он только с теми людьми, которые были бы ему полезны. О Наташе и своем детстве в ее доме он вспоминает с неприязнью и никогда там не бывает. Борис присоединился к обществу и рассказал много интересного о войске, о дворе и др. Внимание Элен к рассказу Бориса. Она приглашает Бориса посетить ее.

Рассказ Ипполитом Курагиным шутки о прусском ко-роле, в которой были слова: «Мы напрасно воюем за прус-ского короля». Разговор о наградах. Спор о том, является ли табакерка с портретом наградой. По окончании вечера Элен еще раз приглашает Друбецкого к себе. Сближение Бо-риса с Элен.

Деятельность старого князя Болконского в качестве главнокомандующего по ополчению. Он выполняет свои обязанности строго и даже жестоко, доходя до всех мело-чей. Жизнь князя Андрея после кампании 1805 г. Теперь он большую часть времени проводит в Богучарове, части имения Болконских, которое ему определил отец. Он реша-ет никогда больше не служить и принимает должность под начальством отца по сбору ополчения. Болезнь маленького Николушки. Мальчик несколько дней находится в бреду, и князь Андрей с княжной Марьей всеми средствами ста-раются его вылечить. Князь Андрей и княжна Марья в дет-ской. Письмо старого князя сыну. Он приказывает сыну скакать в Корчев за провиантом.

Письмо Билибина к князю Андрею о кампании 1806 г. Он пишет, что Наполеон разбил пруссаков и поселился в Потсдамском дворце. Русские вовлечены в войну на сво-ей же границе, причем за прусского короля. У русских нет главнокомандующего. Появляются мародеры, которые ухудшают положение России. Кризис в болезни Николушки и радость князя Андрея. Кризис прошел, хотя Болкон-ский боялся, что потеряет мальчика. Князь Андрей решает, что все, что ему теперь осталось, — это сын.

Пьер в Киеве. Вызов им всех управляющих имениями и объяснение своего намерения освободить крестьян от кре-постной зависимости. Женщины и дети не будут больше по-сылаться на работы, наказания будут не телесные, а увеще-вательные, должны быть учреждены больницы, приюты, школы. Бюджет Пьера. Пьер чувствует, что он сейчас менее богат, чем когда получал наследство. Его занятия с главно-управляющим делами. Он не имел той цепкости, которая позволила бы взяться за дела, а потому Пьер только дела-ет вид, что занят делом. Рассеянная жизнь Пьера в Киеве. В Киеве нашлось много знакомых, и жизнь Пьера опять протекает между вечерами, балами, обедами, ужинами. Пьер весною 1807 г. объезжает свои имения. Управляющий Пьера, считающий, что освобождение крестьян принесет только убытки, приостановил его выполнять, но приказал лишь построить школы и больницы и устроить встречи Пьера. Встречи Пьера с крестьянами, устроенные главно-управляющим. Народ во всех имениях представлялся Пье-ру трогательным и благодарным. Наивное восхищение Пье-ра от сделанного им для крестьян добра. Пьер не знал, как на самом деле тяжело живется народу.

Пьер в Богучарове у Болконского. Пьера поражает скромность того маленького домика, в котором теперь жи-вет князь Андрей. Его встреча с князем Андреем. Проис-шедшая перемена с князем Андреем также поражает Пьера. У него был потухший, мертвый взгляд, в котором была сосредоточенность и убитость и которому князь Андрей, как ни старался, не мог придать блеска. Задушевный раз-говор Пьера с Андреем о жизни и назначении человека. Пьер говорит, что понял, что счастье — это жить для дру-гих. Князь Андрей возражает, что жить надо для себя, избе-гая двух зол: угрызения совести и болезни. Надо дожить до смерти, никому не мешая, — таково предназначение чело-века. Пьер ни за что не захотел согласиться с Болконским.

Болконский говорит, что мысли Пьера похожи на мыс-ли княжны Марьи, и хочет их познакомить. Поездка князя Андрея и Пьера в Лысые Горы. Пьер излагает князю Ан-дрею масонство. Он говорит о том, что масонство не секта, а «лучшее, единственное выражение лучших, вечных сто-рон человечества». Разговор друзей на пароме. Пьер стара-ется убедить Андрея в существовании Бога и вечной жиз-ни. Надо верить, что мы живем не только сейчас, а жили всегда, и будем жить вечно. «Да, коли бы это было так!» — восклицает Болконский. Он не понял, что с этой встречи на пароме в нем началась перемена к тому лучшему, что жило и нем и о чем он не догадывался.

Князь Андрей и Пьер в Лысых Горах. На заднем крыль-це при их подъезде происходит сумятица: оттуда выбега-ют «божьи» люди, которых принимает княжна Марья. Они принимают Пьера и Андрея за старого князя Болконско-го. Посещение ими княжны Марьи и разговор с «божьими людьми». Марья сразу хорошо отнеслась к Пьеру. Князь Андрей насмешливо относится к богомольцам, а княжна Марья их защищает. Старушка рассказывает о сиянии от иконы, а Пьер говорит, что это обман.

Рассказ странницы, суждение княжны Марьи о князе Андрее. Она говорит Пьеру, что боится за князя Андрея, ко-торый носит свое горе внутри, в себе. Просит Пьера, чтобы тот уговорил Болконского поехать за границу. Ему нужна де-ятельность, иначе тихая жизнь его погубит. Приезд старого князя. Спор Пьера со старым князем. Пьер доказывает, что настанет время, когда не будет войны. Старый князь оспари-вает это мнение, но не сердится. Дружеские отношения Пье-ра со всем семейством Болконских. Все в этой семье полюби-ли его, даже маленький Николенька пошел к нему на коле-ни. После отъезда Пьера все говорили о нем только хорошее.

Возвращение Николая Ростова в полк. Уже подъезжая к полку, Ростов испытывает те же чувства, что и при подъ-езде домой. Чувство успокоения Ростова после вступление в привычные условия полковой жизни. Он почувствовал, что здесь он дома, под родительским кровом. После про-игрыша Долохову Николай решает служить хорошо, быть отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным чело-веком. Стоянка Павлоградского полка около Бартенштейна. Голод и болезни солдат в Павлоградском полку. От них полк потерял почти половину людей. Солдаты питаются машкиным корнем. И весной среди солдат начинается болезнь, которая проявляется в опухоли ног, рук и лица. Врачи считают, что причиной всему машкин корень. Дружба Ростова с Денисовым. Николай чувствует, что такой друж-бе не в последнюю очередь помогла несчастная любовь Де-нисова к Наташе. Эпизод спасения Николаем от голода ста-рика поляка и его дочери с ребенком. Он привозит семью к себе на квартиру и содержит до тех пор, пока старик не по-правился. Некоторые товарищи говорят, что Ростов хитер: под прикрытием помощи живет с полькой. Ростов вспыхи-вает, дело доходит почти до дуэли. Ростов объясняет Дени-сову, что полька ему как сестра. Денисов восклицает: «Экая дурацкая ваша порода ростовская», подразумевая, конеч-но, отношение Наташи к нему как к брату.

Перемирие между русскими и французами после Фридландского сражения. Поездка Николая Ростова к Денисову в госпиталь. Разговор Николая с доктором. Доктор не пу-скает Ростова в госпиталь, так как там тиф. Ростов спраши-вает о Денисове, доктор говорит, что тот умер, но все же пу-скает Ростова самого поискать друга, может, тот жив. Ро-стов осматривает солдатские палаты. Тяжелое впечатле-ние Ростова при виде больных и раненых. Солдаты лежат на полу, на соломе и шинелях, большая часть в забытьи. Те, которые были в сознании, смотрят на Ростова с прось-бой о помощи и с завистью к чужому здоровью. Среди жи-вых были мертвые, которых не успели убрать. Ростов бы-стрее уходит оттуда.

Глава XVIII Материал с сайта

Ростов в офицерских палатах. Встреча его с раненым Тушиным. Тушину отрезали руку, но он с той же покорно-стью принимает и это событие. Положение раны Денисова. Хоть рана была небольшой и была нанесена шесть недель назад, она не заживала. Чтение Денисовым ответа на бума-гу следственной комиссии по делу с провиантскими чинов-никами. В середине чтения улан советует Денисову просить помилования у государя. Но Денисов поначалу противится, говорит, что он не крал. Но в итоге Денисов решает подать через Ростова просьбу на имя государя о помиловании.

Поездка Ростова по делу Денисова в Тильзит. Тиль-зитское свидание Александра I с Наполеоном. Наполеон подает императору Александру руку, оба они скрываются в палатке. Борис Друбецкой в свите императора. Его успех по службе. Борис состоит при свите государя, два раза он ездит с поручениями к самому государю, так что тот знал его в лицо. Борис становится за своего. Друг Бориса граф Жилинский устраивает для своих знакомых французов ужин. Приход Ростова к Борису во время ужина. Ростов, как и большинство людей в армии, еще не привык к тому, что заключено перемирие и французы теперь друзья. Бо-рис и Жилинский не очень рады приезду Ростова. Разговор Николая с Борисом о деле Денисова. Борис крутит, вертит, видно, что ему не хочется браться за дело Денисова. Ростов говорит, что если тот не хочет, то пусть прямо так и скажет. Борис отвечает, что поможет чем сможет.

Николай Ростов в штатском платье бродит по улицам города. Его мысли о встрече с государем и подаче ему пись-ма Денисова. Николай думает, что Борис не хочет ему помо-гать и не надо, между ними все кончено, но Ростов не уедет, пока не решит с письмом Денисова. Теперь он не упустит случая подойти к самому императору, как это было после Аустерлица. Ростов в приемной императора. Встреча Нико-лая Ростова со знакомым кавалерийским генералом и его просьба передать письмо. Генерал был бывшим начальни-ком Ростова. В эту кампанию он заслужил особую милость государя. Генерал берет письмо Денисова. Выход Алексан-дра I. Восторг Ростова при виде царя. Генерал что-то долго говорит императору. Государь отвечает, что не может, так как закон сильнее его.

Дружеское свидание русского и французского импера-торов. Оба императора на равных общаются друг с другом. Наполеон награждает орденом Почетного легиона солдата-преображенца Лазарева. Батальон французской гвардии дает обед Преображенскому батальону. Николая мучают странные мысли о бесполезности войны, в которой пострада-ло столько людей. Ведь теперь Наполеон — друг Александра, он держит себя высокомерно, его уважает и любит импера-тор. Обед Николая в трактире. Горячая вспышка Ростова по поводу суждений офицеров о мире и о союзе с французами. Офицеры в трактире были недовольны миром. Николай воз-мущается, что солдаты не имеют права рассуждать о решени-ях государя. Но солдаты не согласны с Николаем, им прика-зывают рубиться, они рубятся, а думать не их дело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое содержание 2 части 21 главы романа война и мир
  • краткое содержание война и мир 2 том по частям и главам
  • встреча пьера с баздеевым
  • встреча на пароме война и мир
  • вступление пьера в масонство какая глава и строфа

На протяжении всего романа Л.Н. Толстого "Война и мир" можно наблюдать у главных героев романа моменты обретения смысла жизни, воодушевления, приближения к простой, жизненной общечеловеческой истине, как и наравне с моментами запутанности или же отчуждения и неверия в силу жизни. Одним из таких важных моментов для одного из главных героев романа князя Андрея является его разговор с Пьером на пароме.

Князь Андрей до встречи с Пьером был убит горем, смертью жены: "дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, страдает, мучается и перестает быть". И совесть мучает его из-за того, что он увёз свою беременную жену от светского общества, которое она так любила, оставил её, что свои последние месяцы она провела в тоске и без него. Досаждает князя и то, что сделал он это из жажды славы, желая поскорее попасть в гущу военных событий, то есть, думая о себе.

Он осознал свою ошибку уже там, под Аустерлицем, когда понял, что то, чего он жаждал, того не стоило.

Когда к нему пришло разочарование в Наполеоне, когда развенчался идеал и Андрей увидел в французском императоре маленького, тщеславного, самовлюбленного человека и, что самое главное, мелкого перед огромным небом Аустерлица. Но и возвращается к жене князь, как известно, уже поздно. Эта страшная ошибка меняет Андрея, заставляя его быть более циничным, он решает жить только для себя и для семьи: "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только эти двух зол, вот вся моя мудрость".

Казалось бы, романтизма в душе Андрея совершенно не осталось, но князь всё же вздыхает при прочтении письма от отца об военных успехах - возможно, он жалеет, что его там нет. И сама княжна Марья заметила после, что "ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его". Его "взгляд был потухший, мертвый, которому, несмотря на видимое желание, князь Андрей не мог придать радостного веселого блеска", в этом же взгляде Пьер позже увидит "сосредоточенность и убитость" - Болконский не может душевно вылечиться, образ жизни, мысли, который он теперь избрал, не подходят его натуре, желающей любви. Таким застает его Пьер.

В разговоре на пароме князь Андрей говорит, что, столкнувшись со смертью, с пропастью, он верит теперь только понятиям жизни и смерти, что та самая будущая жизнь, о которой герои говорили ранее, в пропасти, в пустоте, в мраке, "нигде". Но Пьер убеждает Андрея, что в этой будущей жизни есть Бог, что "надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно там, во всем" и указывает при этом на небо. Эти слова и этот жест были решающими, ведь князь Андрей уже сам прочувствовал, на сколько прекрасно это большое и доброе небо, насколько это ощущение единства с ним внеземное. Возможно, и эта убежденность Пьера в том, что человек вечен, как и небо, воодушевило князя Андрея, который после этих слов "вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом" взглянул на Пьера.

В разговоре с Пьером в Андрее потихоньку просыпается это желание жить, ощущение красоты жизни. К тому же, Пьер оказался единственным человеком, с которым князь Андрей смог вести откровенный разговор о своих переживаниях, ощущениях, доверяя Пьеру как старому доброму другу. Возможность высказаться о наболевшем тоже сыграло свою роль в воодушевлении Андрея, в возвращении его к жизни, с его сердца наконец-то хоть немного, но сошла тяжесть от пережитого. И, что самое главное, Андрей снова видит "то высокое, вечное небо, которое видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе". Снова появляется образ неба, символизирующего открытое пространство, как внешнее, так и внутреннее, душевное, следовательно, готовое принять новые чувства.

Автор сам подводит итог встречи этих двух героев: "Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь". Разговор на пароме стал ещё одной ступенькой для князя Андрея на пути к внутреннему становлению и обретения душевной гармонии. Вскоре, благодаря и этому, сердце Болконского станет вновь открыто и для новой любви, и для новой жизни.

Обновлено: 2018-12-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Читайте также:
  1. В-третьих, составной частью культуры являются духовные ценности: нравственные, религиозные, эстетические и др. Это представления людей о добре, истине, красоте и т.п.
  2. Духовные принципы, которые взяты из «потерянных» глав Большой книги
  3. Жанр романа в литературе русского символизма: «Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» Андрея Белого.
  4. Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии
  5. Преобразования Петра I: социально-экономические, политические, духовные предпосылки, сущность, результаты, последствия.
  6. Символическая власть и механизмы легитимации власти в творчестве Пьера Бурдье. Работа Бурдье «Социология политики» 1993г.

«Война и мир» Л. Н. Толстого – героическая эпопея, рассказывающая о всенародном подвиге в войне 1812 года. Исторические судьбы русского народа, прежде всего дворянства и крестьянства, составляют главное содержание произведения. Одновременно автор повествует о жизненном путиотдельных героев , что определяет жанровую специфику «Войны и мира» как романа .

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный, противоречивый путь духовных исканий .

Герои Толстого ищут смысл жизни и счастье . Смысл жизни , по убеждению писателя, состоит в обретении человеком духовного единства с другими людьми, в глубокой, искренней вере в Бога. Однако обретение смысла жизни немыслимо в представлении Толстого без личного счастья. Земное счастье писатель видит в любви, в создании семьи, в воспитании детей.

Далеко не все герои Толстого способны к духовным исканиям . Этим качеством обладают личности незаурядные , стремящиеся к нравственному совершенствованию . Поэтому способность к духовным исканиям является важным критерием оценки личности у Толстого.

Писателю важно показать не только конечную цель духовных исканий героев, но и сложный, противоречивыйпуть этих исканий : от обретения смысла жизни к его утрате, от счастья к несчастью и наоборот.

С Андреем Болконским мы впервые встречаемся в Петербурге, в салоне Анны Павловны Шерер . Затем Толстой показывает героя в момент беседы с Пьером в петербургской квартире князя. Андрей объясняет другу, почему отправляется на войну. Герой не удовлетворен светской жизнью. Он не чувствует и семейного счастья . О главной же причине отъезда Андрея Болконского в армию мы узнаем позже. Князь Андрей мечтает о славе . Он хочет стать таким, как Наполеон , обрести свой «Тулон».

Оказавшись на войне, Андрей Болконский постепенно разочаровывается в своих мечтах о славе. Так, настоящий герой Шенграбенского сражения капитан Тушин чуть было не попадает в немилость к начальству. Во время Аустерлицкого сражения Андрей Болконский совершает подвиг , возглавив атаку со знаменем в руках. Будучи тяжело ранен, князь Андрей лежит на поле Аустерлица и видит на фоне бесконечного неба ничтожную фигурку Наполеона. Мечты о славе оказываются призрачными . Небо Аустерлица напомнило князю Андрею о вечном . Однако, вспомнив об образке, подаренном ему княжной Марьей, Андрей сознает, что он еще далек от истинной веры, от Бога , от той тайны, о существовании которой напомнило ему бесконечное небо.

Рождение сына и смерть жены – события радостное и скорбное – открылиновый этап духовных исканий героя. Князь Андрей решил отныне «жить для себя », для своих близких. Однако тихая, спокойная жизнь не может удовлетворить героя.

Первым шагом к духовному пробуждению князя Андрея становится его встреча с Пьером в Богучарове , их последующий разговор на пароме . Для Пьера, увлеченного общественной деятельностью под влиянием масонства, приоткрылась вера в Бога. Андрей сочувствует вере Пьера, но все же не находит пока места для нее в своем сердце. И тем не менее перелом в сознании Андрея Болконского начался . Толстой пишет об этом: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Следующий важный момент в жизни Андрея Болконского – встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Этой встрече предшествует эпизод со старым дубом . Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности теперешней свой жизни.

В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом , исходившим от Наташи. По дороге домой князя Андрея охватывает весёлое чувство при виде преобразившегося старого дуба. В душе героя возрождается вера в возможность земного счастья.

Приехав в Петербург, Андрей Болконский принимает активное участие в реформаторской деятельности Сперанского . Поначалу эта деятельность увлекает героя.

Вновь встретив Наташу на балу и влюбившись в нее, князь Андрей разочаровывается в деятельности Сперанского , а сам Сперанский кажется ему пошлым и ничтожным. Любовь к Наташе наполняет жизнь Андрея Болконского радостью и светлыми надеждами .

Счастье любви продолжалось недолго. Измена Наташи вновь ввергает Андрея Болконского в состояние душевного кризиса . В горестных чувствах герой встречает 1812 год.

Необходимость защищать родину постепенно выводит князя Андрея из душевного оцепенения. Отказавшись служить при штабе, он командует полком, заслуживает любовь и уважение солдат и офицеров. князь Андрей говорит Пьеру о своем духовном единстве с простыми солдатами . В результате, не найдя собственного предназначения в честолюбивых амбициях, Андрей Болконский приходит к истинному пониманию смысла жизни , который открывается ему в единении с народом . Данный момент можно назвать кульминационным в духовных исканиях героя.

Смертельно раненный князь Андрей по воле Провидения снова встречает Наташу и прощает ее. Перед смертью герой чувствует отчужденность от всего земного. Одновременно ему открываются наконец глубокая вера в Бога и всеобъемлющая любовь.

Сын Андрея Болконского, Николенька , изображенный в эпилоге, наследует лучшие черты своего отца: ум, честность, душевное благородство, высокие порывы.

С Пьером мы также впервые встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер. Из эмоциональных высказываний героя мы узнаем, что он защитник идей Просвещения . В Наполеоне он видит великого человека, выдающегося государственного деятеля, обуздавшего крайности французской революции. Слова Пьера шокируют посетителей салона.

Одновременно герой ведет разгульную жизнь в холостой компании Анатоля Курагина и Долохова.

Затем в жизни Пьера наступает перемена . После смерти отца он становится богатым наследником, его женят на Элен Курагиной. Жена Пьера оказывается пустой и развратной женщиной. После дуэли с Долоховым иразрыва с женой Пьер оказывается в состоянии душевного кризиса.

По дороге из Москвы в Петербург на станции Торжок Пьер встречает масона Осипа Алексеевича Баздеева. Выясняется, что Пьер не верит в Бога . Баздеев стремится пробудить в нём веру.

Вскоре Пьер вступает в масонскую ложу . Затем он едет в свои имения в Киевской губернии, пытается освободить крестьян. И хотя героя обманывают и положение крестьян остается прежним, важно само стремление героя делать добрые дела. Ему открывается смысл жизни.

По дороге домой Пьер заезжает к князю Андрею в Богучарово. Происходит их разговор на пароме . Искренняя вера Пьера, стремление делать добро производят неизгладимое впечатление на Андрея Болконского.

Вскоре Пьер охладевает к масонству , видя в нем такие же фальшь, лицемерие, корыстные интересы, как и в опостылевшей ему светской жизни. Пьер порывает с петербургскими масонами . Он вновь ведет рассеянное существование , вновь не удовлетворен жизнью.

Участие в судьбе Наташи после попытки похищения ее Анатолем и разрыва ее с князем Андреем пробуждает Пьера. Он сознает свою любовь к Наташе, но понимает при этом, что их совместное счастье невозможно.

В состоянии душевного смятения Пьер наблюдает комету – предвестницу великих потрясений в жизни России и в его собственной судьбе.

С началомОтечественной войны 1812 года Пьера охватывает патриотический порыв . Он принимает деятельное участие в формировании ополчения. Затем сам устремляется к месту решающих событий.

Накануне Бородинского сражения Пьер наблюдает всеобщий духовный подъем . В действиях солдат и ополченцев, в словах Андрея Болконского о предстоящей битве Пьер ощущает «скрытую теплоту патриотизма». Во время сражения Пьер оказывается на батарее Раевского , наблюдает подвиг солдат-артиллеристов, ощущает себя причастным великому событию, чувствует духовную связь с народом . После сражения, на постоялом дворе в Можайске, Безухов сознает, что он хочет быть «таким, как они», хочет быть простым солдатом. Бородинское сражение становится одним из кульминационных моментов в духовных исканиях Пьера.

Ощущение сопричастности «общей жизни», сознание необходимости подчинить свою свободу Божественной воле отразились в сне героя , который он видит в Можайске . Пьером овладевает идея сопряжения всего сущего в нравственном бытии человека.

По возвращении Безухова в Москву им овладевает идея, что именно ему предначертано убить Наполеона . Пьер остается в захваченном французами городе. Убить Наполеона герою не удается, однако он совершает благородные поступки: на пожаре спасает ребенка , защищает от надругательств французов женщину .

Пьер попадает в плен . От расстрела его спасает встреча с маршалом Даву . Пьер и Даву обменялись взглядами, по-человечески поняли друг друга, и Безухов был спасен от гибели.

В плену Пьер встречает Платона Каратаева . Благодаря Каратаеву герой приобщается к духовной жизни народа , ощущает единение с другими людьми. Однако в отличие от Каратаева Пьер не утрачивает собственной индивидуальности . Он обретает гармонию личного и общего.

Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон героя – о чудесном глобусе . В этом сне он приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог . Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Таинственныйобраз глобуса, явившийся во сне Пьеру, символизирует таким образом единство отдельного человека с миром и с Богом.

В конце романа мы узнаем, что Безухов обрел не только смысл жизни, но и земное счастье . Любовь Пьера и Наташи увенчалась счастливой семейной жизнью.

В эпилоге Пьер предстает перед нами как член тайного общества . Он возмущается реакционной политикой правительства и аракчеевщиной. В полемике с Николаем Ростовым герой отстаивает гражданские идеалы . Отныне его жизненный принцип – «деятельная добродетель».

Всне ,который видит в конце романа Николенька Болконский , образ Пьера сливается в детском представлении с образом покойного отца . В этом сне Пьер предстает как борец за справедливость , носитель высоких нравственных идеалов.

Сделаем выводы. Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят долгий и сложный путь духовных исканий .

Поиск смысла жизни для этих героев – это прежде всего процесс постижения ими духовных связей с другими людьми, со своим народом . Одновременно это и преодоление индивидуализма , замкнутости в пределах собственного «я», путь познания истинной любви к Богу и к ближнему.


| | | | | 6 | | | | Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа. Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях. Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли. Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждался, что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню. — Нет, отчего же вы думаете, — вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, — отчего вы так думаете? Вы не должны так думать. — Про что я думаю? — спросил князь Андрей с удивлением. — Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство — это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. — И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его. Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви. — Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон, — говорил Пьер. — Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал, часть этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, — говорил Пьер. Князь Андрей молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами. Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они пошли на паром. Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу. — Ну, что же вы думаете об этом? — спросил Пьер. — Что же вы молчите? — Что я думаю? Я слушал тебя. Все это так, — сказал князь Андрей. — Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека и законы, управляющие миром. Да кто же мы? — люди. Отчего же вы все знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу. Пьер перебил его. — Верите вы в будущую жизнь? — спросил он. — В будущую жизнь? — повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея. — Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его; и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, — высшая сила, — как хотите, — что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница, которой я не вижу конца внизу, она теряется в растениях. Отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ? Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда. — Да, это учение Гердера, — сказал князь Андрей, — но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся), и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть... Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть... Вот что убеждает, вот что убедило меня, — сказал князь Андрей. — Ну да, ну да, — говорил Пьер, — разве не то же самое и я говорю! — Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И я заглянул... — Ну, так что ж! Вы знаете, что есть там и что есть кто-то ? Там есть — будущая жизнь. Кто-то есть — Бог. Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и заложены и уж солнце скрылось до половины и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили. — Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо). — Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому». Князь Андрей вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но все робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера. — Да, коли бы это так было! — сказал он. — Однако пойдем садиться, — прибавил князь Андрей, и, выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

П. Емельяново

Красноярского края

Кузнецова Нина Владимировна

Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема урока : Сопоставление описания пейзажа с нравственными переживаниями Андрея Болконского.

Цели урока :

Образовательная: исследование связи состояния природы с переживаниями героя;

Развивающая: понимание того, как Л.Н. Толстой используя приём психологического пейзажа, помогает читателю увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса.

Воспитательная : формирование навыков контроля и самоконтроля.

Задачи:

1. Обучить сопоставительному анализу эпизода.

2.Закрепить навыки исследовательской работы с текстом.
3.Формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Вид урока: урок смешанного типа

Методические приёмы: исследовательская работа с текстом, составление сопоставительной таблицы, чтение по ролям.

Термин : психологический пейзаж.

Пейзаж (фр. местность) – картина природы в художественном произведении.

Эпиграф к уроку:

Самая чистая радость – радость природы.

Л.Н.Толстой

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Слово учителя . Сын Л.Н. Толстого писал, « … отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил:

«Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода».

Рассмотрим, какое значение имеет природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого:

Силу жизни, вечное обновление, красоту, поэтичность, величие, вечность и бесконечность, «мир и согласие» - вот что видит и ценит в природе писатель.

Природа помогает человеку найти своё место в жизни, учит «жить общей жизнью».

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких – либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развёртывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, то есть помогать раскрыть идею произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о её роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из средств психологического анализа. Изображение природы в романе «Война и мир» реалистично, точно, выразительно и поэтично. Она показана в развитии, в движении: осенняя (сцена охоты), зимняя (святки), весенняя (лунная ночь, пробуждающийся дуб).

Природа для автора эпопеи – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.

В романе «Война и мир» мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают её высокого смысла. Духовно опустошённые, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.

Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, «диалектику души» этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы. Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н.Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить её.

3.Презентация. Учащиеся обсуждают понятие: пейзаж. Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении.

    Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

    Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

    В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

    Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

    Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

    Выявить отношение психологизма и изобразительности.

    Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Мастерство писателя в изображении природы: выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.) и ритмико – интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряженный). Особенности синтаксического строя текста.

Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, с представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически – конкретного, общечеловеческого и индивидуально - неповторимого, земного и небесного.

Слово учителя . Л.Н. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлёта.

Запишите в тетрадь вопрос: что такое психологический пейзаж?

Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

4.Что привело князя Андрея в подавленное состояние.

Сообщение учащегося

Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского:

1.Отправляется на фронт, мечтает о своём Тулоне (подвиг, слава). Разочаровывается в Наполеоне, Переживает смерть жены. Всё произошедшее повергает князя Андрея в кризис, из которого ему не помогают выйти ни заботы о сыне Николае, ни те преобразования, которые он производит в имении Богучарове (одним из первых в России он отменил крепостное право). Андрея Болконского преследует чувство вины.

Кто стал помощником и собеседником князя Андрея на поле брани перед лицом смерти?

2.Чтение и анализ текста учебника стр. 287-288

Вывод: Роль помощника и собеседника принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый помощник и утешитель, оно помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!” «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец»,- думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве наполеона стала его путеводной звездой. Князь Андрей не стремится больше играть важную роль в политике, не связывает свою судьбу с военной карьерой. Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье

5. Анализ эпизода «Разговор с Пьером на пароме».

Сцена разговора Андрея Болконского с Пьером на пароме помогает герою почувствовать, что жизнь просыпается в его душе. (ч.1 гл.12) Описание неба.

Что почувствовал князь Андрей?

(«…что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». « … во внутреннем мире его …новая жизнь…»)

Работа с учебником . (стр. 288-289)

Вывод: После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Небо открывается князю Андрею в момент нравственного кризиса, на переломах жизни, когда природа помогает ему выйти из тупика.

6. Слово учителя. Анализ эпизода ч. 3,гл.1

Исследуем: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Описание дуба

(Состояние князя Андрея: не хотел видеть ни весны, ни солнца).

«Всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.», «…обломанные, ободранные пальцы» «… не верю вашим надеждам и обманам». «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб…- наша жизнь кончена».

«…ему ничего было не надо начинать, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Работа по учебнику стр. 289.

Вывод: Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

ч.3, гл.2

8.Анализ эпизода. Чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

(Л.Н. Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Для него одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу).

(«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни»)

Сопоставительная таблица. Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Рассмотрим таблицу. Сопоставление состояния князя Андрея и состояния природы.

Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Вывод: Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.
Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.
Жизнь просыпается в дубе, его ветки покрыты молодой и сочной зеленью. Просыпается интерес к жизни в душе князя Андрея. Природа возродила его, заставила жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель.

8. Итог урока.

Скажите, что значит психологический пейзаж?

- Как Л.Н. Толстой, используя приём психологического пейзажа, помогает нам увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса?

Домашнее задание: выучить наизусть: описание дуба;

определение психологический пейзаж, мини-сочинение

Организация работы в группах.

Задание 1-ой группе учащихся

    Сообщение на тему:

«Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского».

2. Прочтите эпизод и ответьте на вопрос: Что помогло понять князю Андрею небо?

3.Прочтите текста учебника стр. 287-288 со слов: « С высоты далёкого неба, куда устремилась его возвышенная душа…», до слов: «…князю кажется, что жизнь его кончена в тридцать один год».

Задание 2-ой группе учащихся

    Прочтите эпизод «Разговор с Пьером на пароме». (ч.1 гл.12)

Ответьте на вопрос: Что помогает почувствовать князю Андрею сцена разговора с Пьером на пароме.

2.Подготовьте выразительное чтение описания неба.

со слов: «Однако пойдём садиться…»

3.Работа с учебником . (стр. 288-289)

Со слов: « Из тяжёлого душевного состояния Андрея выводит Пьер…» До слов: « …вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Задание 3 –ей группе учащихся.

1.Прочтите эпизода ч.3,гл.1

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

2.Исследуйте: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Почему он обратил внимание на дуб?

Каково состояние Князя Андрея в момент первой встречи с дубом?

3. Заполните сопоставительную таблицу примерами из текста. Исследовательская работа с текстом .

В ходе анализа эпизода обучающиеся заполняют сопоставительную таблицу:

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Работа по учебнику стр. 289.

Со слов: « И когда князь Андрей заезжает в Отрадное…» до слов: « … пробужден к возрождению свиданием с Пьером».
Описание дуба с «обломанными сучками и обломанной корой, заросшей старыми болячками» автор сопоставляет с настроением героя, который угнетён и печален.

7.Анализ эпизода. Первая встреча Андрея Болконского с Наташей Ростовой.

ч.3, гл.2

Обратите внимание на состояние и мысли князя Андрея.

(«…князь Андрей, невесёлый и озабоченный…», « И чем она счастлива…?»

Что почувствовал князь Андрей при виде счастливой и довольной Наташи?

Почему ему «вдруг стало отчего-то больно»?

Задание 4-ой группе

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

1. Подготовьте чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

2. Ответьте на вопросы:

Кто восхищается лунной ночью?

Кто остаётся равнодушным к красотам ночи?

Какую роль играет разговор Наташи и Сони лунной ночью?

Каково состояние князя Андрея?

Заполните примерами из текста сопоставительную таблицу. Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба