Кто вошел в париж 1814. Забытый праздник: День взятия Парижа русскими войсками


Кившенко А.Д. Вступление русских войск в Париж. XIX в.

1814 год. 31 марта (19 марта ст.ст.) русская армия во главе с императором Александром I триумфально вступила в столицу Франции Париж.

После поражения под Лейпцигом в октябре 1813 года наполеоновская армия уже не могла оказывать серьезного сопротивления войскам 6-й коалиции. В коалицию к этому времени входили Россия, Пруссия, Англия, Австрия, Швеция, Вюртемберг и Бавария. С начала 1814 года бои велись уже на территории Франции. 12 января 1814 года русская гвардия во главе с Александром I вошла во Францию со стороны Швейцарии, в районе Базеля, другие корпуса союзников пересекли Рейн ранее, в 20-х числах декабря 1813 года. К 26 января союзные корпуса, обходя крепости, собрались в провинции Шампань между правыми притоками Сены Марной и Обом, примерно в 200 километрах к востоку от Парижа. Против 200-тысячной армии союзников Наполеон мог выставить около 70 тысяч солдат. Прикрывая то одно, то другое направление, он старался по мере сил задержать продвижение союзников. Из-за необходимости останавливаться на зимних квартирах, защищать коммуникации и блокировать французские крепости коалиция была вынуждена распылять силы, так что их превосходство непосредственно на поле боя не было столь подавляющим, что дало возможность Наполеону сосредотачивать свои относительно небольшие силы против отдельных частей союзных армий и с успехом воевать с ними. Правда, лучшую, закаленную в боях часть своей армии Наполеон потерял в России, а новобранцы еще не были должным образом обучены и подготовлены, но Наполеона выручало то, что в стане союзников существовали разногласия: Австрия не была заинтересована в дальнейших сражениях и продвижении союзных войск. Ей выгоднее было сохранять баланс сил в Европе и не допускать чрезмерного усиления одной из стран. Однако Пруссия и Россия стремились на Париж. Поэтому основной силой в сражениях были армии этих держав, а австрийская армия Шварценберга, хоть и называлась Главной, имела вспомогательное значение.

Наполеон решил нанести удар по соединениям Силезской армии Блюхера. 29 января произошло сражение под Бриенном, в котором стороны потеряли примерно по 3 тысячи человек. Блюхеру пришлось отступить на несколько километров, после чего он соединился с войсками Шварценберга, таким образом, собрав под своё командование до 110 тысяч человек. Союзная армия переходит в наступление. 1 февраля, в сражении при Ла-Ротьер французы были оттеснены со своих позиций при примерно равных потерях с обеих сторон. В феврале в лагере 6-й коалиции было принято решение наступать на Париж раздельно.

Армия под командованием Шварценберга двинулась на основные силы Наполеона, а Силезская армия Блюхера наступала севернее и должна была столкнуться с более слабыми соединениями Мармона и Макдональда. Французам вновь удалось нанести несколько чувствительных ударов Блюхеру. Из-за медлительных действий Шварценберга, Силезская армия не получала вовремя поддержки и понесла ряд серьезных поражений от французов в период с 10 по 14 февраля (так называемая «Шестидневная война») - при Шампобере, Монмирале, Шато-Тьерри и Вошане.

17 февраля союзники предложили Наполеону мир на условиях французских границ к началу Французской революции, от чего тот отказался. Целью Наполеона было сохранить границы империи по линии Рейна и альпийских гор.

Шварценберг продолжал медленное наступление, его корпуса растянулись на большой дистанции, что дало возможность Наполеону, перебросившему армию на это направление, нанести ряд поражений отдельным частям Главной армии. 17 февраля был разгромлен русский авангард Палена, затем баварская дивизия. 18 февраля в сражении при Монтро вюртембергский корпус с двумя австрийскими дивизиями оказался прижатым к Сене вдвое более сильной французской армией, однако союзники сумели с большими потерями переправиться на другой берег. Шварценберг отошёл к Труа, где соединился с Силезской армией Блюхера, а затем к исходной позиции наступления.

Наполеон не решился атаковать объединённые силы союзников, которые более чем в 2 раза превосходили все войска в его распоряжении. Однако и Шварценберг после ряда поражений продолжал отступление. Недовольный этим Блюхер обратился к русскому царю и прусскому королю, получив от них разрешение действовать самостоятельно. Теперь основной армией стала армия Блюхера. Для усиления его частей были направлены русский корпус Винцингероде и прусский корпус Бюлова из Северной армии Бернадота.

24 февраля Блюхер двинулся на северо-запад, в сторону Парижа, навстречу подкреплениям. Наполеон, узнав об отделении Блюхера, решил организовать его преследование как наиболее опасного и активного противника. Убедившись в пассивности Шварценберга, Наполеон оставил против него возле Бар-сюр-Об и Бар-сюр-Сен немногочисленные войска маршалов Удино, Макдональда и генерала Жерара, всего 30 тысяч солдат, а сам 27 февраля с примерно 40 тысячью солдат скрытно двинулся из Труа в тыл к Блюхеру.

В виду большой угрозы войску Блюхера, монархи коалиции принудили Шварценберга перейти в наступление.. Русский корпус под командованием Витгенштейна при поддержке австро-баварского корпуса Вреде отбросили 27 февраля войска маршала Удино за реку Об (правый приток Сены) в районе городка Бар-сюр-Об. 5 марта союзники в очередной раз заняли Труа, но здесь Шварценберг остановил своё продвижение, следуя приказу австрийского правительства не удаляться далеко за Сену. Основные сражения происходили северо-западнее, за рекой Марной, между армиями Наполеона и Блюхера. По численности войска Наполеон вдвое уступал союзникам, но благодаря их разобщенности и своему таланту полководца, он умело сдерживал продвижения обеих частей коалиции. Тем не менее, к началу марта союзники были уже менее, чем в ста километрах от Парижа. Наполеон старался прорваться на север, чтобы пополнить войско за счет находящихся там гарнизонов. На Краонских возвышенностях он нанес сильное поражение двум русским дивизиям - Воронцова и Строганова. На удачу Бонапарта болезнь подкосила Блюхера и Силезская армия потеряла инициативу. 13 марта Наполеон разбил возле Реймса 14-тысячный русско-прусский корпус графа Сен-При и занял город. Но с двумя армиями воевать было очень сложно. Наполеон бросается в сторону идущей на Париж армии Шварценберга, но при этом ему приходится оставить без внимания армию Блюхера. Наполеон избрал следующую стратегию: выставить заслоны против союзников, а самому пройти между армиями Блюхера и Шварценберга к северо-восточным крепостям, где он мог, деблокировав и присоединив гарнизоны, значительно усилить свою армию. Затем у него появилась бы возможность принудить союзников к отступлению, угрожая их тыловым коммуникациям. Наполеон надеялся на медлительность союзных армий и их страх перед армией французского императора в их тылу. Париж оставлялся на защиту, главным образом, своих жителей и Национальной гвардии. 21 марта состоялось сражение при Арси-сюр-Обе, войска Наполеона были отброшены за реку Об и отступил, как и намеревался, замедлив продвижение австрийской армии. 25 марта оба армии союзников двинулись на Париж. Коалиция применила отвлекающий маневр, выслав против Наполеона 10-тысячный кавалерийский корпус под началом российского генерала Винцингероде. Этот корпус был разбит, но свою миссию он выполнил, приняв удар на себя. А тем временем союзная армия наносит французам поражение при Фер-Шампенуазе, нанеся большой урон отряду Национальной гвардии.

29 марта союзные армии (около 100 тысяч солдат, из которых было 63 тысяч русских) подошли к передовой линии обороны Парижа. У французов было примерно 22—26 тысяч регулярных войск, 6—12 тысяч ополченцев Национальной Гвардии и около 150 орудий.

Карта сражения за Париж


Париж на тот момент насчитывал 500 тысяч жителей и был неплохо укреплен. Обороной Парижа руководили маршалы Мортье, Монсей и Мармон. Верховным главнокомандующим обороны Парижа был брат Наполеона, Жозеф. Под их началом было сосредоточено примерно 40 тысяч солдат. У союзников под началом было войско численностью около 100 тысяч, из которых 63 тысячи русских. Войска подошли к Парижу с северо-востока тремя основными колоннами: правую (русско-прусскую) армию вёл фельдмаршал Блюхер, центральную возглавлял российский генерал Барклай-де-Толли. Левая колонна под командованием кронпринца Вюртембергского двигалась вдоль правого берега Сены. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзников, потерявших за один день боёв более 8 тысяч солдат (из них более 6 тысяч русских).


30 марта, в 6 утра наступление на Париж началось. Русским 2-й пехотный корпус принца Евгения Вюртембергского атаковал селение Пантен, а корпус генерала Раевского с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена пошёл на штурм высот Роменвиля. Французы предприняли сильную контратаку на Пантен, и Евгений Вюртембергский, запросил подкреплений. Барклай-де-Толли отправил ему на помощь две дивизии 3-го гренадерского корпуса, которые помогли переломить ход боя. Французы отступили от Пантена и Роменвиля к селению Бельвиль, где могли рассчитывать на артиллерийскую поддержку. Барклай-де-Толли приостановил продвижение, ожидая вступления в дело запоздавших Силезской армии и войск кронпринца Вюртембергского.

В 11 часов утра Блюхер атаковал левый фланг французской обороны. К укреплённому селению Лавилет приблизились прусские корпуса Йорка и Клейста с корпусом Воронцова, русский корпус Ланжерона начал наступление на Монмартр. Видя с Монмартра гигантские размеры наступающих войск, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт покинул поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа.

Медаль «За взятие Парижа»


В 1 час дня колонна кронпринца Вюртембергского перешла Марну и атаковала крайний правый фланг французской обороны с востока, пройдя через Венсенский лес и захватив селение Шарантон. Барклай возобновил наступление в центре, и вскоре пал Бельвиль. Пруссаки Блюхера выбили французов из Лавилета. На всех направлениях союзники выходили непосредственно к кварталам Парижа. На всех высотах они устанавливали орудия, направляя их на Париж. В течение 30 марта все пригороды Парижа были заняты союзниками. Видя, что падение города неизбежно и стараясь уменьшить потери, Маршал Мармон отправил парламентёра к русскому императору. Александр поставил жесткий ультиматум о сдаче города под угрозой его уничтожения.

31 марта в 2 часа утра капитуляция Парижа была подписана. К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень 31 марта русская и прусская гвардия во главе с императором Александром I вступили в столицу Франции.

История в лицах

К. Н. Батюшков, из письма Н. И. Гнедичу.

С утром началось дело. Наша армия заняла Romainville, о котором, кажется, упоминает Делиль, и Montreuil, прекрасную деревню, в виду самой столицы. С высоты Мон-треля я увидел Париж, покрытый густым туманом, бесконечный ряд зданий, над которыми господствует Notre-Dame с высокими башнями. Признаюсь, сердце затрепетало от радости! Сколько воспоминаний! Здесь ворота Трона, влево Венсен, там высоты Монмартра, куда устремлено движение наших войск. Но ружейная пальба час от часу становилась сильнее и сильнее. Мы продвигались вперед с большим уроном через Баньолет к Бельвилю, предместию Парижа. Все высоты заняты артиллериею; еще минута, и Париж засыпан ядрами. Желать ли сего? - Французы выслали офицера с переговорами, и пушки замолчали. Раненые русские офицеры проходили мимо нас и поздравляли с победою. "Слава богу! Мы увидели Париж с шпагою в руках! Мы отметили за Москву!"- повторяли солдаты, перевязывая раны свои.

Мы оставили высоту L"Epine; солнце было на закате, по той стороне Парижа; кругом раздавалось ура победителей и на правой стороне несколько пушечных ударов, которые через несколько минут замолчали. Мы еще раз взглянули на столицу Франции, проезжая через Монтрель, и возвратились в Noisy отдыхать, только не на розах: деревня была разорена.

На другой день поутру генерал поехал к государю в Bondy. Там мы нашли посольство de la bonne ville de Paris, вслед за ним великолепный герцог Веченский. Переговоры кончились, и государь, король Прусский, Шварценберг, Барклай с многочисленною свитою поскакали в Париж. По обеим сторонам дороги стояла гвардия. "Ура" гремело со всех сторон. Чувство, с которым победители въезжали в Париж, неизъяснимо. Наконец мы в Париже. Теперь вообрази себе море народа на улицах. Окна, заборы, кровли, деревья бульвара, все, все покрыто людьми обоих полов. Все машет руками, кивает головой, все в конвульсии, все кричат: «Vive Alexandre, vivent les Russes! Vive Guillaume, vive 1"empereur d"Autriche! Vive Louis, vive le roi, vive la paix!» <…> Государь, среди волн народа, остановился у полей Елисейских. Мимо его прошли войска в совершенном устройстве. Народ был в восхищении, а мой казак, кивая головою, говорил мне: "Ваше благородие, они с ума сошли". «Давно!» - отвечал я, помирая со смеху. Но у меня голова закружилась от шуму. Я сошел с лошади, и народ обступил и меня и лошадь, начал рассматривать и меня и лошадь. В числе народа были и порядочные люди, и прекрасные женщины, которые взапуски делали мне странные вопросы: отчего у меня белокурые волосы, отчего они длинны? «В Париже их носят короче. Артист Dulong вас обстрижет по моде». «И так хорошо»,- говорили женщины. «Посмотри, у него кольцо на руке. Видно, и в России носят кольца. Мундир очень прост»

Цитируется по: Батюшков К.Н. Сочинения. Москва, Художественная литература, 1989. т.2

Конечно, уже можно было бы и завершить рассказы о Заграничном походе русской армии 1814 года, но остался ещё большой пласт не охваченного: пусть и не очень длительное (всего чуть более 2 месяцев), пребывание войск союзников в столице Франции. Это время, атмосфера радости по поводу окончания длительной войны, лёгкость общения с парижанами (и особенно парижанками), несмотря на определённые шероховатости, наглядно переданы в многочисленных рисунках, картинах, шаржах и карикатурах не только российских и иностранных художников, волею судеб оказавшихся тогда в Париже, и более поздних работах их коллег, но и в письмах, воспоминаниях и мемуарах русских офицеров, участников кампании.

Лейб-гвардии конный полк в Париже
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ

Мы помним, что ещё с момента вступления войск коалиции на территорию Франции Александр I приказал обходиться с жителями как можно дружелюбнее, и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России . Государь щадил самолюбие французов, но при этом зачастую приносил в жертву достоинство своих войск. Случалось, что победители чувствовали себя в Париже побежденными... Генерал от инфантерии Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен, назначенный после занятия Парижа генерал-губернатором французской столицы, и военный комендант полковник русской армии французский эмигрант граф де Рошешуар строго придерживались напутствия царя, заслужив признательность горожан. Но русские офицеры и солдаты не всегда были этим довольны. Во все время пребывания нашего в Париже часто делались парады, так что солдату в Париже было более трудов, чем в походе , (из Воспоминаний поручика Николая Муравьёва, будущего Карского, Русский архив, 1886 г., 1 кн.). В первые дни случалось, что войска даже забывали накормить.


Бивуак русских войск на Елисейских Полях в Париже


Продажа напитка Коко
Гравюра Филибера-Луи ДЕБЮКУРА по оригиналу К. Верне. 1814 год
На улицах Парижа можно было утолить жажду освежающим напитком Коко, которым торговали прямо тут же


Книжная иллюстрация по рисунку Богдана Виллевальде

Не обходилось и без стычек между союзниками и демобилизованными или отправленными в отпуска французскими офицерами, наводнившими Париж в конце апреля, а также прибывшими в столицу с королём Людовиком XVIII: ...видя спокойное поведение союзных войск, они начали дерзить и наглеть, в особенности по отношению к хорошо дисциплинированным и терпеливым русским (из воспоминаний английского очевидца). Нередко в городе случались и дуэли: Наши русские тоже дрались и более с французскими офицерами армии Наполеона, которые не могли нас равнодушно видеть в Париже (Николай Муравьёв). Чтобы предотвратить подобные столкновения, губернатор Остен-Сакен приказал союзным офицерам находиться в Париже только по служебным делам, а остальным вернуться к месту дислокации частей. Подобным образом поступило и французское руководство. В дальнейшем эти проблемы были решены.


Бивуак казаков на Елисейских полей, Париж, 31 марта 1814 года


Бивуак казаков на Елисейских полей, Париж, 31 марта 1814 года, фрагменты


Эскизы к театральной постановке Казаки войска М.И.Платова в Париже : Три девушки у окошка
Мстислав ДОБУЖИНСКИЙ

В столице находилась только небольшая часть русских войск: корпус, сформированный из кирасиров и гвардейцев, Гвардейский морской экипаж, некоторое количество казаков. Последние располагались не на квартирах, как было тогда заведено, а в казармах и даже на биваках на Монмартре, столичных улицах и бульварах, привнося в парижскую жизнь особую экзотику и своеобразный шарм...


Русского казака стрижёт собачий парикмахер на Новом мосту.
Здесь предлагали свои услуги разные мастеровые, продавцы и ремесленники.
Раскрашенная гравюра


Урядник Лейб-Гвардии Казачьего полка с лошадью на площади Людовика XV в Париже
Карл ВЕРНЕ



Иван РОЗЕН


Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год
Иван РОЗЕН

Вместе с российской гвардией 31 марта 1814 г. в столицу поверженной наполеоновской империи Париж вступил и не раз прославившийся кровопролитных сражениях Заграничных походов русской армии Гвардейский морской экипаж. Вернувшись из Гавра в Кронштадт на фрегате Архипелаг, моряки в составе гвардии торжественно вошли 11 августа 1814 года в Санкт-Петербург через установленные у Нарвской заставы Триумфальные ворота.


Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год
Иван РОЗЕН


Гвардейский экипаж в 1814 году на фрегате Архипелаг
Акварель А.А.ТРОНЬ

В начале XIX века ещё не существовало фотографии и фотографов, которые могли бы запечатлеть наших соотечественников в Париже, так что вся надежда на живописцев, оставивших разнообразные и замечательные рисунки-свидетельства. Многие из них вы уже видели в этом . Одним из них был австрийский подданный, известный живописец-миниатюрист, портретист и график Георг-Эмануэль Опиц, ученик Франческо Казановы (кстати, брата небезызвестного авантюриста Джакомо), яркий представитель стиля бидермайер. Находясь в свите одной из дочерей Петра Бирона, герцогини Курляндской Шарлотты-Доротеи, он был свидетелем окончания войны с Наполеоном, входа и пребывания союзных войск в Париже, что позволило ему создать целый цикл ярких костюмных акварелей-репортажей, посвященных этим событиям, пользовавшихся большой популярностью. Позже он выполнил по этим рисункам литографии. Кое-что из серии 1814 года было предложено вашему вниманию , и . Серия Казаки в Париже в 1814 году насчитывала более 40 листов и живо передавала ту необычную праздничную атмосферу, которая царила в столице Франции весной 1814 года. Опиц зарисовал с натуры множество сценок, запечатлел интересные ситуации и эпизоды из жизни казаков, показав их, может быть, не слишком утончёнными и деликатными, но при этом добрыми, симпатичными и весёлыми.

Пройдёмся же вслед за художником и понаблюдаем за времяпрепровождением русских казаков в Париже, их лагерями и стоянками, прогулками по паркам и улицам, общением с местными жителями, посещением достопримечательностей города.

Одним из первых через городские ворота Парижа в столицу Франции вошёл лейб-гвардии Казачий полк. Именно за ним во главе огромной свиты в город въехал Александр I и европейские монархи. На этих рисунках Опица изображен марш казачьего войска по Парижу во время вступления в город 21 марта 1814 года.


Отряд казаков проходит мимо Триумфальной арки 31 марта 1814 года
Оккупация Парижа в 1814. Казаки проходят через город


Казак раздает парижанам декларацию Александра I

Этот сюжет относится к первым дням пребывания союзных войск в Париже. Художник изобразил конного донского казака, раздающего прохожим на улице недалеко от Триумфальной арки листы с напечатанной декларацией Александра I. За ним бежит парижский разносчик объявлений (с бляхой) и предлагает прокламацию короля Людовика XVIII. Французская столица давно не был свидетелем чужих военных триумфов, и парижане, с тревогой ожидая грядущих событий, набрасывались на любую информацию. Все их надежды связывались, в первую очередь, с русским царем, вдохновителем и фактическим руководителем антинаполеоновской коалиции. А.И. Михайловский-Данилевский вспоминал: Несколько прокламаций, объявленных в сие время, были все от имени Государя... Первая и важнейшая прокламация к французам... обнародована в самый день нашего вступления в 3 часа пополудни. В оной император объявляет, что он и союзники не вступят в переговоры ни с Наполеоном, ни с кем другим из фамилии его; что земли, принадлежавшие Франции при прежних королях, будут неприкосновенны; и приглашает народ французский избрать временное правительство для составления конституции .


Бивуак казаков на Елисейских полях, Париж, 31 марта 1814 года
Георг Эммануэль ОПИЦ


Опиц не раз писал казачьи бивуаки на Елисейских полях. А будущий писатель Иван Лажечников, адъютант генерала А.И. Остермана-Толстого, так вспоминал о них в Походных записках русского офицера: 20 марта. Казаки расположили свой стан на Елисейских полях: зрелище, достойное карандаша Орловского и внимания наблюдателя земных превратностей! Там, где парижский щеголь подавал своей красавице пучок новорожденных цветов и трепетал от восхищения, читая ответ в ласковых ее взорах, стоит у дымного костра башкирец, в огромной засаленной шапке с длинными ушами, и на конце стрелы жарит свой бифштек. Гирлянды и флеровые покрытия заменены седлами и косматыми бурками...


Лагерь казаков на Елисейских полях

В картине несколько сюжетов: на заднем плане казаки в лагере беседуют с парижанами, смотрят выступление акробатов и пьют вино; а перед строем в присутствии офицера проводится экзекуция – провинившегося стегают кнутом. На переднем плане изображены овцы, коза, битая птица – всё то, что служило пищей живущим на биваке; казак в бурке и соломенной шляпе (явно с чужой головы:)) покупает провизию у парижанина.


Марди Гра. Колонна военнопленных

Странная процессия, не правда ли? А всё дело в том, что союзные войска вступили в Париж 31 марта 1814 г. во время Жирной (Масленичной ) недели, кульминацией которой во Франции традиционно было грандиозное карнавальное шествие Марди Гра. Во время этого карнавала нарушались все правила и традиции, его участники менялись ролями: нищие становились королём и королевой, господа угождали и прислуживали слугам, бедняки повелевали богачами.

На этот раз, 3 апреля 1814 г. карнавал был особым; стремясь смягчить горечь поражения, французы устроили пышный праздник, разыграв сцены победы французов над союзниками. Побеждённые французские гвардейцы конвоировали русских, переодетых военнопленными, демонстрируя согласие французов с фактом своего поражения в этой кампании и свидетельствуя о доброжелательном их отношении к победителям, которым было разрешено принять участие в этом городском празднике. Да и утомлённые, уставшие от сражений и маршей русские солдаты с большим удовольствием отпраздновали Широкую Масленицу с таким размахом впервые за несколько лет.

* Продолжение этой истории смотрите в конце сообщения...


У этой акварели есть разные названия:
Национальные гвардейцы конвоируют пленных русских солдат и казаков по улицам Парижа
Русских пленных в Париже ведут мимо китайских бань
Казак во главе импровизированного шествия мимо китайских бань

Художник изобразил в центре безоружного казака с мешком за спиной и русского офицера в плаще, которых в виде почётного эскорта сопровождают французские солдаты национальной гвардии с ружьями. За ними движется целая толпа, состоящая из русских военных (судя по головным уборам - пехотинца, драгуна, кирасира), а также то ли ряженых, то ли актёров бродячего театра, мальчишек. Одни предполагают, что для охраны спокойствия гражданского населения Парижа и соблюдения порядка союзными войсками по городу в то время снаряжались совместные патрули из русских и французских солдат национальной гвардии. Тогда почему они пленные? Другие утверждали, что Государь был пристрастен к французам до такой степени, что приказал французской национальной гвардии брать наших солдат под арест, когда их на улицах встречали, отчего произошло много драк, в которых большей частью наши оставались победителями (Николай Муравьёв).


Приготовление мяса в лагере казаков

Скоре всего действие происходит на Елисейских полях или Марсовом поле, местах расположения лагерей. Все казачьи полки, за исключением лейб-гвардии Казачьего, жили в полевых условиях. Они вынуждены были, как и встарь, жить с травы и воды , зачастую экспроприируя всё, что плохо лежало. Французы вспоминали, что казаки, например, в бытность их пребывания у дворца Наполеона в Фонтенбло выловили и съели достославных карпов в тамошних заповедных прудах . За походной полевой кухней казаков с нескрываемым любопытством наблюдают и французы, в том числе местный повар.


Казаки на Монмартре
Русские казаки делят добычу прямо на растеленном на земле одеяле.


Казаки на улице, ведущей к Вандомской площади

На акварели запечатлено 8 апреля 1814 г., день, когда французы демонтировали статую Наполеона с Вандомской колонны (подробнее об этом событии можно прочесть ). Оживлённая толпа парижан стремится к площади, чтобы понаблюдать за действом. Но казаков, расположившихся тут же на привале, это мало волнует, у них свои неотложные дела...


Выступление уличного фокусника и предсказателя в центре Парижа.

Русских в Париже поражало обилие на улицах города актёров, театров и зрелищных представлений. Вообще стихия парижан – буря всех страстей. Там на каждом малом пространстве, особливо булеварного проспекта и Елисейских полей, везде призывы сердец к наслаждениям. Тут показывают выученных зверей, птиц, рыб и гадов, фокус-покусы, фантасмагории, панорамы и волшебные фонари, или танцы великолепных кадрилей на натянутых проволоках и веревках, или огнецветные китайские изделия, сгорающие при звуках приятнейшей гармоники с особливо изумительною прелестию переливов и блесков (из воспоминаний офицера Первого егерского полка М.М. Петрова). По случаю Страстной недели (с 4 по 10 апреля 1814 г.) и говения Александра I вышел приказ генерал-губернатора Остен-Сакена о запрете русским посещать театры и увеселительные заведения: Государь император надеется и уверен, что ни один из русских офицеров, в противность церковного постановления, во все время продолжения Страстной недели спектаклями пользоваться не будет, о чем войскам даю знать . Но и в этот период русские офицеры и солдаты не остались без зрелищ на улицах Парижа. Георг-Эмануэль Опиц изобразил оживленную толпу парижан и двух русских казаков, наблюдающих за выступлением бродячего актёра, веселящего народ карточными фокусами и раздачей конвертов с предсказаниями.


Казаков приглашают зайти в кофейню

Сцена прогулки казаков по городу показывает заинтересованное отношение к ним парижан: мужчина приподнимает шляпу в знак благодарности за полученную от казака монетку, женщины приглашают прославившихся в военных кампаниях воинов посетить кофейню, над которой висит вывеска с перечнем продающихся здесь напитков. Они (парижане) воображали найти в нас людей необразованных, изнуренных походами, говорящих языком, для них непонятным, в странных одеждах, с зверскою улыбкою предающихся грабежу, и не могли поверить глазам своим, видя красоту русских мундиров, блеск оружия, веселую наружность воинов, здоровый цвет лица их, ласковое обращение офицеров и слыша остроумные ответы их на французском языке. В скором времени известие о невероятных свойствах их победителей перелетало из уст в уста; похвалы русским гремели повсюду; женщины из окон и с балконов махали белыми платками, приветствовали нас движением рук... . (из воспоминаний А.И. Михайловского-Данилевского)


Кукольное представление в кафе

После длительных лишений военно-полевой жизни многие русские в Париже наслаждались комфортной жизнью, гастрономическими изысками, вином и всем тем, что мог предоставить человеку один из лучших городов мира. Тем более что в Париже русским войскам выдали причитающееся жалование за год. Рестораны и кафе были дешёвыми: Обед вообще обходился нам тогда дешево. Мы пользовались большим кредитом в лавках и магазинах (из записок генерал-майора Н.П. Ковальского). Не совпадало только время обеда: русские привыкли обедать в полдень, а французы – в 6 часов вечера. На акварели русские казаки, посетишие кафе, пьют вино, ухаживают за француженками и развлекаются кукольным представлением, которое устроил для них юный парнишка. Он одновременно играет на дудке и барабане, а движением ноги заставляет плясать своих кукол. В России театр марионеток был тогда большой редкостью и поэтому казаки очень заинтересовано наблюдают за происходящим.


Игра в карты в игорном доме

За карточным столом в игорном доме собралась весьма разнородная публика: чиновники и военные, дамы полусвета и простолюдинки. В центре внимания дам русские офицеры и казаки. Азартные карточные игры были излюбленным развлечением русского общества и особенно военных, так как каждая партия была своеобразной дуэлью противников. И сражения за карточным столом не уступали по драматизму военным схваткам. Наиболее популярными были такие игры, как фараон и штос, в которых наибольшую роль играл случай, что максимально отвечало менталитету русских военных. Судьба, удача, карьера, жизнь – как на службе, так и на войне – очень часто зависели от случая. Иногда карточная игра становилась пагубной страстью. Деньги были, военнослужащим было выплачено жалование. Страстный игрок генерал Михаил Милорадович испросил у царя жалованье за три года вперед и столовые деньги. И все проиграл. Не отставал от него и прусский фельдмаршал Блюхер: Сколько раз мне случалось видеть там наших генералов и старика Блюхера в партикулярном платье, горчайшаго игрока, проигрывавшаго большия суммы (из Записок прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка И.М. Казакова, участника кампаний 1812-1814 гг.); ...я видел Блюхера, ставившего кучи золота на одну карту. Прусский король платил за него его проигрыши, а выигрыши оставались ему в пользу (Николай Муравьёв) Кроме того, офицеры, имевшие свое собственное состояние, могли брать кредиты, не погашая долга: Офицеры... ...обращались к банкирам с простым удостоверением от корпусного командира, что они люди со средствами, и получали под векселя значительные суммы. Государь впоследствии заплатил за всех, и мы вдобавок были уволены от выговоров и замечаний... (Н.П. Ковальский). Казачьи офицеры были не так богаты и играли намного реже. И на данной акварели художник изобразил их рядом с дамами. Вероятно, они больше надеялись на успех у женщин, чем на удачу за карточным столом.


Игра в рулетку в игорном доме

В отличие от карт, рулетка в то время ещё не была популярной в России, и большинство русских офицеров не имели представления о ней до входа в Париж. Поэтому многие стремились попробовать свои силы и попытать счастье в необычной игре из простого любопытства. Рулетка есть ад и рай для многих – выигрывающий в восторге, а проигравший испытывает все мучения ада и в сумасшествии с отчаяния застреливается или бросается в Сену , - писал всё тот же И.М. Казаков. Опиц изобразил французскую публику, собравшуюся за игорным столом, а также солдат и офицеров союзных войск, наблюдающих за игрой. Справа от крупье два донских казачьих офицера о чём-то оживленно беседуют с сидящей за столом дамой, возможно консультируются с ней, готовясь сделать ставку.


Казаки играют с парижскими детьми в саду Тюильри

Акварель изображает прогулку казаков в саду Тюильри и их приветливое общение с маленькими детьми, которых сопровождают мамы и няни. Походная жизнь приучила казаков к длительным отлучкам из дома, где оставались их семьи и детишки, которых они могли не видеть годами. Поэтому женщины с детьми вызывали у них умиление, желание поиграть с малышами, потискать их, подарить гостинец. Свидетели вспоминали, что во время прохождения по Парижу торжественным маршем, казаки брали на руки мальчишек и сажали их перед собой на крупы лошадей.


Конный казак на улице города

Парижские дети, особенно мальчишки, завидев пеших или конных завоевателей, целыми толпами бегали за ними, выпрашивали деньги и сувениры на память. Они быстро подружились с лохматыми и добродушными казаками, разрешавшими детишкам вскарабкиваться им на плечи.


Купание коней в Сене

Одна из самых известных акварелей в парижской серии Георга-Эммануэля Опица. У арочного моста Согласия (Pont de la Concorde), бывшего моста Людовика XVI, казаки купают и поят в Сене своих лошадей. А парижанки высыпали на набережную и, свесившись через парапет, с нескрываемым интересом наблюдают за могучими стройными казаками, которые в одном исподнем (а то и вовсе нагишом), не обращая внимания на зрительниц, ухаживают за своими преданными любимцами, прошедшими в этой тяжёлой кампании такой же далёкий путь.


Казаки и торговки рыбой и яблоками
Казаки на рынке

Местные торговцы с готовностью снабжали русские войска съестными припасами и галантереей. Они появлялись на заставах, биваках, а то и просто на улицах, нагружённые корзинками с провизией и бочонками с напитками, громко предлагая свои товары. Забавно было видеть наших служивых, старающихся любезничать с торговками, и ловкость сих последних, которые понимали намерения, не разумея слов (И.М. Казаков)

Нередко и казаки посещали городские рынки. Высшие русские офицеры предпочитали использовать в качестве ординарцев именно казаков, так как те отличались расторопностью, сметливостью, ловкостью, были коммуникабельными и быстрыми в исполнении любых поручений, в том числе закупки провизии. На картине казак приценивается к домашней колбасе, а слуга отрезает от колбасы кусок на пробу. Отношения между продавцами и покупателями приветливые и доброжелательные.


Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинчиками

Русские солдаты любили поглазеть на многочисленные модные лавки и магазины, которыми славился Париж, где на продажу были выставлены товары самого разного назначения: парфюмерия, галантерея, обмундирование, оружие, даже русские эполеты и орденские знаки, шитьё и т.д. Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, только были бы деньги . И парижане тщательно заботились о том, чтобы иностранные гости не скупились и оставляли здесь свои деньги...

На акварели казаки в сопровождении прелестных парижанок рассматривают и живо обсуждают витрины, товары, вывески ресторанов и парикмахерских: Восковые бюсты с париками, выставленные при некоторых лавках под стеклом, показались нам столько же белы и живы, как сами парикмахеры , Вывески на ресторациях были очень привлекательно разрисованы и заманивали к себе, но время и обстоятельства не позволяли нам лакомиться. Из толпы зрителей останавливались и смотрели на нас большей частью дамы, пригожие француженки... (из Походных записок артиллериста 1812-1816 Ильи Тимофеевича Радожицкого)


Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы дe Граммон

Но иногда не обходилось и без стычек, как на этой акварели: оборванная старуха-француженка замахивается палкой на казака, который, парирует удар, выставив вперёд ружьё. Казак, видимо, занимался закупками для своего подразделения и чем-то или не угодил пожилой женщине, или произошло языковое недоразумение. Рядом стоят навьюченные разным скарбом (мешки, корзины с напитками и провизией, посуда, оружие, перемётная сума) казачья лошадь и осёл. А возле витрины модной лавки, торгующей шляпками, толпятся модницы француженки.


У статуи Аполлона в музее

После окончания Страстной недели был снят запрет на посещение местных театров и музеев. Наоборот, командиры многих полков обязали своих офицеров приобщаться самим и привлекать своих подчинённых к искусству. Те, кто побогаче стали завсегдатаями Гранд-опера, Версаля; другие наслаждались прогулками по Люксембургскому саду и Булонскому лесу; третьи - проникались видом и устройством Дома инвалидов, Музеев артиллерии и Наполеона. В последнем экспонировались вывезенные из Рима античные шедевры, а также экспроприированные в других странах многочисленные произведения искусства. Не все нижние чины, простые солдаты или казаки могли судить о красоте картин и статуй, но, как отмечали многие мемуаристы, мимо статуи Венеры и Аполлона Бельведерского никто не мог пройти равнодушно, все останавливались и восхищались увиденным.


Казачья пляска ночью на Елисейских полях

Сцена отдыха и ночного веселья казаков, устроивших с гостями пирушку с песнями, плясками. Ухарские пляски казаков, их песни и припевы... очень нравились французам , - вспоминал русский офицер Иван Петрович Липранди.

Несмотря на то, что в Париже русские войска в основном приятно проводили время, получая массу новых впечатлений, удовольствий и наслаждений всякого рода, которых и описать невозможно (ротмистр Иван Дрейлинг), усталось от многомесячных кампаний, тоска по родине и семьям, сделали своё дело. Прекрасная Франция казалась уже не такой прекрасной. Париж есть удивительный город; но я смело уверяю вас, что Петербург гораздо красивее Парижа, что здесь хотя климат и теплее, но не лучше киевского, одним словом, что я не желал бы провести мой век в столице французской, а во Франции еще и менее того , - писал в письмах будущий русский поэт Константин Батюшков. Поэтому, когда настало время отъезда, многие обрадовались и не возражали.


Казаки рассматривают карикатуры на самих себя.
Георг-Эммануэль ОПИЦ

Гуляя по городу, казаки остановились у витрины павильона по продаже эстампов. Здесь выставлены карты Франции и театра военных действий в 1812 г., гравюры с видами Москвы и Вены, портреты в рамах Талейрана, Марии-Луизы. На прищепках приколоты небольшие эстампы, на которых изображены король Австрии Франц I, императоры Александр I и Наполеон (портрет, составленный из трупов), а также различные карикатуры, в том числе и на русских казаков, одних из самых популярных персонажей. Эти карикатуры наводнили Францию. Георг-Эммануэль Опиц написал на первом плане казаков, с удивлением и улыбкой на лицах рассматривающих листок с карикатурой под названием Казак, рисованный с натуры

Но и это ещё не всё! Как мне не хотелось разрывать пост, но ничего не поделать, не помещается.
Поэтому самое сладенькое в следующий раз:)

UPD: Благодаря вниманию, своим прекрасным знаниям предмета и историческому чутью Катерина, ака catherine_catty , засомневалась в правильности того, что карнавальное шествие Марди Гра в 1814 году проходило во время пребывания союзных войск в Париже. И оказалась права, действительно, это событие случилось 22 февраля 1814 года, когда столица Франции была ещё свободна: и . Ещё раз Благодарю Катерину за наблюдательность и помощь в установлении истины!

Тем не менее акварель Георга-Эммануэля Опица существует и с тем описанием, что привела я (), поэтому оставляю её на прежнем месте, надеясь, что вы учтёте и запомните мою (и не только) оплошность. Переносить в другой пост я её не буду, думаю, вы из моего комментария поймёте почему и простите:)

Итак, заграничный поход Русской армии и взятие Парижа!

Коллеги, небольшой экскурс в историю!
Надо не забывать о том, что мы брали не только Берлин (пару раз), но и Париж!

Капитуляция Парижа была подписана в 2 часа утра 31 марта в селении Лавилет на условиях, которые составил полковник Михаил Орлов, оставленный заложником у французов на время перемирия. Глава русской делегации Карл Нессельроде следовал инструкции императора Александра, предполагавшей сдачу столицы со всем гарнизоном, однако маршалы Мармон и Мортье, найдя такие условия неприемлемыми, выговорили право отвести армию на северо-запад.

К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень 31 марта 1814 года эскадроны кавалерии во главе с императором Александром I триумфально вступили в столицу Франции. «Все улицы, по которым союзники должны были проходить, и все примыкающие к ним ули­цы были набиты народом, который занял даже кровли домов», - вспоминал Михаил Орлов.

В последний раз вражеские (английские) войска вступали в Париж в XV веке во время Столетней войны.

Штурм!

30 марта 1814 года войска союзников приступили к штурму французской столицы. Уже на следующий день город капитулировал. Поскольку войска, хоть и были союзными, в основном состояли из русских частей, Париж наводнили наши офицеры, казаки и крестьяне.

Шах и мат Наполеону

В начале января 1814 года союзные войска вторглись на территорию Франции, где у Наполеона появилось превосходство. Отличное знание местности и его стратегический гений позволяли ему постоянно отбрасывать армии Блюхера и Шварценберга на исходные позиции, несмотря на численный перевес последних: 150-200 тысяч против 40 тысяч наполеоновских солдат.

В 20-х числах марта Наполеон отправился к северо-восточным крепостям на границе Франции, где рассчитывал усилить свою армию за счет местных гарнизонов, и принудить союзников к отступлению. Дальнейшего продвижения врагов на Париж, он не ожидал, рассчитывая на медлительность и несговорчивость союзных армий, а также страх перед его наступлением с тыла. Однако здесь он просчитался – 24 марта 1814 союзниками был в срочном порядке одобрен план наступления на столицу. А все из-за слухов об усталости французов от войны и волнениях в Париже. Чтобы отвлечь Наполеона, против него выслали 10-тысячный кавалерийский корпус под началом генерала Винцингероде. Отряд был разбит 26 марта, но это уже не повлияло на ход дальнейших событий. Через несколько дней начался штурм Парижа. Тогда-то Наполеон понял, что его провели: «Это превосходный шахматный ход, - воскликнул он, - вот никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать». С небольшой армией он бросился на спасение столицы, но уже было слишком поздно.

В Париже

Генерал-майор Михаил Федорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию (будучи ещё полковником), вспоминал о первой поездке по взятому городу: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались».

Улицы были пустынны. Казалось, все населения Парижа сбежало из города. Больше всего граждане боялись мести иностранцев. Ходили истории о том, что русские обожают насиловать и забавляться варварскими играми, например в мороз гнать людей голыми на порку. Поэтому когда на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, многие жители бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. «Народу на Сен-Мартинской площади, площади Людовика XV и аллее было такое множество, что дивизионы полков едва могли проходить через эту толпу». Особенный энтузиазм высказывали парижские барышни, которые хватали за руки иностранных воинов и даже взбирались им на седла, чтобы лучше рассмотреть входивших в город завоевателей-освободителей.
Русский император выполнил свое обещание перед городом, Александр пресекал любой разбой, карал за мародерства, особенно строго запрещались любые покушения на культурные памятники, в частности, Лувр.

(Прям настроение как в годы ВОВ, когда все боялись Красной армии и мести со стороны её солдат и офицеров, потом нынешние пасквили о якобы изнасилованных 2 000 000 немок)

Про будущих декабристов

Молодые офицеры с удовольствием принимались в аристократических кругах Парижа. В числе других времяпрепровождений оказались и посещения гадального салона известной на всю Европу гадалки – мадемуазель Ленорман. Однажды вместе с друзьями в салон пришел прославленный в боях восемнадцатилетний Сергей Иванович Муравьев-Апостол. Обращаясь ко всем офицерам, мадемуазель Ленорман дважды проигнорировала Муравьева-Апостола. В конце концов, тот поинтересовался сам: «Что же вы скажете мне, мадам?» Ленорман вздохнула: «Ничего, месье…» Муравьев настаивал: «Хоть одну фразу!».

И тогда гадалка произнесла: «Хорошо. Скажу одну фразу: вас повесят!» Муравьев опешил, но не поверил: «Вы ошибаетесь! Я – дворянин, а в России дворян не вешают!» – «Для вас император сделает исключение!» – грустно проговорила Ленорман.

Это «приключение» бурно обсуждалось в офицерской среде, пока к гадалке не сходил Павел Иванович Пестель. Когда он вернулся, то, смеясь, сказал: «Девица выжила из ума, боясь русских, которые заняли ее родной Париж. Представляете, она предсказала мне веревку с перекладиной!». Но ворожба Ленорман сбылась в полной мере. И Муравьев-Апостол, и Пестель умерли не своей смертью. Вместе с другими декабристами их повесили под дробь барабана.

Казаки

Пожалуй, самые яркие страницы тех лет в историю Парижа вписали казаки. Во время своего пребывания во французской столице русские кавалеристы превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих коней. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону - в нижнем белье или совсем нагишом. И этим, конечно же, привлекали немалое внимание местных.

О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество романов, написанных французскими писателями. Среди дошедших до настоящего времени роман известной писательницы Жорж Санд, который так и называется: «Казаки в Париже».

Самих казаков пленил город, правда, в основном красивые девушки, игорные дома и вкусное вино. Казаки оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым у Тортони на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Пале-Рояля и Лувра.

Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Хотя популярностью у дам простого происхождения бравые вояки все же пользовались. Вот и учили их парижанки азам галантного обращения с девушками: ручку сжимать не сильно, под локоток взять, дверь открыть.

Впечатления парижан!

Французов в свою очередь пугали азиатские конные полки в составе русской армии. Они ужасались почему-то при виде верблюдов, которых привели с собой калмыки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в своих кафтанах, шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку.

Зато парижанам очень понравились казаки. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (только по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами, прямо такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые. Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков.

Про "бистро", точнее про "быстро"

Общением с русскими парижане были поражены. Французские газеты писали о них, как о страшных «медведях» из дикой страны, где всегда холодно. И парижане удивились, увидев рослых и крепких русских солдат, которые по виду совершенно не отличались от европейцев. А русские офицеры, к тому же, практически все говорили на французском языке. Сохранилась легенда, что солдаты и казаки заходили в парижские кафе и торопили разносчиков еды – быстро, быстро! Отсюда потом и появилась сеть закусочных в Париже под названием «Бистро».

Что привезли из Парижа домой?

Русские солдаты вернулись из Парижа с целым багажом позаимствованных традиций и привычек. В России стало модным пить кофе, который когда-то вместе с другими колониальными товарами завез царь-реформатор Петр I. Долгое время ароматный напиток оставался непризнанным в среде бояр и дворян, но насмотревшись на утонченных французов, начинавших свой день с чашечки бодрящего пития, русские офицеры сочли традицию крайне элегантной и модной. С этого момента употребление напитка в России стало считаться одним из признаков хорошего тона.

Традиция убирать пустую бутылку со стола, тоже пошла из Парижа 1814 года. Только вот делалось это не из-за суеверия, а банальной экономии. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных клиенту бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустую тару, оставшуюся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, спрятав часть бутылей. Оттуда и пошло – «оставишь на столе пустую бутылку, денег не будет».

Некоторые удачливые солдаты успели нажить в Париже жен-француженок, которых в России сначала звали «француз», а после прозвище превратилось в фамилию «Французов».

Русский император тоже зря не терял времени в жемчужине Европы. В 1814 году ему преподнесли французский альбом с рисунками различных проектов в новом стиле ампир. Торжественный классицизм приглянулся императору, и он пригласил на родину некоторых французских архитекторов, в том числе Монферрана, будущего автора Исаакиевского собора.

Итоги и последствия взятия Парижа

Участник кампании и историк Михайловский-Данилевский в своем труде о заграничном походе 1814 года сообщил такие потери союзных войск под Парижем: 7100 русских, 1840 пруссаков и 153 вюртембергца, всего свыше 9 тыс. солдат.

На 57-й стене галереи воинской слава храма Христа Спасителя указано более 6 тысяч русских воинов, выбывших из строя при взятии Парижа, что соответствует данным историка М. И. Богдановича (более 8 тыс. союзников, из них 6100 русских).

Французские потери оцениваются историками в более 4 тыс. солдат. Союзники захватили 86 орудий на поле боя и ещё 72 орудия достались им после капитуляции города, М. И. Богданович сообщает о 114 захваченных орудиях.

Решающая победа была щедро отмечена императором Александром I. Главнокомандующий русскими войсками генерал Барклай-де-Толли получил чин фельдмаршала. 6 генералов удостоились ордена Св. Георгия 2-й степени. Исключительно высокая оценка, если учесть, что за победу в крупнейшем сражении Наполеоновских войн под Лейпцигом орден Св. Георгия 2-й степени получили 4 генерала, а за Бородинское сражение был удостоен только один генерал. Всего за 150 лет существования ордена 2-ю степень вручали лишь 125 раз. Отличившийся при взятии Монмартра генерал-от-инфантерии Ланжерон удостоился высшего ордена Св. Андрея Первозванного.

Наполеон узнал о капитуляции Парижа в Фонтенбло, где поджидал подхода своей отставшей армии. Он сразу же решил стянуть все имеющиеся войска для продолжения борьбы, однако под давлением маршалов, учитывающих настроения населения и трезво оценивающих соотношение сил, 4 апреля 1814 года Наполеон отрёкся от трона.

10 апреля, уже после отречения Наполеона, на юге Франции произошло последнее сражение в этой войне. Англо-испанские войска под командованием герцога Веллингтона сделали попытку овладеть Тулузой, которая оборонялась маршалом Сультом. Тулуза капитулировала только после того, когда вести из Парижа достигли гарнизона города.

В мае был подписан мир, вернувший Францию в границы 1792 года и восстановивший там монархию. Эпоха Наполеоновских войн закончилась, только вспыхнув в 1815 году при знаменитом кратковременном возвращении Наполеона к власти (Сто дней).

На борту "Беллерофонта" (путь к острову Святой Елены)

Последнее пристанище Наполеона!

30 марта 1814 года войска союзников приступили к штурму французской столицы. Уже на следующий день город капитулировал. Поскольку войска, хоть и были союзными, в основном состояли из русских частей, Париж наводнили наши офицеры, казаки и крестьяне.

Шах и мат

В начале января 1814 года союзные войска вторглись на территорию Франции, где у Наполеона появилось превосходство. Отличное знание местности и его стратегический гений позволял ему постоянно отбрасывать армии Блюхера и Шварценберга на исходные позиции, несмотря на численный перевес последних: 150-200 тысяч против 40 тысяч наполеоновских солдат.

В 20-х числах марта Наполеон отправился к северо-восточным крепостям на границе Франции, где рассчитывал усилить свою армию за счет местных гарнизонов, и принудить союзников к отступлению. Дальнейшего продвижения врагов на Париж, он не ожидал, рассчитывая на медлительность и несговорчивость союзных армий, а также страх перед его наступлением с тыла. Однако здесь он просчитался - 24 марта 1814 союзниками был в срочном порядке одобрен план наступления на столицу. А все из-за слухов об усталости французов от войны и волнениях в Париже. Чтобы отвлечь Наполеона, против него выслали 10-тысячный кавалерийский корпус под началом генерала Винцингероде. Отряд был разбит 26 марта, но это уже не повлияло на ход дальнейших событий. Через несколько дней начался штурм Парижа. Тогда-то Наполеон понял, что его провели: «Это превосходный шахматный ход, - воскликнул он, - вот никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать». С небольшой армией он бросился на спасение столицы, но уже было слишком поздно.

Всем Парижем

Генерал-майор Михаил Федорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятому городу: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Улицы были пустынны. Казалось, все населения Парижа сбежало из города. Больше всего граждане боялись мести иностранцев. Ходили истории о том, что русские обожают насиловать и забавляться варварскими играми, например в мороз гнать людей голыми на порку. Поэтому когда на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, многие жители бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. «Народу на Сен-Мартинской площади, площади Людовика XV и аллее было такое множество, что дивизионы полков едва могли проходить через эту толпу». Особенный энтузиазм высказывали парижские барышни, которые хватали за руки иностранных воинов и даже взбирались им на седла, чтобы лучше рассмотреть входивших в город завоевателей-освободителей.
Русский император выполнил свое обещание перед городом, Александр пресекал любой разбой, карал за мародерства, особенно строго запрещались любые покушения на культурные памятники, в частности, Лувр.

Страшные прогнозы

Молодые офицеры с удовольствием принимались в аристократических кругах Парижа. В числе других времяпрепровождений оказались и посещения гадального салона известной на всю Европу гадалки - мадемуазель Ленорман. Однажды вместе с друзьями в салон пришел прославленный в боях восемнадцатилетний Сергей Иванович Муравьев-Апостол. Обращаясь ко всем офицерам, мадемуазель Ленорман дважды проигнорировала Муравьева-Апостола. В конце концов, тот поинтересовался сам: «Что же вы скажете мне, мадам?» Ленорман вздохнула: «Ничего, месье…» Муравьев настаивал: «Хоть одну фразу!».
И тогда гадалка произнесла: «Хорошо. Скажу одну фразу: вас повесят!» Муравьев опешил, но не поверил: «Вы ошибаетесь! Я - дворянин, а в России дворян не вешают!» - «Для вас император сделает исключение!» - грустно проговорила Ленорман.
Это «приключение» бурно обсуждалось в офицерской среде, пока к гадалке не сходил Павел Иванович Пестель. Когда он вернулся, то, смеясь, сказал: «Девица выжила из ума, боясь русских, которые заняли ее родной Париж. Представляете, она предсказала мне веревку с перекладиной!». Но ворожба Ленорман сбылась в полной мере. И Муравьев-Апостол, и Пестель умерли не своей смертью. Вместе с другими декабристами их повесили под дробь барабана.

Казаки в Париже

Пожалуй, самые яркие страницы тех лет в историю Парижа вписали казаки. Во время своего пребывания во французской столице русские кавалеристы превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих коней. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону — в нижнем белье или совсем нагишом. И этим, конечно же, привлекали немалое внимание местных.
О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество романов, написанных французскими писателями. Среди дошедших до настоящего времени роман известной писательницы Жорж Санд, который так и называется: «Казаки в Париже».
Самих казаков пленил город, правда, в основном красивые девушки, игорные дома и вкусное вино. Казаки оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым у Тортони на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Пале-Рояля и Лувра. Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Хотя популярностью у дам простого происхождения бравые вояки все же пользовались. Вот и учили их парижанки азам галантного обращения с девушками: ручку сжимать не сильно, под локоток взять, дверь открыть.

Новые впечатления

Французов в свою очередь пугали азиатские конные полки в составе русской армии. Они ужасались почему-то при виде верблюдов, которых привели с собой калмыки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в своих кафтанах, шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку. Зато парижанам очень понравились казаки. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (только по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами, прямо такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые. Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков.

Быстро в «Бистро»

Общением с русскими парижане были поражены. Французские газеты писали о них, как о страшных «медведях» из дикой страны, где всегда холодно. И парижане удивились, увидев рослых и крепких русских солдат, которые по виду совершенно не отличались от европейцев. А русские офицеры, к тому же, практически все говорили на французском языке. Сохранилась легенда, что солдаты и казаки заходили в парижские кафе и торопили разносчиков еды - быстро, быстро! Отсюда потом и появилась сеть закусочных в Париже под названием «Бистро».

Что русские привезли из Парижа

Русские солдаты вернулись из Парижа с целым багажом позаимствованных традиций и привычек. В России стало модным пить кофе, который когда-то вместе с другими колониальными товарами завез царь-реформатор Петр I. Долгое время ароматный напиток оставался непризнанным в среде бояр и дворян, но насмотревшись на утонченных французов, начинавших свой день с чашечки бодрящего пития, русские офицеры сочли традицию крайне элегантной и модной. С этого момента употребление напитка в России стало считаться одним из признаков хорошего тона.
Традиция убирать пустую бутылку со стола, тоже пошла из Парижа 1814 года. Только вот делалось это не из-за суеверия, а банальной экономии. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных клиенту бутылок. Гораздо проще выставить счет - пересчитать пустую тару, оставшуюся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, спрятав часть бутылей. Оттуда и пошло - «оставишь на столе пустую бутылку, денег не будет».
Некоторые удачливые солдаты успели нажить в Париже жен-француженок, которых в России сначала звали «француз», а после прозвище превратилось в фамилию «Французов».
Русский император тоже зря не терял времени в жемчужине Европы. В 1814 году ему преподнесли французский альбом с рисунками различных проектов в новом стиле ампир. Торжественный классицизм приглянулся императору, и он пригласил на родину некоторых французских архитекторов, в том числе Монферрана, будущего автора Исаакиевского собора.

Елена Панкратова, Татьяна Шингурова

Вконтакте

Однокласники

Из исторических трактатов, литературных и живописных произведений известно о нашествии армии Наполеона на Россию в 1812 году, его триумфальном взятии Москвы и позорном бегстве из нее. А также о грабежах и разбоях французской армии на оккупированных территориях. Однако совсем уж мало написано отечественными литераторами и художниками о том как русские, преследуя Наполеона, вошли в Париж в качестве победителей. Зато эти исторические события нашли отражение в творчестве европейских художников и писателей.

Немного из истории

Заканчивался 1813 год. Французы день за днем отступали пока не оказались на территории Франции. Наполеон, имея под рукой до семидесяти тысяч солдат, оказывал жесточайшее сопротивление, 200-тысячной армии союзников, в которую входили солдаты Пруссии, России, Австрии.

Http://prikolno.cc/uploads/tumb/img/201804/219415565_tumb_660.jpg" alt="Сражение при Париже в 1814 г.(1834).

Поэтому сражение за Париж стало одним из самых кровопролитных для союзнической армии, которая за один день сражений 30 марта потеряла более восьми тысяч солдат, из них более шести тысяч были русские.

Это было самое жесточайшее сражение Французской кампании 1814 года, определившее дальнейшую судьбу французской столицы и всей империи Наполеона, который после падения Парижа был вынужден отречься от трона.


Как помним из истории, французы находясь в России безбожно грабили местное население. Поэтому парижане, опасаясь мести со стороны "русских варваров", побаивались, что их постигнет та же участь. Однако войска союзников вошли вполне мирно.

Русские солдаты и донские казаки в Париже

Итак, 1 января 1814 года русская гвардия во главе с императором Александром вошла во Францию со стороны Швейцарии. А 31 марта с триумфом победителей - в Париж. С момента вступления на территорию Франции Александр отдал приказ своему войску: "Обходиться с жителями как можно дружелюбнее и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России".


На следующий день после взятия Парижа открылись все правительственные учреждения, заработала почта, банки принимали вклады и выдавали деньги. Французам разрешалось беспрепятственно въезжать и выезжать из столицы.

Оккупанты" в Париже остались свидетельства и иного рода: акварели художника Георга Эммануэля Опица.

Георг Эммануэль Опиц - немецкий художник работал в технике гравюры и акварели. В 1814 оказался в Париже и стал свидетелем парижских событий, создал массу натурных акварельных зарисовок, которые образовали некий художественный репортаж из собирательных образов русских казаков. Живость наблюдений и правдивость сделало акварели документальным свидетельством. Известно 40 работ из этой серии, 10 из которых хранятся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Из воспоминаний И.Радожецкого: "Парижане, воображая русских варварами, питающимися человеческим мясом, а казаков - бородатыми циклопами, чрезвычайно удивлялись, увидев российскую гвардию и в ней красавцев-офицеров, щеголей, не уступающих как в ловкости, так и в гибкости языка и степени образования первейшим французским франтам".

В первые дни пребывания русских войск в Париже казаки раздавали горожанам листовки с напечатанной декларацией Александра I.

Изданная прокламация русского царя, в которой он обещал парижанам особое покровительство и защиту, вызвала большой ажиотаж и толпы кинулись к северо-восточной части столицы, дабы одним глазком взглянуть на русского императора.

Донской казак оторвался от своих войск в момент вступления в Париж и окружен любопытными парижанами, он отдает им честь.

На левой руке казаков белые повязки. Белый цвет - цвет роялистов, выступавших за реставрацию династии Бурбонов. Повязка на руку была введена во избежание путаницы между войсками союзников. Австрийцы, к примеру, носили зеленые ветви.

Казаки уже успели стать героями местных мастеров карикатуры, они сами с интересом рассматривают эти картинки и потешаются.

В записках Муравьева-Карского можно прочесть: "Войска занялись несколько грабежом и достали славных вин, которых и мне довелось отведать; но сим более промышляли пруссаки. Русские не имели столько воли и занимались во всю ночь чисткою амуниции, дабы вступить на другой день в параде в город. К утру лагерь наш был наполнен парижанами, особливо парижанками, которые приходили продавать водку; boire la goutte, и промышляли...

Парижанки приходили продавать водку a boire la gotte... Наши солдаты скоро стали называть водку берлагутом, полагая, что это слово есть настоящий перевод сивухи на французском языке. Вино красное они называли вайном и говорили, что оно гораздо хуже нашего зелена вина. Любовные похождения назывались у них трик-трак, и с сим словом достигали они исполнения своих желаний".

Общаясь с французами у русских то и дело возникали языковые трудности. И.М. Казаков в своих мемуарах писал: "Походы по Польше, Германии и Франции внесли путаницу в филологические познания наших солдат. Так например, научившись в Польше по-польски, когда вошли в Германию, стали требовать, что им нужно по-польски и удивлялись, что немцы не понимали их... Прийдя во Францию, они усвоили себе некоторые немецкие слова и требуют от французов... "

Во время своего пребывания в Париже казаки превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих лошадей. «Водные процедуры» принимали в нижнем белье или совсем нагишом. Зрителей этого действа на набережной города всегда было немерено.

На протяжении всего военного времени у казаков введен был сухой закон. Вот после трех лет войны и отпраздновать было не грех, они устроили гульбище с плясками и выпивкой.

Из воспоминаний очевидцев: "Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, только бы были деньги, а деньги были розданы по повелению императора Александра Павловича чуть ли не накануне, в размере двойного и тройного жалования за все три кампании 1812, 1813 и 1814 годов."

Гвардейские казаки пользовались большой популярностью у француженок, однако они оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Лувра.

Цитируя строки из книги «Русские в Париже в 1814 году»: «Парижанам понравились казаки. Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (только по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампаса-ми - как на картинках во французских газетах. Дети бегали за казаками. Французские девушки быстро подружились с ними. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков» и ножи на широких ремнях, как у казаков».

Внимательно рассматривая работы художника Опица, можно обратить внимание на надписи с названиями улиц, что дает возможность найти эти места в нынешнее время и представить себе, как они выглядели тогда.

Известна история, которая привела к появлению во французском языке термина, относящегося к названию небольших заведений общественного питания - "Бистро". Когда русские казаки, живя в Париже, заходили в кафе и поторапливали разносчиков еды, говорили им «Быстро, быстро!».

Игра в рулетку еще не имела в те времена популярности в России, поэтому многие играли из любопытства и иногда проигрывали даже коней.