Игры для воспитателей - это не просто способ занять время, проведённое ребёнком в детском саду. Игровая технология является ведущей в образовательном процессе для детей дошкольного возраста. Французский философ Жан-Жак Руссо считал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».
Отношение к игре - вот что отличает, в первую очередь, ребёнка от взрослого. Игра для ребёнка - это так же естественно, как дышать.
Игры для воспитателя в детском саду — это целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса.
При подготовке занятия с использованием игровых технологий необходимо очень тщательно подбирать игровой материал, знать специфику образовательной программы и дошкольного учреждения, чтобы соблюсти те необходимые пропорции предлагаемого для изучения материала, которые позволят ребёнку не стоять на месте, а идти вперёд, опираясь на уже имеющийся у него действенно-практический пласт умений и навыков и сформированные компетенции.
Игры для воспитателей должны соответствовать направлениям развития ребёнка. Воспитатели выбирают игры не только по направлениям развития: сенсорное, развитие речи, движений рук, мышления, социально-эмоциональное развитие, развитие представлений об окружающем мире, но, прежде всего, по возрастам.
Таким образом воспитателями формируется целый цикл из игр по определённому направлению, причём, с различными игровыми формами подачи материала:
- лото, картинки-половинки, кубики — для более младших, от трёх лет;
- до игр с карточками, демонстрационным материалом, головоломками, ребусами, загадками, раздаточным материалом, игровым полем, кубиком и фишками, с диагностическими материалами — для более старших детей.
Игры для воспитателя на развитие речи детей
Очень актуальна сегодня проблема развития речи, овладения русским языком. Хотя проблема касается, прежде всего, школы, но корни её уходят в дошкольное образование. Именно здесь, в детском саду, воспитатели в играх с детьми могут заложить основу правильной речи, ответственного отношения к русскому языку у ребёнка.
В 2014 году на 2,3% снизился средний балл ЕГЭ по русскому языку по сравнению с прошлым годом. А минимальный порог снижен с 36 до 24 баллов. 100 баллов по этому самому важному предмету набрали 0,3% выпускников. А менее 36 - 20% — это дети, поступающие в первый класс, даже в самые престижные учебные учреждения города, которые не умеют связно высказывать свои мысли, предпочитая изъясняться односложными предложениями.
Помочь решить эту проблему может комплексный подход к развитию речи в детском саду и школе. Воспитатели детских садов могут использовать в реализации своих программ игры по развитию речи. Ребёнок с помощью взрослого поэтапно овладевает словами и предложениями, учится говорить красиво, развёрнуто и правильно, используя различные нюансы русского языка. Обогащается словарный запас ребёнка, развивается его логика, фантазия.
«Расшифруй слова»
Игра для воспитателя на развитие речи «Расшифруй слова» превращает детей шести лет (игра лучше проходит в старшей и подготовительной группах детского сада) в настоящих разведчиков.
Детям предлагается прочитать зашифрованные на карточках с рисунками надписи. Каждая буква в слове заменена цифрой, соответствующей её порядковому номеру в алфавите. Воспитателю надо подтолкнуть детей к пониманию этого ключа, если они не смогут догадаться сами. На картинках могут быть нарисованы те предметы или явления, которые изучаются в данный момент на занятиях по окружающему миру или сцены из любимых сказок.
Усложнённый вариант - разгадывание целых предложений - подписей под рисунками.
«Волшебный мешочек»
Воспитатель формирует «Волшебный мешочек», складывая в него множество интересных для ребёнка маленьких предметов: игрушки из киндер-сюрпризов, ключи, что-то из канцтоваров, маленькие машинки, фигурки животных, пуговицы, моток ниток, какие-то сувенирные предметы - матрёшку, деревянные ложки и так далее. Главное, чтобы предметы были разнообразны по функционалу и материалу и знакомы детям.
Затем воспитатель начинает сказку, предлагает детям эту сказку продолжить, вытягивая по очереди из мешочка по одному предмету каждый и развивая сюжет.
В процессе всей игры воспитателю необходимо помогать детям развивать действие, так как иногда рассказ ограничивается у детей, достающих какой-либо предмет из волшебного мешочка, одной фразой: «Встретили они его и пошли дальше».
В этой игре задействован принцип оживления предметов, об этом тоже можно рассказать детям, вспомнив предварительно с ними, в каких сказках они встречали подобный приём.
«Рифмочки и нерифмушки»
Эта игра учит детей воспринимать рифмованные и нерифмованные слова и подводит к сочинению стихов.
Воспитатель предлагает детям вспомнить какие-нибудь известные им стихи и определить, чем они отличаются от обычной речи. Затем объясняет, что совпадение последних трёх или четырёх букв в словах называется рифмой. Предлагая детям отрывки из известных им стихотворений и прозаических произведений, просит определить, есть тут рифма или нет.
Второй вариант — дети находят вокруг себя какой-нибудь предмет и определяют рифмы к нему.
Ещё один вариант этой игры - воспитатель предлагает начало стихотворной строфы, предлагая детям закончить вторую строку стихотворения рифмой, а потом читает, как было на самом деле. Дети все вместе оценивают своё творчество.
Для этой части игры лучше всего брать известные детям стихи. Играть можно, начиная уже с пятилетнего возраста .
Четвёртый вариант игры: воспитатель даёт детям зарифмованные слова и просит определить, есть здесь рифма или нет. Для того, чтобы игра была интереснее и эффективнее, взрослый даёт детям и ошибочные словосочетания, где рифмы нет, помогая им, если они затрудняются, это определить.
Игра «Рифмочки и нерифмушки» обогащает словарный запас детей, учит согласовывать существительные с глаголами, развивает фонематический слух. В процессе игры дети учатся чувствовать слово и сочинять простые стихи.
«Один и много»
Играть можно начиная с трёх лет . Для этой игры на развитие речи и внимания необходимы комплекты небольших предметов:
- пуговицы,
- ручки,
- карандаши,
- ёлочные небьющиеся игрушки,
- наборы животных (можно из разного материала, но изображающие одинаковых животных: зайчиков, кошечек, собачек, лошадок, овечек; хорошо подходят для этой цели игрушки размером 5-12 см из ПВХ — пластизоля, мягкого, похожего на резину материала производства фабрики игрушек «Весна»).
Задача играющего - сказать, сколько предметов - один или много - находится перед ним.
Второй вариант. Воспитатель просит ребёнка оставить один или поставить много предметов.
Игра может иметь массу вариантов продолжения. Каждый вариант развивается в процессе изучения какой-либо новой темы:
- цифр - сосчитать, сколько предметов перед тобой;
- животных: выбери из всех животных только кошечек, только собачек;
- размер, величина: собери всех вместе самых больших животных; а сейчас - самых маленьких; определи, какое животное по размеру самое маленькое и самое большое;
- действия: назвать, кто из животных что умеет делать (кошка мяукает, царапается; собака лает, охраняет и так далее);
- домашние и дикие животные: назови, какие животные живут дома, а какие - в лесу;
- цвет: найти предметы, одинаковые по цвету;
- форма: найти все круглые предметы; все квадратные;
- длина, ширина: найти самый длинный, широкий, короткий, узкий предмет; определить предмет, который длиннее, короче, шире, уже заданного воспитателем и так далее.
Игра развивает словарный запас ребёнка, помогает малышам научиться употреблять существительные и глаголы единственного и множественного числа, составлять небольшие предложения, сравнивать предметы. Этот набор предметов с различными добавлениями может быть использован и для игры «Волшебный мешочек».
«Над и под»
Эта игра из разряда подвижных игр. Она одновременно развивает у детей и умение правильно употреблять в речи предлоги, и двигательную активность и координацию движений. Игру лучше проводить на участке во время прогулки.
Для игры потребуются гимнастические скамейки или небольшие возвышенности на местности, имеющиеся на участке возвышенность или веранда. Если игра проходит в зале — то обручи и скакалки.
Дети встают в одну шеренгу, воспитатель даёт задания разместиться в определённом отношении к какому-либо предмету, дети выполняют. Воспитатель даёт детям инструкцию: не спешить, делать всё аккуратно, и следит за техникой безопасности выполнения заданий
Примеры заданий:
- Встать на скамейку.
- Встать за скамейкой.
- Встать перед скамейкой.
- Подняться на возвышенность.
- Спрятаться за возвышенностью.
- Скрыться в беседке.
- Встать на скакалку.
- Встать за скакалкой.
- Встать перед скакалкой.
- Встать в обручи.
- Встать парами друг с другом.
- Расположиться друг за другом.
- Расположиться друг перед другом и так далее.
После выполнения последнего задания, которое может вызвать у детей замешательство и смех, воспитатель рассказывает об относительности расположения предметов: «Если мы на скамейке, то скамейка где? Правильно, под нами!», и так далее.
Игры для воспитателей на развитие мышления детей
В познавательной деятельности, которая для школьника одна из основных, ведущую роль играют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение. Все они взаимосвязаны, и сложно выделить какое-то более важное, чем остальные. Для развития мышления особенно полезно заниматься математикой.
Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления — основа порядка в голове.
«Не собьюсь!»
Эта игра не только знакомит с цифрами, но и учит внимательности, сосредоточенности, что очень необходимо ребёнку в процессе учёбы.
Например: не произносим цифру 3 и числа, где есть цифра 3, то есть 3 и 13. Числа, в которых есть цифра 1, а это 1, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. И так далее.
«Математическая эстафета»
Игра для подготовительной группы детского сада . Важно, чтобы дети уже умели производить элементарные математические действия сложения и вычитания в пределах десятка.
Дети делятся на команды по 10 человек. Каждому присваивается номер от 1 до 10. Задача игроков - внимательно слушать воспитателя, который говорит, какой номер должен бежать, или читает простой пример, результатом которого будет цифра, участник с которой побежит к финишу.
Побеждает та команда, участники которой будут всех внимательнее слушать воспитателя и первыми закончат каждый этап эстафеты.
«Волшебная линия»
Игра развивает не только творческое воображение, но и движения рук.
Для игры дети делятся на пары. В каждой паре один из детей рисует на листке бумаги фломастером какую-нибудь извилистую линию, задача второго - дорисовать линию таким образом, чтобы получилось какое-либо изображение предмета, животного или явления. Затем пары меняются заданием. После выполнения задания дети объясняют, что у них получилось.
«Логический поезд»
Играть можно с трёх лет . Для игры может быть использован набор предметов из игр «Волшебный мешочек» и «Один и много». Могут быть добавлены предметы:
- одинаковые по форме: круглые, квадратные;
- по назначению: предметы кукольной одежды, кукольная посуда, игрушечные овощи, фрукты и так далее.
Воспитатель предлагает детям выбрать несколько предметов из имеющихся, выложить из них цепочку и объяснить, почему они выбрали такую последовательность.
Например, дети выбрали мячик, клубок, мандарин и яблоко, потому что все они круглые, или кошку, клубок, овечку, носочки и медвежонка, потому что кошка и медведь покрыты шерстью, носки и клубок - это шерстяные нитки, которые прядут из овечьей шерсти.
Если игрокам шесть-семь лет , то в «Логическом поезде» могут участвовать и две команды детей. В этом случае игра помимо логического мышления будет развивать и умение договариваться, действовать сообща, слушать друг друга и лидерские качества: умение правильно сформулировать и донести свою точку зрения, организовать команду на выполнение задания.
Театральные игры для воспитателей
Театральные игры для воспитателей - одно из эффективнейших средств развития личности ребёнка в процессе театральной деятельности. Артистичность, творческое воображение, координация движений, коммуникативные навыки, правильная речь, эмпатия - все эти качества можно развить у детей, используя средства театра.
«Играем в сказку!»
Все малыши любят сказки. Игра в сказку - что может быть лучше для развития! Сначала дети (эта игра лучше подходит для подготовительной группы ) предлагают героев - участников сказки. Потом воспитатель и дети все вместе сочиняют сказку.
Для того, чтобы дети смогли правильно выстроить сюжет, воспитатель знакомит их с алгоритмом сочинения сказки по Проппу. Облегчённый и слегка модифицированный алгоритм, в котором всего 7 пунктов, легко могут принять к действию и шести-семилетки.
Алгоритм сочинения сказки
1. Кого-то не пригласили на важное для него мероприятие. Дети придумывают героя и куда его не пригласили: в гости, на бал, на праздник, в кино, к бабушке, в поход, на экскурсию, в путешествие, гулять, в зоопарк, музей и так далее.
2. Он был или стал плохим.
3. Что-то украл и сбежал. В этих двух пунктах необходимо опираться на нравственно-этическую основу поведения.
4. Положительные герои устремляются за ним в погоню. Основываемся на опыте детей, на прочитанных ранее литературных произведениях, просмотренных мультфильмах и фильмах-сказках.
5. Находят отрицательного героя.
6. Положительные герои объясняют отрицательному герою, в чём он был не прав. Тот осознаёт происшедшее и исправляется.
7.Финал с моралью.
Сочинённую вместе с детьми сказку можно поставить как сказочный спектакль, предварительно сделав театральные костюмы из подручных средств, а можно сыграть как кукольный спектакль. Так обычная игра в сказку может превратиться в начало большой театральной деятельности.
«Что сначала, что потом?»
Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается придумать или вспомнить какое-либо событие и показать, с чего оно началось, какая была кульминация события (то есть, что, собственно, случилось) и чем событие закончилось. После этого каждая команда показывает другой все три этапа развития события, но в перепутанной последовательности. Другая команда должна отгадать, с чего всё началось (то есть, что послужило причиной события), что, собственно, произошло, и чем всё закончилось.
В этой игре развивается причинно-следственное мышление детей, артистичность, творческие способности и умение правильно передать, воспринять и понять информацию.
«Мяу-мяу!»
Это очень весёлая и динамичная игра, развивающая актёрские способности, внимание, творческое воображение.
Для игры необходим набор игрушечных животных - мягко-набивных, пластмассовых или из ПВХ - пластизоля. Воспитатель показывает какое-нибудь животное, а играющие должны изобразить его звуком или движениями. Кто первый - тому присуждается один балл. Выигрывает тот, кто наберёт больше всего баллов.
Для возраста шести-семи лет можно предложить более сложный вариант игры с предлагаемыми и показом действий, производимых с ними.
«Целый год»
Воспитатель называет какое-либо время года, а задача играющих - показать действия, связанные с этим сезоном.
Например,
- Весна - все шлёпают по лужам, пускают кораблики в ручье.
- Лето - все плавают, играют в футбол.
- Осень - копают картошку, собирают грибы.
- Зима - катаются на лыжах и коньках.
После выполнения задания дети рассказывают, что они делали, и обсуждают, а что ещё можно делать в это время года.
Усложнённый вариант игры - показывать не только, что делают люди, но живая и неживая природа.
«Уроки этикета»
Игра «Уроки этикета» знакомит детей с правилами культурного поведения в театре, гостях, в транспорте, во дворе, на стадионе и дома. Воспитатель раздаёт детям роли, необходимые для исполнения маленьких театральных этюдов с соответствующими названиями. Дети вместе с воспитателем обустраивают место действия - сцену и зал театра, салон автобуса, дом, двор, стадион, а затем разыгрывают маленькие сценки о правилах поведения. В игре могут быть участники и зрители. После очередной сценки дети обсуждают показанное и все вместе определяют как правильно себя вести в той или иной обстановке.
Второй вариант этой игры - изучение речевых правил поведения при общении: приветствии, просьбе, извинении, благодарности, разговоре по телефону с родными и друзьями и с незнакомыми людьми. Дети принимают разные роли и в игровой форме общаются, соблюдая правила этикета.
Третий вариант игры - изучение правил поведения за столом.
«Мир эмоций»
Воспитатель показывает детям портреты людей с разными эмоциями. Дети должны изобразить ту иную эмоцию. После игры обязательно обсуждение: какие эмоции было легче и приятнее изображать, какие эмоции им ближе, всегда ли можно отражать свои эмоции, можно ли скрывать эмоции и в каких случаях.
Использование игровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях имеет своим результатом не только развитие познавательных качеств ребёнка. Самые важные для человека качества - ответственность, выдержка, умение работать в коллективе, налаживать коммуникацию, адекватно относиться как к победам, так и к поражениям - всё это формируется, проявляется и закрепляется в процессе игры и очень пригодится ребёнку и в обычной, не игровой жизни.
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.
1. Игра «Продолжи фразу»
Участникам педсовета предлагается встать в круг и по очереди, передавая какой-либо предмет продолжить фразу: «Игра это…»
2. Игра «Интервью»
Участникам педсовета предлагается разбиться на пары и встать лицом друг к другу, образуя тем самым два круга (внутренний и внешний). Участник пары, который стоит во внешнем кругу будет корреспондент, а стоящий во внутренним кругу респондент. Задача респондента назвать как можно больше сюжетно-ролевых игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.
3. Деление на группы
Участники педсовета, которые были респондентами, образуют первую команду, а те, кто был корреспондентами - вторую.
4. Вопрос - ответ
Каждой команде предлагается ответить на три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
§ Творческий характер сюжетно- ролевой игры определяется наличием ….(замысла)
§ Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
§ Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно- ролевой игры ….. (мышление, воображение, память)
§ Сторона действительности, которая моделируется, воспроизводится детьми в игре называется… (сюжет)
§ Образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими называют … (игровой ролью)
§ Приемы руководства игровой деятельностью могут быть прямыми и …. (косвенными).
5. Правда ли что…
Каждой команде предлагается определить правдиво ли утверждение, которое зачитывает ведущий.
1. Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей 1-7 лет.
(нет, 3-7 лет)
2. Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является самостоятельной детской деятельностью.
3. Исследования педагогов и психологов доказывают, что дети дошкольного возраста не могут отличить игровую деятельность от учебной
4. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу)
5. В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта.
(нет, это характерно для старшего дошкольного возраста)
6. В игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает.
(да, сюжетно-ролевые игры еще называют творческими)
7. С возрастом, устойчивость в подчинении игровому правилу неизменно повышается.
8. Основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей является сложность тематического содержания ролевой игры.
(нет, основной критерий - игровые умения ребенка)
9. Игра «Интервью»
Участникам педсовета снова предлагается поиграть в игру «Интервью», только поменяться ролями. Участник пары, который был корреспондентом, становится респондентом и наоборот. Задача респондента назвать виды игр, а корреспондент должен зафиксировать полученную информацию.
Все данные полученные от респондентов передаются в информационный центр, где суммируются и оформляются на одном слайде.
10. Закрепляем понятия.
Каждой команде поочередно ведущий зачитывает определения, участники команды должны подобрать к нему понятие. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о видовом разнообразии игр.
1. Разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
(Строительные игры )
2. Деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
(Сюжетно-ролевая игра )
3. Это игра, в которой происходит развитие сюжета со многими ролями, передаваемые ребенком игрушкам.
(Режиссерская игра )
4. Данная игра представляет собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры.
(Игра-драматизация )
5. Игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей
(Дидактическая игра )
6. Это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
(Подвижная игра)
11. Работа с таблицами
Каждой команде предлагается продумать, какие сюжетно-ролевые игры можно запланировать в соответствии с тематическими неделями. Для первой команды на первое полугодие, для второй на второе. Для выполнения этого задания на слайде выводятся данные собранные корреспондентами о многообразии сюжетно-ролевых игр.
12. Рефлексия (письменная)
Марина Владимировна Морозова
Деловая игра с педагогами ДОУ
«Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ»
Цель :
Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения, возрастных особенностей детей дошкольного возраста в контексте внедрения и реализации ФГОС ДО.
Задачи :
Активизировать мыслительную деятельности педагогов;
Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
Развивать умение работать в команде;
Выявить уровень компетенции педагогов по заданным направлениям.
Оборудование :
телевизор; мешочек с предметами (шарик су-джок, подушечка с травой, аудиодиск, лимон, мыльные пузыри, книжка со сказками, перчатка, цветок); деревянный бочонок с маленькими бочонками (от лото) внутри с номерами; раздаточный материал для команд (листы с кроссвордами, с пословицами и поговорками, картинки с воздушным шаром).
ХОД ИГРЫ:
Ведущий: Добрый день! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в деловой игре, под названием (слайд № 1) «Я всё умею и всё могу». Название выбрано не случайно, поскольку именно эти слова характеризует выбранную нами профессию. Вступительное слово: (притча) (слайд № 2) “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека".
(слайд № 3) Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас, и в каждом ребёнке. А забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
(Прежде чем начать игру нам необходимо разделиться на две команды.)
Ведущий: Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество и для начала провести упражнение-приветствие «Радостная встреча».
Ход упражнения:
Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: (слайд № 4) европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы - прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю всем участникам игры (гости тоже могут присоединиться) поздороваться с соседом слева по европейски, с соседом справа как эфиопы. Молодцы!
Итак, мы начинаем.
(слайд № 5)
СТАНЦИЯ №1 РАЗМИНКА «ЗАКОНЧИ МЫСЛЬ».
Участники команд должны продолжить пословицы о здоровье:
КОМАНДА № 1
Где здоровье – … (там и красота)
В здоровом теле – (здоровый дух)
Двигайся больше, … (проживёшь дольше)
Береги снову, … (а здоровье с молоду)
Ешь чеснок и лук – … (не возьмёт недуг)
КОМАНДА № 2
Здоров будешь – … (всё добудешь)
Здоровье сгубишь, …. (новое не купишь)
Кто долго жуёт, … (тот долго живёт)
Заболеть легко, … (вылечится – трудно)
Здоровье в порядке – … (спасибо зарядке)
(слайд № 6)
СТАНЦИЯ №2 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК».
Необходимо достать из мешочка предмет и ответить:
«Какую здоровьесберегающую технологию он отражает?»
1) шарик су-джок – су-джок терапия
2) подушечка с травой – фитотерапия
3) аудиодиск – музыкотерапия
4) лимон – ароматерапия
5) мыльные пузыри – дыхательная гимнастика
6) книжка со сказками – сказкотерапия
7) перчатка – пальчиковая гимнастика
8) цветок – цветотерапия.
(слайд № 7 и № 8)
СТАНЦИЯ № 3 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ «КРОССВОРД».
Кроссворд № 1
По горизонтали :
5. Самое главное в жизни человека.
6. Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечного напряжения.
По вертикали :
1. Циклическое движение осуществляемое посредством поочерёдного движения рук и ног.
2. Основной вид движения, которым овладевает ребёнок после умения ползать.
3. Ведущий вид деятельности в ДОУ.
4. Способность справляться с любой возникшей двигательной задачей.
Кроссворд № 2
По горизонтали :
3. Упражнение, способствующее развитию глазомера и точности движений.
6. Двигательная активность (одним словом).
По вертикали :
1. Невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
2. Быстрое, с отталкиванием, перемещение тела.
4. Состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
5. Основной вид движения, которым овладевает ребёнок после того, как научится уверенно ходить.
(слайд № 9)
СТАНЦИЯ № 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ «УПРАЖНЯЛКИ».
Одной команде предлагается продемонстрировать две оригинальные пальчиковые игры, второй – две оригинальные физкультурные минутки.
Ведущий: Мы работаем не только с детьми, но и с родителями.
(слайд № 10)
СТАНЦИЯ № 5 СЕМЕЙНАЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ».
Назвать формы работы с родителями по формированию ЗОЖ.
(команды по очереди называют, кто больше)
Пример :Родительские собрания с привлечением мед. работника;
Совместные спортивные праздники и развлечения;
Сайт детского сада (группы);
Консультации;
Библиотека здоровья;
Дни открытых дверей;
Информационные уголки здоровья;
Тематические выставки;
Совместные прогулки и экскурсии;
Встречи за круглым;
Анкетирование родителей и другие формы работы.
(слайд № 11)
СТАНЦИЯ № 6 АКТУАЛЬНАЯ «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».
Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы:
1. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее…
(3 – 4 часа)
2. Что необходимо провести в середине занятия?
(физкультминутку)
3. Сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет?
(3 раза в неделю)
4. Какая продолжительность занятия в старшей группе?
5. Сколько минут составляет перерыв между занятиями?
(не менее 10 минут)
6. Сколько длится сон для детей 1, 5 – 3 лет?
(не менее 3 часов)
7. Какая продолжительность занятия в средней группе?
8. Назовите основные виды движения
(ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье)
А закончить нашу деловую игру мне бы хотелось упражнением «Воздушный шар».
(слайд № 12)
Упражнение «Воздушный шар»
(о ценности здоровья для человека)
На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.
Сценка-этюд:
Входят Красная шапочка и ее Бабушка. Между ними происходит такой диалог:
Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:
Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
Это потому, моя деточка, что по утрам не делала зарядку
Вот такая у нас сегодня установка.
(слайд № 13)
Ведущий: Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки ли другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
На таких занятиях дети:
- активизируют умственную деятельность;
- заинтересовываются новым математическим материалом; развивают ум;
- расширяют, углубляют математические представления;
- закрепляют полученные знания и умения;
- упражняются в применении этих знаний в других видах деятельности, новой обстановке.
И чтобы все это лучше понять, мы с вами вместе отправимся В страну логических знаний и покорим логические горы. (Рисунок горы с двумя выступами и вершиной- разминка, полоса препятствий, презентация логических игр).
Во время нашего путешествия вы можете активно проявить себя, а также узнаете много нового и полезного.
А отправимся мы на необычном транспортном средстве. Как оно называется, я думаю, вы все вместе мне подскажете.
Сума О (буква з в о)
Правильно, это транспортное средство — умавоз. Итак, мы отправляемся на умавозе. Вы готовы к этому?
Тогда давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки. Посмотрите на своего соседа слева, подумайте и скажите: «Почему вы берете друг друга в путешествие? А ответ начните со слов «Я беру тебя с собой, потому что ты…»
Игра « Я беру тебя с собой, потому что ты…»
Ведущий: Какая замечательная команда у нас собралась! Получайте билеты и занимайте места, согласно их цвета. Билеты сохраняйте до конца поездки. (Билеты 2 цветов делят всех на две команды). Родители рассаживаются за столы в зависимости от цвета их билета.
Ну вот и все готово. Садитесь поудобнее. Но чего-то не хватает. Что же еще нам нужно взять с собой в дорогу?
Родители: Ну, конечно, же, улыбку, хорошее настроение и т.д.
Ведущий: Наше путешествие начинается. Пока мы едем, вы можете быстренько придумать название своей команды.
Звучит музыка. Педагоги придумывают название команды .
Ведущий: Внимание! Мы у основания логических гор. Чтобы преодолеть первую ступеньку, нам, конечно же, нужна разминка.
Разминка: Решение логических задач. Каждая команда решает по две логические задачи. (Логические задачи серия «Умный малыш»).
Ведущий: Молодцы, вы справились с заданием. Но на вторую ступень взобраться еще труднее. Для этого нужно немного отдохнуть.
Музыкальная пауза (педагоги по очереди поют песни, в словах которых есть цифры)
Ведущий: После такого отдыха можно снова в путь. Чтобы подняться на вторую ступень, нужно преодолеть полосу препятствий. Каждый человек решает по одному заданию.
1) Какая фигура должна быть в пустой клеточке? Нарисуй ее (стр. 6 , 16 Е. Бортникова «Развиваем внимание и логическое мышление»)
2) Выяви закономерность и продолжи (дорожка из геометрических фигур)
3) Нарисуй последнюю картинку (стр.7, 24 Е. Бортникова «Развиваем внимание и логическое мышление»)
4) Какой предмет здесь лишний? Почему? (стр. 5, 14 Е. Бортникова «Развиваем внимание и логическое мышление»)
5) Конкурс капитанов. Какие линии надо убрать? (стр.5, 11 Е. Бортникова «Развиваем внимание и логическое мышление»)
Ведущий : Молодцы! Вот мы и поднялись с вами на вершину логических гор. Здесь мы с вами познакомимся с логическими играми.
Воспитатель проводит презентацию игр, которые есть в группе.
Обзор литературы по теме.
Показ тетрадей на развитие логического мышления для детей.
Ведущий: Замечательно мы провели время, но нам пора возвращаться. Приготовьте, пожалуйста, ваши билеты. Предлагаю сделать в них отметку о путешествии: написать, что вам больше всего понравилось сегодня и что показалось важным и нужным для вас. Ваши пожелания. (педагоги пишут свои высказывания)
Ведущий: А сейчас прошу вас крепко взяться за руки, мы возвращаемся обратно. Педагоги стоят в кругу, звучит музыка.
Ведущий: Наше путешествие закончилось, но чтобы вы о нем не забывали, мы приготовили небольшие призы.
воспитатель МБДОУ Детский сад №1
с. Якшур -Бодья, Удмуртия, Россия
Больше интересной информации вы можете прочитать и обсудить на форуме