Почему греция колыбель европейской цивилизации. Пролог

История человечества дает важнейший урок: все в жизни преходяще. Уходят люди, меняются облики городов и природ­ные ландшафты. Многое превращается безжалостным време­нем в прах. Единственное, что времени не подвластно, - это великое искусство.

И здесь уникальную роль сыграла Древняя Греция. Ее цивили­зация, искусство и литература.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЛАДЫ. Сами греки называли свою страну Элладой, себя - эллинами. У понятий Древняя Греция и Эллада есть синоним: античность. «Античный» в переводе с латинского означает: древний, старинный. На бытовом уровне мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, сказочную, овеянную мифами. Она ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира». Мы про­сто не задумываемся над тем, как многое из созданного древ­ними эллинами органично вошло в нашу повседневную жизнь. А, между тем, Древняя Греция - это колыбель европейской куль­туры.

В повседневной речи, в книгах, газетах, журналах мы, букваль­но на каждом шагу, встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения, составляющих пласт обществен­но-политической лексики. Понятия и термины: экономика, по­литика, философия, эстетика, логика, диалектика и множество других постоянно на слуху. Окружающие нас здания, архитектура дворцов, стадионов, театров, храмов, многие их конструктив­ные решения - колонны, капители, арки, своды, барельефы, леп­ные украшения, исполненные симметрии и гармонии, - плод творчества древних греков. Еще в младших классах школьники, усваивая коренные законы математики и физики, приобщаются к открытиям великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Эвклида.

Древние греки были основоположниками в разных областях знаний. Они заложили основы многих точных, естественных и гуманитарных наук: физики и математики, анатомии и астро­номии, философии и филологии, педагогики и эстетики, исто­рии и красноречия. Концептуальные выводы Платона и Аристо­теля о сущности и законах искусства сохраняют и сегодня свою неотторжимую ценность. Ежегодно миллионы туристов приез­жают в Грецию, чтобы воочию увидеть бессмертные памятники античности, такие, как Парфенон и Эрехтейон, Пропилеи, храм Зевса. Благоговейно поднимаются они на холм Акрополь, воз­вышающийся над Афинами.

ГРЕЦИЯ - РОДИНА ДЕМОКРАТИИ. Одной из главнейших за­слуг древних эллинов было то, что они подарили человечеству великую идею демократии. Афины в пору своего расцвета явили пример такой системы управления, которая соответствует воле большинства свободного населения. Слово «демократия» озна­чает власть народа. Демократия предполагала участие всех сво­бодных граждан в государственных делах, в управлении, обсуж­дении и принятии законов. В основе греческой демократии лежали коренные принципы: выборность власти, ответствен­ность власти и сменяемость власти.

Человечество познало разные формы и типы правления: мо­нархию, деспотию, империю. XX век явил страшные результа­ты господства тоталитарных режимов. Только демократия в наибольшей степени отвечает человеческой природе и поэтому обеспечивает условия для развития, постоянного реформирова­ния и совершенствования. Прав был Уинстон Черчилль, утвер­ждавший: демократия, отнюдь, не совершенна, но ничего луч­ше ее человечество до сих пор не придумало.

Демократия в Греции создавала наиболее благоприятные условия для развития всех форм творческой деятельности. Расцвет демократических Афин при Перикле совпал с величайшим взлетом литературы и искусства.

1. Мировое значение литературы Древней Греции

Основные жанры современной литературы: эпос, лирика, ро­ман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза за­родились и формировались у древних греков и римлян. На протя­жении длительного исторического развития эти жанры претер­певали изменения и обогащались.

Непреходящи общечеловеческие ценности, заключенные в литературных образах, в художественных творениях античнос­ти. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повоз­ках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактив­ных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама челове­ческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от не­дугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и из­меняет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эго­изм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечат­лены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов - Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана и Менандра, Анакреонта и Сапфо.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, тре­петно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклон­ного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позо­ра; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и от­платившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отли­чаются гармоничной завершенностью и пластичностью, про­зрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, вопло­тились в бесчисленных литературных, живописных, скульптур­ных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, та­кие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал . Античность и Восток. Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до по­явления первых греческих государств, процветали мощные мо­нархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахей­ских (феческих) племен на Крит (XV в. до н.э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над Си­рией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифиче­ская письменность. Троянская война, запечатленная в гомеров­ской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII-XII вв. до н.э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» - было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке на­бирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т.е. V в. до н.э., произошло крупнейшее столкновение с персидской дер­жавой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десяти­летий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в миро­ощущении древних эллинов. Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проник­ли в Сирию, Палестину, Египет. Культурные связи Греции и Востока - многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Крите внешне напоминает величественные сооружения восточных мо­нархов. В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии - великая поэма «Ригведа»; в Китае - книга древнейших песен «Шицзин». Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, про­водили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В доку­ментах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и да­найцы. Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624-546 гг. до н.э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет. В Грецию из Египта был завезен папирус (травовидное расте­ние, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который ис­пользовался в качестве писчего материала. В Берлинском му­зее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I-II вв. н.э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие. В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинс сделал сенсационное открытие. Среди археологических доку­ментов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил от­рывок на лувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, кото­рый, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя, возможно, называлась у мест­ных жителей Вилусой, а сами троянцы говорили на лувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы - коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали пись­менностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет ве­личия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет на про­исхождение двух шедевров мировой литературы. Восточная тематика отразилась в фольклоре, в сказании об аргонавтах, посетивших Колхиду, территорию Западной Грузии. Высоко ценились ткацкие изделия жителей гор. В торговые от­ношения с Грецией, а позднее с Римом были втянуты кавказ­ские племена, говорившие на 70 языках и 300 наречиях. Позд­нее, в римскую эпоху, для общения с ними требовалось около 130 переводчиков. Свидетельством плодотворных связей с Востоком стали и труды греческих историков Ксенофонта и Геродота. Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис» (или «Поход Кира»). Это - одноиз первых мемуарных произведений в европейской литерату­ре. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия» (или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.

Геродот, «отец истории», неутомимый путешественник, мар­шруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде, Южной Ита­лии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о дру­гих рассказывал с чужих слов. В его главном труде «Исто­рия» - описания многих земель от Египта и Аравии до Индии и Эфиопии, характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис. Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, со­кровища египетского царя Рампсенита, пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд - своеобразная энциклопе­дия знаний о прошлом не только Греции, но и ее восточных соседей.

Античное наследие в Европе

РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В 146 г. д. н.э. Греция перестала су­ществовать как самостоятельное государство, превратилась в провинцию Римской империи. Но римляне, к счастью, оказались людьми благодарными по отношению к тому духовному богат­ству, которым они завладели. Они взяли на вооружение и гре­ческий язык, и греческую культуру, литературу, философию, ораторское искусство. Свидетельством освоения художествен­ного опыта древних эллинов - наследие выдающихся римских поэтов и философов, таких, как Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и др.

С падением Римской империи (476 г. н.э.) и наступлением средневековья значение античного, прежде всего греческого, на­следия заметно снижается. Господствующая католическая цер­ковь отрицательно относилась ко всем областям духовной жиз­ни, которые не были пронизаны ортодоксальной христианской идеологией. Повезло лишь римскому поэту Вергилию, который был объявлен христианским автором, предсказавшим рождение Иисуса Христа.


ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Следующий этап - эпоха Возрожде­ния, называемая также Ренессансом, «величайший прогрессив­ный переворот», отмеченный беспрецедентным творческим взлетом во всех областях художественной деятельности. Роди­ной европейского Возрождения была Италия. Оттуда гумани­стические идеи проникли во Францию, Англию, Германию. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схо­ластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художест­венного внимания был поставлен индивид, его природа, сво­бодная и естественная во всех ее проявлениях.

Важнейшей особенностью Возрождения сделался всеобщий ин­терес к античности. В это время произошло фактическое открытие до того забытого, утаенного художественного наследия Древней Греции, а также Рима. В противовес средневековому догматизму, нормативности, схематизму, аскетизму писатели-гуманисты нахо­дили в античности живой и свободный идеал прекрасного. В основе его - верность природе. В творениях Гомера и Эсхила, Софокла и Еврипида гуманисты приобщались к масштабным, рельефным че­ловеческим характерам. Титаны Возрождения Данте и Петрарка, Шекспир и Рабле черпали сюжеты и темы, находили плодотворные источники художественных идей в созданиях древних эллинов.

КЛАССИЦИЗМ. Следующей эпохой, отмеченной живым вни­манием к античному наследию, был классицизм. Он пережил расцвет в Европе в XVII-XVIII вв. Самоназвание этого литера­турного направления указывало на то, что оно ориентировалось на классику, на наиболее совершенные образцы в литературе, древнегреческой и римской. Сердцевиной эстетики классицизма были культ разума и «подражание природе».

Наиболее полно эти положения были обобщены и сформу­лированы французским писателем Никола Буало в его знамени­том, носившем нормативный характер трактате «Поэтическое искусство» (1674). Его положения воплощались в художествен­ной практике великих мастеров. В своем трактате Буало возда­вал хвалу древним:

Многие из нас слышали, слушали и читали мифы Древней Греции, о героях и чудовищах, о богах и подвигах, про Олимп и про огонь. Именно Греция по праву считается колыбелью всей западной европейской цивилизации.

Греческая кухня: мусака, оливки, сыр Фета и вино Это удивительная страна, в которой каждый город наполнен мифами и легендами. Это страна с многовековой историей и богатейшим культурным наследием. Это страна с замечательным климатом – это райский заповедный уголок, в котором стоит побывать хотя бы один раз в жизни, чтобы получить возможность в полном объеме насладиться превосходной местной культурой, общением с местным населением, в знакомстве с национальными блюдами и прочими немаловажными моментами.


Культура Древней Греции зародила общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

В Грецию хочется приехать, а для тех, кто побывал раз, вернуться сюда еще и еще, причем неважно на материковую Грецию или на уютные греческие острова, здесь отовсюду вас ждет ласковое чистое море, лучшие пляжи, самая здоровая и полезная кухня, близкий по духу и по вере очень радушный дружелюбный и гостеприимный народ.

Греция идеальна для проведения отдыха с мая по октябрь, хотя и в остальное время здесь всегда есть чем заняться, что посмотреть. Огромное количество реликвий на территории страны поможет пробудить в своем сознании настоящий интерес к истории человечества. Замечательный климат, теплое море, европейский сервис, великолепная кухня оставят самые приятные воспоминания.

Знаете в чём секрет греческой жизнерадостности и долголетия? В умении отдыхать: от души, искренне, феерично и заразительно. Недаром термин «отдыхать по-гречески» означает стопроцентно успешный, благополучный и разнообразный отдых в Греции, где каждое время года открывает путешественникам своё собственное очарование, дарит восторг открытий и незабываемые впечатления. Например, отдых в Греции зимой совершенно не уступает привычному путешествию в летний сезон. Просто он становится иным: горнолыжные курорты, разнообразные экскурсионные программы, паломничество – это далеко не все, чем может похвастаться Греция. Туризм в этой удивительной стране не перестает развиваться, о чем неустанно заботится местное правительство, вкладывая немалые средства в отрасль, понимая всю важность этого направления

Ну а теперь разберемся в некоторых нюансах, для общего развития

География: Греция находится на Балканском полуострове в юго-восточной части Европы. На севере она граничит с Албанией, Македонией и Болгарией, а на востоке с Турцией. Южные берега омываются Средиземным морем, западные - Ионическим и восточные - Эгейским. Пятая часть Греции лежит на островах, числом около тысячи. Крупнейшие из них Крит, Родос, Корфу, Лесбос, Самос. Из-за большого количества островов, Греция имеет особенно длинную береговую линию (15.020 км), которая обладает наибольшей протяженностью по сравнению с остальными средиземноморскими странами.


Климат: Мягкий, средиземноморский. Средняя температура января +4+12° С, июля + 27+30° С. Купальный сезон на материковой части Греции начинается с середины мая и заканчивается в середине сентября. Средняя температура моря в июле +25° С. Курортный сезон на островах начинается раньше и длится с апреля по середину октября.

Пляжный сезон в этой стране длится с марта по октябрь

Время: отстает от Москвы на 1 час.

Перелет: Продолжительность перелета из Санкт-Петербурга в Грецию составляет 3,5 - 4 ч.

государственный строй: Греция — республика. Глава государства — президент.

Столица: Афины

Население: около 10,7 млн. человек.

Язык: греческий.

Религия: 98% - греческая православная церковь..

Наземный общественный транспорт в крупных городах представлен автобусами и троллейбусами. Билеты продаются в газетных киосках или на конечных остановках. Если пассажир стоит на остановке и видит приближающийся автобус нужного маршрута, он должен голосовать, иначе водитель не остановится.

Арендовать автомобиль вы можете в бюро по прокату автомобилей (rent a car) или обратиться в туристическое агентство. Брать автомобиль разрешается лицам не моложе 21 года. При этом, помимо прав международного образца, Вы должны иметь как минимум год водительского стажа.


Цели: сформировать представления учащихся о государстве Древняя Греция; охарактеризовать основные черты греческой культуры, искусства и религиозных верованиях; воспитать, средствами предмета, чувство прекрасного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Греция – «колыбель европейской цивилизации» Религия греков Прогулка по афинскому Акрополю В поисках человека

Религия греков Как часто я тоскующей душою Безумно рвусь в твой чудный древний мир, Святая Греция! М. Михайлов Одной из характерных черт художественной культуры Древней Греции было отражение в ней мифологических представлений о явлениях природы и жизни человека. Фантазия и живое воображение греков населили мир всемогущими богами и мужественными героями, которым они поклонялись и которых свято чтили

Греческие боги Имеют человеческий облик, они как и люди страдают от горя, и радуются прелестям жизни, влюбляются и люто ненавидят. Им люди возводят храмы и колоссальные статуи, слагают гимны, посвящают уникальные литературные произведения

Боги Египта Боги Греции Зооморфное изображение богов Различное изображение одного и того же бога Боги не вмешиваются в жизнь людей Антропоморфное изображение богов Бог наделен одним именем Боги активно участвуют в жизни людей

Прогулка по Акрополю ПРОПИЛЕИ

Прогулка по Акрополю Высшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее Храм Ники Аптерос (Бескрылой)

Акрополь Афина Промахос (Всевоительница) Покровительница Афин и всего народа Ночь взглянула мне в лицо. Черны ветви кипариса. А у ног, свернув кольцо, Спит театр Диониса.

Прогулка по Акрополю ХРАМ ЭРЕХТЕЙОН

В поисках человека Греческое искусство проникнуто любовью к человеку. Философ Диоген ходил по городу средь бела дня с фонарем в поисках….ЧЕЛОВЕКА. Идеал воплощал в себе: Духовную красоту молодость очарование здоровье Вся история греческого искусства – это и есть поиск идеального ЧЕЛОВЕКА


Древнюю Грецию неспроста называют колыбелью европейской цивилизации. Эта относительно небольшая страна оказала огромное влияние на развитие самых разнообразных сфер человеческой жизни. Например, мифы Древней Греции не потеряли своей актуальности и сегодня. Как и в те времена, они достаточно четко отражают внутренний мир человека, взаимоотношения людей между собой и с силами природы.

Что означает «Эллада»

Другое название, которым называли греки свою родину - Эллада. Что такое «Эллада», каким значением наделялось это слово? Дело в том, что именно так свою родину называли эллины. Греками же эллинов назвали древние римляне. В переводе с их языка «грек» означало «каркающий». По всей видимости, это произошло из-за того, что древним римлянам не нравилось звучание языка эллинов. В переводе с древнегреческого слово «Эллада» означает «Утренняя заря».

Колыбель европейских духовных ценностей

Многие дисциплины, такие как медицина, политика, искусство и литература, зародились именно на территории Древней Греции. Ученые сходятся во мнении, что человеческая цивилизация не могла бы достичь современного развития без тех знаний, которыми располагала Древняя Эллада. Именно на ее территории были сформированы первые философские понятия, которыми оперирует вся нынешняя наука. Здесь были заложены и духовные ценности европейской цивилизации. Спортсмены Древней Греции были первыми олимпийскими чемпионами. Первые представления об окружающем мире - как материальном, так и нематериальном - были предложены древнегреческим философом Аристотелем.

Древняя Греция - родина науки и искусства

Если взять любую отрасль науки или искусства, то она так или иначе будет уходить своими корнями в знания, добытые во времена Древней Греции. Большой вклад в развитие исторического знания был сделан ученым Геродотом. Его труды были посвящены исследованию греко-персидских войн. Также огромен вклад в развитие математики ученых Пифагора и Архимеда. изобрели огромное количество приспособлений, которыми пользовались в первую очередь в военных походах.

Интерес для современных ученых представляет также уклад жизни греков, родиной которых была Эллада. Что такое жить во времена рассвета цивилизации, очень ярко описано в произведении под названием «Илиада». Этот памятник литературы, который дошел до наших дней, описывает исторические события тех времен и обыденную жизнь эллинов. Самое ценное в труде «Илиада» - это реальность описываемых в нем событий.

Современный прогресс и Эллада. Что такое «колыбель европейской цивилизации»?

Ранний период развития древнегреческой цивилизации официально называется Темным веком. Он приходится на 1050-750 годы до н. э. Это время, когда уже разрушилась микенская культура - одна из самых величественных цивилизаций, которой уже была известна письменностью. Однако определение «Темный век» скорее относится к недостатку сведений об этой эпохе, нежели к конкретным событиям. Несмотря на то что письменность тогда уже была утрачена, именно в это время начинают проявляться политические и эстетические свойства, которыми обладала Древняя Эллада. В этот период начала железного века уже появляются прообразы современных городов. На территории Греции вожди начинают управлять небольшими сообществами. Наступает новая эпоха в обработке и росписи керамики.

Началом неуклонного развития древнегреческой культуры считаются эпосы Гомера, которые относятся к 776 году до н. э. Они были записаны при помощи алфавита, который позаимствовала у финикийцев Эллада. Значение слова, переводящегося как «утренняя заря», в данном случае оправдано: начало развития полностью совпадает с зарождением европейской культуры.

Наибольший расцвет Эллада переживает в эпоху, которую принято называть классической. Она относится к 480-323 годам до н. э. Именно в это время жили такие философы, как Сократ, Платон, Аристотель, Софокл, Аристофан. Все более сложными становятся скульптурные произведения. Они начинают отражать положение человеческого тела не в статике, а в динамике. Греки того времени любили заниматься гимнастикой, пользовались косметическими средствами, делали прически.

Литературная Эллада.

Отдельного рассмотрения заслуживает зарождение жанров трагедии и комедии, которое также приходится на классическую эпоху в истории Древней Греции. Трагедия достигает пика своего развития в 5 веке до н. э. Самые известные трагедии этой эпохи представлены Эсхила и Еврипида. Жанр возник из церемоний почитания Диониса, в процессе которых разыгрывались сцены из жизни бога. Сначала в трагедии выступал всего лишь один актер. Таким образом, и родиной современного кино также является Эллада. Это (что известно каждому историку) является еще одним доказательством того факта, что истоки европейской культуры следует искать на территории Древней Греции.

Эсхил ввел в театр второго актера, таким образом, став создателем диалога и драматического действия. У Софокла же количество актеров уже достигло трех. Трагедии раскрывали конфликт человека и неумолимой судьбы. Сталкиваясь с безличной силой, которая царила в природе и в обществе, главный герой узнавал волю богов и подчинялся ей. Эллины считали, что главная цель трагедии - это катарсис, или очищение, которое происходит у зрителя при сопереживании ее героям.