Политические технологии. Понятие политических технологий

Политический менеджмент как теория и практика эффективного управления политическими событиями, процессами, ориентированные на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников политической жизни включает в себя технологическую подсистему, пользуяясь которой можно подбирать комбинацию конкретных технологий для достижения определенных политических целей. С технологической точки зрения политический менеджмент представляет собой совокупность процедур, навыков и приемов управления в политике. Каждая технология (от гр. techne-мастерство, умение, искуссиво и logos -понятие, учение )- это совокупность приемов и методов воздействия на вещественную, энергетическую и информационную структуру предметов труда. Социальные технологии востребованы в ходе подготовки и реализации решений различных социальных и политических задач. При этом предполагается согласованность и последовательность элементов, среди которых - цели и материальные средства их достижения, мотивы, интеллектуальные ресурсы, организационные процедуры (правила). Технология тесно связана с действием определенных субъектов, обладающих навыками и знаниями. Без таких субъектов технология может оказаться «мертворожденной».

Технология политического менеджмента включает в себя определенные управленческие процедуры, а также соответствующий набор навыков и приемов управления. Технологии - это основное содержание политичес­кого менеджмента. Технологичность политического менеджмента предполагает, что на каждом этапе процесса осуществления цели применяются апробированные сочетания элементов технологии. Однако это не отрицает введение новаций, неожиданных решений, усиливающих инновационность политического менеджмента. На этапах разработки и реализации политических решений, политического курса, отбора и обучения кад­ров, обеспечения прямого или опосредованного участия в этом про­цессе граждан, групп и организаций всегда присутствует контрол за реализацией технологии, ее обновления.

Известны разные подходы к определению сущности политических технологий. Согласно одному из них, политические технологии – это сумма (система) последовательных, заведомо эффективных действий, направленных на достижение необходимого политического результата1.Поэтому в политические технологии включают приёмы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика) и получение глубинных, глобальных, длительных эффектов (стратегия).

В «Политической энциклопедии»(1999) акцет делается на том, что политические технологии – это методы решения политических проблем, выработки политики, её реализации, осуществления практической политической деятельности, совокупность приёмов, направленных на преобразование (изменение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданного результата (цели).

Отечественные авторы О.Г. Леонова и Ю.Л. Муравьев определяют технологии управления политическими процессами как совокупность приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности управления политическим процессом и достижение желаемых результатов в сфере политики.

Политические технологии дисциплинируют деятельность людей, организацию систем и поэтому могут использоваться многократно для решения сходных политических задач. Субъектами использования политических технологий являются политическая элита, лидеры, партии, общественные организации. Объект воздействия – политическое сознание и поведение социальных групп людей. Основными инструментами реализации политических технологий выступают средства массовой информации и различные центры политологических (политических) исследований.

В самом широком смысле политические технологии – это деятельностный подход к созданию научно-обоснованной модели преобразования политического пространства с учетом её духовно-нравственного влияния на жизнь людей3. Анализ условий функционирования политической жизни общества показывает, что сущность технологизации политических процессов может быть раскрыта в процессе выявления и использования потенциалов политической системы в целях её оптимального функционирования с помощью совокупности методов, приёмов политического воздействия. Политические технологии включают: цели, содержание, средства, контроль, регуляцию, критерии, этапы, методы и формы диагностики политического пространства, выявления дисфункций, патологии, аномалии и нахождения наиболее эффективных способов регулирования политических событий с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности общества.

Политические технологии в содержательном плане это:

Политическое консультирование и др.

Среди важных методологических проблем исследования политических технологий заслуживает внимания определение критериев (показатели) технологизации политических событий. Исследования показали, что технологизация возможна при наличии следующих условий: объект должен обладать определённой степенью сложности; известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования; субъект управления должен быть способен формализовать реальные процессы, представить их в виде показателей, операций, процедур и создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления и др. Характер и особенности политической технологии обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установки организации (личности) на её разработку и внедрение. Процесс технологизации характеризуется:

Разграничением, разделением политического события на этапы, фазы, операции;

Координацией и поэтапностью действий, направленных на получение прогнозируемого результата;

Однозначностью выполнения процедур и операций.

Система разработки политических технологий включает в себя ряд этапов:

· теоретический;

· методический;

· процедурный.

Политические технологии сегодня – это новый и пока не вполне изученный способ достижения цели во всех сферах политической жизни . При внедрении политических технологий общество сталкивается с проблемами, характерными для любого процесса нововведения. Политические технологии, несомненно, окажутся эффективными при:

· непрерывном наращивании их наукоёмкости;

· преодолении кризисной ситуации в обществе и в экономике, когда инновации не востребованы;

· наличии специалистов – политических технологов, которые реально участвуют в управлении политическими событиями;

· изменении отношения общества к владельцам интеллектуальной деятельности, преодолении антиинтеллектуализма и отрицательного отношения к инновационным импульсам,помогающим преодолевать барьер на пути любого неординарного решения, наукоёмкого проекта.

Возрастание роли и значения политических технологий в России обусловлено рядом причин. Прежде всего, в составе управленческих кадров в настоящее время преобладают люди с инженерно-техническим образованием, для которых идея перенесения на область политических процессов методов индустриальной инженерии с её точностью, чёткостью постановки задач и достижимостью реальных результатов является привлекательной. Кроме того, политические технологии характеризуются отчётливостью цели, постепенностью исполнения задачи, сохранением как бы традиций прошлого. Не на последнем месте и свойственное российской ментальности искушение найти более быстрые, более доступные средства для решения сложных общественно-политических проблем.

Политические технологии по своему содержанию отличаются наличием алгоритмизированных, стандартизованных средств и процедурных приёмов формирования социальных программ, социотехнических проектов. Посредством их реализуется функция выявления, раскрытия, использования потенциала политической системы в условиях оптимального её функционирования через управление политическими событиями. Структура политической технологии характеризуется наличием:

· заданного алгоритма;

· стандарта деятельности;

· последовательности операций;

В политических технологиях заключено единство традиционных, творческих, инновационных действий. Они создаются для решения задач определённого класса (типа) и предполагают определённый вид деятельности, совокупность и качество действий. Для решения однотипных задач та или иная политическая технология может быть перенесена с одного объекта на подобный другой, но с учётом нужных корректив, идущих от характера конкретных условий, места, времени, других факторов существования данного социального объекта. Таким образом, политические технологии есть особая форма деятельности, непосредственно связанной с решением практических политических проблем, получением конкретного результата. Их специфика проявляется в наличии:

· обоснованного социально-политического проекта;

· заданного алгоритма последовательных действий (шагов) на пути процесса решения задачи, достижения конкретного результата;

· стандарта деятельности, предписанных процедур действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта и потому требующих высокой культуры исполнения; устойчивых структурных компонентов политических технологий (обоснованный проект, алгоритм его осуществления, стандарт деятельности и поведения, объективные критерии оценки хода, процесса и результата решения практической политической задачи).

Политические технологии представляют собой в определённом смысле завершённую, стройную систему действий по решению практической политической задачи и вместе с тем – это система развивающаяся, так как обогащается новыми операциями по ходу процесса реального воплощения, ибо происходят непрерывные изменения политической жизни, структурная модель технологизации которой может быть представлена следующим образом:

· по характеру решаемых задач политические технологии могут быть частными и универсальными;

· по степени ассоциированности различаются политические технологии общества в целом, наций, национально-этнических групп, партий, ассоциаций, объединений;

· по иерархии управления выделяются глобальные мировые технологии, континентальные, государственные, региональные;

· высокая, средняя и низкая степень зрелости политических объектов и субъектов требуют своего особого специфического подхода к технологизации политического пространства. Почему сегодня не проходят самые современные инновационные технологии? Очевидно, сказывается недостаточная социальная зрелость объектов и субъектов, низкий уровень осознания назревших перемен и наличие сложного многообразного механизма торможения политических инноваций, а, следовательно, и целенаправленного освоения политического пространства.

Политические технологии есть некое связующее звено между теорией и методологией с одной стороны и политической практикой – с другой . Набор таких технологий, как видно из предложенной модели, весьма велик, требует постоянной коррекции на основе инноваций и достаточно скрупулезной, адекватной привязки к конкретным условиям и состояниям политического пространства.

Модель технологизации конкретного уровня политического пространства включает в себя: среду (политическую деятельность) самореализацию личности, факторы и условия, способствующие эффективности, качественному протеканию политической ситуации. Технологизация политических процессов будет увеличиваться по мере продвижения человечества по пути к информационному обществу, в котором одной из главных задач станет опережающее развитие науки, теоретическое обоснование путей сохранения духовно-нравственного потенциала общества, поддержания отношений между людьми, нациями, государствами на принципах гуманности. Опыт показывает, что без должной технологической проработки политических программ и проектов, без серьезного овладения самыми современными методами анализа, достичь экономически процветающего и политически стабильного общества невозможно. Политические технологии дают возможность не только познать политическую жизнь, но и целенаправленно на нее воздействовать. Специфика политтехнологий в их способности к саморазвитию. С начала девяностых годов политические процессы в России связаны с переходом к новой системе общественных отношений, политико-государственного устройства и управления.

Начало XXI века диктует необходимость разработки концептуальных инновационных подходов не только теоретически познавательного характера, диагностирующих состояние общества, но и несущих в себе конструктивные созидательно преобразующие функции, на основе прогнозного видения общественного развития.

С начала девяностых годов политические процессы в России связаны с переходом к новой системе общественных отношений, политико-государственного устройства и управления.


Похожая информация.


В современной политике и политологии широко применяются категории, базирующиеся на понятиях, ранее применявшихся в основном в инженерных дисциплинах, «технологии», «механизмы»: «технологии реализации власти», «современные политические технологии», «механизмы управления», «информационные технологии», «технологии лоббистской деятельности», «технологии парламентаризма», «технологии формирования имиджа лидеров», «избирательные технологии», «грязные» технологии, «рекламные технологии», «технологии «паблик рилейшнз». Техника (от греч. technё - искусство, мастерство, умение) - совокупность навыков и приемов деятельности. В первоначальном своем значении это слово сохранилось и теперь (техника ораторского мастерства, музыканта, дирижера, танцора, художника, спортсмена и т.д.). Современную технику можно разделить на функциональные группы, отрасли: производственная, транспорта и связи, космическая, компьютерная, научных исследований, военная, обучения, культуры и быта, медицинская и др. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. При создании техники и затем при ее использовании закладывается и реализуется система «человек - техника - природа», в которой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенному уровню развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая техника и, наоборот, каждый достигнутый уровень технического развития требует адекватной подготовки специалистов, их знаний, квалификации .

Более широкое распространение в политических науках получил термин «технологии» . Под технологией понимается система жестко скоординированных элементов: цели, процедуры (правила), средства, операции (действия), мотивы (стимулы); любое преобразование исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы, для получения желаемых результатов в виде продукции или услуг; система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизме их практического использования в быту, производстве, медицине, управлении и т.д.

Технология - это целостная динамическая система, включающая аппаратно-орудийные средства, операции и процедуры деятельности с ними, управление этой деятельностью, необходимые для этого информацию и знания, энергетические, сырьевые, кадровые и иные ресурсы, а также совокупность экономических, социальных, экологических и иных последствий, определенным образом влияющих и изменяющих социальную и природную «среду обитания» данной системы; совокупность процессов целенаправленного осознанного изменения, которые образуют взаимосвязанные циклы логически обусловленных превращений вещества, энергии и информации.

Технологический процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологической дисциплины - строгой последовательности технологических операций, обеспечения стабильности параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах .

Базируясь на представленных определениях, перейдем к формулировкам и сущности понятия «политические технологии», «технологии в политике», «технологии политической деятельности», «технологии политического процесса».

Технология политическая - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политической деятельности. Технология политической деятельности - это комплексная система методов и способов воздействия на объект политики с целью достижения определенных целей. Сфера применения технологий лежит, как правило, в плоскости практической деятельности политических субъектов по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач.

Следует различать термины «политические технологии» и «технологии в политике» . Последнее понятие может включать не только преимущественно политические компоненты, но и широкий спектр организационных, дипломатических, военных, финансовых, информационных, психологических, манипуляционных, компьютерных и иных форм и методов деятельности, направленных на достижение поставленных политических целей.

Термин «политические технологии» весьма широко используется в современной философской и политологической литературе, в публицистике. Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.

История российского государства свидетельствует о том, что в ряду универсальных средств завоевания и удержания власти насильственные политические технологии (страх, насилие) преобладали, становились, говоря словами К. Маркса, - «повивальной бабкой истории».

В споре политических технологий эволюции и политических технологий кризиса часто побеждали радикальные технологии. Не случайно в российской литературе гораздо полнее изучены механизмы революций, заговоров, террора, различных форм политического экстремизма, нежели политические технологии эволюции, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п.

Избавляясь от тоталитаризма и авторитарности, постепенно осваивая демократические нормы политической жизни, мы выходим к пониманию тех способов политической деятельности, которые сопровождают подлинно демократическое преобразование общества.

Политическая власть и политическая система в целом реализует свои сущностные свойства выражения интересов, властвования, организации, подчинения и т.п. как через соответствующие функции, так и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появляются новые и видоизменяются ранее существовавшие.

Функции, технологии политической системы находятся в динамике, обновлении. Некоторые авторы даже специально выделяют инновационные технологии как технологии нововведений.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п. при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды .

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции, отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

В большинстве случаев проблемное поле современной политической среды определяется наличием ряда этапов разработки и осуществления политических технологий. К их числу относятся: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти. Эта технология обеспечивает защиту власти в демократическом обществе от ее узурпации, каким-либо человеком или политической организацией. Суть ее заключается в разграничении полномочий трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Данные сферы власти, как принято во всем мире, следует разграничивать, причем таким образом, чтобы каждая из них выполняла только свою функцию и в совокупности они служили бы разумному ограничению каждой из этих сфер власти. Так, например, исполнительная власть может действовать исключительно на основе законных полномочий, законодательно руководствуется в своей законотворческой деятельности конституцией государства и не может принимать на себя функции исполнительной власти, судебная может исходить только из существующего законодательства и не может выступать в роли законодателя .

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности существуют технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паблик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др. .

Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия и т.д., повышающие эффективность политических групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Политические технологии включают в себя два основных компонента: универсалистский и конкретно-эвристический. В первом случае имеются в виду методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии. В качестве примера можно привести прием коммуникационного воздействия, описанный в Библии: «Любят сделанное человеку добро, ненавидят - нанесенную обиду. Обида агрессивна. Оскорбления встречай спокойным молчанием. Грех не вменяется, когда нет закона. Попустительство дурным людям вредит хорошим. Чтобы избавиться, одолжи что-нибудь ценное. То, что вместе быть не может, лучше разъединить. Оставляя след, оставляешь шрам. Опирайся только на то, что оказывает сопротивление». Конкретно-эвристический компонент политических технологий включает в себя механизмы и методы, ориентированные на тщательный учет и месте, и времени (наглядным примером является известная работа В.И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»). Когда речь идет о «российском переходном периоде», имеется в виду определенное временное пространство, которое началось в 1984 году и закончится не ранее 2005-2007 годов. Этот хронологический период характеризуется сменой цивилизационной парадигмы, появлением и закреплением новой модели политической культуры, новой системы социальных, межрегиональных, экономических, политический структур, формированием новых систем ценностей личности и общества:

  • 1. Формирование и развитие организационного потенциала. Это, возможно, наиболее важная политическая технология в переходный период, поскольку традиционные для советской эпохи социальные и политические структуры разрушаются, а квазиновые, чаще всего, не выдерживают испытания временем. Система «оргпотенциал» включает в себя значительное число компонентов .
  • 2. Формирование и развитие потенциала лидеров. На нынешнем этапе системного кризиса в России роль лидеров резко возрастает и будет возрастать. При этом на сегодняшней социально-политической авансцене функционируют и в определенной степени конкурируют три наиболее ярко выраженных типа руководителей: бюрократические руководители, оказывающие воздействие в силу своего институционального положения; ситуационные вожди, выражающие как бы некие настроения, чувства, интенции влиятельных социальных групп, и в силу этого способные оказывать политическое воздействие; лидеры, отражающие ключевые тренды в обществе и в силу этого служащие примером (часто латентным) для тех или иных сегментов общества.
  • 3. Важной политической технологией в переходный период является комплекс методов по формированию и развитию своего финансового потенциала. Достаточно тривиальное утверждение, что нет политики без денег. Но более острый вопрос заключается, во-первых, в способности политического субъекта формировать и развивать «многоярусность финансового потенциала» и, во-вторых, оптимальные направления политико-финансовых инвестиций.
  • 4. Особое внимание в политической борьбе уделяется формированию и развитию информационного потенциала. В рамках информационного потенциала очень важно изначально выделить два ключевых момента:
  • 1. фактор СМИ (то есть фактический контроль над соответствующими средствами массовой информации);
  • 2. Специфический коммуникационный потенциал. В первом случае касательно СМИ речь идет о таких элементах, как влияние на общефедеральные электронные СМИ (радио, телевидение), общефедеральные газеты и журналы, региональные электронные СМИ, региональную прессу. В условиях переходного периода резко возрастает значение второго компонента - специфического коммуникационного потенциала. В условиях перманентной сегментации общества резко возрастает значение так называемых групп, формирующих общественное мнение. Речь идет о таких группах, как влиятельные журналисты, политические аналитики, популярные представители молодежной культуры, влиятельные деятели регионального масштаба и т.д. В этой связи важными подкомпонентами коммуникационного потенциала являются: практическое использование нумерологии (науки о слухах), формирование различного рода квазиэлитных ассоциаций журналистов, критиков, аналитиков и т.д., прогнозирование и планирование развития молодежной субкультуры и т.д.
  • 3. Весьма важной политической технологией именно для российских условий является обеспечение поддержки центральных органов исполнительной власти. Дело определяется тем, что с исторической точки зрения в России у власти последние триста лет находится одна и та же партия исполнительной власти или имперская бюрократическая партия. Поэтому без формирования модели специфической связи с теми или иными исполнительными институтами эффективность политического действия данного субъекта резко снижается .
  • 4. В условия подспудного обострения противоречий между Центром и регионами особое значение в нынешней ситуации приобретает проблема обеспечения и развития регионального потенциала политического субъекта. Речь идет о политической технологии, обеспечивающей поддержку:

региональных властей; конкурирующих региональных квазиэлит;

основных социальных групп в тех или иных регионах.

Необходимо исходить из того, что взаимоотношения между Центром и регионами являлись и являются важнейшим фактором политической динамики России в последние столетия по сравнению с социальными, экономическими, национальными детерминантами. Ключевой момент обеспечения регионального потенциала - это прагматическая программа новой региональной политики, включающая в себя систему федеративных, национальных, отраслевых идей и представлений.

5. Наконец, следующей важной политической технологией является комплекс методов, ориентированных на обеспечение и развитие внешнего потенциала. Речь идет о налаживании, а также поддержании контактов и связи с влиятельными общественно-политическими силами: ведущих западных стран; ведущих восточных стран; ключевыми региональными центрами; странами СНГ.

Политика осуществляется, прежде всего, в информационном пространстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня приобретает важнейшее значение - информация становится не только технологической основой коммуникации, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.

Политические технологии – совокупность определенных способов и приемов политической деятельности. К самым распространенным политическим технологиям относятся политическое консультирование, избирательные технологии, лоббирование, технологии «паблик рилейшнз».

Политическое консультирование проводится крупными аналитическими центрами, исследующими политические процессы и явления общественной жизни.

Лоббизм (от англ. lobby – коридор, вестибюль) – система средств и факторов для оказания необходимого влияния на политиков и государственных служащих, принимающих решения на федеральном или региональном уровне, с целью обеспечения интересов соответствующих групп. Авторитетные политические или государственные деятели, представляющие интересы групп давления, могут функционировать в качестве лоббистов. Лоббизм представляет собой не только закулисные действия, но и систему аргументации, механизмы подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих законов, участия в других социально-конструктивных актах.

«Лоббирующее» влияние группы давления зависит от ряда факторов: степень приверженности ее членов поставленным целям, авторитет группы, возможности привлечения финансовых средств, географическое положение и др. Различные группы давления предпринимают необходимые действия для назначения авторитетных и влиятельных лиц, сочувствующих их целям, на должности, связанные с осуществлением важных для групп программ. Такие группы могут эффективно включаться, например, в выборы депутатов, предоставляя необходимые им для этой цели материальные средства, а после выборов поддерживая с ними необходимые контакты.

Избирательные технологии – совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата. Избирательные технологии направлены на регулирование поведения избирателей, обращение к убеждениям и позициям граждан, их ориентации на определенные ценности. Выявить тенденции развития массовых настроений, найти оптимальные комбинации реализации политической программы призваны специалисты по паблик рилейшнз, коммуникациям, имиджмейкеры.

Паблик рилейшнз (англ. public relations – взаимоотношения с общественностью, связи с общественностью) – деятельность, направленная на формирование у общественности устойчивого положительного образа той или иной организации, кандидата, благожелательного отношения к ним посредством профессиональной обработки общественного мнения. В политической сфере это соответствующая деятельность органов государственной власти, партий, движений, избирательных блоков и т. д., нередко включающая в себя отдельные элементы политического манипулирования массовым сознанием. Главная цель паблик рилейшнз – склонить общественное мнение в поддержку какой-либо конкретной организации.

Функции паблик рилейшнз:

– выявление и анализ общих тенденций в общественном мнении;

– выработка стратегии взаимодействия с общественностью на основе данных изучения общественного мнения;

– формирование благоприятного отношения населения как к самой организации, так и к ее деятельности;

– информирование общественности о конкретной деятельности организации, человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Забайкальский государственный университет"

(ФГБОУ ВПО "ЗабГУ")

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра государственного, муниципального управления и политики

Контрольная работа

по дисциплине: "Основы современных технологий управления зарубежных стран"

Политические технологии: проблемы и перспективы развития

Выполнил Смыслова Ю.П.

Проверил Зимина Н.В.

1. Понятие политических технологий: сущность, формы и виды

2. Политические права и свободы в зарубежных странах: содержание, гарантии

3. Формирование политических технологий

Список использованных источников и литературы

1 . П онятие политических технологий: сущность, формы и виды

Термин "технологии" (от греч. "techne" - искусство, мастерство, умение; "logos" - понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин "политические технологии" - один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене "политического человека" в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии - совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии - это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии - это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы - "человеческого ресурса" в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.

Цель политических технологий - оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

Формы политических технологий

В целом политические технологии выступают в двух формах:

1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт;

2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Виды политических технологий

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);

2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.

3) приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Манипуляции (от франц. manipulation) в дословном переводе - это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования - "рациональная" и "психологическая". Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, "психологической" модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые "провоцируются" специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применения. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов - иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об "американской исключительности").

Миф - это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: "Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах". Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях нестабильности и неопределенности в обществе классические политические технологии ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и "социальную озабоченность". право политический манипуляция

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия - образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

· уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;

· использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);

· использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс);

· информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);

· наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист", "фашист" и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, "лингвистические ловушки" - это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод " лингвистической депривации", состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина - нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация - целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. "Мы - рабы слов", - сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.

Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

2 . П олитические права и свободы в зарубежных странах: содержание, гарантии

Право участия в управлении обществом и государством

Это право общего характера представляет собой суть данной группы прав и свобод, но в таком общем виде оно формулируется в конституциях редко. Так, ст. 23 Конституции Испании провозглашает право граждан участвовать в публичных делах непосредственно или через выборных представителей, а также право на равный доступ к публичным функциям и должностям в соответствии с требованиями, указанными в законах. Подобные нормы содержатся в части первой ст. 33 Конституции Литовской Республики 1992 года: "Граждане имеют право участвовать в управлении своей страной как непосредственно, так и через демократически избранных представителей, а также имеют право на равных условиях поступать на государственную службу Литовской Республики".

В ряде стран, переживших период тоталитаризма, введен институт люстрации (от лат. lustratio - очищение путем искупления). Это означает чистку органов и аппарата публичной власти, а также образовательных и подчас иных публичных учреждений от лиц, которые в условиях тоталитарного режима занимали руководящие должности в политическом аппарате власти или служили в репрессивных учреждениях.

Избирательные права

Это ряд прав, обеспечивающих гражданам возможность участия в формировании выборных органов государства и местного самоуправления, а также участия в процедурах непосредственной демократии (народная инициатива, референдум, отзыв выборных и др.).

Сюда относится прежде всего активное избирательное право, или право голоса, которое иногда называется также общим избирательным правом. Право голоса используется при голосованиях на выборах государственных и самоуправленческих органов и должностных лиц, на референдумах и публичных собраниях. Далее сюда относится пассивное избирательное право, или право избираться* в выборные органы государства или самоуправления, предполагающее право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на ее выдвижение. Могут быть, наконец, сюда отнесены и некоторые другие права: право участвовать в формировании избирательных органов, выдвижении кандидатов, выступать с инициативой отзыва выборных представителей и должностных лиц, заявлять отводы, возражения, оспаривать итоги выборов и т.д.

В некоторых странах установлена обязанность граждан принимать участие в выборах (обязательный вотум). Например, мексиканские граждане обязаны голосовать на народных выборах в соответствующем избирательном округе (ст. 36, п. III, Конституции).

Право на объединение, свобода союзов и ассоциаций

По общему правилу в демократических странах объединения образуются свободно, хотя и встречаются некоторые исключения. Так, объединения не должны преследовать цели извлечения прибыли, ибо статус такого рода объединений регулируется не конституционным, а гражданским, торговым, промышленным, сельскохозяйственным правом.

Некоторые категории объединений запрещаются конституциями по политическим мотивам. Например, ст. 78 Конституции Королевства Дании 1953 года, констатируя право граждан создавать общественные объединения в любых законных целях без предварительного уведомления, устанавливает вместе с тем, что общественные объединения, применяющие насилие либо стремящиеся достичь своих целей насилием, призывающие к насилию либо навязывающие свои взгляды другим при помощи угрозы насилия, распускаются по решению суда, но ни в коем случае не Правительства. Дела о роспуске общественных объединений могут выноситься на рассмотрение Верховного суда Королевства без какого-либо специального разрешения. Конституция Италии запрещает тайные общества и такие объединения, которые, хотя бы косвенно, преследуют политические цели посредством организаций военного характера (часть вторая ст. 18).

Свобода собраний и манифестаций

Свобода собраний - это беспрепятственная возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые в принципе может быть ограничен только устроителями собрания, хотя это и не обязательный признак собрания. Законодательство может предусматривать уведомительный порядок проведения собраний, при котором компетентные власти заранее извещаются устроителями о предстоящем собрании, его времени, месте проведения и тематике, но может и не требовать никакого уведомления (явочный порядок). Участники собрания принадлежат обычно к какой-то определенной среде (например, трудовому коллективу), с которой связаны и устроители.

Термин "манифестация" (буквально: открытое проявление, заявление) употребляется либо как синоним терминов "демонстрация", "шествие", либо как обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом (реже оно охватывает и собрания), а именно митингов, демонстраций, шествий, пикетов. Митинг - это собрание любых желающих, которое проводится, как правило, под открытым небом и на котором обычно после публичных выступлений устроителей и иных участников принимается резолюция с каким-либо требованием к властям или призывом к гражданам. Демонстрация - это обычно движение по улицам и дорогам масс людей с плакатами и транспарантами, выражающими позицию этих людей по каким-либо общественным вопросам или требование к властям. К демонстрации обычно может присоединиться всякий желающий. Демонстрация может начаться или завершиться митингом. Иногда демонстрация может быть "сидячей" - участники не движутся, а сидят массой в людном месте.

Шествие же, как следует из смысла слова, - всегда движение по улицам и дорогам. Разновидностью шествий являются так называемые марши - шествия через многие населенные пункты, даже через всю страну или порой через несколько стран. В шествиях и маршах участвуют обычно заранее сорганизовавшиеся люди. Пикеты - это обычно немногочисленные группы людей (иногда один человек) с плакатами и транспарантами, стоящих, сидящих или кругообразно движущихся около какого-либо объекта, часто около здания правительственного учреждения. Особая разновидность пикета - палаточный городок, существующий более или менее длительное время.

Примером конституционно-правового регулирования данной свободы может служить ст. 8 германского Основного закона, согласно которой:

"1. Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без уведомления или разрешения.

2. Для собраний под открытым небом это право может быть ограничено законом или на основе закона".

Свобода информации и право на информацию

Это условное обозначение целой группы свобод и прав: свободы слова, или свободы выражения мнений, свободы печати и иных средств массовой информации, права на получение информации, имеющей общественное значение, свободы распространения информации. Авторитарные, и особенно тоталитарные, режимы всячески ограничивают указанные права и свободы, монополизируя средства массовой информации или подчиняя их политическому контролю с помощью цензуры, дезинформируя граждан или скрывая от них неблагоприятную для правящих кругов информацию.

Cт. 20 Конституции Испании:

"1. Признаются и охраняются права:

a) свободно выражать и распространять мысли, идеи и мнения посредством слова, письма и любого другого средства воспроизведения

b) на литературное, художественное, научное и техническое производство и творчество

c) на свободу преподавания

d) свободно передавать и принимать информацию с помощью любого средства распространения. Закон урегулирует это право и оговорку относительно совести и профессиональной тайны при осуществлении этих свобод.

2. Осуществление этих прав не может ограничиваться цензурой любого рода.

3. Закон урегулирует организацию государственных и любых иных публичных средств общественной коммуникации и парламентский контроль за ними, гарантирует доступ к этим средствам для значительных общественных и политических групп, уважая плюрализм общества и различных языков Испании.

4. Эти свободы имеют своим пределом уважение к правам, признаваемым в настоящей Части (части I Конституции, провозглашающей основные права и обязанности. - Авт.), и предписания законов, которые эти права развивают, и особенно право на честь, на личную жизнь, на собственное имя и на охрану юношества и детства.

5. Постановлять об аресте публикаций, записей и других средств информации можно будет только в силу судебного решения".

Право петиций

Это право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать. Петиции могут быть индивидуальные или коллективные (при тоталитарном режиме последние подчас не допускаются, ибо власти опасаются объединения людей на почве недовольства). Когда речь идет о жалобе, данное право можно рассматривать как право-гарантию, о чем уже упоминалось выше.

Так, итальянская Конституция в ст. 50 устанавливает: "Все граждане могут направлять палатам (Парламента. - Авт.) петиции с требованием законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд". Несколько иначе формулирует данное право ст. 29 испанской Конституции:

"1. Все испанцы будут иметь право индивидуальной или коллективной письменной петиции в форме и с последствиями, определяемыми законом.

2. Лица, состоящие в Вооруженных силах или учреждениях или в формированиях, подчиненных военной дисциплине, будут пользоваться этим правом только индивидуально и по правилам, установленным в соответствующем специальном законодательстве".

Право и обязанность защиты страны

Защита страны чаще всего рассматривается как одна из обязанностей гражданина, однако некоторые конституции считают ее также и его правом. Обязанность защиты страны может предполагать обязательную военную службу или заменяющую ее (альтернативную) гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности. Конституционные нормы конкретизируются и развиваются в законах об обороне, о воинской обязанности и других подобных актах текущего законодательства.

Типичным же для большинства современных конституций можно считать регулирование, содержащееся в ст. 47 хорватской Конституции:

"Воинская обязанность и оборона Республики - повинность всех способных к этому граждан.

Обязанность верности государству и соблюдения его конституции и законов

Требование блюсти верность государству предъявляют гражданам сравнительно немногие конституции, но следовать велениям конституции и законов обязывают почти все. Оба требования сформулированы, например, в части первой ст. 54 Конституции Италии, гласящей: "Все граждане обязаны быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы". Во второй части этой статьи сформулирована обязанность, встречающаяся также в ряде других конституций: "Граждане, которым доверены публичные функции, обязаны выполнять их дисциплинированно и достойно, принося присягу в случаях, установленных законом".

Право на сопротивление угнетению

Это право индивидуального и коллективного характера встречается в конституционных актах крайне редко, хотя и восходит к Декларации независимости США 1776 года.

"Мы считаем очевидными следующие истины, - говорилось в Декларации. - Все люди сотворены равными, и все они наделены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью".

Французская Декларация прав человека и гражданина в ст. 2 среди естественных и неотъемлемых прав человека, составляющих цель всякого политического союза, то есть, по-нашему, объединения людей в государство, наряду со свободой, собственностью, безопасностью назвала сопротивление угнетению.

3 . Ф ормирование политических технологий

Субъективный способ формирования технологий

Разработка и применение политических технологий суть процессы постепенной рационализации и оптимизации (и в этом смысле сознательного конструирования) целенаправленной деятельности субъектов в рамках выполнения ими определенных задач. В конечном счете они расширяют возможности этих субъектов в плане контроля и управления той или иной областью политических изменений. Процесс формирования и функционирования технологий можно рассматривать со структурной, пространственно-временной и процессуальной точек зрения. Первый подход предполагает выявление знаний о проблеме, поиск оптимальных техник ее решения и технического обеспечения. Второй выражает необходимость согласования применяемых средств с конкретными условиями места и времени, в которых решается проблема. Третий раскрывает значение и условия формирования отдельных параметров достижения целей. В последнем случае логика действий по формированию технологий выстраивается вокруг цепочки "анализ - диагностирование и оценка ситуации - прогнозно-проектные операции - выработка целей - определение последовательности действий - формулировка рекомендаций".

В целом технологии могут разрабатываться как применительно к ограниченному числу ситуаций (классу объектов), и прежде всего ситуациям уникальным, так и к более распространенным. При формировании их параметров, как правило, учитываются не только задачи, но и тип и характеристики действующих субъектов, временные и иные важнейшие параметры условий деятельности. При этом технологии могут задаваться "сверху", правящими структурами, а могут формироваться и в результате обобщения и рационализации живого опыта субъектов, постоянно действующих в подобных условиях. Но чаще всего технологии возникают комбинированным способом, когда нормативно-целевые задачи сочетаются с наблюдениями и опытом участвующих в практическом решении задачи лиц. Одни технологии могут устаревать, утрачивать (частично или полностью) свою эффективность; может сужаться диапазон их применения. Другие же технологии могут постоянно совершенствоваться, увеличивать свои "управленческие" способности.

Существуют два способа формирования технологий - субъективный и аналитический. Первый основан на преимущественно (а нередко и исключительно) субъективном (волюнтаристском) подходе, закладывающем в основу конструирования оптимальной последовательности действий стандарты здравого смысла, практический опыт субъекта и его интуицию, симпатии, культурные стереотипы, привычки и прочие индивидуальные особенности его мировосприятия. Собственно без таких компонентов практически никогда не дается оценка целей, не определяются пути формирования ресурсов их достижения. Однако в данном случае эти компоненты не столько сами преобладают, сколько блокируют и ограничивают применение других, в частности, более строгих аналитических подходов. И хотя в целом они нередко бывают оправданы и даже дают положительный результат (например, при использовании в кризисных ситуациях), однако при прочих равных условиях этот метод алгоритмизирования целевой деятельности можно расценить как ограниченный и не обеспечивающий решения задач, стоящих перед технологиями.

Аналитический способ формирования технологий

Второй, аналитический, способ формирования технологий связан с использованием (и доминированием) специальных аналитических методов и процедур, определяющих основные параметры и условия целедостижения. Данные приемы не столько кладут предел субъективному произволу акторов при оценке целей и параметров деятельности, сколько определяют ему соответствующее место, позволяя наиболее эффективно использовать возможности и резервы интуитивно-опытной, прецедентной диагностики при определении целей и средств их достижения. В этом случае субъект получает возможность рационализировать видение ситуации, осознанно отнестись к категориям "цели" и "условия" деятельности благодаря пониманию неизбежных ограничений, накладываемых на его деятельность рядом факторов краткосрочного и долгосрочного действия (природой, соотношением политических сил и т.д.), и точнее осознать последствия предпринимаемых им действий в рамках существующего социального (политического) порядка.

С содержательной точки зрения аналитический тип формирования технологий предполагает оценку и характеристику: конкретных акторов, характера их функционально-ролевых и межличностных взаимоотношений; действующих норм и регламентов деятельности; расстановки политических сил ("разведение" акторов по идеологическим позициям или блокам в зависимости от понимания и решения ими разных политических вопросов); конкретных акций и интеракций в контексте воздействия внутренних (прежде всего мотивационных) и внешних факторов; параметров пространственного (глубины, ширины, длины местосвершения политического события) и временного характера деятельности; специфики окружающей среды; ресурсов и потенциала действующих лиц. При решении этих задач используется все богатство методов, способных максимально точно описать реальные отношения акторов и сформулировать соответствующие рекомендации.

Список использованных источников и литерату ры

1. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979, 310 с.

2. Политическая социология: Учебник для вузов/Под редакцией член-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. М, 2002, 495 с.

3. Рансьер Жак На краю политического. Пер с фр. М.: Праксис, 2006, 280 с.

4. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., Аспект-Пресс, 2003, 559 с., пер.

5. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала: Учеб. пособие/ Под науч. ред. А.И. Юрьева. СПб., 2006-512с.

6. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. III. - М., 1992. - С.71-72.

7. Антонио Негри, Сильвер Лотринге Революционный процесс длится вечно, Интервью Сильвера Лотринге с Антонио Негри// Перевод Анны Неклюдовой. Опубликовано в журнале Artforum, май 2008 №9 (46).// Скепсис - http://scepsis.ru/library/id_2111.html

8. Делягин М.Г. Ценностный кризис: почему формальная демократия не работает // Полис. 2008 - № 1. - с.109-123

9. Кобзева С.В. Медиа-мониторинг кризисов и конфликтов: методология и техники// Полис. 2008 - № 1 с.33-50

10. Круглый стол Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта // Полис. 2008 - № 5. - С.55-74.

11. Нисневич Ю. Аудит политической системы посткоммунистической России. М.: Материк, 2007. - 288 с.

12. Пантин В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна: ООО "Феникс+", 2001. - 478с.

13. Патрушев С.В. Проблемы легитимации институциональных изменений и варианты универсализации институционального порядка // Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России / Под ред. С.В. Патрушева. М.: ИСП РАН, 2006. - 590 с.

14. Ржешевский Г.А. Демократия: миф, реальность или раскрученный бренд?// Полис. 2008 - № 5.с.90-99

15. Томас Карозерс. Противодействие распространению демократии// Россия в глобальной политике, 2006, № 2 (МАРТ/АПРЕЛЬ). С.150-154. //См. также // http://www.globalaffairs.ru/numbers/19/5546.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и отличительные особенности политических технологий. Нелегитимное политическое манипулирование. Предоставление обширной информации. Языковые нелегитимные политические технологии. Использование символики и политика самоочевидного.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Формы политической деятельности людей. Политические институты, понятие, предназначение. Типология политических партий, партийные системы, их классификация и основные функции. Отличительные признаки политической партии. Основные типы партийных систем.

    реферат , добавлен 27.04.2013

    Сущность, значение, источники политических конфликтов. Формы и способы контроля над протеканием конфликтов, выработка эффективных технологий управления ими. Этапы формирования и развития конфликта. Политические конфликты в современном российском обществе.

    доклад , добавлен 01.12.2009

    Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды. Пути и методы разрешения политических конфликтов. Политические конфликты в современном российском обществе: причины, социальный фон возникновения, динамика развития и особенности регулирования.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2016

    Функции и уровни политического сознания. Понятие идеологии, ее законы и формы. Анализ идеологических течений современности. Способы идейно-политического воздействия: политико-идеологическое убеждение, манипулирование. Особенности политических мифов.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Структура политического процесса, виды социально-политических взаимодействий. Технологии политического манипулирования. Значение СМИ в политическом процессе. Политический кризис, его источники, фазы развития. Политические конфликты и пути их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2017

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса. Стабильный и нестабильный политический процесс. Формы прямого и представительного народовластия. Политические мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии.

    презентация , добавлен 20.11.2014

    Партия как добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации. Основные политические партии и движения, сущность основных типов партийных систем, их типология и функции. Тенденции развития политических партий и движений в России.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Понятие, сущность и типы политических конфликтов. Три основных типа политических конфликтов: интересов, ценностный и идентичности. Признаки политического кризиса, пути урегулирования конфликтов и кризисов. Политические традиции и менталитет народа.

Политические технологии - это совокупность правил, процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс, обеспечивающих конкретному субъекту оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач. Специфика политической технологии в том, что она алгоритмизирует по строго определенным правилам деятельность в сфере политики, т.е. сводит ее к системе действий, совершаемых в интересах выполнения поставленной политической задачи.

В современных условиях власть, политические идеи, организации, политики выступают в качестве политического товара, предлагаемого гражданам. Политические технологии направлены на эффективность рыночного продвижения политического товара. В этой связи вполне оправдано их второе название - «политический маркетинг». Его появление связывают с фактом, когда в США после второй мировой войны кандидаты в президенты начали прибегать к услугам рекламных агентств, для организации своей предвыборной кампании.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов при определении целей, средств и методов осуществления политики,- в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды.

Структуру политических технологий образуют три основных элемента, каждый из которых, в свою очередь, имеет сложное строение. Первый элемент - технологическое знание, сочетающее научно-прикладное знание политических проблем с их оценкой. Его содержание складывается из знаний и позиций следующих субъектов политических технологий: технолога, анализирующего политические события и процессы; заказчика, определяющего конкретные цели; исполнителя, непосредственно решающего задачу оптимального применения соответствующих процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс. Второй элемент - процедуры, приемы, методики воздействия. В них находят свое отражение те конкретные умения и навыки осуществления целенаправленных действий, которыми обладают субъекты политических технологий. Третий элемент -техническое и ресурсное обеспечение. Оно включает финансовые, технические и другие средства, которые могут быть использованы в процессе применения конкретных технологических приемов («раскручивания» кандидата, формирования соответствующего имиджа и т. д.), а также кадровые структуры и их резервы.

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

Как правило, современные политические технологии имеют ряд этапов: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Они включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности особо выделяются технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паб-лик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др.

Таким образом, в природе не существует абстрактных, пригодных на все случаи жизни политических технологий. Каждая из них, с одной стороны, конкретна и уникальна, поскольку призвана обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов. С другой стороны, она многопланова по своему содержанию и характеру, многоаспектна по условиям осуществления, составу исполнителей, видам политической деятельности и решаемым проблемам.