Китай – историческое наследие. Наследие древнего китая

Древний Китай – богатейшее культурное наследие, самобытная культура, давние традиции, которым тысячи лет, исторические достопримечательности практически на каждом шагу. Китай привлекает миллионы туристов каждый год, и путешественники, приезжая сюда за новыми впечатлениями, остаются довольны своим отпуском.

Достопримечательности Китая

Визитка Китая – это, конечно же, Великая Китайская стена – древнейшее на земле оборонительное строение, аналогов которому нет в мире. Если ваша мечта увидеть огромную китайскую стену, но вы не можете приехать в Китай, то сувениры купить с доставкой из Китая с изображением этой достопримечательности. Но увидеть своими глазами этот исторический памятник обязан каждый турист.

Обязательно, приехав в Китай, следует попасть в Запретный город, по величию которого можно судить о жизни китайских императоров. Сегодня это историко-культурный центр, находящийся в самом сердце Пекина, который ежегодно посещают толпы туристов. В прошлые столетия сюда могли войти только знатные вельможи, да и до сих пор для посещения туристам открыта только половина дворца. Сегодня же и простые смертные могут увидеть и в полной мере оценить роскошь Запретного дворца.

Совсем рядом с дворцом находится самый крупный храм Китая Тянь-Тань, его еще называют Храм Неба. По традиции в самый короткий день, который бывает только раз в году, императоры в Храме просили небо быть благосклонным к китайскому народу, и приносили в жертву богам различные дары.

Невозможно приехать в Китай и даже не побывать во всемирно известном Шаолине - самом известном буддистском монастыре не только на территории Китая, но и в целом мире. В этом монастыре берет свое начало философия дзен-буддизма, а также древние китайские единоборства различных видов. Здесь можно насладиться умиротворяющим безмятежным спокойствием как нигде больше на земле. Историю монастырь ведет еще с 450 года до нашей эры.

Конечно, одного отпуска точно не хватит, чтобы увидеть все сокровища Китая. Если вы действительно хотите ближе познакомиться с этой страной, приезжайте сюда хотя бы на пару месяцев, чтобы успеть осмотреть самые главные достопримечательности, большинство туристов приезжают на неделю или две, а этого времени совсем мало, чтобы оценить всю красоту страны. В Китае каждый камень, каждый храм и дворец имеют свою уникальную древнюю историю, уходящую вглубь веков.

Путешествуя по Китаю постоянно сталкивались с тем, что та или иная достопримечательность включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Китай, кстати, занимает второе место в мире по числу объектов всемирного наследия. Ну и, собственно, возникло желание понять, что же дает включение в это самый список и как туда попасть. Но обо всем по порядку.

Итак, ЮНЕСКО (UNESCO - The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - специализированное учреждение при Организации Объединённых Наций, которая занимается вопросами образования, науки и культуры. Основные направления деятельности ЮНЕСКО представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. Существует также ряд сквозных тем, которые являются составной частью всех направлений.

Деятельность ЮНЕСКО в сфере культуры основывается на Всеобщей декларации о культурном разнообразии, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и Гаагской конвенции 1954 года. Именно в последней, по горячим следам Второй Мировой войны, зафиксирована необходимость сохранения памятников культуры в случае вооруженного конфликта. Вопросами культуры занимаются региональные бюро в Венеции и Гаване. Среди программ ЮНЕСКО в ведении культурного направления находятся такие программы как Всемирное наследие, Нематериальное культурное наследие, Подводное культурное наследия.

Вот мы и добрались до списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь давайте разберемся как в него попасть. На сегодняшний день, чтобы быть включенным в список, культурный объект должен отвечать хотя бы одному из 10-ти критериев, первые 6 из них принято называть культурными критериями, а последние 4 — природными. За более точными определениями лучше сходить на сайт ЮНЕСКО или Википедию, здесь же объяснение сущности критериев и примеры.

  1. Объект является доказательством человеческого созидательного гения. Ярким примером является ;
  2. Объект демонстрирует серьезное влияние образа жизни и мировоззрения на искусство, ландшафт, архитектуру. Пример – ;
  3. Объект является исключительным или, что еще лучше, уникальным для какой-то цивилизации или культурной традиции, существующей до сих пор или уже канувшей в лету. Пример – ;
  4. Объект демонстрирует высокие инженерные достижения в области архитектуры, ландшафта, технологий в значимом историческом периоде. Пример – ;
  5. Объект является выдающимся примером интеграции человека в природу. Яркий пример – рисовые террасы Хунхэ-Хани (до них мы, к сожалению, не доехали);
  6. Объект ярко демонстрирует существующие традиции, верования, художественные произведения и имеет высокую мировую важность. По мнению представителей ЮНЕСКО, желательно чтобы этот критерий дополнялся еще каким-нибудь. Примером можно назвать так же ;
  7. Объект является природным местом невероятной природной красоты и эстетической важности. Иллюстрация – ;
  8. Объект ярко иллюстрирует этапы развития земли, в том числе геологические или иные процессы. И снова идеальный пример;
  9. Объект ярко демонстрирует процессы в эволюции и развитии экосистем;
  10. Объект является важной естественной средой обитания для сохранения исчезающих видов. Пример – заповедник .

Многие объекты Китая, включенные в список соответствуют сразу нескольким критериям. Например, – 5-ти критериям, – 4-м, и – 3-м. Из тех-мест, что мы посетили соответствие только одному критерию — 10-му, было у Резервации .

А что же собственно дает попадание в это список Всемирного наследия? Предполагается, что включение в список принесет следующие блага:

  • даст дополнительную гарантию сохранности объекта;
  • повышает престиж объекта;
  • способствует популяризации объекта;
  • обеспечивает контроль и мониторинг за состоянием объекта;
  • обеспечивает первоочередное финансирование объекта, относительно других.

Но, если задуматься, все эти «бонусы» в основном профанация. Например, в список всемирного наследия были включены Бамианские статуи Будды в Афганистане, но это совершенно не помешало пришедшим к власти талибам уничтожить их в 2001 году как языческих идолов. Безусловно, мировая общественность во главе с ЮНЕСКО возмущалось, но что это дало? Ничего…

Первоочередное финансирование объекта, так же осуществляется не из бюджета ЮНЕСКО. Их финансирование, облагораживание и содержание полностью ложится на плечи государства, на территории которого они находятся. А зачастую у государства, есть куда более важные расходы. И что приходится делать? Увеличивать стоимость входных билетов, что бы и на поддержание объекта хватила и себе что-нибудь осталось.

ЮНЕСКО обеспечивает мониторинг и контроль – это да, бесспорно. Проверяющих всегда много. Но, на сколько я могу судить, они просто смотрят выполняются их распоряжения или нет, не пытаясь что-то в корне изменить. Весьма порочная практика, на мой взгляд.

Итак, что мы имеем в остатке: попасть в список всемирного наследия сложно, вылететь из него – легко, а толку от него – не много.


Всемирное наследие ЮНЕСКО в Китае:На их вершинах поселилось небо

В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Китайской Народной Республике значится 41 наименование (на 2011 год), это составляет 4,3 % от общего числа (962 на 2012 год). 29 объектов включены в список по культурным критериям, 8 объектов — по природным, 4 — по смешанным.



16 объектов (гора Тайшань, Великая Китайская Стена, дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине и Шэньяне, пещеры Могао, гробница первого императора династии Цинь, комплекс древних строений в горах Уданшань, храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун в городе Цюйфу, исторический ансамбль дворцаПотала в городе Лхаса, классические сады в городе Сучжоу,



Летний дворец и императорский парк в Пекине, Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине,наскальные рельефы в Дацзу, столичные города и пещерные храмы Лунмэнь, гробницы императоров династий Мин и Цин, пещерные храмы Юньган, гробницы древнего царства Когурё) признаны шедеврами человеческого созидательного гения (критерий i). 10 объектов (горы Тайшань и Хуаншань, пейзажные достопримечательные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, горы Уишань, национальный парк «Три параллельные реки» (провинция Юньнань), карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк горы Саньциншань, Данься) признаны природными феноменами или пространствами исключительной природной красоты и эстетической важности. КНР ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 12 декабря 1985 года. Первые объекты на территории КНР были занесены в список в 1987 году на 11-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО

Гора Тайшань




Тайшань (кит. 泰山, пиньинь: Tài shān, буквально Гора Восхода, то есть Восточная гора) — гора в китайской провинцииШаньдун высотой 1545 м.



Гора Тайшань обладает большой культурной и исторической значимостью и входит в число пяти священных гор даосизма. Традиционно гора считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. Гора расположена в окрестности городаТайань. Самый высокий пик высотой 1545 м называется Пиком Нефритового Императора.



В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы — цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.



Гора Тайшань находится к северу от Тайань и к югу от столицы провинции, города Цзинань. У подножья горы высота 150 м над уровнем моря. Основание горы занимает площадь 426 км². Гора Тайшань закрепилась в китайской культуре как символ стабильности. Это отразилось в поговорке «непоколебимый как гора Тайшань», нередко использовавшейся Мао Цзэдуном.



Тайшань была местом священнодействия с незапамятных времён, по меньшей мере со времён периода Шан. В какое-то время церемония на горе Тайшань приобрела официальный статус; гора стала главным местом, где Император обращался к Небу и Земле (церемония фэншань 封禪). Во время церемонии фэн (封), проводившейся на вершине горы, Император благодарил Небо за вручённый ему мандат власти. Во время же церемонии шань (禪), проходившей у подножия, Император благодарил Землю за ниспосланный урожай



Мост бессмертных, природный ландшафт. В 219 до н. э. Император Цинь Шихуан, провёл церемонию на вершине горы Тайшань и провозгласил объединение всей Империи. После него многие китайские Императоры совершали торжественные церемонии на вершине горы по случаю каких-либо особо важных событий.



Ханьский император У-ди многократно поднимался на гору Тайшань и организовывал регулярные жертвоприношения. Он построил для этого дворцы и башни на самой горе и у её подножия.



С 1987 гора Тайшань причислена ко Всемирному Наследию ЮНЕСКО. В 2003 гору посетило 6 миллионов паломников и туристов. По новому проекту с 2005 культовые сооружения восстановлены, а современные строения, вредящие ландшафту, удалены.



На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плит, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.





Храм Божества Горы Тай (Dai Miao) — самый большой и древний комплекс на горе, он занимает площадь 96 тыс. м² Храм построен во время династии Цинь. Со времени правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) храм стал повторять архитектуру императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу).



В храме — пять главных залов и много дополнительных помещений. В центре находится Дворец Небесного Благословения (Tian Zhu), построенный в 1008, во времена Северной Сун. Во Дворце сохранилась настенная роспись «Путешествие божества горы Тай», относящаяся к 1009.


Роспись покрывает восточную, северную и западную стены зала и имеет 3,3 м в высоту и 62 в длину. Сюжет изображения — инспекция Поднебесной божеством горы. Храм окружён кипарисами, посаженными ещё во времена династии Хань, около 2100 лет назад.



Важными храмами являются также Храм Голубого Облака, посвящённый Богине горы Лаому, и Храм Священной Скалы, в котором имеется Зал Тысячи Будд.

Гора Хуаншань



Хуаншань (кит. упр. 黄山, пиньинь: Huángshān, буквально: «Желтые горы») — горная гряда в провинции Аньхой в восточной части Китая (примерно 300 километров на юго-запад от Шанхая).



Этот район известен своими гранитнымискалами, покрытыми соснами, воспетыми китайскими художниками и поэтами со времён династии Цинь. Современное название (Жёлтые горы) им было дано поэтом Ли Бо в 747 году.



Высота 77 вершин в этой гряде превышает 1000 м. Три самых высоких пика: Пик Лотоса (Лянь Хуа Фэн, 1,864 м), Пик Света (Гуаньминдин, 1,840 м) и Пик Небесной Столицы (Тяньдуфэн, 1,829 м). С 1990 года район Хуаншань входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является национальным парком КНР, одним из самых популярных туристических мест Китая.



Горы сформировались в мезозойскую эру, примерно 100 миллионов лет назад. Позднее, в четвертичный периодландшафт был преобразован под воздействием ледников, оставивших скалы различной формы.



Поскольку часто уровень облаков находится ниже уровня горных вершин, в этом районе могут наблюдаться интересные световые эффекты, такие как «Облачное море» (雲海, Юньхай) и «Свет Будды» (佛光, Фогуан). В среднем Свет Будды (глория) наблюдается несколько раз в месяц.





У подножия «Пика пурпурного облака» находятся горячие источники, температура которых круглый год составляет 45 °C.



В декабре 1990 года ЮНЕСКО включило этот район в список природных объектов Всемирного наследия в качестве объекта исключительной природной красоты и за его статус места обитания редких видов растений и животных.





Склоны гор Хуаншань покрыты соснами эндемичной породы Pinus taiwanensis, которые придают всему массиву особый, узнаваемый вид.Виды сосен на склонах Хуаншаня служили вдохновением для множества китайских поэтов и художников на протяжении сотен лет


Подъем в верхнюю часть национального парка возможен либо по канатной дороге, либо по вырубленным в скалах горным тропам (пеший подъем из деревни Танкоу занимает 3-4 часа). Классический маршрут включает в себя подъем на гору, обход вершин и наблюдение за закатом и восходом солнца (на вершинах есть большое количество гостиниц).





Неподалёку от горного района Хуаншаня (50 км, 2 часа на автобусе) находится город Туньси (также называемый Хуаншань), связанный с Шанхаем авиа- и автобусным сообщением.

Горы Уишань







Уишань (кит. упр. 武夷山, пиньинь: Wǔyí Shān) — горный хребет, расположенный в Китае, на границе провинцийФуцзянь и Цзянси. Представляет собой горную гряду средней высотой около 650 м, раскинувшуюся на площади более 1000 км². Высшая точка — гора Уишань (2158 м). В 1999 году включена ЮНЕСКО во Всемирное наследиеодновременно по культурным и природным критериям.









С точки зрения биологического разнообразия горы Уишань являются наиболее ценной территорией в пределах Юго-Восточного Китая. Природа хребта богата древними реликтовыми видами, многие из которых эндемичны в Китае.











В горах Уишань производится множество сортов чая, в том числе известный утёсный чай Да Хун Пао и красныйЛапсанг Сушонг.







Горы также знамениты своими живописными местами: «Рекой девяти излучин», высокимипесчаниковыми останцами и многочисленными храмами и монастырями, многие из которых в настоящее время разрушены.









В этих монастырях зародилось учение неоконфуцианства, которое оказывало влияние на культуру всейВосточной Азии начиная с XI века.







В I веке до н. э. неподалёку была построена одна из столиц династии Хань, руины которой сохранились до настоящего времени. Среди интересных объектов — дворец Ваньнянь, академия Чайян и мост Хунцяо.

Лушань


Лушань (кит. упр. 庐山, пиньинь: Lúshān) — горный комплекс и национальный парк Китая площадью ок. 300 км² в провинции Цзянси к югу от Цзюцзян, рядом с озером Поянху. Объект мирового культурного наследия ЮНЕСКО с 1996 г.



Под влиянием множества легенд Лушань был известен под различными именами, как, например, Куаншань — в честь легендарного аскета Куан Су.



Национальный парк Лушань был включен в список всемирного наследия в 1996 году. Гора Лушань в провинцииЦзянси является ярким примером развитости китайской цивилизации. Здесь расположено несколько буддийских идаосских храмов, а также неоконфуцианская школа Чжу Си (кит. упр. 白鹿洞, пиньинь: bólùdòng, буквально: «Грот белого оленя»)



Всё это здесь уникальным способом сочетается с природной красотой, формируя высокую эстетическую ценность. Таким образом, китайский национальный дух и культурная жизнь имеют тесный контакт с культурным ландшафтом.



Лушань насчитывает более сотни горных вершин, среди них Шансофэн, Ханьполин, Шуанцзяньфэн, а самая высокая Даханьянфэн (1474 м). Множество водопадов, таких как Кайсянь, Саньдецюань, Шимэньцзянь. Климат среднегорный, с очень тёплым летом (средняя температура июля 25,8 °C) и очень мягкой зимой (средняя температура января 7,3 °C); осадков 1050 мм в год.





В первой китайской исторической летописи Шицзи горы уже упоминаются под своим названием. Считались обителью небожителей. Лушань посвящены тысячи стихов и поэм. Поэт Ли Бо, например, писал такие строки: Смотрю на пик Пяти Стариков, На Лушань, на юго-восток. Он поднимается в небеса, Как золотой цветок.


Южно-Китайский карст(см.отдельный пост)




Карстовые отложения Южного Китая— объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен в южных провинциях Китая Гуанси, Гуйчжоу и Юньнань. Эта область южного Китая известна благодаря карстовому рельефу иразнообразию биосреды. Объект состоит из трёх участков: Либо, Шилинь (Каменный лес) и Вулонг.

Национальный парк горы Саньциншань, провинция Цзянси



Гора Саньциншань (кит. упр. 三清山, пиньинь: Sānqīng Shān) или гора Саньцин — гора и одноимённый национальный парк в китайской провинции Цзянси, примерно в 215 км к востоку от города Наньчан. В 2008 году местность включена в список Всемирного наследия. Основной достопримечательностью местности являются живописные группы гранитных скал среди густого леса.







Национальный парк занимает площадь в 22 950 га, расположен на западе горной гряды Хуаю. Название «Саньцин» в дословном переводе означает Трое праведных (в даосском храме три статуи: Лао-цзы, Жёлтый император иНефритовый император







Природный пейзаж состоит из 48 пиков и 89 гранитных колонн, некоторые из них напоминают силуэты людей или животных. Гора Саньциншань достигает высоты 1817 м. Территория национального парка покрыта лесами умеренных поясов, но окружена субтропической растительностью.

Гора Утайшань



Гора Утайшань (кит. упр. 五台山, пиньинь: Wǔtái Shān, буквально: «Гора пяти высот») является одной из четырёх священных гор китайского буддизма. Расположена в городском округе Синьчжоу провинции Шаньси, примерно в 350 км к юго-западу от Пекина. Утайшань считается местом пребывания Бодхисаттвы мудрости, Манджушри или Вэньшу (文殊) в китайском варианте.


Её название происходит от наличия пяти скругленных вершин, именуемых Северная (кит. упр. 北台, пиньинь: Běitái, 3058 м — самая высокая точка северного Китая), Западная, Южная, Восточная и Центральная.



Из четырёх священных гор Утайшань была первой получившей этот статус, поэтому часто на неё ссылаются как на «первую из четырёх великих гор.» В соответствии с Аватамсака-сутрой (кит: Хуаян Цзин; 華嚴經), описывающей места пребывания бодхисаттв, Манджушри пребывает на «чистой холодной горе» на северо-востоке.


В результате это стало альтернативным названием для Утайшань (кит. упр. 清涼山, пиньинь: Qīngliáng Shān, буквально: «Чистая холодная гора»). Считается, бодхисаттва Манджушри часто появляется на горе, принимая обличье паломников, монахов или необычных пятицветных облаков.



На Утайшане имеются примеры древней деревянной архитектуры, сохранившейся со времён династии Тан (618—907). В частности, главный зал монастыря Наньчан и Восточный Зал монастыря Фугуан были построены в 782 и 857 годах. В современном Китае они были обнаружены только в 1937 и 1938 годах. В 2008 году китайские власти подали заявку на включение храмов Утайшаня в список Всемирного наследияЮНЕСКО. Местные жители утверждают, что они были насильно выселены из своих домов в рамках подготовки КНР к подаче этой заявки . В 2009 году заявка была удовлетворена, и гора Утайшань вошла в список Всемирного наследия по критериям ii, iii, iv и vi. Главные храмы







Храм Наньшань (кит. упр. 南山寺, пиньинь: nánshānsì, буквально: «Храм южной горы») был впервые построен во времена династии Юань (династия). Храм включает в себя семь террас, разделённых на три части.







Другие значимые храмы: Сяньтун и Таюань.


С 20 по 26 августа 2003 года в рамках празднования 300-летия Северной столицы в Центральном выставочном зале "Манеж" проходит выставка "Мировое культурное наследие в Китае", которая открывает Дни Китая в Санкт-Петербурге.

Китай - одна из стран мира, которые могут гордиться своей древнейшей цивилизацией. Он обладает блестящими памятниками культуры и великолепным природным наследием.

Как свидетельствуют археологические раскопки, от миллиона - до 400-500 тысяч лет назад на территории Китая уже были обнаружены следы первобытных людей. Это - известные питекантропы в Юаньмоу, Ланьтянь и Пекине. В 21 веке до нашей эры в Китае появилась первая династия - Ся. С того времени китайскую историю можно проследить по летописям. В 221 г. до н.э. император Цинь Шихуан объединил под своей властью разрозненные, воевавшие между собой царства и создал первое в истории Китая объединенное, многонациональное централизованное государство. После этого и до начала нашего века, в течение тысяч лет в Китае правили династии Цинь, Хань, Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, династии Суй, Тан, Сун, Юань, Мин, Цин. Река истории плавно течет по этой древней земле, оставляя на ней богатейшие достопримечательности - великолепные дворцовые ансамбли, памятники старинной архитектуры, неоценимые культурные ценности. Они предоставляют потомкам реальные свидетельства для изучения истории и культуры Китая.

Китай расположен в восточной части азиатского материка, на западном побережье Тихого океана. Его общая площадь 9,6 млн. кв. км. В разных местах разные геологические и климатические условия. Восток, запад, юг и север Китая отличает большая разница пейзажей. В стране разнообразнейший животный и растительный мир. Китай - владелец богатейшего природного наследия.

Древняя история оставила китайской нации ценнейшие культурные и природные достопримечательности, которые принадлежат всему миру.

Ныне многие культурные ценности страны - перед угрозой постепенного разрушения. Перед Китаем и всем миром стоит неотложная задача их сохранения.

С 1985 года Китай присоединился к конвенции ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия. 23 объекта страны вошли в "Список мирового культурного и природного наследия", по этому показателю Китай занимает четвертое место в мире. Среди них 15 объектов являются памятниками культуры и архитектуры. Это - Великая китайская стена, Императорский дворец "Гугун", каменные пещеры Могао, гробница Цинь Шихуана и ее погребальные статуи воинов и коней, стоянка древнего человека "Чжоукоудянь", летняя резиденция "Бишушаньждуан", Цюйфу-родина Конфуция, древние архитектурные сооружения в горах Уданшань, дворец Потала, горы Лушань, древний город Пинъяо, Сучжоуские сады, древний город Лицзян, Летний императорский дворец "Ихэюань", Храм Неба в Пекине.

Природное наследие Китая, занесенное в "Список", это известные на весь мир заповедники Улинъюань, Цзючжайгоу, Хуанлун и горы Тайшань, Хуаншань и Эмэйшань.

По "Конвенции по сохранению мирового культурного и природного наследия" в местах, признанных памятниками мирового наследия, должны б ыть поставлены специальные эмблема ЮНЕСКО и соответствующее пояснение. В 1998 г. министерство строительства КНР, управление по охране памятников древней культуры и китайский комитет при ЮНЕСКО утвердили знак для памятников мирового наследия в Китае. Это - синий круг, обозначающий природу, он соединен с квадратом, который символизирует человеческое творчество. На эмблеме надпись на китайском, английском и французском языках - "Мировое наследие".

Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н. э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае. Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях - целое. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.

История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н. э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н. э.). Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.

Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами являются ценнейшими памятниками китайской культуры. Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.

Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древнейшие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Китая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”. Яншао - древнейшая (неолитическая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н. э.). Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка - Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны - “Поднебесная”, и в титуле правителей - “Сын Неба”.

Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них - глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н. э.). Красотой форм отличается черная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс. до н. э.). Памятники искусства II тысячелетия до н. э. - города и многочисленные поселения были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнаружены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосудами и различными изделиями из кости и камня. Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художественных форм.

К XIII-XI вв. до н. э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение с остатками погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота. Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания, и хранился архив так называемого «иньского оракула».

Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической культуры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н. э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства. Из бронзовых изделий Эрлитоу, вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, поскольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы.

Один из типичных протогородских центров, датируемый серединой II тысячелетия до н. э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек. Среди разнообразной бронзовой утвари найдены два ритуальных бронзовых котла-треножника (триподы типа дин). Они носили особую культовую значимостью в общественно-политической традиции древнего Китая как сакральные символы наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и скульптурой. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития.

В результате раскопок последних лет, особенно интересных в сезон 1986 г., в районе Чэнду была обнаружена культура Саньсиндуй с последовательным залеганием слоев позднего неолита и ранней бронзы, датируемых первой половиной III - началом I тысячелетия до н. э. Среди уникальных вещей Саньсиндуя - золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации). Ничего подобного этим находкам, в особенности монументальной скульптуре, не обнаружено ни для одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации. Находку под Сианем часто сравнивают со знаменитыми открытиями в Египте и Мексике. Видимо, это оправдано. Провинция Шэнь Си теперь настоящий рай для археологов, методично прочесывающих подземные гробницы, полные царских сокровищ. Усыпальница со знаменитой “Подземной армией” Цинь Ши Хуанди среди них - несомненно, самая интересная.