Манса Муса — богатейший человек в истории цивилизации. Самым богатым человеком истории был мусульманин

Средневековый король из династии Кейта считается самым богатым человеком в истории, «богаче, чем это возможно описать». В переводе на реалии 2012 года эксперты оценивали его состояние в $400 млрд, что поставило его на первое место в списке самых богатых людей мира.Как же все-таки жил и чем прославился африканец, обскакавший европейцев Ротшильдов и американца Рокфеллера. Вот некоторые подробности:

Солнечный король

Муса Кейта I стал правителем западно-африканской империи Мали в 1312 году. При коронации ему дали имя «Манса», что означает «король». В ту эпоху средневековая Европа переживала мрачный период голода, эпидемий и бесчисленных гражданских войн и междоусобных распрей. В африканских же королевствах светило солнце и дела шли хорошо.

Правитель золотых земель

Владения Мансы Мусы охватывали обширные территории современных Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Буркина­Фасо, Мали, Нигера, Нигерии и Чада. Земли изобиловали драгоценными природными ресурсами, в частности, золотом. Что было на руку любившему красивую жизнь королю.

Незабываемое путешествие

Остальному миру африканский правитель стал известен после совершенного им в 1324 году паломничества в Мекку. Путешествие длиной в 6500 км было отнюдь не эконом­класса. Паломничество как акт аскетизма? Как бы не так!

«Караваны его простираются так далеко, как может видеть глаз», – делился наблюдением современник.

Сопровождали короля, по разным источникам, от 60 до 80 тыс человек свиты. К обеду в самом сердце бесплодной пустыни в шатер паломника вносились корзины со свежими фруктами и подносы с рыбой и морепродуктами на льду.

Вот что пишут в некоторых источника:

В 1324 г. (724 г. хиджры) король, или император Мали, страны в Черной Африке, в верховьях Нигера, пересек Сахару и прибыл в Каир, совершая паломничество в Мекку. На языке Мали - «малинке» - mansa означает «король», Муса (трансформированное Моисей) - мусульманское имя. Он не первый правитель Мали, совершающий паломничество в Мекку; по крайней мере два, может быть три его предшественника побывали там. Но паломничество Мансы Мусы произвело сенсацию.

Его сопровождала многочисленная свита. Арабские хронисты, которые, вероятно, несколько преувеличивают, говорят о 12 000 или даже 14 000 рабынь, одетых в бархат и йеменские шелка, которые несли багаж. Представьте себе трудности, с которыми столкнулся этот кортеж при переходе через пустыню. Но главное - он привез с собой то, что составляло богатство и славу его страны: 100 вьюков (80 по другому источнику) золотого песка, причем каждый вьюк был весом в три центнера.

Прибыв в Каир, он сделал султану подарок ценой в 150 000 динаров…

Чтобы не оставаться в долгу, последний отдарил его дворцом, лошадьми и верблюдами, а также предоставил эскорт для продолжения путешествия. Говорили, что он раздал так много золота, что цена на него в Каире упала… Манса Муса, выполнив свой религиозный долг, заблудился в пустыне Хиджаг, где на него напали бедуины. Но все же ему удалось вернуться в Каир. Он так растратил свои сокровища, что, чтобы совершить обратный путь, ему пришлось взять взаймы у купцов 50 000 динаров и продать подаренный дворец.

Когда в 1339 г. еврей с Мальорки А. Дульсер создал одну из первых карт, называемых «портуланами», он на ней поместил Мали и короля Мансу Мусу с отметкой о его золотом богатстве. Собрат предыдущего Абрахам Крескес в 1375 г. перекопировал карту на свой атлас. По их примеру на многочисленных картах конца средневековья помещают имя короля Мали, здесь его называют Гонго Муса (испорченное Канку Муса; Канку было именем его матери, так как в Мали того времени человека обычно называли по имени матери).

Золотой дождь

Во время остановки в Каире Манса Муса раздал беднякам так много золота, что это обрушило экономику страны на добрых десять лет: обильный приток золота обесценил его и способствовал невероятному росту цен.

Памятник рукотворный

Манса Муса любил не только золото, но и ислам. По одной из легенд король распорядился возводить новую мечеть каждую пятницу на том месте, где разобьют привал.

Попал в историю (и географию)

Нашумевшее путешествие поместило африканского правителя не только в анналы истории, но и в географию.

В буквальном смысле, его изображением была украшена одна из самых авторитетных карт Европы средних веков. На рисунке король, конечно же, держит в руках золотую монету. Очень большую золотую монету.

Что осталось

После двадцатипятилетнего правления Манса Муса умер в 1337 году. Место на троне занял его сын Маган I, и все пошло не так.

Сыну было далеко до отца не только по части шика, но и как политическому руководителю. После недолгого, хотя и запоминающегося, расцвета, империя Мали двигалась к закату. Окончательный крах наступил в 15 веке после появления у португальцев треугольного паруса и их прибытия в устье Гамбии. Смекалистые европейцы начали вывозить из Африки золото и рабов, и от былого великолепия континента остались лишь легенды.

Манса Муса I

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Правление Канку Мусы, или мансы Мусы (1312–1337 гг.), и правление двух его преемников знаменует расцвет Мали. Завоевания Сундиаты, упроченные территориальными приобретениями Сакуры, поставили под прямую или косвенную власть Мали большинство стран, лежащих в саванне от устья реки Гамбии на западе до границ хаусанских государств на востоке. Племена туарегов на юге Сахары, народы золотоносных районов, сонинке и сонгаи, торговые города на Нигере – все повиновались владыке Ниани.

Манса Муса был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Важнейшей причиной распространения его славы за пределы Черной Африки был хадж, который он совершил в Мекку в 1324 г. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру и прежде всего арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна.

Все арабские авторы подробно описывают это путешествие, сильно поразившее воображение современников, особенно каирцев. Малийский правитель вез с собой около 10 или 12 т золота для оплаты путевых расходов. Он вступил в Каир, сопровождаемый множеством богато одетых рабов, каждый сзолотым слитком, в руках. Малийское золото, которое шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Благодаря богатствам мансы Мусы цена на золото в Каире упала и потребовалось 12 лет, чтобы цены в этом важнейшем торговом центре начали стабилизироваться.

Когда Манса Муса вернулся из Мекки в Мали, его сопровождали учителя ислама, ученые, знатоки шариата, музыканты и торговцы. Они установили прочные экономические и культурные связи между Египтом и Мали к выгоде обоих государств. Уроженец Гранады ас-Сахели, будучи на службе у мансы Мусы, построил в Томбукту мечети, а также королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане – «сахелъскому», или «стилю мансы Мусы». К этому времени относится и учреждение университета Санкоре в Томбукту. В XV–XVI вв. он готовил образованных людей для всего Западного Судана. В Томбукту была богатейшая библиотека мусульманской литературы. А город Дженне отличался знаменитыми каналами, не уступавшими по красоте венецианским. Хирурги здесь умели удалять катаракту и производить операции куда лучше, чем их европейские коллеги того времени.

При мансе Мусе, во времена наивысшего расцвета Мали, государство простиралось с востока на запад от лежавшей в пустыни Тадмекки до побережья Атлантики, а на юге – до пояса влажных тропических лесов, то есть включало в себя территории современных Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Мавритании и Мали. Древнее Мали было в свое время самым могущественным государством Западной Африки.


Богатство Мали определялось тремя важнейшими факторами. Прежде всего тем, что в стране находилась часть золотых копий Западного Судана. Во-вторых, манса Муса контролировал важнейшие караванные пути Западной Африки. И, наконец, в годы правления мансы Мусы в Западном Судане царил мир.

Отчасти мир зависел от размеров войска Мали: у царя было 100тыс. пехоты и 10 тыс. конницы. В тоже время на мирную ситуацию влияла терпимость властелина, которую часто прославляют в хрониках. Манса Муса стремился сохранять хорошие отношения с малыми народами своей страны, особенно с теми, которые имели значение для экономики государства, а также с соседями.

Поскольку Мали (как и Гана) не было однонациональной страной, единство государства необходимо было сохранять с помощью сильной государственной власти. В этом манса Муса преуспел больше, чем его преемники. Невозможно точно определить, какую долю в организацию управления внес Сундиата и какую – Муса Арабские хронисты склонны относить все заслуги в этом отношении на долю Мусы. Историки нашего времени – в первую очередь африканские – склонны подчеркивать роль Сундиаты как создателя правительственной системы. Во всяком случае, манса Муса правил страной с помощью сети доверенных чиновников. Во главе земель стояли фарба, агородов и деревень – мокрифи.Все вместе они составляли систему центрального управления, в котором абсолютной властью пользовался царь.

Основной ячейкой мандингского общества была большая патриархальная семья, в которую включались рабы и вольноотпущенники. Несколько таких патриархальных семей объединялись в сельскую общину – дугу. В общинах далеко зашел процесс имущественной дифференциации. Господствующее положение занимали старейшины патриархальных семей, затем следовали старейшины отдельных семей. Свободные земледельцы и ремесленники считались рядовыми членами общины.

На низшей ступени общинной иерархии стояли рабы. Они делились на несколько категорий в зависимости от своего правового положения. Большинство рабов были военнопленные. Рабство не было вечным состоянием. Каждое последующее поколение рабов постепенно приобретало права, приближавшие их к положению свободного общинника. Но даже вольноотпущенники на практике оставались неполноправными членами общины. Это не исключало возможности для вольноотпущенников и даже рабов занимать высокое служебное положение не только в общине, но и в государственном аппарате.

Рядовые общинники, рабы и вольноотпущенники в течение пяти дней в неделю обрабатывали землю патриархальной семьи. Остальные два дня они обрабатывали свои собственные или выделенные им главой семьи наделы, урожай с которых шел в их пользу. В этих случаях положение раба не отличалось от положения рядового общинника.

Право распределения земли между членами общины принадлежало главе большой патриархальной семьи. В его пользу отчислялась часть урожая, доходов от охоты, рубки леса и пр. Это были наиболее распространенные повинности. Сосредоточение в руках старейшин права распоряжения землей, судебных и жреческих функций определяло господствующее положение этой группы в социальной жизни Мали.

Экономическое могущество общины и ее положение относительно других общин зависели от качества и размеров занимаемой земли, от количества рабов и, наконец, от ее расположения на караванных торговых путях. Экономическое неравенство между общинами приводило к возвышению одних и к зависимому положению других.

Политическое могущество и личная власть глав родов опирались на военные отряды из рабов и клиентов, составлявших гвардию. Начальники военных подразделений рабской гвардии назначались также из рабов. Постепенно они приобретали все большую власть над старейшинами. Гвардия рабов играла существенную роль в политике государей.

Хозяйство в средневековом Мали носило натуральный характер. Наличие в малийской сельской общине ремесленников (кузнецов, плотников, кожевников, ювелиров, ткачей) не вызывало необходимости торгового обмена с другими общинами, так как во всех этих общинах характер производимых продуктов был однотипным. Местные внутренние рынки существовали, но они ограничивались рамками небольших районов.

Широкое развитие приобрела в Мали внешняя торговля. Это была главным образом транзитная караванная торговля золотом, солью, рабами, а также медью и кожами. Внешняя торговля сосредоточена в руках относительно небольшой группы лиц в нескольких крупных городах. Томбукту и Дженне были важнейшими торговыми центрами государства Мали и пунктами сосредоточения ремесленного производства.

Ремесленники занимались гончарным делом, прядением и ткачеством, выделкой кож и щитов, изготовлением долбленых лодок. Ремесленники составляли особую группу Населения. В соответствии с их специализацией они объединялись в довольно замкнутые касты со своим особым управлением.

В городах находились колонии-поселения североафриканских купцов, проповедников и мусульманских правоведов. Они обычно жили в отдельных кварталах и пользовались самоуправлением.

Манса Муса (он же Канку Муса) был правителем империи Мали XIV века и, что неудивительно, человеком с необычной судьбой. Чтобы понять, как какой-то вождь племени оказался богаче всех императоров и Римских Пап, нужно немного пролить свет на ситуацию. Дело в том, что к 1312 году, то есть к моменту восхождения Мусы на трон, государство Мали было не третьесортным захолустьем, а вполне процветающей державой и не зря именовалось «империей». Благодаря завоевательным походам, оно стало больше, чем вся Западная Европа по размеру, а по уровню развития и культуры не уступала большинству ее стран. Можно представить себе альтернативную историю, в которой именно Мали вошла в пороховой век и захватила полмира, но все вышло так как вышло.

Оставшиеся описания Манса Мусы невероятно противоречивы, даже если дает их один и тот же свидетель. Историк и путешественник ал-Омари так рассказывает об императоре:

«Этот царь - величайший из царей черных - мусульман. Страна его самая обширная, с самым многочисленным войском. Царь малийский самый могущественный из них, самый великий из царей достоянием, самый прекрасный своими обстоятельствами, самый победоносный по отношению к врагам и более всех властный творить благодеяния»


Однако все тот же ал-Омари, рассказывая о внешнем виде, описывает одного их самых влиятельных правителей современного ему мира как невероятно нелепого, одетого словно балаганный шут царька и поражается его вопиющей безвкусице:

«Царское одеяние отличалось тем, что царь спускал на лоб конец тюрбанного полотнища и что его штаны были сшиты из 20 полос, никто другой не рискнул бы одеваться подобным образом… Султан той страны сидит в своем дворце на большом помосте, по бокам которого расположены бивни слона… Его золотое оружие рядом… Позади него толпа сыновей царей его страны… Один из них держит шелковый зонт с золотыми навершием и птицей».


Манса Муса не просто взошел на трон и начал править: даже с престолонаследием ему удалось вляпаться в историю. Его двоюродный дед, Сундиата Кейта, был вождем племени мандинго, подвижником ислама и попутно первым императором Мали. Говоря без преувеличения, для истории Западной Африки он был словно Цезарь, император Константин и Наполеон в одном лице. Вопреки типичной ситуации, когда наследники оказываются бездарями и дегенератами, его потомки развивали империю и приумножали ее богатства. И так было, как минимум, вплоть до императора Абубакара II, который тоже попытался стать продолжателем великого дела, но вышло все очень странно.

Сейчас уже неясно, насколько Абубакар II был адекватным правителем (хотя бы не развалил империю, и на том спасибо). Но где-то году в 1310-1311 он собрал огромный флот (от полутысячи до нескольких тысяч кораблей) и отправился в разведывательно-завоевательный поход, из которого не вернулся.


Империя Мали.

Сейчас все это выглядит невероятно странно: почему император лично уплывает на просторы Атлантического океана, в неизвестные земли, да еще и с боевым флотом? Само собой, существуют спекулятивные теории о том, что он прознал о существовании Америки или словно Колумб мечтал отыскать кружной путь в Индию. Однако более вероятно, что Абубакар мечтал вторгнуться в какую-то из сопредельных стран, но флот погиб в результате шторма.

Его преемником на время отплытия как раз остался Канку Муса, будущий коронованный Манса Муса. Спустя пару лет всем уже было понятно, что неожиданно исчезнувший флот не вернется, а значит, императором остается тот, кого оставили за главного. Нашему герою досталась огромная страна, населенная десятками народностей, которая уже успела прославиться на всю Ойкумену как источник золота, меди, соли и экзотических товаров. Причем, еще неизвестно, что именно сделало страну богаче.


Мали славилась как один из центров исламской культуры, при этом относясь к религии совсем без фанатизма (не в пример современной ситуации в этих же землях). Верхушка страны вслед за императорами поспешила обратиться в модный ислам, а остальные без проблем исповедовали древние языческие и анимистические культы. Золото здесь лежало едва ли не на поверхности, соляные копи давали качественную дорогую соль, а человеческий труд не стоил ни гроша. Власть правителя стояла на убеждении в его божественности, а его армия была поистине имперской - 100 тысяч солдат и 10 тысяч всадников - сокрушительные военные силы по тем временам.

При этом самый богатый человек в истории был достаточно сообразителен, чтобы понять, что вот сейчас самое главное - это не новые победы и экспансия, а мир и хоть какое-то подобие стабильности. Вокруг было множество племен, но Мали не захватывала их, а включала в орбиту своей власти. К примеру, Манса Муса не стал нападать на народ дьялонке, который жил на территории, немыслимо богатой драгоценными металлами. Вместо этого он нанял все племя для их охраны и добычи. Дьялонке сами добывали и отдавали большую часть собственного золота, искренне считая, что обвели Мусу вокруг пальца - это ли не успех? И так вышло с большинством племен: сама империя была огромной, но сфера ее влияния - еще больше.


Именно при Мансе Мусе Мали достигло своего наибольшего процветания и мощи. Никаких рассказов о том, как именно он правил и что делал на своем посту, не сохранилось - но вовсе не за давностью лет: про политику и административные решения того же деда Мусы, Сундиата, известно довольно многое. В общем, наш герой был лучшим воплощением идеи о том, что если что-то работает, то не трогай это, и все будет хорошо.

Нравы в Мали были далеки от идеала исламской морали, и их можно было назвать весьма свободными. Когда вскоре после гибели Манса Мусы сюда прибыл великий путешественник Ибн Баттута, он был крайне поражен двумя вещами: расточительным богатством местной знати и фривольностью местных женщин. Они оказались одновременно безумно горячими и своевольными. Своевольными в том плане, что считали мужчин равными себе и позволяли заводить себе любовников для увеселения. Мужчина, пришедший домой, мог обнаружить свою жену, оседлавшую одного из своих «приятелей», спокойно отреагировать, поздороваться, извиниться за беспокойство и удалиться. Жены не мешали развлекаться на стороне мужьям, а мужья - женам. Для воспитанного в арабских традициях Ибн Баттуты это казалось немыслимым, и его бросало в стыдливый жар от одной мысли о таких обычаях.


Но даже у самого мудрого правителя, который позволяет всему развиваться своим чередом, обязательно будет свой бзик. У Манса Мусы такой идеей фикс стало желание показать всему миру, что Мали - это не африканское захолустье, а богатый край и империя, с которой надо считаться всем и каждому. Иными словами, ему казалось недостаточным быть богатейшим царем мира, ему хотелось, чтобы об этом знал весь мир. В 1324 году, после 12 лет правления, Манса Муса отправился в хадж, то есть паломничество в Мекку, которое обязан совершить каждый мусульманин. Но мы понимаем, что самый богатый человек в мире не мог просто отправиться туда подобно простому смертному.

Дальше начинается то, что можно смело назвать PR-кампанией Его Величества. Ради хаджа из страны были выжаты все соки: в походе императора сопровождали 80 тысяч слуг обоих полов - правители стран, через которые проходил Манса Муса, не без оснований опасались, что он пришел для того, чтобы под предлогом паломничества начать вторжение. Вся эта орава выстроилась в огромнейший караван, груженый припасами, товарами, дарами, оружием и, конечно же, золотом.


В голове колонны шли 500 рабов, каждый из которых опирался на посох из золота. Сам Манса Муса ежедневно освобождал одного из этих невольников, показывая тем самым своему народу великодушие. По современным подсчетам, в этот путь правитель Мали взял как минимум 12 750 тонн золота, каждую крупицу которого он, в результате, раздал по дороге. Домой он вернулся даже не пустым, а с огромными долгами.

В пути император вовсе не умерщвлял плоть, словно праведник. Благодаря почтовой системе, даже посреди Сахары император лакомился свежей рыбой и фруктами. Но больше всего современникам запомнилось его потакание причудливым капризам жены, Ниерибы Конде, которая тоже участвовала в хадже. Прямо посреди пустыни ей сделалось дурно, и тогда Муса приказал создать на этом месте бассейн: восемь тысяч рабочих трудились всю ночь, и к следующему утру императрица и пятьсот ее наложниц уже резвились в рукотворном озере, пока слуги с помощью бурдюков устраивали в нем что-то вроде джакузи. Все это похоже на что угодно, но только не на скромное паломничество к святым местам.


Изображение Манса Мусы на португальской карте.

В своем пути до Мекки и обратно Манса Муса разбазаривал золото так, словно это навоз, на котором вырастет его будущее величие. Дойдя до Египта, с правителем которого он был в неплохих отношениях, император одарил золотом буквально каждого чиновника в стране; подарки же важным шишкам Каира вообще были непристойно шикарными. Все были в восторге от чернокожего правителя: рассказанные им истории передавались из уст в уста, а весь город вспоминал щедрейшего паломника со слезами радости на глазах даже спустя двенадцать лет после событий.

На караване, полном золота, начали грубо и отвратительно наживаться: завидев чернокожих, торговцы ломили немыслимые суммы, а попрошайничество у Мансы Мусы могло стать источником мгновенного богатства. В результате, еще не дойдя до Мекки, император потратил все свои золотые запасы и даже умудрился влезть в долги. Вместо праздника добра и щедрости начали проявляться враждебность и неприязнь к египтянам: Муса понял, что его жесточайшим образом обманули.

И вот здесь начинается самая интересная часть истории с золотом. Его оказалось так много, что все эти подарки просто обвалили рынки драгоценных металлов сначала в Египте, а затем по всему Средиземноморью. Началась жуткая инфляция и финансовый кризис, золото обесценилось как минимум на ближайшие 12 лет (по иронии, столько же египтяне боготворили Мусу). В каком-то смысле правитель Мали сумел отомстить непомерно жадным хозяевам, которые ободрали гостя до нитки.


Спустя год Манса Муса, возможно, уже не самый богатый человек в мире, вернулся на родину. В его отсутствие имперские военачальники захватили царство Сонгай, а с ним и мощный торговый узел. Возможно, только благодаря этому Мали смогла выдержать потерю своего золота и даже снова расцвести под руководством императора. Кроме этого, он привез из похода множество талантливых людей: поэтов, архитекторов, теологов - а с ними и огромную библиотеку книг, которая сделала Мали бастионом культуры и научной мысли.

Однако на Манса Мусе прервалась невероятная династическая удача страны: после череды великих правителей пришли потомки Мусы, которые умудрились испоганить и промотать буквально все нажитое империей. Его сын и вовсе отрекся от ислама и назло своему правоверному родителю перешел обратно в язычество - это ли не злая насмешка судьбы?

Когда говорят о богатых людях, вы, скорее всего, думаете, о Билле Гейтсе, Рокфеллере, Уоррене Баффете, Карлосе Слиме или семье Ротшильдов. Но, по единогласному мнению историков, самым богатым человеком, когда-либо жившим, был мусульманский правитель Мали манса Муса.

Слово «манса» означает «король, правитель». Манса Муса правил Малийской империей в период с 1312 по 1337 гг. и привлек внимание европейцев и арабов после своего ставшего знаменитым хаджа (паломничества) в Мекку в 1324 году.

По современным оценкам, во время этого ритуального путешествия, пересекая многие страны, мансе Мусе выпало распорядиться 400 миллиардами долларов! По пути в Мекку он не скупился давать закят бедным и строить дома и мечети.

В те времена в состав Малийской империи входили такие государства, как Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Буркина-Фасо, Мали, Нигер, Нигерия и Чад. Эта огромная империя простиралась на две тысячи миль от Атлантического океана на западе до озера Чад на востоке.

Паломничество в Мекку

Вскоре после того, как Муса принял бразды правления после Абу Бакри II в 1312 году, он, как благочестивый мусульманин, начал приготовляться к паломничеству. За годы подготовки к хаджу манса Муса использовал полезные знания и ресурсы своей богатой земли. Малийские ученые помогали спланировать паломничество. Манса Муса был хорошо подготовлен и много знал о городах, через которые ему придется проложить свой путь в Мекку. По прошествии 12 лет он был готов.

В 1324 году манса Муса отправился в паломничество и взял с собой тысячи служащих (по некоторым данным около 60 000). С ними отправилось более 80 верблюдов, груженных 300 фунтами золота и другими необходимыми товарами. Путь им предстоял длиной более четырех тысяч километров.

В сопровождении мансы Мусы было 1200 рабов, и каждый нес золотое украшение. За время путешествия были сделаны остановки в египетских городах Александрии и Каире, где он привлек к себе огромный интерес арабов и европейцев. Передается, что по своей доброте и щедрости он отдал большую часть своего золота тем бедным, которых повстречал на улицах Каира и Александрии, а каждую пятницу в местах остановок он закладывал строительство мечети на протяжении всего пути до Мекки.

В то время его государство находилось на пике развития, поэтому и процессия была внушительной: Мусу сопровождали до 60 000 человек, а также стада верблюдов и других животных. Все вместе они везли несколько тонн золота, которое правитель щедро раздавал беднякам на всем пути до Мекки или обменивал на сувениры.

Последствия его щедрости давали о себе знать еще многие годы спустя в Египте, Мекке и Медине, так как все это привело к падению местных экономик из-за снижения цены на золото.


Вскоре манса Муса стал одним из самых известных людей в арабском мире и в Европе. О нем, африканском золотом короле, слагали рассказы и итальянские купцы, и египтяне. Все это принесло мансе Мусе такую славу, что он был особо отмечен на географических картах арабов и европейцев. Одна из таких карт хорошо сохранилась до настоящего времени - древняя итальянская карта.

Влияние его поездки

Возвращаясь домой, манса Муса взял с собой много арабских ученых, архитекторов и управляющих, чтобы они помогли ему построить знаменитые теперь исторические здания, которые находятся в городах Гао и Томбукту (Тимбукту). Томбукту стал известным научным, культурным и процветающим торговым городом в те годы. Город, в который люди из Европы, Азии и Северной Африки стремились попасть, чтобы учиться, заниматься торговлей и просто жить.

Томбукту́ - город на севере центральной части Мали, в 13 км к северу от реки Нигер. Томбукту достиг экономического расцвета в 1312-1337 гг. и был интеллектуальным и исламским духовным центром. Первые описания города были сделаны в 1353 году. Томбукту до сих являются важнейшим культурным наследием исламской цивилизации.

Забавная история: один из потомков пророка Мухаммада…

Забавная история: один из потомков пророка Мухаммада отправился в Томбукту, чтобы учить там малийских мусульман, но сам не прошел вступительные экзамены для обучения в медресе. Ему было сказано учиться еще три года, чтобы получить возможность стать студентом университета Томбукту.

Наследие арабских и андалузских архитекторов состоит из нескольких шедевров, таких как Джингереберская соборная мечеть, которая является частью университета Томбукту. Она является одной из частей трех медресе (Джингеребер, Санкоре и Сиди Яхья), входящих в состав университета и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исламская наука получила огромный толчок к развитию благодаря поездке мансы Мусы, так как множество новых медресе и библиотек строились и росли вместе с исламским знанием. В то же время исламские лидеры и соседние королевства увеличили обмен торговли, стало доступно общение и обмен знаниями между учеными, вместе чаще стали встречаться и собраться поэты… Все это сделало Томбукту центром исламской духовности, знаний и торговли в Африке.

После смерти мансы Мусы в 1337 году мансой стал его сын Магхан. Но его правление длилось не так долго. Нападения со стороны Марокко и царства Сонгаи вскоре привело к крушению этого великого исламского королевства.

Интересный факт: манса Муса упоминается в компьютерной игре Civilization IV , е

Правление Канку Мусы, или мансы Мусы (1312–1337 гᴦ.), и правление двух его преемников знаменует расцвет Мали. Завоевания Сундиаты, упроченные территориальными приобретениями Сакуры, поставили под прямую или косвенную власть Мали большинство стран, лежащих в саванне от устья реки Гамбии на западе до границ хаусанских государств на востоке. Племена туарегов на юге Сахары, народы золотоносных районов, сонинке и сонгаи, торговые города на Нигере – всœе повиновались владыке Ниани.

Манса Муса был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Важнейшей причиной распространения его славы за пределы Черной Африки был хадж, который он совершил в Мекку в 1324 ᴦ. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру и прежде всœего арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна.

Все арабские авторы подробно описывают это путешествие, сильно поразившее воображение современников, особенно каирцев. Малийский правитель вез с собой около 10 или 12 т золота для оплаты путевых расходов. Он вступил в Каир, сопровождаемый множеством богато одетых рабов, каждый сзолотым слитком, в руках. Малийское золото, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Благодаря богатствам мансы Мусы цена на золото в Каире упала и потребовалось 12 лет, чтобы цены в данном важнейшем торговом центре начали стабилизироваться.

Когда Манса Муса вернулся из Мекки в Мали, его сопровождали учителя ислама, ученые, знатоки шариата͵ музыканты и торговцы. Οʜᴎ установили прочные экономические и культурные связи между Египтом и Мали к выгоде обоих государств. Уроженец Гранады ас-Сахели, будучи на службе у мансы Мусы, построил в Томбукту мечети, а также королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане – ʼʼсахелъскомуʼʼ, или ʼʼстилю мансы Мусыʼʼ. К этому времени относится и учреждение университета Санкоре в Томбукту. В XV–XVI вв. он готовил образованных людей для всœего Западного Судана. В Томбукту была богатейшая библиотека мусульманской литературы. А город Дженне отличался знаменитыми каналами, не уступавшими по красоте венецианским. Хирурги здесь умели удалять катаракту и производить операции куда лучше, чем их европейские коллеги того времени.

При мансе Мусе, во времена наивысшего расцвета Мали, государство простиралось с востока на запад от лежавшей в пустыни Тадмекки до побережья Атлантики, а на юге – до пояса влажных тропических лесов, то есть включало в себя территории современных Сенегала, Гамбии, Гвинœеи, Мавритании и Мали. Древнее Мали было в свое время самым могущественным государством Западной Африки.

Богатство Мали определялось тремя важнейшими факторами. Прежде всœего тем, что в стране находилась часть золотых копий Западного Судана. Во-вторых, манса Муса контролировал важнейшие караванные пути Западной Африки. И, наконец, в годы правления мансы Мусы в Западном Судане царил мир.

Отчасти мир зависел от размеров войска Мали: у царя было 100тыс. пехоты и 10 тыс. конницы. В тоже время на мирную ситуацию влияла терпимость властелина, которую часто прославляют в хрониках. Манса Муса стремился сохранять хорошие отношения с малыми народами своей страны, особенно с теми, которые имели значение для экономики государства, а также с сосœедями.

Поскольку Мали (как и Гана) не было однонациональной страной, единство государства крайне важно было сохранять с помощью сильной государственной власти. В этом манса Муса преуспел больше, чем его преемники. Невозможно точно определить, какую долю в организацию управления внес Сундиата и какую – Муса Арабские хронисты склонны относить всœе заслуги в данном отношении на долю Мусы. Историки нашего времени – в первую очередь африканские – склонны подчеркивать роль Сундиаты как создателя правительственной системы. Во всяком случае, манса Муса правил страной с помощью сети доверенных чиновников. Во главе земель стояли фарба, агородов и деревень – мокрифи.Все вместе они составляли систему центрального управления, в котором абсолютной властью пользовался царь.

Основной ячейкой мандингского общества была большая патриархальная семья, в которую включались рабы и вольноотпущенники. Несколько таких патриархальных семей объединялись в сельскую общину – дугу. В общинах далеко зашел процесс имущественной дифференциации. Господствующее положение занимали старейшины патриархальных семей, затем следовали старейшины отдельных семей. Свободные земледельцы и ремесленники считались рядовыми членами общины.

На низшей ступени общинной иерархии стояли рабы. Οʜᴎ делились на несколько категорий исходя из своего правового положения. Большинство рабов были военнопленные. Рабство не было вечным состоянием. Каждое последующее поколение рабов постепенно приобретало права, приближавшие их к положению свободного общинника. Но даже вольноотпущенники на практике оставались неполноправными членами общины. Это не исключало возможности для вольноотпущенников и даже рабов занимать высокое служебное положение не только в общинœе, но и в государственном аппарате.

Рядовые общинники, рабы и вольноотпущенники в течение пяти дней в неделю обрабатывали землю патриархальной семьи. Остальные два дня они обрабатывали свои собственные или выделœенные им главой семьи наделы, урожай с которых шел в их пользу. В этих случаях положение раба не отличалось от положения рядового общинника.

Право распределœения земли между членами общины принадлежало главе большой патриархальной семьи. В его пользу отчислялась часть урожая, доходов от охоты, рубки леса и пр.
Размещено на реф.рф
Это были наиболее распространенные повинности. Сосредоточение в руках старейшин права распоряжения землей, судебных и жреческих функций определяло господствующее положение этой группы в социальной жизни Мали.

Экономическое могущество общины и ее положение относительно других общин зависели от качества и размеров занимаемой земли, от количества рабов и, наконец, от ее расположения на караванных торговых путях. Экономическое неравенство между общинами приводило к возвышению одних и к зависимому положению других.

Политическое могущество и личная власть глав родов опирались на военные отряды из рабов и клиентов, составлявших гвардию. Начальники военных подразделœений рабской гвардии назначались также из рабов. Постепенно они приобретали всœе большую власть над старейшинами. Гвардия рабов играла существенную роль в политике государей.

Хозяйство в средневековом Мали носило натуральный характер.
Размещено на реф.рф
Наличие в малийской сельской общинœе ремесленников (кузнецов, плотников, кожевников, ювелиров, ткачей) не вызывало крайне важно сти торгового обмена с другими общинами, так как во всœех этих общинах характер производимых продуктов был однотипным. Местные внутренние рынки существовали, но они ограничивались рамками небольших районов.

Широкое развитие приобрела в Мали внешняя торговля. Это была главным образом транзитная караванная торговля золотом, солью, рабами, а также медью и кожами. Внешняя торговля сосредоточена в руках относительно небольшой группы лиц в нескольких крупных городах. Томбукту и Дженне были важнейшими торговыми центрами государства Мали и пунктами сосредоточения ремесленного производства.

Ремесленники занимались гончарным делом, прядением и ткачеством, выделкой кож и щитов, изготовлением долбленых лодок. Ремесленники составляли особую группу Населœения. В соответствии с их специализацией они объединялись в довольно замкнутые касты со своим особым управлением.

В городах находились колонии-посœелœения североафриканских купцов, проповедников и мусульманских правоведов. Οʜᴎ обычно жили в отдельных кварталах и пользовались самоуправлением.