Церковь св георгия победоносца. Церковь георгия победоносца в коломенском

Посёлок Ладога в Ленинградской области - одно из древнейших поселений северо-западной Руси. Именно здесь в раннем Средневековье зарождалась русская государственность. Во второй половине XII века начинается христианизация этих земель. По инициативе владыки Нифонта в Ладоге построили семь (по другим источникам - восемь) храмов. До наших дней полностью сохранились лишь церковь святого Георгия в Ладоге и Успенский собор окраинного женского монастыря.

История возведения Георгиевской церкви

Храм был построен после победы русских войск над шведами на реке Воронеге. Точная дата начала строительства не определена, известно лишь, что церковь возводили в 1165-1166 гг. В 1445 году вокруг храма выросли стены мужского монастыря. Основателем обители был новгородский архиепископ Ефимий. Владыка уделял большое внимание ремонту церкви, а также росписям на стенах обители. По прошествии стольких лет фрески нуждались в обновлении. Перед художниками стояла задача сохранить древние росписи и при создании новых фресок следовать принятому ранее стилю и содержанию.

Тогда же храм покрыли новой кровлей, заменили алтарную преграду, поставили двухъярусный иконостас. В таком виде обитель просуществовала до начала Смутного времени (XVI-XVII вв.).

В 1584-1586 годах церковь святого Георгия в Ладоге отличалась щипцовым покрытием сводов и конусовидным завершением купола. Над западным фасадом приделали двухпролётную звонницу. Во время капитального ремонта храма в 1683-1684 гг. щипцовое покрытие заменили четырёхскатным, повысили барабан, заложили четыре окна, выполнили растеску оконных проёмов. К сожалению, в это время не уделили достаточно внимания фрескам, многие из которых были сбиты со стен и потерялись под новым полом.

Научная реставрация храма

Интерес к древнерусской живописи возродился в начале XIX века. Церковь святого Георгия в Ладоге, история которой уходит в глубины веков, попала под покровительство Императорской археологической комиссии. Стараниями энтузиастов большая часть фресок была спасена. Копированием изображений занимались художник В.А. Прохоров, Н.Е. Бранденбург. Исследователи русской старины В.Н. Лазарев, В.В. Суслов изучали художественные особенности фресок.

В XX столетии продолжались работы по реставрации храма, который освятили в 1904 году. По счастливому стечению обстоятельств церковь святого Георгия в Ладоге избежала чудовищного разрушения во времена воинствующего атеизма. Свой вклад в обновление обители внесли архитекторы, историки, художники реставрационных мастерских - В.В. Данилов, Е.А. Добмровская, А.А. Драга и другие. В 1996 году реставрационные работы были завершены. В результате Георгиевская церковь приобрела первоначальный вид. Стены храма освободили от чужеродных напластований, и теперь вниманию прихожан представлены сохранившиеся до наших дней произведения

О святом Георгии

Покровителем церкви является святой мученик Георгий, побудивший своих соотечественников принять христианскую веру. Обращение жителей Палестины в христианство произошло в результате победы святого над силами зла, известной как Чудо Георгия о Змие.

В те времена жители палестинского города Гевала были язычниками. Горожане очень боялись страшного змея, который жил в озере и поедал людей. Чтобы спасти своих подданных, царь распорядился ежедневно отдавать на съедение змею одного ребёнка. Однажды детей в городе не осталось, и в жертву чудовищу принесли царскую дочь.

Девушка стояла на берегу озера, смирившись со своей участью, как вдруг, откуда ни возьмись, появился всадник. Это был святой Георгий, прискакавший на помощь горожанам. С Божьей помощью именем Иисуса Христа змей был побеждён, связан и отдан на расправу палестинцам. Увидев поверженное чудовище, люди возрадовались и уверовали во Христа.

Чудо Георгия о Змие воплощено в одноимённой иконе. Георгия, побеждающего чудовище, символизирует победу человека над силами зла, над своими слабостями, страстями и сомнениями в вере. Борьба со злом должна быть не только вокруг себя, но и в себе.

Церковь святого Георгия в Ладоге: архитектура

Как было сказано выше, благодаря плодотворному труду многих людей, храм восстановлен в первоначальном виде. Здание соответствует стилю культовых сооружений домонгольской эпохи. Церковь одноглавая, имеет четыре столпа и три равновысоких апсиды. Высота храма равна пятнадцати метрам, а площадь обители составляет семьдесят два метра квадратных.

Окна в северном, южном и восточном фасадах расположены асимметрично. Традиционная симметрия прослеживается лишь на западном фасаде. Благодаря такому архитектурному решению в облик храма вносится некоторая динамика, при этом здание не выглядит классически строгим и соразмерным.

Асимметрия имеет функциональное значение: окна расположены так, чтобы внутрь помещения попадал дневной свет. Оконные проёмы на пряслах северного и южного фасадов сконструированы в виде пирамиды. Окна, располагающиеся внизу, открываются под хорами. Помещения хоров на втором ярусе западных углов церкви соединяются деревянным настилом. Лестница, ведущая на хоры, находится в западной стене.

Восточные прясла боковых фасадов храма несколько уменьшены в размерах, апсиды как будто вдавлены в стену, барабан заметно сдвинут в сторону востока. Церковь не строго центрична, что было характерно для новгородской архитектуры тех времён. Храм строили на территории крепости, поэтому мастера были вынуждены учитывать уже имеющиеся постройки.

Росписи храма

Георгиевская церковь украшена фресками начала XII века. Византийское искусство переплетается с общественными потребностями Древней Руси. Назначение росписей - просвещать людей, приобщать прихожан к христианским ценностям. Особо почитаемым на новгородской земле был святой Климент Римский.

Фрески Георгиевской церкви выполнены в едином стиле. Художники того времени владели необходимыми техническими навыками, чувствовали колорит, знали о перспективе и закономерностях взаимодействия рисунков с пространством храма.

Месторасположение церкви

Храм святого Георгия находится в деревне Старая Ладога. Это старейшее поселение во всей Ленинградской области. Первые постройки здесь были обнаружены в 753 году. Ладога упоминается в «Повести временных лет» как владения князя Рюрика. Согласно на территории села похоронен Вещий Олег.

Помимо Георгиевской церкви, в Старой Ладоге есть одноимённый музей-заповедник, Староладожская крепость, женский и

Москворецкое благочиние Москвы
(Округ Центральный, управления Замоскворечье и Якиманка)

Первый храм на этом месте построен до 1612 г. архиеп. Арсением Елассонским. Возле храма царь Иван Грозный построил первый "царев кабак" для опричников. "Яндова", "ендова" - это медный сосуд для пива, браги, меда. Ныне же существующий храм построен в 1653 г. В 1935 г. был закрыт, в нем размещалось общежитие, затем склад, учреждения. В 1970-е годы частично отреставрирован. Богослужения возобновлены в 1993 г.

Престолы

Святыни:

  • Икона Божией Матери ""Державная""
  • Икона прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких с частицами мощей
  • Икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей
  • Икона прпп. Оптинских Старцев с частицами мощей
  • Икона св. блгв. кн. Анны Кашинской с частицей мощей
  • Частица мощей вмч. Георгия Победоносца
  • Частица мощей свт. Феофана Затворника
  • Частица мощей прп. Серафима Саровского
  • Частица мощей св. блж. старицы Матроны
  • Поклонный крест в молитвенное поминовение всех православных христиан, в лютую годину безбожия на островах Соловецких пострадавших

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Примечание : В храме подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря

Расписание : ежедн., утреня в 7 ч., вечерня в 17 ч., по субб., воскр. и праздн. - Литургия в 8 ч..

Телефон : 251-56-44

Адрес : ул. Осипенко, 6

Проезд : М. "Новокузнецкая", авт. 25, К, тролл. 25, ост. "Балчуг".

Ближайшее метро :

  • Метро "Новокузнецкая"

Духовенство:

Настоятель подворья - игумен Мефодий (Морозов).

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. - сообщите их в

Старинный православный храм Ладожского благочиния Тихвинской и Лодейнопольской епархии. Образец церковной архитектуры домонгольского периода. Памятник древнерусского зодчества XI-XII веков, расположенный на территории Староладожской крепости.

История создания храма

Более восьми веков устремлен в небо купол Георгиевского собора, самого изящного белокаменного храма, выстроенного, по преданию, в честь победы русичей над шведами и освященного во имя великомученика Георгия Победоносца. Точной даты возведения уникальной христианской святыни история не сохранила, а согласно легендам, построен Георгиевский храм в 1165-1166 годах, в период княжения в Мстислава Великого, сына .

По древней традиции возведение русичами храмов приурочивалось ими к знаменательным военным событиям, одним из которых в начале XII столетия и стала триумфальная победа ладожан и новгородцев над шведами, осадившими . Сведения об этом славном эпизоде доблестного ратного прошлого, красочно описанные древними историографами в первой Новгородской летописи, дошли до наших дней. В 1164 году новгородская дружина под командованием князя Святослава Ростиславича и посадника Захария вместе с защитниками Староладожской крепости наголову разгромили у ее стен мощный шведский флот. С тех пор поле легендарной баталии, возле которого и возвели ладожане церковь Святого Георгия, носит название «Победище».

При возведении компактного небольшого храма, площадь которого всего 72 квадратных метра, а высота - 15 метров, каменных дел мастера использовали известняковые плиты, чередуя их с тонким обожженным кирпичом (плинфой) и скрепляя ряды кладки раствором из гашеной извести и кирпичной крошки. Фасад церкви был покрыт таким же раствором, а внутренняя конструкция стен поддерживалась деревянным каркасом. Благодаря искусству древних зодчих от храма Георгия Победоносца, простого в архитектурном исполнении, веяло основательностью и мощью, которые подчеркивали и шестиугольная форма строения, и его массивность у основания, и три полукруглых выступа, и кокошники, украшенные фигурными зубцами из кирпича, и щелевидные окна (по четыре с южной и северной стороны), и шлемовидный купол со световым барабаном и восемью окнами. Второй ярус храма занимали хоры, на которые вела проложенная в стене узкая каменная лестница. По ней поднимались представители княжеского рода, чтобы присутствовать на богослужениях. Согласно преданиям, в 1240 году перед битвой со шведами именно в Георгиевской церкви молился о победе над врагом князь , позднее прозванный Невским. Спустя время хоры стали не нужны, и вместо них два угловых придела верхнего яруса соединили деревянным настилом.

Судьба Георгиевского храма неразрывно связана с историей крепости, внутри стен которой он был возведен. Шведы предпринимали неоднократные попытки захватить северный форпост, и в 1313 году им это удалось. Тогда они полностью разрушили цитадель, пострадала и Георгиевская церковь. Но уже через пять лет вновь были выстроены высокие неприступные стены, охватившие кольцом и храм Георгия Победоносца.

Строительство каменных зданий на Руси постепенно вытеснило деревянное зодчество. Способствовала этому не только лучшая оборонительная функция строений из камня, но и частые пожары, полностью разрушающие деревянные постройки. В начале XV века один из таких пожаров сильно повредил Георгиевскую церковь, и в 1445 году стараниями архиепископа Новгородского Евфимия II, радеющего о восстановлении православных святынь, церковь была не только наново оштукатурена и обновлен ее интерьер, но и стала главным храмом основанного им Георгиевского монастыря. Обитель имела и другое название - Ладожский застенный монастырь, из-за своего выгодного расположения под надежной защитой стен Староладожской крепости.

К середине XVII столетия церковь Святого Георгия стала соборным храмом Ладоги. Сохранились датируемые 1646 годом письменные свидетельства о постройке с юго-западной стороны от Георгиевской церкви деревянного . В летние месяцы богослужения проводились в Георгиевском храме, в зимнее время - в более теплой Дмитриевской церкви.

К 1678 году Георгиевский монастырь владел всего двумя крестьянскими дворами, и в начале XVIII века он перестал существовать. Последнее письменное упоминание о монастыре датируется 1722-1723 годами, хотя уже тогда иночествующих в нем не было, и в 1744 году церковь Святого Георгия стала обычным приходским храмом.

За века своего существования церковь Святого Георгия неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, что к началу XX столетия почти полностью исказило ее первоначальный внешний облик и внутреннее убранство. Большинство древних фресок было сбито со стен, и они оказались под вновь настеленным полом. Другая часть фресок скрылась за наслоениями штукатурки. Только росписи барабана оказались нетронутыми благодаря хорошо сохранившемуся слою краски. В 1584-1586 годах в ходе ремонтных работ над западным фасадом храма появилась небольшая звонница, а барабанный купол заменили конусообразным. В 1683-1684 годах храм был капитально отремонтирован: заложены четыре окна, растесаны оконные проемы в северной и южной стенах. В связи с повышением грунта вокруг церкви был на один метр поднят пол, из-за чего появилась необходимость повысить порталы. Стены укрепили дубовыми конструкциями, заведя их в толщу стен, и для большей прочности к западной стене храма примкнул притвор с двумя приделами, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.

В конце XIX века русский архитектор и реставратор Владимир Васильевич Суслов, исследуя русский Север и древнее зодчество в многочисленных экспедициях, внес предложение о комплексной научно-исследовательской реставрации Георгиевской церкви. На выделенные государством субсидии в 1902 году были проведены восстановительные работы: снаружи церковь оштукатурили цементным раствором, деревянные оконные рамы заменили металлическими, покрыли железными листами кровлю, установили цементный карниз. Внутренние работы коснулись только хоров - их отремонтировали, и пола - его покрыли метлахской плиткой на цементном растворе.

К сожалению, использование цемента при реставрационных работах оказалось слишком губительным для уникального памятника. Через несколько лет цементная штукатурка отслоилась, особенно пострадал цоколь здания. Внутри храма появилась повышенная сырость, отчего в углах поселилась плесень, а на фресках выступили кристаллы соли.

Следующая комплексная реставрация Георгиевского храма началась в 1925 году. Ее проводили специалисты архитектурно-реставрационных мастерских . Благодаря их усилиям храм освободился от более поздних наслоений и пристроек. В 1927-1928 годах и частично в 1933 году реставраторы из обновили фрески. К сожалению, из-за проводимой советским правительством антирелигиозной кампании все реставрационные мастерские были закрыты, а специалисты по восстановлению древних памятников уволены. Но проведенные ими ремонтные работы еще на несколько десятилетий дали большой запас прочности древним стенам Георгиевской церкви.

Бурное лихолетье Великой Отечественной войны не затронуло православную святыню, и уже в начале 1950-х годов группа архитекторов из Ленинграда начала восстановительные работы старинного храма, продлившиеся до начала 1960-х годов. Специалисты понизили грунт вокруг храма, соответственно вернув в первоначальное положение уровень пола; восстановили дверные проемы, раскрыли все заложенные окна, очистили кладку стен, заменили покрытие кровли и наново оштукатурили храм.

Масштабные исследовательские, научно-изыскательные и практические работы начались в конце 1970-х годов и продолжались без малого двадцать лет. Большая часть работ была завершена в 1996 году и церковь Святого Георгия Победоносца приняла тот облик, который изначально дали ей древние зодчие в далеком XII столетии. Участки фресковой настенной живописи были освобождены из-под наслоений и приведены в первоначальный вид.

Фресковая живопись храма

Храм Святого Георгия - один из немногих старинных русских храмов, в котором в неизменном виде дошла до наших дней уникальная фресковая живопись домонгольского периода, ставшая памятником мировой культуры. На южной стене храма изображены святые-великомученики - св. Ефстафий Плакида, св. Савва Стратилат и, предположительно, св. Дмитрий Солунский. В алтарном выступе жертвенника находились фрески богородичного цикла. Из четырех картин сохранилась всего одна - «Жертвоприношение Иоакима и Анны», изображающая родителей Богородицы, принесших в храм двух агнцев в благодарность за рождение дочери. В выступе диаконника находится самая известная в мире композиция «Чудо Георгия о змие», считающаяся самым первым изображением святого Георгия на коне, совершившим чудо. Две другие картины из этого цикла, к сожалению, полностью утеряны. Самая большая фреска - лик святого Николая Чудотворца, окруженный уникальной рамкой из росписей, стилизованных под мрамор. В простенках барабана находятся изображения пророков, фигуры которых окантованы декоративными арками с орнаментом в виде стеблей, листьев и цветов, а под куполом - 32-х фигурная композиция «Вознесение Господне», хорошо сохранившаяся до нашего времени.

Особый колорит внутреннему убранству храма придает декоративное оформление всех сцен и изображений святых. Разнообразные плетеночные орнаменты, декоративные арочки, панели полилитии гармонично вписываются в общий неповторимый облик, созданный древними новгородскими живописцами.

Среди островерхих башен и златоглавых куполов церквей Староладожской крепости стоит небольшой, но удивительно притягательный для ценителей старины храм Святого Георгия - возрожденная христианская святыня, уникальное творение древних зодчих.


Что есть что в церкви

От Георгиевской церкви на вниз к реке через уходил Псковский переулок. Недалеко отсюда находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли «Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем».

Нынешнюю церковь Георгия Великомученика на Псковской горе построили в 1657-1658 годах на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы середины XIII века. От более ранней церкви сохранился подклетный этаж.

На Руси Георгий или Егорий считался покровителем воинов, домашнего скота (кстати, «Георгий» на греческом означает «земледелец») и волков. Поэтому у Георгия молились за сохранность скота. Но если волк уносил в лес домашнюю живность, то это считали даром Святому.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Другое имя Георгия - Юрий, созвучно со славянским божеством весеннего Солнца - Ярилой, поэтому культ Георгия уходил корнями в почитание небесного светила. Почитали Егория два раза в год - в два Юрьевых дня. Весенний Егорий праздновали 6 мая, а осеннего Егория отмечали 9 декабря. Была даже поговорка: «Один Егорий голодный, другой Егорий холодный».

Весенний Юрьев день означал начало полевых работ, а осенний считался их окончанием. Издавна крестьяне на неделе до весеннего Егория и после осеннего могли переходить от одного помещика к другому. Но царь Борис Годунов эту вольность отменил, закрепив крепостное право. Тогда появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Но сам указ никогда нигде не публиковали, и никто его не видел. Возможно, что его и не было, а помещики так истолковали свое право в крайнем случае запретить переход крестьян: его дал Иван IV, чтобы поправить дела землевладельцев опустевших деревень.

В советское время в церкви Святого Георгия на Псковской горе хотели открыть Дом пионеров, но потом устроили выставочный зал. Поэтому храм неплохо сохранился. Сейчас он отреставрирован и действует. Кстати, в этой церкви хранится истинная редкость - распятие, надписанное на английском языке.

История строительства

Русская церковь во Львове

Святыни

Памятник в честь двухтысячелетия Рождества Христового и столетия храма

В храме сохраняются частицы мощей святой великомученицы Варвары, преподобных отцов Киево-Печерских , преподобного Иова (игумена Почаевского), Иоасафа Белгородского, Кукши Одесского. В храме находится также копия иконы «Тихвинская-Слёзоточивая» , написаная и освящённая на Афоне , которая была передана от русских пустынников Российскому императорскому консульству во Львове. Находящаяся в храме икона в году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) была признана чудотворной .

Современное положение

Настоятелем храма Святого великомученика Георгия Победоносца с являлся протопресвитер Василий Осташевский (отошел ко Господу 15 мая 2007 года) . С года, как и некогда, становится кафедральным и теперь единственным русским православным храмом во Львове. С того же года на Львовской кафедре находится епископ Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) Августин (Маркевич) . До начала года в церкви служил протоиерей Андрей Ткачёв, ведущий телепрограмм на всеукраинском телеканале «Киевская Русь» , .

При церкви находится редакция епархиальной газеты «Свет Православия» , функционируют Высшие Богословские Курсы , миссионерский отдел, молодежное православное братство , библиотека.Издается православный журнал для детей «Божья нивка» (рус. «Божий луг»).

Богослужение совершается ежедневно, язык богослужения - церковнославянский; проповеди произносятся на русском и украинском языках.

Территория храма примыкает к зданию львовского Русского культурного центра им. Пушкина .

Примечания

Ссылки

  • Официальный сайт Львовской епархии Украинской Православной церкви (Московского патриархата)

Координаты : 50°24′21″ с. ш. 24°04′07″ в. д.  /  50.405833° с. ш. 24.068611° в. д.