Образ женщины матери с описанием. Интегрированный урок образ женщины - матери сквозь века

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ СКВОЗЬ ВЕКА

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребёнком. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников - таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

«Венеры» первых художников Земли

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток, которым учёные дали условное название «палеолитические Венеры». Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели крайне примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внима­ние уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало: непомерно большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры жен­ской причёски.

В чём же тут дело? Почему за этими статуэтками всё же закрепилось такое поэтичное название? Не будем торопиться с выводами и оценками. Попробуем понять себе подобных, мысленно приняв их точку зрения. Дело в том, что в первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только маги­ческое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далёких предков. Каждое из подобных изображений - настоящий гимн женщине-ма- тери, продолжательнице рода человеческого.

Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси - с Богородицей, ко­торая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По ста­ринному обычаю, её везли на санях летом. В нескольких верстах от Вла­димира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней - они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Ус­пенский собор и поместили в нём эту удивительную икону. Много раз вы­ручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определя­ли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её глав­ный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и об­вивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душев­ного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений сред­невекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо на­звал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. «Первая мать - Пресвятая Богородица; вторая мать - сыра земля», - гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырём основным типам: Богоматери

Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жиз­ни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитприи («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у неё на руках) и Елеуса («умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).

К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Бого­матерь Донская», созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое назва­ние она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская Богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спа­сения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмные тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Мадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных сво­их чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремятся к соз­данию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится ма­донна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны не­обыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материн­ским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось пере­дать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и свято­сти лучших человеческих чувств.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (1517-1519), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери.

Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и пред­намеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом про­тиворечивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.

Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлён­ная грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуган­но смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий.

Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) в 44 года, почувствовав неудовлетворённость и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши. В автобиографических записках он так позднее объяснит свой шаг: «Чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры. уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием природы. »

Он действительно почувствовал себя свободным художником, неза­висимым от требований и желаний заказчиков. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребёнком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» - множество картин, где в облике величавой славянки им подчёркнуты одухотворённое начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни.

Ранним утром художник отправлялся в поле, где особенно чувство­вался запах свежевспаханной земли, от которой поднималась лёгкая дым­ка. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. От ещё непрогретой земли поднимается лёгкий пар, и кажется, словно она не идёт, а плывёт в этой дымке, едва касаясь мягкой земли. А в стороне от пашни на траве сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - необъятный простор полей, высокое небо, подёрнутое лёгкими облаками, редкая прозрачная листва тоненьких деревьев - неоглядная русская даль.

Это действительно настоящий праздник весны, торжествующей и обновлённой жизни, в котором яркий наряд крестьянки не выглядит неестественным и надуманным («На пашне. Весна». Первая половина 20-х гг.).

А вот другое полотно А.Г. Венецианова, созданное в те же годы, - «На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян во время лет­них полевых работ. Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы золотистой ржи, зеленеют холмы на горизонте. В центре картины - женщина-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки известного стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная - Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косынъки, - Надо ребёнка качать.

Женщина-мать в искусстве XX века

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древне­русской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (1913; 1915), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915).

После 1917 года Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетарного бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозвучали для художника слова:

Будет прекрасная жизнь.
Прекрасная жизнь будет.

Убеждённый в том, что «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь», художник пытается найти её главную опору. Своё осмысление происходящих исторических событий он воплотит в прославленной «Петроградской мадонне» (1920). Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонн героиня картины художника! Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн.

Молодая женщина с ребёнком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но всё это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повёрнута спиной к городу. Её главные заботы - заботы о ребёнке, о его настоящем и будущем.

Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.Л. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: на гладком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка от любых жизненных невзгод.

По-новому прозвучит эта тема в художественных произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Старинное изречение «Когда грохочут пушки, музы молчат» художники и актёры, поэты и музыканты опровергли уже с первых дней войны. Они действительно не могли молчать, они вели в бой, становились мощным и грозным оружием, разящим врагов. В самом начале войны появились стихи:

Не победить страну, в которой мирных нет,
Где каждый бьёт врага - трудом или снарядом,
Где музыкант, артист, художник и поэт
С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

Нет, вероятно, в нашей стране человека, который не знал бы проникновенного и мобилизующего плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно забыть прямой и открытый взгляд женщины, устремлённый на зрителя. «Родная земля в опасности, она нуждается в вашей защите» - так был воспринят этот плакат современниками. Жест поднятой вверх руки многим напомнил известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.

Lady-international.com
по изданию Г.И. Данилова,
"Мировая художественная культура".

Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением.

Тема материнства – одна из древнейших тем в мировом искусстве. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.

Образ- вид, облик. Мадонна (моя госпожа)- название композиции, изображающей Богоматерь с младенцем. Архетип- прообраз, образец запечатленный в душе человека, народа, нации.

«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

Богиня с древних времён ассоциируется с Луной. Луна имеет три фазы: прибывающую, полную и убывающую. Они соответствуют трем фазам любой богини: дева, мать, старуха. Каждая из них имела отчетливо выраженное назначение и ценность. n Дева символизировала молодость и энергию. n Мать являлась воплощением женской силы и плодородия. n Старуха – это жизненный опыт, сострадание и, прежде всего, n мудрость.

В христианской культурной традиции особая роль отводилась Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя. Владимирская Богоматерь

Русская икона… В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии. Иконы исцеляют, спасают…

Образ Мадонн …Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец… А. С. Пушкин

Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания… Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии

А. Г. Венецианов В полном разгаре страда деревенская, Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…

Искусство XX века К. С. Петров - Водкин Богоматерь – умиление злых сердец, 1915 г.

Cлайд 1

Образ женщины-матери сквозь века. От скульптур первых художников земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 2

«Венеры» первых художников Земли. Палеолитическая Венера - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 3

Существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 4

Священный лик Богоматери По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в 5 в. н. э. при императоре Феодосии. Владимирская Богоматерь. 12 век Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 5

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 6

Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 7

Типы изображений Богоматери Ора нта - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 8

Знаменует рождение Спасителя, воплощение новой жизни Богоматерь Знамения Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 9

Одиги трия. Путеводи тельница - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой - держит свиток. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 10

Изображение Елеуса сложилось в Византии в XI в. Особенно распространился вариант, в котором Богоматерь, представленная по пояс, держит на руках сына, припавшего к ее щеке. Склонив голову, Мария поддерживает младенца, порывисто обхватившего ее шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка». Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 11

«Богоматерь Донская» Она относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века Феофаном Греком. Такое название получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 12

Мадонны титанов Возрождения. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – стремятся к созданию обобщенного образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 13

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи Основной смысл, идейное содержание произведения: человечность, любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Cлайд 14

«Сикстинская мадонна» Рафаэль Полотно было создано Рафаэлем в 1512-1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, носящего сходство с Папой Юлием II, и Святой Варвары. Фигуры образуют треугольник, поднятые занавеси лишь подчеркивают геометрическое построение композиции. Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО Г.Ш.Ананьина. МОУ СОШ №8 ЩМР МО

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы ее постичь. НО главной и неизменной темой оставалась тема материнства.

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено много маленьких женских статуэток, которые получили название «палеолитические Венеры». Они были крайне примитивны и грубы. Их высота составляла 10-15 см. Их лица не имели прорисовки черт, а руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внимание уделено изображению всего, что подчеркивало женское начало: непомерно большая грудь, бедра, огромный живот, в котором зреет новая жизнь.

Дело в том,что в первобытную эпоху женщина – мать занимала особое место в жизни племени. Существовал культ женщины, продолжательницы рода. С женщиной были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. В палеолитической Венере заключался не только магический культ, но и эстетический идеал далеких предков, связанный с полезностью. Красиво то, что приносит пользу. А женщина приносит потомство.

В средние века изменился образ женщины – матери. В западной Европе он был связан с культом Мадонны. А на Руси- с Богоматерью т.е. Богородицей. Этот образ запечатлен во многих произведениях искусства. Одна из лучших работ византийской живописи икона «Владимирской богоматери», созданная в Константинополе в XIIвеке.

Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала земли русской. Долгое время она находилась в Успенском соборе во Владимире, а недавно ее перевезли в Успенский собор в Москву.

Глаза матери полны чувства, которое раньше определяли как «радость святой печали». Грядущее неотвратимо. Младенец ласково прожимается личиком к щеке матери и обвивает ее шею. Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На лице затаилась печаль. В облике чувствуется неизбежная жертвенность.

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери- земли. В сознании русского человека образ богоматери всегда был окружен ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

Существует четыре основных типа изображений Богоматери: Знамение (рождение Спасителя, воплощение новой жизни), Богоматерь Оранта (молящаяся с воздетыми к верху руками), Одигитрия(путеводительница, указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках) и Елеуса (умиление).

К шедеврам древнерусской иконописи относятся «Богоматерь Донская», созданная Феофаном Греком в 14 веке и «Богоматерь Оранта Панагия Великая» и другие.

Цель урока: познакомиться с идеалом материнства и жертвенной любви к людям. План урока: - Повторение. - Изучение нового учебного материала - Закрепление изученного материала. - Информация о домашнем задании. - Итог урока Д/p: §9.3 с. 85, през. с:57 Мадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. «Благовещение» Леонардо да Винчи




Многочисленные рисунки Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и забавами. Святая Анна с Марией и младенцем


«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости


Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» (), в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего.


Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий.. Рафаэля «Сикстинская мадонна»


Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным. Рафаэля «Сикстинская мадонна»


Микеланджело Буонарроти «Мадонна Дони» Фигура Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое. Картину часто называют "Тондо Дони", поскольку во- первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (по-английски "tondo"). По общепринятой гипотезе, картина была исполнена к свадьбе Аньоло Дони с Маддаленой Строцци, герб которой вырезан на раме.


Части полиптиха оказались разъединены еще в XVII в. Джорджо Вазари оставил нам сведения о расположении деталей полиптиха, многие части которого сегодня утрачены. «В церкви Кармине в Пизе на доске, находящейся в одной из капелл трансепта, он написал Богоматерь с младенцем, в ногах же у нее несколько играющих ангелочков, один из коих, играющий на лютне, внимательно прислушивается к гармонии звуков. Вокруг Богоматери - св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай - фигуры, полные движения и жизни.» Мазаччо «Мадонна с младенцем»


Боттичелли «Мадонна Магнификат» Искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, замыкаются на короне Марии. Кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.


Боттичелли «Мадонна Магнификат» Лицо "Мадонны Магнификат" Боттичелли - идеал красоты. Тонкая светлая кожа, изящное строение лица. Выражение чистоты дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - преображают модель в идеальный образ Мадонны.


Картина названа по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны. Боттичелли «Мадонна Магнификат»