Проект (1 класс) на тему: Баян - народный инструмент. Что такое баян на молодежном сленге

Музыкальный инструмент: Баян

Звуковая палитра мира музыкальных инструментов чрезвычайно богата - это скрипка с ее чарующим голосом, арфа с хрустальным звуком или труба с блестящим тембром. Среди большого разнообразия музыкальных инструментов есть один, который по праву можно назвать маленьким оркестром. Этот инструмент - баян, имеющий редкую способность имитации различных тембров, он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое - от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах, и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют - «душа русского народа».

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю баяна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.


Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.

Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой .

Фото :

Интересные факты:

  • Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
  • Предшественница баяна - «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
  • В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.
  • В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
  • Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
  • На концертных баянах есть очень удобное приспособление - переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
  • В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
  • Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
  • Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
  • Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России - это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
  • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.

Конструкция

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.


2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности


Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот , флейта, кларнет , гобой.

Применение и репертуар


Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Баян по своему звучанию – это практически музыкальный оркестр. На правой клавиатуре инструмента извлекаются ноты солирующей мелодии, всевозможные вариации, левая же предназначена партии баса и готовых аккомпанирующих аккордов. Нажатием одной кнопки на левой клавиатуре можно проиграть мажорные, минорные, а также септаккорды.

Моделей баянов существует достаточно много. Ну, и стоимость их, естественно, различна. Наиболее дорогостоящие инструменты изготавливаются мастерами высокого класса по индивидуальному заказу для профессиональных баянистов, занимающихся активной концертной деятельностью. Они имеют многорядную, правую и левую кнопочную клавиатуру, всевозможные переключатели-регистры, которые позволяют добиваться многозвучия инструмента. Обычно такие баяны называют концертными, а за рубежом кнопочными аккордеонами.

Довольно популярными в настоящее время стали готово-выборные баяны , тоже ориентированные на музыкантов-профессионалов. Их отличие от обычных заключается в том, что левая клавиатура может переключаться в режим правой голосовой клавиатуры и работать точно также как она. Такое устройство баяна дает возможность играть одновременно две сольные партии музыкального произведения. Конечно же, это требует от музыканта специальных технических навыков для управления преобразованной клавиатурой.

Для баянистов — любителей, для тех, кто только учится играть на баяне , выпускаются баяны проще и, естественно, дешевле. Они отличаются друг от друга количеством кнопок на правой и левой клавиатуре. Наиболее простые из них – полубаяны . У них имеется минимальное количество октав на правой клавиатуре и минимальное число рядов с готовыми аккордами на левой клавиатуре. Вес и размеры таких инструментов также значительно уменьшены.

Внешне они похожи на гармонь, и их легко носить с собой в специальном футляре или на ремнях через плечо. Такие баяны превосходно адаптированы для веселья и имеют звонкий с переливами голос, схожий со звуком гармони или аккордеона. Такое специфическое гармошечное звучание достигается небольшой расстройкой язычков голосовых планок. В результате и получается вибрирующий и переливчатый звук.

За границей не делят музыкальные инструменты на народные и не народные. В мире нет и такого понятия, как баян. Все инструменты такого рода называются аккордеоном. Существует кнопочный аккордеон (с подачи россиян у нас он называется баяном) и клавишный аккордеон.

Нельзя говорить, что тот или иной аккордеон хуже или лучше. Каждый имеет свои особенности звучания. Однако кнопочный аккордеон более перспективен, так как имеет широкий диапазон звучания. Баянист может выполнить на своем инструменте почти все произведения, предназначенные для других инструментов. В то время как к клавишному аккордеону их пришлось бы приспосабливать.

Свои коррективы они внесли в первую очередь в музыкальные инструменты. Теперь и баян, и аккордеон совсем другого качества, чем в недалеком прошлом. Они насыщены различными модификациями и системами, которые помогают исполнителю достичь высоких результатов. Раньше таких инструментов не было. Я помню, как люди стояли по два, три года в очереди, чтобы приобрести хороший баян или аккордеон. Сейчас такой проблемы нет, были бы только деньги.

Существуют и частные мастера, которые справляются с этой задачей. Многие музыканты имеют средства, чтобы приобрести музыкальный инструмент за рубежом. Популярностью пользуются итальянские баяны и аккордеоны.

С 3-5 рядами круглых кнопок на клавиатуре мелодии и 5-6 рядами кнопок на клавиатуре аккомпанемента, клавиши которого звучат басами и аккордами (готовый баян) или отдельными нотами (выборный или готово-выборный баян).

История

Уже примерно в 1892 году такая гармоника стала известна в России, где систему звукоряда её правой клавиатуры стали называть «заграничной», а позже, когда в XX веке эти инструменты стали изготавливать московские мастера (в частности - Ф. М. Захаров, П. П. Ватутин), а затем в Туле и других городах Центральной России - московской . В России московская раскладка является для баянов стандартной до настоящего времени.

Русские гармонные мастера внесли важное усовершенствование в конструкцию левой клавиатуры гармоники Мирвальда - они применили валиковый механизм , вместо механизма из гнутых рычагов. Валиковая система используется в современных ручных гармониках .

С 1906 года трёхрядные баяны с московской раскладкой и выборной клавиатурой изготавливали на тульской фабрике «Братья Киселёвы» .

Баян включен в основную программу конкурсной программы молодёжных Дельфийских игр России .

Название

Иллюстрация 1897 года

Инструмент назван по имени древнерусского сказителя Бояна .

С 1890-х годов баяном называли различные виды гармоник, в том числе диатонические , которые обладали определённым качеством звучания. Их особенностью была чистая унисонная настройка двух или трёх одновременно звучащих язычков (в отличие от настройки в «разлив», характерной для аккордеона). Так например в 1891 году в рекламном объявлении петербургского магазина А. Е. Кулакова встречается название «Кларнетные гармонии „Баян“» (это была диатоническая однорядная гармоника с тембром похожим на кларнет ). Ещё в 1890 годах была популярна «Азиатская гармония „Баян“ с пятнадцатью клавишами и чрезвычайно приятным тоном» . В 1903 году вышел «Новейший практический самоучитель: Для ручной гармонии рояльного (фисгармонного) строя, Вятской, Ливенской и кларнетной „Баян“» (составил С. П. Егоров. г. Рославль) .

По отношению к хроматической 3-рядной гармонике слово «баян» впервые применено в «Прейскуранте музыкальных инструментов» П. А. Розмыслова в 1900 году в Санкт-Петербурге .

Баян Стерлигова

В сентябре 1907 года петербургский мастер Пётр Егорович Стерлигов после более чем двухлетней работы изготовил баян для выдающегося гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко , который стал использовать название инструмента «баян» на своих афишах в начале мая 1908 года в Москве. Так же называл эту гармонику и сам мастер под влиянием рассказов рабочих, часто бывавших у него, о строящемся ими на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе крейсере «Баян ». Рабочим он шутя выговаривал:

Вы строите свой «Баян», а вот я построю другой «Баян» - большую усовершенствованную гармонику.

Для облегчения освоения нового вида хроматической гармоники, переходя на неё с игры на двухрядной гармони , Пётр Стерлигов изменил московскую раскладку трёхрядной правой клавиатуры и добавил вспомогательный ряд кнопок (1-й от меха), дублирующий четвёртый ряд . Раскладка правой клавиатуры Стерлигова получила название петербургской , и позднее - ленинградской (см. на ). В период 1930-1935 годов эта раскладка была вытеснена из использования более удобной московской раскладкой .

В 1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера - братья Генераловы, В. Самсонов и другие .

Клавиатура

См. также: Конструкция ручных гармоник .

На правой клавиатуре баяна исполняется мелодия , на левой аккомпанемент . При нажатии одной кнопки на левой клавиатуре готового баяна звучит басовая нота или аккорд . У выборного или готово-выборного баяна на левой клавиатуре проигрываются отдельные ноты как на правой клавиатуре, но в более низком диапазоне звуков.

Вертикальные ряды кнопок у правой и левой клавиатур нумеруются, начиная от меха. Повторы басовых и аккордовых кнопок на левой клавиатуре и вспомогательные ряды на правой необходимы для единства аппликатуры в разных тональностях. Например, чтобы сыграть какую-либо последовательность звуков во всех тональностях на 3-х рядной правой клавиатуре необходимо использовать три различных аппликатуры, для игры той же последовательности на 5-ти рядной клавиатуре понадобится только одна аппликатура, на 4-х рядной две. Также, 4-х и 5-ти рядная клавиатура позволяет эффективно использовать пятипальцевую аппликатуру.

Правая

Баян с итальянской раскладкой правой клавиатуры (гриф C ). Количество регистровых переключателей 15, в том числе 7 подбородочных

Современные баяны выпускают с двумя основными видами правой клавиатуры: трёхрядные и пятирядные. В пятирядной клавиатуре ряды 2 и 1 (считая от меха) являются вспомогательными , они дублируют ноты 5-го и 4-го рядов соответственно. Реже встречаются четырёхрядные (с одним вспомогательным рядом) и шестирядные баяны с тремя вспомогательными рядами (например, на 6-рядном баяне играл виртуоз Виктор Гридин).

Диапазон 3-х рядного баяна с 52-мя кнопками от ноты Си-бемоль большой до До-диез четвёртой октавы. Диапазон 5-рядного концертного баяна от Ми большой октавы до Си четвёртой октавы (5 октав и 7 полутонов) . Высота звучания повышается при переходе от верхних кнопок к нижним.

Существует несколько типов раскладок правой клавиатуры. В России стандартной является московская или бельгийская раскладка (гриф B ). В некоторых странах, наряду с другими типами раскладок, используется итальянская раскладка (гриф C ), являющаяся зеркальным отражением московской раскладки по горизонтали (3-х рядной).

Раскладка
баяна
Раскладка
5-рядного баяна
Итальянская раскладка
Ленинградская раскладка

Количество голосов. Регистры

Баяны отличаются по максимальному количеству одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной кнопки на правой клавиатуре. Баяны с количеством голосов больше двух имеют разную настройку язычков: октавные язычки звучат ниже строевых на октаву, пикколо выше строевых на октаву, квинтовые выше строевых на квинту .

У 3-х и более голосных баянов для изменения тембра и высоты звучания (регистра), определяемого составом звучащих голосов при нажатии одной кнопки, существуют регистровые переключатели, которые располагаются рядом с клавиатурой или на верхней поверхности правого полукорпуса (подбородочные переключатели). Трёхголосный инструмент может иметь до семи регистров, четырёхголосный до пятнадцати.

Левая

Левая клавиатура полного баяна состоит из 100 или 120 кнопок (такая же, как у аккордеона). Может быть с готовым, выборным или готово-выборным аккомпанементом. Клавиатура с готово-выборным аккомпанементом переключается между готовым и выборным режимами при помощи специальной клавиши.

Готовая

На схеме справа готовая 100-кнопочная клавиатура . Условные обозначения: Б - мажорное (большое) трезвучие, М - минорное трезвучие, 7 - доминантсептаккорд. У 120-кнопочных клавиатур справа от ряда септаккордов есть дополнительный ряд кнопок с уменьшёнными септаккордами (обозначаются буквой У ).

Описание вертикальных рядов (начиная от меха):

Басовая часть

1. Вспомогательный ряд басов предназначен для удобства аппликатуры. Он повторяет последовательность кнопок основного ряда басов, но сдвинут по отношению к нему на четыре кнопки вниз. Между кнопками основного и вспомогательного ряда, находящихся в одном косом ряду, образуется интервал в большую терцию (2 тона) или его обращение в малую сексту (4 тона).
2. Основной ряд басов (диапазон от Фа контроктавы до Ми большой октавы ). Его составляет повторяющаяся последовательность ступеней гаммы До мажор или Ля минор (семь белых кнопок), далее идёт последовательность нот, завершающих хроматический звукоряд (пять чёрных кнопок). Кнопки в ряду расположены таким образом, что между любыми двумя соседними кнопками образуется интервал в чистую квинту (3,5 тона) или его обращение в чистую кварту (2,5 тона). Иными словами, рядом с любой кнопкой, принятой за тонику , двумя соседними кнопками оказываются доминанта (сверху) и субдоминанта (снизу).

При нажатии басовой кнопки звучит 3 или 4 голоса, настроенных в октаву: один основной (самый низкий) и два-три голоса выше основного на одну, две, три октавы . Соответственно самым высоким голосом, звучащим вместе с основной басовой нотой, является нота Ми первой или второй октавы.
Пример нотации (1) и реального звучания (2) при нажатии басовых кнопок Фа и Ми :

Аккордовая часть

От каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды с соответствующим основным тоном (на схеме это кнопки, расположенные в поперечных косых рядах, идущие вправо-вверх от басовых кнопок):
3. Мажорные трезвучия .
4. Минорные трезвучия .
5. Доминантсептаккорды . Могут звучать целиком (на немецких инструментах ) или без квинты (на большинстве советских и итальянских инструментов ).
6. Уменьшённые септаккорды с пропущенной квинтой или уменьшённые трезвучия (этот ряд может отсутствовать) . Доминантсептаккорды и уменьшённые септаккорды в нотах обозначаются тремя звуками .

На каждую ноту аккорда приходится пара унисонных язычков , соответственно весь аккорд звучит 6-ю язычками. Звуки аккордов располагаются в пределах одной октавы: от Соль малой октавы до Соль-бемоль первой октавы. Из-за этого большинство аккордов звучит обращениями .
Примеры аккордов (цифрами обозначены их ступени):

Выборная

На выборной клавиатуре первые два ряда басов такие же, как и на готовой клавиатуре . Остальные ряды занимают кнопки с отдельными нотами. Раскладка левой выборной клавиатуры является зеркальным отражением правой клавиатуры по горизонтали и вертикали (высота звучания повышается при переходе от нижних кнопок к верхним). Если взять баян в руки перевёрнутым слева-направо и снизу-вверх, то есть разместить у правой руки левую клавиатуру, то раскладка на ней будет такой же, как на правой клавиатуре.

Выборные кнопки в нижнем регистре повторяют звучание басовых кнопок, а в остальном двухголосные .

Диапазон выборной клавиатуры (представленной на схеме ниже) от Фа контроктавы до Фа-диез второй октавы.

Схемы

Баянная клавиатура
Гриф B
Гриф C

См. также

  • Василий Колчин - советский и российский конструктор баянов
  • «Какая песня без баяна » - песня
  • Первые шаги баяниста - книжная серия

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Баян – народный инструмент

Выполнил:

Чернышов Максим,

ученик 1 «В» класса

МБОУ «Ребрихинская CОШ»

Ребрихинский район, село Ребриха,

Руководитель:

Слободчикова Ольга Георгиевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Ребрихинский район, село Ребриха

Ребриха 2014

Введение

  1. Рождение звука
  2. История возникновения баяна
  3. Какие бывают баяны

Выводы

Источники

Актуальность

С самого детства я очень люблю музыку и всегда пою. Моя мама предложила мне пойти в музыкальную школу учиться игре на баяне. Я нисколько об этом не пожалел! Очень полюбил этот инструмент. Но в последнее время все меньше детей желают учиться игре на этом инструменте, считая это немодным и несовременным.

Когда же появился баян? Почему он так называется? На эти и другие вопросы я хочу ответить в своей работе.

Цель работы:

Исследование истории возникновения баяна

Задачи:

  1. узнать, когда и как появился баян;
  2. выяснить происхождение названия «баян»;
  3. познакомиться с видами баянов;
  4. показать значение музыкального образования в моей жизни.

Время исследования:

март 2014 года.

Баян – «душа русского народа»

Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит любимый народный музыкальные инструменты. У украинцев это бандура, у молдаван – скрипка, у белорусов – цимбалы, а у русских – балалайка, и конечно же, баян.

Неповторимее звучание – вот что привлекает в баяне исполнителей и слушателей. Баян звучит в камерных концертах, различных ансамблях, и оркестров русских народных инструментов, в оркестрах баянистов и т.д. Он желанный гость как на концертной эстраде, так и во дворцах культуры, в сельском клубе.

«Баян – боец» называли его в годы Великой Отечественной Войны. Он звучал на привалах, в землянках. Баян скрашивал суровое время. Снимал усталость, придавал силы, вдохновлял на боевые подвиги.

Именно баян называют «Душой русского народа»

Рождение звука

Баян состоит из трёх частей: Правый полукорпус, левый полукорпус, меха.

А как рождается звук? Покажу это наглядно. Если взять тонкую школьную тетрадку, сжать её страницы губами и подуть между них - тетрадка "запоёт". Сожмём губы сильнее и будем продолжать дуть - тетрадка "запищит" тоненьким голоском, ослабим губы - звук будет более низким. Почему возникает звук? Потому что бумажные страницы создают звуковые колебания воздуха. Примерно так же под напором воздуха из мехов звучат и металлические пластиночки-язычки в гармони, баяне, аккордеоне.

История возникновения баяна

Баян относится к группе инструментов – гармоник, а давным - давно за два – три тысячелетия до н. э. в Китае получил широкое распространение деревянный инструмент, изготовленный из ряда бамбуковых трубочек, в каждой из которых был миниатюрный, свободно колеблющийся язычок. Это ШЭН – духовой музыкальный инструмент, далёкий предшественник гармоники.

Гармоника родилась в Берлине в 1822 году. Мастер Христиан Бушман изобрёл губную гармонику, а затем ручную. Первые ручные гармоники имели всего 5 клавиш правой клавиатуры, левая клавиатура отсутствовала.

А вот баян, разновидность гармоник появился на свет в 1907 году.

Своим появлением баян, обязан русскому мастеру Петру Стерлигову. По заказу знаменитого гармониста Орланского - Титаренко он переделал гармонь в новый модный инструмент - баян. Первыми баяны начали делать мастера из Москвы и Тулы.

Этот инструмент назвали в честь русского сказителя и певца Бояна, персонажа из поэмы Слово о полку Игореве. А вообще Боян это славянский языческий бог музыки и поэзии.

Какие бывают баяны

Баян бывает трёхрядный, пятирядный.

Есть электронные баяны, с очень мощным звучанием, похожим на звук органа! Некоторые современные баяны с помощью переключателей можно настроить на звуки оркестра.

Значение музыкального образования в моей жизни

  1. Игра на баяне приносит радость мне и окружающим.
  2. Благодаря учебе в музыкальной школе у меня появилось много друзей.
  3. Выступая на концертах, я учусь владеть собой, проходит страх перед сценой.
  4. Занятия в музыкальной школе дисциплинируют меня, учат планировать свое время.
  5. Игра на баяне развивают быстроту реакции, интеллект, память, мышление. Ведь процесс игры на баяне состоит из трёх видов работ. Я должен отслеживать и координировать каждый вид: играть правой рукой, играть левой рукой и левой рукой разжимать и стягивать меха. Это всё не синхронные действия.

Интересные сведения об инструменте

  1. Только в России этот инструмент называется баяном. А во всем мире это аккордеон.
  2. Он вобрал в себя и объединил звуки многих инструментов: клавесина, органа, флейты и др.

Представьте ситуацию: вы заходите в любимый паблик в ВК и видите довольно смешную картинку или анекдот. Вот только одна проблема — вы уже видели это в других группах. Вполне возможно, что в комментариях уже посыпался шквал комментариев типа «Админ, это баян!», «Баян! Отписываюсь от вас!» и т.д.

История может повторяться изо дня в день, а порой вы встретите затасканную по всем ресурсам шутку спустя год иди даже несколько лет!

Баян в интернете

Итак, давайте дадим определение жаргонизму, столь часто используемому в интернете. Баян — это слово, которое выражает неодобрение пользователей в случае демонстрации им устаревшей информации. То есть группа лиц возмущается, если видит новость, информацию, мем или шутку, которые уже давненько «разгуливают» по сети.

Иногда пользователи в соц сетях возмущаются, если видят в одном и том же паблике регулярно повторяющуюся новость. Для людей она становится баяном и они имеют полное право донести это до админов.

Подведем итог. Баяном можно назвать:

  • Рассказанную в сто первый раз печальную историю о котике.
  • Старый анекот.
  • Мем, который «гуляет» на просторах сети уже не первый год. Вспомните нашумевшую историю с Дианой Шурыгиной. Знаменитый мем «на донышке» теперь смело можно назвать баяном.
  • Новость, о которой все уже давно знают.

Кстати, само слово баян стало источником многочисленных мемов! Такие дела.

Баян на молодежном сленге

Молодежный сленг — отдельная тема для разговора, поскольку ребята очень часто употребляют такое выражение. Слово баян начало активно использоваться после того, как Макс +100500 использовал его в своем дисклаймере.