Театр юрия соломина название. Соломин ходит гоголем

Родился 18 июня 1935 г. в г. Чита. Родители Ю.М.Соломина имели сибирские корни. Мефодий Викторович родом из Забайкалья. Зинаида Ананьевна из Томска. Оба - прекрасные музыканты, отец свободно играл на всех струнных инструментах, у матери был хороший голос - меццо-сопрано.

Чита в те годы была городом высоких культурных традиций. С ним связаны имена Олега Лундстрема, Николая Задорнова, Константина Седых. Семья Соломиных-старших была хорошо известна в городе. Родители профессионально служили музе, работая преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. В конце 20-х годов они отправились в Ленинград, поступили в консерваторию, где успешно учились. Однако случилось непредвиденное. В результате болезни Зинаида Ананьевна получила осложнение и оглохла на одно ухо. Из консерватории пришлось уйти, отец также оставил учебу, и они вместе вернулись в Читу.

Мефодий Викторович посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии. Среди народных талантов, честь открытия которых принадлежит ему, превосходный бас Линховоин - исполнитель партии Кончака в опере А.Бородина «Князь Игорь», в будущем - директор оперного театра Бурятии. Еще один его ученик нашел себя как высококлассный профессиональный музыкант, - Виктор Кулешов, впоследствии солист Одесского оперного театра, Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.Н.Немировича-Данченко, в настоящее время - руководитель Казачьего народного хора.

Главным достоянием Соломиных-родителей стали их сыновья, знаменитые российские актеры, народные артисты Юрий и Виталий. Творческое наследие отца и матери проявилось у старшего - Юрия -уже в школьные годы. С детских лет он участник спектаклей городского Дворца пионеров. Развитию его творческих способностей помогала и обстановка в школе. Двое учителей сыграли особую роль в выборе профессии. Учитель физики Роман Васильевич Мочалов - талантливый человек, прекрасно певший и игравший на аккордеоне. Первая учительница Ю.Соломина, Наталья Павловна Большакова опекала, пестовала своих учеников, деликатно выделяя способности Юрия. Прожив долгую жизнь, без малого век, она до конца своих дней следила за успехами своего знаменитого ученика. И Юрий Мефодьевич, приезжая в Читу, не упускал возможности повидаться с Натальей Павловной. Благодарность к школьным учителям не утратилась с годами.

Выбор профессии для человека труден всегда. Для юноши, живущего за тысячи километров от главных культурных центров, нелегок вдвойне. Судьба распорядилась так, что понятие Малый театр вошло в жизнь юного Юрия Соломина «с младых ногтей» и на всю жизнь.

Еще в Чите Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера», сделанный к 125-летию театра. Тогда же он узнал и о Щепкинском училище, и, после окончания школы, сразу отослал документы по адресу: Москва, Неглинная, 6.

Везет тому, кто везет. Это правило, которое впоследствии многие годы ощущал на себе Ю.М.Соломин, определило подарок судьбы - учебу в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы, куда он был принят в 1953 г.

Блестящий знаток традиций Малого театра, а значит устоев, правил, методов, сложившихся в театре еще в те времена, когда он был частью Императорских театров, В.Н.Пашенная стала для студента, а затем молодого актера Юрия Соломина крестной матерью. Ее опыт, школа Малого, идущая от А.П.Ленского, П.М.Садовского, А.Н.Островского, нашла в Ю.М.Соломине благодатную почву, когда актер, верный замыслу драматурга, восприняв идеи режиссера, открывает в себе черты своего героя, лепит его образ, опираясь на единый творческий ансамбль актеров, втягивая зрителя в мир спектакля.

В.Н.Пашенная дала Ю.Соломину путевку в кинематограф. Она рекомендовала режиссеру И.М.Анненскому Ю.Соломина на главную роль в фильме «Бессонная ночь» (1959 г.). Она также рекомендовала С.Бондарчуку попробовать Соломина на роль князя Болконского в «Войне и мире», роль, которую впоследствии сыграл В.Тихонов. Потом было множество ролей, более 50 фильмов и сериалов в кино и на телевидении: разноплановых, драматических, лирических, острохарактерных, комедийных, - и везде Ю.М.Соломин находил свои, присущие только ему, краски, делая каждую роль явлением. Можно просто перечислить некоторые картины, в которых он сыграл главные роли: «Адьютант его превосходительства», «Дерсу Узала», «Хождение по мукам», «Блокада», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «Сны о России», «ТАСС уполномочен заявить». Каждая из них популярна и любима несколькими поколениями зрителей в Советском Союзе, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Японии, других странах. Своими любимыми работами сам Соломин считает роль Штубе в фильме А.Салтыкова «И был вечер, и было утро» и роль Геттеля в фильме В.Георгиева «Сильные духом».

Съемки в кино подарили Ю.М.Соломину встречи с выдающимися режиссерами и актерами. Огромной удачей для себя он считает работу и дружбу с Акирой Куросава, Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым, Марком Донским, Комаки Курихара, Жанной Моро, Мариной Влади.

В своем родном Малом театре Юрий Соломин сыграл более полусотни ролей русского и западного репертуара. Среди них - заглавные роли в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка» и других. Особо любимыми и возможно лучшими своими театральными работами считает Войницкого в пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня» и роль Сирано в пьесе «Сирано де Бержерак».

С последней пьесой у Ю.М.Соломина связан любопытный эпизод с Народным артистом СССР М.И.Царевым в ту пору, когда великий мастер был художественным руководителем Малого театра.

М.И.Царев знал Юрия Соломина еще со времен театрального училища, являлся его педагогом. Но прошло более 25 лет работы Соломина в театре, когда Царев спросил: «О какой роли вы мечтаете?». Это было и вера, и надежда в актера, доказавшего свое право на выбор. Соломин ответил, что хотел бы сыграть Сирано. Через год его мечта сбылась, до этого Михаил Иванович на художественном совете предложил поставить пьесу «Сирано де Бержерак». На вопрос, кто будет ставить, ответил: «Рачик Капланян, - А кто будет играть Сирано? - сказал, - Подумаю», и вскоре назначил на роль Юрия Мефодьевича.

В памяти Ю.М.Соломина Михаил Иванович Царев остался блистательным режиссером, великим актером, человеком, подарившим ему роль-мечту. С ним Ю.Соломин может поставить двух гениев русской актерской школы - Игоря Владимировича Ильинского и Елену Николаевну Гоголеву, актеров уникального дарования, абсолютного авторитета, с которыми Соломину выпало большое счастье быть близко знакомым по театральным подмосткам и дружить в жизни.

С 1980 г. Ю.М.Соломин начал работать как режиссер. С тех пор он поставил «Лес» в Болгарии, в Малом театре: «Ревизор», «Чайка», «Лес», «Коварство и любовь», «Ревизор», «Власть тьмы», «Молодость Людовика XIV», а также несколько спектаклей в Высшем театральном училище им.М.С.Щепкина. В кино и на ТВ поставил фильмы: «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, 3-х серийный фильм «Берег его жизни», «В начале было слово». В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. Был удостоен премии за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония).

С 1961 г. года Ю.М.Соломин преподает в своей альма-матер - Высшем театральном училище им. М.С.Щепкина, является его профессором, постоянно ведет мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.

В 1988 г. Ю.М.Соломин коллективом Государственного Академического Малого театра был избран (первым среди руководителей театра за долгую историю) его художественным руководителем, а затем назначен на эту должность решением Правительства России. За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив спектаклю «Царь Федор Иоаннович» в постановке Равенских и «Вишневый сад» в постановке Ильинского, сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра (более 600 человек), включая уникальную труппу, в составе которой Народная артистка СССР Э.Быстрицкая, Народные артисты России В.Бабятинский, В.Бочкарев, А.Евдокимова, В.Езепов, Ю.Каюров, В.Коняев, И.Муравьева, Л.Юдина, без малого тридцать Заслуженных артистов России, талантливая молодежь.

В 1990 г. Ю.М.Соломин был назначен на пост Министра культуры в состав первого Правительства Российской Федерации. За 2-летний период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества. Так, он смог подготовить и выпустить Постановление Совета Министров Российской Федерации по реорганизации деятельности театров, которое отменило целый ряд устаревших постулатов, норм и правил, мешающих творчеству режиссеров, актеров, что на определенном этапе способствовало повышению творческой активности театров страны.

Ю.М.Соломин - Народный артист СССР, Народный артист Кыргызстана, Заслуженный деятель искусств Республики Марий-Эл, лауреат Государственной премии России, лауреат премии «Золотой Овен» за выдающийся вклад в развитие отечественного кино. Он является академиком Международной Академии творчества, членом-корреспондентом Российской Академии образования. Награжден орденами Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степени, японским орденом «За вклад в мировую культуру», Орденом Почета, орденом Русской Православной Церкви «Князя Даниила Московского», а также медалью «Слава Читы» за номером 1. Русским биографическим институтом избран «Человеком года - 1998», а затем «Человеком года - 2008» за выдающиеся заслуги в области искусства. В 2011 году награжден японским «Орденом Восходящего солнца» (золотые лучи с шейной лентой). 27 февраля 2019 года профессор Юрий Соломин удостоен звания академика Российской академии образования (отделение образования и культуры).

По роду своей деятельности Ю.М.Соломину пришлось встречаться с огромным количеством самых влиятельных и именитых людей. Среди них Королева Великобритании Елизавета II, президенты государств, главы правительств, выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели. Однако среди них выделяются несколько человек, которые в биографии Ю.М.Соломина сыграли особую роль. Они пришли к нему на помощь в трудное время, связанное с серьезной болезнью, которую удалось перебороть и, быть может, родиться заново. Особую благодарность Ю.М.Соломин связывает с именами выдающихся медиков: академиками Е.И.Чазовым, М.И.Перельманом, профессором Р.И.Акчуриным, хирургом из Киева Юрием Ганулом, докторами В.П.Мезаевым и С.В.Розановой.

Особая гордость Ю.М.Соломина - его внучка Александра, профессиональный музыкант. Дома и на даче Ю.М.Соломина окружают его животные - собаки и кошки.

1957 г. Флинс, «Макбет» В. Шекспира, режиссеры-постановщики К.А. Зубов и Е.П. Велихов

1957 г. Парень, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик Б.И. Равенских

1957 г. Солдат, Юхим, Безайс, «Когда горит сердце» В.П. Кина, режиссёр-постановщик А.А. Гончаров

1957 г. Мальчик, «Доходное место» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик К.А. Зубов

1957 г. Молодой солдат, офицер, «Порт-Артур» И.Ф. Попова, А.Н. Степанова, режиссеры-постановщики К.А. Зубов и П.А. Марков

1957 г. 3-й корреспондент, «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса, режиссёр-постановщик П.А. Марков

1957 г. Газетчик, «Пигмалион» Б. Шоу, режиссёр-постановщик И.Я. Судаков

1958 г. Дворовый парень, Митюшка, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского, режиссёр-постановщик Л.А. Волков

1959 г. Джентльмен, «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков

1959 г. Молодой джентльмен, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, режиссёр-постановщик В.Г. Комиссаржевский

1959 г. Юрий, «Почему улыбались звезды» А.Е. Корнейчука, режиссёр-постановщик Б.И. Равенских

1959 г. Веселый сотрудник, «Карточный домик» О.Н. Стукалова, режиссёр-постановщик Д.А. Вурос

1959 г. Тишка, «Свои люди - сочтемся» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик Л.А. Волков

1960 г. Петр, Гость, «Иванов» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик Б.А. Бабочкин

1960 г. Слава, «Неравный бой» В.С. Розова, режиссёр-постановщик Д.А. Вурос

1960 г. Зритель в суде, «Живой труп» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик Л.А. Волков

1960 г. 2-й конвойный, «Любовь Яровая» К.А. Тренева, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков

1961 г. Лопатин, «Взрыв» И. Дворецкого, режиссёр-постановщик Е.П. Велихов

1961 г. Аркадий, «Весенний гром» Д.И. Зорина, режиссёр-постановщик Б.А. Бабочкин

1962 г. Сержант, «Коллеги» В.П. Аксенова, Ю.М. Стабовой, режиссёры-постановщики Б.А. Бабочкин и В.И. Коршунов

1962 г. Танцующий, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, режиссёр-постановщик Л.В. Варпаховский

1962 г. Сесиль Грехем, «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда, режиссёр-постановщик В.Г. Комиссаржевский

1962 г. Исидор, «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея, режиссеры-постановщики И.В. Ильинский и В.И. Цыганков

1962 г. Миша, «Палата» С.И. Алешина, режиссёр-постановщик Л.В. Варпаховский

1963 г. Гриша, «Перед ужином» В.С. Розова, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов

1963 г. Федя, «Нас где-то ждут» А.Н. Арбузова, режиссёр-постановщик Е.Р. Симонов

1964 г. Пэпино, «Украли консула!» Г.Д. Мдивани, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов

1966 г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссер-постановщик И.В. Ильинский

1969 г. Ковачев, «Золотое руно» А. Гуляшки, режиссер-постановщик Г. Аврамов (Болгария)

1970 г. Валерий, «Твой дядя Миша» Г.Д. Мдивани, режиссёр-постановщик В.Б. Монахов

1973 г. Кисельников, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик П.П. Васильев

1976 г. Неизвестный, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик П.П. Васильев

1976 г. Иван Петрович (Ваня), «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, режиссёр-постановщик Е.П. Велихов

1976 г. Царь Федор, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, режиссёр Б.И. Равенских

1977 г. Михаил Яровой, «Любовь Яровая» К.А. Тренева, режиссёр-постановщик П.Н. Фоменко

1978 г. Княжко, «Берег» Ю.В. Бондарева, режиссёр-постановщик В.А. Андреев

1981 г. Ведущий, «Целина» Л.И. Брежнева, режиссеры-постановщики Б.А. Львов-Анохин и В.М. Бейлис

1983 г. Астахов, «Картина» Д.А. Гранина, режиссёр-постановщик Л.Е. Хейфец

1983 г. Сирано де Бержерак, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, режиссёр-постановщик Р. Капланян

1984 г. Хлопов, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссеры-постановщики Е.Я. Весник, Ю.М. Соломин

1984 г. Протасов, «Живой труп» Л.Н. Толстого, режиссёр-постановщик В.М. Соломин

1985 г. Хлестаков, «Ревизор» Н.В. Гоголя, режиссеры-постановщики Е.Я. Весник, Ю.М. Соломин

1987 г. Крымов, «Игра» Ю.В. Бондарева, режиссёр-постановщик В.А. Андреев

1988 г. Войницкий, «Леший» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик Б.А. Морозов

1990 г. Николай Александрович Романов, «:И аз воздам» С. Кузнецова, режиссёр-постановщик Б.А. Морозов

1993 г. Войницкий, «Дядя Ваня» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик С.А. Соловьев

1996 г. Тригорин, «Чайка» А.П. Чехова, режиссёр-постановщик В.Н. Драгунов, художественный руководитель постановки Ю.М. Соломин

1999 г. Карп, «Лес» А.Н. Островского, режиссёр-постановщик Ю.М. Соломин

2000 г. Фамусов, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, режиссёр С.В. Женовач

2003 г. Сен-Феликс, «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина, режиссёр-постановщик Ю.М. Соломин

2009 г. Мольер,(«Кабала святош») М.А.Булгакова, режиссер-постановщик В.Н.Драгунов

2013 г. Доменико Сориано, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, режиссёр-постановщик Стефано де Лука

Спектакли, поставленные на сцене Малого театра

1982 г. «Ревизор» Н.В. Гоголя (совместно с Е.Я.Весником)

1996 г. «Чайка» А.П. Чехова (художественный руководитель постановки)

1998 г. «Лес» А.Н. Островского

1998 г. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

2003 г. «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина

2004 г. «Три сестры» А.П. Чехова

2006 г. «Ревизор» Н.В.Гоголя

2008 г. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого

2012 г. «Бесприданница» А.Н.Островского (руководитель постановки)

2015 г. «Молодость Людовика XIV» А.Дюма-отца

2017 г. «Женитьба» Н.В.Гоголя

Юрий Мефодьевич Соломин - народный артист СССР, обладатель премии «Человек года – 2008», премии ФСБ и других многочисленных наград и званий. Предмет воздыхания многих советских зрительниц, сумевший в свое время поразить королеву Англии , хранитель традиций Малого театра, именем которого в 1987 году был назван астероид. Актер, режиссер, талантливый педагог - все это о Юрии Соломине.

Детство и юность

Юрий родился 18 июня 1935 года в Чите в семье музыкантов. Мать Зинаида Ананьевна обладала абсолютным слухом и преподавала музыку в городском Доме пионеров. Отец Мефодий Викторович тоже был музыкальным педагогом. В раннем возрасте мальчик стал свидетелем ареста сотрудниками НКВД дедушки по материнской линии Анания Моисеевича, еврея по национальности. Только во второй половине 50-х годов семья получила документы о его реабилитации посмертно.

View this post on Instagram

Юрий Соломин и Екатерина Васильева в фильме «Обыкновенное чудо»

В 80-е годы Юрий Соломин часто менял амплуа. Актер становился директором банка в детективе «Скандальное происшествие в Брикмилле», следователем прокуратуры в криминальном фильме «Крик тишины», царем Федором Иоанновичем в исторической драме «Клятвенная запись». В 1984 году артист исполнил роль Николая Миклухо-Маклая в биографическом фильме «Берег его жизни». В драме «Певучая Россия» Соломин примерил на себя роль основоположника старейшего хорового коллектива России Митрофана Пятницкого.

В 90-е годы актер снимается в основном в телеверсиях спектаклей Малого театра, но в 1992-м принимает участие в работе над драмой «Сны о России», где исполняет роль графа Безбородко.


С началом 2000-х годов ситуация меняется, Соломин получает роли в кинофильмах «Покаянная любовь», «Претендент», «Прощание в июне». В драме «Московская сага» Юрий Соломин сыграл хирурга Градова, супругу которого исполнила Инна Чурикова . В экранизации 2005 года пьесы Антона Чехова «Чайка», которую сняла Маргарита Терехова, Юрию Соломону досталась роль брата Аркадиной - Петра Сорина.

Во второй половине 2000-х Юрий Соломин все реже появляется на экране. С его участием выходят сериалы «Тяжелый песок», «Исаев», «Точка кипения». В 2013 году завершились съемки мелодрамы «Бульварное кольцо», в которой снялись , . Для Юрия Мефодьевича эта работа стала последней в фильмографии. После этого сериала артист больше не появлялся на экране.

Личная жизнь

Юрий Соломин постоянен не только в работе, но и в личной жизни. Еще в детстве он сказал родителям, что женится раз и навсегда. Так и получилось. С женой Ольгой Николаевной актер прожил более 60 лет. Они познакомились, когда были студентами театрального училища. Ольга опоздала на урок хореографии и заняла единственное свободное место рядом с Соломиным. Как только он увидел ее, понял, что она - его судьба.

Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин отмечает 80-летие..

Судьба Юрия Мефодиевича неразрывно связана с Малым театром. Его приняли в труппу в 1957 году, а спустя тридцать лет он возглавил его как худрук. Жизненный путь от подростка, очарованного искусством театра, до народного артиста, без которого сложно представить советский кинематограф, полон сюжетных коллизий. Не случайно в прошлом сезоне театр выпустил увлекательную по содержанию книгу "И это все о нем" (автор - Вера Максимова). Фолиант прекрасно иллюстрирован документальными фотографиями, которые представляют разные этапы сценической жизни Соломина. Чего только не было на его веку. Сегодня Юрию Мефодиевичу исполняется 80 лет.

Мечты детства

Мальчик из музыкальной семьи рос в атмосфере всеобщего творческого горения. Еще живя в родном городе, в Чите он как-то увидел документальный фильм, посвященный юбилею Малого театра. Это детское впечатление проросло корнями вглубь, и, оканчивая школу, юный Соломин не видел для себя иного пути, как пойти в актеры. Для вступительных экзаменов в училище имени Щепкина он выбрал "Стихи о советском паспорте" Маяковского, монолог Нила из "Мещан", отрывок из поэмы Твардовского "Василий Теркин". Героический репертуар слабо вязался с внешним обликом щуплого абитуриента, но контраст помог расположить к себе строгую комиссию во главе с Верой Пашенной – педагоги заходились от смеха, и до басни дела не дошло – мальчика пропустили на следующий тур. Судьба вмешалась в этот процесс, когда отца Соломина ограбили, и встал вопрос – когда возвращаться домой, в глубинку. Родитель посоветовал сыну пойти к Пашенной и прямо спросить – берет ли она его на курс? Соломин в деталях рассказал о новых обстоятельствах и о том, что сроки его пребывания в Москве в такой ситуации сильно сократятся. Актриса, внимательно выслушав мальчика, резюмировала: "Оставайся".

Театр жизни

Впервые на сцену Малого театра Соломин вышел будучи второкурсником. Среди эпизодов попадались очень яркие выходы, и начинающего актера стали замечать критики и зрители. Первая настоящая роль настигла его в коридоре театра – режиссер Игорь Ильинский предложил Соломину сыграть Хлестакова. Неделю спустя на доске объявлений в театре появилось уведомление о распределении ролей. Несмотря на большой успех спектакля, в последующие шесть лет Соломин не получил ни одной новой роли. На несправедливость обратила внимание коллектива актриса Руфина Нифонтова. Руководство прислушалось к молодой актрисе, и уже скоро Соломин получил большую роль в постановке "Пучина" по Островскому.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 11

Дебют и покорение Японии

В кино Соломин в то время оказался более востребованным. Он дебютировал в социальной драме "Бессонная ночь", где сыграл главного героя – инженера Павла Каурова. Это была единственная экранная работа Соломина, которую видел его отец. В 1975 году, когда актер был уже любим и известен, ему представилась возможность поработать с мастером японского кинематографа Акирой Куросавой. Мэтр приезжал в 1971 году на Московский кинофестиваль с картиной "Додескаден". Оказавшись человеком на удивление сговорчивым, он согласился снять фильм с советскими актерами. Еще в далеком 1939 году он пробовал воплотить на экране роман Владимира Арсеньева в Японии, но проект не сложился. В Союзе он получил второй шанс.

Приступая к съемкам, Куросава попросил помочь ему выбрать актеров на главные роли. Мосфильмовское руководство предоставило семь вариантов. Куросава отнесся к замыслу со всей серьезностью и решил ознакомиться с киноработами каждого из претендентов. После просмотра двух серий "Адъютанта его превосходительства" Куросава намекнул, что желает досмотреть весь фильм до конца. После этого вопрос об актере на роль Арсеньева отпал сам собой – Соломин был утвержден, причем без проб. Фильм имел колоссальный успех во многих странах мира. Японцы сделали Соломина своим кумиром.

Королевский прием

В биографии Соломина много интересных персон, но об одной стоит упомянуть особо. В 1994 году в российскую столицу прибыла с визитом королева Великобритании Елизавета II. В здании Малого театра монаршая гостья оказалась по стечению обстоятельств – из множества вариантов проведения встречи с дипломатами Ее Величество заинтересовал более всего Малый театр. Без подарка таких людей не принимают, и Соломину пришла в голову мысль сделать на заказ палехскую шкатулку с изображением его родного театра. Как потом рассказывал Юрий Мефодиевич, это был выбор пальцем в небо. Но восторгу королевы не было предела. Оказалось, что Елизавета II занимается коллекционированием, и ее страсть – шкатулки. Чуть позже Соломин получил из Лондона объемный конверт. В нем лежала фотография с изображением королевской четы, подписанная лично королевой.

Творческое кредо

Юрий Мефодьевич не сторонник режиссерского произвола в театре. Он давно для себя решил, что экспериментам современных режиссеров в его вотчине не место. Он считает, что произведения Пушкина, Гоголя и Островского не предназначены для перекраивания и переиначивания сюжета и смысла. По его мнению, для нужд молодых и дерзких существует и развивается современная драматургия. Зритель должен чувствовать атмосферу прошлых веков, должен расширять свои знания за счет изучения традиций. Это касается всех составляющих спектакля – начиная с языка и заканчивая декорациями, костюмами и предметами интерьера. Пусть в этом есть что-то от музейной эстетики. Кто-то же должен стать хранителем наследия предков. Соломину нравится быть консерватором. Главное, у него это хорошо получается.

В день рождения мэтра поздравляют коллеги и друзья.

Режиссер Иосиф Райхельгауз :

"Я с огромным удовольствием и искренне поздравляю моего любимого коллегу и творца Юрия Мефодиевича с юбилеем. Мы с ним нечасто видимся, но он всегда производит на меня впечатление цельного, "завершенного" театрального мастера, столпа, основы нашего театра – при всех поисках, экспериментах, шатаниях и бросках современного русского театра. С ним надежно, стабильно, внятно. В 90-е годы наш театральный союз то распадался, то создавался и происходили какие-то бурные страсти, одна группировка боролась с другой, я всегда старался на этих съездах театральных деятелей сидеть буквально в последних рядах. И для меня было колоссальной поддержкой то, что неподалеку от себя я видел тихого и скромного выдающегося мастера Юрия Мефодиевича Соломина".

Актер Даниил Страхов (совместная работа с Юрием Соломиным в картине "Исаев"):

"Я хочу поздравить Юрия Мефодиевича не просто с юбилеем, большой солидной датой, а со способностью оставаться в памяти. Я не только про людей, про всенародную любовь, а про очень простую вещь. Актерскую память. Она так устроена, что очень многое уходит в одно общее воспоминание о фильме – так много людей, впечатлений, событий проходит через актера во время съемок. В "Исаеве" персонажей было множество. Но Юрий Мефодиевич занимает в картине особое место. В ней мы: отец и сын, бесконечно любящие друг друга и неспособные договориться – с собой и миром. Я, как многие дети, рос почти без родителей, и для меня эти семейные редкие сцены были до такой степени тревожно-узнаваемы, что спугнуть это состояние, нужное для работы, было очень легко. Я хорошо понимал, что здесь нужно играть, какая степень тоски, одиночества, желания обнять любимого человека и неспособность это сделать заложена тут. Главное, было удержать эту внутреннюю вибрацию узнавания того, что ты сам как человек не доиспытал, не долюбил, "не до..." И уйти это правильное самочувствие, конечно, в первую очередь могло из-за партнера. Соломин был так деликатен, так чуток, так прост, в конце концов, что очень помог мне в этих наших семейных сценах. Он как-то срифмовался внутри меня с этой щемящей сыновней интонацией тоски по отцу. Как будто в чем-то совместился с ним, как отражение. Спасибо ему за это".

Алексанра Соломина, внучка юбиляра:

"Дедушка многому меня научил, и не только в плане общекультурного и творческого воспитания. Он с детства прививал мне общечеловеческие принципы, которые он исповедует не только в театре. Многие говорят, что он – блестящий артист, руководитель, но помимо всего дедушка – невероятной доброты человек, отзывчивый, готовый прийти на помощь по первому зову. Неважно, в чем заключается просьба, он всегда сделает все, что в его силах. Этому я от него научилась. Нельзя смотреть на другого человека сверху вниз, но по возможности стараться поставить себя на место другого. Юрий Мефодиевич сыграл важную роль в судьбе многих актеров и даже творческих коллективов. Когда Михаил Плетнев создал Российский Национальный Оркестр, и встал вопрос о ведущем первого концерта в Москве, дедушка, который в то время был министром культуры, согласился принять участие. Все отказали Плетневу, но только не дедушка. Вспомнила об этом, потому что недавно Юрий Мефодиевич нашел значок с этого исторического выступления.

Понимание о том, что мой дедушка – человек известный и любимый многими, пришло не сразу. Я жила в другой стране, приезжала сюда только на каникулы. Окончательно осознала это в тинейджерские годы. Я очень люблю его за изумительное чувство юмора, человечность, отзывчивость, живость ума и способность прийти на помощь."

Юлия Чечикова, Ирина Левкович

Русский актёр театра и кино, режиссёр.
Заслуженный артист РСФСР (2.09.1971).
Народный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист СССР (9.02.1988).
Народный артист Кыргызстана (1996).
Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл.

Вырос в семье профессиональных музыкантов, старший брат актёра Виталия Соломина (1941-2002).

В 1957 году, по окончании Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина (курс В.Н. Пашенной), был принят в Малый театр.

Начав с ролей эпизодических, молодой актёр вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара. Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее. В 1966 году в спектакле Игоря Ильинского "Ревизор" Н.В. Гоголя Соломин сыграл Хлестакова - юного, лёгкого, порхающего.

В 1970 году, создав образ капитана Кольцова в фильме Евгения Ташкова "Адъютант его превосходительства", приобрёл всесоюзную известность.
Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы "Дерсу Узала" (1975) сделала актёра известным мировому кинематографу.

1970-е годы - начало периода творческой зрелости актёра. В ролях классического русского репертуара проявились склонность актёра к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, особая нервность темперамента.
Неслучайно критика часто называет Соломина «чеховским актёром Малого театра», отмечает особую «русскую национальную трогательность» актёра, склонного к воплощению не столько широты и размаха русской души, сколько той внутренней силы, какая таится в ней.

В 2000 году в "Горе от ума" А.С. Грибоедова Соломин сыграл Фамусова, обнаружив блестящие комедийные возможности, склонность к яркой характерности и вписав эту роль в число выдающихся своих сценических созданий.
Оставаясь ведущим актёром, выступает и как режиссёр.

Не менее известен Соломин как актёр кино. Среди его лучших киноработ: Дмитрий Ульянов ("Сердце матери", 1965), майор Геттель ("Сильные духом", 1967), Телегин (телефильм "Хождение по мукам", 1977), майор Звягинцев ("Блокада", 1975–1978), Трактирщик и Генрих Айзенштайн (телефильмы "Обыкновенное чудо" и "Летучая мышь", оба - 1979), Владимир Александрович ("Свет в окне", 1980), Славин ("ТАСС уполномочен заявить…", 1984).

Ю.М. Соломин выступает и как кинорежиссёр. Им сняты телефильмы "Скандальное происшествие в Брикмилле" (1981), "Берег его жизни" (1985), "В начале было Слово" (1992).

Получивший прекрасную школу русского реалистического искусства, ученик Пашенной, Соломин с 1961 года преподаёт в училище имени М.С. Щепкина. Руководитель курса, профессор (1986).

Занимал пост министра культуры Российской Федерации (1990-1992). Член КПСС с 1966 года.

В 1998 году был избран Русским биографическим институтом «Человеком года» за выдающиеся заслуги в области искусства.
Президент Ассоциации русских драматических театров (МАТР).
Академик Международной академии творчества.
Почётный член Российской академии художеств.
Член-корреспондент Российской академии образования (1992).
Почётный профессор МГУ (2012).

В честь Юрия Соломина назван астероид № 10054 - «Юрий Соломин» (2001).

театральные работы

1957 - «Макбет» В. Шекспира. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и Е. П. Велихов - Флинс
1957 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Парень
1957 - «Доходное место» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: К. А. Зубов - Мальчик
1957 - «Порт-Артур» И. Ф. Попова, А. Н. Степанова. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и П. А. Марков - Молодой солдат, Офицер
1957 - «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса. Режиссёр-постановщик: П. А. Марков - 3-й корреспондент
1957 - «Пигмалион» Б. Шоу. Режиссёр-постановщик: И. Я. Судаков - Газетчик
1958 - «Когда горит сердце» В.Кин. Режиссёр: А. А. Гончаров - Безайс
1958 - «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик Л. А. Волков - Дворовый парень, Митюшка
1959 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Джентльмен
1959 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Молодой джентльмен
1959 - «Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских - Юрий
1959 - «Карточный домик» О. Н. Стукалова. Режиссёр-постановщик: Д. А. Вурос - Веселый сотрудник
1959 - «Свои люди - сочтемся» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Тишка
1960 - «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Петр, Гость
1960 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков - Зритель в суде
1960 - «Любовь Яровая» К. А. Тренева, режиссёры-постановщики И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - 2-й конвойный
1960 - «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр: Д. Вурос - Слава
1961 - «Взрыв» И. Дворецкого. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Лопатин
1961 - «Весенний гром» Д. И. Зорина. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин - Аркадий
1962 - «Коллеги» В. П. Аксенова, Ю. М. Стабовой. Режиссёры-постановщики: Б. А. Бабочкин и В. И. Коршунов - Сержант
1962 - «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Режиссёр-постановщик: Л. В. Варпаховский - Танцующий
1962 - «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский - Сесиль Грехем
1962 - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков - Исидор
1962 - «Палата» С. Алешина. Режиссёр: Л. Верпаховский - Миша
1963 - «Перед ужином» В. С. Розова. Режиссёр: В. Монахов - Гриша
1963 - «Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова. Режиссёр-постановщик Е. Р. Симонов - Федя
1964 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино
1966 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Игорь Ильинский - Хлестаков
1969 - «Золотое руно» А. Гуляшки. Режиссёр-постановщик: Г. Аврамов (Болгария) - Ковачев
1970 - «Твой дядя Миша» Г. Д. Мдивани. Режиссёр-постановщик: В. Б. Монахов - Валерий
1973 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Кисельников
1976 - «Пучина» А. Н. Островского. Режиссёр: П. Васильев - Неизвестный
1976 - «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов - Иван Петрович (Ваня)
1976 - «Украли консула» Г. Д. Мдивани. Режиссёр: В. Монахов - Пэпино
1976 - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого. Режиссёр: Борис Равенских - царь Фёдор
1977 - «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко - Михаил Яровой
1978 - «Берег» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Княжко
1981 - «Целина» Л. И. Брежнева, режиссёры-постановщики Б. А. Львов-Анохин и В. М. Бейлис - Ведущий
1983 - «Картина» Д. А. Гранина Режиссёр-постановщик: Л. Е. Хейфец - Астахов
1983 - «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Режиссёр: Рачья Капланян - Сирано
1984 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлопов
1984 - «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр: В. М. Соломин - Федя Протасов
1985 - «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры-постановщики: Е. Я. Весник, Ю. М. Соломин - Хлестаков
1987 - «Игра» Ю. В. Бондарева. Режиссёр-постановщик В. А. Андреев - Крымов
1988 - «Леший» А. П. Чехова. Режиссёр: Б. Морозов - Войницкий
1990 - «И Аз воздам» С. Кузнецова. Режиссёр-постановщик Б. А. Морозов - Николай II
1993 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: С. А. Соловьёв - Войницкий
1996 - «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Тригорин
1999 - «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик Ю. М. Соломин - Карп
2000 - «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Режиссёр: С. В. Женовач - Фамусов
2003 - «Таинственный ящик» П. А. Каратыгина. Режиссёр-постановщик: Ю. М. Соломин - Сен-Феликс
2009 - «Мольер» М. А. Булгакова. Режиссёр: В. Н. Драгунов - Жан-Батист Поклен де Мольер.

Режиссёрские работы в театре
1982 - «Ревизор» Н. В. Гоголя (совместно с Евгением Весником)
1996 - «Чайка» А. П. Чехова (художественный руководитель постановки, режиссёр: В. Н. Драгунов)
1998 - «Лес» А.Н. Островского
1998 - «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера
2003 - «Таинственный ящик» П. А. Каратыгина
2004 - «Три сестры» А. П. Чехова
2006 - «Ревизор» Н. В. Гоголя
2008 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого
2012 - «Бесприданница» А. Н. Островского (руководитель постановки)

призы и награды

Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) - за исполнение роли капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства» (1969).
Государственная премия Российской Федерации (2001).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 октября 1999).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 июня 2005).
Орден Почёта (18.06.2010).
Орден Дружбы Народов (1985).
Орден Академии искусств Японии «За вклад в мировую культуру» (1993).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Премия КГБ СССР (1984) - за роль полковника Славина в фильме «ТАСС уполномочен заявить…».
Премия «Золотой Овен» - за выдающийся вклад в развитие отечественного кино (1996).
Международная театральная премия Станиславского - за роль Фамусова в спектакле Малого театра «Горе от ума» (2001).
Премия «Человек года-2008» Русского биографического института.
Премия ФСБ в номинации «Актерская работа» за создание высокохудожественных образов сотрудников органов безопасности в отечественном кинематографе (2010).
Высшая Российская общественная награда - знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество».
Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ).
Почётный гражданин города Арсеньева (1975).
Медаль «Слава Читы» (№ 1).
Премия Кузбасса (2007).
Медаль «В память 1000-летия Казани» (2009).
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2011).
Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова "Фигаро" в номинации "За служение русскому репертуарному театру" (2014).
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2015)
Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ, 2005)
Орден святого преподобного Андрея Рублева I степени (РПЦ, 2015)
«Человек года-1998» (Русский биографический институт)
Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2010)
Премия за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония)
Императорский Орден Святой Анны II степени (Российский Императорский Дом, 2014)
Самарский крест (Общественный совет Болгарии, 2014 год)
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2016) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
Академик РАО (2019)
Почётный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации (2015)
Почётный член Общественного совета Следственного комитета Российской Федерации (2015)