Инструменты в современном симфоническом оркестре. Группа ударных и группа щипковых и клавишных инструментов в симфоническом оркестре

Федоровых Анжелика, Гибадуллина Ксения

Презентации были выполнены в рамках реализации проекта "В мире музыкальных инструментов".

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальные инструменты Федоровых Анжелика 5 класс А

Балалайки

Балала́йка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Описание: Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук: звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Строй До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков .

Разновидности: Контрабас-балалайка В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Происхождение: Тар - один из предшественников гитары Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро - вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара. Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III - IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь , у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV - XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия: Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова « сангита », что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова « кутур », означающего «четырехструнный» (ср. сетар - трёхструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в древней Греции, латинское « cithara », « guitarra » в Испании, « chitarra » в Италии, « guitare » во Франции, « guitar » в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

Устройства гитары Основные части: Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой « гриф ». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на колковой коробке на окончании грифа. На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн. Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «сёдла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Фле́йта - общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых, но сейчас создали и металлические. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

История развития флейты Костяная флейта эпохи палеолита (ориньякская культура). Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 - 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV - XVII вв. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания. Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.

Флейта-пикколо Основная статья: Флейта-пикколо Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino , фр. petite flûte , нем. kleine Flöte) - деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте - пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо - от d ² до c 5 (ре второй октавы - до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c ² и cis ² . Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Панфлейта, «флейта Пана» Основная статья: Флейта Пана Фле́йта Па́на (панфле́йта) - класс деревянных духовых инструментов, многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок закрыты, верхние - открыты.

Ирландская флейта Основная статья: Ирландская флейта Ирландская флейта (англ. Irish flute) - поперечная флейта, использующаяся для исполнения ирландской (а также шотландской, бретонской и др.) народной музыки. Представляет собой поперечную флейту т. н. простой системы - основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Ирландская флейта встречается в вариантах с клапанами (от 1-го до 10), и без. А так же есть еще 6 видов флейты.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Состав симфонического оркестра Выполнила ученица 6 класса В Гибадуллина Ксения

Из чего состоит симфонический оркестр Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты, (литавры, треугольник, малый и большой барабан, тарелки).

Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e² (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Скрипка

Происхождение скрипки Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фи́дель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко. Фи́дель. Деталь алтаря церкви Св. Захария, Венеция, Джованни Беллини, 1505 год.

Виолончель Виолонче́ль (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) - смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Происхождение виолончели Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной). В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса.

Фле́йта - общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом. Флейта

Происхождение флейты Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 - 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Гобой Гобо́й (от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. , нем. и итал. oboe) - деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром.

Происхождение гобоя Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте - флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для кларнета и других инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов. Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи (профессор Парижской консерватории) и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи - Франсуа и Люсьен Лоре - создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.

Тромбон Тромбо́н (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили).

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции. Происхождение тромбона

Валторна Валто́рна (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра.

Происхождение валторны Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент.

Литавры Лита́вры (итал. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettle drums) - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляют собой систему двух и более (до семи) металлических котлообразных чаш, открытая сторона которых затянута кожей или пластиком, а нижняя часть может иметь отверстие.

Происхождение литавр Литавры - инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке, а с XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления

Тарелки Тарелки - ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции. Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.

История тарелок Тарелки, вместе с увеличением группы ударных в оркестре, вероятно, впервые появились в партитурах Глюка. В конце XVIII века, в период Гайдна и Моцарта тарелки (вместе с большим барабаном и треугольником) в оперных партитурах встречались редко, только с целью отразить варварский или турецкий колорит

Музыка - это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!

Оркестр. Виды оркестров

Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.

Какие виды оркестров существуют? Главные из них - это:

  • симфонический;
  • инструментальный;
  • оркестр народных инструментов;
  • духовой;
  • джазовый;
  • эстрадный.

Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый - это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII - начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

  • скрипки;
  • альт;
  • виолончели;
  • контрабасы;
  • фаготы;
  • валторны;
  • трубы;
  • литавры;
  • флейты;
  • кларнета;
  • гобой.

В большой включены следующие инструменты:

  • флейты;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • контрафаготы.

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом - около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры - полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века - это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Духовой оркестр

Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз - это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию - заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Симфоническим оркестром называют достаточно большой коллектив музыкантов, осуществляющих исполнение различных нотных произведений. Как правило, в репертуар входит музыка западноевропейской традиции. Каков состав симфонического оркестра? В чем отличие его от других музыкальных коллективов? Об этом далее.

Состав симфонического оркестра по группам

В современном коллективе задействованы четыре категории музыкальных исполнителей. С чего следует начинать рассматривать состав симфонического оркестра? Инструменты, на которых играют музыканты, отличаются разнообразием, динамическими свойствами, ритмическими и звуковыми особенностями.

Фундаментом коллектива считаются музыканты, играющие на струнных. Их количество - около 2/3 от всего числа исполнителей. В состав симфонического оркестра входят контрабасисты, виолончелисты, скрипачи, альтисты. Как правило, струнные выступают в качестве основных носителей мелодического начала.

Следующая группа - деревянные духовые. К ним относят фаготы, кларнеты, гобои, флейты. У каждого из инструментов собственная партия. В сравнении со смычковыми, деревянные духовые не имеют такой широты и многообразия в приемах исполнения. Однако они обладают большей силой, яркостью оттенков при компактности звучания.

В состав симфонического оркестра входят также медные духовые. К ним следует отнести трубы, тромбоны, тубы, валторны. Благодаря их присутствию, исполнение нотных произведений становится более мощным, поскольку они выступают в качестве ритмической и басовой опоры.

Струнные

Самой высокой по звучанию считается скрипка. Для этого инструмента характерны богатые технические и выразительные возможности. Скрипке часто поручаются трудные и быстрые пассажи, разные трели, мелодичные и широкие скачки, тремоло.

Еще одним является альт. Способ игры на нем аналогичен скрипичному. Принято считать, что альт несколько уступает скрипке по яркости и блеску тембра. Но вместе с этим данный инструмент превосходно передает музыку мечтательно-романтичного, элегичного характера.

Виолончель вдвое больше по размерам, чем альт, но ее смычок короче альтового и скрипичного. Этот инструмент относится к категории "ножных": его устанавливают между коленями, упирая в пол металлическим шпилем.

Контрабас намного больше по размерам - на нем приходится играть сидя на высоком табурете или стоя. Этот инструмент прекрасно подходит для исполнения довольно быстрых пассажей. Контрабас формирует фундамент для звучания струнных, выполняя партии басового голоса. Достаточно часто он входит в состав джазового оркестра.

Деревянные духовые

Одним из самых древних инструментов в мире считается флейта. Первые упоминания о ней можно найти в свитках Египта, Рима, Греции. Из всех деревянных духовых флейта считается наиболее подвижным инструментом, и по своей виртуозности она значительно превосходит остальные.

Не менее старинным считается гобой. Этот инструмент уникален тем, что благодаря особенностям своей конструкции он не теряет своей настройки. Поэтому все остальные "участники" настраиваются по нему.

Еще одним достаточно популярным инструментом считается кларнет. Только ему доступно довольно гибкое изменение силы звучания. Благодаря этому и другим свойствам кларнет считается одним из наиболее выразительных "голосов", входящих в состав духового оркестра.

Ударные. Общая информация

Рассматривая состав симфонического оркестра по группам, следует отметить ударные инструменты. Их функция - ритмическая. Вместе с этим они формируют насыщенный звукошумовой фон, украшают и дополняют палитру мелодий различными эффектами. В соответствии с характером звучания ударные инструменты можно разделить на два типа. К первому относят те, которые обладают определенной Это литавры, колокола, ксилофон и прочие. Ко второму типу относят инструменты, лишенные точной звуковой высотности. К ним, в частности, относят тарелки, барабаны, бубен, треугольник.

Описание

Достаточно древний, как и некоторые описанные выше, инструмент - литавры. Они были достаточно распространены во многих странах: Греции, Африке, у скифов. В отличие от прочих инструментов с кожей, литавры обладают звуком определенной высоты.

Тарелки представляют собой большие металлические круглые пластины. В центре они немного выпуклые - в этом месте закреплены ремни, чтобы исполнитель мог держать их в руках. Играют на них стоя - так лучше всего распространяется звук в воздухе. В состав симфонического оркестра обычно входит одна пара тарелок.

Ксилофон представляет собой достаточно оригинальное приспособление. В качестве звучащего тела используются брусочки из дерева разных размеров. Следует сказать, что ксилофон часто входит в состав русского народного оркестра. Звук, который издают деревянные брусочки, острый, щелкающий, "сухой". Иногда они навевают и мрачное настроение, создавая гротескные, причудливые образы. Оркестр состав которого может включать в себя не только ксилофон, чаще всего выступает в с особой сюжетной линией - как правило, в сказках или былинных эпизодах.

Медные духовые

В оперный оркестр самой первой вошла труба. Ее тембру не характерна лиричность. Как правило, трубы считаются исключительно фанфарными инструментами.

Самым поэтичным в "коллективе" является валторна. В низком регистре ее тембр несколько мрачен, а в верхнем - достаточно напряжен.

Саксофон занимает в некотором роде промежуточное положение между деревянными и медными духовыми. Сила его звука намного выше, чем у кларнета. С начала 20-го столетия саксофон стал одним из главных "голосов", входящих в состав джазовых ансамблей.

Туба относится к "басовым". Она способна охватывать самый низкий участок диапазона медной группы.

Одиночные инструменты. Арфа

Выше описан основной состав симфонического оркестра. Инструменты могут вводиться и дополнительно. Например, арфа. Этот инструмент считается одним из самых древнейших в музыкальной истории человечества. Произошел он от лука с натянутой тетивой, которая при выстреле звучала достаточно мелодично. Арфа относится к Красота и внешний вид ее превосходят всех остальных "участников".

Арфа обладает достаточно своеобразными виртуозными возможностями. На ней превосходно получаются пассажи из арпеджио, широкие аккорды, глиссандо, флажолеты. Роль арфы не столько эмоциональная, сколько в определенной степени красочная. Инструмент часто аккомпанирует другим. Кроме этого, арфе дают эффектные соло.

Фортепиано

Источником звука этого инструмента являются металлические струны. Деревянные молоточки, покрытые войлоком, начинают стучать по ним при нажатии пальцами на клавиши. В результате появляется различный звук. Широкую известность фортепиано приобрело как солирующий инструмент. Но в некоторых случаях он может выступать и в качестве "рядового участника". Некоторые композиторы используют фортепиано как украшающий элемент, привносящий в звучание всего оркестра новые краски и звучность.

Орган

Этот духовой был известен еще в самой далекой древности. В то время нагнетание воздуха мехами осуществлялось вручную. Впоследствии конструкция инструмента была усовершенствована. В старинной Европе орган использовался при церковных богослужениях. Это гигантский инструмент, отличающийся множеством разнообразных тембров. Диапазон органа больше чем у всех инструментов оркестра, взятых вместе. В конструкции предусмотрены меха, нагнетающие воздух, система труб разной величины и устройства, клавиатуры - ножная и несколько ручных.

Трубы единого тембра в одном наборе называются "регистром". У больших соборных органов насчитывается порядка ста регистров. Окраска звуков у некоторых из них напоминает звучание флейты, гобоя, кларнета, виолончели и других оркестровых инструментов. Чем разнообразнее и "богаче" регистры, тем больше возможностей имеет исполнитель. Искусство игры на органе основывается на способности к умелой "регистровке", то есть использованию всего технического потенциала.

При использовании органа в новейшей музыке, театральной в частности, композиторы преследовали в первую очередь звукоизобразительную цель, в особенности в тех моментах, где необходимо было воспроизведение церковной атмосферы. Так, например, Лист в "Битве гуннов" (симфонической поэме) противопоставил христианский мир варварам с использованием органа.

Состав современного симфонического оркестра

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой. Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Деревянные духовые

ФЛЕЙТА - один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности - в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты. В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или "флейту с наконечником", держали прямо перед собой, как гобой или кларнет; косую, или поперечную - под углом. Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине XVIII века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. В это же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов домашнего музицирования. На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй. Флейта - самый подвижный инструмент из группы деревянных духовых: в плане виртуозности она превосходит все остальные духовые инструменты. Примером тому может служить балетная сюита "Дафнис и Хлоя" Равеля, где флейта фактически выступает как солирующий инструмент. Флейта представляет собой цилиндрическую трубку, деревянную или металлическую, закрытую с одной стороны - у головки. Тут же имеется боковое отверствие для вдувания воздуха. Игра на флейте требует большого расхода воздуха: при вдувании часть его разбивается об острый край отверствия и уходит. От этого и получается характерный сипящий призвук, особенно в низком регистре. По той же причине на флейте трудноисполнимы выдержанные ноты и широкие мелодии. Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: "Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхостной грусти в миноре". Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из "Щелкунчика" Чайковского.

ГОБОЙ соперничает с флейтой древностью своего происхождения: он ведет свою родословную от первобытной свирели. Из предков гобоя наибольшее распространение получил греческий авлос, без которого древние эллины не мыслили себе ни пира, ни театрального представления. В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока. В XVII веке из бомбарды - инструмента свирельного типа - был создан гобой, который сразу стал популярным в оркестре. Вскоре он стал и концертным инструментом. В течение почти целого столетия гобой был кумиром музыкантов и меломанов. Лучшие композиторы XVII-XVIII веков - Люлли, Рамо, Бах, Гендель - отдали дань этому увлечению: Гендель, например, писал для гобоя концерты, трудность которых может смутить даже современных гобоистов. Однако в начале XIX века "культ" гобоя в оркестре несколько угас, а ведущая роль в группе деревянных духовых перешла к кларнету. По своему строению гобой представляет собой коническую трубку; на одном конце ее находится небольшой воронкообразный раструб, на другом - трость, которую исполнитель держит во рту. Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой никогда не теряет настройку. Поэтому стало традицией настраивать по нему весь оркестр. Перед симфоническим оркестром, когда музыканты собираются на эстраде, нередко можно услышать, как гобоист играет ля первой октавы, а другие исполнители подстраивают свои инструменты. Гобой обладает подвижной техникой, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, чем виртуозный инструмент: его область, как правило, - грусть и элегичность. Так звучит он в теме лебедей из антракта ко второму действию "Лебединого озера" и в простом меланхолическом напеве второй части IV-ой симфонии Чайковского. Изредка гобою поручают "комические роли": в "Спящей красавице" Чайковского, например, в вариации "Кот и кошечка" гобой забавно имитирует мяуканье кота.

КЛАРНЕТ - это цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом. Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов оркестра. Любопытно, что два русских композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно одинаково: в обеих "Снегурочках" - Римского-Корсакова и Чайковского - пастушеские наигрыши Леля поручены кларнету. Нередко тембр кларнета связывают с мрачными драматическими ситуациями. Эту область выразительности "открыл" Вебер. В сцене "Волчьей долины" из "Волшебного стрелка" он впервые угадал, какие трагические эффекты скрыты в низком регистре инструмента. Позже Чайковский использовал жуткое звучание низких кларнетов в "Пиковой даме" в момент, когда появляется призрак графини. Малый кларнет. Малый кларнет пришел в симфонический оркестр из военно-духового. Впервые его использовал Берлиоз, поручив ему искаженную "тему возлюбленной" в последней части "Фантастической симфонии". К малому кларнету нередко обращались Вагнер, Римский-Корсаков, Р. Штраус. Шостакович. Бассетгорн. В конце XVIII века семейство кларнетов обогатилось еще одним членом: в оркестре появился бассетгорн - старинная разновидность альтового кларнета. По величине он превосходил основной инструмент, а тембр его - спокойный, торжественный и матовый - занимал промежуточное положение между обычным и басовым кларнетом. Он пробыл в оркестре всего несколько десятилетий и был обязан своим расцветом Моцарту. Именно для двух бассетгорнов с фаготами было написано начало "Реквиема" (теперь бассетгорны заменяются кларнетами). Попытка возрождения этого инструмента под именем альтового кларнета была предпринята Р.Штраусом, но с тех пор она, кажется, не имела повторений. В наше время бассетгорны входят в военные оркестры. Басовый кларнет. Басовый кларнет - самый "внушительный" представитель семейства. Построенный в конце XVIII века, он завоевал прочное положение в симфоническом оркестре. Форма этого инструмента довольно необычна: раструб его загнут вверх, наподобие курительной трубки, а мундштук насажен на изогнутый стержень - все это с целью уменьшить непомерную длину инструмента и облегчить пользование им. Первым "открыл" огромную драматическую мощность этого инструмента Мейербер. Вагнер, начиная с "Лоэнгрина", делает его постоянным басом деревянных духовых. Нередко использовали басовый кларнет в своем творчестве русские композиторы. Так, мрачные звуки басового кларнета раздаются в V-ой картине "Пиковой дамы" в то время, когда Герман читает письмо Лизы. Сейчас басовый кларнет - постоянный член большого состава симфонического оркестра, и его функции очень разнообразны.

Предком ФАГОТА считается старинная басовая свирель - бомбарда. Пришедший ей на смену фагот был построен каноником Афраньо дельи Альбонези в первой половине XVI века. Большая деревянная, перегнутая вдвое трубка напоминала вязанку дров, что и отразилось в названии инструмента (итальянское слово fagotto означает "вязанка"). Фагот покорил благозвучием тембра современников, которые по контрасту с хриплым голосом бомбарды стали называть его "дольчино" - сладостный. В дальнейшем, сохраняя свои внешние очертания, фагот подвергся серьезным усовершенствования. С XVII века он вошел в симфонический оркестр, а с XVIII века - в военный. Конический деревянный ствол фагота очень велик, поэтому его "складывают" вдвое. К верхней части инструмента прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивается на шею исполнителя. В XVIII веке инструмент пользовался большой любовью современников: одни называли его "гордым", другие - "нежным, меланхолическим, религиозным". Очень своеобразно определил окраску фагота Римский-Корсаков: "Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре". Исполнение на фаготе требует большого расхода дыхания, а forte в низком регистре может вызвать крайнее утомление исполнителя. Функции инструмента очень разнообразны. Правда, в XVIII веке они часто ограничивались поддержкой струнных басов. Но в XIX веке у Бетховена и Вебера фагот сделался индивидуальным голосом оркестра, а каждый из последующих мастеров находил в нем новые свойства. Мейербер в "Роберте-Дьяволе" заставил фаготы изображать "гробовой хохот, от которого мороз подирает по коже" (слова Берлиоза). Римский-Корсаков в "Шахеразаде" (рассказ Календера-царевича) обнаружил в фаготе поэтичного рассказчика. В этом последнем амплуа фагот выступает особенно часто - поэтому, наверное, Томас Манн назвал фагот "пересмешником". Примеры можно найти в "Юмористическом скерцо" для четырех фаготов и в "Пете и волке" Прокофьева, где фаготу поручена "роль" Дедушки, или в начале финала Девятой симфонии Шостаковича. Разновидности фагота ограничиваются в наше время всего лишь одним представителем - контрфаготом. Это - самый низкий по диапазону инструмент оркестра. Ниже, чем предельные звуки контрфагота, звучат лишь педальные басы органа. Мысль продолжить звукоряд фагота вниз появилась очень давно - первый контрфагот был построен в 1620 году. Но он был так несовершенен, что до конца XIX века, когда инструмент был усовершенствован, к нему обращались крайне мало: изредка Гайдн, Бетховен, Глинка. Современный контрфагот - это инструмент, изогнутый в три раза: его длина в развернутом виде - 5 м 93 см(!); по технике он напоминает фагот, но менее проворен и обладает густым, почти органным тембром. Композиторы XIX столетия - Римский-Корсаков, Брамс - обращались к контрфаготу обычно для усиления баса. Но порой для него пишут интересные соло. Равель, например, в "Беседе красавицы и чудовища" (балет "Моя мать гусыня") поручил ему голос чудовища. Струнные

СКРИПКА - струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира де браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio - плечо), приемы игры также были похожи со скрипичными. С середины XVI в. скрипка утверждается в музыкальной практике как сольный и ансамблевый инструмент. Многие поколения мастеров работали над совершенствованием конструкции, улучшением звуковых качеств скрипки. История сохранила имена А. и Н. Амати, А. и Д. Гварнери, А. Страдивари - выдающихся итальянских мастеров конца XVI - начала XVIII в., создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойденными. Корпус скрипки имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Обечайка соединяет две деки инструмента (на верхней прорезаны специальные отверстия - эфы). Над грифом натянуты 4 струны, настроенные по квинтам. Диапазон скрипки охватывает 4 октавы; однако с помощью флажолетов можно извлечь и ряд более высоких звуков. Скрипка - инструмент преимущественно одноголосный. Однако на ней извлекаются гармоничные интервалы и даже 4-звучные аккорды. Тембр скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Для изменения тембра во время игры иногда применяют сурдину. Скрипке, обладающей исключительной технической подвижностью, часто поручается исполнение трудных и быстрых пассажей, широких и мелодичных скачков, различного рода трелей, тремоло.

АЛЬТ и способ игры на нем очень напоминают скрипку, так что, если не заметить разницы в размерах (а сделать это очень сложно: альт заметно больше скрипки), то их легко можно перепутать. Считается, что тембр альта уступает скрипке в блеске и яркости. Тем не менее, этот инструмент имеет и свои неповторимые достоинства: он незаменим в музыке элегического, мечтательно-романтического характера. В виртуозном отношении альт почти так же совершенен, как и скрипка, однако большие размеры альта требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы. Альт далеко не сразу получил подобающую ему роль среди инструментов оркестра. После расцвета полифонической школы Баха и Генделя, когда альт был равноправным членом струнной группы, ему начали поручать подчиненный гармонический голос. Альтистами в те времена становились обычно неудавшиеся скрипачи. В произведениях Глюка, Гайдна и отчасти Моцарта альт используется только как средний или нижний голос оркестра. Лишь в творчестве Бетховена и композиторов-романтиков альт приобретает значение мелодического инструмента. Своим признанием альт во многом обязан выдающимся скрипачам прошлого столетия, особенно Паганини, который играл на альте в квартете и выступал в сольном концерте. Позднее Берлиоз вводит в свою симфонию "Гарольд в Италии" партию солирующего альта, поручив ему характеристику Гарольда. После этого отношение композиторов и исполнителей к альту начало меняться. Вагнер в "Тангейзере", в сцене, которая называется "Грот Венеры", пишет для альта невероятно трудную по тому времени партию. Еще более виртуозно трактует солирующий альт Р. Штраус в симфонической картине "Дон-Кихот". Альтам часто поручают мелодический голос вместе с виолончелями, скрипками или же вполне самостоятельно, как, например, во втором действии "Золотого Петушка" Римского-Корсакого во время танца Шемаханской царицы.

ВИОЛОНЧЕЛЬ вошла в музыкальный быт во второй половине XVI века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало, а позже - Амати и Страдивари. Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Вплоть до конца XVIII века композиторы использовали его в основном как басовый голос, а в самом начале позапрошлого столетия в связи с этим партию виолончели и контрабаса писали в партитуре на одной строчке. Виолончель вдвое больше альта, ее смычок короче скрипичного и альтового, струны намного длиннее. Виолончель принадлежит к числу "ножных" инструментов: исполнитель ставит ее между коленями, упирая металлическим шпилем в пол. Бетховен первым "открыл" красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра - вспомним вторую часть VI-й симфонии Чайковского. Нередко в операх, балетах и симфонических произведениях виолончели поручается соло - как, например, в "Дон-Кихоте" Р. Штрауса. В количестве написанных для нее концертных произведений виолончель уступает только скрипке. Как скрипка и альт, виолончель имеет четыре струны, настроенные по квинтам, но октавой ниже альтовых. По техническим возможностям виолончель не уступает скрипке, а в некоторых случаях даже превосходит ее. Например, благодаря большей длине струн виолончели на ней можно получить более богатую серию флажолетов.

КОНТРАБАС намного превосходит своих собратьев и по размерам, и по объему низкого регистра: контрабас в два раза больше виолончели, которая вдвое больше альта. Скорее всего, контрабас, потомок старинной виолы, появился в оркестре в XVII веке. Форма контрабаса до наших дней сохранила черты старинной виолы: заостренный кверху корпус, покатые бока - благодаря этому исполнитель может перегнуться через верхнюю часть корпуса и "дотянуться" до нижней части грифа, чтобы извлечь самые высокие звуки. Инструмент так велик, что исполнитель играет на нем стоя или присев на высокий табурет. В виртуозном отношении современный контрабас достаточно подвижен: часто вместе с виолончелями на нем исполняют довольно быстрые пассажи. Но "благодаря" своим размерам он требует огромной растяжки пальцев, а смычок его очень грузен. Все это отяжеляет технику инструмента: пассажи, в которых требуется легкость, звучат на нем несколько тяжеловесно. Тем не менее, его роль в оркестре огромна: неизменно выполняя партии басового голоса, он создает фундамент звучания струнной группы, а вместе с фаготом и тубой или третьим тромбоном - и всего оркестра. Кроме того, контрабасы прекрасно звучат в октаву с виолончелями в мелодиях. В оркестре очень редко делят контрабасы на несколько партий или исполняют на них соло. Медные духовые

ТРУБА вошла в оперный оркестр с момента его зарождения; в "Орфее" Монтеверди уже звучало пять труб. В XVII и первой половине XVIII века для труб писали очень виртуозные и высокие по тесситуре партии, прообразом которых были партии сопрано в вокально-инструментальных сочинениях того времени. Для исполнения этих труднейших партий музыканты времен Персела, Баха и Генделя пользовались обычными в ту эпоху натуральными инструментами с длинной трубкой и мундштуком особого устройства, позволявшим с легкостью извлекать самые высокие обертоны. Труба с таким мундштуком называлась "кларино", то же название получил в истории музыки и стиль письма для нее. Во второй половине XVIII века, с изменением оркестрового письма, стиль кларино был забыт, и труба стала по преимуществу фанфарным инструментом. Она была ограничена в своих возможностях подобно валторне, и оказалась в еще худшем положении, так как расширяющие звукоряд "закрытые звуки" не употреблялись на ней из-за их дурного тембра. Но в тридцатых годах XIX века, с изобретением вентильного механизма, началась новая эра в истории трубы. Она стала хроматическим инструментом и через несколько десятков лет вытеснила натуральную трубу из оркестра. Тембру трубы несвойственна лирика, зато героика ему удается как нельзя лучше. У венских классиков трубы были чисто фанфарным инструментом. Те же функции они часто выполняли и в музыке XIX века, возвещая начало шествий, маршей, торжественных празднеств и охот. Больше других и по-новому пользовался трубами Вагнер. Их тембр почти всегда связан в его операх с рыцарской романтикой и героикой. Труба знаменита не только своей силой звука, но и выдающимися виртуозными качествами.

ТРОМБОН получил свое название от итальянского наименования трубы - tromba - с увеличительным суффиксом "one": trombone буквально означает "трубища". И действительно: трубка тромбона вдвое длиннее, чем у трубы. Уже в XVI веке тромбон получил свою современную форму и с момента возникновения был инструментом хроматическим. Полный хроматический звукоряд достигается на нем не посредством механизма вентилей, а при помощи так называемой кулисы. Кулиса - это длинная дополнительная трубка, по форме напоминающая латинскую букву U. Она вставляется в основную трубку и по желанию ее удлиняют. При этом строй инструмента соответственно понижается. Исполнитель выдвигает кулису правой рукой вниз, а левой поддерживает инструмент. Тромбоны издавна представляли собой "семейство", состоящее из инструментов различной величины. Еще не так давно семейство тромбонов насчитывало три инструмента; каждый из них соответствовал одному из трех голосов хора и получил его наименование: тромбон-альт, тромбон-тенор, тромбон-бас. Игра на тромбоне требует огромного расхода воздуха, так как движение кулисы занимает больше времени, чем нажатие вентилей на валторне или трубе. Технически тромбон менее подвижен, чем его соседи по группе: гамма на нем не столь стремительна и четка, forte тяжеловато, legato трудно. Кантилена на тромбоне требует от исполнителя большого напряжения. Однако у этого инструмента есть качества, которые делают его незаменимым в оркестре: звук тромбона отличается большей силой и мужественностью. Монтеверди в опере "Орфей", пожалуй, впервые почувствовал трагический характер, присущий звучанию ансамбля тромбонов. А начиная с Глюка три тромбона стали обязательными в оперном оркестре; они часто появляются в кульминационный момент драмы. Трио тромбонов хорошо удаются ораторские фразы. Со второй половины XIX века группа тромбонов дополняется басовым инструментом - тубой. Вместе три тромбона и туба образуют квартет "тяжелой меди". На тромбоне возможен весьма своеобразный эффект - глиссандо. Достигается он скольжением кулисы при одном положении губ исполнителя. Этот прием был известен еще Гайдну, который в оратории "Времена года" употребил его для подражания лаю собак. В современной музыке глиссандо используется довольно широко. Любопытно нарочито завывающее и грубое глиссандо тромбона в "Танце с саблями" из балета "Гаянэ" Хачатуряна. Интересен также эффект тромбона с сурдиной, которая придает инструменту зловещее, причудливое звучание.

Прародителем современной ВАЛТОРНЫ был рог. С древних времен сигнал рога возвещал о начале сражения, в средние века и позже, - вплоть до начала XVIII века, - он раздавался на охоте, состязаниях и торжественных придворных церемониях. В XVII веке охотничий рог стали изредка вводить в оперу, но лишь в следующем столетии он стал постоянным членом оркестра. И само название инструмента - валторна - напоминает о его прошлой роли: это слово происходит от немецкого "Waldhorn" - "лесной рог". По-чешски этот инструмент и сейчас называется лесным рогом. Металлическая трубка старинной валторны была очень длинной: в развернутом виде некоторые из них достигали 5м 90см. Такой инструмент невозможно было держать в руках распрямленным; поэтому трубку валторны изогнули и придали ей изящную форму, похожую на раковину. Звук старинной валторны был очень красив, но инструмент оказался ограниченным в своих звуковых возможностях: на нем можно было извлечь лишь так называемый натуральный звукоряд, то есть те звуки, которые возникают от деления столба воздуха, заключенного в трубке, на 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. частей. Как говорит предание, в 1753 году дрезденский валторнист Гампель случайно вложил руку в раструб и обнаружил, что строй валторны понизился. С тех пор этот прием стали широко применять. Звуки, полученные таким образом, называли "закрытыми". Но они были глухими и сильно отличались от ярких открытых. Далеко не все композиторы рисковали часто обращаться к ним, удовлетворяясь обычно короткими, хорошо звучащими фанфарными мотивами, построенными на открытых звуках. В 1830 году изобрели механизм вентилей - постоянную систему дополнительных трубок, позволяющих получать на валторне полную, хорошо звучащую хроматическую гамму. Через несколько десятилетий усовершенствованная валторна окончательно вытеснила старинную натуральную, которая в последний раз была применена Римским-Корсаковым в опере "Майская ночь" в 1878 году. Валторну считают самым поэтичным инструментом в группе медных духовых. В низком регистре тембр валторны несколько мрачен, в верхнем - очень напряжен. Валторна может петь или неторопливо рассказывать. Очень мягко звучит квартет валторн - услышать его можно в "Вальсе цветов" из балета "Щелкунчик" Чайковского.

ТУБА - довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти XIX века в Германии. Первые тубы были несовершенны и применялись поначалу только в военных и садовых оркестрах. Лишь попав во Францию, в руки инструментального мастера Адольфа Сакса, туба стала удовлетворять высоким требованиям симфонического оркестра. Туба - басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе. В прошлом ее функции выполнял серпент, - инструмент причудливой формы, обязанный ей своим названием (на всех романских языках серпент означает"змея") - затем басовый и контрабасовый тромбоны и офиклеид с его варварским тембром. Но звуковые качества всех этих инструментов были таковы, что не давали медной группе хорошего, устойчивого баса. До тех пор, пока не возникла туба, мастера упорно искали новый инструмент. Размеры тубы очень велики, ее трубка вдвое длиннее трубки тромбона. Во время игры исполнитель держит инструмент перед собой раструбом вверх. Туба - хроматический инструмент. Расход воздуха на тубе огромен; порой, особенно в forte в низком регистре, исполнитель вынужден менять дыхание на каждом звуке. Поэтому соло на этом инструменте обычно довольно коротки. Технически туба подвижна, хотя и грузна. В оркестре она, как правило, служит басом в трио тромбонов. Но иногда туба выступает как солирующий инструмент, - так сказать, на характерных ролях. Так, при инструментовке "Картинок с выставки" Мусоргского в пьесе "Быдло" Равель поручил басовой тубе юмористическое изображение грохочущей телеги, которая тащится по дороге. Партия тубы написала здесь в очень высоком регистре.

Создатель САКСОФОНА - выдающийся франко-бельгийский инструментальный мастер Адольф Сакс. Сакс исходил из теоретического предположения: нельзя ли построить музыкальный инструмент, который занимал бы промежуточное положение между деревянными и медными духовыми? В таком инструменте, способном связать тембры меди и дерева, очень нуждались несовершенные военно-духовые оркестры Франции. Для осуществления своего замысла А. Сакс использовал новый принцип построения: он соединил коническую трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Корпус инструмента был сделан из металла, внешние очертания напоминали басовый кларнет; расширяющаяся на конце, сильно загнутая вверх трубка, к которой прикреплена трость на металлическом наконечнике, изогнутом в форме "S". Замысел Сакса блестяще удался: новый инструмент действительно стал связующим звеном между медными и деревянными духовыми в военных оркестрах. Более того, тембр его оказался настолько интересным, что обратил на себя внимание многих музыкантов. Окраска звука саксофона напоминает одновременно английский рожок, кларнет и виолончель, однако сила звука саксофона намного превышает силу звука кларнета. Начав свое существование в военно-духовых оркестрах Франции, саксофон вскоре был введен в оперный и симфонический оркестр. Очень долго - несколько десятилетий - к нему обращались лишь композиторы Франции: Тома ("Гамлет"), Массне ("Вертер"), Бизе ("Арлезианка"), Равель (инструментовка "Катринок с выставки" Мусоргского). Затем в него поверили и композиторы других стран: Рахманинов, например, поручил саксофону одну из лучших своих мелодий в первой части "Симфонических танцев". Любопытно, что на своем необычном пути саксофону пришлось столкнуться и с мракобесием: в Германии в годы фашизма он был запрещен как инструмент неарийского происхождения. В десятых годах XX века на саксофон обратили внимание музыканты джаз-ансамблей, и вскоре саксофон стал "королем джаза". Многие композиторы XX века по достоинству оценили этот интересный инструмент. Дебюсси написал Рапсодию для саксофона с оркестром, Глазунов - Концерт для саксофона с оркестром, Прокофьев, Шостакович и Хачатурян неоднократно обращались к нему в своих произведениях. Ударные

Приложение 2. Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Основу симфонического оркестра составляют струнные музыкальные инструменты. Иногда эту группу еще называют струнно-смичковою, так как звук извлекается смычком, которым исполнитель ведет по струнам. Все инструменты струнной группы - скрипка, альт, виолончель и контрабас, имеют такие замечательные качества, как протяженность звучания, мягкость и ровность тембра. Скрипка «поет» высоким голосом, контрабас - самым низким, тогда как альт и виолончель трогают слушателей своими голосами в средних регистрах.

И . Струнные

Во всем мире скрипку считают королевой музыки, ведь она - наиболее распространенный смычковый инструмент. Лучшими скрипками прославилась Италия. Здесь работали выдающиеся мастера Дматі, Гварнери, Страдивари. Секреты изготовления этого музыкального инструмента они передавали членам своих семей из поколения в поколение.

Скрипка имеет изящный корпус. На верхней деке есть вырезы - эфы, которые называются так за их сходство с латинской буквой f . К корпусу прикреплен гриф с завитком на конце. Внутри корпуса на двух ножках стоит подставка, сквозь которую протянуты четыре струны (ми, ля, ре и соль). Во время выполнения скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки, в правой держит смычок, которым водит по струнам.

Для скрипки написано много различных произведений выдающимися композиторами: А. Вивальди, Л. ван Бетховеном, П. Чайковским, Н. Покори ком и другими. Славу непревзойденного виртуоза одержал итальянский скрипач Никколо Паганини.

АЛЬТ - струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, как скрипка, но больше по размерам. Через это альт имеет более низкий регистр, а звучание - более насыщенное, бархатное. Обычно в большом симфоническом оркестре 10 альтов.

ВИОЛОНЧЕЛЬ - струнно-смычковый музыкальный инструмент басового регистра. Имеет значительно большие размеры от скрипки и альта (общая высота - до 1,5 м). Звук виолончели сочный и густой, словно мужской баритон. Певучие мелодии наиболее ярко раскрывают благородный тембр виолончели.

В отличие от скрипки и альта, которые держат горизонтально на плече, виолончель ставят вертикально. В давние времена этот инструмент размещали на стуле, музыкант при этом должен был играть стоя. Впоследствии, когда изобрели металлический шпиль, который упирается в пол, виолончелисты стали исполнять произведения сидя, что было гораздо удобнее.

Для виолончели, как самостоятельного инструмента, написано много произведений, в частности, известные сюиты И.-С. Баха, вариации П. Чайковского, концерты для оркестра А. Дворжака, Д. Шостакович а и других.

КОНТРАБАС - самый большой инструмент струнно-смычковый группы с низким звучанием. Контрабасисты играют стоя с помощью смычка или же пиццикато (перебирая пальцами струны). Этот струнно- смычковый инструмент используется в разнообразных жанрах, в частности, во многих видах народной и академической музыке, в джазе, блюзе, рок-н-ролле.

АРФА - струнный щипковый инструмент Концертная арфа, которую можно увидеть в составе большого симфонического оркестра, имеет значительные размеры. 47 струн разной толщины и длины натянутых на деревянную раму треугольной формы высотой 1 м. С помощью 7 педалей исполнитель (арфіст или арфистка) изменяют высоту звука.

Арфа известна на территории Украины с давних времен. На одной из фресок Софийского собора в Киеве можно увидеть этот музыкальный инструмент.

Значение арфы в оркестре заключается прежде всего в яркости ее звучание. Она часто аккомпанирует другим инструментам оркестра, иногда ей «доверяют» сольные партии. Таких немало в балетах П. Чайковского, операх М. Римского-Корсакова и Г. Вагнера, симфонических произведениях Г. Берлиоза и ф. Листа. Концерт для арфы написал украинский композитор А. Кос-Анатольский.

II. Деревянные духовые

ФЛЕЙТА - один из древнейших инструментов, а также общее название некоторых духовых инструментов. В симфоническом оркестре обычно используют поперечную флейту, иногда - флейту-пикколо. Исполнитель - флейтист или флейтистка - держит инструмент горизонтально. Характер звучания флейты достаточно высокий, изящный, мелодичный, поэтический, но несколько холодный, флейты ныне изготавливают из серебряно-цинкового сплава, реже - из драгоценного металла (серебра, золота и платины), еще реже - из дерева или стекла.

ГОБОЙ - деревянный духовой инструмент, представляет собой прямую коническую трубку из черного или тукового дерева (около 60 см). Имеет 25 отверстий, 22-24з которых закрываются клапанами

Иногда гобой используется как сольный инструмент. В симфоническом оркестре обычно звучат два или три гобое. Одно из первых концертных пьес для гобоя создал ф. Куперен («Королевские концерты»). Концерты и пьесы для гобоя писали А. Вивальди, Г.-ф. Гендель, Й. Гайдн, В.-А. Моцарт, К. Сен-Санс и другие.

КЛАРНЕТ - инструмент, который изготавливают из дерева благородных сортов, например черного. Он имеет широкий диапазон, теплый и мягкий тембр. Корпус инструмента представляет собой трубку цилиндрической формы (около 66 см), тогда как гобой имеет конический корпус. Кларнет применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. В камерной музыке кларнет использовали В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен, ф. Шуберт, Н. Глинка.

ФАГОТ - инструмент, изготовляют преимущественно из клена. Он имеет самый большой диапазон в своем семействе деревянных духовых (более 3 октавы). В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров, за что и получил свое название. На корпусе инструмента находятся отверстия (около 25-30), которые музыкант открывает и закрывает, чтобы изменить высоту звука. Только 5-6 отверстий управляются пальцами, для остальных используют сложный клапанный механизм.

Обычно в сим фонічному оркестре используют 2 фаготы, они в основном дублируют виолончели и контрабасы. Благодаря фаготу мелодическая линия приобретает плотности, связности. При игре в высоком регистре нередко звучат скорбные интонации.

Композиторы прошлых веков (И. Гайдн, В.-А. Моцарт) часто оказывали фаготам сольные партии в симфониях. Несколько концертов были написаны для двух фаготов с оркестром.

III. Медные духовые

ТРУБА - инструмент с существенной технической подвижностью, ярко и стремительно выполняет стаккато (прерывистые звуки). Представляет собой длинную изогнутую трубку, которая немного сужается у мундштука и расширяются возле раструба. Основным принципом игры на трубе является получение гармонических звуков путем изменения положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте с помощью механизма вентилей (их нажимают правой рукой).

Концерты для трубы писали С. Василенко, Й.-С. Бах, Й. Гайдн, Й. Брамс, Бы. Барток, и др.

ВАЛТОРНА - инструмента в виде скрученной медной трубки равликоподібної формы (в С м), которая с одной стороны заканчивается широким раструбом, с другой - мундштуком. Среди медных духовых отличается мягкостью тембра. Звук может приглушуватися с помощью сурдины (специального устройства).

ТРОМБОН - инструмент, состоящий из дважды изогнутой цилиндрической трубы (общей длиной около 3 м, диаметром от 1,5 см), которая заканчивается раструбом. На верхнюю часть трубы устанавливается мундштук, через который тромбонист вдуває воздуха. Средняя часть - кулиса - раздвижная, с ее помощью музыкант увеличивает объем вибрирующего воздуха и, соответственно, снижает звук инструмента.

ТУБА - редкий духовой инструмент, самый низкий по звучанию. Первые тубы использовались в военных оркестрах, затем в симфоническом оркестре. Первым значительным симфоническим произведением, где использована туба, есть «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза. В симфоническом оркестре используется только одна туба, в духовом - две. Исполнители на тубе играют, как правило, сидя, подвешивая ее на подтяжках.

Для тубы написано довольно мало оригинальных сольных произведений, значительная часть репертуара состоит из переделок.

IV. Ударные

ЛИТАВРЫ - инструмент с определенной частотой звука, что имеет азиатское происхождение.

Литавры представляют собой систему из двух или нескольких медных котлов, открытая сторона которых затянута кожей. Основной тон инструмента определяется размерами корпуса (варьируется от 30 до 84 см). Более высокий тон получается при меньших размерах инструмента. Палочки для игры на литаврах бывают деревянные, тростниковые или металлические, а наконечники - из кожи, дерева и других материалов. Благодаря этому литаврист может получать различные тембры и звуковые эффекты.

В симфоническом оркестре, как правило, используются инструменты трех размеров - большие, средние и малые литавры.

БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ БАРАБАНЫ Большой барабан (бас-барабан) - крупнейший ударный инструмент очень низкого и часто сильного неопределенной высоты звучания. Имеет вид металлического или деревянного цилиндра, затянутого с обеих сторон кожей (диаметр около 1 м). Играют на нем деревянной палочкой с мягким наконечником. Особый прием игры - тремоло, достигается быстрой игрой двумя палочками. Таким образом создаются эффекты от удаленного гул до мощного грохота.

Малый барабан, или просто барабан - инструмент с двумя кожаными мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (в концертном - 4-10 струн), которые придают звуку сухой рокітливого, оттенка.

Играют на барабане двумя деревянными палочками. Характерный прием игры - барабанная дробь (быстрое чередование ударов палочками). В симфонической оркестр введен в XIXст.; используется в военных сценах.

ТРЕУГОЛЬНИК - инструмент в виде согнутого в треугольник стального прута (диаметром 8-10 мм), который свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой. Звук треугольника - неопределенной высоты, звонкий, блестящий и в то же время нежный.

На треугольнике можно выполнять как отдельные ритмические удары, так и тремоло. Изначально треугольник использовали преимущественно в военной музыке, позже - и в симфонической.

КАСТАНЬЕТЫ - инструмент без виз наченої высоты звука в виде двух пластинок-ракушек, связанных между собой вверху веревкой. Пластины традиционно изготавливались из твердой древесины, хотя в последнее время для этого используется стекло-пластик.

Кастаньеты чаще всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно со стилем фламенко. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита» (например, в опере Же. Бизе «Кармен», «Испанском капріччо». Римского-Корсакова и других).

ТАРЕЛКИ - инструмент с неопределенной высотой звука в виде двух дисков из специального сплава (медь, латунь, бронза). Тарелки известны с времен Древнего Египта, Индии, Китая. В симфоническом оркестре на парных тарелках играют, ударяя по одной второй встречным скользящим движением. Различают открытый удар, при котором тарелки продолжают свободно звучать, и закрытый, когда края тарелок исполнитель прижимает к плечам.

БУБЕН - распространенный у многих народов мира инструмент с неопределенной высотой звука. Имеет вид деревянного обруча, с одной стороны натянутой кожей. С противоположной стороны натягивают струны или проволоки, на которые подвешивают колокольчики. В специальные проемы монтируют металлические погремушки, которые по форме напоминают тарелки от барабана, только в миниатюре. Иногда бывают бубоны и без погремушек. Основная задача в оркестре - удерживать темп и оказывать определенного колорита музыке. Приемы игры: удары ладонью по обручу или коже, тремоло. Используют преимущественно в танцах и походных маршах.

ОРКЕСТРОВЫЕ КОЛОКОЛА - инструмент, который представляет собой набор из 12-18 цилиндрических металлических трубок (диаметр 25-38 мм, подвешенных в специальной раме (высота 2 м). Ударяют по трубкам калаталкою, головка которой обтянута кожей.

В оркестре инструмент чаще всего используют для имитации колокольного звона.

КОЛОКОЛЬЧИКИ - инструмент, имеющий определенную высоту звука и состоит из ряда металлических пластинок, свободно закрепленных на брусках в два ряда. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и черных клавиш фортепиано. Играют при помощи специальных металлических молоточков или клавишного механизма или деревянными палочками.

ТАМ-ТАМ - старинный инструмент с неопределенной высотой звука восточного происхождения. В состав симфонического оркестра вошел в конце XIX вот. На вид - это кованый металлический диск из медного сплава. Диаметр большого там-тама достигает 100-120 см, толщиной он 8-10 см.

Инструмент подвешивается на толстой струне или ремни к крюков устойчивой деревянной или металлической рамы. Играют на нем деревянной калаталкою (иногда для специальных эффектов - палочками от малого барабана или треугольника). Звук там-тама низкий, сочный, глубокий, с широкой звуковой волной, которая после удара нарастает, а затем постепенно стихает.

V. Клавишные

ОРГАН - клавішно-духовой инструмент, обычно расположенный в католических церквях, концертных залах, музыкальных учебных заведениях.

Органный звук создается благодаря нагнетанию воздуха в трубы различного диаметра, длины, материала (металл или древесина). Управление органом осуществляется с игрового стола, пульта у правления, где содержатся игровые механизмы (клавиши, педаль) механизмы включения и исключения регистров. Игра на органе осуществляется при участии обеих рук и ног органиста, с помощью (или без) ассистента. В распоряжении органиста есть один или несколько мануалов (клавиатуры для рук) и педаль (клавиатура для ног).

Орган используется не только как сольный, и ансамблевый инструмент, ведь он прекрасно сочетается с другими тембрами, с оркестром, хором. Много известных композиторов разных времен писали произведения для органа. Непревзойденным гением органной музыки был Й.-С. Бах.

КЛАВЕСИН - старинный клавишный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Его металлические струны защелкиваются плектром из пера или кожи. Существуют клавесины двух типов: крилоподібної формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера - квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго - спінетом.

Уступая фортепиано в динамике, клавесин имел свои преимущества - он прекрасно сочетается с другими инструментами и голосами, что важно в камерных ансамблях.

ФОРТЕПИАНО (ПИАНИНО, РОЯЛЬ)- клавішно-ударный инструмент, распространенный в мире. У рояля рама с струнами и резонансная дека расположены горизонтально, а у пианино - вертикально. Вследствие этого рояль имеет крилоподібну форму, он более громоздок, чем пианино. Однако звучание рояля более объемное, полнее, шумнее, чем у пианино. Как правило, современные рояли имеют три педали, они призваны изменять громкость, тембр или удлинять звучание (в пианино - обычно две педали).

Репертуар пианистов - весьма разнообразный по жанрам и стилям. «Душой фортепиано» был ф. Шопен, выдающимся пианистом-виртуозом - ф. Лист.