Краткий анализ произведения станционный смотритель. Анализ произведения «Станционный смотритель

В основу сюжета повести «Станционный смотритель» положен случай из обычной жизни. Для читателя ситуация проста и узнаваема: расположенная в глуши почтовая станция, однообразная, утомительная суета, бесконечные проезжающие. Пушкин выбирает эпиграфом шутливое стихотворное высказывание своего друга, поэта князя П.А. Вяземского:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Однако этот эпиграф подчёркивает серьёзный тон повести, выражающей глубокое сочувствие к судьбе станционного смотрителя, чиновника самого низшего — четырнадцатого — класса Самсона Вырина. Сюжетная интрига повести состоит в том, что проезжий гусар увозит с собой единственную дочку Вырина, свет и смысл всей его безрадостной жизни — Дуню. Это происшествие было весьма обычным, ничем не выделяющимся из числа таких же бесчисленных несчастий, поджидающих человека. Однако цель повести в другом: не запечатлеть одно из них, а показать судьбу отца и дочери в условиях изменяющегося времени.

Пушкин назвал свою повесть «Станционный смотритель», желая этим подчеркнуть, что её главным героем является Самсон Вырин и что идея повести связана прежде всего с ним. Образ Самсона Вырина открывает в русской классической литературе тему «маленького человека», развиваемую позже самим Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833) и продолженную Н.В. Гоголем прежде всего в повести «Шинель» (1842). Тема «маленького человека» получила в русской литературе дальнейшее развитие в прозе И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского, постепенно замещая дворянскую литературу и создавая почву для произведений о герое — представителе широких слоёв населения, «человеке большинства». Поэтому автор, описывая на первых страницах повести низкое социальное положение героя, призывает обратить на него пристальное внимание как на человека. Этим вызвано ироничное рассуждение о том, «что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!..».

Имя героя — Самсон Вырин — составлено автором с целью выразить своё отношение к личности и характеру этого человека. Сочетание героического библейского имени Самсон, совершившего выдающиеся подвиги, и заурядной, невыразительной фамилии Вырин выражает мысль автора о том, что, несмотря на низкое происхождение героя, ему свойственны высокие, благородные чувства. Он беззаветно любит свою дочь, при этом заботясь только о её благополучии. В нём также сохраняются гордость и достоинство. Вспомним, какой была его естественная реакция, когда гусар засунул ему деньги за обшлаг рукава, словно откупаясь от старика.

События повести «Станционный смотритель» Пушкина не происходят на глазах у читателя, он узнаёт их от повествователя, который выступает и как рассказчик, и как герой произведения. Экспозиция, или пролог, произведения включает две части: рассуждение повествователя об участи станционных смотрителей, позволяющее писателю использовать его и для характеристики времени, состояния дорог, нравов, и для представления конкретного места действия. Три раза герой-повествователь приезжает на станцию, находившуюся на «тракте, ныне уничтоженном», как и память о некогда живших там людях. Таким образом, сам рассказ об основных событиях состоит из трёх частей, подобно триптиху — трёхчастной живописной картине. Первая часть — это знакомство с обитателями почтовой станции, картина мирной, ничем не замутнённой жизни; вторая — печальный рассказ старика о несчастье, постигшем его, и о судьбе, выпавшей Дуне; третья часть передаёт картину сельского кладбища, выполняющую функцию эпилога. Такая композиция придаёт повести философский характер.

Важную роль в повести «Станционный смотритель» играют времена года. Вот как начинается рассказ о событиях: «В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию...» Так вводится повествование, словно изображается начало жизни. Соответствует этому и описание погоды, всё вокруг исполнено силы и энергии: «День был жаркий. В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки». А вот последний приезд героя-рассказчика, окончание повести: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев». Эта пейзажная зарисовка символизирует прошедшую жизнь, умирание. Так эпилог становится философским комментарием к повести.

Содержание повести «Станционный смотритель» соотносится с притчей о блудном сыне. Картинки с изображением этого сюжета рассказчик видит на стенах комнаты Вырина. История блудного сына из Библии повествует нам об извечной ситуации в жизни человека, который без благословения покидает родительский дом, совершает ошибки, расплачивается за них и возвращается в отчий дом. Пушкин описывает эту историю с лёгким юмором, но юмор служит не для того, чтобы выразить насмешливое отношение, а чтобы заострить внимание на нужных моментах. Например, «...почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами». В этой сцене Пушкин привлекает взгляд читателя к двум обстоятельствам: юноша «поспешно» принимает от отца всё, поскольку торопится поскорее начать независимую и весёлую жизнь, и юноша с одинаковой поспешностью принимает «благословение и мешок с деньгами», словно они равноценны для человека. Таким образом, вся повесть строится на мудрой и вечной истории о жизни человека, необратимом потоке времени и неизбежности изменений.

Произведение Пушкина «Станционный смотритель» — это рассказ в рассказе, где автор в лице мелкого чиновника, рассказывает о своей встрече со смотрителем, а затем ведает нам о его жизни.

Герои произведения — рассказчик, станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский.

Краткий анализ произведения

В рассказе автор нам показывает жизнь смотрителей в лице Вырина, который выполняет сложную и важную работу на станции, но никто эту работу не ценит, а лишь постоянно его упрекают и во всем обвиняют. Человек не видит радости в жизни и только одна отрада — дочь Дуня, которая в последствии убежала с гусаром, забыв на долгие годы об отце. Зато всегда помнил о дочери Вырин, и мечтал ее вернуть. Однако задуманное не удалось осуществить.

С мыслями о том, что дочь в беде, а ей он никак помочь не может, смотритель возвращается на станцию, где спившись, умирает. Он умер, так и не сумев понять, что его дочь была по-настоящему счастлива и любима, ведь в его голове не могли сложиться мысли о том, что бедную дочь простого смотрителя мог полюбить гусар.

Дочь позже вспомнила об отце и приехала к нему со своим семейством, но было уже поздно, отца в живых не застала.

От произведение возникают неоднозначные мысли. С одной стороны униженный герой и печальный финал его жизни, с другой стороны хочется радоваться за Дуню, которая нашла свое счастье. Автор в своем произведении изобразил не только низкий статус в обществе, но и непонимание, потерю цели в жизни, смирение со своей судьбой.

Автор изобразил жизнь станционных работников, показал проблему отношения к ним всего общества. Он призывает с уважением относиться ко всем людям и к их профессиям и тогда их не будут притеснять, а значит, «маленькие люди» не будут ограниченными в своих размышлениях и тоже будут верить, что счастье существует и их дети тоже могут быть счастливы. А значит, и финал их жизни будет совершенно другим.

Повесть Пушкина «Станционный смотритель» была написана в 1830 году и вошла в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Ведущей темой произведения является тема «маленького человека», представленного образом станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть относится к литературному направлению сентиментализм.

Сжатое изложение «Станционного смотрителя» будет интересно учащимся 7 класса, а также всем, кому интересна классическая русская литература. На нашем сайте вы сможете прочитать краткое содержание «Станционного смотрителя» онлайн.

Главные герои

Рассказчик – чиновник, который «в течение двадцати лет сряду, изъездил Россию», от его лица ведется повествование в произведении.

Самсон Вырин – мужчина лет пятидесяти, станционный смотритель «из почтенного сословия смотрителей», отец Дуни.

Другие герои

Авдотья Самсоновна (Дуня) – дочь Вырина, очень красивая девушка, в начале повести ей около 14 лет – «маленькая кокетка» с большими голубыми глазами.

Ротмистр Минский – молодой гусар, обманом увезший Дуню.

Сын пивовара – мальчик, показавший рассказчику, где находится могила Вырина.

Повесть начинается с размышлений рассказчика о судьбе станционных смотрителей: «что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» . При этом по наблюдениям повествователя, «смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые» .

В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя – Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.

Пока хозяева хлопотали, повествователь рассматривал комнату – на стенах висели картинки, изображающие историю блудного сына. Рассказчик со смотрителем и Дуней выпили чаю, приятно беседуя «как будто век были знакомы» . Уезжая, повествователь поцеловал Дуню в сенях с ее позволения.

Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель, Самсон Вырин, сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.

Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.

«Не прошло и получаса» , как смотритель начал беспокоится и сам пошел к церкви. От знакомого дьячка Вырин узнал, что Дуни на обедне не было. Вечером приехал ямщик, везший офицера, и рассказал, что Дуня поехала с гусаром до следующей станции. Старик понял, что болезнь гусара была притворной. От горя Вырин «занемог сильной горячкою» .

«Едва оправясь от болезни» , смотритель взял отпуск и пешком пошел искать свою дочь. Из подорожней Минского Самсон знал, что гусар ехал в Петербург. Разузнав адрес ротмистра в Петербурге, Вырин приходит к нему и дрожащим голосом просит отдать ему его дочь. Минский ответил, что просит у Самсона прощения, но Дуню он ему не отдаст – «она будет счастлива, даю тебе честное слово» . Договорив, гусар выставил смотрителя на улицу, сунув ему за рукав несколько ассигнаций.

Увидев деньги, Вырин расплакался и выбросил их. Через пару дней, прогуливаясь по Литейной, Вырин заметил Минского. Разузнав у его кучера, где живет Дуня, смотритель поспешил в квартиру дочери. Зайдя в комнаты, Самсон застал там роскошно одетую Дуню и Минского. Увидев отца, девушка упала в обморок. Рассерженный Минский «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу» . Через два дня Вирин поехал обратно на станцию. Уже третий год он о ней ничего не знает и боится, что ее судьба такая же, как судьба других «молоденьких дур» .

Спустя некоторое время рассказчик снова проезжал через те места. Там, где раньше была станция, теперь жила семья пивовара, а Вырин, спившись, «с год как помер» . Повествователь попросил проводить его к могиле Самсона. Мальчик, сын пивовара, рассказал ему по дороге, что летом сюда приезжала «прекрасная барыня» «с тремя маленькими барчатами» , которая, придя к могиле смотрителя, «легла здесь и лежала долго» .

Вывод

В повести « Станционный смотритель» А. С. Пушкин обозначил особый характер конфликта, отличающийся от изображаемого в традиционных произведениях сентиментализма – конфликт выбора между личным счастьем Вырина (отцовским счастьем) и счастьем его дочери. Автор подчеркнул нравственное превосходство смотрителя («маленького человека»), над остальными героями, изобразив пример беззаветной любви родителя к своему ребенку.

Краткий пересказ «Станционного смотрителя» предназначен для быстрого ознакомления с сюжетом произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее полностью.

Тест по повести

После прочтения рассказа попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 5482.

Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным, относится к циклу . Это небольшое произведение, в котором показана целая жизнь простого человека – станционного смотрителя и его дочери, была написана в сентябре 1830 года, а начало ее повествования относится к 1816-му году. реалистично по своему содержанию. Пушкин некоторыми своими произведениями заложил основы творческого реализма

Суть конфликта заключена в том, что люди, стоящие на социальной ступени выше, или имеющие деньги, ломают судьбы тех, кто оказывается не защищенными перед вышестоящими.

Повествования:

  • Иван Белкин, выступающий в роли рассказчика,
  • Самсон Вырин, смотритель,
  • Дуня, его дочь.

Герои второго плана:

  • Гусар Минский,
  • Врач, лечивший Минского на станции,
  • Рыжий мальчишка, рассказавший о приезде барыни на могилу Самсона Вырина.

Главным героем этого произведения остается маленький человек – станционный смотритель. Неслучайно поэтому эпиграф посвящен именно человеку этой профессии – «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». В Царской России существовали чины не только на военной службе, но и на гражданской. Всего было 14 гражданских чинов. Коллежский регистратор – самый последний.

Автор повести, Иван Белкин, приехал на почтовую станцию, где должен сменить лошадей и двигаться дальше. Ему приходится немало ездить по России, он общался с разными представителями этой профессии, и у него сложилось свое представление об их службе. Повествователь сочувствует смотрителям.

Когда он подъехал к станции, лил дождь, который успел вымочить автора до нитки. Он решил задержаться здесь, чтобы переодеться и согреться. Его поразила необыкновенная красота дочери смотрителя. Девочка вскипятила самовар, приготовила чай, за которым Иван Белкин разговорился со смотрителем. Старик гордился своей дочерью, следившей за помещением станции, и помогавшей отцу разбираться с проезжающими.

В следующий раз Иван Белкин попал на эту станцию 3-4 года спустя. Дуню он уже не застал. Ему бросилось в глаза, как сильно постарел Самсон Вырин. Старик не хотел говорить о дочери, но пунш предложенный автором повествования, развязал смотрителю язык и тот поведал Белкину свою печальную повесть.

Однажды через станцию проезжал гусар, Увидев девушку, он влюбился в нее в первого взгляда, прикинулся больным и три дня отлеживался на станции. Дуня ухаживала за ним. Когда собрался уезжать, гусар предложил Дуне доехать до церкви, а сам увез девушку в Петербург. Однажды смотритель собрался и пошел в Петербург пешком. Он нашел дочку, но гусар не позволил старику встретиться с Дуней. Смотритель вернулся на станцию, но сильно упал духом, стал пить. Уютная и аккуратная некогда станция приобрела небрежный вид.

Спустя еще несколько лет эту станцию закрыли. Посетив эти места, Белкин решил навестить старого смотрителя, узнал о его смерти, и о том, что Дуня – «прекрасная барыня» навестила могилу отца и долго плакала на ней. Она дала деньги священнику на помин души и пожертвовала серебряный пятак мальчишке, сопроводившему ее на кладбище.

Осматривая в свой первый приезд помещение станции, Белкин обращает внимание на серию картинок «Возвращение блудного сына», висящих на стене. Эта библейская тема лишь отчасти созвучна с последующими событиями. Блудная дочь возвращается, будучи прекрасной барыней, матерью очаровательных сыновей, но она не застает в живых отца.

Можно предположить, что Дуне хватило ума и немного женской хитрости, чтобы заставить гусара Минского жениться на ней, но она не стразу стала его женой. К моменту, когда Самсон Вырин пришел в Петербург, она еще была содержанкой гусара, и жила не в его доме. Минский снимал для девушки квартиру. Тревога отца не была беспочвенной, она основана на жизненном опыте. Не каждой бедной девушке, тем более увезенной таким образом, удается стать женой и светской дамой. Возможно, если бы Самсон Вырин мог предположить, что его дочь счастлива, он и сам бы не позволил себе пасть духом.

В знаменитую Болдинскую осень 1830 года А.С. Пушкин за 11 дней написал удивительное произведение - «Повести Белкина», - включавшее пять самостоятельных историй, рассказанных одному человеку (его имя вынесено в заглавие). В них автору удалось создать галерею провинциальных образов, правдиво и без прикрас показать жизнь в современной писателю России.

Особое место в цикле занимает повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.

Знакомство с героями

Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось - а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести - показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.

Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин - отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.

В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.

Как изменился Вырин…

Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.

Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.

История о блудном сыне

Еще при первом своем приезде рассказчик заметил на стенах картинки с подписями на немецком языке. Они отображали библейскую историю о блудном сыне, забравшем свою долю наследства и промотавшем ее. На последней картинке смиренный отрок вернулся в родной дом к простившему его родителю.

Эта легенда очень напоминает то, что произошло с Выриным и Дуней, потому она неслучайно включена в состав повести «Станционный смотритель». Основная мысль произведения связана с идеей беспомощности и беззащитности простых людей. Вырин, хорошо знакомый с устоями высшего общества, так и не смог поверить, что его дочь может быть счастлива. Не убедила и сцена, увиденная в Петербурге, - все может еще измениться. Он ждал возвращения Дуни до конца жизни, но их встреча и прощение так и не состоялись. Возможно, Дуня просто долго не решалась предстать перед отцом.

Возвращение дочери

В свой третий приезд рассказчик узнает о смерти старого знакомого. А сопровождавший его на кладбище мальчик поведает ему о барыне, приезжавшей уже после того, как умер станционный смотритель. Содержание их разговора дает понять, что все у Дуни сложилось хорошо. Она приехала в карете с шестью лошадями, в сопровождении кормилицы и трех барчат. Вот только отца в живых Дуня уже не застала, потому и покаяние «заблудшей» дочери стало невозможным. Барыня долго лежала на могиле - так по традиции просили прощения у умершего человека и навсегда прощались с ним - а затем уехала.

Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?

Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы - это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент - произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.

Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими и чуткой душой, А.С. Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами. Таковым оказывается и станционный смотритель.

Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, - необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.