Балакирев – краткая биография. Милий Алексеевич Балакирев

(1910-05-29 ) (73 года)

Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 [2 января ], Нижний Новгород - 16 мая , Санкт-Петербург) - русский композитор , пианист , дирижёр , педагог, глава «Могучей кучки ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Милий Балакирев родился в дворянской семье Балакиревых , сын титулярного советника Алексея Константиновича Балакирева (1809-1869).

    В детском возрасте первоначальные уроки игры на фортепиано давала мать. В 10-летнем возрасте на летних каникулах его отвезли в Москву, где за 10 уроков у Александра Дюбюка он усвоил правильные приёмы фортепианной игры. В Нижнем Новгороде музыкальные занятия он продолжал у пианиста и дирижёра - Карла Эйзериха. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев , просвещённый дилетант , меценат , автор первой русской монографии о Моцарте .

    28 января 1868 года после отказа Ломакина от управления музыкальной школой Милий Балакирев, как один из её учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени 1874 года. В 1870-х годах Балакирев был отстранён от руководства симфоническими собраниями РМО в Петербурге, отошёл от музыкальных занятий и 6 июля 1872 года начал работать рядовым служащим в магазинной конторе Варшавской железной дороги . В это время он готовился уйти в монастырь, но стараниями священника Ивана Верховского остался в миру. Возвращение к музыкальным и общественным делам произошло только в конце 1870-х годов. В 1881 году он вновь возглавил музыкальную школу. Стал вегетарианцем .

    В 1883 году Балакирев был назначен заведовать придворной певческой капеллой . Балакирев все музыкальное дело певческой капеллы сосредоточил в своих руках, им была разработана программа научных классов, а в помощники он пригласил к себе Николая Римского-Корсакова, занимавшего должность инспектора музыкальных классов. При Балакиреве здание певческой капеллы перестраивается заново, оно приобретает изящный внешний вид с роскошными залами и обширными помещениями для учащихся. Особое внимание Балакирев уделил развитию оркестрового класса при капелле. Это оказало благотворное влияние на певцов капеллы, которые вследствие потери голоса должны были прекратить свои занятия в хоре. Им предоставлялась возможность нового заработка, так как они оставались в привычной для них среде, и отпадала необходимость в поиске себе занятий в какой-либо другой, чуждой для них специальности.

    Музыка

    Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (1856); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году, а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде ; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара » (на текст Лермонтова), исполненная впервые в 1882 году (в концерте Бесплатной музыкальной школы) . Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо , фантазия «Исламей» на восточные темы (1869). Виртуозная пьеса «Исламей» относится к самым технически трудным произведениям фортепианной музыки. Она вдохновила Мориса Равеля при создании цикла «Ночной Гаспар». Так про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.

    Балакиревым переложены для фортепиано в две руки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

    Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Исступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) - числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста - прижизненная, составленная в промежутке между 1882 и 1895 годами.)

    Среди других неупомянутых произведений - 2 симфонии (1897; 1908), Сюита для оркестра (1909 - закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта (1855; 1910 - закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

    Дарование М. А. Балакирева особенно проявилось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена , слышанный им от одной любительницы ещё в детстве, позже - трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз её (1852) хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге .

    Общий список произведений

    Оркестровые произведения

    • «Король Лир» (Музыка к трагедии Шекспира)
    • Увертюра на темы трех русских песен. Увертюра на тему испанского марша
    • «В Чехии» (симфоническая поэма на три чешские народные песни)
    • «1000 лет» («Русь»). Симфоническая поэма
    • «Тамара ». Симфоническая поэма
    • Первая симфония C-dur
    • Вторая симфония d-moll
    • Сюита, составленная из 4 пьес Шопена
    Романсы и песни
    • Ты пленительной неги полна (А. Головинский)
    • Звено (В. Туманский)
    • Испанская песня (М. Михайлов)
    • Песня разбойника (А. Кольцов)
    • Обойми, поцелуй (А. Кольцов)
    • Баркаролла (А. Арсепьев из Гейне)
    • Колыбельная песня (А. Арсепьев)
    • Взошёл па небо месяц ясный (М. Япенич)
    • Когда беззаботно, дитя, ты резвишься (К. Вильде)
    • Рыцарь (К. Вильде)
    • Так и рвется душа (А. Кольцов)
    • Приди ко мне (А. Кольцов)
    • Песня Селима (М. Лермонтов)
    • Введи меня, о, ночь (А. Майков)
    • Еврейская мелодия (М. Лермонтов из Байрона)
    • Исступление (А. Кольцов)
    • Отчего (М. Лермонтов)
    • Песня золотой рыбки (М. Лермонтов)
    • Песня старика (А. Кольцов)
    • Слышу ли голос твой (М. Лермонтов)
    • Грузинская песня (А. Пушкин)
    • Сон (М. Михайлов из Гейне)
    • Над озером (А. Голенищев-Кутузов)
    • Пустыня (А. Жемчужников)
    • Не пенится море (А. Толстой)
    • Когда волнуется желтеющая нива (М. Лермонтов)
    • Я любила его (А. Кольцов)
    • Сосна (М. Лермонтов из Гейне)
    • Nachtstiick (А. Хомяков)
    • Как наладили (Л. Мей)
    • Среди цветов поры осенней (И. Аксаков)
    • Догорает румяный закат (В. Кульчинский)
    • Запевка (Мей)
    • Сон (Лермонтов)
    • Беззвездная полночь дышала прохладой (А. Хомяков)
    • 7-е ноября (А. Хомяков)
    • Я пришёл к тебе с приветом (А. Фет)
    • Взгляни, мой друг (В. Красов)
    • Шепот, робкое дыханье (А. Фет)
    • Песня (М. Лермонтов)
    • Из-под таинственной холодной полумаски (М. Лермонтов)
    • Спи (А. Хомяков)
    • Заря (А. Хомяков)
    • Утес (М. Лермонтов)
    • Сборник русских народных песен (40) для одного голоса с фортепиано

    Фортепианные произведения

    • «Исламей»
    • Соната b-moll
    • Колыбельная песня
    • Каприччио
    • Песня рыбака
    • Думка
    • Фантастическая пьеса. Прялка
    • Песнь гондольера. Юмореска
    • Экспромт на темы двух прелюдий Шопена
    • Семь мазурок
    • Испанская мелодия
    • Три ноктюрна
    • Novellette
    • Грезы
    • Три скерцо
    • Испанская серенада
    • Тарантелла
    • Токката
    • Полька
    • В саду (Идиллия)
    • Меланхолический вальс
    • Бравурный вальс
    • Вальс-экспромт
    • Семь вальсов
    • Эскизы, Tyrolienne
    • Концерт Es-dur для фортепиано с оркестром

    Обработки, имеющие значение самостоятельных произведений

    • Фантазия на темы оперы «Иван Сусанин»
    • Транскрипция на «Жаворонка» Глинки
    • на «Аррагонскую хоту» Глинки
    • на «Ночь в Мадриде» Глинки
    • Вступление к «Бегству в Египет» Берлиоза
    • Неаполитанская песня Ф. Листа
    • «Не говори», романс Глинки
    • Berceuse В. Одоевского
    • Каватина из квартета Бетховена, ор. 130
    • Романс из концерта Шопена, ор. 11
    • Увертюра к опере Ундина А. Львова (переложение и 4 руки)
    • Два вальса-каприз (переложение вальсов А. С. Танеева)
    • Для фортепиано в 4 руки
    • Сборник 30 русских песен
    • Сюита: а) Полонез, б) Песенка без слов, в) Скерцо

    Для двух фортепиано в 4 руки

    • Бетховен. Квартет ор. 95, f moll
    Для виолончели с аккомпанементом фортепиано
    • Романс
    Хоровые произведения
    • Колыбельная песня (для женских или детских голосов с сопровождением малого оркестра или рояля),
    • Две былины для смешанного 4-х голосного хора: а) Никита Романович, б) Королевич из Кракова
    • Кантата на открытие памятника Глинке
    • Мазурка Шопена (переложение для смешанного хора a capella, слова Л. Хомякова)

    Адреса в Санкт-Петербурге

    • 1861 - доходный дом - Офицерская улица , 17;
    • 1865-1873 годы - дворовый флигель особняка Д. Е. Бенардаки - Невский проспект , 86, кв. 64;
    • 1882-1910 - доходный дом -
    (1910-05-29 ) (73 года) Место смерти Страна

    Российская империя

    Профессии Инструменты Коллективы

    Могучая кучка

    Милий Алексеевич Балакирев

    Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев (21 декабря 1836 [2 января ], Нижний Новгород - 16 мая , Санкт-Петербург) - русский композитор , пианист , дирижёр , глава «Могучей кучки ».

    Мемориальная доска на доме 7 по ул.Коломенской, Санкт-Петербург.

    Биография

    Милий Балакирев родился в семье Алексея Константиновича Балакирева (1809-1869).

    В детском возрасте брал уроки игры на фортепиано у Александра Дюбюка . Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета в 1853-1855. Большое участие в его судьбе принял А. Д. Улыбышев , просвещённый дилетант, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте .

    Музыка

    Композиторская деятельность Балакирева, хотя не обширна, но весьма почтенна. Он написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно выделяются следующие: оркестровая музыка к королю Лиру (1860 год), состоящая из увертюры и антрактов; увертюра на чешские темы (); две увертюры на русские темы, из которых первая сочинена в 1857 году , а вторая, под названием «Русь», написана в 1862 году на открытие памятника тысячелетия России в Новгороде ; увертюра на испанскую тему; симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова), исполненная в 1-й раз в концерте Бесплатной музыкальной школы, в 1882 году . Из фортепианных сочинений, Балакирева известны: две мазурки (As-dur и h-moll), скерцо , фантазия «Исламей» на восточные темы (1869); им же переложены для фортепиано в две руки: «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Песня жаворонка» Глинки, увертюра (вступление) ко второй части «La Fuite en Egypte» сочинения Берлиоза, каватина из квартета Бетховена (ор. 130), «Арагонская хота» Глинки. В четыре руки: «Князь Холмский», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» Глинки.

    Из вокальных сочинений Балакирева большой популярностью пользуются романсы и песни («Золотая рыбка», «Приди ко мне», «Введи меня, о ночь, тайком», «Наступление», «Взошёл на небо месяц ясный», «Слышу ли голос твой», «Еврейская мелодия», «Грузинская песня» и проч.) - числом 20 (по другим данным 43. Видимо, основная часть текста - прижизненная, составленная в промежутке между и 1895 годами .)

    Cреди других неупомянутых произведений - 2 симфонии ( ; ), Сюита для оркестра ( - закончена С. Ляпуновым), 2 фортепианных концерта ( ; - закончен С. Ляпуновым, большое количество фортепианных произведений: соната, мазурки, ноктюрны, вальсы и т. д. Весьма ценным вкладом в область русской музыкальной этнографии является «Сборник русских народных песен», изданный Балакиревым в 1866 году (всех песен 40).

    Дарование М. А. Балакирева особенно выказалось в первых его произведениях и в тонком понимании оркестровки; музыка Балакирева своеобразна, богата в мелодическом отношении (музыка к королю Лиру, романсы) и весьма интересна и красива в гармоническом. Систематического курса Балакирев никогда не проходил. Значительнейшими музыкальными впечатлениями Балакирева за все это время были фортепианный концерт (e-moll) Шопена , слышанный им от одной любительницы еще в детстве, позже - трио «Не томи родимый» из «Жизни за Царя» Глинки. Этим композиторам он остался верен всю жизнь. Большое впечатление произвел на него И. Ф. Ласковский, как пианист и композитор. Участие в музыкальных ансамблях и особенно изучение партитур и дирижирование оркестром в доме Улыбышева сильно подвинуло его музыкальное развитие. К этому времени относятся и первые попытки к сочинению: септет для фортепиано, смычковых инструментов, флейты и кларнета, остановившийся на первой части, написанной в духе очень нравившегося ему фортепианного концерта Гензельта, и фантазия на русские темы для фортепиано с оркестром, тоже оставшаяся незаконченной. Рукописный эскиз ее () хранится в публичной библиотеке в Санкт-Петербурге .

    В Казанском университете, на математическом факультете, Балакирев пробыл менее двух лет, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В Казани Балакиревым написаны: фортепианная фантазия на мотивы из «Жизни за Царя», первый романс: «Ты пленительной неги полна» () и концертное Allegro. В 1855 году он приехал в Санкт-Петербург вместе с Улыбышевым, который ввел его в музыкальные кружки столицы.

    Адреса в Санкт-Петербурге

    • 1861 год - доходный дом - Офицерская улица , 17;
    • 1865-1873 годы - дворовый флигель особняка Д. Е. Бенардаки - Невский проспект , 86, кв. 64;
    • 1882 - 16.05.1910 - доходный дом - Коломенская улица , 7, кв. 7.

    Память

    Примечания

    Ссылки

    • Милий Алексеевич Балакирев: ноты произведений на International Music Score Library Project

    Милий Алексеевич Балакирев. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37 1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководителей (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород).… … Большая советская энциклопедия

    Балакирев Милий Алексеевич - (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1836/37 1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки, один из основателей (1862) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867 69),… … Большой Энциклопедический словарь

    Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С. Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском… … Биографический словарь

    - (1836 1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1836/1837 1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт Петербург). Дирижёр Императорского Русского… … Энциклопедический словарь

    БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич - Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород 16.05. 1910, С. Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых… … Православная энциклопедия


    Милий Алексеевич Балакирев (2 января 1837 г. - 29 мая 1910 г.), русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки».

    Общеизвестна огромная роль М. А. Балакирева в истории русской культуры, и все же его значение остаётся оценённым не до конца. Возможно, это связано с тем, что он вызывал сложное и неоднозначное отношение к себе современников - как своим творчеством, так и общественной деятельностью.

    «В Балакиреве я всегда чувствовал два человека: один - очаровательный и весёлый собеседник, готовый рассказать и не совсем приличный анекдот; другой же - какой-то раскольничий настоятель, деспотически требовательный, даже жестокий, способный совершенно неожиданно обидеть человека, дружески к нему расположенного», - вспоминал М. М. Ипполитов-Иванов.

    Находясь в центре внимания культурной жизни или уходя в тень, он никогда не шёл на компромиссы с мнением общества - даже в противоречии с ним. В тишине и одиночестве он продолжал делать то же, что и на вершине славы, - служить искусству, принося в жертву все остальное: здоровье, личную жизнь, дружбу близких людей, доброе мнение коллег-музыкантов. Балакирев - одна из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века.

    Его жизнь была долгой и охватила несколько периодов истории русской музыкальной культуры. Ещё юношей (в 19 лет) А. Д. Улыбышев привёл Балакирева на ёлку к Михаилу Ивановичу Глинке , который сразу предсказал ему «блестящую музыкальную будущность». В дальнейшем он даже передал ему тему испанского марша, на который тот сочинил Увертюру. А в конце жизни судьба столкнула его с Сергеем Васильевичем Рахманиновым , который в 1905 году дирижировал симфонической поэмой «Тамара». На протяжении более полувека он общался с различными выдающимися музыкантами России и Европы, всячески способствуя процветанию истинного искусства.

    Он родился в Нижнем Новгороде 21 декабря 1836 года в семье чиновника. Начальные музыкальные сведения получил от матери, в дальнейшем занимался с К. К. Эйзрихом и брал отдельные уроки у различных музыкантов, в том числе А. Дюбюком, однако своим музыкальным образованием в основном он был обязан самому себе. Эйзрих ввёл его в дом А. Д. Улыбышева - любителя и знатока музыки, написавшего монографию о Моцарте . У него Балакирев участвовал в музыкальных вечерах и изучал нотную литературу.

    В 1853 году он переехал в Казань и зачислился вольнослушателем Университета на физико-математический факультет, однако уже через два года уехал оттуда в Петербург. В северной столице Балакирев быстро сблизился с кругом музыкантов - М. И. Глинкой , А. С. Даргомыжским , А. Н. Серовым, В. В. Стасовым, а также С. Монюшко. В конце 1850-х - начале 1860-х вокруг него сложился кружок, который позднее был назван «Могучей кучкой».

    Это название впервые появилось в 1867 году в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева», где есть следующие строки: «Дай Бог, чтобы наши славянские гости навсегда сохранили воспоминание о том, сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Сам кружок называл себя «Новой русской школой».

    После активной творческой жизни 1860-х годах наступил жестокий кризис, который длился почти все десятилетие. В эти годы Балакирев почти полностью отказался от общения со своими прежними друзьями и от занятий творчеством, на короткий срок он даже поступил чиновником в Магазинное управление Варшавской железной дороги. Второй период творческой активности композитора наступил в 1880-1900-е годы. До последних лет жизни он активно занимается творческой, общественной и исполнительской деятельностью.

    Это наиболее крупные вехи его биографии. Но как описать, сколько душевных сил и внутреннего огня вложил Балакирев в свои труды? Всю жизнь он пламенел ярким огнём, пробуждая кипучую творческую энергию в других. Его эпохой - временем, когда он полностью и счастливо раскрывал потенциал своего творческого дарования, - были 1860-е годы. В это время, после ухода Николая I с престола, искусство воспринималось как средство для улучшения жизни общества. Впоследствии эти идеи отошли на второй план, но для Балакирева они всегда оставались значимыми.

    Большую часть своей жизни он посвятил активной музыкально-общественной деятельности, которая не всегда находила соответствующий отклик современников. Самым главным и трудным его начинанием стало создание в 1862 году совместно с Г. Я. Ломакиным Бесплатной музыкальной школы (БМШ), цели для которой были те же, что и для Русского музыкального общества (РМО) - обучение русских музыкантов и доступность соответствующего образования для всех.

    Кроме Балакирева в период с 1873 по 1882 год БМШ руководил Н. А. Римский-Корсаков, а с 1908 года - С. М. Ляпунов. После Октябрьской революции она прекратила своё существование.

    Однако открытие А. Г. Рубинштейном в том же году на основе РМО Петербургской консерватории отвлекло внимание общественности от благородного начинания Балакирева и способствовало появлению в ней двух партий – приверженцев идей Балакирева и Рубинштейна. Сам Балакирев весьма неоднозначно относился к начинанию Рубинштейна. Главным возражением против консерватории стало то, что типизированное музыкальное образование должно было, по его мнению, убить индивидуальность учащихся. С друзьями он иронизировал над Рубинштейном, называя его Дубинштейном, Тупинштейном и даже Грубинштейном. Впрочем, возможно здесь сказалась и личная обида за своё собственное начинание - БМШ, которое, будучи направлено на те же цели, не привлекло к себе такого внимания ни меценатов, ни общественности.

    Трудности в делах БМШ во многом стали причиной постигшего Балакирева в 1870-е годы кризиса. Вместе с тем, со временем негативное отношение к РМО сглаживалось. В 1871 году он одобрил решение Римского-Корсакова работать в Петербургской консерватории. Хотя Римский-Корсаков считал, что Балакирев имел корыстное намерение «провести своего во враждебную ему консерваторию». Тем не менее, Балакирев уважал его знание гармонии и контрапункта и пересылал к нему тех своих учеников, которые нуждались в последовательном изучении этих предметов. Так к Римскому-Корсакову в 1879 году попал юный А. К. Глазунов. А в 1878 году Московское отделение РМО даже предложило Балакиреву занять место П. И. Чайковского , покинувшего к тому времени Консерваторию. Он не принял предложения, но был им тронут.

    Кроме БМШ, в 1870-е годы Балакирев активно занимался преподавательской и инспекторской деятельностью в женских институтах. С 1873 года он был инспектором музыкальных классов в женском Мариинском институте, а с 1875 - в училище св. Елены. Наконец, с 1883 до 1894 год он был управляющим Придворной певческой капеллы, выйдя после этого на пенсию.

    Педагогическая деятельность сопровождала Балакирева всю жизнь. Он воспитал плеяду композиторов, составивших целую эпоху русской музыки. Именно вокруг него в «Новой русской школе» объединились талантливейшие композиторы своего времени - Цезарь Антонович Кюи (знакомый с Балакиревым с 1856), Модест Петрович Мусоргский (с 1857), Николай Андреевич Римский-Корсаков (с 1861), Александр Порфирьевич Бородин (с 1862), а также А. С. Гуссаковский (с 1857, после 1862 отошёл от дел кружка) и Н. Н. Лодыженский (с 1866).

    К кружку примыкали также музыкальные критики и общественные деятели А. Н. Серов и В. В. Стасов (оба с 1856 года, впрочем, уже к 1859 году отношения Балакирева и Кюи с Серовым были безнадёжно испорчены). Однако Балакирев не был преподавателем в обычном смысле слова. «Новая русская школа» представляла собой дружеский кружок, где Балакирев воспринимался как старший и более образованный товарищ. Не без юмора он писал о собраниях кружка, например, следующее: «Вся наша компания живёт, как и прежде. Мусоргский теперь имеет весёлый и гордый вид, они написали Allegro - и думает, что уже очень много им сделано для искусства вообще и русского в особенности. У меня теперь каждую среду бывает собрание всех русских композиторов, играются наши новые (буде кто сочинит) произведения и вообще хорошие вещи Бетховена , Глинки , Шумана, Шуберта и проч.» (письмо к А. П. Захарьиной от 31 декабря 1860 года, цит. по: М. А. Балакирев. Летопись жизни и творчества).

    Проигрывание произведений (как своих, так и чужих) сопровождалось их детальным анализом. Стасов вспоминал, что на собраниях кружка «все толпой собирались около фортепиано, где аккомпанировал либо М. А. Балакирев, либо Мусоргский как самые сильные фортепианисты кружка и тут шла тотчас же проба, критика, взвешивание достоинств и недостатков, нападение и защита».

    Каждый вновь приходящий в кружок молодой человек чувствовал на себе непреодолимое обаяние личности Балакирева и его удивительную способность возжигать в людях огонь вдохновения. Римский-Корсаков вспоминал, что «С первой встречи Балакирев произвёл на меня громадное впечатление. Он требовал, чтобы я принялся за сочинение симфонии. Я был в восторге». Мусоргский писал Балакиреву: «Вы меня славно умели толкать во время дремоты». А Е. С. Бородина говорила, что «Плоды только что сложившегося знакомства (Бородина) с Балакиревым сказались баснословным по силе и скорости образом. Уже в декабре он играл мне почти целиком первое Allegro своей симфонии Es-dur».

    Но не все было безоблачно. Уже очень скоро члены кружка осознали деспотизм своего старшего друга, его непреклонное убеждение в своей безусловной правоте и его стремление активно участвовать во всех деталях их творческого процесса. Он говорил Римскому-Корсакову: «Вы можете верить в мою критическую способность и в способность музыкального понимания, но пусть мои мнения не будут для Вас непреложны».

    Однако вмешательство Балакирева буквально в каждый такт, в каждую ноту едва рождающихся сочинений молодых композиторов постепенно становилось для них тягостным. В 1861 году Мусоргский писал Балакиреву: «Насчёт того, что я вязну, и меня приходится вытаскивать, скажу одно - если талант есть - не увязну. Пора перестать видеть во мне ребёнка, которого надо водить, чтобы он не упал».

    К концу 1860-х годов кружок постепенно начал распадаться - птенцы оперились и постепенно все дальше вылетали из гнезда. Балакирев становился одиноким, наступал творческий кризис. Впоследствии у него были и другие ученики, но лишь спустя долгие годы, в 1884 году, состоялось его знакомство с Сергеем Михайловичем Ляпуновым, который стал единственным до конца преданным и верным ему учеником, продолжившим в своём творчестве традиции музыки Балакирева.

    Огромное значение в жизни Балакирева имела его исполнительская деятельность, которой он занимался с юности до последних лет своей жизни. Познакомившись с четырёхлетнего возраста с возможностями фортепиано, к восемнадцатилетнему возрасту он был уже сложившимся пианистом-виртуозом, «пианисты, какие наезжали в Казань - Сеймур Шиф и Антон Контский, - обходились с ним как с коллегой».

    В письме к Ростиславу, опубликованному в «Северной пчеле» (№ 290), А. Д. Улыбышев рекомендовал Балакирева как виртуоза: «Ему стоит прослушать один раз большую пьесу, исполненную оркестром, чтоб передать ее без нот во всей точности на фортепиано. Читает он всякую музыку и, аккомпанируя пению, переводит тотчас арию или дуэт в другой тон, какой угодно».

    Во второй половине жизни Балакирев был признан как пианист не только в России, но и за рубежом, в частности, в Польше. В 1894 году там состоялся его последний публичный концерт, посвящённый горячо любимому им композитору - Шопену, в связи с открытием памятника ему. Это было время, когда политические отношения России и Польши были обострены, и друзья отговаривали Балакирева от поездки туда. Его «пугали и тем, что зал будет пуст, и тем, что ему могут устроить демонстрацию как русскому, патриоту. Но Балакирев не испугался, поехал, и концерт состоялся. Вся польская Варшава была в Желязовой Воле. Балакирев никогда без волнения не может говорить об этом. Это был его последний выход перед публикой, больше он уже никогда не играл».

    Дирижёрскую палочку Балакирев взял в руки также с юного возраста. Уже в 15 лет он дебютировал с Восьмой симфонией Бетховена в концерте в Нижнем Новгороде, заменяя своего уехавшего учителя Карла Эйзриха. Впрочем, как он вспоминал впоследствии, в то время «Он не знал даже, в каком направлении указываются палочкой доли такта».

    В дальнейшем он стал крупным, признанным дирижёром. После основания в 1862 году Бесплатной музыкальной школы (БМШ) он дирижировал концертами её и в её пользу (с 1863 года). В 1866-1867 годах Балакирев был приглашён в Прагу для постановки опер Глинки. Дело не обходилось без недоразумений, в письме к Л. И. Шестаковой он возмущённо писал, что «Здешние мерзкие дирижёришки вздумали куда-то было затерять клавир «Руслана», хорошо, что я, к удивлению всех, на память аккомпанировал всю оперу».

    В 1868 году дирекция Русского музыкального общества поручила ему управление своими концертами (всего 10концертов). Со следующего сезона Балакирев увеличил число концертов Бесплатной музыкальной школы, но долго конкурировать с Русским музыкальным обществом не смог. Через год его заменили Э. Ф. Направником, и это вызвало большой резонанс в печати, в частности, была опубликована статья П. И. Чайковского «Голос из московского музыкального мира» с выражением протеста по этому поводу. Это событие стало одной из причин жестокого кризиса, постигшего композитора в 1870-е годы.

    В 1872 году последний из объявленных концертов РМО уже не мог состояться. Огорчённый Балакирев в 1874 году оставил и Бесплатную музыкальную школу. Директором её был избран Римский-Корсаков. Неудачи завершились не имевшим успеха концертом в Нижнем Новгороде. Удручённый Балакирев был близок к самоубийству. Нуждаясь в средствах не только для себя, но и для своих сестёр, оставшихся после смерти отца на его попечении, он поступил на службу в Магазинное Управление Варшавской железной дороги и стал снова давать уроки музыки. Он отдалился от своих музыкальных друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся исполнять обряды, ранее им отрицаемые.

    Позднее он вернулся к активной дирижёрской деятельности, в том числе за рубежом. В 1899 году Балакирев был приглашён в Берлин управлять симфоническим концертом из произведений Глинки в честь открытия мемориальной доски на доме, где тот умер. В дальнейшем по состоянию здоровья Балакирев отошёл от дирижёрской деятельности.

    За жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая неактивность композитора нередко вызывала удивление современников - ведь именно он стимулировал творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало. Однако причиной этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком, обладавшим требовательным и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или банальность, новизну или повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей, он требовал только нового, оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно детального вмешательства в творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не менее требователен. Каждая написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского внутреннего слуха - и не всегда её проходила. В результате произведения могли создаваться десятилетиями. Наиболее яркий пример - Первая симфония. Ещё в 1860-е годы всех своих друзей он побуждал к созданию симфонии, считая её вершиной жанровой системы. Свою же собственную симфонию он начал в 1864 году, а закончил - в 1897 году.

    Когда Глинка в конце своей жизни дал Балакиреву тему испанского марша для его будущей увертюры, тем самым он как бы назначил его своим преемником. Действительно, Балакирев унаследовал от своего старшего современника многое, и в частности колоссальную широту интересов и творческих замыслов, но его собственный путь был вполне самобытным. Одним из важнейших принципов творчества Балакирева было не повторение - ни музыки других композиторов, ни себя самого. Каждое его сочинение было уникальным.

    Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не был осуществлён. Единственное произведение Балакирева для театра – музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и другие номера для оркестра. В целом, наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра. Кроме двух симфоний, сюда входят различные увертюры: на тему испанского марша, данного автору Глинкой (1857 г., 2-я редакция 1886 г.), на темы трёх русских песен (1858 г., 2-я редакция 1881 г.), Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867 г., 2-я редакция 1905 г.). Здесь же находятся симфонические поэмы «Русь» (первоначально музыкальная картина «1000 лет», 1864 г., 2-я редакция 1887 г., 1907 г.), «Тамара» (1882) и Сюита в трёх частях (1901-1909 гг., завершена С. М. Ляпуновым).

    Как концертирующий пианист он сочинял много произведений с участием фортепиано. Из них два фортепианных концерта (1-й 1855 г., 2-й 1862-1910 гг., окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а также просто фортепианных – среди них фантазия «Исламей» (как и «Тамара», связанный с впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869 г.), соната (1905), множество фортепианных миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки и т.д.

    С работой Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки - переложений для хора а capella романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении жизни Балакирев создал немало романсов для голоса с фортепиано или с оркестром («Грузинская песня», 1863).

    Большой вклад Балакирев сделал в историю собирания и записи народных песен. После поездки по Волге, специально предпринятой для записи народных песен, Балакирев опубликовал сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (1866), имевший большой общественный резонанс. Позднее композитору предложили участвовать в составе комиссии по составлению и изданию русских народных песен, собранных экспедициями Русского географического общества. Результатом этой работы стало издание сборника «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898). В своём творчестве Балакирев часто обращался к подлинным русским напевам, и этим он продолжал в музыке традиции, заложенные «Камаринской» Глинки.

    Особое значение в творческой деятельности Балакирева имела его редакторская работа. Начиная с 1860-х годов, она сопровождала Балакирева на протяжении всего творческого пути. Вероятно, если сравнить количество редакторских и авторских работ композитора, то первых будет едва ли не больше. Здесь и работа с только нарождающейся музыкой близких друзей-учеников (Кюи, Ляпунов и т.д.), и редакции произведений композиторов, уже ушедших из жизни (как, например, Берлиоз и Шопен). Сюда входят и простые переложения симфонических произведений для фортепиано (в 2 или 4 руки), и творческие переосмысления уже существующих произведений других авторов (сюда входят различные фортепианные транскрипции, концертные обработки и прочие).

    Ещё в 1877 году сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова просила Балакирева заняться редактированием и изданием на её средства оперных партитур Глинки. К концу 1878 года вышла партитура оперы «Руслан и Людмила», а в 1881 году - «Жизнь за царя» под редакцией М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова . Одновременно он занимался редакциями и корректурами других сочинений Глинки, выходивших в различных издательствах. Своё логическое завершение работа с музыкой Глинки получила в конце жизни Балакирева - с 1902 года он активно участвовал в редакции и издании Полного собрания сочинений Глинки. Что же касается Шопена, то работа с его музыкой осталась в тени, однако она ничуть не менее важна.

    Малоизвестно, что именно Балакирев стал редактором первого в мире Собрания сочинений Шопена, вышедшего в России в издании Стелловского в 1861-1864 годы. В дальнейшем он также работал над редакциями различных сочинений Шопена и увенчал свою творческую биографию двумя масштабными работами, связанными с творчеством Шопена - переинструментовкой Первого фортепианного концерта в 1909, и оркестровой Сюитой из его же произведений в 1910 году.

    Последний период Балакирев был окружён музыкальной молодёжью, но самым дорогим для него человеком в эти годы стал С. Ляпунов. Согласно его воле Ляпунов завершил ряд не законченных композитором произведений, в том числе концерт ми-бемоль мажор. Умер Балакирев 16 мая 1910 года.

    Похоронен Балакирев на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

    Милий Алексеевич Балакирев снискал славу человека, у которого лучше получалось создавать великих композиторов, чем великую музыку. Его « » не столь известна, как « » , а романсы теряются в тени вокальных шедевров . Но не будь Балакирева, вероятно, не было бы шедевров , и , не было бы русской музыки в том виде, как мы знаем ее сейчас.

    Уроженец Нижнего Новгорода, сын титулярного советника, Балакирев проявил музыкальные способности уже в детские годы. Первой учительницей фортепианной игры стала для него мать. Когда мальчику было десять лет, мать во время летних каникул отправилась с ним в Москву, где Милий взял несколько уроков фортепианной игры у композитора Александра Дюбюка. По возвращении в родной город он начал учиться у дирижера и пианиста Карла Эйзериха.

    Балакирев обучается в Александровском институте. Немалую роль сыграла в его судьбе встреча с дипломатом Александром Улыбышевым. Этот человек – музыкант-любитель, один из первых музыкальных критиков, автор биографии , познакомил молодого человека с классической литературой, а в любительском оркестре, созданном Улыбышевым, Балакирев осваивает на практике основы дирижирования и инструментовки. Репертуар оркестра был богат – в него входили даже симфонии Бетховена.

    В 1853 г. Балакирев поступил в Казанский университет, но по прошествии года бросил его, чтобы заняться музыкой. Он создает романсы, а также фортепианные произведения. Улыбышев следит за успехами молодого композитора. В Санкт-Петербурге он представил Милия Алексеевича . Михаил Иванович одобрил сочинения Балакирева, дал ему несколько советов.

    В столице Балакирев приобретает известность как исполнитель-пианист, продолжает он и сочинение музыки. Вскоре он знакомится с Цезарем Кюи и , а позднее – с и . Так возникло содружество молодых композиторов, которое критик Владимир Стасов чуть позже назвал «Могучей кучкой». Никто из этих людей не получил музыкального образования: офицер , моряк , химик , военный инженер Кюи, да и сам Балакирев, ставший душой этого сообщества, в консерватории не учился. Но, быть может, именно поэтому они могли сказать новое слово в искусстве, противопоставив засилью Запада, царившему в профессиональной музыке, произведения на национальной основе.

    Друзья-композиторы каждую неделю собирались у Балакирева, играли на фортепиано в четыре руки множество произведений – и, разумеется, демонстрировали свои. Балакирев, по словам , показал себя «удивительным техническим критиком», тщательно разбирая все произведения, и в самообразовании своих друзей он сыграл решающую роль. Но, разумеется, он не ограничивался тем, что давал советы. К тому времени он уже создал два десятка романсов, которые высоко оценил Александр Серов. Известность приобрели его симфонические творения – в частности увертюра «Король Лир», а также фортепианные пьесы.

    Балакирев совершает поездку по Волге и трижды посещает Кавказ, в ходе этих поездок он записывает народные песни. Результатом общения с бурлаками на Волге стал «Сборник русских народных песен». Милий Алексеевич создал Увертюру на темы трех русских песен, задумал симфонию, посвященную тысячелетию Руси, но эта работа завершена не была. Кавказские же впечатления отразились в произведениях, созданных годы спустя – «Исламее» и « ».

    В 1862 г. композитор совместно с Гавриилом Ломакиным создал Бесплатную музыкальную школу. Существовавший в ней хор давал возможность приобщения к музыкальному искусству всем желающим. В этих концертах участвовал и оркестр, которым дирижировал Балакирев, включая в программы творения кучкистов. Дирижировал Милий Алексеевич и концертами Русского музыкального общества.

    1870-е гг. стали для Балакирева тяжелыми: несправедливое отстранение от концертов РМО, материальные проблемы. Все это приводит к мыслям о самоубийстве. Этого композитор все же не сделал, но пришел к решению о «самоубийстве музыкальном» – он решает навсегда отказаться от творчества. Некоторое время он служит в железнодорожной конторе, потом зарабатывает частными уроками. Лишь к концу 1870-х гг. он постепенно приходит в себя: вновь начинает общаться с друзьями, снова возглавляет Бесплатную музыкальную школу, завершает « », создает фортепианные пьесы и романсы, а с 1883 г. в течение одиннадцати лет возглавляет Придворную певческую капеллу. Его стараниями при капелле был создан оркестр.

    Музыка Балакирева исполняется не только в России, но и Брюсселе, Берлине и Копенгагене.

    Балакирев умер в 1910 г. Его последнее произведение – Сюита для оркестра – осталась незавершенной, закончил ее Сергей Ляпунов.

    Музыкальные Сезоны

    Крупнейший российский композитор Балакирев Милий Алексеевич, произведения которого до сих пор не теряют своей актуальности, известен не только своим выдающимся творчеством, но и как создатель и идейный вдохновитель целого течения в русской музыке.

    Детство и семья

    Родился будущий композитор 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Балакирев Алексей Константинович, был титулярным советником дворянского происхождения, мама занималась детьми. Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным, его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Вера на протяжении всей жизни оставалась для Балакирева важной темой. С раннего возраста ребенок показывал музыкальные способности, и мама это заметила.

    Первые музыкальные опыты

    Уже в 6-7 лет Балакирев Милий Алексеевич под руководством матери начинает учиться игре на фортепиано, демонстрируя значительные успехи. Для того чтобы дать сыну лучшие навыки, мама везет его в Москву. Там он проходит короткий курс фортепианной техники у и педагога Александра Дюбюка. Затем дома он продолжает осваивать инструмент под руководством местного пианиста и дирижера К. Эйзериха. Именно музыкант познакомил Балакирева с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, меценатом, музыкантом-любителем, просветителем, который сыграл очень важную роль в жизни композитора. В его доме собиралось блестящее общество местных мыслителей, литераторов, музыкантов, устраивались концерты, обсуждались проблемы искусства. Здесь было заложено основание эстетического мировоззрения Балакирева.

    Учеба

    Мать будущего композитора рано умерла, это положило конец систематическим занятиям Балакирева музыкой. Позже его отец женился вновь, его жалования едва хватало на жизнь большой семье, об оплате учебы речь не могла идти. В 12 лет мальчика отдают в Нижегородский дворянский институт, где он получает среднее образование за счет местного дворянства. Через четыре года он поступает вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но проучиться он смог чуть более года, денег на дальнейшее образование у него не было, он добывал себе пропитание, давая уроки музыки. Во время учебы Балакирев Милий Алексеевич пишет первые музыкальные произведения: романсы, пьесы для фортепиано.

    Призвание

    Видя несомненную одаренность юноши, Улыбышев в 1855 году берет его с собой в Санкт-Петербург, где знакомит с русским композитором М. Глинкой.

    Балакирев Милий Алексеевич, музыка для которого стала важнейшей частью жизни, показал свои произведения мэтру и получил очень высокую оценку и рекомендацию всю свою жизнь посвятить сочинению музыки. Уже через год начинающий автор представляет публике свои первые опусы, а также дебютирует как пианист и дирижер при исполнении его концертного аллегро для фортепиано с оркестром. Это выступление было очень благосклонно принято критиками и публикой, Балакирева стали приглашать для выступлений в богатых домах, это помогло решить финансовые проблемы композитора, но отнимало довольно много времени. Музыкант сразу заявил о себе как о русском творце, национальные мотивы стали его фирменным знаком.

    Путь в профессию

    Балакирев Милий Алексеевич, творчество которого постепенно набирает популярность, некоторое время ведет активную концертную деятельность, вращается в светских кругах. Но это отнимает у него слишком много сил и времени, а он видел свое предназначение в сочинении музыки и распространении передовых идей. Он сокращает количество выступлений, хотя это отрицательно сказывается на его материальном положении, и решает посвятить себя музыке и просветительству.

    Балакирев и "Могучая кучка"

    В конце 50-х годов XIX века Балакирев сближается с целым рядом музыкантов: А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым. Так формируется кружок, который впоследствии станет называться «Могучей кучкой». Единомышленники много рассуждали о судьбе национальной музыки, обсуждали произведения. Со временем к группе присоединились самые значительные композиторы Российской империи Н. Римский-Корсаков, А. Бородин, М. Мусоргский, Ц. Кюи. Балакирев увидел в каждом из этих молодых людей божественный свет музыки, помог им развить дар, сформировать собственный музыкальный стиль. Складывается мощная команда авторов, каждый из которых работает в собственной манере, но при этом они коллективно помогают друг другу вырабатывать единый национальный стиль.

    Группа активно общалась с представителями творческой интеллигенции своего времени: с критиками И. Тургеневым, А. Григоровичем, А. Писемским, И. Репиным. Тесные и сложные связи у композиторов установились с П. И. Чайковским, на которого «Могучая кучка» оказала сильное влияние. Музыканты вели активную пропаганду идей народности в искусстве, которые были авангардным направлением для русской культуры.

    К 70-м годам группа распалась, но ее идеи продолжали жить и развиваться. «Могучая кучка» оставила значительный след в русской музыке, ее влияние на себя признавали А. Лядов, А. Аренский, С. Ляпунов, М. Ипполитов-Иванов, даже во французской музыкальной культуре появилась известная «шестерка» Эрика Сати и Жана Кокто, повторяющая путь «Могучей кучки».

    Педагогическая деятельность

    Милий Алексеевич Балакирев, биография которого навсегда связана с музыкой, большой вклад внес в формирование отечественной школы. В 1862 году вместе с дирижером хора Г. Ломакиным Балакирев создает Бесплатную музыкальную школу, которая стала центром просвещения, пропаганды национального искусства и первым местом массового музыкального образования.

    Император поддержал начинание музыкантов, поэтому у организаторов была возможность развить бурную деятельность. Они устраивали концерты учащихся, принимали в учебное заведение всех, кто имел способности, но не мог платить за обучение. В школе преподавались сольфеджио, музыкальная грамота и вокал. Балакирев был директором учреждения и дирижером концертов. Во второй половине 80-х годов XIX века в школе ощущался острый дефицит финансов, что привело к значительному сокращению ее активности. Балакирев в то время переживал сильнейший кризис, он даже покидает пост директора на некоторое время.

    Но в 1881 году он возвращается на должность директора любимого детища и остается верным школе до конца жизни. В 1883 году Балакирев при протекции Т. И. Филиппова занимает пост управляющего придворной певческой капеллой, где пригодился его организаторский и педагогический талант. Он улучшает систему преподавания в капелле, усиливает научную составляющую в преподаваемых дисциплинах, приглашает преподавать Н. Римского-Корсакова, организовывает оркестровый класс, значительно повышает качество жизни учеников, строит новое здание капеллы. В 1894 году он оставляет руководство капеллой и выходит на пенсию с солидным денежным обеспечением, с этого времени он мог всецело посвятить себя творчеству.

    Музыкальная карьера

    Балакирев Милий Алексеевич всю свою жизнь занимался музыкой, его деятельность началась с написания первых любительских романсов и фортепианных пьес. Деятельность композитора начиналась под сильным влиянием М. Глинки, который сыграл важную роль в жизни музыканта. В 1866 году Глинка пригласил Балакирева руководить постановкой опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» в пражский театр. Музыкант проявил большую активность и показал свой дирижерский талант в этой работе, которая имела большой успех и способствовала укреплению положения Балакирева в музыкальном мире.

    В 1860 году композитор путешествует по Волге, где собирает песни бурлаков, которые позже оформит в музыкальный сборник, наделавший немало шума в отечественной культуре. В 1862, 1863 и 1868-м годах он совершает поездки на Кавказ, впечатления от которых повлияли на творчество музыканта. Вскоре композитора приглашают дирижировать Императорскими концертами русского музыкального общества, но в 1869 году он вынужден покинуть эту должность.

    Начинается непростой период в жизни Балакирева, композитор подвергается гонениям и клевете, это наносит ему психологическую травму, и на несколько лет он сильно сократил свою творческую активность. В 1881 году он возвращается в музыку, но больше занимается руководством капеллой, пишет немного, но в это время появляется несколько сильных, зрелых произведений, например симфоническая поэма «Тамара».

    В конце 90-х годов наступает последний творческий и очень продуктивный период жизни композитора. Он пишет много музыки для фортепиано, работает над симфоническими поэмами «Русь» и «В Чехии».

    Творческое наследие

    Композитор Балакирев Милий Алексеевич, годы жизни которого отданы поискам средств к существованию, просветительской и педагогической деятельности, оставил небольшое, но значительное наследие. К числу его основных произведений относят музыку к «Королю Лиру», фортепианную фантазию «Исламей», несколько серьезных обработок других композиторов, около 2 десятков романсов и песен, две симфонии.

    Личная жизнь

    Балакирев Милий Алексеевич был страстной, увлекающейся натурой, помещенной в трудные жизненные обстоятельства. Всю жизнь он был стеснен в средствах, его преследовали недоброжелатели, которые клеветали на него, организовывали кампанию против композитора в прессе. Наибольшей глубины финансовый кризис достиг в 1872 году, когда концерты школы не только перестали приносить прибыль, но и вовсе не могли проходить. В придачу к этому умирает отец композитора, и на его плечи ложится забота о благополучии младших сестер. Музыкант в отчаянии, он доходит до нервного истощения, даже задумывался о самоубийстве.

    В 1874 году Балакирев покидает школу и поступает в Магазинное управление Варшавской железной дороги в качестве мелкого служащего, он снова начинает давать уроки музыки. Ни сил, ни времени поддерживать отношения с друзьями у него не было, и он отходит от круга единомышленников, не сочиняет музыку. Это был самый тяжелый период в его жизни. Балакирев нашел выход в религии, он стал очень набожным и постепенно начал приходить в норму. В 1881 году, когда он вновь вернулся к работе в школе, его психическое состояние выравнивается. Жизненные перипетии, увлеченность музыкой не позволили Балакиреву создать собственную семью, он так и прожил холостяком, увлеченным творчеством.

    Композитор прожил длинную и насыщенную жизнь, он скончался 29 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище.

    Жизнь творческих людей часто полна взлетами и падениями, разными событиями, не исключение и Балакирев Милий Алексеевич. Интересные факты составляют огромный список, среди них есть и грустные. Так, при всех заслугах композитора не только перед русской культурой, но и перед всей европейской музыкой ни в одном городе мира ему так и не поставили памятника. Зато одна из лучших музыкальных школ Европы, если не мира, расположенная в Москве, гордо носит его имя.

    Балакирев с детства был болен, его часто преследовали мучительные и неотступные головные боли, которые доводили его до отчаяния. В один из таких затянувшихся кризисов он даже хотел бросить все и уйти в монастырь, но, к счастью, болезнь отступила, и композитор остался в

    Своим образованием, по сути, Балакирев обязан самому себе, он много работал над своей техникой и самосовершенствовался. Однако, когда ему предложили уже в зрелые годы занять должность профессора Московской консерватории, композитор отказался, так как у него не было академического образования.