Общенаучные подходы и методы исследования. Методы исследования в научной работе Композиция научной работы

Многочисленные инновационные процессы в сфере образования обозначили множество проблем методологического характера, которые привлекают все большее внимание педагогов-исследова- телей, теоретиков. Эти проблемы обусловлены необходимостью определения методологических подходов, наиболее актуальных и адекватных для осмысления, проектирования инновационных процессов в образовании, а также выбора способов их изучения и интерпретации .

Методологические подходы в современных педагогических исследованиях.

Отдельные аспекты методологического знания на современном этапе исследовали Ш. А. Амонашвили, В. С. Барулин, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, Н. А. Вершинина, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Г. Б. Корнетов, Н. Н. Моисеев, П. И. Образцов, А. П. Огурцов, В. В. Платонов, А. П. Тряпи- цына. Многие авторы заявляют о необходимости принципиальных изменений в образовании, методологическом знании и аргументируют это по-разному. Например, подчеркивается необходимость поиска путей выхода из кризиса, потребность в «прорыве» к иному образованию, отвечающему современной реальности.

Так, А. II. Балицкая, В. В. Кумарин, II. Г. Щедровицкий определяют современную ситуацию в образовании как парадигмальный кризис и начало становления новой педагогической формации, которая, по их мнению, станет четвертой формацией за последние две тысячи лет.

В условиях парадигмального кризиса обоснование необходимости систематизации современных методологических наработок при изучении отдельных аспектов образовательной реальности начинает подвергаться системным исследованиям на основе различных методологических подходов.

Сегодня можно отметить возрастание количества парадигм в теоретических исследованиях образовательной реальности и отсутствие систематизации, позволяющей понять методологическую картину и использовать ее как инструментарий. Преобразования в жизни российского общества, утверждение отношения к человеку как к высшей ценности социального бытия стали условиями не только выявления и развития его творческого потенциала, но и его функционирования как личности и гражданина, что актуализировало проблемы методологического характера, связанные с исследованием вопросов гуманизации. В последнее время более интенсивно входят в теорию и практику образования идеи сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Это и определило интенсивное развитие полипарадигмального подхода, который еще более остро обозначил проблему методологического характера. В конце XX и начале XXI в. произошли значительные изменения в методологии познания, пришло осознание того, что сложившаяся в культуре предметная структура знания не позволяет выработать единый подход к решению комплексных проблем относительно деятельности систем высокого уровня организации: общества, личности, культуры. Все это привело к появлению идей полипарадигмаль- ности, синергетики, теоретической кибернетики, поликонцептуальности и др. Академик Н. Н. Моисеев отмечает, что в образовании в целом складывается парадоксальная ситуация, когда общая кризисность сочетается с новыми ростками, осознание парадиг- мального отставания - с обилием новых идей и концепций, тревога за уровень и качество образования - с ощущением грядущего нового, что актуализирует философское осмысление современного и будущего образования, проблему новой парадигмы. Многие ученые отмечают, что выработка новой образовательной парадигмы без философского осмысления и ретроспективного анализа исторического бытия предшествующих эпох просто невозможна.

«В недрах образования вызревает новая (будущая) парадигма, и уже сегодня структура и содержание (а точнее эпистемологическая система), цели и методы нынешнего образования не соответствуют сущности и потребностям современной (постиндустриальной) фазы исторического развития человечества», - подчеркивает Н. Н. Моисеев .

На современном этапе наиболее интенсивно идет изучение методологических вопросов как в педагогических исследованиях, педагогическом образовании, так и в других научных отраслях.

Философская и методологическая культура становится непременным атрибутом образованности, профессионализма в любой области человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Так, при проведении педагогических исследований в формате диссертационных работ часто в качестве методологического обоснования диссертанты используют различные методологические подходы (культурологический, социокультурный, системный, деятельностный, аксиологический, диалогический, гуманистический, интегративный, компетентностный и др.).

В последнее время довольно редко в диссертационных работах в качестве методологического обоснования избирается один методологический подход, как правило, их обозначается несколько, и часто бывает, что один подход, по сути, противостоит другому и по логике не может быть использован в одной работе; это приводит исследование к различным парадигмам. Наметилась тенденция интеграции отдельных подходов (ценностно-деятельностный, личностно-деятельностный, содержательно-процессуально-дея- тельностный, интегративно-модульный, социокультурный, интегративно-аксиологический, антропоэкологический, технологосинергетический и др.).

К сожалению, обозначение методологических подходов в работах не стало инструментом, помогающим исследователю. Он, скорее, становится дополнительной проблемой, решение которой, как правило, сводится лишь к обозначению в методологической части диссертации этих подходов, зачастую лежащих в плоскостях различных парадигм, а далее к этому исследователи не возвращаются. Применение различных методологических подходов с обоснованием, а зачастую без каких-либо серьезных обоснований в современных педагогических исследованиях не такое уж редкое явление. Это в определенной степени вносит дополнительную «неразбериху», путаницу в методологическое знание. Происходит это по разным причинам, прежде всего потому, что авторы не задумываются о значении ключевого слова, о значении родового понятия «подход», который трактуется по-разному. Приведем некоторые примеры определений понятия «подход». В Толковом словаре русского языка подход определяется как «совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-либо, на что-либо, в изучении чего-нибудь, в ведении дела)» . Подход представляет собой сложное понятие междисциплинарного характера, используемое в методологической литературе.

Н. В. Бордовская, анализируя научную литературу, делает обобщение относительно понимания содержания «подхода». Автор отмечает, что под подходом понимают:

  • - методологическую ориентацию как точку зрения, с позиции которой рассматривается объект изучения или преобразования;
  • - принцип, руководящий общей стратегией исследования объекта или проектирования путей его изменения;
  • - направление методологии специального научного исследования или проектирования новой социальной практики;
  • - логико-гносеологическое образование, предельно строго выражающее направленность научного исследования или изменения объекта, но в отличие от метода принципиально лишенное какого бы то ни было ограничения и даже четкой фиксации используемых для этого средств .

Анализируя различные точки зрения на понятие «подход», мы выделили следующие его ключевые значения:

  • - совокупность приемов, способов;
  • - базовая ценностная ориентация;
  • - последовательное отношение;
  • - создание ситуаций;
  • - формы и методы, признание, анализ;
  • - ориентация на освоение, учет;
  • - принцип и т.д.

В своих работах Н. В. Бордовская отмечает, что в педагогических исследованиях встречается большое разнообразие подходов, которые она предлагает разделить на три группы:

  • - утвердившиеся, общепринятые на междисциплинарном уровне подходы как методологические ориентиры научной деятельности педагогов;
  • - подходы, которые нуждаются в уточнении своего эвристического, методологического, прикладного потенциала при решении научных проблем и практических задач;
  • - иодходы-«однодневки» .

Нам близко понимание методологического подхода в педагогическом образовании как совокупности взаимосвязанных элементов концепции (идеи, цели, приемы, методы, формы, способы, принципы, ценности), органично выстроенной на основе выделенной доминирующей целевой установки, выполняющей системообразующую функцию в построении педагогического образования.

Е. В. Титова, говоря о назначении подхода в педагогических исследованиях, отмечает, что его употребление связано с необходимостью выбора эффективных методологических средств, помогающих построить педагогическую теорию или концепцию, обновить исследовательский аппарат ученых и раскрыть теоретические положения, которыми руководствуются педагоги в своей деятельности 1 .

Мы разделяем точку зрения Н. В. Кордовской в том, что ни один отдельно взятый подход не исчерпывает методологической характеристики педагогического явления. При выборе подхода в качестве методологического обоснования построения диссертационного исследования нужно иметь в виду и функции, которые он выполняет.

В качестве функций методологических подходов в научном знании определяют гностическую, концептуальную, конструктивную, прогностическую. Каждому методологическому подходу соответствуют определенные методы или группа методов, применение которых допустимо в исследовании. В работе Н. Ы. Сургаевой и С. В. Кривых в качестве примера приведены методы, которые могут использоваться в рамках реализации того или иного подхода (табл. 4.1) 2 .

Таблица 4.1

Методологические подходы и соответствующие им методы

исследования

  • 1 См.: Титова Е. В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: автореф. дис.... д-ра пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
  • 2 См.: Суртаева Н. Н., Кривых С. В. Методологические подходы к анализу и описанию инновационного пространства непрерывного педагогического образования. СПб.: Экспресс, 2015.

Методологический

Методы исследования, соответствующие методологическому подходу

Акмеологический

Акмеологический анализ. Акмеологический эксперимент. Акмеологическая экспертиза

Компетеитностный

Моделирования целей.

Моделирования результатов образования как норм его качества.

Отражения результата образования в целостном виде как системы

Синергетический

Интерпретации идей.

Прогнозирования.

Адаптации идей.

Использования идей в моделировании и прогнозировании

Антропологический

Антропологической редукции.

Обратный антропологической редукции. Антропологической интерпретации

Социокультурный

Анализа СКС (социокультурных ситуаций). Социокультурного проектирования.

11аучно-педагогической экспедиции

Т схнологический

Технологический как совокупность правил, определяющих последовательность и содержание действий при выполнении формообразования, обработки или сборки, перемещения. Конструирования

Таким образом, говоря о развитии методологического знания при построении педагогических исследований, необходимо определиться с пониманием содержания подхода, иметь в виду функции, которые выполняет тот или иной методологический подход, знать методы, адекватные каждому из определенных методологических подходов, понимать суть, место, значение изучаемого педагогического явления. Учет всех этих составляющих будет способствовать чистоте проводимых педагогических явлений и ситуаций.

Методы исследования в педагогике. Приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования .

В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются: на общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; методы обработки результатов исследования .

Для выбора методов на каждом этапе педагогического исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследуемых процедур. Так, эмпирические методы исследования создают фундамент для дальнейшего познания путем наблюдений, бесед, экспериментов и т.п.

Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов, руководствуясь при этом следующими требованиями: применять методы сравнительно-исторического анализа; использовать такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива или другого объекта обучения (воспитания) .

Для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений целесообразно использовать метод анкетирования. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников - анализа документов, интервью, наблюдений и пр.

Беседа организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. В педагогическом исследовании беседа применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора психолого-педагогической информации - в обследованиях малых выборок .

Одним из методов получения первичной информации на ранних стадиях педагогического исследования для предварительного знакомства с объектом является изучение литературы, документов и результатов педагогической деятельности. Различают письменные, статистические, иконографические (кино- и фотодокументы, грампластинки), технические (чертежи, поделки, техническое творчество) и другие материалы .

Изучение и обобщение педагогического опыта учителей направлены на анализ состояния практики, выявление узких мест и конфликтов, элементов нового в деятельности педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый педагогический опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (обнаружение характерных недостатков и ошибок), передовой опыт .

М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта - педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки. Новаторство определяет собственные метод, находки, новое содержание .

Критериями передового педагогического опыта могут быть новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения другими педагогами, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе .

Одним из наиболее распространенных методов педагогического исследования является наблюдение, представляющее собой целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, опорой на определенную педагогическую концепцию. Наблюдение позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании, проверяет адекватность и истинность теории в педагогической практике .

Этапы подготовки и проведения наблюдения включают: выбор объекта; постановку целей и задач; составление плана; подготовку необходимых документов и оборудования; сбор данных; оформление и анализ результатов, выводы.

Различают наблюдения: полевые и лабораторные; формализованные (проводятся по жесткой программе) и неформализованные; включенные и участвующие (в зависимости от участия наблюдателя в событиях и процессах). По частоте применения выделяют: постоянные, повторные, однократные наблюдения; по объему: сплошные и выборочные; по способу получения: прямые (непосредственные), косвенные (опосредованные); в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдения. Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных задач .

Недостатками наблюдения являются трудности охвата большого количества явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц, излишняя идентификация наблюдателя со средой, недоступность наблюдению некоторых явлений и процессов. Наблюдения также не позволяют вмешиваться в изучаемый процесс, изменять ситуацию, делать точные замеры. Результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными другими методами .

Научно-педагогическая экспедиция как метод педагогического исследования позволяет получить сведения для изучения учебно- воспитательной работы на местах, в условиях, максимально приближенных к реальности, собрать большой и разносторонний материал в ходе самого исследования за короткий срок, оказывать помощь учителю, активно воздействовать на школьную практику .

Комплексным методом педагогического исследования является эксперименту позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одним или несколькими переменными факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы .

Метод экспертных оценок - комплекс логических и математических процедур - направлен на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений .

С помощью метода экспертных оценок осуществляются: анализ сложных педагогических процессов, явлений, ситуаций, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми признаками; прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой. Основные этапы реализации метода экспертных оценок: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели эксперимента, установление ответственности и прав рабочей группы; подбор экспертов; проведение опроса экспертов; анализ и обработка результатов .

Важнейший этап - опрос экспертов: индивидуальный или групповой; личный (очный) или заочный; устный или письменный. Методы коллективной работы экспертов - совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также комплексные методы (деловые игры, сценарии). Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы. К подбору экспертов при этом предъявляются определенные требования: компетентность, креативность, отсутствие склонности к конформизму, научная объективность, широта мышления .

Разновидностью метода экспертных оценок является «педагогический консилиум », предполагающий коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированное™ тех или иных черт личности и пр.

В фундаментальном исследовании применяются в основном теоретические методы исследования и эксперимент. Прикладные педагогические исследования и разработки требуют эмпирических методов исследования. Панельное исследование предполагает изучение одного и того же педагогического объекта с определенным временным интервалом по одной и той же методике и программе. В лангитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается как функция времени .

Студентам и аспирантам экономического направления. Методика написания научных работ: как организовать работу и получить результат с минимальными затратами труда и времени

(Начало в статье "Методика написания научных работ. Выбор темы исследования ")

2. Составление плана работы

Когда тема исследования выбрана , необходимо составить план работы. Вернее, Вам потребуется два плана: план того, что Вам предстоит написать, и календарный план Ваших действий по написанию. План научной работы, скорее всего, составит для Вас (или вместе с Вами) научный руководитель. Однако может случиться так, что Вам придется составлять его самостоятельно. И хотя конкретный вид плана в существенной степени зависит от вида и темы работы, специальности и других параметров, можно сформулировать несколько общих советов, облегчающих структурирование мыслей.

  1. Составлять план нужно после того, как Вы познакомитесь с некоторым количеством материалов по теме работы (статей, монографий, учебников, обзоров, инструктивных материалов, законодательных актов и т.п.). На вопрос о том, сколько нужно изучить перед тем, как приступить к составлению плана, можно ответить так:
    - до возникновения ощущения, что у Вас уже сложилось представление о теме и информация начала повторяться;
    - пока, по ощущениям, "мозг не начнет переполняться", что говорит об исчерпании возможностей по переработке новой информации.
    При изучении материалов сортируйте их, отмечая наиболее информативные и интересные, отличающиеся от других. Оставляйте для себя краткие пометки, о чем говорится в той или иной статье, или для чего, по-Вашему, может пригодиться материал.
  2. Закончив работу с материалами по теме, разберите отобранные Вами как "наилучшие". Выпишите на отдельный лист краткие пометки: о чем говорится в статье или работе другого типа. Другими словами, систематизируйте свои заметки, которые Вы сделали на предыдущем этапе работы. Старайтесь писать очень кратко, не вдаваясь в детали, иначе перечень станет громоздим и непонятным, работать с ним будет неудобно и неэффективно.
  3. Перечитайте и проанализируйте записанное. Уберите повторяющиеся или перекликающиеся пункты. Определите, какие пункты могут быть объединены под единым названием, или один включается по смыслу в другой и т.п.
  4. Запишите на отдельном листе тему работы. Постарайтесь, чтобы после выполнения предыдущих пунктов прошло некоторое время и у Вас была возможность отвлечься от исследования. Подумайте о логике рассмотрения темы. Запишите последовательность ее изучения, можно по смыслу, а не "красиво и научно". Например, "сначала написать о том, затем об этом..." Закончив, критически перечитайте полученное. При необходимости исправьте логику, расширьте или сократите перечень пунктов. Старайтесь написать так, чтобы у Вас не осталось больше мыслей, которые можно было бы раскрыть по данной теме. Если они будут появляться - обязательно добавляйте.
  5. Сравните два перечня, полученных на предыдущих этапах. Обращайте внимание на смысл, а не формулировки. Составьте новый план, объединяющий два ранее полученных, выбирая те формулировки, который Вам больше нравятся. Следите за логикой выстраивания пунктов друг за другом. Они должны последовательно раскрывать разные аспекты выбранной Вами темы. Избегайте дублирования. Совет: если два названия кажутся Вам очень похожими, сформулируйте для себя, о чем они, желательно не прибегая к специальным терминам. Это позволит Вам определить, похожи они или нет, можно ли объединить пункты или оставить только один и т.п.
  6. Отложите план на время. Дайте изученному "уложиться" в голове, и тогда пересмотрите его снова. Не откладывайте очень надолго, иначе Вы забудете то, о чем хотели написать. Отнеситесь к плану критически, но конструктивно. Помните, что Ваша цель - раскрыть тему, а не написать побольше.
  7. Вполне может оказаться, что не все сделанные Вами формулировки звучат "научно", ведь Вы писали для себя, чтобы понимать, о чем будет тот или иной параграф. Если Вы чувствуете, что у Вас получится, смените формулировки на более наукообразные. Если же нет - не расстраивайтесь, с этим Вам поможет руководитель. Вы можете показать ему план сразу, или можете сначала написать текст так, как Вы его представляете, а затем отдать на проверку. Руководитель обладает опытом, навыком и знаниями, чтобы Вам помочь. Конечно, лучше обращаться к нему сразу, всякий раз, когда Вы сделали часть работы, которую можно оценить (а план к ней, несомненно, относится), или когда у Вас возникли вопросы и затруднения. Это облегчит Вашу работу и ускорит ее, избавит от лишних затрат времени на переделки.

Когда план работы готов и утвержден у руководителя, можно приступать к работе. Обратите внимание, что не всегда нужно и целесообразно начинать "сначала", то есть с первого параграфа. В некоторых случаях лучше, например, сначала проделать расчеты и сделать выводы, а уже потом описывать теорию. Посоветуйтесь с руководителем или с более

Методика работы над научным исследованием включает в себя последовательность выполнения следующих работ.
Выбор темы исследования. Тема выбирается студентом на основе его научного интереса. Помощь в выборе темы может также оказать преподаватель.
Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана научного исследования.
Календарный план исследования включает следующие элементы:
· выбор и формулирование научной задачи;
· разработку плана научного исследования;
· сбор и изучение исходного материала, поиск необходимой литературы;
· анализ собранного материала, теоретическую разработку научной задачи;
· сообщение о предварительных результатах исследования научному руководителю (преподавателю);
· письменное оформление научного исследования;
· обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент календарного плана датируется временем начала и временем завершения.
План научного исследования характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, основную часть, заключение, список используемых источников, приложения.
Введение включает в себя: актуальность темы; анализ литературы по проблеме; анализ состояния научной проблемы; определение объекта и предмета исследования; учебную исследовательскую цель; задачи исследования.
Актуальностьтемы предполагает вычленение научной и практической значимости избранной темы.
Анализ литературы по проблеме требует установления круга основных и смежных публикаций по теме исследования и их краткое описание.
Любое научное исследование начинается с определения проблемы: теоретического или практического вопроса, ответ на который вам не известен и на который нужно ответить. Проблема – это мост от неизвестного к известному. «Проблема – это знание о незнании».
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «что рассматриваем?», предмет исследования отвечает на вопрос: «как рассматривается объект?», «какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрывает данное исследование?».
Цель исследования заключается в том, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
Задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Обычно формулируются четыре задачи, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленную цель.
Основная часть. Эта часть исследования делится на теоретическую и практическую (экспериментальную). Каждая из них может состоять из глав, которые могут подразделяться на параграфы.
В теоретической части на основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к решению, излагается собственная позиция автора.
При оформлении научно-справочного аппарата требуется выдерживать единообразие сносок (ссылок). Название книг дается по титульному листу. В ссылках на материалы периодических изданий снимаются кавычки в их названиях. Ссылки обозначаются номерами, которые указываются под чертой в нижней части страницы (в подстрочнике). Во всех случаях обязательно (при прямом цитировании, изложении авторских взглядов и мнений, использовании статистических данных, результатов социологических исследований и т. д.): в подстрочнике, равно как и в списке литературы указывать автора, цитируемую работу, год и место ее издания, издательство, общее количество страниц (в списке литературы) или конкретные номера цитируемых страниц (в подстрочной библиографии).
Практическая часть носит аналитический характер. В ней автором дается анализ изучаемой проблемы на конкретных примерах.
При написании научного исследования не допуска­ются описательность, увлечение эмпирическими фактами. Важно обеспечить лаконичность и четкость формулировок, точность в ис­пользовании специального понятийного аппарата. Разрабатываются также предложения (основные выводы), формулируются обобщения по главам.
Цитирование целесообразно только логически за­конченного фрагмента текста, т.е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое ци­тирование имеет отточия на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания, ци­таты, начинающиеся со строчной буквы, если первые слова стоят в начале предложения, и некоторые другие.
Заключение. В заключении суммируются, обобщаются теоре­тические и практические выводы и предложения исследования. Они должны отличаться краткостью и четкостью, показывая содержание, значимость, обоснованность и эффективность осуществленного ис­следования.
Список использованных источников является составной ча­стью научного исследования. Этот список помещается в конце работы, по­сле «Заключения». Библиографическое описание документа в целом унифицировано, но при составлении записей на отдельные виды документов могут действовать дополни­тельные правила.
Приложения. В приложении дается вспомогательный материал: таблицы цифровых данных, извлечения из инструкций, других документов, методические материалы, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки) и другие материалы. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое приложение имеет свой тематический заголовок, а в правом верхнем углу надпись: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
Таким образом, приведенная последовательность этапов методики научного исследования способствует качественному раскрытию поставленной научной проблемы, закреплению теоретических знаний, формирует у исследователя дополнительные навыки к самостоятельному анализу теории и практики.

Научная работа является важной сферой деятельности социолога. В зависимости от конкретной цели и задачи ученый может осуществлять научный поиск на основе имеющихся знаний, которые еще не получили проверки или искать то, что еще пока не известно, но может быть спрогнозировано.

Научная деятельность предполагает овладение основными терминами, понятиями и категориями, такими как анализ, аспект, верификация, генезис, гипотеза, дефиниция, доказательство, закон, закономерность, идея, истина, классификация, концепция, метод, методика, методология, научная теория, научное исследование, научный факт, парадигма, принцип, проблема, синтез, система, теория, фактор.

Социология объединяет несколько групп научных категорий. Первая группа включает базовые категории теоретической социологии (общество, социальные отношения, социальные структура, социальная мобильность и т.п.). Вторая группа включает дефиниции общества, находящегося на той или иной стадии развития (традиционное, индустриальное, общество модерна, общество постмодерна и т.п.). Третья группа интегрирует понятия, связанные со специальными социологическими теориями и отдельными отраслями социологического знания (социология образования, социология организации и т.п.). Четвертую группу категорий составляют те, которые раскрывают суть социологического исследования (объект, предмет, цель, задачи, техника, процедура, генеральная и выборочная совокупность, социальные показатели и индикаторы и т.п.).

Социология является многопарадигмальной наукой, что затрудняет возможность однозначно оценивать все общественные явления с точки зрения единой методологии. Но, тем не менее, социологическое познание в отличие от обыденного основано на научном методы, что подразумевает: наличие специальных методов исследования, точности получаемых данных, воспроизводимость полученных результатов не только сами исследователем, но и другими людьми, воспользовавшимися той же методикой в сходных условиях и некоторую новизну полученных результатов.

В социологии используют три основных принципа реализации научного подхода. Первый – принцип эмпиризма – предполагает обязательное использование эмпирических процедур. Второй – принцип объяснения или теоретического обоснования полученных опытных данных – позволяет раскрыть причины, лежащие в основе, вывести закономерности и вкобчить их в систему знания. Третий принцип – объективности – подразумевает независимость исследователя от идеологических воздействий.

Наиболее распространены в науке формальный, содержательный, качественный, количественный, сущностный и деятельностный подходы.

Формальный подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления, которые рассматриваются вне связи со всем процессом или явлением в целом.

Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретного происхождения и развития какого-либо объекта или явления. Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, исследователи собирают конкретные исторические факты.

Качественный подход позволяет выявить совокупность признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, или процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность как к самому себе, так и классу однотипных с ним явлений и процессов.

Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в числах и величинах. В предметах, явлениях и процессах выделяются общие свойства, независимо от природы их однородности/разнородности.

Сущностный подход выявляет внутренние, глубинные стороны каких-либо предметов и явлений.

Все вышеуказанные подходы являются взаимосвязанными, но независимыми друг от друга. Каждое конкретное исследование может включать их комбинации.

Исследовательский подход может рассматриваться и как базовый принцип, основное положение. Наиболее часто в социологии используются системный, комплексный и деятельностный подходы.

Системный подход позволяет рассмотреть объект в целостности, выявить многообразие типов его внутренних связей. Реализация системного анализа предполагает изучение его в разных аспектах. На практике часто применяется системно-компонентный аспект, в рамках которого выявляются элементы или компоненты системы, ее подсистемы и анализируется их функциональное назначение. При использовании системно-структурного аспекта предполагается рассмотрение системы через компонентные взаимосвязи, отношения между элементами, а также между элементами и системой в целом. Одновременно оба аспекта используются только во время реорганизации системы, но самостоятельное применение эффективно в условиях относительной стабильности исследуемого объекта и окружающей среды.

Комплексный подход основан на идее многогранности каждого изучаемого явления, что обуславливает применимость знаний всех дисциплин, участвующих в изучении объекта, направленных на достижение единой цели – получить всесторонне знание о нем.

Деятельностный подход апеллирует к социальной деятельности людей, которая, с одной стороны, осуществляется по независимым от людей законам и закономерностям, с другой – сами люди ее реализуют сообразно своему социальному положению, знаниям и способностям. Согласно деятельностному подходу, сфера деятельности, социальные последствия деятельности характеризуют социальную жизнь представителей разных социальных слоев и конкретной личности. На основе этого подхода социологи, изучая различные виды деятельности социальных групп и индивидов, разрабатывают систему социальных показателей (качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, совокупность которых отражает их существенные особенности в статике и динамике) и социальных индикаторов (характеризующих состояния и процессы функционирования и развития социальных объектов), с помощью которых можно анализировать тенденции и предлагать перспективы развития современного общества.

В основе исследовательских подходов лежат разные теории и парадигмы. Научная парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических принципов, принятая в данной науке в качестве образца постановки и решения исследовательских задач, модель познавательной деятельности, в соответствии с которой организуются и проводятся научные исследования. Категория «парадигма» шире понятия теории. Теория представляет собой комплекс взглядов, идей, направленных на истолкование какого-либо явления. Парадигма может объединять несколько теорий и развивать их на новом уровне обобщения.

Становление социологической науки начиналось с мифологического, механистического и статистического осмысления общественных явлений.

Современноесоциологическое мышление опирается на парадигмы, имеющие системный, диалектический и диатропический характер. К числу основных системных парадигм следует отнести функционализм, структурализм, структурный функционализм и институционализм, между которыми много схожего, обусловленного их нацеленностью на анализ социальных систем. Диалектическое видение социальной проблематики четче всего прослеживается в парадигмах, сформировавшихся в рамках марксистской парадигмы, неомарксистской парадигмы, критической социологии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др. представители так называемой франкфуртской школы). Диатропическое осмысление социальной жизни проявляется в разнообразных интерпретативных парадигмах, к которым относят понимающую социологию, символический интеракционизм, феноменологию и этнометодологию.

Современные социологи пытались создать теоретико-методологические конструкции, которые имеют объединительный характер и синтезированное содержание, пригодные для исследования любого социального явления и процесса как на микро- так и на макро-уровне. Например, «общую теорию социального действия» Т. Парсонса, «интегральную социологию» П.А. Сорокина, учения П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Монсона, П. Штомпки, В.А. Ядова, Г.В. Осипова и В.Г. Немировского. Но, как замечают ученые, все теории, претендующие ныне на роль объединительно-универсальных парадигм, кардинально противоречат друг другу и отвергают друг друга в большей мере, чем несинтезированные парадигмы системного, диалектического и диатропического характера. Поэтому их появление не привело к монопарадигмальности социологии. Однако, разделяемой всеми социологами (или хотя бы большинством) парадигмы до сих пор нет и, надо полагать, еще долго не будет. Ни одна из ныне действующих социологических парадигм не дает всеобъемлющего знания социальной реальности, но вносит свой вклад в ее понимание. В связи с этим важно заметить, что выбор исследовательской парадигмы осуществляется не произвольно, не по прихоти социологов. Оно предопределяется прежде всего замыслом исследования, его темой, целью и задачами.

Итак, современная социология полипарадигмальна, предполагает возможность и необходимость использования разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов. Это обстоятельство имеет как позитивные, так и негативные следствия.

Позитивные следствия выражены в том, что полипарадигмальность обеспечивает разносторонность социологических исследований, создает возможность рассмотрения одного и того же явления в разных аспектах, обнаружения в нем многих граней.

Негативные следствия выражаются в осложнении сопоставления полученных в разных исследованиях данных и выводов в ситуациях, когда эти исследования основаны на разных парадигмах.

Научное знание обычно разделяют на теоретическое (система логически взаимосвязанных понятий и принципов анализа изучаемых процессов) и эмпирическое (призванное проверять исходные теоретические положения на основе конкретных данных, полученных опытным путем). Различие в основных уровнях научного знания заключается в способах воспроизведения объективной реальности, в подходах и методах построения системного знания.

Метод – сознательный и последовательно применяемый способ достижения цели. Научные методы подразделяются на общие и специальные. Общие используются на протяжении исследовательского процесса самыми разными науками и обычно могут быть объединены в большие группы: методы теоретического исследования; методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне и методы эмпирического исследования.

В теоретическом исследовании применяют метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации и формализации и аксиоматический метод.

Самый важный из вышеперечисленных – метод восхождения от абстрактного к конкретному, согласно которому процесс познания разбивается на два самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений и превращается в совокупность абстракций. На втором этапе мысль движется напротив от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. На этом этапе восстанавливается исходная целостность объекта, который воспроизводится в мышлении во всей многогранности.

Идеализация – мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности и абстрагирование от воздействия на идеальные объекты внешних сил, что позволяет упростить сложные системы и применять математические методы исследования.

Формализация – метод изучения разнообразных объектов путем отображения их в специальной символике.

Аксиоматический метод использует аксиомы, предположения без доказательств. Все остальные предложения теории выводятся из аксиом на основании логических правил данной теории.

Специальные методы в каждой науке свои и определяются характером предмета и конкретного обследуемого объекта. Социологический метод как собирательное понятие характеризует основные онтологические и методологические установки социолога во время проведения социологического исследования. К социологическим метода относятся: микро- и макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос.

В теоретической социологии применяются генетический, гипотетико-дедуктивный, сравнительно-исторический методы.

Генетический метод основан на анализе происхождения социальных явлений и процессов, анализирует их происхождение и развитие, устанавливает начальные условия, этапы и тенденции развития объекта исследования.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводится утверждение о фактах. Его применяют для создания теоретической модели изучаемого социального объекта, истинность которого устанавливается в процессе социологических исследований и социальной практики.

Сравнительно-исторический метод выделяет общее и специфическое в социальных явлениях при сравнении одного и того же явления на разных ступенях исторического развития или двух разных сосуществующих явлений. Этот метод может реализоваться путем сравнения-сопоставления, посредством которых выявляется природа разнородных объектов; историко-типологического сравнения с помощью которого объясняется сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями их генезиса и развития; сравнение, при котором фиксируются элементы взаимовлияния различных явлений.

Общенаучные методы, используемые как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании включают абстрагирование, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, моделирование и т.п.

Анализ – расчленение целого на составные элементы для изучения их в отдельности. Он помогает выяснить различные связи между фактами, что придает исследованию логическую цельность и завершенность.

Синтез – соединение полученных при анализе частей в целое, что может предварять анализ или следовать за ним.

Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Моделирование – исследование объектов познания на моделях реально существующих предметов для улучшения характеристик последних и прогнозирования.

Социологическое исследование – это способ получения знаний о современном мире, основанный на строгом сборе фактов и их социологическом объяснении. В социологическом исследовании выделяются следующие виды: теоретические/эмпирические/методологические, фундаментальные/прикладные, описательные/анамнестические/ прогностические, полевые/лабораторные, экспериментальные/ сравнительные; лонгитюдные/панельные/повторные, биографические/поколенные/когортные. К современным методам социологического исследования относят изучение отдельного случая, монографическое обследование, массовое статистическое наблюдение.

Для изучения социолог, прежде всего, ищет проблему, заслуживающую внимания. Научная проблема должна более или менее точно отображать проблемную социальную ситуацию. Цель социологического исследования предназначена для поиска ответа на вопрос: на получение какой информации и какого конкретного результата ориентируется данное исследование. Достижение цели должны соответствовать задачи исследования: теоретические, методологические и прикладные. Цель и задачи обязательно формулируются в выпускной квалификационной работе бакалавра. Как правило, социологическое исследование представляет гипотезу – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, характере их связей, механизме их функционирования и развития. Гипотеза также указывается в выпускной квалификационной работе бакалавра. В результате исследования гипотеза либо отвергается, либо подтверждается и тогда становится положениями теории.

В эмпирическом исследовании социологи широко используют количественные (опрос: интервьюирование и консультирование) и качественные методы (анализ данных, контент-анализ, наблюдение, эксперимент).

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

Подготовительная работа начинается с выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра (примерная тематика выпускных квалификационных работ бакалавра приведена в Приложении 7) Тематика выпускных квалификационных работ ежегодно разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается и утверждается на ее заседании. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра должна соотноситься с проблематикой научной школы «Социология знания», концептуально развивающейся на факультете. В тематику выпускных квалификационных работ бакалавра включаются наиболее актуальные, наименее разработанные, имеющие прикладное значение темы. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра определяется общественными запросами, запросами производственных организаций и задачами экспериментальной деятельности, решаемыми преподавателями ВШССН. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает результаты научно-исследовательской деятельности кафедр, факультета и сторонних научно-производственных и/или научно-исследовательских организаций.

После ознакомления примерной тематикой выпускной квалификационной работ, предлагаемой кафедрой студентом самостоятельно осуществляется выбор темы в соответствии с его научными интересами и возможностями привлечения для написания работы практического материала, в т. ч. полученного в ходе производственной практики. Выпускная квалификационная работа бакалавра включает самостоятельные исследовательские материалы автора, собранные или полученные при прохождении производственной практики и выполнении курсовых работ.

Результаты выпускной квалификационной работы бакалавра рекомендуются к использованию и/или могут быть внедрены в современное производство. Не допускается написание выпускной квалификационной работы на одну и ту же тему студентами на одной базе практики. Студенты, которые начали работу над определенной темой на первых курсах и продемонстрировали результаты в курсовых работах, докладах и выступлениях на студенческих научных конференциях, имеют преимущества при закреплении данной темы выпускной квалификационной работы.

Закрепление темы выпускной квалификационной работы производится на основании заявления студента на имя директора ВШССН (см. Приложение 2). Одновременно с заявлением темы выпускной квалификационной работы студент пишет заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра (см. Приложение 3).

Студент выполняет выпускную квалификационную работу под руководством научного руководителя из числа преподающих в Высшей школе современных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (ВШССН МГУ), имеющего ученую степень кандидата или доктора наук и рекомендованных учебно-методической комиссией ВШССН МГУ (УМК ВШССН МГУ) преподавателей. Для решения практических задач могут привлекаться соруководители-практики для решения производственных задач на конкретном предприятии. На рассмотрение учебно-методической комиссией ВШССН МГУ выносится заявление студента об утверждении темы выпускной квалификационной работы бакалавра (с указанием ее перевода на английский язык) (см. Приложение 2), а также краткая аннотация, подписанные предполагаемым научным руководителем. Изменение темы выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется по заявлению студента, подписанного научным руководителем, и после соответствующего обсуждения и утверждения учебно-методической комиссией ВШССН МГУ. После 10 февраля четвертого года обучения смена темы выпускной квалификационной работы бакалавра не допускается.

Студент несет ответственность за качество и своевременную сдачу выпускной квалификационной работы. Сроки представления этапов подготовки выпускной квалификационной работы содержатся в Приложении 1.

Промежуточная аттестация студента по подготовке выпускной квалификационной работы бакалавра осуществляется в три этапа: 1) не позднее 10 февраля 4 года обучения на основании предоставления в научно-методический отдел первой главы/раздела выпускной квалификационной работы бакалавра; 2) не позднее 30 марта 4 года обучения студента на основании представления студентом в научно-методический отдел ВШССН отчета о ходе ее выполнения с подписью научного руководителя; 3) не позднее 25 мая 4 года обучения студент проходит предварительную защиту в присутствии заведующего и членов кафедры выпускной квалификационной работы бакалавра, по результатам которой принимается заключении о допуске/не допуске выпускной квалификационной работы бакалавра для представления к защите.

Отчет о ходе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра должен содержать: краткое введение в проблематику работы. В том числе обоснование актуальности выбранной темы, формулировку изучаемой проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановку цели и задач выпускной квалификационной работы бакалавра, объяснение планируемого вклада студента в разработку изучаемой темы; краткое описание источников информации, как для теоретической, так и для практической части, а также методологию анализа данных; характеристику практической части работы, данные об апробации работы на различных круглых столах, конференциях и т.п. В том числе необходимо ясно указать, какой объем запланированной работы уже проделан на момент составления отчета, к каким результатам это привело, и какую работу еще предстоит сделать с тем, чтобы достичь цели выпускной квалификационной работы бакалавра; прогноз практической значимости работы; краткое изложение структуры выпускной квалификационной работы бакалавра. Объем отчета не должен составлять более 3 страниц. Описание практической части выпускной квалификационной работы бакалавра должно составлять не менее половины объема отчета.

Написание выпускной квалификационной работы начинается с подбора литературы по исследуемой проблеме. Для поиска литературы необходимо пользоваться библиографическими справочниками, компьютерными каталогами библиотек, информационно-поисковыми системами Интернета. Параллельно с подбором теоретических источников необходимо собирать материалы эмпирических исследований, проводимых учеными по данной проблематике.

План выпускной квалификационной работы составляется на основе изученных литературных источников. В названиях работы отражаются ключевые вопросы темы, в названиях параграфов – более конкретные вопросы. Каждая глава и параграф должны иметь свое название и нумерацию. Названия глав не должны дублировать название темы, а названия параграфов – название глав. Формулировки должны четко и ясно отражать суть рассматриваемой проблемы. По мере написания выпускной квалификационной работы названия ее составных частей уточняются, но не изменяются принципиально. На завершающей стадии написания работы на основе плана оформляется Содержание выпускной квалификационной работы (см. Приложение 5). Список литературы и план выпускной квалификационной работы согласовываются с научным руководителем и утверждаются им.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные элементы и в следующем порядке:

· титульный лист по форме Приложения 4;

· заявление о соблюдении профессиональной этики при написании выпускной квалификационной работы бакалавра по форме Приложения 3

(только для двух подписанных именем студента экземпляров работы);

· аннотации выпускной квалификационной работы бакалавра на двух языках (русском и английском) объемом не более 150 слов каждая;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения (при необходимости)

Введение (1,5-2 стр.) содержит:

· обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы бакалавра и ее актуальность;

· формулировку цели и задач исследования;

· определение объекта и предмета исследования;

· краткий обзор литературы по теме, позволяющий определить положение работы в общей структуре публикаций по данной теме;

· характеристику методологического аппарата исследования;

· формулировку основных вопросов и гипотез исследования;

· обоснование теоретической и практической значимости результатов исследования;

· сведения об апробации представленного исследования;

· краткую характеристику структуры работы.

Основная часть работы состоит из двух Глав (четырех параграфах) или в трех Разделах. Объем одного параграфа может составлять от 10 до 17 страниц. Объем одного Раздела может составлять до 25 страниц. Главы/разделы и параграфы должны быть сопоставимы по объему. Структурирование выпускной квалификационной работы на Главы целесообразно в том случае, если она имеет преимущественно фундаментальную направленность. В первом параграфе делается теоретическая разработка Теоретического объекта исследования, во втором параграфе - Предмета исследования, раскрываются механизмы воздействия состояния Предмета исследования на состояние Объекта исследования, в третьем параграфе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в четвертом параграфе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Структурирование выпускной квалификационной работы на Разделы целесообразно в тех случаях, когда материал сложно разделить на четыре параграфа и выпускная квалификационная работа имеет преимущественно прикладную направленность. В первом Разделе делается теоретическая разработка Теоретического объекта и Предмета исследования, во втором Разделе раскрывается подход к методике проведения эмпирического исследования, в третьем Разделе раскрываются содержательные результаты авторского эмпирического исследования. Тем самым, методическая и эмпирическая часть разрабатывается более полно и детально. При т еоретической разработке Объекта и Предмета исследования дается обоснование теоретического подхода к анализу исследуемого явления, определение используемого понятийного аппарата, посредством которого описываются исследуемые явления, их содержательные характеристики, выделяется система переменных, на основе которых строится концептуальная модель исследования, Даная модель выступает конечным результатом теоретической разработки Объекта и Предмета исследования. При этом дается аргументированное изложение выбора тех или иных подходов, собственной точки зрения на теоретическое описание исследуемых явлений, использование тех или иных понятий. Текст выпускной квалификационной работы строится в рассуждающем, логически-доказательном стиле. Необходимо избегать обзорного стиля изложения и включать в содержание теоретической части исследования анализ только тех теорий,- которые в той или иной степени необходимы для построения концептуальной модели исследования. Умение полно и глубоко провести теоретическую разработку Объекта и Предмета исследования является важнейшим критерием оценки уровня выпускной квалификационной работы, ее соответствия квалификационным требованиям и условием получения высокой положительной оценки.

В методической части выпускной квалификационной работы, исходя из выделенных переменных исследования, необходимо обосновать построение системы социальных и социально-психологических показателей эмпирического исследования, позволяющих оценить состояние исследуемых явлений, дать анализ достоинств и недостатков методов сбора первичных данных применительно к проблеме исследования и обосновать выбор метода измерения, который будет использоваться для оценки выделенных показателей. В случае необходимости, в методической части следует дать содержательную характеристику инструмента измерения с описанием его составных частей (блоков индикаторов) и их роли в оценке состояния эмпирического объекта исследования.

В эмпирической части выпускной квалификационной работы основное внимание следует уделить обобщению полученных первичных данных, выявлению взаимосвязей между показателями. На этой основе необходимо выделить наблюдаемые тенденций в стоянии объекта и предмета исследования и характер взаимообусловленности их стояний. Полученные эмпирические данные являются лишь средством установления взаимосвязей и приводятся только в качестве подтверждения обоснованности сделанных обобщений. При этом необходимо дать содержательный анализ первичных данных с описанием характера распределения значений индикаторов исследования, способов построения на их основе показателей и распределения их значений. При анализе нет необходимости приводить все значения индикаторов и показателей, а давать только значения, в определяющей степени характеризующие состояние исследуемого явления.

В конце каждого из Параграфов, Глав или Разделов выпускной квалификационной работы обязательно делаются Выводы, которые представляет собой совокупность всех основных содержательных результатов (промежуточных выводов), полученных в рамках данного параграфа или Раздела. При этом Выводы обязательно включают в себя те положения выпускной квалификационной работы, которые, по мнению автора, составляют её новизну. Выводы следуют сразу же за текстом Параграфа или Раздела.

Выводы по каждой Главе представляют собой сводные результаты, полученные по каждому Параграфу, которые будут использоваться в последующих Параграфах и Главах выпускной квалификационной работы.

Заключение отражает обобщенные результаты проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и задачами исследования, а также раскрывает значимость полученных результатов. При этом оно не может подменяться механическим повторением выводов по отдельным главам. Заключение не должно составлять более 2 страниц.

Список литературы оформляется в соответствии с Приложением 6.

В приложения включаются материалы, имеющие дополнительное справочное или документально подтверждающее значение, но не являющиеся необходимыми для понимания содержания выпускной квалификационной работы бакалавра, например, копии документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил, статистические данные. Приложения не должны составлять более 1/3 общего объема выпускной квалификационной работы бакалавра.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА.

К защите принимаются только сброшюрованные работы, выполненные с помощью компьютерного набора. Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы бакалавра – от 60 до 75 страниц печатного текста без титульного листа, оглавления, списка литературы, приложений.

Текст выпускной квалификационной работы бакалавра должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа формата A4 (270 x297 мм) с соблюдением следующих характеристик:

· шрифт Times New Roman;

· размер 14;

· интервал –1,5;

· верхнее и нижнее поля –20 мм, левое –30 мм, правое –10 мм;

· заголовки разделов печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 14. После заголовка раздела оставляется одна пустая строчка;

· заголовки второго и третьего уровня (параграф и пункт) печатаются жирным шрифтом Times New Roman, размер 16 и 14 соответственно.

Логически законченные элементы текста, объединённые единой мыслью, должны выделяться в отдельные абзацы. Первая строка абзаца должна иметь отступ. Сдвиг вправо первой строки абзаца должен быть одинаковым для всего текста дипломной работы бакалавра и равняться 1,5.

Все страницы выпускной квалификационной работы бакалавра должны быть пронумерованы арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту, включая приложения. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется.

Главы, параграфы, пункты (кроме введения, заключения и списка использованной литературы) нумеруются арабскими цифрами (например, глава 1, параграф 1.1, пункт 1.1.1).При этом слова: «параграф» и «пункт» не пишутся перед номером, следом за номером идет название соответствующего подраздела.

Заголовки разделов всех уровней, слова Введение, Заключение, Список

литературы, Приложения пишутся без кавычек, без точки в конце и выравниваются по левому краю страницы. Слово Оглавление выравнивается посередине страницы. Перенос слов в заголовках не допускается.

Каждая глава, оглавление, введение, заключение, список литературы, каждое приложение начинаются с новой страницы.

Графики, схемы, диаграммы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №, например: Рисунок 1. Название рисунка.

При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками.

Таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы следует проставлять в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица, без знака №. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Если таблицы, схемы, графики и т. д. приводимые в работе по своему объему не превышают 1\2 страницы, то их надо проводить непосредственно по тексту работы. Если они превышают указанный объем - выносить отдельно в приложения к работе. Приводимые таблицы должны иметь название и обозначение единиц (% или иные). При анализе практического материала, название таблицы должно содержать наименование организации, материал которой исследуется и временной период исследования.

Пример правильно оформленной таблицы по тексту выпускной квалификационной работы:

Таблица 1

Коэффициенты раскрытых преступлений в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14 – 17 лет и преступлений несовершеннолетних в Москве и Московской области за 2010 г.

Продолжение Таблицы 1

В или среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования . Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких. Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования , подразделения на виды, объединения в группы. Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные. Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и .
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей. Теоретические методы помогают определять проблемы, и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике. Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой. Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах). Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения. Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов. Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно. Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых). Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в или , но и активного применения на практике.