Толщина струн для акустической гитары. Лучшие струны для классической гитары

2 5 353 0

Струны - этот принципиально важный элемент для игры на многих музыкальных инструментах, в том числе и гитары. Фактически именно они определяют качество и насыщенность звучания. Но почему-то порой даже при выборе хорошего инструмента, на качество струн обращают внимание в последнюю очередь. Получение идеального звука на акустической гитаре - это сочетание отличного оборудования, таланта, техники и практики. Но без хороших струн и правильной их настройки добиться хорошего звука вряд ли удастся.

Начинающие музыканты покупают струны чаще всего именно те, которые порекомендовал продавец, выбирают согласно недорогой ценовой категории или руководствуются цветной упаковкой струн, думая что, чем она ярче, тем качество струн лучше.

Но гитарные струны - это такой элемент снаряжения музыканта, который при правильном подборе может оказаться золотой серединой в поиске и создании собственного звучания.

Стать определённой «фишкой» конкретного исполнителя. Есть некоторые фундаментальные факторы, которые необходимо учитывать при выборе струн. Каждый из них одинаково важен.
Поэтому на что же стоит обращать внимание при покупке струн для акустической гитары?

Вам понадобятся:

Выбор струн: нейлон или сталь

При покупке струн обратите внимание на то какая у вас гитара. Поскольку существует два типа гитар – это акустика и классика. По незнанию многие люди их обобщают и считают, что это всё одна и та же гитара, но это не так. Для классических гитар существуют специальные нейлоновые струны, а крепление грифа отличается от акустических гитар, поэтому установка стальных струн на классическую гитару испортит гриф, поведёт его и при интенсивной игре может даже треснуть у основания.

Поэтому есть чёткое правило: для акустики - сталь, для классических - нейлон.

Подберите толщину (калибр) струн

Каждый музыкант подбирает толщину струн под свой стиль игры. Толщина струн измеряется в дюймах. Диаметр первой струны, который составляет в разных комплектах от 0,008 до 0,013 дюймов, определяет последующую толщину всего комплекта. Большинство музыкантов-профессионалов играют и советуют начинать учиться с установкой комплекта струн диаметром первой струны 0,009 (с девятки).

Чем выше калибр струн тем громче, насыщенней и длительней они будут звучать.

Толстым струнам присуще наличие разнообразных обертонов, они менее яркие, но на них намного труднее играть, особенно для новичков, поскольку для прижатия струн необходимо прикладывать немало усилий, а при длительной игре это большие нагрузки для рук.

Выберите материал обмотки струн

Чем толще струна, тем толще обмотка на ней. Обмотка - это слой проволоки, который намотан по всей длине струны. В зависимости от твёрдости материала, из которого изготовлена обмотка, струны будут иметь различную жёсткость. Это влияет не только на пальцевые ощущения, но и на звучание гитары.

Обмотка бывает нескольких видов:

  • Медная

Довольно распространённая обмотка. Часто используется на акустических любительских гитарах. Она не очень дорогая, поэтому при хороших нагрузках быстро ломается и рвётся.

  • С серебряным покрытием

Эти струны более практичны для концертных выступлений, благодаря своим эстетическим качествам. Они не тускнеет со временем, не ржавеют, не накапливают грязь и пыль, вследствие чего не оставляют на руках тёмных отпечатков в процессе игры. Но звуковые качества, таких струн не сильно отличаются от медных.

Это считаются лучшие струны, многие исполнители отдают предпочтение именно им. Поскольку они имеют более красочное и живое звучание. В несколько раз долговечней, чем с медной обмоткой.

Выберите тип обмотки

Обмотка на струнах бывает двух типов: круглая и плоская. В 80% установленных струн на гитарах является круглая обмотка. Она очень распространённая и популярная, поскольку плоская считается более студийной и узконаправленной для конкретных стилей, и техники исполнения гитариста.

Струны с круглой обмоткой обладают звонким и колоритным звучанием.

Но всё же, через некоторое время после их установки, оно постепенно уменьшается, струны теряют свои свойства, и звучат более естественно и однообразно.

Плоская обмотка придаёт струнам более стабильное и слегка приглушённое звучание. Звук необычный с характерным матовым звучанием. Хорошим качеством плоской обмотки является отсутствие свиста при скольжении пальцев.

В данной статье будут представлены струны самых известных брендов, а какие из них вам придутся по душе - решайте сами, но помните, что для успешного освоения техники игры на электрогитаре важно научиться не только азам данного искусства, но и четко определять то, какие конкретно струны подойдут для вас и вашего инструмента. Ниже будут описаны основные параметры, которыми следует руководствоваться в выборе, а также даны характеристики марок самых известных гитар.

Основные критерии

Определить то, какие струны лучше для электрогитары, вам поможет знание трех основных параметров, которыми следует руководствоваться при их выборе. Вот их нехитрый перечень:

  1. Материал, которым они покрыты.
  2. Форма струнной обмотки.
  3. Калибр.

От вышеперечисленных характеристик зависит как звучание, так и удобство игры на гитаре.

Материал покрытия

Струны для электрогитары изготавливаются либо из серебра, либо из стали. А вот оплетка бывает из разных материалов. Причем существуют различные техники ее нанесения, которые отличаются формой оплетения сердцевины.

Но что стоит выбрать среди сегодняшнего разнообразия и какие струны лучше для электрогитары? Выбирать только вам, и отталкиваться следует в первую очередь от оплетки. Вот ее варианты:

  • Синтетическое нейлоновое покрытие, которое делает струны удобными для спокойных стилей гитарной музыки. Профессионалы натягивают их до предела, и звук получается очень чистым, но новичкам такая техника игры дается нелегко.
  • Струны с никелевым покрытием очень широко используются для самых популярных марок электрогитар. Они звучат очень тепло и гармонично, но, увы, весьма непрактичны, так как никель является мягким материалом. Зато играть на них легко и просто.
  • Струны с покрытием из стали не столь популярны, так как стоят несколько дороже никелевых. Но зато такая обмотка является лучшим вариантом, так как звук получается более четким, объемным и ярким, вот только лады страдают от такого соседства гораздо сильнее.
  • Струны из никелированной стали объединяют в себе достоинства как тех, так и других. Поэтому их можно расценивать как лучший вариант того, какие струны для электрогитары лучше приобрести.

Форма обмотки

Каждый из материалов покрытия наносится на сердцевину струны особенным способом и напрямую влияет на звукоизвлечение. Вот четыре схемы обмотки:

  1. Плоская форма является наиболее щадящей относительно накладки грифа. Она делает струну очень гладкой и удобной для игры. А также дает глуховатый гармоничный звук, лишенный побочного эффекта от перемещения пальцев. Их очень любят джазмены.
  2. Круглая форма обмотки является классической, так как стоит весьма недорого и широко распространена (в силу своей простоты). Минус состоит в том, что порожки изнашиваются на порядок быстрее. Для звучания характерен некий присвист от скольжения пальцев, который многие музыканты из минуса превращают в плюс, как своеобразное выражение основной музыкальной мысли.
  3. Полукруглая форма обмотки может порадовать любителей чего-то нового, так как она включает в себя элементы двух предыдущих схем нанесения покрытия. Первоначально делается круглая обмотка, которая на следующем этапе подвергается прессингу, что дает тактильные ощущения плоской струны.
  4. Гексагональная форма обмотки также является совмещением двух стилей и выигрывает по красоте звучания благодаря шестиугольному профилю. Но тем не менее порожки изнашиваются гораздо быстрее.

Кроме того, некоторые комплекты струн помечаются как FL, что означает наличие тремольной системы Floyd Rose. Для них характерно отсутствие специальных катушечек, крепящихся к машинке. Поэтому (хоть подобные струны можно встретить нечасто) обращайте внимание на такую пометку.

Диаметр

Зачастую, попав на разговор двух гитаристов, можно услышать что-то типа: «Да не, у девятки звук не такой крутой, как у десятки! Ее и бери - не прогадаешь!» Так что же они обсуждают? А говорят они именно о толщине струны, то есть о ее калибре, и в выборе комплекта следует руководствоваться в первую очередь диаметром первой и шестой, которые обозначаются как 9-42. В дюймах это указывается как 0,009-0,042.

Для новичков подойдут струны более тонкие, так как для ненатруженных пальцев толстые струны в освоении тяжелы. Но звук тонкой струны колеблется менее интенсивно, поэтому не такой сочный и яркий. Большинство музыкантов используют калибры 10-46 или 9-42, но тем не менее начинать стоит с 8-38. Только надолго увлекаться игрой на последних не стоит, потому как целесообразнее перейти на калибр толще и извлекать более объемный звук. Чтобы «рубить» тяжелый металл, можно использовать струны с диаметром 11 или 12. Но в общем выбор следует делать исходя из собственного опыта и стиля игры.

Какие бывают калибры

  1. Тонкие - от 0,008-0,009, идеально подходящие для начинающих музыкантов, познающих самые азы искусства игры на гитаре. Но со временем лучше перейти на более толстые струны, чтобы улучшить качество звукоизвлечения.
  2. Средние - 0,010, отличаются сбалансированностью между звучанием струны и ее толщиной. Этот калибр широко распространен у исполнителей самых различных жанров.
  3. Толстые - от 0,011 до 0,013, являются фаворитами для представителей метал-культуры, так как игра на подобных струнах требует большого мастерства и виртуозных навыков. Звукоизвлечение получается очень ярким, сочным и выразительным.

Чтобы помочь вам определиться с выбором струн, подходящих именно для вас, далее приведен список известных изготовителей, после прочтения которого вам станет намного яснее то, как выбрать струны для электрогитары исходя из собственных предпочтений.

  • Elixir. Фирма выпускает струны высокого качества, которые, к сожалению, стоят недешево. Из основных преимуществ можно выделить глубокий тембр звука, обволакивающий каждую ноту. На струны "Эликсир" нанесена полимерная обмотка, довольно приятная на ощупь. И именно благодаря ей они не засаливаются и дольше служат. В общем, выбрав разочарованы вы не будете. Ведь исходя из вышесказанного, они практичны и приятны для слуха.
  • D addario. Являются настоящим динозавром инструментального рынка, так как струны этого производителя хорошо зарекомендовали себя еще столетие назад. Причем "Дадарио" до сих пор повсеместно распространены и любимы народом. Почитателей можно найти по всему миру, что неудивительно, ведь D addario проверены временем и им можно доверять. Тем более что по цене они доступнее, чем струны других производителей.
  • Ernie Ball. Отличаются в первую очередь тем, что запечатаны в упаковку из фольги, а не в пакетик из пластика. Струны созданы при помощи новейших разработок в этой области. Внешнее покрытие выполнено из специального антикоррозийного сплава, что само по себе - огромный плюс. К тому же Ernie Ball усилены специальной титановой проволокой, которая позволяет лучше держать строй. Вот только стоят они значительно дороже своих конкурентов.
  • Dunlop. Струны для электрогитары, также отличающиеся необычной упаковкой VCI (Vapor Corrosion Inhibitor), которая представляет собой специальные конвертики, технология изготовления которых позволяет содержать струны в максимально благоприятных условиях. Произведены они в Северной Америке и универсальны для любых стилей исполнения.

Ibanez

Электрогитара от этого японского производителя, известна повсеместно, так как "Ибанез" стал первопроходцем на пути к музыкальному рынку США. У этой торговой марки своя, весьма непростая история.

Первоначально фирма занималась тем, что продавала гитары итальянского производства. Но в свете трагических событий (гражданской войны), произошедших в Италии, мастерская по изготовлению инструментов подверглась разрушению, и японцы приобрели права на производство гитар под своим именем, наладив их производство.

Фишкой являются рогатые гитары с глубокими вырезами. С наступлением 80-х годов прошлого века популярность обрели модели Roadster Guitar и Roadster Deluxe, тремоло которых - Floyd Rose, а расцветка очень яркая и модная.

На сегодняшний день электрогитара Ibanez известна повсеместно и довольно демократична по цене, которая варьируется от 200 до 1500 $. Поэтому можете смело остановить на ней свой выбор.

Yamaha

Электрогитары от этого японского производителя получили признание у широкого круга музыкантов. По цене они довольно демократичны, а по качеству могут посоревноваться за первое место среди представителей самых дорогих брендов. История их производства началась в 60-х, когда акустические модели фирмы произвели нешуточный фурор среди гитаристов всего мира.

Примечательно, что, создавая первую электрогитару, Yamaha предвидели повышенный интерес народа к новому (в то время) типу инструмента и оказались правы. Причем доступной цена была изначально, что своего рода тоже маркетинговый ход.

На сегодняшний день у предприимчивых и практичных японцев довольно широкий выбор моделей, и, вероятнее всего, среди них найдется «тот самый вариант» для вас.

Fender

Является самым любимым брендом у исполнителей хард-рока и хеви-метал. А начиналось все с того, что в далеком 1946 году Лео Фендер основал фирму по производству этого замечательного инструмента. В наше время фабрика выпускает именные гитары, которые изготавливаются индивидуально, следуя всем пожеланиям заказчика.

К тому же Fender перевыпускает старые модели, ставшие хитами для истинных меломанов. "Стратокастер" и "Телекастер" давно зарекомендовали себя как отличные инструменты, став эталоном звука.

Сейчас у фирмы есть множество моделей, в числе которых: Jaguar, Jazzmaster, Mustang, Roscoe Beck Bass и Prodigy. Но, помимо отменных выпускает различные приспособления, усилители и прочую электронику для крутого звучания. Цена на инструмент варьируется от 800 до 3000 $.

В общем, выбирая, какие струны для электрогитары лучше, доверьтесь своему слуху, вкусам и предпочтениям, а дальше подскажет сердце.

На заметку непрофессиональному гитаристу. (и в целях народного просвещения)

Выбор струн -- дело сугубо индивидуальное и однозначно сказать какие струны выбрать невозможно, это также относится и к инструментам. Требовательные музыканты порой годами подбирают себе стpуны, иногда по одной от разных комплектов. Даже если и подберут наконец, то, глядишь, производители стpун что-то новенькое придумают, и снова начинаются поиски. Хороший музыкант, как творческая натура, всегда будет искать себе стpуны лучше и лучше, но для начинающего гитариста при выборе стpун важно определиться в главном; какую музыку и на какой гитаре он будет играть, тогда уже выбор стpун не будет столь мучительной проблемой.

Сперва немного о том какими бывают струны. Вообще-то, струной может являться любая нить или проволока, если она не рвется и не вытягивается от воздействия играющего. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на жильных (сделанных из кишок животных) и шелковых стpунах, не имевших обмотки. Жильные стpуны дожили до наших дней, но в силу ряда причин сейчас остались почти только на арфах и иногда встречаются на скрипках (в основном при исполнении аутентичной музыки). Лишь в XIX веке на жильных стpунах появляется металлическая (медь, серебро) обмотка, позволяющая улучшать тембр басовых стpун, одновременно снижая их натяжение, что облегчило жизнь исполнителя и обогатило тембр его инструмента. Тогда же, с появлением рояля, появляются первые опыты производства стpун на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов стpун, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, многослойные, с профильной обмоткой (не круглой, а плоской или полукруглой и т.д.), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

Жильные струны в принципе на ладовом инструменте долго не держатся, поэтому почти вышли из употребления (в России не встречаются).

Синтетические струны – обычно используются для классической гитары. Они явились заменителями нестойких жильных. Три первые стpуны – это калиброванная нейлоновая леска, а три басовые сделаны на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) крученой синтетической основе. Традиционной обмоткой для них является посеребренная медь. Серебряное покрытие (несколько тысячных долей миллиметра) улучшает звучание сравнительно глухой меди, не темнеет от прикосновения пальцев, и очень приятно смотрится, однако, со временем вытирается. Многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, ничуть не уступающие в звучании и намного превосходящие своей долговечностью посеребренную медь.

Струны на стальной моно-основе (как правило, на шестигранном керне) используются очень широко в эстрадной музыке, а также теми, кто ценит в гитаре звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими и ставятся на гитары другого, усиленного типа. И хотя еще встречаются стpуны на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, это скорее является их недостатком, поскольку стальная основа не позволяет витой стpуне огибать гитарный лад так, как синтетической, отчего служат эти стpуны в несколько раз меньше, чем имеющие обмотку из бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п.

Струны для гитары на стальном тросике в России не встречаются, хотя, вероятно, на Западе они существуют, но не для массового покупателя, т.к. они в несколько раз должны быть дороже вышеперечисленных.

Что касается струн с плоской обмоткой или с полукруглой , лежащей плоской стороной вверх, то эти стpуны имеют больший срок службы и при смене позиций не имеют характерного свиста пальцев о витки намотки. Они, как правило, чуть менее ярки, но их любят ставить гитаристы, которым приходится записываться на студии.

Для всех гитарных струн существуют множество типоразмеров, что обуславливается требованиями музыканта и его инструмента. В отличие от смычковых инструментов, где длинна струны полного инструмента (4/4) одинаковая, гитары бывают разные по мензуре (длине рабочей части стpуны). Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 660 мм и даже более, поэтому один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. Стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648 мм.

О натяжении стpун

Натяжение струн на стальной основе гитаристы привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма, т.е. комплект струн "средне-легкого" натяжения №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм. Но мало кто обращает внимание на диаметры других стpун, а ведь это важно. Американские стpуны для акустических гитар на стальной основе, как правило, рассчитаны на крупные инструменты, на которых в основном играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение на витых стpунах, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, имеющих инструменты другой конструкции и отдающих предпочтение скорее не громкости инструмента, а его певучести, т.е. педальности (длительности) звучания, которое можно получить лишь на струнах с меньшим натяжением.

На рисунке показано натяжение струн для шестиструнной гитары. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” стpун, нижний -- менее громких, но с большей педалью, т.е. “певучих”.

Натяжение гитарных стpун на синтетической основе (для классической гитары) также определяется, исходя из сечений струн, но здесь различие в натяжении стpун разного размера мизерно, что отчасти связано с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм. Отклонение по диаметру лески для первых трех стpун даже на 0,002 дюйма (0,05мм) уже не является существенным для натяжения струны, поскольку сам нейлон легче стали более чем в 7 раз.

Выводы

Из всего вышесказанного уже можно сделать некоторые выводы о том, какие струны следует выбирать. Выбор в основном обуславливается тем, какое звучание (тембр) вам самим нравится, каким инструментом вы располагаете и какую музыку исполняете. Начинающему гитаристу при выборе струн можно посоветовать следующее:

Если Вам нравится приглушенное звучание и мягкие струны – стоит остановить свой выбор на синтетических струнах, но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым.

Тем, кому нужна сила звука и звонкость и у кого крупный, американского типа инструмент следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11. Правда при этом нужны и крепкие пальцы.

Тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки мозоли, но кто не любит “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить стpуны на стальной основе №№9 и 10. При этом возможно придется несколько увеличить высоту струн над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие (а точнее легкие) струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады.

И напоследок еще один совет – всегда настраивайте стpуны по камертону , т.к. помимо того, что при перетяжке Вы портите сам инструмент, струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут вытянуться и в правильном строе звучать станут хуже.

Струны на акустической или классической гитаре обладают огромным влиянием на её звук и играбельность. Если вы просматривали ассортимент каких-либо интернет магазинов, то вы наверняка видели, что они предлагают огромное разнообразие струн. Какие струны выбрать? На что обращать внимание? От чего зависит цена? На все эти и другие вопросы должна ответить данная статья.

Струны акустической гитары

Из-за того, что типичная акустическая гитара не имеет звукоснимателей и не подключается к усилителю, её струны играют весьма фундаментальную роль в том, как она звучит. Поэтому, структуру струн и их толщину мы должны тщательно рассмотреть.

Акустическая гитара и классическая: в чём различие?

Первое и наиболее существенное отличие между акустикой и классикой заключается в том, что на классическую гитару ставятся нейлоновые струны, в то время как на акустическую — металлические. В большинстве случаев металлические и нейлоновые струны не являются взаимозаменяемыми, так как предназначены для конкретного музыкального стиля. Например металлические струны предназначены для рока, блюза, кантри, в то время как нейлоновые для классики, фламенко и фолка. Если вы будите использовать металлические струны на гитаре, которая была сконструирована для нейлоновых струн, то знайте, что этим самым вы можете нанести серьёзный ущерб вашему инструменту. Гриф и корпус классической гитары попросту не предназначен для такого большого натяжения, которое создают металлические струны. При использовании неподходящих струн так же можно нанести вред как ладам, так и бриджу вашего инструмента.

Всё о толщине гитарных струн

Перед тем, как мы перейдём в характеристики различных типов струн для акустики и классики, давайте поговорим о толщине струн, так как она относится к обоим типам. Струны изготавливаются в диапазоне от самых тонких и до самых толстых. Обычно толщина измеряется в тысячных дюйма. Наиболее тонкие струны обычно имеют размер.010 дюйма (или просто «десятка»), самые толстые обычно.059 дюйма. Толщина струн очень сильно влияет на звук инструмента.
Тонкие струны:

  • Обычно на них легче играть
  • Позволяют с меньшими усилиями играть бенды
  • Звучат тише и производят меньший сустейн
  • Склонны ударяться о лады, что даёт очень неприятный звук
  • Оказывают наименьшее натяжение на гриф, что что является безопасным выборам для раритетных гитар

Толстые струны:

  • На них обычно сложней гирать
  • Требуют больших усилий при зажатии струны и игре бендов
  • Звучат громче и генерируют больший сустейн (по сравнению с тонкими струнами)
  • Оказывают большее натяжение на гриф

Обозначение толщины струн

Большинство производителей струн определяют их толщину по типу «супер тонкие» или «тослые». В то время как более точные размеры могут меняться среди производителей, я хочу привести вам наиболее типичные используемые размеры.

Типичные размеры струн

  • Невероятно супер тонкие: .010 .014 .023 .030 .039 .047
  • Супер тонкие: .011 .015 .023 .032 .042 .052
  • Тонкие: .012 .016 .025 .032 .042 .054
  • Средние: .013 .017 .026 .035 .045 .056
  • Толстые: 014 .018 .027 .039 .049 .059

Металлические струны для акустической гитары

Толщина металлических струн

Давайте рассмотрим следующие факторы для того, чтобы решить какую толщину струн использовать:

Стиль игры: Для примера возьмём игру пальцами. Игра пальцами требует больших усилий при звукоизвлечении, поэтому гораздо разумней будет использовать тонкие струны. Если вы хотите играть только медиатором, то толстые струны будут гораздо лучше звучать, чем тонкие. Окей, но что если вы хотите играть и медиатором и пальцами? (ведь большинство гитаристов так и поступают). Ваш выбор следует направить в сторону струн средней толщины, так как они будут являться золотой серединой между лёгкостью при игре и звуком. Если говорить простыми словами, то я скажу следующим образом: если вы начинающий гитарист, то отдайте своё предпочтение тонким струнам. На них вам будет проще научится играть и постепенно вы сможете переходить на более толстые варианты. В конечном итоге вы сможете полностью перейти на толстые и получить от них максимум преимуществ.

Желаемый звук: Как вы уже наверное догадались, толстые струны подчёркивают басовый регистр инструмента и создают более глубокие, сильные тона. С другой стороны, на тонких струнах будут выделяться высокочастотные ноты, что будет давать более резкий, как бы хрустящий звук.

Возраст инструмента и состояние: Раритетные гитары часто довольно хрупкие, потому более толстые струны могут попросту повести гриф, что повлечёт за собой проблемы со строем. Поэтому, если вы обладаете старым инструментом, то не рискуйте и используйте струны меньшей толщины.

Материалы используемые при изготовлении металлических струн

Бронза: Имеет чистые, звонкие и яркие тона, но очень сильно подвержены износу из-за склонности к окислению.

Фосфорная бронза: Имеет более тёплый и в то же время мрачный тон. Добавление фосфора в сплав значительно продлевает жизнь струнам.

Алюминиевая бронза: Производит резко выраженный бас и чёткие верха, по сравнению с фосфорной бронзой.

Медь: Имеет яркий, звонкий металлический тон.

С полимерным покрытием: Струны с полимерным покрытием имеют меньший сустейн и яркость, чем струны без покрытия. Значительным плюсом является тот факт, что струны с покрытием имеют антикоррозийные свойства, что значительно продлевает им жизнь.

Джон ЛееВон из D’Addario Strings показывает как правильно поменять струны на акустической гитаре.

Электроакустическая гитара: нужны ли мне другие струны?

Большинство электроакустических гитар, в том числе и модели с нейлоновыми струнами оборудованы пьезодатчиками, которые позволяют преобразовывать вибрации струны в электрический сигнал при помощи встроенного предусилителя. Данный тип звукоснимателей не использует магниты (как в большинстве электрогитар), поэтому материалы из которых изготавливают струны имеют меньшее влияние на звук. Некоторые производители производят струны именно для электроакустических гитар и вы возможно захотите сравнить их звук со стандартными струнами, но мне почему-то кажется что вы не услышите особых различий.

В том случае, если электрогитара оборудована: пьезодатчиком, микрофоном или магнитным звукоснимателем над резонаторным отверстием, то я бы посоветовал вам следовать именно рекомендациям от производителя этого звукоснимателя, чем советам от пользователей.

Нейлоновые струны для классической гитары

Характеристики нейлоновых струн

Как правило нейлоновые струны используются в таких музыкальных жанрах как: классика, фламенко, босанова и фолк. Их мягкий, нежный тон предпочтителен для многих гитаристов включая джаз и катри.

Многие начинающие гитаристы думают, что на нейлоновых струнах легче играть, чем на металлических из-за их мягкого материала и более легкого натяжения струн, что в целом верно. Однако, все начинающие гитаристы в той или иной мере испытывают боль на кончиках пальцев, независимо акустика ли это с металлическими струнами или классика с нейлоновыми. Все эти неудобства пройдут тогда, когда ваш организм к ним приспособиться. Мозоли на кончиках пальцев появляются довольно быстро, примерно в течении месяца-двух и по истечению этого времени, боль в кончиках пальцев перестанет быть такой весомой проблемой. Я крайне вам рекомендую не выбирать гитару с нейлоновыми струнами только потому, что на ней немного легче играть. Этот выбор должен быть сделан только в соответствии с вашими музыкальными предпочтениями, а именно: если вы хотите играть рок, блюз, кантри, то металлические струны ваше всё. Если вы предпочитаете классическую, испанскую музыку, фламенко, фолк, то без нейлоновых струн вам не обойтись.

Так же нейлоновые струны необходимо постоянно подстраивать (гораздо чаще чем металлические), особенно новенькие, только поставленные. Всё это из-за того, что они имеют свойство растягиваться и очень чувствительны к атмосферным воздействиям (изменению влажности и температуры).

Материалы используемые при изготовлении нейлоновых струн

Называть нейлоновые струны нейлоновыми — это немного неправильно. Как будет описано ниже, при изготовлении данного типа струн используют различные материалы, поэтому более правильней будет называть их просто «струны для классической гитары». Вы так же заметите, что принцип изготовления басовых струн немного отличается от остальных.

А теперь немного истории. До 1940 годов, струны для классической гитары изготавливались из кишок коров или овец. Басовые струны (E, A, D) имели сердечник из шёлковой нити, на которую наматывали кишки животных. Остальные, так называемые высокочастотные струны (E, B, G) изготавливались из чистых кишок (без применения других материалов).

Современные производители используют чистый нейлон, фторуглерод или другие синтетические нити для изготовление высокочастотных струн. Басовые струны имеют многожильные, нейлоновые сердечники, по верх которых наматывают различные металлы или нейлоновую обмотку.

Материалы и тональные характеристики высокочастотных струн

Чистый нейлон: Наиболее популярный материал, который изготовляется из чистого моноволокна нейлона. Очень ценится за свой богатый, чёткий тон.

Очищенный нейлон: Так же изготавливается из чистого нейлона, который затем шлифуется, чтобы создать гладкую поверхность по всей длине струны. Он имеет нежный, ровный тон, чем чистый нейлон.

Чёрный нейлон: Изготовлен из другой композиции нейлона. Имеет тёплый, чистый звук с выделяющимися высокочастотными обертонами. Весьма популярен среди фолк исполнителей.

Материалы и тональные характеристики басовых струн

Как было сказано выше, басовые струны имеют многожильные сердечники, которые оборачиваются различные виды металлических обмоток.

Бронза 80/20: Делается из 80% меди и 20% цинка. Этот сплав имеет ярко выраженный блеск и проекцию. Некоторые производители называют такие струны «золотыми».

Посеребренная медь: Очень гладкий на ощупь материал, который производит довольно тёплый тон. Некоторые производители называют такие струны «серебренными».

Какой-то мужик показывает как правильно поменять струны на классической гитаре

Признаки того, что пора менять струны

  1. Настраивать и держать в строю инструмент становится всё сложнее
  2. Вы видите, что на струнах появилась ржавчина
  3. Оплётка басовых струн будто начала «распутываться»
  4. Появляется диссонанс и нестабильность даже по того, как вы настроили инструмент
  5. Вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли струны

Как часто следует менять струны?

К сожалению нет определённого ответа на этот вопрос, но есть некоторые факторы, которые сокращают жизнь вашим струнам:

  • Потливость. Когда вы много играете, ваши пальцы обильно выделяют пот, который попросту разъедает струны.
  • Вы играете весьма агрессивно, т.е. используете множество бендов и жёсткую атаку при игре.
  • Частая игра на инструменте так же износит струны.
  • Вы пользуетесь разными строями гитары и часто перестраиваете инструмент.
  • Держите свои струны в чистоте. После каждой игровой сессии не поленитесь взять сухую, чистую тряпку и попросту протереть их от вашего пота, кусочков кожи с пальцев и грязи. Данная процедура позволит вам значительно продлить жизнь вашим струнам.
  • Мойте руки перед каждой игрой на гитаре, что немного притормозит процесс окисления струн.
  • Вложитесь в приспособление для наматывания струн на колки. Оно поможет вам значительно сократить своё время при замене струн.
  • Покупайте струны по 5-10 комплектов. Так вы сэкономите свои деньги покупая их по оптовой цене.
  • Возможно когда-то на репетиции или выступлении вам понадобиться срочно заменить порванную струну, поэтому держите запасной комплект или отдельные струны в вашем чехле или кейсе.
Рекомендуемый контент:
      Дата публикации: 20 октября 2002 г.

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

    Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

    Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

    Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


    относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

    Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

    Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

    На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

    Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

  • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
  • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
  • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.