Изложение по картине трава дюрер. Альбрехт дюрер картины

Презентация поможет полнее представить картину А. Дюрера "Травы", покажет, что хотя Дюрер писал большие многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться обыкновенными, ничем не примечательными на поверхностный взгляд травами. Только такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить ее особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А. ДЮРЕР «ТРАВЫ» Художник Дюрер писал большие многоцветные картины для храмов, но все это не мешало ему любоваться обыкновенными, ничем не примечательными, на первый взгляд, травами. Презентация выполнена учителем начальных классов МБОУ лицея №6 г. Ессентуки Шевченко Н.А.

А. ДЮРЕР «ТРАВЫ» По стебельку можно скользить пальцем, о клейкое молочко можно испачкаться, а об острый лист порезаться. – Помните ли вы, как пахнет трава? Представляете ли вы запахи разнотравья середины лета? – Рассмотрите фрагмент «Трав» Какие ассоциации при рассматривании этого кусочка природы у вас возникают?

Обратите внимание на разную освещенность: на какие-то листики травы попал луч солнца, а какие-то оказались в тени. И все это подметил художник.

Такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить ее особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в простом.

Альбрехт Дюрер — знаменитый немецкий художник , живописец, график, гравер. Родился в 1471 г. в Нюрнберге — умер в 1528 г. Является признанным во всём мире художником, мастером ксилографии и величайшим мастером западноевропейского Ренессанса. Этот художник является одним из самых загадочных художников с необычным взглядом на искусство и мировоззрением. Исследуя его творчество, можно видеть, что Дюрер был приверженцем итальянского Ренессанса и вкладывал в свои работы немало средневекового мистицизма. Кроме религиозных, мифических и мистических картин, он занимался портретами и автопортретами. Особое место в его искусстве можно уделить гравюрам, с которыми можно ознакомиться в публикации .

Живописи Альбрехт Дюрер учился сначала у собственного отца, затем у живописца из его родного города Михаэля Вольгемута. Для того, что бы получить Звание Мастера, он пустился в годы странствий, что было необходимым условием. За четыре года он посетил Базель, Кольмар и Страсбург, где учился тонкостям изобразительного искусства и совершенствовал свои знания. Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины — серия пейзажей. Здесь уже чувствуется рука профессионального художника — ясность композиции, чётко продуманный план, ровное настроение. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Он часто прибегает к изображению идеальных пропорций, что он и показал на картине «Адам и Ева».

В 1495 году Альбрехт Дюрер создал собственную мастерскую, и это послужило началом его самостоятельной и независимой работы. Ему помогали некоторые художники и граверы: Антон Кобергер, Ханс Шойфелайн, Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. Эта болезнь мучила его до конца жизни. С этим связана одна история: неизвестная болезнь сопровождалась увеличением селезёнки, так вот, когда он послал письмо доктору с описанием симптомов, то вложил рисунок самого себя, где он указывал на селезёнку и подписал » Там, где жёлтое пятно и на что я указываю пальцем, там у меня болит «. Прямо перед смертью Дюрер готовил к публикации свой трактат о пропорциях для художников, но 6 апреля 1528 г. скончался и был похоронен на кладбище Иоанна в Нюрнберге, где его могила находится и по сей день.

Если вы хотите использовать в оформлении интерьера лучшие технологии и достижения цивилизации, то естественным выбором для вас должны стать раздвижные стеклянные двери . Компания Stekloprofil в СПб предлагает продукцию самого высокого качества.

Ecce Homo (Сын человеческий)

Автопортрет Дюрера в зрелые годы

Адам и Ева

Алтарь Паумгартнера

Император Максимиллиан I

Императоры Карл и Сигизмунд

Куст травы

Мадонна с грушей

Мария с младенцем и святой Анной

Портрет женщины

Портрет Иеронима Хольцшуэра

Портрет молодой венецианки

Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 году. Его отец перебрался из Венгрии в середине ХV века и слыл лучшим ювелиром. В семье было восемнадцать детей, будущий художник родился третьим.

Дюрер с самого раннего детства помогал папе в мастерской по ювелирной работе, и он возлагал на сына большие надежды. Но сбыться этим мечтам не судилось, потому что талант у Дюрера младшего проявился рано, и отец смирился, что ребёнок не станет ювелирным мастером. В то время мастерская Нюрнбергского художника Михаэля Вольгемута пользовалась большой популярностью и имела безупречную репутацию, именно поэтому туда был направлен Альбрехт в возрасте 15 лет. Вольгемут был не только отличным художником, но и искусно работал над гравированием по дереву, меди и прекрасно передал свои знания старательному ученику.

Закончив учиться в 1490 году, Дюрер написал свою первую картину «Портрет Отца» и отправился в путешествие, для того чтобы перенять навыки у других мастеров и набраться новых впечатлений. Он побывал во многих городах Швейцарии, Германии и Нидерландах, повышая свой уровень в изобразительном искусстве. Оказавшись в Кольмаре, Альбрехт имел возможность работать в мастерской знаменитого живописца Мартина Шонгауэра, но он не успел повстречаться с известным художником лично, потому что годом ранее Мартин скончался. Но удивительное творчество М. Шонгауэра сильно повлияло на молодого художника и отразилось в новых картинах в несвойственном ему стиле.

Находясь в Страсбурге, в 1493 году Дюрер получает письмо от отца, где тот сообщал о договоренности женитьбы своего сына на дочери друга. Возвратившись в Нюрнберг, молодой художник сыграл свадьбу с Агнессой Фрей, дочерью медника, механика и музыканта. Благодаря женитьбе, Альбрехт повысил свой социальный статус и мог теперь иметь собственное дело, так как семья жены была уважаема. Художник нарисовал в 1495 году портрет супруги под названием «Моя Агнесса». Счастливым брак назвать нельзя, потому что жену не интересовало искусство, но жили они до самой смерти вместе. Супруги были бездетны и не оставили после себя потомство.

Популярность за пределами Германии пришла к Альбрехту с помощью медных и деревянных гравюр в большом количестве копий, когда он вернулся из Италии. Художник открыл свою собственную мастерскую, где издавал гравюры, в самой первой серии его помощником был Антон Кобергер. В родном Нюрнберге мастера имели большую свободу, и Альбрехт применил новые техники в создании гравюр и начал их продавать. Талантливый живописец сотрудничал с известными мастерами и выполнял работы для знаменитых нюрнбергских изданий. А в 1498 году Альбрехт выполнил ксилографии к изданию «Апокалипсис» и получил уже европейскую известность. Именно в это период художник влился в круг нюрнбергских гуманистов, который возглавлял Кондрат Цельтис.

После в 1505 году в Венеции Дюрера встретили и приняли с уважением и почестью, и художник исполнил для немецкой церкви алтарный образ «Праздник четок». Познакомившись здесь с венецианской школой, живописец изменил свою манеру работы. Творчество Альбрехта было очень высоко оценено в Венеции, и совет предлагал деньги на содержание, но талантливый художник все же уехал в родной город.

Слава Альбрехта Дюрера возрастала с каждым годом, его работы были уважаемы и узнаваемы. В Нюрнберге он приобрёл для себя огромный дом в Циссельгассе, в котором можно побывать и в наши дни, там находится Дом-музей имени Дюрера. Встретившись с императором Священной Римской империи Максимилианом I, художник показал нарисованные заранее два портрета его предшественников. Император был в восторге от картин и сразу сделал заказ своего портрета, но не смог расплатиться на месте, поэтому стал выплачивать ежегодно Дюреру приличную премию. Когда скончался Максимилиан, премию перестали платить, и художник отправился в путешествие, чтобы восстановить справедливость, но ему это не удалось. И в конце поездки Альбрехт заболел неизвестной болезнью, возможно малярией, и мучился от приступов оставшиеся годы.

Свои последние годы жизни Дюрер трудился как живописец, одной из важных картин считается преподнесенная городскому Совету «Четыре апостола». Исследователи работ известного художника приходят к разногласиям, кто-то видит в данной картине четыре темперамента, а кто-то отклик Дюрера на разногласия в религии. Но Альбрехт унес в могилу свои мысли по этому поводу. Через восемь лет после заболевания А. Дюрер скончался 6 апреля 1528 года в городе, где и появился на свет.

А. Дюрер. Автопортрет в возрасте 13 лет. Серебряный карандаш. 1484.

Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера… Эразм Роттердамский
Альбрехт Дюрер принадлежит к числу величайших художников всего мира. В своей книге «Диалектика природы» Ф. Энгельс называет Дюрера непосредственно рядом с Леонардо да Винчи как одного из лучших представителей эпохи Возрождения.
Время, когда жил и работал Дюрер, было во многом противоречивым, сложным, тяжелым для его родины - Германии. Страна распадалась на ряд отдельных маленьких государств. В городах нарастало народное движение против неограниченной власти богачей.

А. Дюрер. Автопортрет с цветком. Масло. 1943

И Дюрера мы особенно ценим за то, что в искусстве и жизни он был верен гуманистическим идеалам.
Он родился в 1471 году в городе Нюрнберге, который являлся одним из наиболее передовых городов. Отец Дюрера был простым рабочим и хотел обучить сына тому же ремеслу, но мальчика тянуло к живописи, и только к ней. Дюреру пришлось прислуживать своему хозяину-живописцу, бегать для него за угощением, подметать полы в мастерской; терпеть помыкательства старших подмастерьев.
Он оставил свой портрет этого времени в возрасте 13 лет. Исполнен он серебряным штифтом на бумаге, покрытой особым грунтом. Несколько робкий рисунок вполне художественно удачен. Мальчик на нем внимателен и серьезен.
Дюрер научился растирать краски, грунтовать для рисования бумагу, делать кисти, наблюдал, как работает мастер. Свободное время уходило на копирование попадавшихся ему на глаза произведений искусства. Сам Дюрер отчетливо понимал все недостатки такого художественного образования. Будучи уже знаменитым художником, он стал составлять «Учебное руководство для мальчиков, обучающихся живописи», одно из первых в истории искусства.
Дюрер стал живописцем, и неплохим. Девятнадцати лет, окончив длительное учение в мастерской Вольгемута, он отправляется в «странствие подмастерья». Обычай этот был тогда широко распространен по всей Европе. Переходя из города в город, работая то в одной, то в другой мастерской, молодой ремесленник осваивал разнообразную технику, учился мастерству в разных странах и у разных лиц. Дюрер работал в Швейцарии, в Эльзасе, в 1495 году побывал и в Италии.

А. Дюрер. Меланхолия. Фрагмент. Гравюра на меди. 1514.

Он рисует непрестанно. Пером, карандашом, углем. Его внимание привлекает все то, что потом может быть перенесено в гравюры. Охотнее и больше всего он рисует человека. Солдат, наемников-ландскнехтов, которые переходили из страны в страну, предлагая свои услуги за недорогую плату; лица современников, простых и знатных людей. В 1493 году, возвратившись из странствий, он выполнил живописный автопортрет: у Дюрера внимательный взор, серьезное выражение лица, а в руке цветок, может быть, имеющий какой-то смысл.
Конечно, многое в раннем искусстве Дюрера еще несовершенно. Но он страстно стремится узнать, есть ли какие-нибудь правила, позволяющие достигать в искусстве воспроизведения правды и красоты.
Первая большая серия гравюр Дюрера - «Апокалипсис». Они пронизаны чувствами неудержимого гнева, страсти и пафоса борьбы. Образы этой серии созвучны настроениям беспокойной, противоречивой эпохи, в которую жил художник.
Дюрер выполняет гравюры и более простые. Он рисует «блудного сына» - батрака, кормящего свиней на дворе зажиточной фермы, типы горожан и фигуры крестьян. В своем творчестве Дюрер выявляется как мастер, постепенно овладевающий умением передавать реальный мир как он есть. Штрихи в его гравюрах и во многих сохранившихся рисунках становятся определенными, смелыми, сильными. В портретах он яркими, несколько жесткими красками запечатлевает образы своих друзей - нюрнбергских граждан, известных ученых того времени.

А. Дюрер. Святой Иероним в келье. Гравюра на меди. 1514.

Дюрер усердно работает над своим художественным и научным образованием. Его жизнь проходит в упорном труде. Он создает необычайно тщательные по выполнению рисунки акварелью, изображающие животных, растения. Маленький зайчик, прижавший уши, кустик травы, букет фиалок, крыло птицы передаются с совершенством, которое трудно превзойти.
В 1506-1507 годах дела или, может быть, жажда самосовершенствования уводят его в новое путешествие, опять в Италию. Дюрер живет в Венеции, где впервые почувствовал себя свободным человеком, полным собственного достоинства. Он знакомится с выдающимися мастерами Италии. Старый венецианский художник Джованни Беллини навещает Дюрера в его мастерской. Об этом сохранился такой рассказ.
Из Венеции Дюрер вернулся на родину обогащенный многим. Его живопись стала сочнее, мягче, красочней. В рисунках и гравюрах еще вернее и правдивее изображает Дюрер окружающую действительность, людей своего времени - их характер, костюмы, занятия. С особым интересом к психологическому выражению старческого лица Дюрер выполнил углем портрет своей матери.

А. Дюрер. Заяц. Акварель, гуашь. 1502.

Дюрер - один из немногих художников-философов. В искусстве его странно уживаются глубокая реалистическая правда и фантастические вымыслы, подсказанные художнику мировоззрением его эпохи. Он часто пользуется сложными аллегориями-иносказаниями и тут же рядом, в других рисунках, несколько шутливо показывает пляску крестьян. Внимательно рисует внутренность озаренной солнцем комнаты, где спокойно работает Иероним, легендарный святой, писатель- философ, про которого рассказывали, что он приручил льва.
В постоянном труде, художественном и научном, проходит жизнь Дюрера. Дело его народа было всегда и его собственным делом. Показанные Дюрером в «Четырех апостолах» образы простых людей, борцов за правду, воплощены художником строго и сильно.
Образ ученого и писателя, гуманиста и мыслителя запечатлен в одной из самых последних работ - в гравированном на меди портрете знаменитого деятеля его эпохи Эразма Роттердамского.
Он - за писанием, с пером в одной руке, чернильницей в другой, в простой домашней одежде. На переднем плане гравюры Дюрер мастерски изобразил книги и не забыл на столе ученого поставить вазочку с цветами.

Уже при жизни Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) слыл «великим между самыми великими» художниками своего времени не только на родине, в Германии, но и за её пределами. Слава выдающегося живописца, графика и гравёра не померкла и после смерти. В истории изобразительного искусства появился даже специальный термин – «дюрреровский ренессанс».


В творчестве Дюрера с наибольшей художественной силой и оригинальностью воплотилась характерная для немецкого искусства первой трети XVI века тенденция – сочетание средневековых национальных традиций со свойственной Ренессансу потребностью в рационалистическом познании и реалистическом изображении окружающего мира. Духовная напряжённость эпохи Реформации и уравновешенная красота античности, искусная изощрённость и немецкая простота и грубоватость нашли отражение в его самобытном стиле.

От ремесла гравёра к искусству гравюры

Дюрер был третьим из 18 детей в семье золотых и серебряных дел мастера из Нюрнберга Альбрехта Дюрера Старшего. Между 1486 и 1489 гг. он был отдан в ученики к художнику-гравёру Михаэлю Вольгемуту, сотрудничавшему с крупным типографом А. Кобергером, чьи книжные магазины были разбросаны по всей Европе.

Желание родителей сделать своего сына гравёром было вполне понятным. С возникновением книгопечатания эта работа оказалась весьма востребованной и хорошо оплачиваемой. В мастерской Вольгемута начинающий художник изучал техники гравировки и рисования, а также, делая копии, знакомился с образцами европейского изобразительного искусства. Здесь же молодой человек увидел работы знаменитого немецкого гравёра на меди Мартина Шонгауэра.

Во времена Дюрера живопись, скульптура, а тем более графика не включались, в отличие, например, от астрономии или философии, в число «свободных искусств», а считались ремеслом. Чтобы быть принятым в ремесленный цех, художник должен был доказать своё право называться мастером, обходя родную страну город за городом и подтверждая профессиональную состоятельность собственными изделиями. В 1490 – 1494 гг.

Дюрер совершил путешествие, необходимое для получения звания мастера. Достоверных сведений о маршруте художника не сохранилось. Предполагается, что он намеревался встретиться с Шонгауэром, который, однако, скончался незадолго до его приезда. Долгое время Дюрер провёл в Базеле, изготовляя по заказу издателя-типографа Иоганна Амербаха гравированные* на дереве иллюстрации к комедиям Теренция, «Турнскому рыцарю» Жоффре де ла Тур-Ландри и «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Книга Себастьяна Бранта «Корабль дураков», высмеивавшая нравы современников, была бестеллером 1490-х гг. не в последнюю очередь благодаря иллюстрациям Дюрера. По-видимому, в этот завершающий период ученичества художник приобрёл навыки гравирования на меди и познакомился с техникой офорта.

В 1496 г. Дюрер создаёт серию потрясающих напряжённым драматизмом гравюр к Апокалипсису. Конец века всегда, а особенно в Средние века, связывался в сознании людей с ожиданием скорого конца света. Четыре всадника Апокалипсиса должны были появиться в 1500 г.

Дюрер написал целый ряд автопортретов . Один из самых красивых датируется 1498 г., тогда художнику было 28 лет. Дорогая щёгольская одежда, полное достоинства лицо, внимательный взгляд – таков человек эпохи Возрождения, верящий в силу разума и красоты.

Путешествие в Италию

На рубеже XV–XVI вв. Дюрер совершил своё первое путешествие в Италию. Акварельные пейзажи художника позволяют восстановить его маршрут: он ехал через Аутсбург и Инсбрук, прошёл через перевал Бреннер и, наконец, прибыл в Венецию. Здесь Дюрер встретился со знаменитыми братьями Беллини и с Якопо де Барбари, по совету которого он принялся за изучение пропорций.

По возвращении из Италии Дюрер открыл собственную мастерскую и начал сам продавать свои гравюры. Кроме того, в этот период он создал на заказ несколько алтарных картин, для которых в соответствии с голландскими и итальянскими образцами избрал форму триптиха. Известно, что одним из заказчиков был нюрнбергский сановник Паумгартнер, чьих сыновей художник запечатлел в виде рыцарей на створках, изображающих св. Георгия и св. Евстафия.

Дюрер – не только выдающийся живописец и гравёр, но и прекрасный акварелист и график. Он оставил более 1000 рисунков и акварелей. В основном художник работал серебряным карандашом, кистью, тушью, пером и углём. Акварельные пейзажи Дюрера отличаются поразительной точностью. Можно достоверно определить место, запечатлённое художником, установить время года и суток.

Большинство акварельных пейзажей-зарисовок Дюрер сделал в 1494 – 1496 гг., особенно много – во время первого своего путешествия в Италию. Ему было 23-25 лет.

Скульптурная пластика фигур, напоминающих изваяния, предвосхищает стиль, характерный для поздних работ мастера. Среди работ рубежа веков выделяется автопортрет , написанный художником в 1500 г.

Автопортрет Дюрера 1500 г. – одно из самых знаменитых произведений в мировой портретной живописи. На нём художник не просто состоявшаяся личность, но пророк, мессия. Его симметричная фронтальная композиция напоминает о средневековых изображениях Христа. Эту картину можно рассматривать как размышление мастера о судьбе художника и его месте в мире. Человек мудрый, прошедший долгий путь страданий и поисков, таков творец в понимании зрелого Дюрера.

Дева Мария в изображении Дюрера (1503) – скорее обычная горожанка, современница художника, чем канонический образ Богоматери.

Современниками Дюрер, по-видимому, воспринимался в первую очередь в качестве гравёра. В творческом наследии художника 350 гравюр на дереве, 100 гравюр на меди и несколько офортов**. Дюреру удалось добиться единства пространства и телесного объёма персонажей и достигнуть в своих гравюрах почти фотографической точности.

В графических и акварельных работах Дюрера сказалось ренессансное любование красотой окружающего мира даже в самых «невеличественных» его формах в сочетании с немецкой тщательностью и вниманием к деталям. Одним из первых, подчёркивая самостоятельную ценность таких работ, художник стал датировать и подписывать свои рисунки и этюды. «Травы» (1503) нарисованы Дюрером с точностью биолога.

Картина «Адам и Ева» была написана в 1507 г. Рисуя данную картину, Дюрер проявил весьма нестандартную методику, так как здесь изображена не одна целая картина, а две гравюры. Картина рисовалась масляными красками. По размерам эти гравюры были достаточно громоздкими и занимали немало места, их габариты составляли 200 м. на 80 м. Данное произведение было выставлено в национальном музее Прадо. Художник рисовал картину специально для алтаря, но, к сожалению тот так и не был закончен.

Картина «Адам и Ева» и её сюжет создан в духе античного времени. Художник подчеркнул вдохновение во время своих путешествий по Италии. Люди, изображённые на полотне, полностью обнажённые, всё прописано до мельчайших деталей, даже их рост, они изображены в свою истинную величину. Это очень важно из-за того, что по Библии Адам и Ева являются прародителями человечества, первыми людьми, сошедшими с небес на землю и давшими начало расе людей.

В Библии говорится, что Адам и Ева имели множество различий между собой, именно поэтому автор изобразил их по отдельности. Но присмотревшись внимательней, можно увидеть, что картина представляет собой единое целое – Адам удерживает ветку, а Ева плод, который раньше на ней висел. Рядом нарисована змея, толкнувшая людей на то, чтобы люди сорвали священный плод. Ещё на картине можно увидеть табличку, на которой указан автор и дата написания полотна.

В 1508 – 1509 гг. Дюрер работал над созданием одного из лучших своих религиозных произведений – «Алтарь Геллера». К сожалению, центральное панно, принадлежавшее кисти самого художника и изображавшее Вознесение Марии, дошло до нас только в копии. Однако по многочисленным подготовительным рисункам можно судить о том, какое впечатление должна была производить эта грандиозная композиция.

Мастер

К концу первого десятилетия XV в. художник обрёл признание и материальное благополучие. В 1509 г. Дюрер становится членом нюрнбергского Большого совета, что являлось привилегией знатных горожан. Как мастер-гравёр он не знает себе равных. В 1511 г. художник издаёт серии гравюр на дереве: «Большие и малые страсти», «Жизнь Марии», «Апокалипсис».

В 1515 г. получает заказ от императора Максимилиана и выполняет аллегорические гуманистические циклы – «Триумфальную арку» и «Процессию». Дюрер оказался единственным художником, которому Максимилиан назначил пожизненную годовую ренту в 100 флоринов.

Носорог потряс европейцев XVI в. Он был подарен в 1512 г. португальским королём Эмануэлем папе римскому. Сделанный в порту набросок чудовищного зверя передали Дюреру, который вполне достоверно воспроизвёл животное на своей гравюре «Носорог» (1515). Гравюра выполнена на дереве. Именно это изображение оказало грандиозное влияние на искусство.

Дюрер наделил носорога сказочными чертами. Так, например, на его спине можно увидеть ещё один рог. Спереди у него щит, а под самой мордой легендарные латы. Некоторые исследователи уверены, что эти латы не плод воображения художника. Перед тем, как носорог был подарен папе, было задумано целое представление. Носорог должен был сражаться со слоном. Вполне вероятно, что именно для этого на животное надели эти латы. Очевидец увидел его в них и зарисовал.

Творение Дюрера стало известным. Оно разошлось в большом количестве копий. До XVIII века данное изображение применялось во всех учебниках по биологии. Сальвадор Дали создал скульптуру, изображающую это животное. Носорог Дюрера очарователен и сегодня. Скорее всего, секрет кроется в удивлении, которое вызывает эта необычная картинка.

В 1520 г. Дюрер отправился в Нидерланды, чтобы получить санкцию на продолжение выплаты ренты у нового императора Карла V. Эта поездка стала триумфом художника. Везде его ожидал неизменно восторженный приём, он познакомился с самыми выдающимися представителями творческой элиты того времени: художниками Лукой Лейденским, Яном Провостом и Иоахимом Патиниром, писателем и философом Эразмом Роттердамским. По возвращении художник создал целую галерею живописных и гравюрных портретов знаменитостей эпохи, с которыми лично встречался.

Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы, часто встречающиеся в южнонемецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

Дюрер оставил не только художественное, но и теоретическое наследие. В 1523 – 1528 гг. он опубликовал свои трактаты «Руководство к измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях человека». Альбрехт Дюрер. «Портрет неизвестного» (1524)

Среди работ мастера последних лет жизни особо выделяется диптих «Четыре апостола» (1526). В этом произведении художнику удалось соединить античный идеал красоты с готической строгостью. Твёрдая и спокойная вера, которой исполнено это творение, по мнению исследователей, выражает солидарность Дюрера с Лютером и Реформацией. Иоанн, помещённый на переднем плане, был любимым апостолом Лютера, а Павел – бесспорным авторитетом всех протестантов. Диптих «Четыре апостола» Дюрер написал за два года до смерти и преподнёс в дар нюрнбергскому городскому Совету.

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания – в том числе сильное увеличение селезёнки – он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит». Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Виллибальд Пиркгеймер, как и обещал, сочинил для любимого друга эпитафию: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».