Что такое отпевание? Отпевание покойного — кого нельзя отпевать и в какие дни это делать запрещено.

Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный чин; , посредством которого провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его и дарования ему упокоения в . Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В отпевание именуется «последованием мертвенным».

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
2. мирских человек;
3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
6. в первую седмицу Пасхи.

В чём смысл отпевания?

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и - надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское - говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после ; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят , чтение и . Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. ).

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и нужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело () усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или . Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего , подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть в морге?

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал . Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них ().

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая . Это - символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа.

Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом - саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой.

Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных .

В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий - дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту - а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром - и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам - что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей - темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

- «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход... Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

- Могут дойти до такого состояния верующие люди?

Нужно сказать, что подобное состояние - это большое противостояние… Самоубийцы - люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу - не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы -дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни - это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство - они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной - договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека - в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли - повеселились, обманули - получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны - выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и - человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние - смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

- Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

- А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе. Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре. Этот обычай пришёл на Русь из Византии – считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться – ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто. Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки. По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью. Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы – скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

Русские люди придавали большое значение таинству смерти в соответствии с канонами православия, по которым отпевание и отпущение грехов нужно было ещё заслужить. В состав ритуала отпевания входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. Значительная часть молитв не читается, а именно поётся, поэтому обряд носит название отпевания.

Экстремалы и самоубийцы

Церковь накладывала запрет на отпевание самоубийц. Считалось, что убивая себя, человек добровольно отринул дар Божий: жизнь. Причём мнение церкви в этом вопросе могло не совпадать с официальной версией. Так, по мнению следствия, Сергей Есенин наложил на себя руки, но его отпевали, и похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

Самоубийц не только не отпевали: их не хоронили на церковном кладбище, имена таких погибших нельзя было упоминать в панихиде. Однако рекомендовались домашние молитвы, раздача милостыни и творение добрых дел в помощь душе неправедно усопшего.

В наше время могут возникнуть проблемы с отпеванием экстремалов, погибших при реализации своих отчаянных предприятий, по той логике, что человек знал что может погибнуть, но сознательно пошёл на этот риск.

Не отпевали разбойников, убийц, и другие категории, ведущие с точки зрения православия нехристианский образ жизни. Однако Православная церковь считала основной задачей спасти души людей, поэтому в случае покаяния неправедные люди получали предсмертное напутствие, которое помогало пройти через испытания, ожидающие после смерти.

Православная церковь не отпевала иноверцев, атеистов и некрещёных, включая младенцев. Младенец, умерший некрещёным, был пятном на совести родителей, поэтому детей крестили как можно раньше. Особый обряд совершался над детьми до семи лет, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

Особые варианты отпевания

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе. Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре. Этот обычай пришёл на Русь из Византии – считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться – ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто. Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки. По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью. Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы – скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

Неправильные погребальные обряды с точки зрения Церкви

В соответствии с Православной традицией, неправильными похоронами можно повредить душе человека в её вознесении на небеса. В числе таких ошибок - отголоски языческих традиций в виде помпезных погребальных торжеств, обилие венков, алкоголь на поминках. Считается, что музыка и пышные похороны отвлекают душу усопшего от её задачи перехода в Царство Божие.

Что, по православной традиции, происходит с душой в результате неправильной смерти

Если человек был праведником, жил по совести, его душа и без отпевания попадёт в Царствие небесное. Но жизнь есть жизнь, и человек всегда грешит в той или иной степени. Эти грехи задерживают душу и причиняют ей страдания. Если же человек провёл свою жизнь, совершая злые поступки - обижал близких, тиранил слабых, способствовал их преждевременной смерти – его душа может стать неприкаянной и превратиться в упыря. Такие явления в русской традиции назывались «нежить», они питались энергией живых людей и становились врагами всего живущего.

Важнейшим похоронным обрядом, который принят идет из глубины древности, считается отпевание. При отпевании душе покойного становится легче попасть к самому порогу Божьего престола и дожидаться своей участи, не изнуряя себя в попытках дойти до него.

Однако не для всех людей отпевание считается возможным с точки зрения православия. Кого не допускают до последней церковной службы? Подробнее в нашей статье.

Проводить усопшего родственника в загробный мир необходимо, т.к. во время поминальной службы покойник «отпевается и отчитывается» батюшкой за все свои грехи, в которых он не успел покаяться при жизни.

Прочитав специальную молитву, батюшка кладет свиток с ней в правую руку почившего, а если отпевание проводится заочно, например, человек умер в больнице от инфекции, этот свиток позже кладут в гроб покойному. Считается, что это символический пропуск в рай, однако данная информация скорее относится к преданиям и легендам старины.

В православной традиции считается, что есть категории людей, которые не подходят для отпевания. Именно поэтому батюшка в храме всегда интересуется обстоятельствами смерти почившего.

Церковь часто отказывает в спасительной службе тем, кто был при жизни пьяницей или употреблял наркотики. Некрещенные, атеисты и люди другого вероисповедания также не могут быть допущены к отпеванию, даже если родственники просят об этом.

Узнать, крещен ли покойный, можно, для этого надо отыскать его крестных родителей, либо заглянуть в церковный архив храма, где предположительно покойный мог быть крещен.

Запрещено отпевать даже нерожденных младенцев, а также малышей, которые умерли еще до крещения. Однако здесь можно найти утешение: Церковь считает, что такие младенцы сразу становятся маленьким ангелами с чистыми незапятнанными земными грехами душами.

Основной же запрет на отпевание ложится на людей, кончивших жизнь самоубийством. Они совершили не только страшный смертный грех, но и преступление против Бога, даровавшего всем и каждому право на жизнь.

Таких людей нельзя также вносить в поминальные записки и упоминать их имена при панихиде. Однако и здесь существует ряд исключений: психически нездоровые люди, те, которые пожертвовали своей жизнью ради спасения других, а также кто принял смерть по незнанию (к примеру, отравился ядовитыми грибами).

Все эти категории людей могут надеяться на последнее прощание, и их захоронение проведут, как положено – на церковном кладбище. К слову, Церковью запрещено даже хоронить самоубийц на освященной земле, их часто хоронят за оградой.

Чтобы привести таких покойных к отпеванию, нужно подать прошение на имя архиерея и прикрепить к нему медицинскую справку или показания свидетелей о причинах смерти.

Случается, что после попытки самоубийства человек остается жив и попадает в больницу. Однако травмы, полученные, к примеру, после падения с высоты, являются несовместимыми с жизнью, и человек умирает. Если он успел покаяться в своем грехе батюшке, то тогда его можно будет отпевать после смерти. Покаяние в православии – великая вещь, и любой грешник, покаявшись от души, может рассчитывать на прощение Небесного Отца.

В любом случае, даже если вам отказали в отпевании близкого человека, не следует забыть о нем. Молитесь о спасении его души, подавайте милостыню, совершайте добрые дела, и тогда небесное прощение обязательно даруется вашему почившему родственнику.

Читайте также: