Конструкция акустической гитары. Составные части гитары Элементы электрогитары

На предыдущей странице мы рассмотрели виды гитар и остановились на электрогитаре. На этой странице мы рассмотрим части, из которых состоит электрогитара.

Устройство электрогитары показано на рис. 1.

Рис. 1. Устройство электрогитары

Гриф. Это самая важная часть электрогитары, поскольку именно качество грифа будет определять не только удобство игры, но и возможность самой игры на электрогитаре. Гриф состоит из двух частей: основание и накладка. Накладка - это слой дерева в верхней части грифа, на которой установлены порожки, делящие гриф на лады. Порода дерева основания и накладки, а также толщина грифа влияют на звук, но обсуждение этих вопросов выходит за рамки нашего курса.

Корпус (дека). Корпус также является основной частью электрогитары и играет большую роль в формировании звука.

Звукосниматели. Это устройства, которые преобразовывают механические колебания металлических струн в электрические сигналы (с нейлоновыми струнами они работать не будут). Звукосниматели бывают двух типов – single (сингл) и hambacker (хамбакер).
Звукосниматель типа “сингл” позволяет получить чистый звук (поскольку съем звука происходит с одной точки струны), но при этом он хорошо улавливает электромагнитное излучение - наводки, шумы, фон, которые будут присутствовать в звуке электрогитары. Кроме того, по сравнению с хамбакерами сингл выдает слабый сигнал. Для устранения недостатков синглов был разработан хамбакер, в котором используются две катушки таким образом, что полезный сигнал усиливается, а помехи, находящиеся в противофазе, взаимоуничтожаются. Недостатком хамбакера является то, что съем звука происходит с двух точек струны, поэтому в спектре сигнала получаются подъемы и провалы, что на слух воспринимается как незначительные искажения звука. Поэтому хамбакер не будет звучать так, как сингл, и в гитарах часто встречаются оба эти звукоснимателя – хамбакер для игры ритма на перегрузе, сингл – для исполнения сольных партий в которых требуется чистый звук (без искажений).

Рис. 2. Пассивные звукосниматели

Выше мы рассмотрели пассивные звукосниматели. Однако существуют также активные звукосниматели, в катушках которых используется меньше витков, благодаря чему расширяется частотный диапазон (поэтому применением активных звукоснимателей иногда можно существенно улучшить звучание электрогитары). Меньше витков - меньше уровень сигнала, поэтому на выходе звукоснимателей данного типа получается очень слабый сигнал, для усиления которого в корпус гитары устанавливают предусилитель, работающий от батарейки 9В. В этом и заключается главный недостаток активной электроники, - необходимо заменять батарейку (хотя и не часто). Существуют разные мнения по поводу качества звучания активной и пассивной электроники. Однако для начинающего музыканта этот момент не существенен.

Рис. 3. Активный звукосниматель EMG типа Hambacker

На звучание электрогитары влияют не только типы звукоснимателей и их количество (с помощью переключателя их можно включать по отдельности и вместе), но и их положение. Различают три положения звукоснимателей: у грифа (нэковый), посередине (мидл) и у струнодержателя (бриджевый). Звук у грифа при съеме получается низкий и глубокий, а у бриджа – яркий и высокий. Некоторые звукосниматели предназначены для установки в определенную позицию – у грифа, по середине или у бриджа. Это нужно учитывать при замене (на более лучшие) звукоснимателей на электрогитаре.

Переключатель звукоснимателей. Служит для включения звукоснимателей по отдельности или вместе, что позволяет получать различное звучание.

Бридж (машинка , струнодержатель). Это устройство, с помощью которого струны прикрепляются к корпусу электрогитары. Существуют бриджи с системой тремоло и без неё. Бриджи без системы тремоло лучше держат строй ("качание" рычага в бюджетной системе тремоло быстро приводит к расстройке), однако они не позволяют понижать (и повышать) строй во время игры.

Рис. 3. Системы тремоло

Системы тремоло (машинка) бывают типа: Fender (Фендер), Floyd Rose (Флойдроуз) и др. Машинка Fender имеет простой механизм и позволяет только понижать строй. Электрогитары с машинкой Floyd Rose оборудованы микроподстройкой и специальной прищепкой, и позволяют как понижать, так и повышать строй.

В недорогих гитарах с машинкой Флойдроуз возникает больше проблем, чем с машинкой Фендер. Поэтому Вы должны сами решить, нужны Вам дополнительные возможности (и дополнительные проблемы) системы тремоло или нет.

Колковый механизм (колки). Колковый механизмслужит для настройки высоты звучания струн. Его качество влияет на то, насколько хорошо гитара будет держать строй, и сколько усилий нужно будет прикладывать для настройки.

Анкер. Изогнутый стальной стержень, который находится внутри грифа электрогитары, и служит для предотвращения деформации грифа от нагрузки, создаваемой натяжением струн. На одном конце анкера находится анкерная гайка, вращение которой шестигранным ключом приводит к изменению изгиба грифа. Доступ для анкерной гайке часто закрывается крышкой, которая расположена у основания головы грифа (у верхнего порожка).

Электроника . Находится в корпусе электрогитары, доступ к которой осуществляется путем снятия крышки отсека электроники (на рисунке она находится на обратной стороне корпуса электрогитары). В случае активной электроники в корпусе электрогитары может быть отдельный отсек для батарейки 9В.

Теперь Вы знаете об устройстве электрогитары, и мы переходим к рассмотрению их типов.

Совет: почаще стучите подушечками пальцев левой руки по твёрдой поверхности чтобы образовались подкожные мозоли. Их не будет видно, но в дальнейшем не будет больно зажимать .

Урок 1
Строение гитары или из чего состоит гитара

В этом уроке вы ознакомитесь со строением гитары. Настоятельно рекомендую не переходить к следующему уроку если Вы не совсем разобрались с предыдущим.

Строение классической гитары.

Гитара состоит из двух основных частей: корпус и гриф. Очень важно вначале учёбы узнать её строение. Так как потом пойдут уроки намного труднее.
В свою очередь корпус гитары состоит:
Верхняя дека; ; обечайка; пружины (6); резонаторное отверстие (его ещё называют голосник); розетка; подставка (кобылка).
Гриф гитары состоит: пятка; головка; (или головок); колки; порожки. Ну и конечно струны. Если Вам будет удобно можете ознакомиться со строением гитары на рисунке.

Некоторое примечание. Подставку нередко называют "кобылкой". Колки существуют для натяжения и ослабления струн. Внутри классической гитары чаще всего находятся 6 пружин. Они служат в первую очередь для увеличения прочности верхней деки.
Ну вот мы прошли 1 урок который открыл нам знания о строении гитары, и переходим к следующему уроку под названием "Строй гитары".

Урок 2
Строй гитары

В классической гитаре стандартный гитарный строй таков:
1 струна-нота ми 4 струна-нота ре
2 струна-нота си 5 струна-нота ля
3 струна-нота соль 6 струна-нота ми
Первая струна - нижняя. Таким образом строй идёт снизу вверх. Ну вот и ознакомились с уроком под названием строй гитары . Этот урок очень важен в начале учёбы.
Для тех кто незнаком с нотами необходимо их выучить, без них дальнейшая учёба по курсу классической гитары невозможна. Ноты можно выучить в 3 уроке.

Урок 3

Ноты и нотный стан (нотоносец)

5 полос - нотный стан. Ключ - соль (скрипичный).
Октава - расстояние от ноты до до ноты до . Наименьшее расстояние между нотами - полутон.
Расстояние между порожками - лад. Каждый лад - полутон.

Половинная нота. Где 1-флажок, 2-штиль, 3-головка ноты

Урок 4
Знаки альтерации

Существуют знаки повышения и понижения звуков.
Диез повышает ноту на пол тона
Бемоль понижает ноту на пол тона
Бекар отменяет ранее поставленные знаки альтерации
Дубль бемоль понижает ноту на тон
Дубль диез повышает ноту на тон

Урок 5
Порядок нот на грифе

Вам необходимо выучить ноты на грифе. Этот урок дополняет строй гитары.


Урок 6
Хроматическая гамма
Вот и подошло время практики. Сейчас Вам представлена хроматическая гамма до мажор. Хроматическая гамма - это гамма построенная на полутонах. Постарайтесь её разучить. По басовым струнам нужно играть большим пальцем (P), по третьей струне указательным (i), по второй средним (m) и по первой, как вы уже наверно догадались, безымянным (a). В скобках представлены латинские сокращения которые используются во всех нотах. Но, как правило, хроматические гаммы играются чередованием указательного и среднего пальцев. О них Вы можете узнать на странице " " .
Хроматическая гамма до мажор

Урок 7
Длительность
Музыка имеет своё время, это время определяется и называется длительностью .

Урок 8
Буквенное обозначение нот, аккордов,
тональностей и знаков альтерации Буквенное обозначение нот:
до - C соль - G
ре - D ля - A
ми -E си - H
фа - F си b - B

Буквенные обозначения аккордов:
До мажор - С Ре минор - d или Dm
Ми мажор - E Ля минор - a или Am
Маленькая m - минор

Буквенные обозначения тональностей:

- is - es

До - Cis
Ре - Des

Исключения: Ми - Es



Ля - As



Тональности: Ми мажор - Es dur

На сегодняшний день большинство людей строятся и производят ремонты и для этого требуется


Названия составных частей классической гитары :
Головка грифа — элемент, расположенный на конце грифа, который используется для закрепления и натягивания струн и их настройки.
Колки (их всего шесть: по одному для каждой струны) — уникальный механический компонент гитары, который способен вращаться, с целью наматывания струн, а также увеличение или уменьшения их натяжения.
Верхний порожек — место опоры для струн. Находится между головкой грифа и самого грифа. В этом месте начинается вибрация пустого пространства — звук гитары (без давления на порожки ладов), каждой ее струны.

Лад — пространство между порожками ладов, в котором исполнитель осуществляет давление (зажимает струны) пальцами левой руки.

Порожек лада — металлический элемент, который отделяет лады друг от друга.

Гриф — важная часть гитары, на которой расположены лады (всего 19) и порожки ладов.

Барабан (корпус) — вторая важная часть гитары, связана с грифом при помощи болта расположенного на . По бокам барабана применяется обводка .

Отверстие резонатора — отверстие в передней части корпуса гитары , необходимое для глубины звучания.

Струны (всего шесть) — подразделяются на две группы: три по квинтам из синтетических волокн и три струны из волокна с обмоткой по спирали металлической проволокой.

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф

— вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

– деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили .

Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы. Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований. Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром.

Основные части гитары - гриф, который венчает голова, и корпус гитары.

В голову гитары вмонтирована - механизм, позволяющий регулировать натяжение струн. Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками - из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.

Голова крепко приклеена к шее, называют часть грифа от головы до пятки. Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.

Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа - , изготавливается накладка из твердого материала - черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.

В верхней части грифа устанавливается , который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика. Косточка легко демонтируется при необходимости, она либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить. Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.

Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается. Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально. Для разметки ладов можно использовать со шкалами соответствующими длинам ладов. Каждый лад ограничен ладовым порожком.

Корпус гитары состоит из трех основных частей - верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.

Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный , кроме того в верхней части деки вклеивается .

Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются . К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают . Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин - гармоническая настройка, не даром в Испании пружины называют гармоническими.

Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и . Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин. Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели и кедра с хорошими резонансными свойствами.

В местах соединения дек и обечайки вклеиваются . Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари - специальные клинья маленького размера.

На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена , обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.

На гитары со стальными струнами в , предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.