Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-1.jpg" alt=">Лексическая стилистика ">
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-2.jpg" alt="> Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого"> Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. С. Маршак
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-3.jpg" alt="> Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике "> Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-4.jpg" alt="> Лексическая стилистика изучает: Сочетаемость Полисемию Синонимию Антонимию Омонимию Паронимию и парономазию"> Лексическая стилистика изучает: Сочетаемость Полисемию Синонимию Антонимию Омонимию Паронимию и парономазию Устаревшие слова (архаизмы) Неологизмы Тропы
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-5.jpg" alt="> Смысловая точность речи. Выбор слова Неясность речи есть неизменный признак неясности"> Смысловая точность речи. Выбор слова Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л. Н. Толстой; шутя, писатель заметил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог» .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-6.jpg" alt="> А. П. Чехов так отзывался о своей работе: «. . ."> А. П. Чехов так отзывался о своей работе: «. . . Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю. . Я не хочу признавать рассказов без помарок» . Упрекая одного из молодых писателей в небрежности, А. П. Чехов напоминал: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми и изгаженными» . И рекомендовал работать так: «Надо рассказ писать 5 -6 дней и думать о нем все время. . . Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два. . . »
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-7.jpg" alt="> Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо"> Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-8.jpg" alt=">Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности"> Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности высказывания. В одном очерке было написано: «. . . И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване» (автор перепутал саван и фату).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-9.jpg" alt="> Из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов,"> Из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово «митинг» появилось значительно позднее, причем в Англии); В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий (название города на Неве, которое употребил автор, было неизвестно в XVIII веке, следовало написать: в Петербурге).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-10.jpg" alt="> Алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от"> Алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями. Устраняя алогизм, можно написать: Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей, или: Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных синтаксису других научных статей. Выявление и исправление алогизма не вызывает затруднений.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-11.jpg" alt=">Причиной алогизма может стать подмена понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется"> Причиной алогизма может стать подмена понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Демонстрируется фильм, а не его название, исправим: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Такие ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-12.jpg" alt="> Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения"> Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л. молока (следовало употребить не родовое наименование - животное, а видовое - корова); В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку. Надо было написать: В любое время суток медицина должна прийти на помощь больному (ведь в медицинской помощи нуждаются не только дети).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-13.jpg" alt="> Родовые наименования нередко представляются говорящим более значительными, создают впечатление «важности» высказывания. Поэтому человек,"> Родовые наименования нередко представляются говорящим более значительными, создают впечатление «важности» высказывания. Поэтому человек, желающий высказаться «покультурнее» , не решается порой назвать шапку шапкой, а пиджаком. И произносит вместо этого строгие слова: головной убор или верхняя одежда. К. И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» вспоминал, как при подготовке радиопередачи «отредактировали» выступление молодого литератора, который собирался сказать: «Прошли сильные дожди» . «Заведующий клубом поморщился: - Так не годится. Надо бы литературнее. Напишите -ка лучше вот этак: «Выпали обильные осадки» .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-14.jpg" alt="> Лексическая сочетаемость В основе учения о лексической сочетаемости лежит положение акад."> Лексическая сочетаемость В основе учения о лексической сочетаемости лежит положение акад. В. В. Виноградова о фразеологически связанных значениях слов, которые имеют единичную сочетаемость (закадычный друг) или ограниченные возможности сочетаемости (черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать черствая конфета (шоколадка), черствый товарищ (отец, сын).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-15.jpg" alt="> Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. 1)слова могут"> Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. 1)слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости (фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит); 2)объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой - плыть, близко - веселый); 3)объединению слов могут препятствовать их лексические особенности (слова, обозначающие, казалось бы, соединимые понятия, не сочетаются; говорят причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, удовольствие).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-16.jpg" alt="> Три типа сочетаемости Семантическая Грамматическая (синтаксическая) Лексическая ">
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-17.jpg" alt="> Нарушение семантической сочетаемости К сегодняшнему часу сведений еще нет; Необходимо"> Нарушение семантической сочетаемости К сегодняшнему часу сведений еще нет; Необходимо ускорить урегулирование кровопролития; Девичья фамилия моего отца Собакин; После гибели Ленского на дуэли Ольга женилась на гусаре. . . Смешные сочетания слов, не правда ли? Но если вдуматься, в иных случаях возникает очень нежелательный подспудный смысл: не прекратить, а лишь урегулировать кровопролитие? . .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-18.jpg" alt="> Нарушение грамматической сочетаемости Пародийный пример нарушения грамматической сочетаемости известен: Моя твоя"> Нарушение грамматической сочетаемости Пародийный пример нарушения грамматической сочетаемости известен: Моя твоя не понимает (притяжательные прилагательные не могут соединяться с глаголами, стоящими в личной форме). Еще примеры: Наш лидер здоров вдоль и поперек. Большинство времени депутаты тратят на дискуссии.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-19.jpg" alt="> Нарушение лексической сочетаемости Голос цифр не утешителен; В недалеком прошлом у нас"> Нарушение лексической сочетаемости Голос цифр не утешителен; В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. Яркий эффект «обманутого ожидания» юмористы обыгрывают в едких шутках: Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Достигли зияющих вершин.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-20.jpg" alt=">Стилистическое использование в речи синонимов Типы лексических синонимов Учитывая смысловые и стилистические"> Стилистическое использование в речи синонимов Типы лексических синонимов Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов, их разделяют на несколько групп. 1) Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (от гр. semantikos - обозначающий) (молодость - юность, красный - багровый - алый).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-21.jpg" alt="> 2) Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими."> 2) Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими. К ним относятся: 1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи [ср. : жить (межст.) - проживать (офиц. -дел.), новобрачные (офиц.) - молодые (разг.)]; 2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки [ср. : (разг.) толковый (с положительной окраской) - башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул - ляпнул - брякнул - отколол - отмочил - выдал]. Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-22.jpg" alt="> 3) Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими:"> 3) Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими: бродить – блуждать - шататься -шляться - все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определенной цели» , но они отличаются семантическими оттенками: слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу» ; в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела» ; глагол шляться подчеркивает неповиновение, непослушание. Кроме того, приведенные синонимы отличаются и стилистической окраской: бродить - стилистически нейтральное слово, блуждать имеет более книжную окраску, шататься и шляться - просторечные, причем последнее грубое.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-23.jpg" alt=">Эмоционально-экспрессивная окраска синонимов стилистически-нейтральные: сниженные: высокие: лицо морда"> Эмоционально-экспрессивная окраска синонимов стилистически-нейтральные: сниженные: высокие: лицо морда лик препятствие помеха преграда плакать реветь рыдать бояться трусить опасаться прогнать выставить изгнать
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-24.jpg" alt=">Стилистическое использование в речи антонимов Антонимия, отражая существенную сторону системных связей в"> Стилистическое использование в речи антонимов Антонимия, отражая существенную сторону системных связей в лексике, охватывает слова, противопоставленные по значению: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности слов по их содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое сходство, то для антонимических - семантическое различие.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-25.jpg" alt="> Антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не значит, что то или"> Антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь лишь один антоним. Синонимические отношения слов позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом» , многочленном ряду: конкретный - абстрактный - отвлеченный, веселый - грустный - печальный - унылый - скучный - кручинный.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-26.jpg" alt="> Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический"> Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье - свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Классические примеры использования антитезы дает русская художественная литература: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен (П.); Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ (Л.); Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А. К. Т.).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-27.jpg" alt="> По принципу антитезы построены многие заглавия произведений: «Война и мир» "> По принципу антитезы построены многие заглавия произведений: «Война и мир» (Л. Т.); «Дни и ночи» , «Живые и мертвые» (Сим.). Особенно часто используется антонимия в заголовках газетных и журнальных статей: «Химия добрая и злая» , «Доходы и расходы» , «Мертвая система не слышит живых людей» , «Ретро и модерн рядом» , «Проводы трагические и веселые» , «География - разная, биографии схожие» , «Бедность при богатстве» , «Макси-страсти по мини-футболу» .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-28.jpg" alt="> Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое)"> Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое) - стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов. Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне встречается редко: «Начало конца» (заголовок статьи), «Плохой хороший человек» (название кинофильма), В разгар периода застоя… (из газ.). В большинстве случаев это сущ. +прил. , имеющие противоположное значение: «Крупные мелочи» , «Дорогая дешевизна» , «Неудобные удобства» (заголовки), поэтому это не антонимы в точном значении термина (антонимы должны принадлежать одной части речи).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-29.jpg" alt="> На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается"> На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается начало? (К. П.) Было так поздно, что стало уже рано (Солж.). В таких случаях игра слов возникает благодаря употреблению многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях: Молодая была уже не молода. - И. и П.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-30.jpg" alt="> Особый стилистический прием - использование одного из антонимов, в то время как по"> Особый стилистический прием - использование одного из антонимов, в то время как по смыслу следовало бы употребить другой: - Отколе, умная, бредешь ты голова? (Кр.). Слово умная сказано в насмешку по отношению к Ослу. И читатель понимает, что за этим определением стоит его антоним - глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-31.jpg" alt="> Омонимия (от гр. homos - одинаковый, ónyma - имя), т. е."> Омонимия (от гр. homos - одинаковый, ónyma - имя), т. е. совпадение в звучании и написании слов, различных по значению, напоминает многозначность, однако здесь сталкиваются совершенно различные слова, совпадающие в звучании и написании, но не имеющие ничего общего в семантике. Напр. : брак в значении «супружество» и брак - «испорченная продукция» . Первое слово образовано от глагола брати с помощью суффикса -к (ср. брать замуж), омонимичное ему существительное заимствовано в конце XVII в. из немецкого языка (нем. Brack - «недостаток» восходит к глаголу brechen - «ломать» .
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-32.jpg" alt="> Смежные сомонимией явления Омофоны - слова, которые звучат одинаково,"> Смежные сомонимией явления Омофоны - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному: луг – лук, грипп - гриб; Омографы - слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением: кр. Ужки – кружк. И, попад. Ают - поп. Адают; Омоформы - слова разных частей речи, совпадающие в некоторых формах лечу(летать) - лечу (лечить).
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-33.jpg" alt="> Индивидуально-авторская омонимия Писатели иногда по-новому толкуют известные слова, создавая индивидуально-авторские омонимы: ."> Индивидуально-авторская омонимия Писатели иногда по-новому толкуют известные слова, создавая индивидуально-авторские омонимы: . . . Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился, потому что зарылся в степь (Вяз.). При подобном переосмыслении «родственными» представляются слова, вовсе не связанные общностью происхождения. Индивидуально- авторские омонимы часто очень забавны, они лежат в основе многих шуток: гусар - птичник, работник гусиной фермы; дерюга - зубной врач; доходяга - победитель в спортивной ходьбе; весельчак - гребец; пригубить - поцеловать.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-34.jpg" alt="> Паронимия и парономазия Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие"> Паронимия и парономазия Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.
Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-35.jpg" alt="> Парономазия Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo -"> Парономазия Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo - называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (ср. : нары - нарты, лоцман - боцман, кларнет - корнет, инъекция - инфекция). Лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни у них всегда разные. Кроме случайного фонетического сходства, слова в подобных лексических парах ничего общего не имеют.
Умение найти точные слова для наименования тех или иных понятий помогает добиться краткости в выражении мысли, и, напротив, стилистическая беспомощность автора нередко приводит к Речевая избыточность речевой избыточности - многословию.
На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание ученые, писатели А. П. Чехов заметил: «Краткость - сестра таланта». А. М. Горький писал, что лаконизм, как и точность изложения, даются писателю нелегко: «. . . Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, „чтобы словам было тесно, мыслям - просторно“»Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М. , 1953. Т. 24. С. 490. .
Многословие проявляется в различных формах. Нередко можно наблюдать навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? - Нет! Подобное Пустословие пустословие, естественно, пресекается редактором: рассуждения, не представляющие информативной ценности, при литературном редактировании исключаются. Однако такая правка-сокращение не имеет прямого отношения к лексической стилистике, так как затрагивает не лексическую сторону текста, а его содержание.
Предметом лексической стилистики является речевая избыточность, возникающая при повторной передаче одной и той же мысли, например: Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были; Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены; Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей; Машинный парк обновили новыми машинами (выделенные слова лишние).
Иногда проявление речевой избыточности граничит с абсурдностью: Труп был мертв и не скрывал этого. Такие примеры многословия стилисты называют Ляпалиссиада ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза Ля Палиса, погибшего в 1525 г. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были слова: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив. Нелепость ляпалиссиады - в утверждении самоочевидной истины.
Ляпалиссиады придают речи неуместный комизм нередко в таких ситуациях, которые возникли в результате трагических обстоятельств. Например: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих; Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
Речевая избыточностьРечевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназм Плеоназмом (от гр. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т. п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов расцеловал и облобызал; долгий и продолжительный; мужественный и смелый; только, лишь; тем не менее, однако; так, например.
Еще А. С. Пушкин, считая краткоcть одним из достоинств произведения, упрекал П. А. Вяземского в письме к нему за то, что в его сказке «Черта местности» речь одного из героев «растянута», а фраза «Еще мучительней вдвойне едва ли не плеоназм»Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. М. , 1977. Т. 9. С. 124. .
Плеоназмы обычно возникают вследствие стилистической небрежности автора. Например: Местные работники леса не ограничиваются только охраной тайги, но и не допускают также, чтобы напрасно пропадали богатейшие дары природы. При стилистической правке выделенные слова необходимо исключить. Однако следует отличать такое проявление речевой избыточности от «мнимого плеоназма», к которому автор обращается сознательно как к средству усиления выразительности речи. В этом случае плеоназм становится ярким стилистическим приемом. Вспомним Ф. Тютчева: Небесный свод, горящий славой звездной. Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены; С. Есенина: Дай, Джим, на счастье лапу мне. Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне на тихую, бесшумную погоду. . . Еще пример: Не вернется вспять время, когда история нашей страны переписывалась в угоду лживой идеологии (из газ.).
Употребление плеонастических сочетаний характерно и для фольклора: Ты куда, Вольга, идешь? Куда путь держишь? Чтоб по имени тебе место дать, по изотчеству. . . В устном народном творчестве традиционно использовались экспрессивно окрашенные плеонастические сочетания грусть-тоска, море-окиян, путь-дороженька и под.
Разновидностью Плеоназмплеоназма является Тавтология тавтология (из гр. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология как явление лексической стилистики может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о Тавтология: Скрытая скрытой тавтологии.
Повторение однокоренных слов, создающее тавтологию, - очень распространенная ошибка (Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами; Рост преступности вырос; Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!). Употребление однокоренных слов создает ненужное «топтание на месте», например: . . . Совершенно закономерно вытекает определение, что производительность труда на определенных ступенях развития техники определяется совершенно определенными закономерностями. Чтобы осмыслить подобное высказывание, надо, прежде всего, избавиться от тавтологии. Возможен такой вариант стилистической правки: Вытекает вполне обоснованный вывод, что производительность труда на различных ступенях развития техники определяется объективными закономерностями.
Однако повторение однокоренных слов не всегда следует рассматривать как стилистическую ошибку. Многие стилисты справедливо считают, что исключать из предложений однокоренные слова, заменяя их синонимами, не всегда необходимо: в одних случаях это невозможно, в других это может привести к обеднению, обесцвечиванию речи.
Несколько однокоренных слов в близком контексте стилистически оправданы в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами (тренер - тренировать; выборы, избиратели - выбирать; привычка - отвыкнуть; закрыть - крышка; варить - варенье и др.). Как избежать, скажем, употребления однокоренных слов, когда надо сказать: На кустах расцвели белые цветы; Книга отредактирована главным редактором?
В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно, так как в них используется терминологическая лексика (словарь иностранных слов, звеньевая пятого звена, бригадир первой бригады и т. п.). Приходится мириться с таким, например, словоупотреблением: следственные органы. . . расследовали; болеть базедовой болезнью; подрубку пласта ведет врубовая машина и т. п.
Многие родственные с этимологической точки зрения слова в современном языке утратили словообразовательные связи (ср. : снять - поднять - понять - обнять - принять, песня - петух, утро - завтра). Такие слова, имеющие общий этимологический корень, не образуют тавтологических словосочетаний (черные чернила, красная краска, белое белье).
ТавтологияТавтология, возникающая при сочетании русского слова и иноязычного, которые совпадают по значению, обычно свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова. Так появляются сочетания юный вундеркинд, мизерные мелочи, внутренний интерьер, ведущий лидер, интервал перерыва и т. п. Тавтологические сочетания подобного типа иногда переходят в разряд допустимых и закрепляются в речи, что связано с изменением значений слов. Примером утраты тавтологичности может быть сочетание период времени. В прошлом лингвисты считали это выражение тавтологическим, так как греческое по происхождению слово период значит «время». Однако слово период постепенно приобрело значение «промежуток времени», и поэтому выражение период времени стало возможным. Закрепились в речи также сочетания монументальный памятник, реальная действительность, экспонаты выставки, букинистическая книга и некоторые другие, потому что в них определения перестали быть простым повторением основного признака, уже заключенного в определяемом слове. Не требует стилистической правки и тавтология, возникающая при употреблении аббревиатур в научном и официально-деловом стилях, например: система СИ [т. е. «система Система Интернациональная» (о физических единицах)]; институт БелНИИСХ (институт Белорусский научно-исследовательский институт сельского хозяйства).
ТавтологияТавтология, как и плеоназм, может быть стилистическим приемом, усиливающим действенность речи. В разговорной речи используются такие тавтологические сочетания, как сослужить службу, всякая всячина, горе горькое и др. , вносящие особую экспрессию. Тавтология лежит в основе многих фразеологизмов (есть поедом, видать виды, ходить ходуном, сиднем сидеть, набит битком, пропадать пропадом). Особенно важное стилистическое значение приобретают тавтологические повторы в художественной речи, преимущественно - в поэтической.
Встречаются тавтологические сочетания нескольких типов: сочетания с тавтологическим эпитетом (И новь не старою была, а новой новью и победной. - Сл.), с тавтологическим творительным падежом (И вдруг белым-бела березка в угрюмом ельнике одна. - Сол.). Тавтологические сочетания в тексте выделяются на фоне остальных слов; это дает возможность, прибегая к тавтологии, обратить внимание на особо важные понятия (Итак, беззаконие было узаконено; Все меньше и меньше остается у природы неразгаданных загадок). Важную смысловую функцию несет тавтология в заголовках газетных статей («Зеленый щит просит защиты»; «Крайности Крайнего севера», «Случаен ли несчастный случай?», «Устарел ли старина велосипед?»).
Тавтологический повтор может придавать высказыванию особую значительность, афористичность (Победителю ученику от побежденного учителя. - Жук. ; По счастью, модный круг теперь совсем не в моде. - П. ; И устарела старина, и старым бредит новизна. - П.). Как источник речевой экспрессии Тавтологиятавтология особенно действенна, если однокоренные слова сопоставляются как синонимы (Точно они не виделись два года, поцелуй их был долгий, длительный. - Ч.), Антонимыантонимы (Когда мы научились быть чужими? Когда мы разучились говорить? - Евт.).
Как и всякие повторы, тавтологические сочетания повышают эмоциональность публицистической речи [Седьмая симфония (Шостаковича) посвящена торжеству человеческого в человеке. . . На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - композитор ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного. - А. Т. ].
Нанизывание однокоренных слов используется в градации (от лат. gradatio - постепенность) - стилистической фигуре, основанной на последовательном повышении или понижении эмоционально-экспрессивной значимости (О! ради наших прошлых дней погибшего, погубленного счастья, не разрушай в душе моей к прошедшему последнего участья! - Ог.).
В экспрессивно окрашенной речи тавтологические повторы, как и повторение звуков, могут стать выразительным средством фоники (Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала, потом пехота пошла. - Шол.). Поэты часто совмещают оба приема - повторение корней и повторение звуков (Все хорошо: поэт поет, критик занимается критикой. - Маяк.).
Возможность каламбурного столкновения однокоренных слов позволяет использовать тавтологию как средство создания комизма, сатирической окраски. Этим приемом блестяще владели Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин (Позвольте вам этого не позволить; Писатель пописывает, а читатель почитывает). Как средство комизма используют тавтологию и современные авторы юмористических рассказов, фельетонов, шуток (Деловитость: Делай не делай, а всех дел не переделаешь; Коровка, прозванная божьей, безбожно истребляет картофельные посадки. - «ЛГ»).
Ность сокращенных слов тоже в какой-то мере опирается на сознательное изменение привычной формы, как это имеет место в образованиях сленга.
Глаголы с постпозитивами экспрессивны и часто имеют разговорную стилистическую окраску, но не эмоциональны. Образованные от них путем конверсии существительные лица имеют оценочные коннотации: a pin-up, a pick-up.
§ 5. Семантическая структура слова и
взаимодействие прямых и переносных значений как фактор стиля
Перейдем теперь к взаимодействию вариантов слова в тексте, т.е. к стилистической функции полисемии.
С этой целью обратимся к понятию семантической структуры слова. В § 1 уже указывалось, что семантической структурой слова в языке является совокупность его лексико-семанти-ческих вариантов. Важно подчеркнуть, что при этом допускается дискретность вариантов, каждый из которых имеет свои кон-нотационные и дистрибутивные особенности. Мы имеем право назвать эту совокупность структурой, поскольку она является множеством, в котором определены некоторые отношения. Общее свойство элементов этого множества состоит в том, что все его элементы, т.е. лексико-семантические варианты слова, имеют какие-нибудь общие семы и выражены одной и той же комбинацией морфем, хотя и встречаются в разных условиях дистрибуции.
На условия дистрибуции, однако, накладываются некоторые ограничения, поскольку все лексико-семантические варианты слова должны принадлежать к одной части речи. Отношения, определенные на семантической структуре слова, есть отношения семантической производности, поскольку каждый из вариантов имеет с остальными общие семантические компоненты денотативного значения.
Полисемия не препятствует пониманию, поскольку в контексте слово реализуется, как правило, только в одном из возможных для него значений, которое и называют контекстуальным значением. Но все остальные значения элиминируются не полностью, а существуют как некий ассоциативный фон. Иногда авторы, особенно поэты, сознательно составляют возможность реализации двух значений - контекстуального и отраженного.
В сонете VIII Шекспир советует другу жениться и при этом сравнивает его с музыкой, а музыку с гармонией в семье. Два этих образных плана сливаются воедино в развернутой метафоре и сравнении, причем многие слова реализуются одновременно в двух значениях - матримониальном и музыкальном. Так, слово concord читатель воспримет и как созвучие и как согласие, union как гармонию и как брачный союз, тем более что это слово синтаксически связано с married, которое в данном контексте означает соединенный, но не может потерять и своего основного значения. Вот этот сонет:
Music to hear, why hear"st thou music sadly? Sweets with sweets war not, joy delights in joy. Why lovest thou that which thou receivest not gladly, Or else receivest with pleasure thine annoy? If the true concord of well-tuned sounds. By unions married, do offend thine ear, They do but sweetly chide thee, who confounds In singleness the parts that thou shouldst bear. Mark how one string, sweet husband to another, Strikes each in each by mutual ordering, Resembling sire and child and happy mother Who all in one, one pleasing note do sing: Whose speechless song, being many, seeming one. Sings this to thee: «thou single wilt prove none.»
Перечисленные выше случаи одновременной реализации двух значений далеко не исчерпывают всех таких живых метафор в этом сонете, но они достаточно репрезентативны. Отметим еще только концовку: здесь сильной позицией подчеркнуто совпадение в слове single двух значений: холостой и отдельный (о ноте; single = single note).
Для образной системы и основной идеи произведения подобное использование полисемии оказывается, следовательно, очень важным.
Обратимся к литературе XX века.
В стихотворении Т.С. Элиота «Любовная песнь Альфреда Пруфрока» вечер сравнивается с пациентом на операционном столе:
When the evening is spread out against the sky Like a patient etherized upon a table.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА |
II Глава
Первая ассоциация, которая возникает у читателя, - ассоциация с болезнью, вечер тяжело болен, но слово etherize имеет два значения: усыплять эфиром и превращать в эфир, а слово ether - поэтический синоним слова sky. Так возникает подтекст, строка получает добавочный смысл: небо и стол - это нечто более долговечное, чем вечер и пациент; где-то в глубине возникает тема смерти, которая проходит в подтексте всего стихотворения, начиная с эпиграфа из «Ада» Данте и далее, когда говорится о воскрешении Лазаря, об отрезанной голове Иоанна Предтечи, о «Вечном лакее», символизирующем смерть, и кончая последними словами - «мы тонем».
В «Воспоминаниях детства» Д. Томаса столкновение двух разных вариантов слова front, а именно фронт, передовые позиции и прихожая, позволяет читателю глубже проникнуть в детское восприятие мира.
I was born in a large Welsh industrial town at the beginning of the Great War. [...] This sea town was my world; outside, a strange Wales, coal-pitted, mountained, river run, full, so far as I knew, of choirs and sheep and story-book tall hats, moved about its business which was none of mine; beyond that unknown Wales lay England, which was London, and a country called «The Front» from which many of our neighbours never came back. At the beginning, the only «front» I knew was the little lobby before our front door; I could not understand how so many people never returned from there: but later I grew to know more, though still without understanding, and carried a wooden rifle into Cumdonkin Park and shot down the invisible, unknown enemy like a flock of wild birds.
Столкновение двух разных вариантов слова образует прием остранения, благодаря которому жестокая нелепость войны, воспринятая сквозь призму детского понимания, ощущается особенно остро. То, что функция использования многозначности здесь заключается именно в этом, подтверждается мощной конвергенцией приемов, раскрывающих непосредственность детского восприятия родины.
Явление многозначности описывалось в литературе неоднократно, и существует очень много терминов, называющих различные типы значений. Основные противопоставления, которые нам в дальнейшем понадобятся, - это противопоставление прямого и переносного (метафорического или метонимического), общего и специализированного, узуального и окка-
Зионального, обшеязыкового и терминологического, нейтрального и стилистически окрашенного, современною и устаревшего значений. Подробное описание типов значения имеется в соответствующей лексикологической литературе, и читатель с ними уже знаком 1 . Мы ограничимся здесь только некоторыми замечаниями, важными для стилистического анализа и относящимися к оппозиции прямого и переносного значений.
Прямое, или номинативное, значение слова реализуется или, точнее, может реализоваться при отсутствии контекста. Прямые значения обычно являются одновременно и основными, и наиболее частотными, но статистически этот вопрос пока не обследовался. Если заглавие состоит из одного слова (и артикля) (СР. Snow - The Search, Homecomings; J. Conrad - Chance, The Typhoon, Victory; W.B. Yeats - Meditations, The Statues, A Vision), то это слово употреблено в своем прямом значении. Не случайно, впрочем, большинство литературных произведений на английском языке имеет названия, состоящие хотя бы из двух слов, поскольку многозначность английской лексики делает однословные названия недостаточно ясными.
Кроме того, в контексте всего произведения и однословное название легко получает переносное значение. The Search означает духовные поиски, а не реальные, физические; Victory обозначает моральную победу, но смерть и поражение в фактической борьбе; Justice (Дж. Голсуорси) - название ироническое, т.е. читатель вновь оказывается перед совмещением значений.
Существует особый стилистический прием (минус-прием) преднамеренной простоты описания посредством слов, употребленных только в прямых значениях, называемый автологией.
Реалистической точностью и простотой словаря характеризуются многие части произведений Э. Хемингуэя. В начале рассказа In Another Country читаем:
In the fall the war was always there, but we did not go to it any more. It was cold in the fall in Milan and the dark came very early. Then the electric lights came on, and it was pleasant along the streets looking in the windows... It was a cold fall and the wind came down from the mountains.
Употребление обыденных слов в их прямых значениях создает представление о сдержанности рассказчика - раненого моло-
1 См: напр: Arnold I. The English WoRd. - M., 1986.
Глава II
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Дого американца, обычного для Э. Хемингуэя мужественного героя.
Значение называется переносным или образным, когда оно не только называет, но и описывает или характеризует предмет через его сходство или связь с другим предметом. Контекстуальное значение при этом оказывается сопоставленным с прямым значением, что подчеркивает в нем те черты, на которых основан перенос. М. Диккенс описывает очень энергичную медицинскую сестру, сравнивая ее с динамо-машиной: She was a dynamo of activity. She was here, there and everywhere - admonishing the doctor, slanging the nurses, telling you to do something and then snatching it away to do it herself... (M. Dickens. One Pair of Feet).
Технический термин «динамо» получает здесь окказиональное метафорическое значение источник человеческой энергии. Прямое значение в тексте отсутствует. Метафора не только делает портрет-характеристику, данный в следующем за ней предложении, более ярким, но и отражает веселое и слегка ироническое отношение автора (рассказ ведется от первого лица) к персонажу. Заметим попутно, что функционально-стилистическая коннотация также может иметь характерологическую функцию, поскольку она вызывает ассоциации, связанные со сферой употребления этого слова.
Разумеется, не всякое переносное значение является стилистически релевантным: в языке много стершихся метафор, не имеющих необразных синонимов и являющихся единственным названием референта: the mouth of the river, the leg of the table (впрочем, и эти метафоры, если их много, оказываются экспрессивными). Такие случаи следует отличать от узуальных метафор, которые являются вторым названием референта, ср.: the heart of the matter: : the essence of the matter.
Такие метафоры выполняют стилистическую функцию. Так, cow применительно к женщине может быть стилистически релевантным в своей грубой экспрессивности. Особенно важным со стилистической точки зрения являются неожиданные метафоры, дающие эффект двойного видения, т.е. образные, конкретные и чувственные, обращающие на себя внимание читателя. Следует вспомнить, что стилистическая метафора есть скрытое сравнение: на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов, название одного предмета применяется к другому, выявляя какую-нибудь важную черту второго (напри-
мер энергию медицинской сестры). Метафора основана на ассоциации по сходству 1 .
Переносное значение в поэтической метонимии или метафоре создается на данный случай и понятно из структуры контекста. На сущности и природе образа и тропов мы уже подробно останавливались выше. Здесь же необходимо напомнить, что тропы являются техникой осуществления сопоставления означаемого с выбранным для него образом.
§ 6. Использование многозначности слова в сочетании с повтором
Взаимодействие прямых и переносных значений слова при осуществлении какой-либо стилистической функции может быть парадигматическим и синтагматическим. Прямое значение слов spit и weep не представлено в описании дождя в рассказе Д. Томаса, которое мы цитировали на с. 115. Но эти значения известны читателю, и поэтому, читая о «плюющемся» дожде и «плачущих» шляпах, он восстанавливает для себя картину дублинской непогоды. Слова эти оказываются стилистически релевантными благодаря своей многозначности, которая действует в парадигматическом плане.
Но эффект сходства и различия значений вариантов многозначного слова может реализоваться также синтагматически. Для этого варианты должны быть расположены в одной речевой цепи, и притом достаточно близко. Многозначность оказывается стилистически действенной в сочетании с повтором.
О функциях и видах повтора мы будем еще говорить неодно-кратно, а здесь отметим только, что лексическим повтором называется повторение слова или словосочетания в составе одного предложения, абзаца или целого текста. Величина расстояния между повторяющимися единицами и число повторений
1 Nosek 1. Internal Structure of lEnglish Colloquial Mctaphor - In: Brno Studies in English. - V. 8 . - 1969.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА |
Глава II
Могут быть различными, но обязательно такими, чтобы читатель мог заметить повтор.
Повтор может и не сочетаться с использованием многозначности, тогда его функция может быть усилительной или эмоциональной, или усилительно-эмоциональной, как это имеет место в первых двух строках приведенного ниже стихотворения Д. Лоренса:
Fight your little fight, my boy, Fight and be a man.
Использование многозначности слова в сочетании с повтором может по своей стилистической функции приближаться к игре слов, как это и происходит в стихотворении Don"ts в отношении прилагательного little, которое здесь используется в разных вариантах, с разными коннотациями, причем в некоторых случаях коннотации сильно подавляют денотативный компонент значения, так что понятие размера оказывается совершенно несущественным. Но обратимся к тексту:
Fight your little fight, my boy.
Fight and be a man.
Don"t be a good little, good little boy
being as good as you can
and agreeing with all the mealy-mouthed, mealy-mouthed
truths that the sly trot out
to protect themselves and their greedy-mouthed, greedy-mouthed
cowardice, every old lout.
Don"t live up to the dear little girl who costs
You your manhood, and makes you pay.
Nor the dear old mother who so proudly boasts
that you"ll make your way.
Don"t earn golden opinions, opinions golden,
or at least worth treasury notes
from all sorts of men, don"t be beholden
to the herd inside the pen.
Don"t long to have dear little, dear little boys whom you"ll have to educate
to earn their living; nor yet girls, sweet joys
who will find it so hard to mate.
Nor a dear little home, with its cost, its cost
that you have to pay,
earning your living while your life is lost
and dull death comes in a day.
Don"t be sucked in by the su-superior,
don"t swallow the culture bait,
don"t drink, don"t drink and get beerier and beerier,
do learn to discriminate.
Do hold yourself together, and fight with a hit-hit here and a, hit-hit there, and a comfortable feeling at night that you"ve let in a little air.
A little fresh air in the money sty,
knocked a little hole in the holy prison,
done your own little bit, made your own little try
that the risen Christ should be risen.
Тема протеста против мещанской морали, мещанских идеалов и мещанского лицемерия раскрывается в своеобразном словоупотреблении, пародирующем словоупотребление взрослых в разговорах с детьми. Автор предвидит фальшивые наставления, которые молодой человек услышит от сюсюкающих (mealy-mouthed усилено повтором) старших, требующих, чтобы мальчик изо всех сил старался быть хорошим (be a good little, good little boy being as good as you can), и настойчиво рекомендует этих советов не слушать, не быть тем покорным паинькой, каким его хотят видеть ханжи, а бороться и быть мужчиной. Контраст между значительностью темы и пародийной инфантильностью лексики создает острый сатирический эффект.
Повторы, наряду с пародийным использованием фамильярно-разговорного стиля и особенно baby-talk, являются тем ключевым стилистическим приемом, с которого удобно начинать анализ. Они разнообразны по характеру. Наряду с простым повторением двух или более совершенно тождественных элементов: mealy-mouthed, mealy-mouthed, greedy-mouthed, greedy-mouthed, вводится повторение с какой-нибудь вариацией. Та-
Глава II
Ким оказывается, например, greedy-mouthed по отношению к mealy-mouthed. Сходство между ними заставляет их тотчас сопоставить, а различие дополняет характеристику «хитрых» «старых тунеядцев» (the sly, every old lout). Весьма эффектен частичный повтор (earning your living while your life is lost), где морфологическая близость только резче оттеняет то, что living и life не одно и то же.
Для темы данного параграфа интересны семантические вариации в повторе, т.е. использование разных лексико-семанти-ческих вариантов, входящих в семантическую струмуру одного и того же слова, подчеркивающих, благодаря его параллельному употреблению в одном контексте, различия в коннотациях.
Слово little употреблено в данном стихотворении в двух различных лексико-семантических вариантах с прямо противоположными коннотациями. Во фразах «good little, good little boy», «dear little girl», «dear little home» little имеет одно значение; во фразах «little fight», «let in a little air», «a little fresh air», «a little hole in the holy prison», «your own little bit», «your own little try» - другое.
Использование слова little здесь довольно сложно; обратимся сначала к тому, что вообще наблюдается в языке. В прямом значении little означает размер и синонимично нейтральному small. В разговорном стиле речи это предметно-логическое значение сильно подавлено эмоциональным, так что little выражает симпатию, нежность, сочувствие, сострадание и эквивалентно уменьшительно-ласкательным суффиксам русского языка. Именно это значение и составляет основу стилистической коннотации первой группы примеров.
Показательно, что для разговорной речи, особенно для речи, употребительной в разговорах с детьми, характерна сочетаемость little в этом значении с прилагательными dear и nice: a dear little cottage, a dear little boy, a dear little kitten, a nice little wife и т.д.
Частое употребление little звучит аффектацией, подобно тому как в разговорной речи злоупотребление уменьшительными суффиксами создает впечатление неискреннего сюсюканья.
Самая стереотипность этих сочетаний, употребленных в несобственно-прямой речи, показывает их притворство и лживость, неискренность; поэт передразнивает тех, кто будет соблазнять юношу мечтами о мещанском благополучии, и высмеивает их.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Заметим, что little может употребляться иронически: one оf my little ideas и даже с оттенком сарказма: so that"s your little plan, is it!
Далее, поскольку в семантическую структуру слова little входит и вариант, синонимичный прилагательным unimportant, mean, paltry, эта оценка вводится в подтекст стихотворения и вместе с абсурдным повтором и нагнетанием одних и тех же слов делает гротескной и разрушает сладкую ласковость обещаний семейного счастья и уюта, которые ожидают пай-мальчика.
Вторая группа случаев - let in a little air, fight your little fight и т.д. - принадлежит прямой речи поэта, здесь нет, или почти нет, иронии, сохраняется прямое значение размера, повтор выделяет мысль о том, что даже скромные результаты борьбы каждого за то, чтобы в «снятой тюрьме» стало бы легче дышать, ценны и нужны для общего дела. Стихотворение получает, таким образом, острую социальную направленность, и контраст лексических значений двух лексико-семантических вариантов одного и того же слова играет при этом немалую роль.
В рассмотренном случае сопоставление двух вариантов одного и того же слова происходит синтагматически, т.е. в тексте присутствуют оба: little , синонимичный ласкательно-уменьшительному суффиксу, и little со значением размерности и противопоставлением нулю (= хотя бы немного).
Другой тип сопоставления прямого и переносного значений имеет место в таких метафорах, как don"t be beholden to the herd inside the pen, - метафора, в которой в тексте представлен только один член сравнения, т.е. только переносное значение, где люди, покорные порядку вещей, существующему в окружающем Лоренса мире, названы «стадом в загоне»: money sty и holy prison, где этот порядок вещей назван «хлевом» и «тюрьмой». В ряду других многообразных художественных средств эти метафоры совершенно четко выражают отношение автора к описываемой действительности. Конкретность образов способствует передаче этого отношения и читателю.
Саркастическое употребление little можно иллюстрировать аналогичным примером из разговоров старого художника Джим-сона с мальчиком, которого он называет «носатиком»:
If you want to be a great man and leave two thousand pounds a year and a nice clean wife... and a kid with real eyes that open and close, you"ll have to work in your dinner time...
В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. С.Я. Маршак писал: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий».
Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В то же время стилистика обращает внимание на такие явления, как омонимия и парономазия, порой мешающие правильному восприятию речи. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.
Стилистический аспект изучения лексики требует вдумчивой оценки слова с точки зрения мотивированности его в контексте. Стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов, рассматривая различные проявления речевой избыточности и речевой недостаточности.
Слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции. Предметом специального интереса лексической стилистики являются лексические образные средства языка - тропы.
Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Характеризуя использование в речи тех или иных лексических средств языка, стилистика стоит на страже правильного словоупотребления. Нормативно-стилистический подход к изучению лексики предусматривает анализ часто допускаемых речевых ошибок: употребления слова без учета его семантики; нарушения лексической сочетаемости; неправильного выбора синонимов; неверного употребления антонимов, многозначных слов, омонимов; смешения паронимов; немотивированного объединения стилистически несовместимых лексических средств и т.д. Устранение лексико-стилистических ошибок в речи, выбор оптимального варианта выражения мысли приобретают важнейшее значение при литературном редактировании текстов.
1. Предмет и задачи лексической стилистики.
2. Понятие стилистической окраски слова.
3. Г руппы эмоционально окрашенных слов.
Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистической структуре языка: слово является основной стилистической единицей. Именно слово вбирает в себя смысл национальной культуры, хранит национальную память, передает потомкам те эмоции и оценки, которые вызывал в русском человеке мир, поэтому за словом всегда тянется шлейф его многочисленных употреблений, ассоциаций, образов, всех его связей и отношений с другими словами языка. Даже в такие абстрактные слова, как любовь, жизнь, патриотизм каждый из нас привносит свои чувственнонаглядные представления, свой опыт проживания жизни и свой языковой опыт. Для кого-то любовь - это печаль (а слово печаль общеслав., древнее, образовано от слова пека - «жар, зной»), для другого любовь - это счастье (счастье тоже общеслав. слово, обозначающее «хорошую часть, долю»), для третьего любовь - страсть (общесл. слово, обозначающее «страдание»). И все эти, и не только эти представления заключены в концепте любовь, который реализуется в языке данной формой.
Если мы представим функцию каждого слова не только как знака, служащего для называния предметов, а как элемента смысла, который участвует в построении смысла нашего высказывания, компонентом выражения того индивидуального смысла, который мы вкладываем в высказывание, то мы увидим бесконечно разнообразную вариативность сочетаний этих знаков для выражения наших мыслей. Но эта не дурная бесконечность хаоса, соединение слов в высказывании подчиняется законам языковой системы, в том числе и закону адекватности употребления слова его лексическому значению, которое закрепляется за ним конвенциально в языке и коммуникативным условиям.
Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретных речевых ситуациях и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
В области лексической стилистики особую значимость имеют вопросы стилистической дифференциации словарного состава современного русского языка, а также выразительный потенциал лексических единиц в разных стилях, в различных текстах.
Особое значение в лексической стилистике уделяется проблеме выбора слова. Выбор слова - уместное использование слова в контексте с точки зрения его семантики, стилистической окраски и функционально-стилевой принадлежности. Выбор слова включает проблему мотивированного использования конкретного слова или выражения: синонима, фразеологизма, термина и др.
Об огромном и кропотливом труде писателя по выбору единственно необходимого слова свидетельствуют рукописи литературного произведения. Так, в черновике повести “Дубровский” А.С. Пушкина находим такую правку: “Члены /суда/ встретили его /Троекурова/ с изъявлением глубокого уважения /глубокой преданности, глубокого подобострастия/ ”. Какое слово, на ваш взгляд, отражает отношения властного и сумасбродного помещика, который может дать хорошую мзду, и чиновника? Конечно же, писатель выбирает последний вариант - глубокого подобострастия.
Несоответствие конкретной лексической единицы определенному отрезку речи приводит к стилистической ошибке.
На лексико-семантическом уровне неправильный выбор слова связан:
С незнанием основного лексического значения, что может объясняться в том числе устарелостью или новизной слова;
С неправильным использованием слова в переносном значении;
Со смешением паронимов и т.д.
На стилистическом уровне неправильный выбор слова - это употребление стилистически маркированного слова в иностилевом отрезке речи:
Поэтизмов в ОДС или сниженных контекстах;
Канцеляризмов за пределами ОДС;
Жаргонизмов в нейтральных контекстах;
Диалектизмов за пределами диалекта или вне речевой характеристики персонажей в художественной речи;
Варваризмов и экзотизмов, нарушающих стиливое единство речи.
Лексическая стилистика изучает:
1. синонимы, антонимы, многозначные слова, паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, слова ограниченного употребления и т.д.;
2. стилистически окрашенные слова;
3. слово изучается в стилистике не только с номинативной и коннотативной т. зр., но и с эстетической, т.е. изучаются лексические образные средства - тропы.
Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в
Воспользуйтесь формой поиска
Лекция 9. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
релевантные научные источники:
- Шпаргалка по стилистике и культуре речи
| Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.07 Мб
- Стилистика. Ответы к экзамену
| Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб
Стилистика как наука. Объект и предмет стилистики. 2. Языковые средства научного стиля: лексические, фразеологические, графические. 3. Языковые средства научного стиля: морфологические,
- Ответы к экзаемну по стилистике и культуре речи русского языка
| Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.26 Мб
1. Стилистика как наука. Объект и предмет стилистики. 2. Языковые средства научного стиля: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические. 3. Научный стиль: условия функционирования
- Стилистика русского языка. Ответы к экзамену
| Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.07 Мб
Понятие стилистики. Предмет и задачи практической стилистики. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей русского языка. Понятие нормы в стилистике. Норма языковая и стилевая.
- Ответы на вопросы к экзамену по Стилистике и культуре речи
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб
Общенар рус язык - сложное явление. Слово «стиль» восходит к греческому сущ-ному «стило» - так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Культура речи - распространённое в
- Ответы к экзамену по стилистике русского языка
| Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.07 Мб
Стилистика как отдельная дисциплина. Предмет и задачи стилистики как учебной и научной дисциплины. История формирования и развития стилистики. Основные направления современных стилистических