Творческие работы по литературе. Задания ОГЭ по роману А.С.Пушкина " Евгений Онегин" материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему Как в приведенном фрагменте

С1.
Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?
Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?

Как в приведенном фрагменте раскрывается натура Манилова?

Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Плюшкина?
С2.
Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чем их позиция созвучна расзмышлениям автора «Мертвых душ»?
Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н.В. Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей XIX-XX веков является продолжателем его традиций.

В каких произведениях русской литературы автор, подобно Н.В. Гоголю, смеётся над своими персонажами и в чём эти произведения можно сопоставить с «Мёртвыми душами»?

В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?
В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»?
С5.
Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
С какой целью автор избрал в качестве главного героя плута и мошенника Чичикова (По повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?
Кого из персонажей поэмы Гоголя «Мертвые души» можно считать положительным героем?
Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» «Повесть о капитане Копейкине»?
Почему Плюшкин единственный из всех персонажей-помещиков имеет предысторию? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
Почему в тексте поэмы «Мертвые души» предыстория главного героя помещена в самом конце повествования?
Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»?



Н.В. Гоголь «Шинель» 1842

С1.
Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения?
Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».
С2.
В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя?
Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве?

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840

С1.
В чем разница и в чем сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Пеорин и Максим Максимыч?
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание исследователя: «Печорин - не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственна напряженная духовная жизнь».
отсутствует
Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?

В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
С2.
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
В каких классических произведениях русской литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова «Герой нашего времени»?
Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?
Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
С5.
С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?
Как название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связано с его проблематикой?
Как характеризуют Печорина его представления о свободе, дружбе и любви (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?
В прямом или переносном смысле употреблено слово «герой» в названии романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

А.Н. Островский, «Гроза» 1859

С1.
С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.
С2.
В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?
Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
С5.
Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» - история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?
Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
Для чего Островский ввел в пьесу «Гроза» последний акт, а не завершил ее сценой покаяния Катерины?
Почему пьеса А.Н. Островского «Гроза» открывается картиной волжского пейзажа?
Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

И.А. Гончаров, «Обломов» 1859

С1.
Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»?
В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?
Назовите средства психологизма, которые использует Гончаров в романе, и прокомментируйте слова В.Г. Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал „обломовщину", но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью».
В чем разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?
С2.
Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (при сопоставлении укажите произведения и авторов)
Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых встречаются «парные» образы слуга-господин?
Расскажите, что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным…)?
Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?
С5.
Как вы понимаете явление «обломовщины»? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Как вы считаете, образ Обломова - образ статичный или динамический? (По одноименному роману А.И. Гончарова).
Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
Прав ли был Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова» (по одноименному роману Гончарова)?
Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Татьяна-девушка искренняя и благородная. Она считает,что Евгений не способен на настоящие чувства, так как у него в отличие от неё другие понятия о смысле жизни. Героиня понимает, что его поражают не ум и её сердце, а умение играть роль блестящей аристократки. Таким образом, Татьяна уверена в том, что мысли Онегина по-прежнему находятся в плену его привычных представлений о жизни.

  1. Какие черты личности Татьяны проявляются в её ответе Онегину?

Татьяна - искренний и благородный человек. Она по-прежнему любит Онегина. Но несмотря на это проявляет верность и преданность своему мужу, сохраняя при этом своё достоинство. Таким образом, в сцене последнего свидания её правдивость и благородство,уважение раскрываются ещё глубже.

1.1.3Сопоставьте фрагменты романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
и «Дубровский». Что сближает главных героинь обоих произведений?

Оба фрагмента посвящены теме верной любви. Марья Кириловна, как и Татьяна, выходит замуж за нелюбимого человека. Обе героини любят других, но остаются верными своим мужьям. Татьяна,зная о любви Онегина к ней, не предаёт генерала,а Маша также остаётся с князем Верейским. Таким образом, девушек сближает чувство порядочности, правдивости и благородства.

  1. Что изменилось в Татьяне по сравнению с ней «прежней»?

Татьяна-любимый образ А.С.Пушкина в романе. Вначале мы её видим мечтательной барышней, которая была воспитана на французских романах. Замужество изменило героиню. Из неопытной, нерешительной девушки она превращается в сильную личность, которая имеет чувство собственного достоинства. Таким образом, героиня становится решительной.Это уже не замкнутая в своем ограниченном мире девушка-подросток, перед нами сильная личность, способная к анализу и обобщениям.

1.1.2Какими средствами передано состояние Онегина при этой встрече?

Встреча с Татьяной в Петербурге стала для Онегина неожиданностью. Герой открыто восхищается ей, когда видит перед собой светскую даму.Он удивлён и поражён,что она холодна к нему. Взволнованное состояние Евгения помогают передать риторические вопросы(« Где всё наружи, всё на воле,Та девочка... иль это сон?..),антонимы «хотел завести »- «не мог»,лексический повтор слова «так».Таким образом,перечисленные средства выразительности помогают автору показать душевное состояние главного героя в момент

встречи с Татьяной.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Чем различаются ситуации и поведение героев, описанные в этих фрагментах?

Оба героя в приведённых фрагментах изображены в момент встречи. Онегин после разлуки видит Татьяну, а Ионыч вновь встречается с Котиком. Однако ситуации различные. Если Онегин отверг любовь Татьяны, то Ионычу отказала в любви Екатерина Ивановна. И поэтому поведение героев разное.Евгений удивлён изменениям, которые произошли с Татьяной: .А вот Ионыч нет.Рассматривая девушку, он испытывает чувство неловкости при встрече с ней.Таким образом, герои оказываются в несходных ситуациях и испытывают разные состояния души.

  1. Почему, несмотря на угрызения совести, Онегин не отказывается от дуэли?

Евгений имеет противоречивый характер. С одной стороны, он не уважает поместное дворянство, среди которого живёт. А с другой- боится быть оклеветанным этими людьми. На данный момент ему важно, что скажет о нём известный дуэлянт Зарецкий. Таким образом, презирая общество, Онегин живёт по его законам, поэтому он и не отказывается от дуэли. Так Пушкин раскрывает двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.

  1. Как в данном эпизоде проявляется авторское отношение к происходящему?

Сцена дуэли в романе занимает особое место. Она помогает понять характеры героев и авторское отношение к происходящему. К Ленскому например, автор относится двойственно. Он иронизирует над ним и сочувствует ему одновременно. А.С.Пушкин подчёркивает всю нелепость действий молодого поэта, который попался на провокацию Онегина и неверно истолковал поведение Ольги Ему жалко Ленского, так нелепо погибшего.Отношение автора к Онегину также противоречиво. Он не только решительно осуждает его за гибель Ленского, но и выражает ему сочувствие. Таким образом, гибель Ленского -это символическое прощание А.С.Пушкина с прошлым и это шанс Онегину для возрождения.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Чем различается поведение главных героев в сходной ситуации?

1.1.1Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?

Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, которое не было глубоким. Он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что образование Онегина весьма поверхностное.

1.1.2Благодаря чему Онегин имел успех в светском обществе?

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, который имеет успех в обществе. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Герой прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, так как впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Таким образом, в глазах общества он выглядит блестящим аристократом, поэтому и пользуется у него расположением.

1.1.3 Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Как
в обоих фрагментах раскрывается тема образования?

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь..

перекликаются с гоголевскими «Многие были не без образования… Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Нетрудно заметить иронию А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя относительно образованности своих героев. Таким образом, оба автора в приведённых фрагментах высмеивают

стремление светского общества к поверхностному образованию.

Какие эпитеты наиболее важны для характеристики Ленского и почему?

Как в описании Владимира Ленского проявляется авторское отношение
к герою?

Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ поэта-романтика, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне светской толпы. Таким образом, А. С. Пушкин с симпатией относится к Ленскому, потому что его герой верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Но не только поэт симпатизирует молодому романтику.Описание показывает, что автор критически относится к его поэзии и осуждает её за бессодержательность и слащавость.

1.1.3Сопоставьте данный фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В чём сходство и различие характеров главных героев этих произведений?

1.1.1В начале и конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?

Татьяна - любимая героиня Пушкина. Ей присуща высокая нравственность и чистота души. Первым признаться в любви во времена Пушкина мог только мужчина. Признание женщины считалось неприличным, так как нарушало каноны, сформировавшиеся в обществе. Признание Татьяны - это поступок смелый и неординарный, поэтому она сама стыдится его.

  1. В своем послании Татьяна обращается к Онегину то на «вы», то на «ты». Как в этом проявляется душевное состояние героини?

Письмо Татьяны к Онегину является искренним и очень смелым порывом молодой души. Анализируя его, можно заметить, что героиня испытывает противоречивые чувства, потому что она первой признаётся в любви к молодому человеку. Таким образом, волнение и тревога за свою честь заставляют Татьяну путаться. Кроме того, обращается она на «ты», скорее всего, не к реальному Евгению Онегину, а к герою своих романов, который ей давно знаком и близок.

Какие личностные качества Татьяны проявляются в её письме к Онегину?

1.1.3 Сопоставьте письмо Татьяны к Онегину с приведённым ниже письмом Веры к Печорину из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В чём заключается различие натур Татьяны и Веры?

Обе героини влюблены. Обе любят беззаветно, готовы отдаться любви без остатка. Как Татьяна противопоставлена Онегину, так и Вера - противоположность Печорина.

Любовь Татьяны сильна, поэтому она, невольно идеализируя возлюбленного, описывает не реального Онегина, а свою мечту о близком человеке, который привлекает не столько внешностью, образованностью и умными речами, сколько родственной душой, способной быть «ангелом-хранителем». В отличие от пушкинской героини Вера здраво оценивает своего возлюбленного, понимает его суть: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала...». В этом и есть отличие двух героинь.

Ленский - наивный, доверчивый и простодушный юноша. Он чист душой, вольнолюбив, прост в общении. Однако герой живёт в своём романтическом мире. Таким образом, А.С.Пушкин подчёркивает,что Ленский по причине своей мечтательности глубоко не вникает в сущность вещей.Всё это приводит к тому, что он не понимает людей.

1.1.2Какую роль в данном эпизоде романа играют эпитеты?

Эпитеты-одно из средств художественной выразительности, которые помогают передать авторское отношение к своим героям. В приведённом фрагменте с их помощью автор подчеркивает поэтическую страстность, горение и восторженность молодого романтика: «безумная душа», «пленённый отрок», «игры золотые», «младых восторгов».Таким образом, этот вид тропа играет большую роль в создании мечтательного и влюблённого образа поэта-романтика.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В чём разница авторского отношения к героям?

В приведенных фрагментах дано описание молодых людей. Однако авторы по-разному относятся к своим героям. Восторженно пишет А.С.Пушкин о молодом поэте, восхищаясь его чистой душой, не развращённой светом: «». Отношение же к Эрасту неоднозначно. Н.М. Карамзин не только отмечает его доброту, вежливость, его стремление помочь бедным людям, но и показывает отрицательные качества: «» Таким образом, Ленский симпатичен А.С.Пушкину, а Эраст вызывает у Н.М.Карамзина осуждение за ветреность и легкомыслие.


Как в приведенном фрагменте раскрывается образ Гурова?

У него были две жизни: одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая - протекавшая тайно. И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может, случайному, всё, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других, всё же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его «низшая раса», хождение с женой на юбилеи, - всё это было явно. И по себе он судил о других, не верил тому, что видел, и всегда предполагал, что у каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь. Каждое личное существование держится на тайне, и, быть может, отчасти поэтому культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна. Проводив дочь в гимназию, Гуров отправился в «Славянский базар». Он снял шубу внизу, поднялся наверх и тихо постучал в дверь. Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна, глядела на него и не улыбалась, и едва он вошел, как она уже припала к его груди. Точно они не виделись года два, поцелуй их был долгий, длительный. - Ну, как живешь там? - спросил он. - Что нового? - Погоди, сейчас скажу... Не могу. Она не могла говорить, так как плакала. Отвернулась от него и прижала платок к глазам. «Ну, пускай поплачет, а я пока посижу», - подумал он и сел в кресло. Потом он позвонил и сказал, чтобы ему принесли чаю; и потом, когда пил чай, она всё стояла, отвернувшись к окну... Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась; они видятся только тайно, скрываются от людей, как воры! Разве жизнь их не разбита? - Ну, перестань! - сказал он. Для него было очевидно, что эта их любовь кончится еще не скоро, неизвестно когда. Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому. Он подошел к ней и взял ее за плечи, чтобы приласкать, пошутить, и в это время увидел себя в зеркале. Голова его уже начинала седеть. И ему показалось странным, что он так постарел за последние годы, так подурнел. Плечи, на которых лежали его руки, были теплы и вздрагивали. Он почувствовал сострадание к этой жизни, еще такой теплой и красивой, но, вероятно, уже близкой к тому, чтобы начать блекнуть и вянуть, как его жизнь. За что она его любит так? Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нем не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то все-таки любили. И ни одна из них не была с ним счастлива. Время шло, он знакомился, сходился, расставался, но ни разу не любил; было всё что угодно, но только не любовь. И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему - первый раз в жизни.

А.П. Чехов, "Дама с собачкой"

Показать текст целиком

Образ Гурова раскрывается с помощью подробного описания его «двойной жизни». В первом абзаце автор использует яркую метафору (Гуров вынужден скрывать «зерно» свей жизни за «оболочкой» из лжи) для раскрытия внутреннего состояния героя. Постоянная ложь рождает в Гурове мнительность, неуверенность в себе и в окружающих людях (он полагает, что

Каталог заданий.
Ли­те­ра­ту­ра XVIII века и пер­вой половины XIX века

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Как в при­ве­ден­ном от­рыв­ке рас­кры­ва­ет­ся про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ний ху­дож­ни­ка и толпы?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на

всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солн- цы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Как на­зы­ва­ет­ся ли­те­ра­тур­ное направление, прин­ци­пы ко­то­ро­го от­ча­сти сфор­му­ли­ро­ва­ны во вто­рой части пред­став­лен­но­го фраг­мен­та («вызвать на­ру­жу всё, что еже­ми­нут­но пред очами и чего не зрят рав­но­душ­ные очи, — всю страшную, по­тря­са­ю­щую тину мелочей, опу­тав­ших нашу жизнь»)?

Пояснение.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют по­втор слова или груп­пы слов в на­ча­ле со­сед­них фраз («Счастлив путник... Счаст­лив писатель...»).

Пояснение.

Такой тер­мин на­зы­ва­ет­ся «анафора» или «единоначатие». Дадим определение.

Анафора или единоначатие — сти­ли­сти­че­ская фигура, со­сто­я­щая в по­вто­ре­нии срод­ных звуков, слова или груп­пы слов в на­ча­ле каж­до­го па­рал­лель­но­го ряда, то есть в по­вто­ре­нии на­чаль­ных ча­стей двух и более от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ных от­рез­ков речи (полустиший, стихов, строф или про­за­и­че­ских отрывков).

Ответ: анафора.

Ответ: анафора|единоначатие

Как на­зы­ва­ют­ся об­раз­ные определения, яв­ля­ю­щи­е­ся тра­ди­ци­он­ным сред­ством ху­до­же­ствен­ной изоб­ра­зи­тель­но­сти («скучной дороги», «пылкие сердца» и т. п.)?

Пояснение.

Такие об­раз­ные опре­де­ле­ния на­зы­ва­ют­ся эпитетами. Дадим определение.

Эпитет — опре­де­ле­ние при слове, вли­я­ю­щее на его выразительность. Вы­ра­жа­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но име­нем прилагательным, но также на­ре­чи­ем («горячо любить»), име­нем су­ще­стви­тель­ным («веселья шум»), чис­ли­тель­ным (вторая жизнь).

Ответ: эпитеты.

Ответ: эпитет|эпитеты

Виктория Белоусова 04.03.2017 15:31

но ведь если просят называть "образнЫЕ определенИЯ" то мы должны ответить, что это эпитетЫ? Разве нет?

Татьяна Стаценко

Должны быть приняты оба ответа.

Укажите вид тропа, в ос­но­ве ко­то­ро­го - пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («пламя таланта»).

Пояснение.

Такой троп на­зы­ва­ет­ся метафорой.

Метафора — один из ос­нов­ных по­э­ти­че­ских тропов: упо­треб­ле­ние слова в пе­ре­нос­ном его зна­че­нии для опре­де­ле­ния какого-либо пред­ме­та или явления, схо­же­го с ним от­дель­ны­ми чер­та­ми или сторонами. Ис­поль­зо­ва­ние ме­та­фо­ры подчёркивает это сход­ство или, наоборот, раз­ли­чие пред­ме­тов или явлений, на ко­то­рые хочет об­ра­тить наше вни­ма­ние писатель.

Ответ: метафора.

Ответ: метафора

В дан­ном фраг­мен­те про­ти­во­по­став­ле­ны два типа писателей. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся такое про­ти­во­по­став­ле­ние предметов, яв­ле­ний или пер­со­на­жей в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение.

Такое про­ти­во­по­став­ле­ние пред­ме­тов на­зы­ва­ет­ся «антитеза» или «контраст». Дадим определение.

Антитеза — ри­то­ри­че­ское про­ти­во­по­став­ле­ние текста, сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра кон­тра­ста в ху­до­же­ствен­ной или ора­тор­ской речи, за­клю­ча­ю­ща­я­ся в рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии понятий, положений, образов, состояний, свя­зан­ных между собой общей кон­струк­ци­ей или внут­рен­ним смыслом.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

Укажите приём, ис­поль­зо­ван­ный ав­то­ром в сле­ду­ю­щей фразе: «...парящим вы­со­ко над всеми дру­ги­ми ге­ни­я­ми мира, как парит орёл над дру­ги­ми вы­со­ко летающими ».

Пояснение.

Сравнение — это троп, в ко­то­ром про­ис­хо­дит упо­доб­ле­ние од­но­го пред­ме­та или яв­ле­ния дру­го­му по какому-либо об­ще­му для них признаку. Цель сравнения — это вы­явить в объ­ек­те срав­не­ния новые, важные, пре­иму­ще­ствен­ные для субъ­ек­та вы­ска­зы­ва­ния свойства.

Ответ: сравнение.

Ответ: сравнение

Назовите ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра «Мёртвых душ».

Пояснение.

Н. В. Го­голь дал опре­де­ле­ние жанра «Мёртвых душ» — поэма.

Ответ: поэма.

Ответ: поэма

Кто из оте­че­ствен­ных про­за­и­ков или по­этов об­ра­щал­ся к теме на­зна­че­ния ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства и в чём их по­зи­ция со­звуч­на раз­мыш­ле­ни­ям ав­то­ра «Мёртвых душ»?

Пояснение.

Тема поэта и поэзии, на­зна­че­ния ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства зву­чит в сти­хах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, ро­ма­не М. Бул­га­ко­ва «Мастер и Маргарита» и др.

Традиционно целью твор­че­ства в рус­ской ли­те­ра­ту­ре про­грес­сив­ные поэты и пи­са­те­ли счи­та­ли слу­же­ние народу, своей стране. В при­ве­ден­ном от­рыв­ке Го­голь подчеркивает, что это ис­пол­не­ние сво­е­го на­зна­че­ние по­этом или пи­са­те­лем не все­гда может быть оце­не­но теми, кому он служит, за­ча­стую ведет к непониманию, так как, вы­сту­пая в роли пророка, поэт (писатель) про­ти­во­по­став­ля­ет­ся толпе. Та же участь ждала и Ма­сте­ра в ро­ма­не Булгакова.

Пояснение.

Предназначение ху­дож­ни­ка - го­во­рить правду, как бы к этой прав­де не от­но­си­лось большинство. Порой этот удел не­бла­го­да­рен и тернист, ведь слиш­ком ве­ли­ка воз­мож­ность ска­зать неприятное, ска­зать то, что толпе слы­шать не хочется: «Сурово его поприще, и горь­ко по­чув­ству­ет он своё одиночество».

Какую роль иг­ра­ет приведённая сцена в раз­ви­тии сю­же­та пьесы?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений...

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко) . Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни.

Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп — он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. Да что ж я... Вот новость!

Городничий (робея) . Извините, я, право не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков . Нет, не хочу! Я знаю, что значит на — другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

Городничий (в сторону) . О господи ты боже, какой сердитый! Всё узнал, все рассказали проклятые купцы!

Хлестаков (храбрясь) . Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы?

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом) . Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека.

Хлестаков . Нет, я не хочу! Вот ещё! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу.

Городничий (дрожа) . По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков . Да что? Мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове... Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко... Вот ещё! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.

Городничий (в сторону) . О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чём другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков . Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий (поднося бумажки) . Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса Н. В. Го­го­ля «Ревизор».

Пояснение.

Пьеса Н. В. Го­го­ля «Ревизор» от­но­сит­ся к жанру комедии. Дадим определение.

Комедия - жанр ху­до­же­ствен­но­го произведения, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся юмо­ри­сти­че­ским или са­ти­ри­че­ским подходом, а также вид драмы, в ко­то­ром спе­ци­фи­че­ски раз­ре­ша­ет­ся мо­мент дей­ствен­но­го кон­флик­та или борь­бы ан­та­го­ни­стич­ных персонажей.

Ответ: комедия.

Ответ: комедия

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся объ­ек­тив­ным изоб­ра­же­ни­ем дей­стви­тель­но­сти и прин­ци­пы ко­то­ро­го раз­ви­вал в своём твор­че­стве Н. В. Гоголь.

Пояснение.

Такое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся реализмом. Дадим определение.

Реализм — это ос­нов­ной метод ис­кус­ства и литературы. Его основа — это прин­цип жиз­нен­ной правды, ко­то­рым ру­ко­вод­ству­ет­ся ху­дож­ник в своём творчестве, стре­мясь дать наи­бо­лее пол­ное и вер­ное от­ра­же­ние жизни и со­хра­няя наи­боль­шее жиз­нен­ное прав­до­по­до­бие в изоб­ра­же­нии событий, людей, пред­ме­тов вещ­но­го мира и при­ро­ды такими, ка­ки­ми они яв­ля­ют­ся в самой действительности.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Приведённая сцена стро­ит­ся как раз­го­вор двух дей­ству­ю­щих лиц. Как на­зы­ва­ет­ся такая форма об­ще­ния между пер­со­на­жа­ми ху­до­же­ствен­но­го произведения?

Пояснение.

Диалог - раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог

Во фраг­мен­те ис­поль­зу­ют­ся ав­тор­ские пояснения, за­ме­ча­ния по ходу дей­ствия пьесы («сначала не­мно­го заикается, но к концу речи го­во­рит громко» и т.п.). Каким тер­ми­ном они называются?

Пояснение.

Они на­зы­ва­ют­ся тер­ми­ном «ремарка». Дадим определение.

Ремарка - это пояснения, ко­то­ры­ми дра­ма­тург пред­ва­ря­ет или со­про­вож­да­ет ход дей­ствия в пьесе. ре­мар­ки могут по­яс­нять возраст, внеш­ний облик, одеж­ду дей­ству­ю­щих лиц, а также их ду­шев­ное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, пред­по­сы­ла­е­мых акту, сцене, эпизоду, да­ет­ся обозначение, ино­гда опи­са­ние места действия, обстановки.

Ответ: ремарка.

Ответ: ремарка|ремарки

Какой приём ис­поль­зу­ет­ся в ре­пли­ке Хле­ста­ко­ва о го­вя­ди­не «твёрдой, как бревно »?

Пояснение.

Такой приём на­зы­ва­ет­ся сравнением. Дадим определение.

Сравнение — это троп, в ко­то­ром про­ис­хо­дит упо­доб­ле­ние од­но­го пред­ме­та или яв­ле­ния дру­го­му по какому-либо об­ще­му для них признаку. Цель срав­не­ния - это вы­явить в объ­ек­те срав­не­ния новые, важные, пре­иму­ще­ствен­ные для субъ­ек­та вы­ска­зы­ва­ния свойства.

Ответ: сравнение.

Ответ: сравнение

В фа­ми­лии Хлестакова, как и в фа­ми­ли­ях дру­гих дей­ству­ю­щих лиц пьесы, за­ло­же­на определённая об­раз­ная характеристика. Как на­зы­ва­ют­ся такие фамилии?

Пояснение.

Такие фа­ми­лии в ли­те­ра­ту­ре на­зы­ва­ют­ся «говорящими». Дадим определение.

«Говорящие» фа­ми­лии в литературе — это фамилии, яв­ля­ю­щи­е­ся ча­стью ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жа ху­до­же­ствен­но­го произведения, подчёркивающие наи­бо­лее яркую черту ха­рак­те­ра персонажа.

Ответ: говорящие.

Ответ: говорящие|говорящиефамилии|говорящаяфамилия

Речь ге­ро­ев от­ли­ча­ет­ся эмо­ци­о­наль­но­стью и изоби­лу­ет вос­кли­ца­ни­я­ми и вопросами, не тре­бу­ю­щи­ми ответа. Как они называются?

Пояснение.

Такие во­про­сы на­зы­ва­ют­ся риторическими. Дадим определение.

Риторический во­прос - это ри­то­ри­че­ская фигура, пред­став­ля­ю­щая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, ри­то­ри­че­ский во­прос - это вопрос, ответ на ко­то­рый не тре­бу­ет­ся или не ожи­да­ет­ся в силу его край­ней очевидности.

Ответ: риторические.

Ответ: риторические|риторический|риторический вопрос

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны нравы чи­нов­ни­ков и что сбли­жа­ет эти про­из­ве­де­ния с пье­сой Н. В. Го­го­ля «Ревизор»?

Пояснение.

Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-х годов девятнадцатого века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России.

Очень похожи на чиновников из «Ревизора» чиновники гоголевских «Мёртвых душ», чиновники из «Горя от ума» Грибоедова, «слуги народа» советской эпохи из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Чиновники из романа «Мастер и Маргарита» - существа в высшей степени бессовестные, погрязшие в собственнических интересах. Степан Лиходеев – опустившийся тип, пьёт, гуляет, не задумываясь, пускает в варьете сомнительных артистов. «Чиновники от литературы», являясь властью для «рядовых» писателей, истинных художников, творцов, подчиняются директивам сверху и одним росчерком пера запрещают творить, не задумываясь, что, лишая возможности писать, они лишают настоящего мастера жизни.

Таким образом, в русской литературе и XIX и XX века чиновничество предстаёт не в самом выгодном для себя цвете, являя в своих рядах образцы подлости, лицемерия, чинопоклонства.

Пояснение.

Каждый из героев комедии «Ревизор», встревоженный известием о возможной ревизии, ведет себя в соответствии со своим характером и своими действиями против закона. Городничий приезжает в трактир к Хлестакову, полагая, что тот - ревизор. В первые минуты оба напуганы: городничий думает, что приезжий не доволен порядками в городе, а Хлестаков подозревает, что его хотят отвести в тюрьму за неоплату накопившихся счетов. Эта сцена раскрывает суть двух характеров: трусливость Хлестакова и многоопытную изворотливость городничего. Комизм первой встречи городничего и Хлестакова в трактире построен на ошибке, которая и провоцирует страх у персонажей, страх настолько сильный, что оба не замечают явных противоречий. С этой сцены завязывается комическая история нелепых взаимоотношений чиновников уездного города с мелким мошенником Хлестаковым.

Что можно ска­зать о си­сте­ме вос­пи­та­ния в семье Простаковых?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребёнку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же.

Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова . Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан . Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан . Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изводишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно моё утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка. Митрофан с Еремеевною уходят.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль».

Пояснение.

Пьеса Д. И. Фон­ви­зи­на «Недоросль» от­но­сит­ся к жанру комедия.

Комедия - это жанр ху­до­же­ствен­но­го произведения, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся юмо­ри­сти­че­ским или са­ти­ри­че­ским подходом, а также вид драмы, в ко­то­ром спе­ци­фи­че­ски раз­ре­ша­ет­ся мо­мент дей­ствен­но­го кон­флик­та или борь­бы ан­та­го­ни­стич­ных персонажей.

Ответ: комедия.

Ответ: комедия

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, по­лу­чив­шее своё раз­ви­тие в ли­те­ра­ту­ре XVIII века, прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в пьесе Д. И. Фонвизина.

Пояснение.

Такое ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние на­зы­ва­ет­ся классицизмом. Дадим определение.

Классицизм - это ху­до­же­ствен­ное на­прав­ле­ние в ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ре XVII - начал XIX в. Важ­ней­шая черта клас­си­циз­ма - это вы­со­кая граж­дан­ствен­ность тематики, об­ра­ще­ние к об­раз­цам и фор­мам ан­тич­ной ли­те­ра­ту­ры как к эс­те­ти­че­ско­му эталону.

Ответ: классицизм.

Ответ: классицизм

Софья Добрынина (Приморско-Ахтарск) 30.01.2016 11:14

Пьесу Фонвизина (Недоросль) в литературном направлении относят к просветительскому реализму. Хотя пьеса содержит в себе черты и классицизма и реализма. Автор использует приема классицизма (единство времени, места..), но делает это по-новому, т.е. показывает жизнь, быт героев. Поэтому "Недоросль" относится к раннему русскому реализму эпохи Просвещения.

Татьяна Стаценко

Читаем вопрос: "Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, по­лу­чив­шее своё раз­ви­тие в ли­те­ра­ту­ре XVIII века..." Вряд ли можно говорить о реализме в русской литературе XVIII века.

Приведённая сцена передаёт оживлённый раз­го­вор персонажей. Как на­зы­ва­ет­ся по­доб­ная форма об­ще­ния ге­ро­ев ху­до­же­ствен­но­го произведения?

Пояснение.

Такая форма об­ще­ния на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог - ли­те­ра­тур­ная или те­ат­раль­ная форма уст­но­го или пись­мен­но­го об­ме­на вы­ска­зы­ва­ни­я­ми (репликами) в раз­го­во­ре между двумя и более людьми. Тра­ди­ци­он­но про­ти­во­по­став­ля­ет­ся монологу.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог|полилог

Аня Щербинина 07.10.2017 11:17

Разве это не будет являться полилогом, если точнее сказать? Ведь разговаривают именно несколько персонажей.

Татьяна Стаценко

Такой ответ у нас предусмотрен. Оба ответа верны.

По ходу дей­ствия пьесы да­ют­ся ав­тор­ские по­яс­не­ния и за­ме­ча­ния («в сторону», «разнежась», «с досадою»), Каким тер­ми­ном они обозначаются?

Пояснение.

Такой тер­мин на­зы­ва­ет­ся ремаркой. Дадим определение.

Ремарка — это пояснения, ко­то­ры­ми дра­ма­тург пред­ва­ря­ет или со­про­вож­да­ет ход дей­ствия в пьесе. ре­мар­ках могут по­яс­нять возраст, внеш­ний облик, одеж­ду дей­ству­ю­щих лиц, а также их ду­шев­ное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, пред­по­сы­ла­е­мых акту, сцене, эпизоду, да­ет­ся обозначение, ино­гда опи­са­ние места действия, обстановки.

Ответ: ремарка.

Ответ: Ремарка|ремарки

Речь ге­ро­ев изоби­лу­ет сло­ва­ми и выражениями, на­ру­ша­ю­щи­ми ли­те­ра­тур­ную норму («така дрянь», «обойми меня» и т. п.). Ука­жи­те этот вид речи.

Пояснение.

Такой вид речи на­зы­ва­ет­ся просторечием. Дадим определение.

Просторечие - это слова, выражения, грам­ма­ти­че­ские формы и конструкции, распространённые в не­ли­те­ра­тур­ной раз­го­вор­ной речи, свой­ствен­ные ма­ло­об­ра­зо­ван­ным но­си­те­лям языка и явно от­кло­ня­ю­щи­е­ся от су­ще­ству­ю­щих ли­те­ра­тур­ных язы­ко­вых норм. Но­си­те­лем про­сто­ре­чия яв­ля­ет­ся не­об­ра­зо­ван­ное и по­лу­об­ра­зо­ван­ное го­род­ское население, ино­гда слова из раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ют вы­со­ко­по­став­лен­ные чи­нов­ни­ки с целью найти общий язык с це­ле­вой аудиторией.

Ответ: просторечие.

Ответ: просторечие|разговорнаяречь|просторечия

Полина Башкирова 31.01.2017 16:27

Почему не подходит вариант "разговорная" речь?

Татьяна Стаценко

Имена и фа­ми­лии ге­ро­ев дан­но­го эпи­зо­да несут на себе определённую смыс­ло­вую нагрузку. Как на­зы­ва­ют­ся такие имена и фамилии?

Пояснение.

Они на­зы­ва­ют­ся «говорящими». Дадим определение.

«Говорящие» фа­ми­лии - это фамилии, яв­ля­ю­щи­е­ся ча­стью ха­рак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жа ху­до­же­ствен­но­го произведения, подчёркивающие наи­бо­лее яркую черту ха­рак­те­ра персонажа.

Ответ: говорящие.

Ответ: го­во­ря­щие|го­во­ря­щиефа­ми­лии|го­во­ря­щаяфа­ми­лия

В приведённой сцене со­дер­жат­ся све­де­ния о персонажах, месте и вре­ме­ни действия, опи­са­ны обстоятельства, имев­шие место до его начала. Ука­жи­те этап в раз­ви­тии сюжета, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны на­зван­ные признаки.

Пояснение.

Данный этап на­зы­ва­ет­ся экспозицией. Дадим определение.

Экспозиция - это изоб­ра­же­ние об­ста­нов­ки дей­ствия и по­ло­же­ния дей­ству­ю­щих лиц до на­ча­ла са­мо­го дей­ствия - это за­вяз­ки и раз­ви­тия конфликта.

Ответ: экспозиция.

Ответ: экспозиция

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей са­ти­ри­че­ски отоб­ра­же­ны нравы дво­рян и что сбли­жа­ет их с пье­сой Д. И. Фонвизина?

Пояснение.

В семье Простаковой царит невежество, тунеядство и праздность. Простаковы-Скотинины думают только о наполнении собственного кошелька и собственного желудка, они не способны ни хозяйствовать, ни приносить пользу. Фонвизин высмеивает таких дворян, но смех его звучит сквозь слёзы, потому что государство в опасности от таких горе-правителей.

Сатирически изображается дворянство и в комедии Грибоедова «Горе от ума». В семье Фамусова все наперёд распланировано: женить дочь надо на богатом, неважно каково будет его внутреннее содержание, лишь бы капиталец был покрупнее. Сам Фамусов проповедует чинопочитание, невежество, далёк от нравственных и моральных ориентиров. Осуждая дочь за связь с Молчалиным, который по чину не вышел, сам не прочь поухлёстывать за служанкой Лизой.

Пустота духовная характеризует и столичное общество, собравшееся на вечере Анны Павловны Шерер. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой сравнивает дворянское общество с хорошо отлаженным механизмом, который, однако, работает впустую. Дворяне ничего не производят, ничего не создают, от праздности они потеряли своё человеческое начало.

Таким образом, для Фонвизина, Грибоедова и Толстого характерно общее отношение к правящему классу – такие люди не могут быть элитой общества, в их руках Россия в опасности.

Пояснение.

Проблеме воспитания в семье русского помещика посвящена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образованностью, держит в подчинении все свое семейство. Госпожа Простакова, же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах. Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего семейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

Какую оцен­ку даёт герой (а вме­сте с ним автор) сво­е­му поколению?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звёзды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажжённые, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонёк, зажжённый на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределённого, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлечённой мысли. И к чему это ведёт?.. В первой молодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Укажите главу ро­ма­на «Герой на­ше­го времени», из ко­то­рой взят дан­ный фрагмент.

Пояснение.

Данный фраг­мент взят из главы ро­ма­на «Герой на­ше­го времени», ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Фаталист».

Ответ: Фаталист.

Ответ: Фаталист

Назовите фа­ми­лию героя, раз­мыш­ле­ния ко­то­ро­го пе­ре­да­ны ав­то­ром в приведённом эпизоде.

Пояснение.

Фамилия этого героя Печорин.

Печорин Гри­го­рий Александрович — это глав­ный герой романа. Имен­но его Лер­мон­тов на­зы­ва­ет «героем на­ше­го времени».

Ответ: Печорин.

Ответ: Печорин

Фрагмент в ос­нов­ном пред­став­ля­ет собой развёрнутое рассуждение, об­ла­да­ю­щее внут­рен­ней ло­ги­кой и смыс­ло­вой законченностью. Как оно называется?

Пояснение.

Такое рас­суж­де­ние на­зы­ва­ет­ся монологом. Дадим определение.

Монолог - это вид ху­до­же­ствен­ной речи. Ис­поль­зу­ет­ся прак­ти­че­ски во всех ли­те­ра­тур­ных произведениях, это уни­вер­саль­ная ре­че­вая форма. В эпи­че­ских про­из­ве­де­ни­ях мо­но­лог - ос­но­ва ав­тор­ско­го повествования. Боль­шин­ство ли­ри­че­ских сти­хо­тво­ре­ний пред­став­ля­ют собой ли­ри­че­ские монологи. В пье­сах и в эпи­че­ских про­из­ве­де­ни­ях мо­но­ло­ги - форма вы­ска­зы­ва­ний персонажей.

Ответ: монолог.

Ответ: монолог|внутренниймонолог

Пояснение.

Такой тер­мин на­зы­ва­ет­ся пейзажем. Дадим определение.

Пейзаж - это изоб­ра­же­ние при­ро­ды в ли­те­ра­тур­ном произведении. Чаще всего пей­заж не­об­хо­дим для того, чтобы обо­зна­чить место и об­ста­нов­ку дей­ствия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, по­ме­щи­чья усадь­ба и т. д.)

Ответ: пейзаж.

Ответ: пейзаж

Пояснение.

Такой приём на­зы­ва­ет­ся сравнением. Дадим определение.

Сравнение - это сбли­же­ние двух пред­ме­тов или яв­ле­ний с целью по­яс­не­ния од­но­го из них при по­мо­щи другого.

Ответ: сравнение.

Ответ: сравнение

Какое ху­до­же­ствен­ное сред­ство ис­поль­зо­ва­но в речи героя, раз­мыш­ля­ю­ще­го о своей пер­вой молодости: «то мрачные , то радужные образы»?

Пояснение.

Антитеза - противопоставление: то мрачные, то радужные.

Ответ: антитеза.

Ответ: антитеза

Герой раз­мыш­ля­ет над «вечными» во­про­са­ми бытия, фор­му­ли­ру­ет об­ще­че­ло­ве­че­ские проблемы. К какой жан­ро­вой раз­но­вид­но­сти ро­ма­на от­но­сит­ся «Герой на­ше­го времени»?

Пояснение.

Фи­ло­соф­ский роман - ху­до­же­ствен­ное произведение, в сю­же­те или об­ра­зах ко­то­ро­го из­вест­ную роль иг­ра­ют фи­ло­соф­ские концепции.

Ответ: философский.

Ответ: философский|философская

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей пред­став­ле­ны противоречивые, мя­ту­щи­е­ся герои и что их сбли­жа­ет с ге­ро­ем лер­мон­тов­ско­го романа?

Пояснение.

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» размышляет о судьбах своего поколения, поколения эпохи «безвременья», жестокого подавления личности. В период гонений и преследования любого свободомыслия люди пассивно принимали общественные перемены, ни к чему не стремились, а просто плыли по течению, прожигая свою жизнь на светских балах и тратя ее на разные сомнительные развлечения. Однако всегда, во все времена жили бунтари, которые выступали против этого, хотя зачастую были обречены на одиночество. Таким является лермонтовский Печорин.

Терзаем противоречиями герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, который чувствуя в себе силы и желания послужить на благо Отечества, остаётся невостребованным обществом, гонимым людьми ничтожными, не способными к прогрессу.

Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы?

В начале 7-й главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы.

Автор сравнивает два типа писателей. Один из них возвы­шенный романтик, который проходит мимо «характеров скуч­ных, противных, поражающих печальною своею действитель­ностью» и никогда не изменяет «возвышенного строя своей лиры». Такой художник обласкан читающей публикой, ему принадлежит великая слава «всемирного поэта». Но не тако­ва участь писателя-реалиста, сатирика, дерзнувшего «вызвать наружу» «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опу­тавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Этот художник не получит все­мирного признания, публика не оценит по достоинству его творений, сочтет их «ничтожными и низкими». С горьким чув­ством размышляет автор о трагической судьбе реалиста-сатирика и его духовном одиночестве.

Безусловно, в этом лирическом отступлении Гоголь пишет о себе. Все эти принципы отображения действительности на­шли свое отражение в поэме «Мертвые души», в которой пи­сатель глубоко исследует характеры и стихию российской жизни. Авторская позиция Гоголя вполне определенна: под­черкивая типичность создаваемых образов, он глубоко и тон­ко исследует среду, их породившую. Писатель дает нам все подробности жизни персонажей, скрупулезно описывает ком­наты, вещи, бытовые детали. Так, например, он подробно ри­сует портрет Манилова, его поместье, пейзаж, обед, дает нам подробности его жизненного уклада. Все это помогает ему рас­крыть внутренний мир героя, наиболее полно обрисовать ха­рактер, воспроизвести тип праздного мечтателя, человека неопределенного, инертного. И так исследует автор практи­чески каждого из персонажей.

В определенной степени эти описания предопределены жанровым своеобразием произведения (Гоголь назвал «Мерт­вые души» поэмой, и эпичность стиля была отмечена многи­ми исследователями). Но важную роль играют и те принципы ре­ализма, которым следует автор. Поэму «Мертвые души» мы мо­жем считать реалистическим произведением, так как писатель следует в ней принципу историзма (предмет исследования - со­временная жизнь), типические характеры даны в типических обстоятельствах, также использованы определенные сред­ства сатирической типизации (обращение к прошлому ге­роя, авторские характеристики, гипербола и т.д.). Гипербола и гротеск - важнейший элемент стиля Н.В. Гоголя, зачастую со­здающий эффект «искривленной» реальности. Именно поэто­му некоторые исследователи называют его стиль «фантасти­ческим реализмом». Однако весьма ощутима в поэме «Мерт­вые души» и романтическая струя. Она пробивается в лиричес­ких отступлениях автора, его мыслях о будущем России.