Биография по датам. Основные даты жизни и творчества И.С

Тургенев Иван Сергеевич - Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Биография в датах и фактах

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Биография в датах и фактах

Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-
Реалист

9 ноября 1818 г. —

В
1827 г.
С 1838 по 1840 гг. , слушал в Берлинском университете. В Германии писатель сблизился с талантливыми молодыми представителями русской интеллигенции: Н. В. Станкевичем, впоследствии создавшим московский философский кружок, из которого вышло много выдающихся деятелей русской культуры, будущим революционером М. А. Бакуниным, а также будущим известным историком и кумиром московских студентов 1840-50-х гг. Т. Н. Грановским. По возвращении в Россию он поступил на службу в Министерство внутренних дел, но вскоре бросил ее, решив посвятить себя литературному творчеству.

1834 годом

В
1840-е гг.

1847 г.

В
1843 г.

1852 г. — появление сборника рассказов « », воспри-нятое не только как литературное, но и как общественно-культурное событие в жизни России.

1850-е гг. — период расцвета таланта писателя. В начале этого десятилетия были написаны повести «Дневник лишнего человека» (1850), «Затишье» (1854) и др., послужившие подступами к первому роману « » (1856). Очерченная в этом произведении модель любовных отношений получила дальнейшее развитие в повестях «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860) и «Вешние воды» (1872), образующих своеобразную трилогию о любви; а разработанная в «Рудине» тема идейно-духовных исканий интеллигенции была положена в основу романов «Дворянское гнездо» (1859) и «Накануне» (1860). Дискуссия по поводу последнего романа послужила причиной разрыва Тургенева с «Современником», с которым его связывали многолетние тесные отношения.

1862 г.

1867 г.

1877 г. — публикация романа « » еще более углубила непонимание между писателем и русской публикой.

1878 г.

Начало
1880-х гг.

3 сентября 1883 г.

иван сергеевич тургенев (1818-1883). биография в датах и фактах

Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-
Реалист , выполнявший миссию посредника между отечественной и западноевропейской культурами. Его проза, поднимавшая злободневные вопросы современной жизни и представлявшая галерею разнообразных человеческих типов, отражает исторический путь России 40-70-х годов ХIХ в., освещает идейно?духовные поиски русской интеллигенции и раскрывает глубинные черты национального характера.

Жизнь И. Тургенева в датах и фактах

9 ноября 1818 г. — Родился в Орле, в дворянской семье. Детские годы прошли в имении Спасское-Лутовиново, ставшем прообразом дворянского «родового гнезда», которое писатель впоследствии многократно воссоздавал в своих произведениях в качестве специфического явления русской культуры.

В
1827 г. Семья перебралась в Москву, где началось систематическое образование юного Тургенева. Пройдя подготовку в частных пансионах, он продолжил обучение в Московском и Петербургском университетах, а затем,
С 1838 по 1840 гг. , слушал лекции в Берлинском университете. В Германии писатель сблизился с талантливыми молодыми представителями русской интеллигенции: Н. В. Станкевичем, впоследствии создавшим московский философский кружок, из которого вышло много выдающихся деятелей русской культуры, будущим революционером М. А. Бакуниным, а также будущим известным историком и кумиром московских студентов 1840-50-х гг. Т. Н. Грановским. По возвращении в Россию он поступил на службу в Министерство внутренних дел, но вскоре бросил ее, решив посвятить себя литературному творчеству.

1834 годом Датируется первый большой литературный опыт И. Тургенева, поэма «Стено», не публиковавшаяся при жизни автора, но засвидетельствовавшая наличие у него литературных задатков.

В
1840-е гг. — выступает в печати как автор стихотворений, поэм, драм и первых повестей, одобренных публикой и литературной критикой. В числе тех, кто с энтузиазмом воспринял писателя, был В. Г. Белинский, оказавший значительное влияние на развитие таланта И. Тургенева.

1847 г. — в журнале «Современник» был опубликован рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», которому редакция предпослала подзаголовок «Из записок охотника». Этот рассказ имел ошеломительный успех.

В
1843 г. Состоялось знакомство Тургенева с певицей Полиной Виардо, которая стала любовью всей его жизни.

1852 г. — появление сборника рассказов «Записки охотника», воспри-нятое не только как литературное, но и как общественно-культурное событие в жизни России.

1850-е гг. — период расцвета таланта писателя. В начале этого десятилетия были написаны повести «Дневник лишнего человека» (1850), «Затишье» (1854) и др., послужившие подступами к первому роману «Рудин» (1856). Очерченная в этом произведении модель любовных отношений получила дальнейшее развитие в повестях «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860) и «Вешние воды» (1872), образующих своеобразную трилогию о любви; а разработанная в «Рудине» тема идейно-духовных исканий интеллигенции была положена в основу романов «Дворянское гнездо» (1859) и «Накануне» (1860). Дискуссия по поводу последнего романа послужила причиной разрыва Тургенева с «Современником», с которым его связывали многолетние тесные отношения.

1862 г. — вышел в свет роман «Отцы и дети», вызвавший ожесточенные споры представителей разных общественно-политических лагерей и течений. Оскорбленный бестактной полемикой Тургенев уехал за границу, где провел последние 20 лет своей жизни. Во Франции, где преимущественно жил писатель, он был принят в избранное литературное сообщество, к которому принадлежали В. Гюго, П. Мериме, Жорж Санд, Э. Гонкур, Э. Золя, Г. де Мопассан, Г. Флобер.

1867 г. — был написан роман «Дым», резко отличавшийся по настроениям от ранее созданных и отразивший крайне западнические взгляды писателя. В России это произведение было воспринято с раздражением.

1877 г. — публикация романа «Новь» еще более углубила непонимание между писателем и русской публикой.

1878 г. — вместе с В. Гюго И. Тургенев председательствовал на Международном литературном конгрессе в Париже.

Начало
1880-х гг. ознаменовалось появлением так называемых «таинственных» повестей — «П
еснь торжествующей любви» (1881) и «Клара Милич» (1882), а также сборника «Стихотворения в прозе» (1877-1882), ставшего лебединой песней писателя.

3 сентября 1883 г. — вследствие тяжелой болезни Тургенев умер в Буживале на юге Франции. Похоронили писателя на Волковом кладбище в Петербурге.

Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты.

Личности и творчеству Федора Михайловича Достоевского посвящено бесконечное множество всевозможных исследований, которое с каждым годом пополняется все новыми работами. Им несть числа, ибо бесконечен Достоевский, беспределен и его художественный мир. «Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чуждой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, - и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным». (Стефан Цвейг).

И все же есть несколько строк, которые смогут объяснить судьбу Достоевского гораздо полнее даже самой обстоятельной его биографии. Строки эти принадлежат другому большому художнику и посвящены еще одному Поэту: «… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; и мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказания мира Нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Книга Пророка Исайи. Гл. 53: 2-5).

Достоевский не производил никакого внешнего впечатления. Он был незаметен, невзрачен и угрюм. Н. Н. Страхов отмечал, что Достоевский, «несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза, имел вид совершенно солдатский, то есть простонародные черты лица». По свидетельству В. В. Тимофеевой, «это был очень бледный - землистой, болезненной бледностью - немолодой, очень усталый или больной человек, с мрачным, изнуренным лицом, покрытым, как сеткой, какими-то необыкновенно выразительными тенями от напряженно сдержанного движения мускулов».

Подобным образом описывали Достоевского и другие современники: «Он вспоминается мне невысоким, тщедушным, с лицом бледным, напряженно-сосредоточенным и неприветливым, с живыми, проницательными, чернеющими, как угольки, глазами; все обличье его являло что-то нервное и болезненное.

Рядом с красивым, величавым старцем Тургеневым Достоевский казался маленьким и невзрачным». (Граф Д. Олсуфьев). «На эстраду вышел небольшой сухонький мужичок, мужичок захудалый, из захудалой белорусской деревушки. Мужичок зачем-то был наряжен в длинный черный сюртук. Сильно поредевшие, но не поседевшие волосы аккуратно причесаны над высоким выпуклым лбом. Жиденькая бородка, жиденькие усы, сухое угловатое лицо». (В. А. Поссе).

Незначительная и даже отталкивающая внешность Достоевского усугублялась его не всегда понятным современникам болезненным поведением. Внутренние мотивы его «эксцентрических» поступков никому не были интересны; все отмечали лишь их внешний «взрывной» эффект, который очень скоро принес ему сомнительную славу безумца и юродивого.

Как только не называли его современники: «больной», «сумасшедший», «злобный», «одичавшая собака», «юродивый мистик». Характерно, что некоторые из подобных характеристик относятся и ко времени общественного признания Достоевского. Когда одни называли его пророком, другие восклицали с недоумением: «Достоевский - совсем сумасшедший. Бог знает какой мистицизм несет».

На всем протяжении своего творческого пути Достоевскому приходилось слышать критические отзывы, напрочь отрицавшие его талант. С его восприимчивостью больно было прочесть, что его произведения - это «бред юродивого мистика». Но еще больней было знать, что подобные оценки его творчества принадлежат и его бывшим друзьям, некогда признавшим его талант, его судьбу. Простоватый И. И. Панаев никогда не был разборчив в формулировках и разил наверняка: «…Кумирчик наш стал совсем заговариваться и вскоре был низвергнут нами с пьедестала и совсем забыт. Бедный!.. мы погубили его, мы сделали его смешным». Н. А. Некрасов искренне был уверен: «Достоевский вышел весь. Ему не написать больше ничего значительного».

Достоевского не сломали подобные отзывы, насмешки и оскорбления заклятых «друзей» и оппонентов. Как не сломали его каторга, многочисленные лишения и болезни. Более того, он неоднократно признавался в том, что его творчество неотделимо от его страданий, что именно им он обязан своими прозрениями. Характерно, что его morbus sacer никогда не подвергалась лечению; он не скрывал, а культивировал ее.

Что же помогло ему выстоять там, где ломались его более здоровые и менее восприимчивые современники (как, например, С. Ф. Дуров, вышедший из «мертвого дома» вместе с ним, но не возрожденным, а конченым человеком)?

Чувство пророческой судьбы. Это чувство зародилось в его душе довольно рано. В черновых набросках к «Житию великого грешника» он признавался: «Опасная и чрезвычайная мысль, что он будущий человек необыкновенный, охватила его еще в детстве». Подтачиваемое неизбежными сомнениями это чувство окончательно укоренилось в нем во время его блистательного литературного дебюта и более не покидало его никогда. Оно помогло выжить в каторге, безропотно сносить многочисленные страдания и, главное, постоянно стремиться к высшим достижениям, к выражению своих идеалов.

Он дорожил своим чувством пророческой судьбы. Достоевский боялся признаться в нем окружающим - давали о себе знать глубокие душевные раны, нанесенные ему «друзьями» времен его дебюта, - но выражать его скрыто посредством чтения чужих текстов он мог себе позволить. Он часто декламировал вдохновенного пушкинского «Пророка» и любил читать волнующие строки Огарева:

Порой среди ночного бденья,
Глухого полный вдохновенья,
Я в старой Библии гадал
И только жаждал и мечтал,
Чтоб вышли мне по воле рока -
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка.

Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты. «Тургенев … бросился меня обнимать со слезами, Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. «Вы гений, вы более чем гений!» - говорили они мне оба». Очарование пушкинской речи, впрочем, очень скоро рассеялось и уступило место потоку новых критических уколов в адрес Достоевского.

И только похороны писателя стали подлинным общенациональным признанием его пророческой стези. Они удивили многих: и соратников, и противников. «Похороны талантливого писателя как-то неожиданно превратились в похороны пророка», - недоумевал их очевидец В. К. Петерсен.

Посмертная мировая слава Достоевского лишь утвердила за ним право называться пророком, выразителем общечеловеческой боли, призванного не «судить Божью тварь», а свидетельствовать о человеке перед Богом, способного за человеческими страстями видеть страстотерпие. Знаменательно, что позднее, размышляя над судьбой Достоевского, Томас Манн выразил значение этой судьбы словами, смысл которых удивительно напоминал известное высказывание Исайи о пророческой стезе.

Он отмечал, что гений Достоевского теснейшим образом связан с его болезнью: «… его психологическое ясновидение, его знание душевного мира преступника, того, что Апокалипсис называет «сатанинскими глубинами», и прежде всего его способность создать ощущение некой таинственной вины, которая как бы является фоном существования его порою чудовищных персонажей, - все это непосредственным образом связано с его недугом… Болезнь!..

Целая орда, целое поколение восприимчивых и несокрушимо здоровых юнцов набрасывается на создание больного гения, того, чья болезнь переросла в гениальность, восхищается им, восхваляет его, уносит с собой, делает достоянием культуры, которая жива не единым домашним хлебом здоровья.

И все они будут клясться именем великого безумца, они, которые теперь благодаря его безумию уже избавлены от необходимости быть безумными. Они, цветущие здоровьем, будут питаться его безумием, и в них он будет здоровым. Другими словами: иные взлеты души и познания невозможны без болезни, безумия, духовного «преступления», и великие безумцы суть жертвы человечества, распятые во имя его возвышения, роста его чувств и познаний, короче говоря - во имя высшего его здоровья».

Но еще более характерно свидетельство о Достоевском как о Христовом пророке, принадлежащее такому отчаянному богоборцу, каким был Фридрих Ницше. Последний сравнивал художественный мир Достоевского с миром Евангелий, и отмечал, что в новое время Христос возможен только в мире Достоевского. В черновом отрывке к своему эссе «Der Antichrist», озаглавленном «Иисус: Достоевский» он высказался не без потаенной боли: «Я знаю только одного психолога, который жил в мире, где возможно христианство, где Христос может возникать ежемгновенно… Это Достоевский».

1818 , 28 октября (9 ноября) – родился в Орле в дворянской семье. Детство прошло в родовом поместье матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии.

1822–1823 – заграничная поездка всей семьи Тургеневых по маршруту: с. Спасское, Москва, Петербург, Нарва, Рига, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Карлсбад, Аугсбург, Констанц, ... Киев, Орел, Мценск. В Париже Тургеневы прожили полгода.

1827 – Тургеневы переезжают в Москву, где приобретают дом на Самотеке. Ивана Тургенева помещают в пансион Вейденгаммера, где он пробыл около двух лет.

1829 , август – Ивана и Николая Тургенева помещают в пансион Армянского Института.
ноябрь – Иван Тургенев выходит из пансиона и продолжает учебную подготовку с домашними учителями - Погореловым, Дубенским, Клюшниковым.

1833–1837 – учеба в Московском (словесный факультет) и Петербургском (филологическое отделение философского факультета) университетах.

1834 , декабрь – заканчивает работу над поэмой «Стено».

1836 , 19 апреля (1 мая) – присутствует на первом представлении «Ревизора» в Петербурге.
Конец года – представляет на рассмотрение П. А. Плетнева поэму «Стено». После снисходительного отзыва дает ему еще несколько стихотворений.

1837 – посылает А. В. Никитенко свои литературные работы: «Стено», «Повесть старика», «Наш век». Сообщает, что у него имеются три законченные маленькие поэмы: «Штиль на море», «Фантасмагория в летнюю ночь», «Сон» и около ста мелких стихотворений.

1838 , начало апреля – выходит кн. I «Современника», в ней: стихотворение «Вечер» (подпись: «---в»).
15 (27) мая – выехал за границу на пароходе «Николай». На том же пароходе выехала Э.Тютчева, первая жена поэта Ф.И.Тютчева , П. А. Вяземский и Д. Розен.
Начало октября – выходит кн. 4 «Современника», в ней: стихотворение «К Венере Медицейской» (подпись «---въ»).

1838–1841 – обучение в Берлинском университете.

1883 , 22 августа (3 сентября) – умер в Буживале под Парижем, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Представленный материал является сборником важных дат биографии Есенина.

Удобная как для академического исследования, так и для пополнения личного багажа знаний, биография Есенина в таблице станет незаменимым помощником каждому любителю русской поэзии.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подталкнула его к написанию первых стихотворений.

1904 – Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.

1912 – Есенин переехал в Москву.

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

1913, осень – Знакомство с Анной Романовной Изрядновой.

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря».

1914, 21 декабря – Рождение первого сына Сергея Есенина Юрия , который был расстрелян в 1937 году.

1914 – Первая публикация стихотворений в газете "Новь" и журналах "Парус", "Заря".

1915, весна – молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград, где знакомится с Н.А. Клюевым, З.Н.Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным.

1916 – Первый сборник стихов "Радуница".

1916 январь – Есенин призывается в армию. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помагает ему избежать фронта.

1917, весна – Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх. А в июле того же года они обвенчались.

С 1917 по 1921 год Сергей Александрович Есенин был женат на актрисе Зинаиде Николаевне Райх. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин.

Уже в апреле 1918 года Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, котора к тому времени стала литературным центром.

В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.

1918 – В Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", затем "Преображение".

1919 – Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов.

1920 – Знакомство с Надеждой Вольпин. Во время совместного проживания с переводчицей Надеждой Вольпин у Сергея Есенина родился сын Александр.

1920 – Поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".

1920 – Выходит сборник стихов "Москва кабацкая".

В 1921 году поэт отправился в путешествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.

1922 – Есенин женился на известной американской танцовщицей Айседоре Дункан.

1922-1923 – Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США. В газете "Известия" были опубликованы записи С. А. Есенина об Америке «Железный Миргород».

1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.

1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.

1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.

1760 (?)

1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».

1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.

Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.

Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».

1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».

1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».

1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».

1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».

1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».

1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.

1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.

1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.

1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.

1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».

1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.

1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.

1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.

Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.

1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».

1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.

1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.

1786 - создание повести «Каллисфен».

Июнь - путешествие в Австрию.

1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».

Август - возвращение в Россию.

1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».

1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.

1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.

1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.