Эпиграф к отцам и детям тургенева. Урок"подготовка к написанию сочинения по роману "отцы и дети"

Почему Герасим повиновался барыне. Поединок в душе Герасима. Стал бегать, искать, кликать. Герасим везет воду. Обучать элементам характеристики главного героя. Муму в гостиной барыни. Иван Сергеевич Тургенев. Черты характера. Герасим около дома барыни. Герасим и Татьяна. План характеристики героя. Герасим и дворня. Выставка рисунков. Победа или поражение Герасима.

«Отцы и дети» - Роман в оценке Писарева. Взгляд Д. Минаева. Человек без самолюбия ничтожен. Взгляды Базарова-нигилиста. Нигилист. Уход из "Современника". Отцы и дети. Николай Добролюбов. Определите сильные и слабые стороны нигилизма. Жалок тот, кто живет без идеала. В дрожь бросало Тургенева от таких "откровений". Народничество. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Базаров - герой своего времени. Рассудочная теория.

«Книга «Ася»» - И.С.Тургенев. Любовь. Эпиграф к уроку. Знакомо ли вам имя И.С.Тургенева. Человек высокоразвитый. Тургеневские герои. Тургенев. Дворянское воспитание. Повесть «Ася» заставляет задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений. Повесть «Ася». Жизнь Тургенева.

«Темы «Стихотворений в прозе» Тургенева» - Цикл, объединённый общей тональностью. Стихотворения в прозе. Иван Сергеевич Тургенев «Стихотворения в прозе». Полина Виардо. Иллюстрация к стихотворению «Порог». Творчество И.С.Тургенева. Лаконизм и свобода. Буживаль. К уроку литературы. Иллюстрация к стихотворению «Старик». Стихотворения. Иван Сергеевич Тургенев. Темы стихотворений. Мысли и чувства.

«Записки охотника» - М.Е. Салтыков -Щедрин. Прелюбопытные крестьянские типы привлекли внимание автора в маленьком селе Колотовка. Рассказы, очерки, зарисовки, новеллы, объединены общим героем-автором. И.С. Тургенев сожалеет о бессмысленно загубленном таланте. Основной прием - антитеза. Спор двух Россий: официальная, крепостная, и народно-крестьянская, поэтическая. «Записки охотника» 1852г. Обилие многоточий указывает на протяженность во времени нарисованных картин, на эпизодичность и одновременно на вечность происходящего.

«И.С.Тургенев «Бирюк»» - И. С. Тургенев «Бирюк». Пейзаж. Комплексный анализ прозаического текста. Викторина. Сюжет и фабула. Композиция. Урок литературы. Конфликт. Портрет героя. Интерьер. Иван Сергеевич Тургенев.

«Роман Отцы и дети Тургенева» - На какие круги русского общества возлагает надежды Евгений Базаров: Кому из героев романа соответствуют характеристики: 1. Аркадий Кирсанов 2. Н.П.Кирсанов 3. Е.В.Базаров 4. П.П.Кирсанов. Найдите соответствие героев романа социальному положению: Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»: Создавая роман, И.С.Тургенев широко использует приём антитезы.

«Ася» - Что скрывается под термином «тургеневская девушка». Чтение поэмы Гёте. В воображении Аси возвышенные человеческие стремления. Образы героинь Тургенева. Злой рок. Образ Аси бесконечно расширяется. Тургеневская девушка. Ася много читает. Герою требовалась решительность. Незаконнорожденность Аси. Цельное представление о характере Аси.

«Муму урок» - Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Ход урока I. Вступительное слово учителя (целеполагание) II. Герасим глядел, да как засмеется вдруг… Обобщение по уроку. Накапливаем опыт и… положительные эмоции! И.С. Тургенев. Барыня. (комментирование текста и рисунков). Итог работы – соотнесение словесного портрета с собственным рисунком.

«Тургенев «Стихотворения в прозе»» - Стихотворение «Как хороши, как свежи были розы…». Стихотворение «Русский язык». Творчество И.С.Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев. Особенности жанра стихотворений в прозе. Небольшой объём. Анализ. Стихотворение было написано в 1882 году. И.С.Тургенев. Стихотворение «Воробей». Стихотворение. Исторический комментарий.

«Базаров и Кирсанов» - Тест по роману И.С.Тургенева. Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших. Отцы и дети. История жизни Павла Петровича. Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым. Задание по тексту. Воспитание. Основные линии спора. Нигилизм. П.П. Кирсанов. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. Споры героев романа «Отцы и дети».

«Повесть Ася Тургенев» - ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ произведение «Ася». Неповторимы образы пушкинских героинь, женские образы, запечатленные на страницах произведений Лермонтова, Островского и других писателей. Задача: Охарактеризовать тип «тургеневской девушки.». Цель: Познакомиться с типом «тургеневской девушки.». И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района

«Кузьмищенская средняя общеобразовательная школа»

Костромской области

Конспект

урока литературы

в 10 классе

по теме

«

И. С. Тургенева

"Отцы и дети"

учителя русского языка и литературы

Марковой Татьяны Александровны .

2017 год

Тема занятия : Урок-подготовка к написанию сочинения по роману

И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Цель занятия: формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения .

Задачи занятия.

Образовательные:

Учить устанавливать связи между частями сочинения;

Учить различать главную и второстепенную информации.

Развивающие:

Повторить материал о структуре сочинения;

Повторить информацию о теме и основной мысли текста;

Формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;

Развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;

Обогащать словарный запас обучающихся;

Совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

Совершенствовать умение логически мыслить;

Формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.

Воспитательные:

Формировать интерес к чтению художественной литературы;

Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

Воспитывать ответственное отношение к учёбе;

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников.

Место проведения занятия: кабинет русского языка и литературы

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия:

Мультимедийное оборудование для показа сопровождающей урок презентации;

Карточный материал (см.приложение)

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

- В.Н. Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;

Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М., «Просвещение», 1977;

- «Раздумье перед сочинением». Ю.А. Озерова. М., «Высшая школа», 1990;

Тип занятия: урок развития речи

Методы:

По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично поисковый;

По степени активности учащихся: продуктивный творческий;

По источнику знаний: словесный, практический, наглядный;

По организации деятельности: индивидуальный, фронтальный, групповой.

Оформление доски: записи по ходу урока

Ход урока .

1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.

Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургенева «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

« Аукцион тем» (опрос домашнего задания).

Учитель : Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Темы, сформулированные и представленные вами, помогут нам понять это.

Ученики представляют и защищают темы сочинений, которые самостоятельно составили дома, обосновывают свой выбор.

3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»

3.1Осмысление темы, подбор эпиграфа, составление плана.

Работа в группах.

а) Определим основное направление рассуждения

Геро́й (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») - человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного произведения
Тема сочинения и эпиграф.
Философский смысл пейзажа в романе «Отцы и дети» .
Природу надобно представлять себе, по аналогии с человеком, ищущей и заблуждающейся, доброй и злой, - борющейся и становящейся выше себя. (Фр. Ницше)
Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем.
...Это - не диспуты, а живые, страстные, драматические споры, где каждое действующее лицо высказывает себя, как человека и характер, отстаивает, так сказать, свое нравственное существование. (В. Г. Белинский)
Смысл эпилога в романе «Отцы и дети» .
Спешим, хлопочем, бьемся - жизнь проходит... Покинем этот мир, а жизнь идет... (А. Ю. Линдберг)
Почему И. С. Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» смертью Базарова?
Для смертного сна
Никто не стар! (М. И. Цветаева)
Почему Д. И. Писарев назвал смерть Базарова подвигом?
Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс. (Д. И. Писарев)
«Отцы» и «дети» в романе И. С. Тургенева.
Декабристы - наши великие отцы, Базаровы - наши блудные дети. (А. И. Герцен)
Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» .
Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения. (И. М. Сеченов)
Нигилизм Базарова: «за» и «против» .
...Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером... (И. С. Тургенев)
Молодое поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» .
Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, а сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда. (Д. И. Писарев)
Каковы взгляды Базарова на природу, искусство и общество?
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (И. С. Тургенев)
Какие проблемы романа «Отцы и дети» можно считать вечными?
...У Базарова нет друга, потому что он не встречал еще человека, «который бы не спасовал перед ним»... (Д. И. Писарев)
Как раскрывается в романе «Отцы и дети» авторское отношение к героям?
Тургенев, как нервная женщина, как растение «не тронь меня» , сжимается болезненно от самого легкого соприкосновения с букетом базаровщины. (Д. И. Писарев)
Как композиция романа «Отцы и дети» позволяет понять его художественный смысл?
...Тургенев может возбудить недоумение в той части публики, которая не привыкла трудом собственной мысли дополнять то, что не договорено или не дорисовано в произведении писателя. (Д. И. Писарев)
Как и почему меняется Базаров на протяжении романа?
...Умирающий Базаров, распустивший свою натуру, давший себе полную волю, возбуждает больше сочувствия, чем тот же Назаров, когда он холодным рассудком контролирует каждое свое движение и постоянно ловит себя на романтических поползновениях. (Д. И. Писарев)
Братья Кирсановы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся. (Ф. де Ларошфуко)
«Болезнь века» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» .
Характер эпохи заключается в ее практическом направлении. (Д. И. Писарев)
Базаров в «испытании любовью». Базаров и Одинцова.
Есть встречи, есть чувства, когда делается сразу все и продолжения не нужно. Продолжать, ведь это - проверять. (М. И. Цветаева)

Вглядывайтесь времени в лицо.

Радуйтесь: оно не так уж плохо —

Дети не похожи на отцов,

Но зато похожи на эпоху.

А. Коваль-Волков

Страницы тургеневского романа насыщены жгучей полемикой, отражающей борьбу между либералами и демократами. Не принимая крайностей нигилизма, Тургенев любил революционную молодежь и показал ее духовное превосходство над отцами.

Но роман все-таки назван «Отцы и дети», и семейная тема придает конфликту особую глубину. Родители всегда желают детям счастья, хотят, чтобы они шли дальше, достигали большего, но при этом не забывали лучших традиций прошло-го. Культурная преемственность при смене поколений не позволит разорвать «связь времен». Так уж устроен этот мир, что «старость» и «молодость» взаимно уравно-вешивают друг друга.

Так думал и Николай Петрович Кирсанов, встречая сына после долгой разлуки. Ему очень хотелось быть не просто отцом, а товарищем, другом, наставником. Но наставник у Аркадия уже был. Николай Петрович сразу понял, что сын «поет с чужого голоса», когда после восторженных слов Аркадий, бросив взгляд на База-рова, вдруг совершенно другим тоном произносит: «Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился». Нигилизм Аркадия — это всего лишь юношеский задор, стремление казаться старше и умнее. Отец и сын радуются весне, но каждый по- своему. Николай Петрович декламирует пушкинские стихи:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна, пора любви!

Аркадий удивленно и сочувственно смотрит на отца. Но это разногласие чисто возрастное. От него никуда не денешься. В разговоре же о Фенечке сын проявляет излишнюю развязность. «Что-то кольнуло... в сердце» Николая Петровича, «но он тут же обвинил себя». Отцовская любовь — это всегда самопожертвование и про-щение.

Подлинный конфликт возникает в Марьино между дядей Аркадия и Базаровым. Родственные узы их не связывают; они представители не только разных поколений, но и разных сословий. Поэтому только с натяжкой можно говорить здесь о духовном конфликте «отцов» и «детей».

Базаров осуждает в Павле Петровиче «аристократа»: его заносчивую праздность, подчеркнутую накрахмаленными воротничками, длинными ногтями, светскими манерами. Выступая в защиту своего дяди, Аркадий рассказывает историю его жизни, но она вызывает у Базарова лишь скептическую усмешку: «Пойдем лучше жука смотреть». Аркадия это обижает: для него дядя не «архаическое явление», а человек неглупый, обладающий «предобрым сердцем», человек «глубоко несчас-тный», которого «презирать грешно».

Но прав все-таки Базаров. Выйдя в отставку и предавшись любовным пережи-ваниям, Кирсанов не подозревал, что это была «отставка» и от жизни. Вспомним Грибоедова: «Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...» Современники Чац-кого тоже добровольно оставляли службу, но для этого, однако, были иные причи-ны — гражданские. А Павел Петрович вот уже десять лет живет в деревне. За эти годы многое изменилось в России. Пришли «новые люди» с горячим желанием дела. А Павел Петрович? Он пытается разгадать в Фенечке то неуловимое сходство, ко-торое сближает ее с незабвенной княгиней Р. Судьба разоренной деревни волнует его меньше, быть может, даже и вовсе не волнует.

В споре Кирсанова с Базаровым затронуты все основные философские и соци-ально-экономические вопросы, разделившие русское общество на два враждебных лагеря. Базаров побеждает легко и небрежно. Его интеллект чрезвычайно высок. Не со всеми положениями Базарова можно согласиться, но личность он необыкно-венная.

Можно ли согласиться с утверждением Базарова, что он сам себя воспитал? Только отчасти. Кое-что он почерпнул и от родителей. Простые и добрые люди, обожаю-щие своего сына, они были очень бедны и не слишком духовно богаты. «Арина Власьевна... знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и про-стой народ, который должен служить».

Василий Иванович служил «штаб-лекарем» в тех войсках, которые прославили себя во время Отечественной войны 1812 года. Некоторых декабристов он знал по службе в армии, уважение к ним сохранил до сих пор. А главное, он истинный труженик: «сам каждое деревце сажал», встает рано и трудится целый день, не забывает и врачебной практики. Материал с сайта

Базаров любит своих родителей, но ведет себя с ними слишком сухо и сурово. Полная противоположность ему — Аркадий Кирсанов, питомец дворянского гнез-да, связанный с отцом и дядей нитями глубокой привязанности, принимающий самое живое участие во всем, что волнует отца. Базаров же боится «рассиропиться». Прощаясь с Аркадием, он говорит ему: «Есть, Аркадий, у меня другие слова, толь-ко я их не выскажу, потому что это романтизм, — это значит: рассиропиться». Ис-кусственно сухой язык Базарова обманчив. Недаром Тургенев сказал, что потра-тил на своего героя лучшие краски. Эти краски особенно чувствуются там, где сквозь напускную суровость нигилиста проглядывает нежная, романтическая душа База-рова. «Другие слова» — это другой Базаров, великодушный, сердечный, особенно по отношению к родителям. В дни болезни, на краю неминуемой гибели он дает выход лучшим своим чувствам. Отца называет то нежно и трогательно — «старина», то шутливо и любовно — «Василий Иваныч», то возвышенно и торжественно — «мой отец». Перед смертью Базаров просит Одинцову приласкать его родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»

Читаешь Тургенева и чувствуешь, как сердце становится добрее, а душа чище. И думаешь: не нужны никакие конфликты между отцами и детьми. Нужна только любовь, большая, всепоглощающая, помогающая нам жить.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эссе пушкин как духовный наставник поколений
  • цитаты про конфликт отцов и детей экзюпери
  • Духовный конфликт поколений.
  • базаров нигилист духовный конфликт
  • конфликт отцов и детей в романе тургенева отцы и дети