План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Тема урока: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Конспект урока "Кольчатые черви


Общая характеристика

кольчатое (сегментированное)

с числом сегментов от нескольких десятков до нескольких сотен


Общая характеристика

На каждом сегменте – Параподии –

мускулистые выросты на теле многощетинковых червей, расположенные попарно на каждом сегменте туловища и необходимые главным образом в качестве органов движения


Общая характеристика

В настоящее время известно около 9000 видов

Делятся на 3 класса:

  • Многощетинковые
  • Малощетинковые
  • Пиявки

Многообразие кольчатых червей

Класс Многощетинковые

  • Морские виды.
  • Имеют голову с щупальцами, парой усиков, две пары глаз.
  • На каждом сегменте имеют параподии со щетинками.
  • Имеют жабры.
  • Раздельнополые.

Пескожил


Многообразие кольчатых червей

МОРСКОЙ ПЕСКОЖИЛ

Крупные черви длиной до 20 см, обитающие в U-образных норках, которые роют в илисто-песчаном грунте. Питаются, пропуская через кишечник донный осадок.


Многообразие кольчатых червей

Крупные черви Длина тела половозрелой особи обычно составляет от 4 до 10 см, но может доходить до 90 см.


Многообразие кольчатых червей

Живут в расщелинах коралловых рифов. Взрослые особи - до 45 см в длину и при рассмотрении под водой напоминают спагетти.

Многообразие кольчатых червей

Пурпурный австралийский червь

Данный кольчатый червь может достигать 3 метров в длину (толщина при этом около 2,5 см).

Червь обитает в тропических водах Индийского и Тихого океанов от Восточной Африки до Индонезии, Филиппинских островов и даже Японии.

Обитает на дне, обычно на глубине от 6 до 40 м, преимущественно на коралловых склонах и неглубоких лагунах.

Палоло периодически массами появляется в некоторых местах в океане, который в это время буквально кишит ими. Так, атлантический палоло (Eunice fucata), за три дня до последней четверти луны, в июне - июле, массово всплывает на поверхность моря около Флориды и близлежащих островов. ана - включая Вануату и Самоа - использует репродуктивные части палоло как источник пищи (подобно тому, как население Евразии - икру и молоки некоторых видов рыб). Во время их непродолжительного ежегодного появления при последней четверти луны в октябре-ноябре, черви с энтузиазмом вылавливаются сетями: их едят как сырыми, так и готовят разнообразными способами, заготавливают впрок. Это событие настолько важно для жителей Торреса и других коралловых островов Вануату, что оно указано в их лунном календаре.


Многообразие кольчатых червей

Класс Малощетинковые

  • Почвенные.
  • Голова не обособлена.
  • Органы чувств слабо развиты.
  • Параподий нет, мало щетинок.
  • Гермафродиты.
  • Представители: Дождевой червь, Трубочник

Дождевой

Трубочник


Многообразие кольчатых червей

АВСРАЛИЙСКИЙ ЗЕМЛЯНОЙ ЧЕРВЬ

самое крупное из всех известных подземных беспозвоночных в мире. Жители Австралии очень почитают своих необычных соседей. В их честь даже учредили ежегодный международный фестиваль «Кармаи» (название червя на наречии местных аборигенов).


Значение

Перемешивают гумус, способствуют разложению опада, обеспечиваю доступ в почву кислорода

Кормовая база для плотоядных животных

Многообразие кольчатых червей

Медицинская

пиявка

Ложноконская

пиявка


Значение

Пиявки вырабатывают гирудин, препятствующий свертыванию крови и способствующий рассасыванию тромбов.

Использование в медицине.


Тема: Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые, Малощетинковые и Пиявки.

Обучающая – познакомиться с многообразием видов и классов кольчатых червей; доказать приспособленность к среде обитания представителей разных классов; рассмотреть различные экологические группы кольчатых червей;

Развивающая – продолжить формирование умений обосновывать, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Воспитательная – воспитание положительной мотивации обучения

Тип урока: комбинированный

Вид урока : смешанный

Методы : словесный: беседа, объяснение

Наглядный: демонстрация пособий

Оборудование: т. Тип плоские черви, Тип кольчатые черви, Тип круглые черви.

Ход урока:

  1. Орг. момент (3 мин)
  2. Актуализация знаний (7-10 мин)

Фронтальный опрос:

1.В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

4. Тип Кольчатые черви включает классы…

6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

  1. Изучение нового материала (20-25 мин)

На предыдущем уроке мы выяснили, что кольчатые черви в эволюционном плане более продвинутые животные, чем плоские и круглые черви. Тело их сегментировано, имеется кожно-мускульный мешок с расположенными в нём внутренними органами. И именно у кольчатых червей впервые появляется кровеносная система замкнутого типа. Класс, сколько видов кольчатых червей известно на сегодняшний день? (9 тысяч видов).

Тип Кольчатые черви объединяет несколько классов, из них три основных – Многощетинковые , Малощетинковые и Пиявки .

Сравнительная характеристика различных классов кольчатых червей.

Работая с текстом учебника на страницах 129-131, таблицами и рисунками в учебнике, давайте совместно заполним следующую таблицу (шапка таблицы на доске)

Черты строения

Класс Многощетинковые

Класс Малощетинковые

Класс Пиявки

1. Среда обитания

морские и пресные водоёмы

морские и пресные водоёмы

2. Форма тела

длинная цилиндрическая

длинная цилиндрическая

вытянутая уплощённая в спинно-брюшном направлении.

3. Обособленность головы

чётко обособлена

чётко обособлена

слабо обособлена

4. Наличие придатков (параподий, щетинок и жабр)

многочисленны

немногочисленны

отсутствуют

5. Газообмен

через поверхность параподий, имеющих разветвлённую сеть кровеносных сосудов

всей поверхностью тела путём диффузии

6. Размножение




раздельнополые, гонады находятся по всему телу, оплодотворение наружное

гермафродиты, гонады находятся в нескольких сегментах, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в кокон

гермафродиты, гонады находятся в очень небольшом числе сегментов, копуляция и перекрёстное оплодотворение, яйца откладываются в кокон

8. Представители

нереида, лепидонотус, палоло, пескожил, спирорбис, серпула

трубочники, дождевые черви, земляной червь

рыбья пиявка, ложноконская пиявка, лошадиная пиявка, медицинская пиявка

Найдите в тексте ответ на вопрос: Каково медицинское значение пиявок? (Используются в медицинской практике при лечении гипертонической болезни и атеросклероза).

  1. Закрепление знаний

Групповой метод создание творческого проекта. Ребятам предлагается из подручных материалов сделать одного представителя из каждого класса и обобщить знания об изученном классе кольчатых червей.

Класс делится на группы по 4 человека.

Группам раздается (листА4 или катронА4)

1 - цветная бумага, ножницы, клей

2- фломастеры, карандаши

Урок № 10

Тема: Многообразие кольчатых червей.

Тип урока: изучение и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированная.

В процессе обучения использовались следующие приемы и методы:


  • Методы диалога и полилога

  • Рефлексивные приемы

  • Приемы создания ситуаций успеха и индивидуального выбора

  • Методы самодиагностики

  • Словесный метод (беседа с элементами самостоятельной работы)

  • Наглядно-образный метод (мультимедийная презентация)

  • Частично-поисковый метод (решение проблемных вопросов,)

  • Работа с учебником, дополнительной литературой (помогает определить правильность ответов и выводов, используется как источник новой информации).
Формы работы учащихся:

*индивидуальная (отрабатываются умения анализировать, высказывать свою точку зрения)

*работа в группах (отрабатываются умения общения и умения совместной работы)

*фронтальная

Планируемые результаты: учащиеся узнают о многообразии кольчатых червей, особенностях их строения и приспособленности к жизни в различных средах обитания, их роли в природе.

^ Цели урока:


  1. Предметные: Расширить и закрепить знания об особенностях строения, жизнедеятельности разных классов кольчатых червей, связанные со средой их обитания; выявить более сложное строение по сравнению с изученными типами червей; показать их роль в природе и практическое значение для человека.

  2. Личностные: Развивать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при групповой работе; содействовать формированию интереса к предмету; содействовать развитию личностных качеств: ответственности, целеустремленности.

  3. Метапредметные: Уметь определять понятия: вторичная полость (целом), паренхима, параподии, диапауза, анабиоз, герудин, полихеты, пиявки. Устанавливать аналогии при сравнении плоских, круглых и кольчатых типов червей; устанавливать причино-следственные связи: среда обитания и приспособленность к жизни. Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в группах, аргументировать и отстаивать свое мнение., развивать межпредметные связи с географией, показывать на физической карте мира места распространения полихетов.
Оборудование:

Для учителя: проектор, презентация « Многообразие кольчатых червей», таблица « Тип круглые черви» ,»Физич. Карта мира»

Для ученика: листы для индивидуальной работы (со схемами внутреннее строение дождевого червя, таблицы сравнения, проверочный тест « Тип плоские, круглые и кольчатые черви».

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Ребята сегодня у нас немного необычны урок, присутствует много гостей, я попрошу не волноваться и настроится на работу. Слайд №1

Слайд №2- 3Есть красота, которую не увидеть просто невозможно. Это и тенистый лес, и красочный луг с ароматом цветов. Среди этих красот встречаются удивительные животные, покоряющие наши сердца своей грацией, изяществом, стремительным полетом. Слайд 4-5.

Но у человека к разным животным отношение бывает предвзятое. Как часто в повседневной жизни мы встречаемся с « вредными», « опасными», и « противными» животными. С каким пренебрежением мы к ним относимся, хотя не редко они приносят пользу. И вот о них сегодня мы продолжим свой разговор: о « безобразных» и « прекрасных».

На протяжении трех уроков мы знакомились с интерсными и необычными беспозвоночными животными. Какими?

На прошлом уроке мы рассмотрели особенности внешнего, внутреннего строения кольчатых червей, на примере дождевого червя, как представителя класса малощетинковые черви (олигохеты), выявили их более сложное строение по сравнению с плоскими и круглыми червями; особое внимание уделили образу жизни олигохетов и биологической роли в природе.

Сегодня мы закрепим полученные знания, познакомимся с другими представителями классов кольчатых червей и проведем контроль знаний по типам: плоские, круглые и кольчатые черви. Новые понятия. Слайд №8

Проверка дом. Задания.


  1. Какие классы выделяет тип Кольчатые черви. Слайд №9.

  2. В каких средах обитают кольчацы?

  3. Расскажите о внешнем строении кольчатых червей на примере дождевого червя как представителя класса малощетинковые.
Сравнить с представителями плоских и круглых червей. Слайд №10

  1. Какой образ жизни ведут малощетинковые черви? Сравнение с плоскими и круглыми.

  1. Слайд №11
Из каких слоев клеток состоит тело кольчатых червей? Сравнение с плоскими и круглыми

  1. Внутреннее строение.
Чем представлены органы чувств, дыхание?

Фронтально

Прогрессивная группа, двусторонняя симметрия тела преимущественно свободнодвижущие, на теле: головной, туловище и хвостовой отдел. Туловище из сегментов длина от 0,5 до 3 м., движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особые парные выросты по бокам каждого сегмента –параподии, которые есть не у всех червей.Среди олигохет есть от 0,5 мм до 40 см. Вместо параподий на теле имеются щетинки 4 пучка по кругу (табл), их тело покрыто слизью.

Почве, пресных соленых водоемах, не прихотливы к содержанию кислорода, передний конец в ил, задний улавливает кислород, пит заглатывают ил переваривая органич. Вещества.

Диапауза- защитная капсула.

3 слоя, перегородки вдоль и поперек на отдельные сегменты, внутри жидкость. Вторичная полость тела в которой находятся внутренние органы.

У плоских паренхима, кожно-мускульный мешок, у круглых внутри жидкость, которая придают упругость.

Зрение, осязание, вкуса, обоняния, равновесия, слуха

Через влажную поверхность тела, жаберные выросты.


7)Слайд №12 Системы внутренних органов.

К доске 4 человека распределяют правильно цифры и называют органы. Остальные подписывают в путеводных листах. Приложение №1

Происходит усложнение?

8)Слайд №13 . Ребята, какой вопрос я должна задать? Половое размножение. Сравнение с плоскими и круглыми.

9) Какова роль дождевого червя в природе? Слайд №14

10) выводы: Слайды №15-16


- пищеварительная-глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка.

Нервная- окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка

Кровеносная- спинной, брюшной кровеносный сосуд, « сердца»

Выделительная- трубочки метанефридии.

Есть раздельнополые, есть гермафродиты. Соприкасаясь обмениваются половыми клетками, яйца поступают в специальное образование на теле – поясок, сползает с перед. Конца в почву. Фрагментация.

Развитие: прямое.


  1. Новая тема.
1)Слайд №17 -18 Познакомимся с представителями класса многощетинковые черви (полихеты)

Что вы думаете о внешнем строении?

Работа в группах. Слайд №19

Полихетов свыше 6 тыс видов обитает в морях. Пресные воды п-в Таймыр, оз. Байкал, рек Северной Америки проникли представители одного рода. Членистое тело полихет состоит из трех отделов: головной лопасти, сегментированного туловища и задней анальной лопасти. На голове-щупальцы « антенны» несут мелкие глазки, также расположен рот. На втором и последующими члениками – параподии, со с щетинками несут жаберные выросты. Замкнутая кровеносная система, сердца нет, кровь движется за счет сокращения основных сосудов, капилляры подходят к жабрам, гдеи кровь насыщается кислородом, кровь – бесцветная, зеленая, красная. Остальные системы как у дождевого червя.Большинство раздельнополые, развитие происходит с чередованием жизненных форм, у некоторых наблюдается забота о потомстве. Слайд №20.

2)Слайд №21Серпула

Слайд №22 Афродита

Слайд №23Нереис

Из семейства нереид самый большой представитель 60-70 см. в длину.

Слайд №24

Из полихет особого упоминания заслуживает палоло. Туземцы ловят их – палоло считается здесь изысканным лакомством. Для местных жителей время массового всплытия червей – « праздник палоло»

Слайд №25 Эти крошечные монстрики похожи на пришельцев с другой планеты, но на самом деле это просто существа из глубин океанов. Они обитают под огромным давлением моря, куда не проникает солнце.

Физ. минутка.

На доске названия червей, молча глазами найти правильный ответ.

Слайд №26

Класс пиявок невелик –около 400 видов. У них постоянное число сегментов -33, реже -30. Тело вытянуто, сплюснуто в спинно- брюшном направлении, на переднем конце – присоска, ротовая, на заднем другая, у них нет параподий и щетинок. Пиявки плавают волнообразно изгибая тело, или «шагают» по грунту, переменно прикрепляясь передней и задней присосками. Главное отличие пиявок от олигохет – исчезновение вторичной полости, целома, она зарастает рыхлой соединительной тканью паренхимой. Гермафродиты.

Обитают в основном в пресных водоемах, но могут жить в слабосоленых, в почве и на поверхности суши. Обитатели холодных водоемов могут вступать в анабиоз – такое состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются.

Значение: Большую пользу приносит медицинская пиявка. Велико ее значение пи лечении заболеваний, связанные с гипертонией, развитию тромбов, склерозе. В слюне пиявок находится белок гирудин, препятствующий свертыванию крови. Медицинские пиявки ценятся, в наших водоемах можно встретить большую ложноконскую пиявку, но она кровь не сосет.

Общая характеристика. Слайд №27


Фронтально

Работа в группах. Составить общую характеристику полихетов.


Общую характеристику вы запишите дома при заполнении таблицы. Слайд №28.

Проведение физ. минутки.


А сейчас групповая работа. На закрепление ранее полученных знаний, на внимательность по новой теме. Приложение №2

Ученику каждой группы задается вопрос. Ответ должен быть аргументирован.

Работа в группах. Дом. Задание творческие вопросы от каждой группы.

Индивидуальная работа. Тестирование. Приложение №3.

Самооценка. Приложение №4.


Оценка учителя за урок.

Оценка урока учениками « смайлики»

Вопросы для групповой работы.

Группа №1


  1. Большинство многощетинковых червей раздельнополые.

  2. Кровеносная система дождевого червя замкнутого типа.

  3. Медицинские пиявки используются для снижения артериального давления, растворение тромбов.

  4. Размножение палоло происходит на дне моря.
Группа №2.

  1. Упрощение в строении малощетинковых кольчатых червей связано с роющим образом жизни.

  2. Дождевой червь способен к регенерации.

  3. Все представители кольчатых червей дышат поверхностью кожи.

  4. У всех кольчатых развитие прямое.
Группа №3.

  1. Все пиявки используются в медицине.

  2. Засуха опасна для дождевых червей.

  3. У всех представителей кольчатых червей имеется вторичная полость тела.

  4. Нервная система кольчатых состоит из парных надглоточных узлов и брюшной нервной цепочки.
Группа №4

  1. Пиявки имеют постоянное число сегментов.

  2. Некоторые представители многощетинковых червей являются деликатесом.

  3. При неблагоприятных условиях дождевой червь вступает в диапаузу.

  4. У многощетинковых червей может проявляться забота о потомстве.
Группа №5.

  1. Тело червя уплощенное, состоит из сегментов (33), без щетинок, с двумя присосками.

  2. Кольчатые черви наиболее прогрессивный тип червей.

  3. Пиявки чувствительные к загрязнению водоема

  4. Кто из представителей кольчатых может впадать в анабиоз.
Творческие вопросы.

  1. Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

  2. В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком
    поместили несколько дождевых червей. В течение 3-х месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажнялипесок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный внесколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чегоон состоит?
В 1939-1941 гг. из Азовского в Каспийское море было перевезено 60 тыс. червей нереид. Через три года после этого рыбакамКаспия в уловах рыбы стали попадаться более крупные осетры,севрюги, чем прежде. С какой целью акклиматизировали нереид?
4. Если на кожу дождевого червя попадает стиральный порошок, то содержащиеся в нем вещества образуют на кожи червя непроницаемую для воздуха пленку. К каким последствиям это может привести? Свой ответ поясните. Почему садоводам и огородникам: нельзя поливать растения водой, в которой стиралось белье.

Изучая особенности образа жизни дождевых червей, юные зоологи установили: в сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Почему?

7. Крот – любитель дождевых червей, как он их отлавливает?
8.Гирудин,который пиявки впрыскивают в ранку при укусе вместе со слюной. После укуса пиявки ранка долго кровоточит. Какое значение имеет гирудин для питания пиявки?

^ Тестирование по теме « Плоские, круглые, кольчатые черви»

Вариант 1

1. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

а) около 25 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка

^ 4. Тип Кольчатые черви включает классы…

в) в тонком кишечнике человека

г) в мышцах

^ 6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик

^ МОЯ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
.

Вариант 2

1. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

^ 2. Сколько видов кольчатых червей известно зоологам к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

^ 4. Тип Круглые черви произошли от…

а) кишечнополостных

б) древних плоских червей

в) кольчатых червей

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

г) в мышцах

^ 6. Многощетинковые черви преимущественно обитают в…

а) прибрежной полосе морей

в) небольших водоёмах

7. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют…

а) комары

б) комнатные мухи
^ МОЯ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

Вариант 3

Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. В какой тип объединяют раздельнополых животных, имеющих веретёнообразное тело (круглое на поперечном разрезе), жидкостную полость тела с расположенными в ней внутренними органами?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

^ 2. Сколько видов круглых червей описано зоологами к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

^ 3. Из перечисленных видов червей отметьте кольчатых червей.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

^ 4. Тип Плоские черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

6. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами.

МОЯ САМООЦЕНКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

Дневник наблюдений

1. Мы плывём уже третьи сутки на юг, подплываем к Меланезии, а именно к островам Вануату. На небе уже взошла луна, но то, что мы увидели, нас очень удивило. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причиной этому явлению стал ____________________________________ . Его фотография:

2. Мы прибыли к берегам Австралии. Пришлось высадиться на берег, чтобы закупить продукты для нашего путешествия. И вот, что мы узнали: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это животное называется _____________________________________ . Вот его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

3. И вот мы у берегов Баренцева моря, но всё ещё в лодке. Здесь мы встретили ___________________________ . Вот что для него характерно: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПИЯВКА

Пиявки (лат. Hirudinea) – подкласс кольчатых червей из класса поясковых (Clitellata). Большинство представителей обитают в пресных водоёмах. Некоторые виды освоили наземные и морские биотопы. Русское слово «пиявка» образовано от глагола «пить». Пиявки питаются кровью позвоночных, моллюсков, червей и т. д., встречаются также виды-хищники, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). Некоторые едят кровь земноводных и растительную пищу.

Пиявка медицинская (Hirudo officinalis) - водится на севере России, так в особенности на юге, на Кавказе и Закавказье. Пиявки составляли в XIX веке выгодный предмет вывоза: за ними приезжали на Кавказ греки, турки, итальянцы и др. Сверх того производилось искусственное размножение пиявок в особых бассейнах или парках по системе Сале в Москве, Петербурге, Пятигорске и Нижнем Тагиле. Россия поставляла в Европу около 70 миллионов пиявок в год.

Гирудотерапия – метод нетрадиционной медицины, лечение различных заболеваний человека с использованием медицинской пиявки. Лечение пиявками ранее использовалось в общепринятой медицине, но в XX веке вышло из употребления, в связи с появлением синтетических антикоагулянтов, в том числе, гирудина. Лечебные свойства медицинской пиявки известны людям на протяжении тысячелетий. Наиболее широкое применение медицинские пиявки получили в XVII–XVIII веках в Европе для кровопусканий в связи с концепцией «дурной крови», господствовавшей тогда в медицине. В наше время лечение с помощью медицинских пиявок переживает второе рождение.

В пиявках могут длительное время сохранять жизнедеятельность патогенные микроорганизмы. Например, возбудитель брюшного тифа выживает в организме пиявки до 30 дней, паратифа B - до 90 дней.

Источники: ,

ПАЛОЛО

Своеобразной пищей служит крупный (30 - 40 см) многощетинковый кольчатый червь - палоло. Обычно в течение года он прячется в расщелинах скал, среди рифов, но в строго определенное время всплывает на поверхность океана для совершения брачного танца. В районе архипелага Самоа это происходит в октябре и ноябре, когда луна вступает в последнюю четверть. В Атлантике, у берегов Флориды и Вест-Индии, родственный палоло червь размножается в течение 3 дней в последнюю четверть луны, между 29 июня и 23 июля. В Амбоине, на Малайском архипелаге, подобный червь, называемый «ва-во», роится на вторую и третью ночь после полнолуния в марте и апреле. А японский палоло «бачи» появляется в октябре и ноябре после новолуния и полнолуния. Эта связь половой цикличности с фазами луны весьма примечательна. Но что особенно интересно, в роении участвует лишь его задняя часть. Разбухшая от яиц или молок, она отрывается от тела и всплывает. Передняя же еще глубже забивается в расщелину. Несметная масса палоло покрывает порой обширные пространства в десятки квадратных километров. Самки отличаются от светло-коричневых самцов своим серовато-индиговым или зеленоватым цветом. Вода становится опаловой. Ветер и течения образуют из икры длинные полосы, которые даже опытными моряками не раз принимались за буруны. Палоло ловят, вычерпывая сеткой, банкой или черпаком прямо из воды. Эту густую, извивающуюся клубками коричневато-зеленую массу можно есть сырой без всяких приправ, завертывать в листья хлебного дерева или отваривать . Вкусом и запахом палоло напоминает свежую рыбью икру и считается у жителей Полинезии, Меланезии, Микронезии и Вест-Индии большим деликатесом.

Источник:

«Эти черви достигают полуметровой длиной, живут очень скрытно, не показываясь на поверхности рифов. Там, на глубине, с ними происходят не совсем обычные преобразования: у каждого червя отрастает длинный "хвост", который состоит из отдельных члеников, начиненных икрой или молоками. А дальше, по неизвестной науке причине, палоло начинает вести себя совершенно загадочно.

Ежегодно, в октябре и ноябре, во время полнолуния, в "хвостах" палоло заканчивается созревание икры и молок. Далее, по мере уменьшения луны, скрытников-палоло охватывает трепетное, все растущее "волнение", в их организме происходят еще более резкие изменения: палоло начинают подчиняться таинственному, странному призыву луны, и чем сильнее становится этот призыв, тем больший "страх" охватывает переднюю часть палоло. Тогда они забиваются поглубже в расселины, а задняя, хвостовая, их часть так же неудержимо начинает рваться из расщелины на волю, в открытое море, к лунному свету.

Дважды в год, в октябре и ноябре, но обязательно за день до наступления последней четверти луны, напряжение среди палоло достигает предела, и тела их разрываются на две части: передняя съеживается в расщелине, а задняя вырывается на волю и всплывает к поверхности. Здесь членики "хвоста" лопаются, молоки смешиваются с икрой, а чехольчики тонут. Это происходит сразу со всеми палоло и называется их роением.

Для полинезийцев палоло - настоящее лакомство; они едят их сырыми прямо во время ловли, жарят, завернув в пальмовые листья, солят, делают запасы…

Исполнив свое назначение, кусочки червей дождем падают на дно, но еще налету становятся добычей рыб и ракообразных. Те же, что достигают дна, большей частью достаются камбалам, бычкам, крабам, морским звездам и другим донным хищникам и трупоедам».

Отрывок из произведения Игоря Забелина «В погоне за ихтиозаврами»

АВСТРАЛИЙСКИЙ ГИГАНТСКИЙ ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

Когда рыбак копает червей для предстоящей рыбалки, то ему, конечно, хочется найти кого-нибудь побольше. Но что бы он сказал, если бы обнаружил под землей червя длиной в 3 метра? А, между тем, такие черви водятся в Австралии. Правда, на крючок их никто не насаживает - их численность и так слишком мала, поэтому они находятся под охраной государства.

Австралийский гигантский дождевой червь - самое крупное из всех известных подземных беспозвоночных в мире. Он обитает исключительно в Гиппсленде - сельском районе штата Виктория площадью всего в 1000 кв. км. Да и то, встретить его тут можно далеко не на каждом углу - как настоящий дождевой червь, он выбирает для жизни глинистую и влажную почву недалеко от водоемов. Взрослая особь гигантского австралийского червя достигает в длину 2,5-3 метров при толщине тела в 2-3 см и весе около 700 г. Неудивительно, что издалека ее можно перепутать с длинной исхудавшей змеей. Гигантские дождевые черви крайне редко выползают на поверхность - всю свою жизнь они проводят в длинных подземных туннелях, которые самостоятельно выкапывают. Обычно червь роет землю передней частью своего тела, однако, если грунт слишком твердый, он пропускает его через кишечник и кучками выбрасывает на поверхность. За сутки одна особь способна переработать 500-700 г почвы.

Забавно, что при движении под землей гигантский червь ведет себя очень шумно - причмокивает, булькает или жужжит. А все потому, что стенки его туннелей покрыты специальным секретом, который облегчает скольжение. Жители Австралии очень почитают своих необычных соседей. В их честь даже учредили ежегодный международный фестиваль «Кармаи» (название червя на наречии местных аборигенов). Кроме того, в 1985 году был выстроен стометровый аттракцион-музей, посвященный гигантскому дождевому червю.

ПЕСКОЖИЛ

Морской пескожил (лат. «обитатель песка морской») - вид многощетинковых червей. Крупные черви длиной до 20 см, обитающие в U-образных норках, которые роют в илисто-песчаном грунте. Питаются, пропуская через кишечник донный осадок. Пескожилы населяют приливно-отливную зону и верхнюю сублитораль морей Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана, где образуют плотные поселения на обширных территориях - «пескожильные пляжи».

Эти черви могут образовывать целые огромные колонии, в которых на один квадратный метр может их быть до 300000 особей. Рыба может полакомиться лишь хвостом пескожила. Но это не является проблемой для червя. Проходит некоторое время и задняя часть пескожила снова отрастает. Кроме рыб любят полакомиться пескожилом чайки, иглокожие и разные ракообразные. Используют для своих целей рыбаки, они гибнут тысячами из-за плохой окружающей среды, но их популяции ненамного уменьшаются благодаря хорошей плодовитости. Кроме того, что эти черви используются в рыболовной отрасли, им нашли достойное применение в медицине. В их тканях нашли отличное вещество, которое обладает широким спектром антимикробного действия.

Источники: ,

Конспект урока по биологии по теме: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.

7 класс (по концентрическому принципу ФГОС)

Учебник «Биология:Многообразие живых организмов.7кл.:В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2014»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.

Цель: расширить знания о многообразии кольчатых червей;

Познакомиться с характерными особенностями представителей классов типа Кольчатые черви; раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: учебник «Биология:Многообразие живых организмов.7кл.:В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.-М.: Дрофа, 2014» (построенный по концентрическому принципу), телевизор, видеофильм «Тип Кольчатые черви», мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Учитель: - организационный момент;

Тема урока (запись в тетрадь);

Постановка (самостоятельно) цели урока.

I. Актуализация знаний

1. Общая характеристика типа Кольчатые черви: \ответ\

Трехслойные целомические многоклеточные животные

Двусторонне-симметричные

Метамерная сегментация тела

Нервная система состоит из парного надглоточного ганглия с брюшной нервной цепочкой

Органы выделения-нефридии-расположены посегментно

Эктодерма выделяет кутикулу

Имеются хитиновые щетинки, расположенные посегментно (кроме пиявок)

Кровеносная система замкнутая.

2. Выполнение задания \через проектор\

Задание

Выпишите по порядку цифры, за которыми приведены сведения о типе кольчатые черви:

  1. Тело плоское
  2. Тело двусторонне-симметричное
  3. Тело асимметричное
  4. Кровеносная система отсутствует
  5. Кровеносная система незамкнутая
  6. Кровеносная система замкнутая
  7. Имеется брюшная нервная цепочка
  8. Нервная система состоит из парного надглоточного ганглия и брюшной нервной цепочки
  9. Одноклеточные животные
  10. Многоклеточные животные
  11. Двуслойные животные
  12. Трехслойные животные

Ответ: 2,6,8,10,12 \через проектор\

II. Изучение нового материала

Учитель: Переходим к изучению новой темы(запись в тетради). Каковы цели нашего урока? Предлагаю просмотреть видеофрагмент фильма «Тип Кольчатые черви», выделить и обратить внимание на следующие моменты:

  1. Классификация типа Кольчатые черви.
  2. Представители классов, их многообразие.
  3. Среда их обитания.
  4. Особенности жизнедеятельности:

Строение

Передвижение

Питание

Размножение.

5. Значение животных в природе и в жизни человека

Учитель: Предлагаю более детально в группах / используйте фрагменты видеофильма/ познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности представителей классов типа Кольчатые черви (работа в группах) и заполнить таблицу, прочитав статьи на стр.125-131 (7-8 мин.). /У обучающихся пустографка/. Защита конспекта своей группы и полное ее заполнение /через проектор/.

Схема-конспект

Признак сравнения

Класс многощетинковые черви (нереида)

Класс малощетинковые черви (дождевой червь)

Класс Пиявки

1.Местообитание

Морские водоемы

почвы

Пресные водоемы

2.Образ жизни

свободный

свободный

3.Наличие параподий

есть

4. Щетинки

много

4 пучка по 2 щетинки

5.Наличие головы

есть

Обособлена слабо

Обособлена слабо

6.Размножение

раздельнополые

гермафродиты

гермафродиты

7.Оплодотворение

Наружное

перекрестное

перекрестное

8.Роль в природе и жизни человека

Участвуют в почвообразовании, очищают воду, корм для животных

III. Задание на дом: статьи на стр. 125-131. Нарисовать представителей классов (на листе А4, по группам) / для обучающихся архитектурного профиля /. Презентации (по желанию). Дайте систематическое положение виду дождевой червь (империя, надцарство, царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид (червь дождевой).

IV. Рефлексия

Учитель: На этапе закрепления материала выполняем лабораторную работу (5 мин.). \ Рисунки 7 представителей, определить вид и подписать /. Проверка и оценивание / все обучающиеся получили отметки по итогам работы во время урока/.

Мы достигли цели урока? Что нового вы узнали по данной теме?

Спасибо за урок!